Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7) * 8 января 2006 г. ст.ст., суббота (пo Богоявлении) литургические чтения: Еф.6:10-17; Мф.4:1-11 *. ?> Для чего Евангелие рассказывает об искушениях Христа в пустыне? > Может быть, вы обратили внимание на то, что Христос обычно ничего > не рассказывал о Себе лично, и лишь немногие исключения мы находим > в Евангелии, и вот таким исключением является сказание об искушении > в пустыне. Это внутренний мир Христа. Кто мог рассказать об этом? > Он ведь был там один. Один, и только звери пустынные, шакалы и птицы > хищные были там. 'Был, - говорит евангелист Марк, - в пустыне > со зверями'. Значит, если три евангелиста об этом рассказывают, > у них был какой-то источник. Какой это источник? Я думаю, что > не ошибусь, если предположу, что это был рассказ Самого Христа. > Почему я так думаю? Потому что на протяжении многих лет, до тех пор, > пока Он не вышел на проповедь, Он жил скрыто, в маленьком поселке. > Евангелисты, не получив информации о Его жизни в те годы, молчат > об этом, целомудренно, я бы сказал, исторически достоверно молчат. > Они не придумывают тех сказок, басен, легенд, которые мы находим > в апокрифах. Некоторые апокрифы повествуют, как Христос > путешествовал в Индию и там учился у йогов, но в словах Христа нет > ни малейшего намека на это, нет ни малейшего оттенка классических > индийских идей и образов. Поэтому евангелисты ничего и не говорили > об этом скрытом периоде Его жизни. А вот о сорока днях в пустыне > они рассказывают (сорок дней - это условный период, он означает > время испытаний: сорок лет были древние израильтяне в пустыне, сорок > дней Моисей находился на горе Синай). На какое-то время > Ему потребовалось уединение, я бы сказал даже по-земному: > полное одиночество. И тогда с Ним что-то произошло. > Что-то таинственное и настолько важное для всего Его служения, что > Он счел необходимым как-то косвенно поведать об этом ученикам. И они > передают это нам в виде очень сходных трех сказаний у Матфея, Марка > и Луки. > Старинные картины, известные гравюры нередко изображают искушения > Христа в пустыне в виде Его диспута с дьяволом, который представлен > в образе какого-то чудовища или мрачного человека. Недавно > по телевидению показывали фильм Пазолини 'Евангелие от Матфея', > там искуситель представлен в виде путника с мрачным лицом, одетого > в одежду бедуина, который обращается к Нему со словами искушения. > Но это только образ. Главное совершалось в таинственнейшей глубине > Его духа. И это было очень важно, потому что Он осознавал Себя > посланцем в этот мир. Представить себе это сознание мы не можем, > наше сознание гораздо более суженное. Но тем не менее для чего-то Он > это рассказал. Если бы эти искушения касались только Мессии, только > Богочеловека, только Его тайны, Он бы никогда нам об этом ничего > не рассказал. Нет в Евангелии лишнего! Нет такого, что было бы дано > только для удовлетворения нашего любопытства, > простой любознательности. > И вот искушение первое. Оно запечатлено на картине Крамского > 'Христос в пустыне'. Крамской признавался сам, что он хотел > представить на этой картине человека на распутье. Но, как это часто > бывает у больших мастеров, его произведение вышло за рамки того, что > он задумал первоначально. Как Сервантес сначала задумал сатиру > на рыцарские романы, а потом у него получился печальный и великий > и смешной Дон Кихот, так и Крамской, желая вначале просто изобразить > некое распутье в человеческой жизни, раздумье о судьбах, сделал > нечто большее. Многие из вас эту картину помнят. Так вот, главный > вывод: всё это относится и к нам тоже. Христос отказался привлекать > к Себе людей только материальными благами. Он сказал: 'Не хлебом > единым будет жить человек'. > Удивительно, что Он, живя среди людей бедных, людей, материальный > уровень которых не возвышался над средним, почему-то часто говорил > о богатстве. Очевидно, потому, что Он имел в виду не какую-то > сверхъестественную роскошь, а то, что может быть свойственно > человеку на любом уровне его материального благополучия, - земное, > вещистское сознание, прикованное только к материальному. Заметьте, > что движение нищенствующих проповедников возникло в Средние века > среди бедноты. Не среди богачей появились святой Франциск Ассизский, > Доминик и другие нищенствующие. И в России нестяжатели, монахи, > которые жили в Заволжье, они тоже не были богатыми. Что же они имели > в виду? Свободу! Свободу человека от рабства вещам. Это рабство > может овладеть человеком в любом состоянии, независимо от того, > богат он по общим стандартам или беден. > И еще одно. В обещании материальных благ содержится элемент > пропаганды, элемент игры на человеческих элементарных чувствах. > И Христос не хочет, чтобы мы принимали Его истину из прагматических > соображений, ради чего-то. Сегодня я часто слышу такие слова: да, > вера нужна, чтобы обуздывать нравы, вера нужна, чтобы то-то, то-то > и то-то. Это рассуждение корыстное. Если вера - это только средство, > что-то вроде лекарства или цепи, на которую надо посадить человека, > чтобы он не безобразничал, тогда она никогда не будет настоящей > живой верой. Нельзя ставить во главу угла наши требования, > наши потребности. Здесь все гораздо глубже и важнее, потому что > в основе всего лежит наше человеческое призвание. Человек призван > жить не только животной, родовой, бытовой жизнью. Человек прежде > всего - духовное существо, он счастлив, когда у него открываются > крылья, невидимые крылья. И привязанность к земному эти крылья > подрубает. Тогда человек действительно глубоко несчастен. > Мы знаем в истории прошедших наших десятилетий, какую огромную > ставку делали все на изменение материальных условий жизни. Многим > казалось, что вот улучшатся эти условия, и 'тогда пойдет у нас уж > музыка не та'... Да, конечно, человек должен стремиться к достойному > образу жизни, чтобы материальные заботы его не топтали, не унижали, > чтобы не получалось так, что бОльшая часть его времени посвящена > охоте за пищей и одеждой. Но это только первый шаг. А второй шаг - > это ошибка: если человек добыл в этой охоте одежду и пищу, всё > у него как бы решается. Это не так. Трагичность человеческой жизни > не исчезает, даже если полностью удовлетворены материальные > потребности. И это доказано душевно-духовным состоянием тех обществ, > где материальный уровень достаточно высок. > Второе искушение - это искушение чудом. Встречаясь с людьми, беседуя > с ними на разные темы, я очень часто слышу и от вас получаю записки > с вопросами о теософии, оккультизме, различных паранормальных > явлениях. Здесь есть много здорового интереса, любознательности, > действительно нас поражают необыкновенные феномены, но есть и еще > кое-что. Есть стремление найти какое-то эффективное, неопровержимое > знамение, которое бы нас приковало и заставило бы нас признать > духовную реальность. Но Бог так не хочет, потому что вера > вынужденная, вера, которая как бы сдается перед неизбежными, > тяжелыми, как паровой каток, аргументами или доказательствами чуда, > теряет свою свободу. > Заметьте, что <по воскресении> Христос не явился ни Пилату, > ни Каиафе, никому из Своих врагов. Ибо, если бы это произошло, они > бы раскаялись и признали Его посланником Неба, но ведь просто > из страха, а не потому что в их душе произошел переворот. Только > из страха. Такая вера ничего не стоит. Такая вера является > вынужденной, вымученной, рожденной под нажимом обстоятельств. > Поэтому, когда сатана сказал Иисусу: 'Бросься вниз перед всеми > с крыши храма! Ты останешься цел - и все пойдут за Тобой!' - > Он ответил словами Библии, Ветхого Завета: 'Не искушай Господа > Бога твоего'. > Наконец, третье искушение - властью. Но не простой властью, > а властью, построенной на жестокости, на угнетении, на унижении > человеческой личности, властью, построенной на триумфе зла. Сатана > во мгновение ока показывает Христу весь мир, все царства мира сего > и говорит Ему гордо: 'Поклонись мне! Вот это всё принадлежит мне'. > Да, в значительной степени он прав, и Христос в дальнейшем называл > его князем мира сего, или князем века сего. Он властвует, и если бы > Христос поклонился ему как человек, как Мессия, как Божий посланник, > это означало бы прийти и возвестить истину, насаждая ее огнем > и мечом. Вот антихристово движение к истине. Кажется святым, > а на деле - враждебно Духу Христову. > Христос отвергает и это искушение и говорит: 'Господу Богу > поклоняйся, Ему Одному служи'. Таков Завет. Склониться перед силой > зла, перед насилием - означает изменить своему внутреннему > призванию. И победив 'до времени' искусителя, как говорит > евангелист, Христос спускается в долину. И об этом в Евангелии > сохраняется рассказ, потому что все мы с вами также находимся > перед этими проблемами. > Смириться перед злом, признать его силу, пойти на компромисс с ним > и думать, что в этом заключается христианское непротивление > и смирение? Ничего подобного! Ничего подобного. Именно Евангелие > бросает этому злу вызов. > И о чудесах. Я знал людей, которые, открыв необычайный мир > таинственных явлений, делали первый шаг к более глубокому пониманию > мира. Но первый шаг, не далее, потому что в противном случае для нас > всегда будет актуальна необходимость доказательств: яви, покажи, > заставь нас! Между тем Евангелие - это дух свободы. А что такое > свобода? Это вовсе не анархия, не хаос, а это возможность > максимального раскрытия человеческих даров, которые заложены в нас > изначально. Свобода - это ответственность человека перед Творцом. > А из веры, которая лишена возможности выбрать, исчезает > ответственность, исчезает практически всё. [ свящ. Александр Мень. (Ответы на вопросы после лекции) www.alexandrmen.ru/books/voprosy/otvet_03.html ] ------------------------------------- * параллели к еванг. чтению: Мк.1:12-13; Лк.4:1-13; эпизод N22 по "Брюссельскому согласованию" ПО ТЕМЕ евангельского чтения СМОТРИ: • Пустыня. Скорби и утешения. Промысл (прп. Исаак Сирин, митр. Антоний Блум) www.messia.ru/rasylka/004/684.htm#0 • Яков Кротов: "не так страшен чёрт..." www.messia.ru/rasylka/003/322.htm#0 • Он же: *Ответ без ответа* www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/04_03.htm • Он же: "Сатана не знает, что Иисус есть Мессия....." www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/04_01.htm • свящ. Александр Мень: Вера и чудеса www.alexandrmen.ru/books/pochemy/vera_i.html • Он же - Крещение Господне www.alexandrmen.ru/books/svetvtme/svtms205.html • Он же - ИИСУС В ПУСТЫНЕ www.alexandrmen.ru/books/son_max/son_03.html ПО ТЕМЕ апостольского чтения сб. по Богоявлении (духовная брань, дух. оружие) СМОТРИ: www.messia.ru/rasylka/002/274.htm#0 Этот день в календаре РПЦ: http://days.ru/day.php?date=20060108&key=days ***************************************************************** * * к чтениям воскресенья по Богоявлении (Еф.4:7-13; Мф.4:12-17) www.messia.ru/rasylka/005/1041.htm#0 (митр. Сурожский Антоний; ссылки на тексты прп. Макария Египетского; свящ. Якова Кротова) Завтра память cвт. Филиппа, митр. Московского (1569) ( www.messia.ru/rasylka/003/319.htm#0 - свящ. Александр Мень) * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Потом Иисус был уведен Духом в пустыню, чтобы там Его испытал дьявол. Иисус провел сорок дней и сорок ночей в посте и сильно проголодался. Дьявол, испытывавший Его, подошел и сказал Ему: "Если Ты Сын Бога, скажи, пусть эти камни станут хлебом". Иисус ответил: 'В Писании сказано: "Не только хлебом должен жить человек, но и каждым словом, / исходящим из Божьих уст"'. Тогда дьявол приводит Его в святой город, ставит Его на самый верх Храма и говорит Ему: 'Если Ты Сын Бога, бросься вниз. Ведь Писание говорит: Бог "ангелам Своим повелит оберегать Тебя - / они на руки подхватят Тебя, чтобы нога Твоя не споткнулась о камень"'. Снова берет Его дьявол, на очень высокую гору, показывает Ему все царства мира во всем их блеске и говорит Ему: "Я всё это отдам Тебе, если Ты, пав на землю, поклонишься мне". Иисус ответил ему: 'Прочь, Сатана! Ведь Писание говорит: "Господу, Богу твоему, поклоняйся, / и Его одного почитай"'. Тогда дьявол оставил Его. Тут же пришли к Иисусу ангелы и прислуживали Ему.* (Мф.4:1-11) * * * *Укрепляйте себя в единении с Господом Его мощью и силой. Наденьте Божьи доспехи - тогда вы сможете устоять перед кознями дьявола. Потому что мы ведем бой не с людьми из плоти и крови, а с Началами, с Властями, со вселенскими повелителями этого мира тьмы, с духовными силами зла в небесном мире. И поэтому наденьте Божьи доспехи, чтобы у вас хватило сил противостоять им в черный день и, всё преодолев, выстоять. Так стойте неколебимо, опоясав себя истиной и облекшись в панцирь праведности. Пусть обувью вашей будет готовность нести Радостную Весть о мире. И кроме того, крепко держ`ите в руках щит веры - им вы погасите все раскаленные стрелы Врага. Возьмите еще шлем спасения и меч Духа, то есть Слово Бога.* (Еф.6:10-17) |
|||||
-* В цитатах из Нового
Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
|||||
|
|||||