=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)


*  8 января 2006 г. ст.ст., суббота (пo Богоявлении)
  литургические чтения: Еф.6:10-17; Мф.4:1-11 *.



?> Для чего Евангелие рассказывает об искушениях Христа в пустыне?

> Может быть,   вы обратили внимание на то,  что Христос обычно ничего
> не рассказывал о Себе лично,   и лишь немногие исключения мы находим
> в  Евангелии, и вот таким исключением является сказание об искушении
> в пустыне.   Это внутренний мир Христа.  Кто мог рассказать об этом?
> Он ведь был там один. Один, и только звери пустынные, шакалы и птицы
> хищные  были  там.   'Был,  - говорит евангелист Марк,  -  в пустыне
> со  зверями'.   Значит,   если три евангелиста об этом рассказывают,
> у  них   был  какой-то  источник.  Какой это источник? Я думаю,  что
> не  ошибусь,  если  предположу,  что  это был рассказ Самого Христа.
> Почему я так думаю? Потому что на протяжении многих лет, до тех пор,
> пока  Он  не вышел на проповедь, Он жил скрыто, в маленьком поселке.
> Евангелисты,    не получив  информации о Его жизни в те годы, молчат
> об  этом,  целомудренно, я бы сказал, исторически достоверно молчат.
> Они  не  придумывают тех сказок,  басен, легенд,  которые мы находим
> в    апокрифах.   Некоторые   апокрифы   повествуют,   как   Христос
> путешествовал  в  Индию и там учился у йогов, но в словах Христа нет
> ни  малейшего  намека  на это, нет ни малейшего оттенка классических
> индийских  идей  и образов. Поэтому евангелисты ничего и не говорили
> об этом скрытом периоде Его жизни.   А вот  о сорока днях  в пустыне
> они  рассказывают  (сорок  дней  -  это условный период, он означает
> время испытаний: сорок лет были древние израильтяне в пустыне, сорок
> дней  Моисей  находился  на  горе  Синай).      На  какое-то   время
> Ему  потребовалось   уединение,     я  бы сказал  даже   по-земному:
> полное    одиночество.      И   тогда   с  Ним   что-то   произошло.
> Что-то  таинственное  и настолько важное для всего Его служения, что
> Он счел необходимым как-то косвенно поведать об этом ученикам. И они
> передают  это нам в виде очень сходных трех сказаний у Матфея, Марка
> и Луки.

> Старинные  картины,  известные  гравюры нередко изображают искушения
> Христа  в пустыне в виде Его диспута с дьяволом, который представлен
> в  образе  какого-то  чудовища  или   мрачного   человека.   Недавно
> по  телевидению  показывали   фильм Пазолини  'Евангелие от Матфея',
> там искуситель представлен в виде путника с мрачным лицом,   одетого
> в одежду бедуина,   который обращается к Нему со словами  искушения.
> Но  это  только образ. Главное совершалось в таинственнейшей глубине
> Его  духа.  И  это  было  очень  важно, потому что Он осознавал Себя
> посланцем  в  этот  мир.  Представить себе это сознание мы не можем,
> наше сознание гораздо более суженное. Но тем не менее для чего-то Он
> это  рассказал. Если бы эти искушения касались только Мессии, только
> Богочеловека,    только Его тайны,  Он бы никогда нам об этом ничего
> не  рассказал. Нет в Евангелии лишнего! Нет такого, что было бы дано
> только        для    удовлетворения        нашего       любопытства,
> простой любознательности.

> И  вот  искушение  первое.  Оно  запечатлено  на  картине  Крамского
> 'Христос   в  пустыне'.  Крамской  признавался  сам,  что  он  хотел
> представить  на этой картине человека на распутье. Но, как это часто
> бывает у больших мастеров, его произведение вышло за рамки того, что
> он  задумал  первоначально.   Как  Сервантес  сначала задумал сатиру
> на  рыцарские романы,   а потом у него получился печальный и великий
> и смешной Дон Кихот, так и Крамской, желая вначале просто изобразить
> некое  распутье  в  человеческой  жизни,  раздумье о судьбах, сделал
> нечто  большее.  Многие  из вас эту картину помнят. Так вот, главный
> вывод:  всё это относится и к нам тоже. Христос отказался привлекать
> к  Себе  людей  только  материальными благами. Он сказал: 'Не хлебом
> единым будет жить человек'.

> Удивительно,  что  Он,  живя среди людей бедных, людей, материальный
> уровень которых не возвышался над средним,   почему-то часто говорил
> о  богатстве.  Очевидно,  потому,  что  Он  имел  в виду не какую-то
> сверхъестественную   роскошь,  а  то,  что  может  быть  свойственно
> человеку  на  любом уровне его материального благополучия, - земное,
> вещистское  сознание,  прикованное только к материальному. Заметьте,
> что  движение  нищенствующих  проповедников  возникло в Средние века
> среди бедноты. Не среди богачей появились святой Франциск Ассизский,
> Доминик  и  другие  нищенствующие.  И  в России нестяжатели, монахи,
> которые жили в Заволжье, они тоже не были богатыми. Что же они имели
> в  виду?  Свободу!  Свободу  человека  от рабства вещам. Это рабство
> может  овладеть  человеком  в  любом  состоянии, независимо от того,
> богат он по общим стандартам или беден.

> И   еще  одно.  В  обещании  материальных  благ  содержится  элемент
> пропаганды,    элемент  игры  на человеческих элементарных чувствах.
> И  Христос не хочет, чтобы мы принимали Его истину из прагматических
> соображений,  ради  чего-то.  Сегодня я часто слышу такие слова: да,
> вера нужна, чтобы обуздывать нравы, вера нужна,  чтобы то-то,  то-то
> и то-то. Это рассуждение корыстное. Если вера - это только средство,
> что-то  вроде лекарства или цепи, на которую надо посадить человека,
> чтобы  он  не  безобразничал,  тогда  она никогда не будет настоящей
> живой  верой.    Нельзя   ставить   во  главу угла наши  требования,
> наши  потребности.   Здесь  все гораздо глубже и важнее,  потому что
> в  основе  всего  лежит наше человеческое призвание. Человек призван
> жить  не  только  животной,  родовой, бытовой жизнью. Человек прежде
> всего  -  духовное  существо,  он счастлив, когда у него открываются
> крылья,  невидимые  крылья.  И  привязанность  к  земному эти крылья
> подрубает. Тогда человек действительно глубоко несчастен.

> Мы  знаем  в  истории  прошедших  наших  десятилетий, какую огромную
> ставку  делали  все  на изменение материальных условий жизни. Многим
> казалось,  что  вот  улучшатся эти условия, и 'тогда пойдет у нас уж
> музыка не та'... Да, конечно, человек должен стремиться к достойному
> образу  жизни, чтобы материальные заботы его не топтали, не унижали,
> чтобы  не  получалось  так,  что бОльшая часть его времени посвящена
> охоте  за  пищей и одеждой. Но это только первый шаг. А второй шаг -
> это  ошибка:   если  человек  добыл в этой охоте одежду и пищу,  всё
> у  него  как бы решается. Это не так. Трагичность человеческой жизни
> не   исчезает,   даже   если  полностью  удовлетворены  материальные
> потребности. И это доказано душевно-духовным состоянием тех обществ,
> где материальный уровень достаточно высок.

> Второе искушение - это искушение чудом. Встречаясь с людьми, беседуя
> с  ними на разные темы, я очень часто слышу и от вас получаю записки
> с   вопросами  о  теософии,  оккультизме,  различных  паранормальных
> явлениях.  Здесь  есть  много  здорового интереса, любознательности,
> действительно  нас  поражают  необыкновенные феномены, но есть и еще
> кое-что.  Есть стремление найти какое-то эффективное, неопровержимое
> знамение,  которое  бы  нас  приковало  и  заставило бы нас признать
> духовную   реальность.   Но  Бог  так  не  хочет,  потому  что  вера
> вынужденная,   вера,  которая  как  бы  сдается  перед  неизбежными,
> тяжелыми,  как паровой каток, аргументами или доказательствами чуда,
> теряет свою свободу.

> Заметьте,   что  <по  воскресении>    Христос  не  явился ни Пилату,
> ни  Каиафе,  никому из Своих врагов. Ибо, если бы это произошло, они
> бы  раскаялись  и  признали  Его посланником  Неба,   но ведь просто
> из  страха,  а не потому  что  в их душе произошел переворот. Только
> из   страха.  Такая  вера  ничего  не  стоит.  Такая  вера  является
> вынужденной,   вымученной,   рожденной  под  нажимом  обстоятельств.
> Поэтому,    когда  сатана  сказал  Иисусу: 'Бросься вниз перед всеми
> с  крыши  храма!  Ты  останешься  цел  -  и все пойдут за Тобой!'  -
> Он   ответил  словами  Библии,  Ветхого Завета:  'Не искушай Господа
> Бога твоего'.

> Наконец,   третье  искушение  -   властью.  Но  не  простой властью,
> а  властью,  построенной  на  жестокости,  на угнетении, на унижении
> человеческой  личности,  властью, построенной на триумфе зла. Сатана
> во мгновение ока показывает Христу весь мир,   все царства мира сего
> и говорит Ему гордо: 'Поклонись мне! Вот это всё принадлежит мне'.

> Да,  в  значительной степени он прав, и Христос в дальнейшем называл
> его  князем мира сего, или князем века сего. Он властвует, и если бы
> Христос поклонился ему как человек, как Мессия, как Божий посланник,
> это  означало  бы  прийти  и  возвестить истину,   насаждая ее огнем
> и   мечом.   Вот  антихристово  движение  к истине.  Кажется святым,
> а на деле - враждебно Духу Христову.

> Христос   отвергает   и  это  искушение  и  говорит:  'Господу  Богу
> поклоняйся,  Ему  Одному служи'. Таков Завет. Склониться перед силой
> зла,   перед   насилием   -  означает  изменить  своему  внутреннему
> призванию.   И   победив   'до   времени'  искусителя,  как  говорит
> евангелист,  Христос  спускается  в  долину.  И  об этом в Евангелии
> сохраняется   рассказ,   потому что  все  мы с вами  также находимся
> перед этими проблемами.

> Смириться перед злом, признать его силу,   пойти на компромисс с ним
> и  думать,   что  в  этом  заключается  христианское   непротивление
> и  смирение?  Ничего  подобного!  Ничего подобного. Именно Евангелие
> бросает этому злу вызов.

> И   о  чудесах.  Я  знал  людей,  которые,  открыв  необычайный  мир
> таинственных  явлений, делали первый шаг к более глубокому пониманию
> мира. Но первый шаг, не далее, потому что в противном случае для нас
> всегда  будет  актуальна  необходимость  доказательств: яви, покажи,
> заставь  нас!  Между  тем  Евангелие  - это дух свободы. А что такое
> свобода?   Это   вовсе  не  анархия,  не  хаос,  а  это  возможность
> максимального  раскрытия  человеческих даров, которые заложены в нас
> изначально.  Свобода  -  это ответственность человека перед Творцом.
> А   из   веры,   которая   лишена   возможности   выбрать,  исчезает
> ответственность, исчезает практически всё.
                [ свящ. Александр Мень.
                  (Ответы на вопросы после лекции)
                  www.alexandrmen.ru/books/voprosy/otvet_03.html ]


        -------------------------------------
        * параллели к еванг. чтению: Мк.1:12-13; Лк.4:1-13;
         эпизод N22 по "Брюссельскому согласованию"




  ПО ТЕМЕ евангельского чтения СМОТРИ:

    • Пустыня. Скорби и утешения. Промысл
      (прп. Исаак Сирин, митр. Антоний Блум)
              www.messia.ru/rasylka/004/684.htm#0
    • Яков Кротов: "не так страшен чёрт..."
              www.messia.ru/rasylka/003/322.htm#0
    • Он же: *Ответ без ответа*
        www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/04_03.htm 
    • Он же: "Сатана не знает, что Иисус есть Мессия....."
        www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/04_01.htm
    • свящ. Александр Мень: Вера и чудеса
       www.alexandrmen.ru/books/pochemy/vera_i.html
    • Он же - Крещение Господне
        www.alexandrmen.ru/books/svetvtme/svtms205.html
    • Он же - ИИСУС В ПУСТЫНЕ
        www.alexandrmen.ru/books/son_max/son_03.html


  ПО ТЕМЕ апостольского чтения сб. по Богоявлении
            (духовная брань, дух. оружие) СМОТРИ:
              www.messia.ru/rasylka/002/274.htm#0


         
Этот день в календаре РПЦ:
http://days.ru/day.php?date=20060108&key=days


***************************************************************** * *
  к чтениям воскресенья по Богоявлении (Еф.4:7-13; Мф.4:12-17)
        www.messia.ru/rasylka/005/1041.htm#0
   (митр. Сурожский Антоний;
    ссылки на тексты прп. Макария Египетского; свящ. Якова Кротова)

   Завтра память cвт. Филиппа, митр. Московского (1569)
   (     www.messia.ru/rasylka/003/319.htm#0 -
                            свящ. Александр Мень)
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Потом Иисус был уведен Духом в пустыню, чтобы там Его испытал дьявол.
 Иисус провел сорок дней и сорок ночей в посте и сильно проголодался.
 Дьявол, испытывавший Его, подошел и сказал Ему:
 "Если Ты Сын Бога, скажи, пусть эти камни станут хлебом".
 Иисус ответил:
 'В Писании сказано:
  "Не только хлебом должен жить человек,
   но и каждым словом, / исходящим из Божьих уст"'.
 Тогда дьявол приводит Его в святой город,
 ставит Его на самый верх Храма
 и говорит Ему:
 'Если Ты Сын Бога, бросься вниз. Ведь Писание говорит:
  Бог "ангелам Своим повелит оберегать Тебя - /
  они на руки подхватят Тебя,
  чтобы нога Твоя не споткнулась о камень"'.
 Снова берет Его дьявол, на очень высокую гору,
 показывает Ему все царства мира во всем их блеске и говорит Ему:
 "Я всё это отдам Тебе, если Ты, пав на землю, поклонишься мне".
 Иисус ответил ему:
 'Прочь, Сатана! Ведь Писание говорит:
  "Господу, Богу твоему, поклоняйся, / и Его одного почитай"'.
 Тогда дьявол оставил Его.
 Тут же пришли к Иисусу ангелы и прислуживали Ему.*
                                        (Мф.4:1-11)
                                * * *
*Укрепляйте себя в единении с Господом Его мощью и силой.
 Наденьте Божьи доспехи -
 тогда вы сможете устоять перед кознями дьявола.
 Потому что мы ведем бой не с людьми из плоти и крови,
 а с Началами, с Властями,
 со вселенскими повелителями этого мира тьмы,
 с духовными силами зла в небесном мире.
 И поэтому наденьте Божьи доспехи,
 чтобы у вас хватило сил противостоять им в черный день
 и, всё преодолев, выстоять.
 Так стойте неколебимо,
 опоясав себя истиной и облекшись в панцирь праведности.
 Пусть обувью вашей будет готовность нести Радостную Весть о мире.
 И кроме того, крепко держ`ите в руках щит веры -
 им вы погасите все раскаленные стрелы Врага.
 Возьмите еще шлем спасения и меч Духа, то есть Слово Бога.*
                                                (Еф.6:10-17)
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-

Этот выпуск в архиве: ../../rasylka/006/1387.htm
Сайт "Христианское прос вещение" -> http://messia.ru
>Форум сайта< 
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме,в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы...

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»