=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)

* 16 февраля 2006 г. ст.ст., ср 
  {седмица 3-я предуготовительная (36-я)}
  литургии не положено; церковные чтения: Иоиль 2:12-26; 3:12-21.




> Глубочайшая  потребность в справедливости всегда жила  в людях.   Ее
> не  знает  никакое  живое  существо, кроме человека. Это она внушила
> египтянам веру в суд Осириса, индийцам - мысль о Карме,  а грекам  -
> о  Дике  и  Немезиде;  это  она  вдохновляла  пророков на их суровую
> проповедь.  В каждую эпоху и в каждом народе прорывается она, рождая
> страшные  предсказания  и  зловещие  образы  на стенах храмов, звуки
> 'реквиемов'  и  восстания  масс.    О  Суде  вопиют  души   убиенных
> в   Апокалипсисе   Иоанна,   его   призывают   Савонарола,   Ламене,
> Достоевский,  сознававшие,  что  без  правды нет спасения. Ее жаждет
> истерзанный  мир  сегодня, как и два тысячелетия назад. Это чувство,
> столь  человечное  и  неискоренимое,  выразил  в простых и предельно
> искренних   словах   один   из  узников нашего  жестокого   времени.
> 'Миру  нужен Страшный Суд, - писал он из стен тюрьмы, - как Третьему
> рейху - Нюрнбергский процесс. Иначе никак нельзя'.

> Да,  нельзя,  невозможно. И пусть природа не ведает справедливости -
> человек без нее не в состоянии дышать.

> Известно,  что всегда бывали люди, которым идея Судного Дня казалась
> недостойной  веры,   но это только свидетельствует об их  нечувствии
> к  мировому  злу.  Наша  трагическая  эпоха  - эпоха тотальных войн,
> обдуманных  зверств,    лагерей,   унижений  и   бесчеловечности   -
> как  никакая  другая  наполняет  чаяние  Суда реальным смыслом. 'Мне
> отмщение и Аз воздам...'

> В  своем  ожидании  Дня  Господня последователь Исайи был не одинок.
> Вскоре  появились  и другие  эсхатологические  пророчества,  которые
> были  проникнуты  надеждой  на торжество Правды. Людям казалось, что
> час Воздаяния близок.

> Нельзя недооценивать этих предчувствий только потому, что до первого
> великого  Суда  миру  оставалось  еще  более  трех веков. 'Суд же, -
> скажет  Христос,  -  состоит  в  том, что свет пришел в мир, но люди
> более  возлюбили  тьму,  нежели  свет,  потому что дела их были злы'
> (Ин.3,19).  И  поэтому  необходимым  станет  последний  Суд  Второго
> Пришествия.

> Но  у  ветхозаветных  людей,  в  силу  уже известного нам сокращения
> временной  перспективы,   оба  Богоявления сливались  в одно  целое.
> Если  Судия  является в мир - значит, пришло время гибели Левиафана,
> извивающегося змея...

> В  этой нерасчлененной эсхатологии сплелись воедино мотивы возмездия
> и примирения, гимны Судному Дню и новому творению.

> Хотя  Иудея  была  в стороне от битв,   кипевших на севере  и на юге
> от  нее,  но  и она оказалась в атмосфере тревог, надежд и смятений.
> Завоеватель  не  пришел  на  ее  поля,  однако  люди  во всём теперь
> пытались увидеть знаки близящейся Божией грозы. Таким знаком явилось
> общее народное бедствие.

> В один  злосчастный   день   солнце   над окрестностями   Иерусалима
> померкло  -  его  затмила  шелестящая  живая  туча. То была саранча,
> которая,  словно  полчища  демонов,  несла  голод и смерть. Напрасно
> трубили трубы, напрасно разжигались костры и рылись рвы. Прожорливые
> твари, оставляя за собой голую землю, летели, ползли, облепляли сады
> и  виноградники, стены домов, проникали в жилища. Это жуткое зрелище
> внушало  мистический  ужас.  Народ плакал и роптал. И тогда выступил
> пророк Иоиль, сын Петуэля, и призвал растерявшихся людей к покаянию.

> В  книге, носящей его имя, о самом пророке ничего не сказано. Молчат
> о  нём   и предания. Можно лишь предполагать,  что Иоиль принадлежал
> к служителям Храма и проповедовал в Доме Господнем.{}

> В  неотвратимом  нашествии  саранчи  пророк  увидел  грозный  символ
> последних битв и Суда. В его речах как бы вновь оживают Амос, Исайя,
> Софония:
>       Трубите в рог на Сионе
>               и бейте тревогу на святой горе Моей!
>       Да трепещут все жители земли,
>               ибо приходит День Господень,
>       да, он уже близок, день мрака и тьмы,
>               День сумрачный и облачный.
>       Солнце превратится во тьму
>               и луна в кровь,
>       прежде нежели наступит День Господень,
>               великий и страшный.
>                                                   (Иоил 2:1-2; 3:31)

> В  пророчествах  Иоиля  стаи  саранчи  сливаются с образом страшного
> нашествия  врагов  Божиих.  Не воины ли это Гога и Магога, о которых
> предсказывал  Иезекииль?
>       Идет народ многочисленный и сильный,
>               какого еще не было от века.
>       Перед ним была земля, как сад Эдемский,
>               а после него унылая пустыня,
>       ничто от него не спасается,
>       вид его, как вид коней,
>               и скачут, как всадники.
>                                              (Иоил 2:2-4)

> В  этой  безликой  массе  нет людей, это стадо, стая, подобная тучам
> алчных   насекомых.   Иоаннов   Апокалипсис  повторит  слова  Иоиля,
> изображая  полк`и  Антихрита  в  виде  саранчи,  закованной в броню.
> Завоеватели   всех   времен   обозначены   этим  зловещим  символом.
> Бессмысленное,  жестокое, губящее жизнь нашествие. Сатанинские силы,
> вырвавшиеся  на свободу. Грехи мира породили этот смерч, этот разгул
> насилия  и  пожирания.  Когда  Иоиль писал свое пророчество, призрак
> мировых войн впервые навис над человечеством.

> Пророк хочет, однако, чтобы люди не предавались безнадежному страху,
> но  встретили  грозную   годину  во всеоружии  духовной  готовности.
> Он  зовет к осознанию своих грехов, своего Недостоинства перед Богом
> Правды.  Проповедь  Иоиля  подобна проповеди Крестителя: 'Покайтесь,
> ибо приблизилось Царство  Божие'.  Посему  и  теперь  изрек Господь:
>       Обратитесь ко Мне всем сердцем своим
>               в посте, плаче и сетовании.
>       Рвите сердце свое, а не одежды ваши,
>               и обратитесь к Господу Богу вашему.
>                                                  (Иоил 2:12-13)

> От  самого  человека  зависит, чего ждать ему в День Божий. Пусть же
> всеобщий  хаос   -   прелюдия  к  Суду   -  заставит  людей очнуться
> от духовной спячки!

> Не  вечно   будет  мир   таким,    как  сейчас.   Великие   перемены
> ждут   Вселенную.   Голод,   который   принесла   саранча,  сменится
> процветанием, духовный голод - последним Откровением Господа.
>       Не бойся, земля, радуйся и ликуй,
>               ибо Господь совершит великое...
>       И вы, сыны Сиона, радуйтесь и ликуйте о Господе Боге вашем,
>               ибо Он даст вам Учителя Праведности.
>                                                       (Иоил 2:21,23)

> Не  только пророком и избавителем будет этот  Учитель Праведности 
> {Иоиль 2:23. В синодальном переводе слова натан лахем ет ха морэ
> ли-цедака переданы как 'даст вам дождь в меру'. Но еще в Вульгате
> стоит более вероятный перевод: 'даст вам учителя праведности'.
> Этот перевод принят многими современными экзегетами. Употребление
> кумранитами титула 'Учитель Праведности' () косвенно доказывает,
> что таково было понимание текста в древности.},  но он откроет новую
> эру   Священной   Истории.   Впоследствии   ессеи  назовут  Учителем
> Праведности  одного из своих вождей в знак того, что 'последние дни'
> близки. Иными словами, пророчество об Учителе имеет эсхатологическое
> значение и связано с провозвестием Дня Господня:
>       В тот День воды живые потекут из Иерусалима...
>       И Господь будет Царем над всей землею.
>       В тот День Господь будет един и имя Его - едино.
>                                                       (Зах 14:8-9)

> Для  Иоиля  пришествие  Учителя Праведности - знак падения преграды,
> разделявшей  Бога  и  человека.  Сущий  откроет  Себя  уже не только
> избранникам,  но  и  всем  верным:
>       И после этого изолью Я Мой Дух на всякую плоть,
>               и будут пророчествовать сыны ваши и дочери,
>       и старцы ваши узрят вещие сны,
>               и юноши ваши - видения,
>       и даже на рабов ваших и рабынь
>               в те дни Я изолью Дух Мой...
>       и тогда спасется всякий,
>               кто призовет имя Господне.
>                                                    (Иоил 2:28-29,32)

> Эти  строки  - апогей маленькой Книги Иоиля. Можно даже сказать, что
> ради  них она была написана. Провидец говорит о Духе, который почиет
> на  каждом,    чье  сердце  открыто  Богу.   Напомним  еще раз,  что
> под 'Духом' в Библии разумеется не 'бесплотное бытие', как у греков,
> но   мощная,   животворная,    приходящая,   словно ветер в пустыне,
> сила Господня.

> Апостол  Петр в день Пятидесятницы, обращаясь к Иерусалиму, приведет
> именно   эти  слова  пророка  Иоиля.  Они  как  нельзя  лучше  будут
> соответствовать   христианскому   чувству   универсальности   нового
> Богоявления.    Носителем   Духа  должен стать каждый,  'призывающий
> имя Господне', все будут приобщены к Его огню.

> Таково  предвидение  Иоиля.   И  пусть ветхозаветный пророк,  говоря
> о  Царстве Божием, по обычаю рисует его в виде изобилия даров земли;
> главный дар - это дар Духа, который преобразит творение.
                [ свящ. Александр Мень.
                  История религии (В поисках пути, истины и жизни).
                  т.6 (На пороге Нового Завета. 14)
                  www.alexandrmen.ru/books/tom6/6_gl_14.html ]



Смотри также:
 * Книга Иоиля в переводе А.Графова
   2:1-27    www.messia.ru/rasylka/004/708.htm#0
   2:28-3:21 www.messia.ru/rasylka/005/1085.htm#0
 * Хосе Пепс М. Кьюненен:
    пророк Иоиль: экологическое прочтение
     www.messia.ru/rasylka/003/361.htm#0


Этот день в календаре РПЦ:
	www.days.ru/day.php?date=20060216&key=days

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
               *Но Господь снова говорит:
                "Вернитесь ко Мне всем сердцем,
                поститесь, плачьте, рыдайте!"
                       Разорвите свои сердца, а не одежды,
                       вернитесь к Господу, Богу вашему!
                Ведь Он милостив и милосерден,
                терпелив, Своей любви верен,
                и о зле сожалеет Он.
                       Как знать: может, Он и пожалеет,
                       оставит после Себя благословение -
                       хлебные приношения и возлияния
                       Господу, Богу вашему?
                Трубите в рог на Сионе
                и объявите пост,
                запретите всякую работу!
                       Соберите народ,
                       назначьте священное собрание:
                       созовите стариков,
                       соберите детей, младенцев!
                Пусть приходит жених,
                оставив комнату свою,
                пусть невеста скорее
                покинет брачный чертог.
                       Пусть священники плачут
                       между Храмом и жертвенником.
                       Пусть они, служители Господа,
                       взывают: "О Господь!
                       Смилуйся над Своим народом!
                       Тех, кто принадлежит Тебе,
                       не отдавай на поругание,
                       другим племенам во власть!
                       Не то иноплеменники скажут:
                       "Ну и где же их Бог?"
                И разгорелась у Господа
                любовь к Его стране,
                и Он сжалился над Своим народом.
                       И Господь сказал народу:
                       "Вот, посылаю вам
                       зерно, молодое вино,
                       посылаю масло олив -
                       вы получите всё в избытке.
                       И уже не отдам вас
                       на поругание другим племенам.
                                   (Иоиль 2:12-19, перевод А.Графова)
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-

Этот выпуск в архиве: ../../rasylka/006/1424.htm
Сайт "Христианское прос вещение" -> http://messia.ru
>Форум сайта< 
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме,в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы...

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»