Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7) * 14 февраля 2006 г. ст.ст., пн {седмица 3-я предуготовительная (36-я)} /Память равноап. Кирилла, просветителя славян (869)/ литургические чтения: 3Ин.; Лк.19:29-40;22:7-39. > Лк.22,20 Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый > Завет в Моей крови, которая за вас проливается. > "Новый Завет" - это новый союз, союз реальный - то есть, > существующий и в пространстве, и во времени. В причащении я вхожу - > меня впускает - в пространство, где мне нет места, как нет места > воде внутри золотого слитка. Это возможно только потому, что > в человеке есть способность выходить за свои пределы. В грехе > это проявляется искаженно - как стремление вторгнуть в чужие > пределы, сделать чужое пространство своим. Как ни странно, именно > способность быть больше себя, не ущемляя другого, а расширяя > при этом и пространство другого - в быту такую способность называют > любовью - позволяет мне технически оказаться в пространстве Бога. > Там есть место для тех, кто способен выйти за пределы. Правда, > "техническая возможность" - далеко не реальность. Самый святой > и праведный всё равно не вошел бы в пространство Бога, если бы > не смерть и воскресение Сына Божия. Новый же союз во времени - > это обретение времени. Шизофреник живет в настоящем, он > не ориентируется в прошлом и не озабочен будущим. Но и "обычный" > (то есть, ненормальный, падший) человек живет лишь в имитации > времени. Наша память искажена, ослаблена, подчинена эгоизму. > Мы превращаем историю в половую тряпку, которой вытираем кровь > и грязь. Мы не живем в истории, а паразитируем на истории. В Царстве > Христа, в общении с Богом и со святыми, восстанавливается > полноценное прошлое, настоящее и будущее, приобретает благодаря > этому свой подлинный статус и вечность. И нигде так не видно > это единство истории, как в заповеди "творить это в воспоминание". > "Воспоминание" тут - не разглядывание отпускной фотографии, а отъезд > в отпуск. Для нас это отпуск, освобождение, как для старца Симеона > ("ныне отпущаещи"), а для Христа наше освобождение - Крест. > Мы только потому можем, принимая Тело и Кровь в воспоминание, > вспоминать, что Христос, вспоминая нас, продолжает отдавать палачам > Тело и Кровь на растерзание. * * * > <...> Что можно пролить кровь за других, ради спасения других, - > идея, бывшая общим местом и до Христа. Не случайно Ирод говорит > (Ин.11,50): "лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели > чтобы весь народ погиб". Это сарказм, паразитирующий на идее > самопожертвования. Мысль о том, что человек может погибнуть ради > спасения других, встречается у Гомера (Илиада,15,495-498), 8 раз > у Исократа, 1 раз у Пиндара, трижды у Платона (Пир,179b,208d), > дважды у Лисия, четыре раза у Демосфена, дважды у Аристотеля > (Никомахова этика, 1169,19,25), дважды у Полибия, 11 раз у Плутарха. > И хотя в роли умирающего может выступать друг, возлюбленный, > гражданин полиса, чаще всего это легендарный воитель - Ахилл, Муций, > Курций, Верцингеторикс, Маккавеи, вообще всевозможные цари > древности - или их дочери, как Ифигения. Соответственно, и умирают > как правило за полис, святыни, могилы отцов, за народ. Это > и называется "святая жертва". Хотя иногда такая смерть - > лишь проявления самопожертвования, чувства долга, как правило > это смерть в бою, ради спасения народа от нападающих на него. Важнее > же всего, что результат самопожертвования - не просто избавление > от опасности, но гибель нападающих. 300 спартанцев, спасших Грецию > при Фермопилах, были причиной гибели персов. Смерть Маккавеев > приблизила разгром Антиоха. И хотя о смерти за других немного > говорят философы, чаще всего - это предмет восторгов военных или тех > гражданских, кого военные спасли. Восхваление смерти за полис - > часть гражданского "культа". К смерти за других призывают боевые > командиры перед сражением (Сципион - см. Полибий,15,10). > В надгробных памятниках павшим в бою это - общее место. Эти люди > защитили империю, или свободу эллинов, или идеалы полиса. > Иисус поступает прямо наоборот, и Павел уже видит это. Солдат отдает > жизнь ради славы - Иисус отказывается от своей славы (Флп.2,60-8). > Солдат защищает - Иисус беззащитен, и беззащитен принципиально > (Рим.15,2). Он умирает не за своих, а за врагов (Рим.5,10). Так что > это самопожертвование прямо противоположно тому, к которому привык > эллинистический мир. Оно "скандально" (1Кор.1,23). Поэтому Цельс > отрицал, что смерть Иисуса может иметь спасительный характер - герои > так не умирают. {Ист.: статья Jeffrey B.Gibson. Paul's "Dying > Formula": Prolegomena to an Understanding of Its Import > and Significance" - Festscrift for Robert Jewett, Eerdmans, 2001.} [ Яков Кротов. К ЕВАНГЕЛИЮ www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/26_28.htm ] ////////// ПО ТЕМЕ ЕВАНГЕЛЬСКОГО ЧТЕНИЯ СМОТРИ: *> ЕВХАРИСТИЯ - тема в БИБЛИОТЕКЕ ЯКОВА КРОТОВА www.krotov.info/yakov/3_vera/4_school/a_5_evharistia.htm *> Яков Кротов: Последняя трапеза www.messia.ru/rasylka/003/359.htm#0 *** к апостольскому чтению: *> СББ: добро и зло www.messia.ru/rasylka/005/1083.htm#0 Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20060227/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://days.ru/day.php?date=20060214&key=days ***************************************************************** * * к еванг. чтению вторника cедмицы 3-й предуготовительной (Лк.22:39-42,45-23:1) www.messia.ru/rasylka/005/1084.htm#0 (свящ. Александр Мень; ссылка на текст Дороти Сэйерс) * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- */Пётр и Иоанн/ отправились ... приготовили все для Пасхи. Когда настало время, апостолы с Иисусом сели за стол. - Как Мне хотелось есть эту Пасху вместе с вами до Моих страданий! - сказал им Иисус. - Говорю вам, Я не буду есть ее, пока не свершится она в Царстве Бога. Взяв чашу и произнеся молитву благодарения, Он сказал: - Возьмите ее и разделите между собой. Говорю вам, отныне не пить Мне вино - плод виноградной лозы, - пока не придет Царство Бога. Взяв хлеб и произнеся молитву благодарения, Он разломил его и дал им со словами: - Это Мое тело, которое за вас отдается. Делайте так в память обо Мне. И точно так же после ужина дал им чашу со словами: - Эта чаша - Новый Договор, скрепленный Моей кровью, которая за вас проливается. Но посмотрите! Рука того, кто предает Меня, на одном столе с Моей! Да, Сын человеческий идет путем, который Ему предназначен. Но горе тому человеку, который Его предает!* (Лк.22:13-22) * * * *Мой любимый, не следуй дурному примеру, следуй доброму. Кто творит добро, тот от Бога. А кто творит зло, тот не видел Бога.* (3Ин.:11) |
|||||
-* В цитатах из Нового
Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
|||||
|
|||||
другая моя рассылка:
"ХРИСТИАНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: доступно о христианстве" |
В последнем выпуске: |
||||