Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2) * 15 марта 2006 г. ст.ст., вт 4-й седмицы Великого поста церковные чтения (паремии): # Ис.25:1-9 [Пророк прославляет Господа за то, что Он разрушил крепости нечестивых; Он был защитой для смиренных в трудное время; Он устроит на Сионе пир, истребит смерть, уничтожит "покрывало, покрывающее все народы", снимет поношение с народа Своего; тогда люди возвеселятся о Господе, ибо они уповали на него - и Он спас их!] # Быт.9:8-17 [Бог говорит Ною и его сыновьям, что Он заключает с ними и с их потомками Договор (Завет), по которому не будет более Потопа на Земле; знамением Завета Он устанавливает радугу] # Притч.12:8-22 [Изображаются свойства и плоды праведности - и нечестия: трудолюбие и довольство праведных - и презрение к труду нечестивых (9-11), милосердие и кротость праведных - и жестокость нечестивых (12-14), смирение и кротость одних - гордость и гневливость других (15-16), искренность и правдивость - льстивость и лживость (17-22)] > Молиться перед Распятием? > Сударыня, <...> Вы небезосновательно задаетесь вопросом, уместно ли > приучать ваших маленьких детей молиться перед изображением Христа > на кресте, не смутит ли изображение Распятого их души? > Но вы совершенно правы, подвергая сомнению те мотивы, которые > приводят многих нынешних христиан к удалению распятия из своих > домов, что может показаться неуважением к страстям Господним - > словно бы Воскресение не требовало в качестве предварительного > условия перехода через смерть! Как они далеки от св. ап. Павла, > возвещавшего Коринфянам: "Я рассудил быть у вас незнающим ничего, > кроме Иисуса Христа, и притом распятого" (1Кор 2.2). > Вопрос, подобный вашему, христианская совесть ставит с большей > или меньшей остротой на протяжении всех двадцати веков нашей эры. > Тому свидетельством христианское искусство и особенно - история > изображения Христа распятого: картины, статуи, кальварии, > распятия... > В первые шесть веков Христа на кресте изображали крайне редко. > Изображение Доброго Пастыря служило для христиан той поры тем, > чем служит для нас изображение Распятого. Но в дальнейшем > изображение распятия стало ведущим мотивом в христианской > иконографии. Распятия множились. Они имеются теперь среди изваяний > соборов, они проникают во все жилища и во все общественные > помещения: больницы, школы... они возвышаются на перекрестках наших > дорог. Увы! Их производство нередко есть коммерческое предприятие, > и христианский мир наводнили распятия, лишенные художественного > достоинства, лишенные души. Изображения же Распятого подлинными > художниками порой оказываются более чувственными, чем духовными, - > я вспоминаю сейчас некоторые полотна Ренессанса. > Даже художники, подлинно христианские, имеют на сей счет различные > концепции, которые, несколько упрощая дело, можно свести к двум > основным: концепции реалистической и концепции мистической. > В зависимости от времени и места им приходилось исполнять неравную > роль. > Реалистический образ не является первоначальным: он явился > значительно позже. Он стремится выразить прежде всего физические > и моральные страдания Христа. Художники представляют Его обнаженным; > тело Его изранено, измучено; порой оно доведено страданиями > до такого состояния, что мы видим перед собой только жалкий > человеческий обрубок. На голове - терновый венец, более или менее > вселяющий ужас. Эти художники стремятся прежде всего взволновать, > вызвать сострадания, возможно, возбудить отвращение ко греху; > несомненно, они также предполагают побудить христиан присоединить > свои страдания к страданиям Христа. Но некоторые из таких распятий > словно бы даже лишены всякого религиозного содержания: кажется, > что видишь символ человеческого отчаяния, а не знак спасения > человеков Сыном Божиим, ставшим Человеком. Авторы стремятся передать > истину человеческую и историческую, но на деле "реалистические" > распятия искажают истину или, по меньшей мере, упускают основной > аспект этой истины. Они изображают человека страждущего, но не Бога > торжествующего; мучения плоти, а не победу любви. Если бы Христос > не представлял для свидетелей Его страдания ничего, кроме зрелища > человеческого отчаяния, если Он был тогда всего лишь жалким > человеческим обрубком, то разве сотник, стоявший у креста, > воскликнул бы: "Истинно Человек Сей был Сын Божий" (Мк 15.39). > Противоположная концепция представлена в распятиях, называемых > "мистическими". Подход здесь совсем другой. Христос показан одетым, > порой даже в длинной тунике; на голове Его венец, обыкновенно > терновый, но иногда это венец царский. Его глаза широко раскрыты > и выражают силу души и ясность. Лицо окружено сиянием славы, порой > оно отмечено безграничной жалостью к людям. Его руки распростерты > горизонтально, Его тело держится прямо. Художники стремятся > нам напомнить, что Распятый есть прежде всего Бог, Бог Живой. > Победитель страдания и смерти, и что Его жертва - добровольная. > Подобные произведения не столько имеют в виду взволновать > наши чувства, сколько стимулировать нашу веру в божественность > Христа, в Его победу. Их цель - пробудить скорее нашу надежду, чем > наше сострадание, убедить нас, что страдание есть только переход > к воскресению. Некоторые из них несколько даже бесчеловечны, > но немало и таких, которые излучают волны милосердия, кротости, > радостного мира. Их великая заслуга в том, что они не заслоняют > самого основного, но помогают нам предощутить божественную тайну. > Помогли вам эти несколько замечаний из истории искусства ответить > на вопрос, который вы себе задаете? > Удаление распятий из наших церквей, из наших домов означало бы > ужасающий религиозный упадок. Не забывайте же приучать ваших детей > молиться перед распятием: оно есть "самая мудрая книга", как говорил > св. Кюре из Арса. Но не менее верно и то, что вам нужно выбрать > из различных распятий или изображений Христа на кресте наиболее > подходящее. Отстраняйте безжалостно те, которые грозят злоупотребить > чувствительностью юных душ искать глубокую истину о жертве Иисуса > Христа. Более того, поскольку вашим детям нередко приходится видеть > распятия, вульгарно исполненные или же безрелигиозно-реалистические, > учите их смотреть на них глазами духа, глазами веры, которые > прозревают тайну за ее несовершенным или обманчивым изображением. > В этом случае распятие раскроется им в своем истинном значении: > оно будет не апофеозом страданий, но знаком самой величайшей любви. > Любви Отца, который так возлюбил человечество, что отдал людям > Своего Сына. Любви Сына к Своему Отцу, любви Спасителя, ставшего > Человеком, к человекам, Своим братьям: "Нет больше той любви, > как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин 15.13). > Оно будет также знаком апофеоза радости, да, самой исключительной, > огромной радости, ибо Христос сказал: "Более радости давать, нежели > принимать". <(Деян 20.35)> [ свящ. Анри Каффарель. В присутствии Бога. Сто писем о молитве (40) ] + + + www.messia.ru/rasylka/005/1112.htm#0 * * * к паремии из Бытия ** ** ** ** ** ** ** ** * * Свящ. Александр Мень: Радуга - знак верности Бога www.messia.ru/rasylka/003/388.htm#0 Чтения этого дня и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20060328/orth Этот день в календаре РПЦ: www.days.ru/day.php?date=20060315&key=days Чтобы за время Великого поста прочитать (перечитать) весь Новый Завет, можно следовать предлагаемому здесь плану (составленному Я.К.). В этот день: Чтение из Евангелий: от Луки, глл. 10-11. Чтение из Деяний, Посланий или Откровения: 1 Коринфянам, 15-16. -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *О Господь, Ты - мой Бог! Превозношу Тебя, / славлю имя Твое! Ты небывалое сотворил - то был древний замысел Твой, и теперь Ты явил Свою верность. В груду камней обратил Ты город , / укрепленный город - в развалины! Твердыня чужеземцев повержена - / не отстроят ее вовеки. Теперь могучий народ чтить будет Тебя, города народов жестоких станут Тебя страшиться. Ты - прибежище для бедных, / обездоленным прибежище в тяжкое время, Ты - кров, что спасает от бури, / Ты - тень, что укроет от зноя. Дыхание угнетателей - словно буря холодной порой, словно зной в пустыне! Но утих по воле Твоей шум чужеземных полчищ. Как спадает зной, когда туча набежит, так песни угнетателей смолкли. *На этой горе Господь Воинств устроит для всех народов пир обильный, со старым вином! Там будут сытные, жирные яства / и старые, процеженные вина. На этой горе Господь уничтожит покрывало, накрывшее все народы, / завесу, окутавшую все племена, - уничтожит смерть навеки! Тогда Владыка Господь утрет слезы со всех лиц, на всей земле Он избавит Свой народ от позора. Это сказал Господь. *Будут говорить в тот день: 'Это наш Бог! Мы надеялись на Него - и Он даровал нам спасенье. Это Господь, на Него надеялись мы! Будем же радоваться, ликовать, ибо мы спасены'.* (Ис.25:1-9, нов.пер. РБО, 2004г., А.Графов) * * * *Бог сказал Ною и его сыновьям: "Я заключаю договор с вами и вашим потомством, и со всеми живыми существами, вышедшими из ковчега: с птицами, со скотом и со зверями - со всеми животными земли. У Меня с вами будет договор: впредь уже в`оды потопа не станут губить всё живое, больше потоп не будет опустошать землю". Бог сказал: "Вот знак договора, который Я заключаю на вечные времена с вами со всем живым: Я повесил на облаках свой лук - радугу - в знак договора между Мною и жителями земли. Когда Я соберу облак`а над землей, то в облаках появится радуга. Тогда Я вспомню Свой договор с вам и со всем живым - и потопа, который губит всё живое, уже не будет. В облаках будет радуга - Я увижу ее и вспомню Свой вечный договор со всеми жителями земли".* (Быт.9:8-16, нов.перев. РБО) * * * *Речь разумная прославит человека, / а порочные замыслы опозорят. Лучше в простоте, да со слугой, / чем со спесью, да без крошки хлеба. Праведник и скотину пожалеет, но милость нечестивца - хуже жестокости. Кто возделывает землю, будет сыт, / а глупец за пустотой гоняется. Нечестивец изощряется в коварстве, / но корень праведных дает побеги. Нечестивец в лживых речах запутается, / а праведник избежит беды. Человек пожнет добрый плод своих речей, возвратятся труды к нему наградой. Глупец считает свой путь правильным, а мудрый прислушивается к советам. Глупец выставляет свой гнев напоказ, а разумный не слушает оскорблений. Слова честного человека правдивы, / а слова лжесвидетеля - коварны. Болтовня может ранить, как меч, / а слова мудрецов - исцеляют. Правдивые слова останутся навеки, / а лживый язык недолговечен. У злокозненных на сердце коварство, / а у миротворцев - радость. Не приключится с праведником несчастья, а нечестивых зло переполняет. Лживые уста - мерзость для ГОСПОДА, но угоден Ему тот, кто поступает честно.* (Пр.12:8-22, нов.перев. РБО) |
|||||
|
|||||
|
|||||
другая моя рассылка:
"ХРИСТИАНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: доступно о христианстве" |
В последних выпусках: |
||||