Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7) * 12 февраля 2006 г. ст.ст., сб {седмица 2-я предуготовительная (35-я)} литургические чтения: 1Кор.10:23-28; Лк.21:8-9,25-27,33-36 *. > КОНЕЦ МИРА И СУД (21.5-36) > Эта речь сильно отличается от остального Евангелия потому, что у нее > совершенно особое содержание: здесь Иисус говорит о конце мира > на языке апокалиптики, а с этим мы встречаемся впервые. Что касается > самой речи, то она явно носит составной характер, так как в ней > соединены воедино речения, которые, вероятно, некогда были > самостоятельными. Этот вывод можно сделать из сравнения Евангелия > Марка с Евангелиями Матфея и Луки. В то время как апокалиптическая > речь у Марка находится в 13-й главе, у Матфея некоторые речения > помещены в 10-ю главу, а у Луки - в 12-ю и 17-ю главы, то есть > не только в другое место, но и в другой контекст (ср. Лк.21.12 > и Мф.10.18, Лк.12.11; Лк.21.14-15 и Мф.10.19, Лк.12.11-12; Лк.21.19 > и 12.7; Лк.21.16-17 и Мф.10.21-22; Лк.21.14-15 и Мф.10.19-20; > Мф.24.37-41 и Лк.17.26-35; Лк.21.33 и Мф.5.18, Лк.15.17 и др.). > Другой ее особенностью является трудность в определении ее жанра, > так как в ней соединены элементы речи-завещания, пророчества > и апокалиптического видения. > В Священном Писании великий человек перед смертью произносил речь, > обращенную к сыновьям или последователям, как, например, Иаков > (Быт.48.21-49.28), Моисей (Втор.31.28-30; 32), <Иисус навин (Иешуа > бен Нун) (ИсНав.23-24), Самуил (1Цар.12), Давид (1Пар.28-29.20) > и др. В Писании есть также много пророческих книг, и люди обычно > имеют представление о том, что такое пророчество. Но надо помнить, > что в пророчестве предсказание будущих событий является не самым > главным, оно может и отсутствовать. Бог устами пророка наставлял > людей, предостерегал их, требовал одуматься и измениться. > Апокалиптика же заинтересована в другом - в конечных судьбах мира. > Она говорит о том периоде истории, когда Бог Своим непосредственным, > прямым вмешательством, Своим вторжением в ход истории побеждает зло > и кладет истории конец. Жанр апокалиптической литературы был очень > популярен в междузаветный период (книги Еноха, Ездры, Юбилеев > и многие другие), но и в канонических Писаниях сохранились > достаточно большие апокалиптические тексты: отдельные главы Исайи, > Иезекииля, Иоиля и прежде всего Даниила. 21-ю главу Луки, во многом > повторяющую 24-ю главу Матфея и 13-ю главу Марка, многие даже > называли 'малым апокалипсисом', в отличие от большого иоанновского, > и считали его произведением, вышедшим из кругов иудео-христиан > непосредственно перед восстанием или даже в начале великого > восстания против Рима в 66 г. > По мнению таких толкователей, подобный текст не мог принадлежать > Иисусу хотя бы потому, что здесь предлагаются 'знаки', а их, > как известно, Иисус отказывался давать (11.29; ср. 11.16). Но после > внимательного изучения главы становится ясно, что этот 'апокалипсис' > только напоминает собой произведение такого жанра. В классическом > апокалипсисе повествование обычно ведется от имени великого человека > древности, которому некогда было дано откровение о событиях, > являющихся современными для читателя. Такого человека обычно ангел > ведет с собой на небо, он сопровождает его и показывает грядущие > события и предшествующие им знаки. В апокалипсисах много тайнописи, > которую надо расшифровывать. Таким образом, тайнозрителю заранее > известен сценарий будущего, а также вся система особых знаков, > указывающих на завершение одного периода и начало нового. Таков, > например, Апокалипсис Иоанна, за исключением того, что тайнозрителем > является современник, а не великий герой прошлого, как, скажем, Енох > или Адам. > В этом же 'апокалипсисе' многие существенные черты апокалиптической > литературы отсутствуют (священная война, уничтожение Рима, чувство > ненависти и мести, собирание диаспоры, обновление Иерусалима, власть > над язычниками, изобилие и роскошь жизни Нового Века и др.). > {И.Иеремиас, Богословие Нового Завета, с. 147} Вот почему этот текст > лучше определить как пророческую речь с некоторыми апокалиптическими > элементами ("родовые схватки"; бедствия; Конец). > Этой речью Иисус заканчивает обучение учеников и завершает > Свое земное служение, поэтому вполне естественно, что ее содержанием > является конец Иерусалима и конец мира. > У нее очень сложная композиция и необычная, непривычная для нас > логика развития мысли. Здесь тесно переплетены четыре темы, > связанные друг с другом, но вместе с тем и во многом отличные. > Согласно древним еврейским представлениям, век нынешний должен будет > смениться Новым Веком, начинающимся с Дня Господа - Дня кары > и возмездия грешникам. С ним апокалиптики обычно связывают природные > и социальные катаклизмы. Вторая тема - это разрушение Иерусалима, > оно, скорее всего, тоже может быть частью всемирной катастрофы. > Третья тема - Парусия, или возвращения Сына человеческого в славе; > День Господа начинает пониматься как День Сына человеческого. > Четвертой темой являются гонения на христиан, которым > они подвергнутся за свою верность Господу. > План речи примерно таков: > 1) введение (ст. 5-6); > 2) 'знаки', которые на самом деле не являются знаками (ст. 7-11); > 3) гонения на учеников (ст. 12-19); > 4) 'второй знак', или пророчество о судьбе Иерусалима (ст. 20-24); > 5) 'третий знак', или пророчество о конце мира (ст. 25-28); > 6) 'четвертый знак', или притча о смоковнице (ст. 29-33); > 7) необходимость быть в постоянной готовности (ст. 34-36). > Если читатель внимательно изучит главу, он поймет, почему слово > 'знак' здесь стоит в кавычках. В отличие от современных Иисусу > апокалиптических писаний с их знаками - признаками Конца, Иисус > полностью отверг такое употребление знаков, благодаря которым > человек якобы мог вычислить сроки наступления Конца. > Сын Человеческий придет внезапно, и поэтому люди должны быть > постоянно на страже, а не жить беспечной жизнью, а затем, > в преддверии Конца, быстро покаяться. [ В.Н.Кузнецова. ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ. Комментарий. // М., 2004; стр.449-451 ] ------------------------------------- * Параллели к еванг. чтению: Мф.24:4-6,29-30,35-44; Мк.13:5-7,24-26,31-37; эпизоды NN137-138 по "Брюссельскому согласованию" + + + прот. Александр Мень - Библейская эсхатология www.messia.ru/r2/1/337.htm#0 (www.messia.ru/rasylka/004/994.htm#0) + + + Яков Кротов: притчи о 10 девах и о талантах www.messia.ru/rasylka/004/922.htm#0 + к апостольскому чтению: + + + Яков Кротов: свобода того, кто со Христом, и пост www.messia.ru/rasylka/005/1081.htm#0 Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20060225/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://days.ru/day.php?date=20060212&key=days -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- Иисус сказал: "Смотр`ите, чтобы вас не ввели в обман. Многие придут под Моим именем и будут говорить: "Это Я!" и "Время настало!" Не идите за ними! Когда услышите о войнах и восстаниях, не ужасайтесь. Это должно сперва случиться, но конец наступит не сразу. ... Будут грозные знаменья на солнце, луне и звездах, а на земле народы будут трепетать в отчаянии от рёва моря и бушующих волн. Люди будут падать бездыханными в страхе перед тем, что надвигается на мир. Ибо силы небесные сотрясутся. И тогда увидят: Сын человеческий идет на облаке, / облеченный силой и великой славой. ... Небо и земля пройдут бесследно, / но слова Мои не пройдут. Так смотр`ите, не обременяйте сердец своих разгулом, пьянством и житейскими заботами, чтобы День тот не застал вас врасплох. Как западня будет он для всех, кто живет на земле. Бодрствуйте всё время, мол`итесь, чтобы хватило сил избежать всего того, что грядет, и предстать перед Сыном человеческим". (Лк.21:8-9,25-27,33-36) * * * *"Всё позволено!" - Но не всё на пользу. "Всё позволено!" - Но не всё способствует созиданию. Пусть каждый не своего добивается, а того, что идет на пользу другого. Всё, что покупаете у мясников, ешьте, не допытываясь, со спокойной совестью. Ведь "земля и всё, что есть на ней, Господни". И если кто из неверующих пригласит вас и вы захотите пойти, ешьте всё, что перед вами поставят, не допытываясь, со спокойной совестью. Но если вам скажут: "Это из принесенного в жертву", тогда не ешьте, ради того, кто сказал, и ради спокойствия совести.* (1Кор.10:23-28) * * * 'Кто сделался рабом Господа, тот боится одного своего Владыки; а в ком нет страха Господня, тот часто и тени своей боится.' (Лествица) |
|||||
-* В цитатах из Нового
Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
|||||
|
|||||
другая моя рассылка:
"ХРИСТИАНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: доступно о христианстве" |
В последних выпусках: |
||||