=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)

* 15 марта   2006 г. ст.ст., вт 4-й седмицы Великого поста

церковные чтения (паремии):
# Ис.25:1-9     [Пророк прославляет Господа за то,
                 что Он разрушил крепости нечестивых; Он был защитой
                 для смиренных в трудное время; Он устроит на Сионе
                 пир, истребит смерть, уничтожит "покрывало,
                 покрывающее все народы", снимет поношение с народа
                 Своего; тогда люди возвеселятся о Господе,
                 ибо они уповали на него - и Он спас их!]
# Быт.9:8-17    [Бог говорит Ною и его сыновьям,
                 что Он заключает с ними и с их потомками Договор
                 (Завет), по которому не будет более Потопа на Земле;
                 знамением Завета Он устанавливает радугу]
# Притч.12:8-22 [Изображаются свойства и плоды праведности -
                 и нечестия: трудолюбие и довольство праведных -
                 и презрение к труду нечестивых (9-11), милосердие
                 и кротость праведных - и жестокость нечестивых
                 (12-14), смирение и кротость одних - гордость
                 и гневливость других (15-16), искренность
                 и правдивость - льстивость и лживость (17-22)]


>                      Молиться перед Распятием?

> Сударыня,  <...> Вы небезосновательно задаетесь вопросом, уместно ли
> приучать ваших маленьких детей  молиться  перед изображением  Христа
> на  кресте,   не  смутит  ли   изображение    Распятого   их   души?
> Но  вы  совершенно  правы,  подвергая  сомнению  те  мотивы, которые
> приводят  многих  нынешних  христиан  к  удалению  распятия из своих
> домов,  что  может  показаться  неуважением  к  страстям Господним -
> словно  бы  Воскресение  не  требовало  в  качестве предварительного
> условия  перехода  через  смерть!  Как  они далеки от св. ап. Павла,
> возвещавшего  Коринфянам:   "Я  рассудил быть у вас незнающим ничего,
> кроме Иисуса Христа, и притом распятого" (1Кор 2.2).

> Вопрос,  подобный   вашему,   христианская совесть  ставит с большей
> или  меньшей  остротой  на протяжении всех двадцати веков нашей эры.
> Тому  свидетельством  христианское  искусство  и  особенно - история
> изображения    Христа   распятого:   картины,   статуи,   кальварии,
> распятия...


> В  первые  шесть  веков  Христа  на  кресте изображали крайне редко.
> Изображение  Доброго  Пастыря  служило для христиан  той  поры  тем,
> чем   служит   для   нас  изображение  Распятого.  Но  в  дальнейшем
> изображение   распятия   стало   ведущим   мотивом   в  христианской
> иконографии.  Распятия  множились. Они имеются теперь среди изваяний
> соборов,   они  проникают  во  все  жилища  и  во  все  общественные
> помещения:  больницы, школы... они возвышаются на перекрестках наших
> дорог.  Увы!  Их производство нередко есть коммерческое предприятие,
> и  христианский  мир  наводнили  распятия,  лишенные художественного
> достоинства,  лишенные  души.  Изображения  же  Распятого подлинными
> художниками порой оказываются более чувственными,   чем духовными, -
> я вспоминаю сейчас некоторые полотна Ренессанса.

> Даже  художники,  подлинно христианские, имеют на сей счет различные
> концепции,  которые,  несколько  упрощая  дело,  можно свести к двум
> основным:    концепции  реалистической   и   концепции  мистической.
> В  зависимости  от времени и места им приходилось исполнять неравную
> роль.

> Реалистический   образ   не   является   первоначальным:  он  явился
> значительно  позже.    Он стремится выразить прежде всего физические
> и моральные страдания Христа. Художники представляют Его обнаженным;
> тело   Его  изранено,   измучено;   порой  оно  доведено страданиями
> до  такого  состояния,  что  мы  видим  перед  собой  только  жалкий
> человеческий  обрубок.  На  голове - терновый венец, более или менее
> вселяющий  ужас.  Эти  художники стремятся прежде всего взволновать,
> вызвать   сострадания,  возможно,  возбудить  отвращение  ко  греху;
> несомненно,  они  также  предполагают побудить христиан присоединить
> свои  страдания  к страданиям Христа. Но некоторые из таких распятий
> словно  бы даже лишены всякого  религиозного  содержания:   кажется,
> что  видишь  символ  человеческого  отчаяния,  а  не  знак  спасения
> человеков Сыном Божиим, ставшим Человеком. Авторы стремятся передать
> истину  человеческую  и  историческую,  но  на деле "реалистические"
> распятия  искажают  истину  или,  по меньшей мере, упускают основной
> аспект  этой истины. Они изображают человека страждущего, но не Бога
> торжествующего;   мучения плоти, а не победу любви.  Если бы Христос
> не  представлял  для  свидетелей Его страдания ничего, кроме зрелища
> человеческого   отчаяния,  если  Он  был  тогда  всего  лишь  жалким
> человеческим   обрубком,   то   разве  сотник,  стоявший  у  креста,
> воскликнул бы: "Истинно Человек Сей был Сын Божий" (Мк 15.39).

> Противоположная   концепция  представлена  в  распятиях,  называемых
> "мистическими".  Подход здесь совсем другой. Христос показан одетым,
> порой  даже  в  длинной  тунике;  на  голове  Его венец, обыкновенно
> терновый,   но  иногда это венец царский.  Его глаза широко раскрыты
> и  выражают  силу души и ясность. Лицо окружено сиянием славы, порой
> оно  отмечено  безграничной  жалостью к людям. Его руки распростерты
> горизонтально,    Его   тело   держится  прямо.  Художники стремятся
> нам  напомнить,  что  Распятый  есть  прежде  всего  Бог, Бог Живой.
> Победитель  страдания  и  смерти,  и  что Его жертва - добровольная.
> Подобные   произведения   не  столько  имеют    в  виду  взволновать
> наши  чувства,  сколько  стимулировать  нашу  веру  в божественность
> Христа,  в  Его победу. Их цель - пробудить скорее нашу надежду, чем
> наше   сострадание,   убедить нас, что страдание есть только переход
> к  воскресению.    Некоторые  из  них  несколько даже  бесчеловечны,
> но  немало  и  таких,  которые  излучают волны милосердия, кротости,
> радостного  мира.  Их  великая  заслуга  в том, что они не заслоняют
> самого основного, но помогают нам предощутить божественную тайну.

> Помогли вам эти несколько замечаний  из истории  искусства  ответить
> на вопрос, который вы себе задаете?

> Удаление  распятий  из  наших  церквей,  из  наших домов означало бы
> ужасающий  религиозный  упадок. Не забывайте же приучать ваших детей
> молиться перед распятием: оно есть "самая мудрая книга", как говорил
> св.  Кюре   из Арса.  Но не менее верно и то,  что вам нужно выбрать
> из  различных  распятий  или  изображений  Христа на кресте наиболее
> подходящее. Отстраняйте безжалостно те, которые грозят злоупотребить
> чувствительностью  юных  душ  искать глубокую истину о жертве Иисуса
> Христа.  Более того, поскольку вашим детям нередко приходится видеть
> распятия, вульгарно исполненные или же безрелигиозно-реалистические,
> учите  их  смотреть  на  них  глазами  духа,  глазами  веры, которые
> прозревают тайну за ее несовершенным или обманчивым изображением.

> В  этом случае распятие раскроется  им  в своем  истинном  значении:
> оно  будет не апофеозом страданий, но знаком самой величайшей любви.
> Любви  Отца,  который  так  возлюбил  человечество,  что отдал людям
> Своего  Сына.  Любви  Сына  к Своему Отцу, любви Спасителя, ставшего
> Человеком,    к  человекам,  Своим братьям:   "Нет больше той любви,
> как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин 15.13).

> Оно  будет  также знаком апофеоза радости, да, самой исключительной,
> огромной радости, ибо Христос сказал:  "Более радости давать, нежели
> принимать". <(Деян 20.35)>
                [ свящ. Анри Каффарель.
                  В присутствии Бога. Сто писем о молитве (40) ]



 + + + www.messia.ru/rasylka/005/1112.htm#0

 * * * к паремии из Бытия ** ** ** ** ** ** ** ** *
* Свящ. Александр Мень: Радуга - знак верности Бога
              www.messia.ru/rasylka/003/388.htm#0


Чтения этого дня и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20060328/orth

Этот день в календаре РПЦ:
      www.days.ru/day.php?date=20060315&key=days




Чтобы за время Великого поста прочитать (перечитать) весь Новый Завет,
можно следовать предлагаемому здесь плану (составленному Я.К.).
В этот день:
        Чтение из Евангелий: от Луки, глл. 10-11.        
        Чтение из Деяний, Посланий или Откровения: 1 Коринфянам, 15-16.
        

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*О Господь, Ты - мой Бог!
 Превозношу Тебя, / славлю имя Твое!
 Ты небывалое сотворил -
 то был древний замысел Твой,
 и теперь Ты явил Свою верность.
 В груду камней обратил Ты город , / укрепленный город - в развалины!
 Твердыня чужеземцев повержена - / не отстроят ее вовеки.
 Теперь могучий народ чтить будет Тебя,
  города народов жестоких станут Тебя страшиться.
 Ты - прибежище для бедных, / обездоленным прибежище в тяжкое время,
 Ты - кров, что спасает от бури, / Ты - тень, что укроет от зноя.
 Дыхание угнетателей - словно буря холодной порой,
  словно зной в пустыне!
 Но утих по воле Твоей шум чужеземных полчищ.
 Как спадает зной, когда туча набежит,
  так песни угнетателей смолкли.
*На этой горе Господь Воинств устроит для всех народов
 пир обильный, со старым вином!
 Там будут сытные, жирные яства / и старые, процеженные вина.
 На этой горе Господь уничтожит
 покрывало, накрывшее все народы, / завесу, окутавшую все племена, -
 уничтожит смерть навеки!
 Тогда Владыка Господь утрет слезы со всех лиц,
 на всей земле Он избавит Свой народ от позора.
 Это сказал Господь.
*Будут говорить в тот день:
 'Это наш Бог!
  Мы надеялись на Него - и Он даровал нам спасенье.
   Это Господь, на Него надеялись мы!
  Будем же радоваться, ликовать, ибо мы спасены'.*
             (Ис.25:1-9, нов.пер. РБО, 2004г., А.Графов)
                                * * *
*Бог сказал Ною и его сыновьям:
 "Я заключаю договор с вами и вашим потомством,
  и со всеми живыми существами, вышедшими из ковчега:
  с птицами, со скотом и со зверями - со всеми животными земли.
  У Меня с вами будет договор:
  впредь уже в`оды потопа не станут губить всё живое,
  больше потоп не будет опустошать землю".
 Бог сказал:
 "Вот знак договора, который Я заключаю на вечные времена
  с вами со всем живым:
  Я повесил на облаках свой лук - радугу -
  в знак договора между Мною и жителями земли.
  Когда Я соберу облак`а над землей, то в облаках появится радуга.
  Тогда Я вспомню Свой договор с вам и со всем живым -
  и потопа, который губит всё живое, уже не будет.
  В облаках будет радуга -
  Я увижу ее и вспомню Свой вечный договор со всеми жителями земли".*
                     (Быт.9:8-16, нов.перев. РБО)
                                * * *
*Речь разумная прославит человека, / а порочные замыслы опозорят.
 Лучше в простоте, да со слугой, / чем со спесью, да без крошки хлеба.
 Праведник и скотину пожалеет,
                              но милость нечестивца - хуже жестокости.
 Кто возделывает землю, будет сыт, / а глупец за пустотой гоняется.
 Нечестивец изощряется в коварстве, / но корень праведных дает побеги.
 Нечестивец в лживых речах запутается, / а праведник избежит беды.
 Человек пожнет добрый плод своих речей,
                                    возвратятся труды к нему наградой.
 Глупец считает свой путь правильным,
                                    а мудрый прислушивается к советам.
 Глупец выставляет свой гнев напоказ,
                                    а разумный не слушает оскорблений.
 Слова честного человека правдивы, / а слова лжесвидетеля - коварны.
 Болтовня может ранить, как меч, / а слова мудрецов - исцеляют.
 Правдивые слова останутся навеки, / а лживый язык недолговечен.
 У злокозненных на сердце коварство, / а у миротворцев - радость.
 Не приключится с праведником несчастья,
                                         а нечестивых зло переполняет.
 Лживые уста - мерзость для ГОСПОДА,
                             но угоден Ему тот, кто поступает честно.*
                                        (Пр.12:8-22, нов.перев. РБО)

Этот выпуск в архиве: ../../rasylka/006/1451.htm
Сайт "Христианское просвещение" -> http://messia.ru
>Форум сайта< 
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме,в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы...

В последних выпусках:
+ Джойс Хаггет: "Романтические отношения": как не зайти слишком далеко (3)

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»