=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)


* 12 февраля 2006 г. ст.ст., сб {седмица 2-я предуготовительная (35-я)}
  литургические чтения:
                    1Кор.10:23-28; Лк.21:8-9,25-27,33-36 *.



>                      КОНЕЦ МИРА И СУД (21.5-36)

> Эта речь сильно отличается от остального Евангелия потому, что у нее
> совершенно  особое   содержание:   здесь Иисус говорит  о конце мира
> на языке апокалиптики, а с этим мы встречаемся впервые. Что касается
> самой  речи,  то  она  явно  носит составной характер, так как в ней
> соединены   воедино   речения,   которые,   вероятно,  некогда  были
> самостоятельными.  Этот  вывод  можно сделать из сравнения Евангелия
> Марка  с  Евангелиями Матфея и Луки. В то время как апокалиптическая
> речь  у  Марка  находится  в  13-й главе, у Матфея некоторые речения
> помещены   в  10-ю  главу,  а у Луки - в 12-ю и 17-ю главы,  то есть
> не  только  в  другое  место,  но и в другой контекст  (ср. Лк.21.12
> и  Мф.10.18, Лк.12.11; Лк.21.14-15 и Мф.10.19, Лк.12.11-12; Лк.21.19
> и  12.7;  Лк.21.16-17  и  Мф.10.21-22;  Лк.21.14-15  и  Мф.10.19-20;
> Мф.24.37-41  и  Лк.17.26-35;  Лк.21.33  и  Мф.5.18, Лк.15.17 и др.).
> Другой  ее  особенностью  является трудность в определении ее жанра,
> так  как  в  ней  соединены  элементы  речи-завещания,   пророчества
> и апокалиптического видения.

> В  Священном  Писании великий человек перед смертью произносил речь,
> обращенную  к  сыновьям  или  последователям,  как,  например, Иаков
> (Быт.48.21-49.28),  Моисей  (Втор.31.28-30; 32), <Иисус навин (Иешуа
> бен  Нун)  (ИсНав.23-24),  Самуил (1Цар.12),   Давид (1Пар.28-29.20)
> и  др.  В  Писании  есть также много пророческих книг, и люди обычно
> имеют  представление  о том, что такое пророчество. Но надо помнить,
> что  в  пророчестве  предсказание  будущих событий является не самым
> главным,  оно  может  и  отсутствовать. Бог устами пророка наставлял
> людей, предостерегал их, требовал одуматься и измениться.

> Апокалиптика  же  заинтересована в другом - в конечных судьбах мира.
> Она говорит о том периоде истории, когда Бог Своим непосредственным,
> прямым  вмешательством, Своим вторжением в ход истории побеждает зло
> и  кладет  истории конец. Жанр апокалиптической литературы был очень
> популярен  в  междузаветный  период    (книги  Еноха, Ездры, Юбилеев
> и   многие   другие),  но  и  в  канонических  Писаниях  сохранились
> достаточно  большие  апокалиптические тексты: отдельные главы Исайи,
> Иезекииля,  Иоиля и прежде всего Даниила. 21-ю главу Луки, во многом
> повторяющую  24-ю  главу  Матфея  и  13-ю  главу  Марка, многие даже
> называли  'малым апокалипсисом', в отличие от большого иоанновского,
> и  считали  его  произведением,  вышедшим  из  кругов иудео-христиан
> непосредственно   перед   восстанием  или  даже  в  начале  великого
> восстания против Рима в 66 г.

> По  мнению  таких  толкователей,  подобный текст не мог принадлежать
> Иисусу   хотя  бы   потому,    что здесь предлагаются 'знаки', а их,
> как  известно, Иисус отказывался давать (11.29; ср. 11.16). Но после
> внимательного изучения главы становится ясно, что этот 'апокалипсис'
> только  напоминает  собой  произведение такого жанра. В классическом
> апокалипсисе повествование обычно ведется от имени великого человека
> древности,   которому  некогда  было  дано  откровение  о  событиях,
> являющихся  современными  для читателя. Такого человека обычно ангел
> ведет  с  собой  на  небо, он сопровождает его и показывает грядущие
> события  и предшествующие им знаки. В апокалипсисах много тайнописи,
> которую  надо  расшифровывать.  Таким  образом, тайнозрителю заранее
> известен  сценарий  будущего,  а  также  вся  система особых знаков,
> указывающих  на  завершение  одного  периода и начало нового. Таков,
> например, Апокалипсис Иоанна, за исключением того, что тайнозрителем
> является современник, а не великий герой прошлого, как, скажем, Енох
> или Адам.

> В  этом же 'апокалипсисе' многие существенные черты апокалиптической
> литературы  отсутствуют  (священная война, уничтожение Рима, чувство
> ненависти и мести, собирание диаспоры, обновление Иерусалима, власть
> над  язычниками,  изобилие  и  роскошь  жизни  Нового  Века  и др.).
> {И.Иеремиас, Богословие Нового Завета, с. 147} Вот почему этот текст
> лучше определить как пророческую речь с некоторыми апокалиптическими
> элементами ("родовые схватки"; бедствия; Конец).

> Этой  речью  Иисус   заканчивает   обучение   учеников  и  завершает
> Свое земное служение, поэтому вполне естественно, что ее содержанием
> является конец Иерусалима и конец мира.

> У  нее  очень  сложная  композиция  и необычная, непривычная для нас
> логика   развития   мысли.  Здесь  тесно  переплетены  четыре  темы,
> связанные  друг  с  другом,  но  вместе  с тем и во многом отличные.
> Согласно древним еврейским представлениям, век нынешний должен будет
> смениться  Новым   Веком,   начинающимся  с  Дня  Господа - Дня кары
> и возмездия грешникам. С ним апокалиптики обычно связывают природные
> и  социальные  катаклизмы.  Вторая тема - это разрушение Иерусалима,
> оно,  скорее  всего,  тоже  может  быть частью всемирной катастрофы.
> Третья  тема  - Парусия, или возвращения Сына человеческого в славе;
> День  Господа  начинает  пониматься  как  День  Сына  человеческого.
> Четвертой    темой    являются    гонения   на  христиан,    которым
> они подвергнутся за свою верность Господу.

> План речи примерно таков:
> 1) введение (ст. 5-6);
> 2) 'знаки', которые на самом деле не являются знаками (ст. 7-11);
> 3) гонения на учеников (ст. 12-19);
> 4) 'второй знак', или пророчество о судьбе Иерусалима (ст. 20-24);
> 5) 'третий знак', или пророчество о конце мира (ст. 25-28);
> 6) 'четвертый знак', или притча о смоковнице (ст. 29-33);
> 7) необходимость быть в постоянной готовности (ст. 34-36).

> Если  читатель  внимательно  изучит  главу,  он поймет, почему слово
> 'знак'  здесь  стоит  в  кавычках.  В  отличие от современных Иисусу
> апокалиптических  писаний  с  их  знаками  - признаками Конца, Иисус
> полностью   отверг  такое  употребление  знаков,  благодаря  которым
> человек    якобы   мог    вычислить    сроки    наступления   Конца.
> Сын  Человеческий  придет  внезапно,  и  поэтому  люди  должны  быть
> постоянно  на  страже,   а  не  жить  беспечной  жизнью,   а  затем,
> в преддверии Конца, быстро покаяться.
                        [ В.Н.Кузнецова.
                          ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ. Комментарий.
                          // М., 2004; стр.449-451 ]




        -------------------------------------
        * Параллели к еванг. чтению:
          Мф.24:4-6,29-30,35-44; Мк.13:5-7,24-26,31-37;
          эпизоды NN137-138 по "Брюссельскому согласованию"




 + + + прот. Александр Мень - Библейская эсхатология
                         www.messia.ru/r2/1/337.htm#0
                 (www.messia.ru/rasylka/004/994.htm#0)
 + + + Яков Кротов: притчи о 10 девах и о талантах
               www.messia.ru/rasylka/004/922.htm#0

+ к апостольскому чтению:
 + + + Яков Кротов: свобода того, кто со Христом, и пост
                  www.messia.ru/rasylka/005/1081.htm#0



Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20060225/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
http://days.ru/day.php?date=20060212&key=days


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
Иисус сказал:
"Смотр`ите, чтобы вас не ввели в обман.
 Многие придут под Моим именем
 и будут говорить: "Это Я!" и "Время настало!"
 Не идите за ними!
 Когда услышите о войнах и восстаниях, не ужасайтесь.
 Это должно сперва случиться, но конец наступит не сразу. ...
 Будут грозные знаменья на солнце, луне и звездах,
 а на земле народы будут трепетать в отчаянии
 от рёва моря и бушующих волн.
 Люди будут падать бездыханными
 в страхе перед тем, что надвигается на мир.
 Ибо силы небесные сотрясутся.
 И тогда увидят:
  Сын человеческий идет на облаке, /
   облеченный силой и великой славой. ...
  Небо и земля пройдут бесследно, / но слова Мои не пройдут.
 Так смотр`ите, не обременяйте сердец своих
 разгулом, пьянством и житейскими заботами,
 чтобы День тот не застал вас врасплох.
 Как западня будет он для всех, кто живет на земле.
 Бодрствуйте всё время, мол`итесь,
 чтобы хватило сил избежать всего того, что грядет,
 и предстать перед Сыном человеческим". (Лк.21:8-9,25-27,33-36)
                                * * *
*"Всё позволено!" - Но не всё на пользу.
 "Всё позволено!" - Но не всё способствует созиданию.
 Пусть каждый не своего добивается, а того, что идет на пользу другого.
 Всё, что покупаете у мясников,
 ешьте, не допытываясь, со спокойной совестью.
 Ведь "земля и всё, что есть на ней, Господни".
 И если кто из неверующих пригласит вас и вы захотите пойти,
 ешьте всё, что перед вами поставят,
 не допытываясь, со спокойной совестью.
 Но если вам скажут: "Это из принесенного в жертву", тогда не ешьте,
 ради того, кто сказал, и ради спокойствия совести.* (1Кор.10:23-28)
                                * * *
'Кто сделался рабом Господа, тот боится одного своего Владыки;
 а в ком нет страха Господня, тот часто и тени своей боится.'
                                                        (Лествица)
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-

Этот выпуск в архиве: ../../rasylka/006/1420.htm
Сайт "Христианское прос вещение" -> http://messia.ru
>Форум сайта< 
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме,в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы...

В последних выпусках:
+ C.Куломзина: Православная церковь и дети: цель христианского воспитания
+ свящ. Анри Каффарель: Молитва: говори с Ним