=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)


* 29 января 2006 г. ст.ст., сб
  (седмица 34-я по Пятидесятнице; чт-я 33-й седмицы)
  литургические чтения: 2Тим.2:11-19; Лк.18:1-8.



> <...> пока мы не осознали, что находимся вне Царства Божия, и, чтобы
> нас  впустили,  нам  нужно  стучать  в  дверь,  мы можем долгие годы
> прожить  в иллюзии,   будто уже там находимся,  и никогда не достичь
> тех глубин,  где Божие Царство раскрывается во всей  своей  красоте,
> во всей своей правде, во всей своей славе.

> И  вот, говоря, что мы находимся  'снаружи',  я не имею в виду,  что
> мы просто и радикально вне Царства, как могли бы просто и радикально
> находиться уже в его пределах. Здесь, я думаю, скорее можно говорить
> о  постепенном  продвижении  из  глубины   в  глубину или  от высоты
> к  высоте,  так,  что  на  каждой  ступени  мы уже обладаем каким-то
> богатством,  какой-то глубиной - и вместе с тем продолжаем тосковать
> и  стремиться  дальше,   к большему богатству  и  к большей глубине.
> Это  очень  важно  помнить, потому что даже находясь еще вне Царства
> Божия,  мы  уже  удивительно богаты. Бог столько нам дал: мы одарены
> умственно  и  эмоционально,  наша  жизнь  так  полна,  что нам может
> показаться,  будто  большего  уже  не  может и быть, что мы достигли
> полноты,   цельности,  предела  нашего  поиска.  Но мы должны понять
> и  должны помнить, что всегда есть что-то большее. Мы можем ликовать
> о  том,  что  как  мы  ни  бедны  -  мы  так богаты, но одновременно
> устремляться  к  подлинному  сокровищу  Царства Божия, не давая себе
> увлечься   тем,   что уже имеем,  чтобы не отвернуться от того,  что
> еще впереди.

> Мы  должны помнить, что всё, чем мы обладаем, нам дано в дар. Первая
> заповедь блаженства  говорит о нищенстве,   и только если  мы  живем
> этой  заповедью,  мы  сможем  войти в Царство Божие. У этой заповеди
> двоякий смысл; с одной стороны очевидно, что, хотим мы того или нет,
> мы не обладаем  ничем,  что могли бы удержать; мы обнаруживаем,  что
> мы  -  ничто  и ничем не обладаем: всеконечная, зияющая, безнадежная
> нищета. Мы существуем, потому что Бог нас вызвал к бытию, привел нас
> в бытие;  мы  ничем  в этом  не участвовали,  это не было  действием
> нашей свободной воли. Мы не владеем жизнью так, чтобы кто-то в любой
> момент   не  мог  бы   ее  у  нас  отнять,  и в этом смысле всё, чем
> мы являемся, и всё, что у нас есть - недолговечно. У нас есть тело '
> но  оно  умрет;  у  нас  есть  ум  - но достаточно крошечному сосуду
> разорваться в мозгу, чтобы самый великий ум угас; у нас есть чуткое,
> живое  сердце,   но приходит мгновение,  когда мы хотели бы выразить
> всё  свое  сочувствие,  всё  свое  понимание  кому-то,  кто  в  этом
> нуждается, - а у нас в груди только камень...

> Так  что  можно в каком-то смысле сказать, что мы не обладаем ничем,
> потому  что  мы  не  вольны ни в чём, что у нас есть. И это могло бы
> привести  нас  не   к  чувству,  что  мы  принадлежим Царству Божию,
> и  к  радости  об  этом, но к отчаянию - если бы мы не помнили, что,
> хотя  ничто не наше - так, что нельзя было бы у нас отнять, - однако
> всё  это  у  нас есть. Мы богаты, и всё,  чем мы обладаем,  есть дар
> и свидетельство любви Божией и любви человеческой, всё - непрерывный
> поток   Божественной  любви;   и в силу этого  (и поскольку мы ничем
> не  обладаем)    любовь Божия проявляется с постоянством и полнотой.
> А  всё  то,  что  мы  загребаем в собственные руки, чтобы присвоить,
> бывает   тем самым  вырвано  из области  любви.   Да, оно становится
> нашим  -  но  любовь  потеряна.  И  только  те,  которые отдают всё,
> получают   опыт   подлинной,   всецелой,  окончательной,  неизбывной
> духовной  нищеты   -  и обладают любовью Божией,  выраженной во всех
> Его  дарах. Один из наших русских богословов, отец Александр Шмеман,
> сказал:   'Вся  пища  мира  есть  любовь Божия,  ставшая съедобной'.
> Я  думаю,   что  это  действительно  так;   и в то мгновение,  когда
> мы стараемся разбогатеть,   удержав что-то для сохранности  в руках,
> мы  оказываемся  в  проигрыше,  потому что пока у нас в руках ничего
> нет, мы можем брать или не брать, или делать ими что угодно.

> Вот  это  и  есть  Царство  Божие:   мы   чувствуем,  что   свободны
> от   обладания;   и   эта   свобода   устанавливает   нас   в  таких
> взаимоотношениях, где всё - любовь человеческая и Божия любовь.

> <...>    Да,    мы   богаты;    но  никогда  не  должны  обольщаться
> этим  достоянием и воображать, будто можно разрушить старые житницы,
> старые амбары и строить новые для того, чтобы сложить туда еще и еще
> больше  добра  (см.  Лк.12:16-22).  Копить  ничего нельзя, - ничего,
> кроме  самого  Царства Божия.   И тогда мы можем отрясать одну  вещь
> за  другой,   чтобы   двигаться  вперед  свободными   -   свободными
> от  обладания.  Не  замечали  ли  вы, что быть богатым всегда значит
> обеднеть   на  каком-то   другом   уровне?  Достаточно  нам сказать:
> 'Вот  часы  -  они  мои',  и  зажать их в кулаке, как мы оказываемся
> обладателями  часов, но лишаемся руки. А если и ум замкнуть на нашем
> имуществе,   если   замкнуть   и  сердце,  чтобы  уберечь  и никогда
> не  потерять  то,  что  в  нём  хранится, то оно становится таким же
> мелким, как та вещь, на которой мы замкнулись.

> Если  всё  это  верно,    то  в момент, когда мы канули на самое дно
> и  дальше  некуда, когда вся наша нищета зияет перед нами, то мы уже
> на краю Царства Божия, мы уже почти знаем, что Бог есть любовь и что
> Своей любовью Он нас держит. И в эту минуту открываются одновременно
> две  возможности:  мы  можем  начать  молиться из всеконечного горя,
> лишенности, нищенства, - и можем ликовать, что  так  одарены любовью
> Божией.    Но   это  возможно   только  при условии,  что мы познали
> то и другое  опытно,  потому что пока мы воображаем, что богаты, нам
> не  за  что благодарить Бога, и у нас нет пути узнать, что мы любимы
> Им. Наши благодарения Богу  - слишком часто благодарность  'вообще',
> и покаяние, которое мы приносим Богу, часто слишком обобщено.

> <.....>

> И  вот,  если  то,  что  я сказал - справедливо, то дальше мы должны
> стучаться  в  дверь.  И  тут  некоторые проблемы становятся особенно
> обостренными.    Если  бы  речь шла о двери того или другого  храма,
> то  было  бы   просто:   мы бы пошли и  постучались.  Но беда в том,
> что  чаще  всего  мы  не  знаем, куда стучаться. Часто человек хочет
> молиться,   и встает перед ним  вопрос: где же  средоточие  молитвы?
> Куда  обратить свой взор, свое сердце?.. Если вы мусульманин, то это
> просто:  вы   повернетесь  к  Мекке.   Но даже и тогда, повернувшись
> к Востоку - что же дальше? Нельзя сосредоточиться ни на чем меньшем,
> чем   Бог.   Как   только  вы  стараетесь  сосредоточиться  на  Боге
> воображаемом или на Боге, Которого можно себе представить, возникает
> риск,    что  между  собой  и  подлинным  Богом  вы поставите идола.
> Эту  мысль  еще  в IV веке выразил святой Григорий Богослов, который
> говорит,  что  как только мы ставим перед собой нечто видимое - будь
> то распятие, престол, икона - или незримый образ Бога, Каким мы себе
> Его  представляем, или Христа, Каким мы Его видели на изображениях '
> и  сосредотачиваем  на этом свое внимание,   то между собой и  Богом
> мы  поставили  преграду,  потому  что тем  образом,  который мы себе
> составили, мы подменили  Личность,  к Которой обращаемся с молитвой.
> А  делать  нужно  вот  что:  собрав всё наше знание о Боге для того,
> чтобы предстать в Его присутствие, помнить затем, что всё мое знание
> о  Нём  -  это  мое прошлое, оно как бы за моей спиной, а я сам стою
> лицом  к  лицу  с Богом во всей Его сложности, во всей Его простоте,
> таким  близким и таким непостижимым. Только если мы стоим совершенно
> распахнутыми  к  неизвестному,  это  неизвестное,  Этот  Неизвестный
> сможет  открыться  нам, как Сам захочет, - нам, таким, какие мы есть
> сегодня. В такой открытости сердца, в такой открытости ума мы должны
> стоять  перед  Богом,    не  стараясь  придать   Ему  какую-то форму
> или втиснуть Его в понятия и образы, - и тогда постучаться.

> Куда?..  Евангелие говорит нам, что Царство Божие прежде сего внутри
> нас самих. Если мы не можем найти Царства Божия внутри себя, если мы
> не   можем  встретить  Бога  внутри,  в  своих  глубинах,  то  очень
> маловероятно,  чтобы  мы Его встретили где-то вне себя. Когда первый
> космонавт  Гагарин возвратился из 'космоса' и сделал свое знаменитое
> заявление,  что  Бога  в  небесах  он  не  встретил, один московский
> священник   заметил,   что   'если  Вы  не  встретили  Его на земле,
> Вы никогда не увидите Его на небесах'. Если я не могу соприкоснуться
> с  Богом,  так сказать, под собственной кожей, в том маленьком мире,
> которым  я  являюсь,  то  очень  маловероятно, что даже встретив Его
> лицом  к  лицу,  я Его узнаю. Святой Иоанн Златоустый сказал: 'Найди
> дверь  своего  сердца, и ты увидишь, что это дверь в Царство Божие'.
> Поэтому  обращаться  надо  внутрь  себя,  а  не  наружу  - но особым
> образом.    Речь   не о том, чтобы прибегнуть к самоанализу; я также
> не  имею  в  виду,   что  внутрь  надо  идти  приемами  психоанализа
> или  психологии.  Это  не  путешествие в сущность моего собственного
> 'я';  это  путь  через,  сквозь мое 'я', чтобы из собственных глубин
> вынырнуть там, где Бог есть, где Бог и мы встретимся.
        [ митр. Сурожский Антоний. УЧИТЕСЬ МОЛИТЬСЯ / СТУЧИТЕСЬ!
          www.mitras.ru/uchites/uchites.htm#12 ]



  + + Прп. Макарий Египетский:
      Господь ждет от нас неотступного стремления к Нему
                  www.messia.ru/rasylka/005/1067.htm#0
  + + свящ. Александр Мень:
      Евангельские притчи. Улыбался ли Иисус?
        www.messia.ru/rasylka/003/497.htm#0
  + + митр. Сурожский Антоний:
      Может ли еще молиться современный человек?
      www.mitras.ru/molitva/modern.htm

  ДОПОЛНИТЕЛЬНО: ++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
  • митр. Феолипт (в "Добротолюбии"): Чистая молитва  /
          www.messia.ru/rasylka/004/690.htm#0      /
  • Уильям Баркли - комментарий к 2Тим.             /
     www.krotov.info/libr_min/b/barclay/2_timof.htm \
  • КАТЕХИЗИС КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ:                   >
     Верую в воскресение тела                       /
      www.krotov.info/acts/20/2vatican/0988.html    \
  • прот. Георгий Флоровский - О БЕССМЕРТИИ ДУШИ     \
        krotov.info/library/f/florov/rovsky_009.html  \
  =====================================================


Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20060211/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
http://days.ru/day.php?date=20060129&key=days


***************************************************************** * *
  к еванг. чтению воскресенья 33-го по Пятидесятнице (Лк.18:10-14)
   www.messia.ru/rasylka/005/1068.htm#0
   (митр. Сурожский Антоний;
    ссылки на тексты свящщ. Якова Кротова, Вячеслава Резникова)

   12 февраля (30 января) память
   свтт. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Иисус рассказал им притчу,
 чтобы они знали, что надо всегда молиться и никогда не отчаиваться:
 'Был в одном городе судья,
  он ни Бога не боялся, ни людей не стыдился.
  И была в том городе вдова,
  которая всё время ходила к нему и говорила:
  "Помоги мне добиться правды, разреши мою тяжбу!"
  Он долго не соглашался, а потом сказал себе:
  "Хотя я ни Бога не боюсь, ни людей не стыжусь,
  но эта вдова такая назойливая.
  Решу ее дело, чтобы она больше не ходила и не изводила меня"'.
 Господь спросил:
 'Вы слышали, что говорит этот бесчестный судья?
  Так неужели Бог не защитит Своих избранников,
  взывающих к Нему денно и нощно?
  Разве станет Он медлить?
  Говорю вам, суд Его будет правым и скорым.
  Но найдет ли Сын человеческий, когда вернется,
  такую веру на земле?'* (Лк.18:1-8)
                                * * *
*Верны слова:
  Если мы умерли с Ним, / будем с Ним вместе и жить.
  Если терпим, / вместе и царствовать будем.
  Если мы от Него отречемся, / и Он отречется от нас.
  Если мы неверны, / Он остается верным  -
  ведь Он от себя самого отречься не может!
 Напоминай им это и потребуй перед Богом прекратить споры о словах.
 От них для слушателей не польза, а только погибель.* (2Тим.2:11-14)
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-

Этот выпуск в архиве: ../../rasylka/006/1407.htm
Сайт "Христианское прос вещение" -> http://messia.ru
>Форум сайта< 
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме,в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы...

В последнем выпуске:
+ Юрий Табак: Православие и католичество: мариологические догматы
+ Яков Кротов: Нормы жизни: отношение к войне (3-4)

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»