=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

ХРИСТОС ВОСКРЕС!!!


*  9 января 2006 г. ст.ст., воскресенье (по Богоявлении)
  литургические чтения: Еф.4:7-13; Мф.4:12-17 *.
  /память свт. Филиппа Московского, †1569;
   день рождения прот. Александра Меня, 1935-1990/



>                 4.12-17 ИИСУС НАЧИНАЕТ СВОЕ СЛУЖЕНИЕ
>                       (Мк 1.14-15; Лк 4.14-15)

> 12 Иисус, узнав, что Иоанн брошен в тюрьму, вернулся назад
> в Галилею. (13) Покинув Назарет, Он поселился в Капернауме, в городе
> у Галилейского моря, в земле Зевул`уна и Нафтал`и. (14) Это
> произошло, чтобы исполнилось сказанное устами пророка Исайи:
> 15          'Земля Зевулуна, земля Нафтали,
>                ведущая к морю! Заиорданье!
>                 Галилея, страна язычников! 
> 16          Народ, живущий во тьме,
>                увидел великий свет.
>             Для тех, кто жил под сенью смертной,
>                взошла заря'. 

> 17 С тех пор Иисус стал возвещать: 'Вернитесь к Богу! Ведь Царство
> Небес уже рядом!'

>                -----------------------------------------------------
>                12 Мф 14.3; Мк 6.17; Лк 3.19-20; Ин 3.24   13 Ин 2.12
>                                     15-16 Ис 9.1-2   17 Мф 3.2; 10.7

> Ст.  12  -  Иисус  выходит  на проповедь лишь после того, как миссия
> Иоанна   была   исполнена.    <...>  Глагол   'был брошен'    сто`ит
> в  страдательном залоге,  что указывает на то,   что всё совершилось
> по  Божьей  воле. Ученые часто называют такой страдательный passivum
> divinum  (лат.  божественный страдательный), потому что это был один
> из  способов  избежать  употребления  слова   'Бог'.   Даже подлость
> и  трусость людей, известные Богу заранее, учитываются Им. Ведь Бог,
> если   можно   так  сказать,  реалист,   у  Него  нет  иллюзий,   Он
> не  заблуждается  насчет людей, Он учитывает всё это при составлении
> Своих  планов.   Поэтому  может возникнуть  в корне  неверная  идея,
> что  люди,  совершая  греховный поступок, как бы исполняют Его волю,
> хотя Бог, конечно же, ненавидит всякий грех.

> <...>  Казалось  бы, пророчества Иоанна опять не исполнились: вместо
> того,  чтобы  начать  омывать  Святым  Духом, что также предполагает
> огненный  суд  и  разделение,    Иисус уходит  и  направляется  даже
> не   в  религиозный  центр  -  Иерусалим,  где,  согласно  еврейским
> представлениям,    должны  происходить  все  самые  важные  события,
> а возвращается назад, в провинцию, в Галилею.

> Ст. 13-16   - <....>  Капернаум,  или Кафарнаум - небольшой рыбацкий
> поселок,   он  не упомянут в Священном Писании. Вероятно,  Капернаум
> был  расположен на северо-западном берегу Галилейского моря.   <...>
> В  Капернауме  стоял на постое римский гарнизон и находилась таможня
> (8.5-13;  9.9-10; 17.24). Там жила семья Симона (8.14), и город этот
> становится  чем-то  вроде  штаб-квартиры  Иисуса.  Во всяком случае,
> только   в  Капернауме  Иисус  чувствует  себя  дома  (см.  Мк.2.1).
> Евангелист   говорит   о  земле  Зевулуна и Нафтали,   чтобы указать
> на точное исполнение пророчества Исайи.

> Ст. 17   -   У  Матфея  Иисус повторяет призыв,  с которым обратился
> к  народу  Иоанн,    что  должно  было  подчеркнуть  преемственность
> их  служения.    Как   и   остальные синоптики,  евангелист приводит
> лишь квинтэссенцию слов Иисуса. <...>


>              Экскурс:   Царство Небес, или Царство Бога

> Когда Иисус начал Свое служение с провозвестия Царства,   Он говорил
> о том, что было понятно Его слушателям. <...>

> Хотя   в Ветхом Завете,   кроме Книги Премудрости  Соломона (10.10),
> это  словосочетание  не  встречается,  понятие Царства Бога являлось
> краеугольным  камнем  всей религиозной мысли народа Израиля. Царство
> Бога не есть некое место, пространство на небесах, куда после смерти
> попадают  праведники.  Оно  есть динамическое понятие, которое можно
> выразить  предложением:  'Бог  правит, царствует'.  Слово  'Царство'
> в   значении   'владычество,   суверенное  правление,  царствование'
> употребляется в Священном Писании    с притяжательным  местоимением.
> 'Да  проповедуют  славу Царства Твоего, и да повествуют о могуществе
> Твоем,    чтобы  дать  знать  сынам человеческим о могуществе  Твоем
> и   о  славном  величии   Царства  Твоего.  Царство Твое  -  Царство
> всех  веков,  и  владычество Твое во все роды', - говорится в псалме
> 145(144).11-13; см. также Пс.103(102).19.   Бог есть Творец, Владыка
> и  Судья  мира, Он Царь вселенной, главным образом Израиля. Особенно
> важную   роль   играет   это   понятие   в  так  называемых  псалмах
> интронизации,  где  часто  повторяется исповедание:  'Бог царствует'
> (в  Септуагинте  обычно:  'Бог  воцарился');    'Господь  царствует:
> да  трепещут  народы! Он восседает на херувимах: да трясется земля!'
> (Пс.99(98).1).

> Но  в мире видимым образом торжествует зло, а Израиль, любимый народ
> Божий,  предмет  Его  особых забот и попечения, потерял политическую
> независимость  и  постоянно  пребывает  под игом то одних, то других
> иноземных  захватчиков. Как согласовать это противоречие? Кто правит
> миром   -  Бог или темные силы?  Народ Израиля никогда не сомневался
> в  том,     что  наступит  такое   время,   когда  Бог зримо проявит
> Свое могущество и установит Свое суверенное правление.

> Постепенно   складывается   убеждение,   что  воцарение  Бога зримым
> для  всех образом произойдет в будущем: 'Я - Господь, и нет иного...
> Мною  клянусь:  из  уст  Моих  исходит правда, слово неизменное, что
> предо  Мною  преклонится  всякое  колено, Мною будет клясться всякий
> язык' (Ис.45.18-23). Весть о воцарении Бога названа Исайей радостной
> вестью (52.7-10). Это, возможно, произойдет в результате космической
> катастрофы   (Ис.24.18-23;   Дан.2.44).   Прежде  скрытый  от  глаз,
> Всемогущий  и  Святой  Бог явится в силе. Он будет судить вселенную,
> причем для праведников Его суд станет началом спасения.

> Так  будет  установлено  Царство  Бога,  или  Царство  Небес.  Слово

> 'Небеса'  служило  описательным оборотом, которым благочестивые люди
> заменяли  имя  Бога, и его надо понимать как 'Царствование Того, кто
> на Небесах'. В 11-ом прошении <молитвы "Восемнадцать Благословений">
> говорится: 'Верни нам наших судий, как это было раньше, и будь Царем
> над   нами   Ты   один'.   Кадд`иш,   молитва,  которой  завершалась
> синагогальная служба, просит о том же: 'Да превознесется и освятится
> Его  великое  Имя   в  мире,  который   Он  сотворил по Своей  воле.
> Да  установит Он Свое Царство при твоей жизни и при жизни всего дома
> Израиля, быстро и скоро'.

> Но  к  I  веку  появилось и другое представление, когда Царство Бога
> отождествлялось   с  исполнением  Торы  (Закона  Моисея).  Появилось
> выражение    'возложить   на  себя  ярмо  Торы,  или Царства Небес',
> что  осуществлялось  в исповедании строгого монотеизма и преданности
> Закону через повторение молитвы 'Шем`а' ().

> Иисус же,  что  совершенно  очевидно,  не разделял эту  точку зрения
> (см. 11.29: 'Наденьте на себя ярмо Моих заповедей', а не ярмо Торы).
> Установление   Царства   Бога  не зависит ни от человеческих усилий,
> ни  от  соблюдения  ими  Закона  или  религиозных обрядов. То, о чём
> каждый  день  просили  в молитве Каддиш, Иисус провозгласил словами:
> 'Царство Бога близко!'

> В  Евангелии от Матфея и в апокрифическом Евангелии назореев гораздо
> чаще  встречается  синонимическое  словосочетание  -  Царство Небес.
> Кроме  того, встречаются и другие варианты: 'Царство Отца', 'Царство
> Сына   человеческого'   или  просто  'Царство'.  Когда  христианство
> перешагнуло  границы   Палестины,   людям  эллинистической  культуры
> было  трудно  понять  этот  термин. Вероятно,   поэтому  в Евангелии
> от  Иоанна,  а  иногда  и в других Евангелиях употребляются в том же
> значении  слова  'вечная  жизнь'  или  просто  'жизнь'  (см. 18.8,9;
> Мк.9.43,45;  10.17).     Постепенно  оно  выходит  из  употребления,
> у  евангелиста  Иоанна  оно встречается лишь дважды, а апостол Павел
> почти не употребляет его.

> Новизна  провозвестия  Иисуса  заключалась  в  том,  что Он  объявил
> о  наступлении    Божьего    владычества   уже  в ближайшем будущем.
> Кроме  того,  Иисус  придал этому понятию новый смысл, 'наполнил его
> новым содержанием, не имеющим аналогий'.
> {И.Иеремиас, Богословие Нового Завета, с. 52.}


> Рядом    -  так переведен греческий глагол '`энгикен', который может
> значить  не  только  'приблизилось,  находится рядом', но и 'пришло,
> наступило'.  В  каком  значении употреблен этот глагол евангелистом?
> Возвестил ли Иисус о скором наступлении Божьего  владычества  или же
> о том,   что оно  уже присутствует здесь и сейчас, вероятно,  в лице
> Его самого? В Евангелиях есть слова, говорящие о наступлении Царства
> в  будущем   (16.28;  24.33-34;    ср.  прошение  Молитвы  Господней
> в Евангелиях Матфея и Луки: 'Пусть придет Твое Царство!').   Но есть
> и  утверждения,  что  Царство  уже  наступило,  оно  здесь, на земле
> (12.28; Лк.11.20; 17.21).

> Ученые делятся на три группы в зависимости от того, в каком значении
> они   понимают   это   слово.   Одни  полагают,  что  Иисус  говорил
> о  наступлении  Царства  в  будущем;  это  сторонники так называемой
> футуристической  эсхатологии, или эсхатологии, которой еще предстоит
> осуществиться.  Другие  верят,  что  Иисус  провозгласил наступление
> Царства  во  время  Своей земной жизни (осуществленная эсхатология).
> Третьи  занимают  промежуточную  позицию:  с приходом Иисуса Царство
> частично наступило, но оно прикровенно, видно лишь глазам веры. Хотя
> еще  темно,  но ночь уже прошла, на востоке занимается заря. Открыто
> же,   'в  силе',   Царство  наступит  лишь  в  будущем  (эсхатология
> в процессе осуществления, или осуществляемая эсхатология).
                [ В.Н.Кузнецова. ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ. Комментарий ]


        -------------------------------------
        * параллели к еванг. чтению: Мк.1:14-15; Лк.4:14-15;
         эпизод N35 по "Брюссельскому согласованию"







 ///////=> ССЫЛКИ по теме чтений: ==========================>
  \\\\\\    * Митр. Сурожский Антоний -
   \\\\       проповедь в воскресенье по Богоявлении
    \       www.mitras.ru/archive/050123.htm
  \\\\\     * Он же: Покайтесь!..
   \                  www.messia.ru/rasylka/005/1041.htm#0
   \\\\     * свящ. Яков Кротов: Свет для сидящих во тьме
     \                 www.messia.ru/rasylka/004/685.htm#0
  \\\\\\    * св. Симеон Новый Богослов: 
   \\\\       Признаки присутствия в тебе Св. Духа
    \                  www.messia.ru/rasylka/004/811.htm#0
  \\\\\\    * свящ. Александр Мень: Весть о Царстве Божием
   \                   www.messia.ru/rasylka/003/630.htm#0
  \\\\\     * его же - другие фрагменты о покаянии
   \          www.messia.ru/rasylka/rzerv/pokajtes-men.txt 
  \\\\\\    * прп. Макарий Египетский:
   \\\\      "не оправдывать себя, а очистить сердце,
    \\        чтобы принять Божьи дары"
     \                 www.messia.ru/rasylka/003/323.htm#0


  О свящ. Александре Мене СМОТРИ:
    • Кредо о. Александра Меня
      www.messia.ru/rasylka/005/1040.htm#0
       www.messia.ru/rasylka/005/1041.htm#B
    • прот. Александр Мень О СВОЕМ ДУХОВНОМ ОПЫТЕ
             www.messia.rurasylka/004/682.htm#0
    • собрание материалов о нём:
             www.alexandrmen.ru/biogr/biogr0.html
    • 2 крупнейших собрания текстов его и о нём:
       www.krotov.info/library/13_m/myen/_menn.htm
        www.alexandrmen.ru

 Свящ. Александр Мень о св. митр. Филиппе:
      www.messia.rurasylka/003/319.htm#0


Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20060109/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
http://days.ru/day.php?date=20060122&key=days


***************************************************************** * *
  к апост. чтению понедельника 31-й седмицы по Пятидесятнице
   (Евр.11:17-23,27-31)
   www.messia.ru/rasylka/005/1021.htm#ssap
   (ссылки на тексты
    К.Барта, еп. Дж.А.Т.Робинсона, свящ. Александра Меня)

  к еванг. чтению понедельника 31-й седмицы по Пятидесятнице
   (Мк.9:42-10:1)
   www.messia.ru/rasylka/005/1049.htm#0 (еп. Григорий Лебедев)
   www.messia.ru/rasylka/005/1021.htm#0 (В.Н.Кузнецова)

   23(10) января память cвт. Феофана, Затворника Вышенского (1894)
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *



+++++ . . . +  .. + . . . . . . + . . .. . . + . . . . . . +++++
     НОВОСТИ САЙТА "ХРИСТИАНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ" (с 26.VII.05)

* Мы переехали на платный хостинг.
  Новый адрес сайта: www.messia.ru или www.messia.ru
* приведен в порядок архив рассылки "Мысли о вере и Церкви"
  за 2004 год: календарь www.messia.ru/rasylka/004/;
  темы: www.messia.ru/arhiv/o04a.htm
* Добавлена возможность поиска а) по сайту "Свет Православия";
  б) в сборнике "Труды" митр. Антония (Блума)
  www.messia.ru/index.htm#poisk
* в библиотеке: Льюис К.С. "Боль утраты. Наблюдения"
    www.messia.ru/bibliotk/l/lewis/bolutraty.htm#0
* в библиотеке: В.Н.Кузнецова. ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА. Комментарий -
                          www.messia.ru/bibliotk/k/kuzn/mrcom/
  размещено начало (до стиха 6:6а;
  точнее, есть на сайте и остальное,
  но в плохо отформатированом виде;
  если кто желает помочь в вёрстке, пишите!)
* страничка православного прихода во имя Рождества Христова
  (г. Москва)                       ../../apc/
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Иисус, узнав, что Иоанн брошен в тюрьму, вернулся назад в Галилею.
 Покинув Назарет, Он поселился в Капернауме,
 в городе у Галилейского моря,
 в земле Зевулуна и Нафтали.
 Это произошло потому,
 что должно было исполниться сказанное устами пророка Исайи:
 "Земля Зебулона, земля Нафтали, ведущая к морю! Заиорданье!
  Галилея, страна язычников!
  Народ, живущий во тьме, увидел великий свет.
  Для тех, кто жил под сенью смертной, взошла заря".
 С тех пор Иисус стал возвещать:
 'Вернитесь к Богу! Царство Небес уже рядом!'* (Мф.4:12-17)
                                * * *
*Всем нам, каждому в отдельности, был дан особый дар -
 его доля в щедром даре Христа. Поэтому Писание и говорит:
 "Взойдя на вершину, Он провел вереницу плененных;
  Он людям дал дары".
 Но что еще значит "взошел"?
 Не то ли, что прежде Он и нисходил в самые недра земли?
 Тот, кто нисходил, не есть ли Тот самый, кто взошел выше всех небес,
 чтобы наполнить собой всю вселенную?
 Он даровал кому быть апостолами, кому пророками, кому евангелистами,
 кому пастырями и наставниками,
 чтобы приготовить народ Божий к делу служения,
 к делу созидания Тела Христа,
 пока мы все не достигнем наконец единства в вере и познании Сына Бога
 и встречи с Совершенным Человеком,
 с Христом, образцом совершенной зрелости.
 Мы больше не должны быть малыми детьми,
 которых любое учение уносит за собой, словно волна или порыв ветра,
 делая добычей ловких проходимцев, искушенных в науке обмана.*
                                        (Еф.4:7-13)
                                * * *
*Цельтесь в небо - попадете и в землю;
 цельтесь в землю - не попадете никуда!*  (CSL)
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-

Этот выпуск в архиве: ../../rasylka/006/1388.htm
Сайт "Христианское прос вещение" -> http://messia.ru
>Форум сайта< 
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме,в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы...

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»
Молодому автору - как издать книгу, доступно.