Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7) * 21 февраля 2006 г. ст.ст., пн {1-й седмицы Великого поста} церковные чтения (паремии): # Ис.1:1-20 [Грозное слово Божие против непокорности и неверности Его народа (2-5). Тяжкие наказания, которые иудеи навлекли на себя (5-9). Осуждение внешнего богослужения (10-15). Требование полного исправления (16-20). *В этом описании кто не увидит картины общечеловеческого, а тем более собственного растления? И потому кто не видит нужды в покаянии для очищения грехов перед Богом, для приобретения благоволения Бога?] # Быт.1:1-13 [Сотворение мира, первые три дня. *Паремии, повествующие о сотворении мира, о первобытном блаженстве, грехопадении и об обетовании восстановления напоминают о необходимости восстановления...] # Притч.1:1-20 [Цель мудрости: уразуметь правду и истину (1-6). Начало мудрости - богобоязненность (7). Средство к преуспеянию в мудрости - послушание родительским наставлениям (8-9) и удаления от развратных и нечестивых людей (10-19). *Паремии из Притчей Соломона изобилуют обличениями грехов, призывами возненавидеть их, исправить жизнь, и тем самым соответствуют покаянному настроению духа во дни Поста.] (В понедельник, вторник, среду и четверг 1-ой седмицы Великого поста на Великом повечерии читается канон свт. Андрея Критского.) > <...> Все мы стремимся к прогрессу. Однако "прогресс" - > это приближение к тому месту, к той точке, которой вы хотите > достигнуть. Если мы повернули не в ту сторону, то сколько > не двигайся вперед, к цели мы не приблизимся. Прогрессом в этом > случае был бы поворот на 180 градусов и возвращение на правильную > дорогу, а самым прогрессивным человеком окажется тот, который скорее > повернет назад. Мы все могли убедиться в этом, когда занимались > арифметикой. Если я с самого начала неправильно произвел сложение, > то чем скорее я признаю это и вернусь назад, чтобы всё начать > сызнова, тем скорее найду правильный ответ. В ослином же упрямстве, > в отказе признать свою ошибку нет ничего прогрессивного. > Если вы задумаетесь над современным состоянием мира, вам станет > совершенно ясно, что человечество совершает великую ошибку. Мы все - > на неверном пути. А если это так, то всем нам необходимо вернуться > назад. Возвращаясь назад, мы скорее придем вперед. > <...> > <...> Если бы <Вселенная была единственным свидетельством о Творце>, > то из наблюдения за ней мы должны были бы сделать вывод, что > Он <...> - великий художник (Вселенная воистину прекрасна), но в то > же время вынуждены были бы признать, что Он безжалостен и враждебен > людям (Вселенная - очень опасное место, внушающее неподдельный > ужас). > Кроме того, о Нём говорит нравственный закон, который Он вложил > в наш разум. И это второе свидетельство более ценно, чем первое, > поскольку оно дает нам информацию внутреннюю. Из нравственного > закона вы больше узнаете о Боге, чем из наблюдения за Вселенной, > точно так же, как вы больше узнаёте о человеке, слушая, как и что > он говорит, нежели созерцая построенный им дом. > На основании второго факта мы делаем заключение, что Существо, > пребывающее за видимой Вселенной, горячо заинтересовано в правильном > поведении людей, в "честной игре", в бескорыстии, храбрости, > искренней вере, честности и правдивости. Тут нам приходится > согласиться с утверждением христианства и некоторых других религий, > что Бог добр. Но не будем спешить. Нравственный закон не дает нам > никаких оснований считать, что Бог добр в обычном смысле - > снисходителен, мягок, благожелателен. > В нравственном законе нет никакой снисходительности. Он тверд > как алмаз. Он приказывает идти прямыми путями и, кажется, совсем > не заботится о том, болезненно ли, опасно или трудно следовать этому > приказу. Если Бог таков же, как нравственный закон, то Он едва ли > мягок. > Пока что нам нет смысла говорить, что под "добрым" Богом мы понимаем > такого Бога, который способен прощать. Ведь прощать способна только > личность, а мы пока вправе утверждать, что сила, которая скрывается > за нравственным законом, скорее похожа на разум, чем на что-то > другое. Но это еще не значит, что эта сила должна быть личностью. > Если это просто безличный, бесчувственный разум, то, вероятно, > нет смысла просить его о помощи или о поблажке, как не имело бы > смысла просить таблицу умножения, чтобы она простила вас > за неправильный счет. Бесполезно и говорить, что если Бог - > безличное абсолютное добро, то Он нам не нравится и мы не собираемся > обращать на Него внимания. Бесполезно это потому, что одна часть > вас самого стоит на стороне этого Бога и искренне соглашается > с осуждением жестокости, жадности, бесчестности и корысти. Вы, быть > может, хотели бы, чтобы Он был снисходительнее на этот раз, > но в глубине души вы сознаёте, что если сила, стоящая за Вселенной, > не будет безоговорочно обличать недостойное поведение, > она перестанет быть добром. С другой стороны, мы знаем: если > существует абсолютное добро, оно должно ненавидеть большую часть > того, что мы делаем. > Вот в каком ужасном, безвыходном положении оказываемся мы с вами. > Если Вселенной не правит абсолютное добро, все наши усилия напрасны. > Если же абсолютное добро всё-таки правит Вселенной, мы ежедневно > бросаем ему враждебный вызов, и непохоже на то, чтобы завтра > мы стали хоть немного лучше. Таким образом, и в этом случае > наша ситуация безнадежна. Мы не можем жить без этого добра > и не можем жить в согласии с ним. > Бог - наше единственное утешение и самый страшный ужас. В Нём > мы сильнее всего нуждаемся и от Него же больше всего хотим > спрятаться. Он - наш единственный союзник, а мы Его враги. Послушать > некоторых, так встреча с абсолютным добром - одно удовольствие. > Им надо бы хорошенько задуматься; они всё еще играют в религию. > Надмирная доброта несет либо великое облегчение, либо величайшую > опасность, в зависимости от того, как вы ей ответите. А мы с вами > отвечаем неправильно. > <....> всякий разговор о христианстве лишен смысла для людей, > не познакомившихся с тем, что я описал. <Ему> (насколько > мне известно) нечего сказать тому, кто не знает за собой ничего > плохого, и не чувствует, что нуждаются в прощении. Только > после того, как вы поймете, что нравственный закон действительно > есть, как есть и сила, стоящая за ним, а вы нарушили этот закон > и повели себя неверно по отношению к этой силе, - только тогда <...> > христианство станет обретать для вас смысл. > Если вы знаете, что больны, вы следуете советам доктора. Если > вы знаете, как безысходно ваше положение, вы начнете понимать, о чём > говорят христиане, потому что они предлагают объяснить, почему > мы ненавидим добро - и любим <его>. Они предлагают объяснить, как > это Бог может быть безличным разумом, стоящим за нравственным > законом, и в то же самое время - Личностью. Они говорят нам, > как невыполнимые для нас требования закона были выполнены за нас; > как Бог стал человеком, чтобы спасти человека от Божьего осуждения. > <...> Я прошу от вас одного - взглянуть в лицо фактам, чтобы понять > вопросы, на которые христианство предлагает ответы. А факты эти > пугают. Я хотел бы сказать что-нибудь более радужное; но должен > говорить то, что считаю правдой. Конечно, я целиком согласен с тем, > что христианство в конечном счете - источник несказанного утешения. > Но начинается оно не с утешения. Оно начинается с тревоги > и смятения, которые я описал, и не имело бы смысла идти к этому > утешению, минуя стадию тревоги. В религии - как на войне, как > во многих ситуациях: покой (утешение) нельзя обрести, если искать > только его. Вот если вы будете искать истину, то, возможно, в конце > концов обретете и покой; если ищите только покой, вы не найдете > ни его, ни истины. Найдете вы пустые речи да помышления, которые > будут вам казаться истиной в начале пути, в конце же вас ждет > безнадежное отчаяние. <....> [ К.С.Льюис. "Просто христианство" (I.5) (перев. И.Череватой п/ред. Н.Л.Трауберг) www.messia.ru/r2/1/010.htm#0, www.messia.ru/r2/1/011.htm#0] см. также: + + + www.messia.ru/rasylka/005/1090.htm#0 Чтобы за время Великого поста прочитать (перечитать) весь Новый Завет, можно следовать предлагаемому здесь плану (составленному Я.К.). В этот день: Чтение из Евангелий: Матфея, глл. 1-4. Чтение из Деяний, Посланий или Откровения: Деяния, глл. 1-4. Чтения этого и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20060306/orth Этот день в календаре РПЦ: www.days.ru/day.php?date=20060221&key=days -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- /Всечестное воздержание начнем светло, лучами сияюще святых заповедей Христа Бога нашего, Любве светлостию, молитвы блитанием, чистоты очищением, благомужества крепостию: яко да светоносни предварим Яо святое и тридневное воскресение, осиявающее нетление миру./ (из Постной Триоди) * * * *Слушай, небо, внимай, земля! Так говорит Господь: - Воспитывал Я сыновей, растил, а они восстали против Меня! Бык знает хозяина, / знает осел, кто кормит его. Только Израиль не знает, / народ Мой не ведает! *Горе грешному народу, / провинившемуся тяжело! О преступное потомство, / сыновья-злодеи! Они оставили Господа, / Святым Богом Израиля пренебрегают, отступниками стали. *Вам нужно, чтобы вас снова били, упрямые бунтовщики? Голова у вас вся в ранах, / изранено ваше сердце. От пяты до самого темени нет здорового места: ссадины, кровоподтеки кровоточащие раны - не промыты, не перевязаны и не смазаны маслом. ... *Слушайте слово Господа, о правители Содома! Народ Гоморры, внемли наставлениям Бога нашего! - Ваши обильные жертвоприношения Мне ни к чему, - говорит Господь. - Сыт Я сожженными баранами / и жиром откормленного скота. Мне не нужна кровь быков, / кровь баранов и козлов не нужна. Вы являетесь предо Мной, но кто требует всего этого у вас? Зачем вы топчете дворы Храма Моего? Довольно приношений никчемных! / Воскурения Мне противны. Новолуния, субботы, собранья... Нестерпимы Мне празднства грешников! Новолуния и праздники ваши возненавидел Я. Они уже в тягость Мне, / Я устал их терпеть. Ко Мне простираете руки, но Я отведу Свой взгляд. И сколько бы вы ни молились, не буду Я слушать вас. Ваши руки все в крови! Омойтесь же, станьте чисты, чтобы не приходилось Мне впредь видеть ваши злые дела! Перестаньте творить зло, / науч`итесь добру! Стремитесь к справедливости, / вызволяйте угнетенного, защищайте сироту, /вступайтесь за вдову. *Давайте же, - говорит Господь. - будем с вами судиться! Если ваши грехи - как багровая ткань, / сойдут ли они за снег? Если они - как пурпур, / сойдут ли за белую шерсть? Согласитесь Мне покориться - насытетесь плодами земли. А откажетесь, будете бунтовать - станете добычей меча! Вот что изрекли уста Господа.* (Ис.1:1-6,10-20, перевод А.Графова) * * * "Не любят Бога по одной причине: Его не знают". (Иоанн Шаховской) |
|||||
-* В цитатах из Нового
Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
|||||
|
|||||
другая моя рассылка:
"ХРИСТИАНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: доступно о христианстве" |
В последнум выпуске: |
||||