=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)


*  5 апреля   2006 г. ст.ст., вторник Страстной седмицы.
   церковные чтения: на утрене: Мф.22:15-23:39.
            на преждеосв. лит.: Мф.24:36-26:2.



>                    23.34-39 ПЛАЧ НАД ИЕРУСАЛИМОМ
>                            (Лк 13.34-35)

> 34       Слушайте!
>           Я посылаю к вам пророков, мудрецов и учителей.
>           Одних вы убьете и распнете,
>              других будете бичевать в синагогах
>              и гнать из города в город.
> 35        Так вот, на вас падет кара
>              за кровь всех праведников,
>           пролитую на земле от сотворения мира:
>              от невинного Авеля
>           до Захарии, сына Берахии,
>              которого вы убили между жертвенником и святилищем.
> 36        Да, говорю вам:
>              на это поколение падет кара за всё!
> 37        Иерусалим! Иерусалим,
>              убивающий пророков и побивающий камнями
>              тех, кто послан к нему!
>            Сколько раз Мне хотелось собрать
>              весь народ твой вокруг себя,
>            как собирает наседка выводок под крылья,
>              но вы не захотели!
> 38        И вот 'ваш Дом оставлен и пуст!'
> 39        Говорю вам,
>              вы не увидите Меня до тех пор, пока не скажете:
>            +'Благословен Идущий во имя Господа!'+


>                                || *34 Мф 10.23; Деян 7.52; 1Фес 2.15
>                    || *35 Быт 4.8; 2 Пар 24.20-21; Зах 1.1; Евр 11.4
> || *37 Деян 7.59; 1Фес 2.15 *38 3Цар 9.7-8; Иер 12.7; 22.5; Тов 14.4
>                  || *39 Пс 118 (117).26; Мф 21.9; Мк 11.10; Лк 19.38

> Ст. 34  - История как ветхозаветной,  так и новозаветной Церкви была
> трагической,    потому  что  люди  выступали  против  Бога,  который
> из  великой  любви  к  людям посылал к ним Своих вестников, стремясь
> призвать  их  к  раскаянию,  но  вместо того, чтобы раскаяться, люди
> преследовали и убивали Божьих посланцев.

> В  параллельном тексте Луки эти  слова  произносит  Мудрость  Божья,
> а у Матфея  -  сам Иисус. Этим евангелист прямо отождествляет Иисуса
> с  Мудростью,   как это  было уже неоднократно раньше  (см. коммент.
> на 11.19, 25; 12.32; ср. также Ин 1.1-18; 1Кор 8.6; Кол 1.15). Иисус
> не  только  голос  Мудрости, но и сама персонифицированная Мудрость,
> сошедшая  на  землю  и ставшая плотью. Именно Он посылает этим людям
> пророков,   мудрецов   и    учителей     (буквально:   'книжников').
> Хотя  новозаветному  мышлению  не чужда мысль  о присутствии  Христа
> в  событиях Священной истории Израиля (1Кор 10.4; Петр 1.11), всё же
> здесь,   вероятнее  всего,   речь идет о новых христианских пророках
> и  праведниках,   а не о ветхозаветных. Из Деяний апостолов известно
> об  убийстве  Стефана,  Иакова,   сына Зеведея,  о гонениях на Петра
> и  Павла.  Письма  Павла  свидетельствуют  о  том, сколько страданий
> пришлось   перенести   ему  и  его  друзьям  ради  Христа.  Согласно
> христианским  преданиям, во время гонений императора Нерона погибнут
> не  только  Петр,  распятый  на  кресте, но и огромное число римских
> христиан.

> Ст. 35-36 -   Иисус  обвиняет религиозных лидеров народа в том,  что
> они   пролили   кровь   праведников.    Причем  им придется отвечать
> и  за  грехи   предков,   потому  что   грехи   сыновей  переполнили
> чашу терпения Божьего. На них падет эта кровь, взывающая к возмездию
> (Быт  4.10; Иов 16.18; Ис 26.21; Иез 24.7-8).  На земле  - вероятно,
> здесь  это  значит: 'на земле Израиля'. Нельзя не увидеть перекличку
> со  словами  27.25:  'Пусть вина  <(букв. "кровь Его")> будет на нас
> и  на  детях наших'. Но народ только отчасти виновен в смерти Божьих
> посланцев.  Самый суровый приговор будет вынесен пастырям - тем, кто
> по  своему положению и образованию должен был бы первыми принять их,
> но кто свою собственную волю поставил выше Божьей.

> О  том,    что   Авель   считался  первым  праведником, см. Евр 11.4
> и   1Ин 3.12.  Среди ученых не прекращается спор о том,  кто имеется
> в  виду   под    Захарией,   сыном  Берахии.    Так  назывался  один
> из пророков, но Библия ничего не говорит о его мученической кончине.
> Кроме  того, этот Захария должен быть священником, потому что он был
> убит  там, где могли находиться одни священники:  между жертвенником
> и  святилищем.  Но пророк Захария совершал свое пророческое служение
> в  то  время,    когда   Храм   лежал   в  руинах.  Библия упоминает
> свыше тридцати  человек,  носивших  это  имя, но имена их отцов были
> или  другими,  или  остались  неизвестными.  Некоторые  отцы  Церкви
> (Григорий  Нисский, Епифаний) полагали, что речь идет об отце Иоанна
> Крестителя.     Но   большинство  склоняется  к  мнению,   что   это
> был  священник Захария, сын Иодая, об убийстве которого повествуется
> во  2Пар 24.  Он  был  побит  камнями  за  то,   что  обличал народ,
> оставивший   Господа.   Умирая,    он  говорил:   'Да  видит Господь
> и да взыщет!' (ст. 22). О первом убийстве на земле повествует Бытие,
> первая  книга  Священного  Писания  Ветхого  Завета,  а  об убийстве
> Захарии   -  2  Книга  Паралипоменон,  которая  в  еврейской  Библии
> считается последней.

> Иисус  торжественно  подтверждает,  что  вина  за  все преступления,
> совершенные  в  истории  народа  Божьего,  падут  на  головы  людей,
> готовящихся совершить убийство Сына Божьего.

> Ст. 37  -  Иисус  обращает  горький  упрек Иерусалиму,  религиозному
> центру Израиля, символу противления Божьей воле и  Посланцу  Божьему
> с  момента  Его  рождения  (2.1-12).  Его  слова  имеют  пророческий
> характер:  Он  обличает  Иерусалим  не  только  за  то, что уже было
> совершено   в  нём   (далеко  не  все  убийства пророков совершились
> в  Иерусалиме),   но  и за то, что еще совершится (16.21; 20.17-18).
> На  это   указывает    настоящее    время   причастий    'убивающий'
> и    'побивающий  камнями'.    Слова  Иисуса говорят о долготерпении
> и  любви  Бога,  продолжавшего посылать к Иерусалим Своих вестников,
> несмотря  на  то  что  их участь часто была трагична. Он даже послал
> Своего Сына (ср. 21.33-39).

> Сколько   раз      -   одни  ученые  видят здесь подтверждение того,
> что  Иисус  неоднократно  посещал Иерусалим (об этом свидетельствует
> Евангелие  Иоанна),  хотя  из повествования синоптиков можно было бы
> заключить,  что Он пришел в этот город единственный раз в жизни. Но,
> кроме  того,  Иерусалим  и  его  народ  (буквально:  'дети') должны,
> вероятно,  пониматься в более широком смысле, представляя собой весь
> народ Божий, где бы они ни жил.

> Писание  неоднократно  сравнивало  Бога с птицей, укрывающей птенцов
> под  своими  крыльями.  Это одна из самых трогательных и поэтических
> метафор,  привычная  и  всем  понятная (Втор 32.11; Ис 31.5; Пс 36.7
> (35.8).  Наиболее близок к евангельскому текст 3Ездр 1.30: 'Я собрал
> вас, как курица птенцов своих под крылья свои'. Прозелиты назывались
> людьми,   пришедшими   под  крылья  Шехины,  то  есть  Божественного
> Присутствия.  Иисус,  в лице которого к человечеству обращается Бог,
> не  ждет,  когда  люди  придут к Нему, а Он сам проявлял инициативу:
> жаждал   собрать   их.  Но  те,  к  кому  Он обращался, отвергли Его
> призыв: они  не захотели.

> Ст. 38  -  Ваш Дом  - вероятно,   имеется в виду иерусалимский Храм,
> в котором обитало Присутствие Божье <(евр. Шехин`а)>. После того как
> призыв  был  отвергнут,   Шехина покидает его,  оставляя Храм пустым
> и ненужным.

> Иисус  после  этих  слов  уйдет  из  Храма  (24.1),  и  с Его уходом
> исполнятся  пророчество  Иеремии:  'Я  оставил  Свой  дом, удел Свой
> покинул, радость души Моей отдал в руки врагов!' (12.7; ср. Иез 8.6;
> 11.21).     Его   постигнет участь  бесплодной  смоковницы  (21.19),
> и в 70 г. Храм будет разрушен римлянами.

> Ст. 39 - И всё же слова Иисуса звучат не как окончательный приговор,
> но  оставляют  место  надежде: если Иерусалим, символизирующий здесь
> весь   народ Божий, обратится и,  ликуя,  прославит Его возвращение,
> он   будет  спасен.   Вероятно,  здесь   великое  пророчество о том,
> что народ Божий всё же вернется к Богу (ср. Рим 11.23-29).
                                [ В.Н.Кузнецова.
                                  ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ. Комментарий.
                                  М., 2002; стр. 448-451]



 + + + В.Н.Кузнецова: суровый господин и нерадивый слуга (Мф.24:24-30)
                www.messia.ru/rasylka/005/1130.htm#0
 + + + Она же: О чём не знал Иисус... (к Мф.24:36,42)
               www.messia.ru/rasylka/003/408.htm#0
* свящ. Александр Мень о притче о талантах
   www.alexandrmen.ru/books/svetvtme/svtms101.html
* Он же: 'НЫНЕ суд миру сему...'
   www.messia.ru/rasylka/004/756.htm#0
* Р.Гвардини о последнем суде над миром
   www.messia.ru/rasylka/002/045-53.htm#N53
* Яков Кротов. Размышления:
  - Мф.24:40
    (тогда будут двое на поле: один берется, другой оставляется)
                   www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/24_40.htm
  - Мф.24:43
    (если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор...)
                www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/24_43.htm
  - Мф.24:44
    (в который час не думаете, приедет Сын Человеческий)
           www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/24_44.htm
  - Мф.25:1 (подобно Царство Небесное десяти девам...)
         www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/25_01.htm
  - Мф.25:2 (Из них пять было мудрых и пять неразумных)
          www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/25_02.htm
  - Мф.25:14-30 притча о талантах
     www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/25_14.htm
  - Мф.25:18 (получивший один талант закопал его в землю)
            www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/25_18.htm
  - Мф.25:21,23 ("в малом ты был верен, над многим тебя поставлю")
                     www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/25_21.htm
                    www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/25_23.htm
  - Мф.25:24 ("я знал тебя, что ты человек жестокий...")
           www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/25_24.htm
  - Мф.25:29 (всякому имеющему дастся...)
     www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/13_12.htm
  - и другие  www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/_a.htm


Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20060418/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
      www.days.ru/day.php?date=20060405&key=days
 


***************************************************************** * *
  к еванг. чтению среды Страстной cедмицы (Мф.26:6-16)
   www.messia.ru/rasylka/005/1131.htm#0
   (В.Н.Кузнецова, свв. Беда Достопочтенный, Иероним Стридонский;
    ссылки на тексты свящ. Якова Кротова, митр. Антония (Блума))
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*С любовью, братия, примем Жениха,
 приготовим свои светильники, / добродетелями сияя и правой верою,
 чтобы нам, как разумным Господним девам,
 быть готовыми войти с Ним на брачные торжества,
 ибо подает Жених, как Бог, / в дар всем венец нетленный.*
*Совещание беззаконное против Тебя, Спаситель,
 священники и книжники коварно по зависти собрав,
 подвигли Иуду на предательство;
 потому он, отправился бесстыдно / и говорил о Тебе беззаконным людям:
 "Что вы мне", - он сказал, - "дадите,
  и я вам предам Его в руки ваши?"
  От осуждения, его постигшего, / избавь, Господи, души наши!*
*О часе конца помысли, душа, / и участи срубленной смоковницы убоявшись,
 над данным тебе талантом потрудись, несчастная, / бодрствуя и взывая:
 "Да не останемся мы вне брачного чертога Христова!"*
*Что в нерадении пребываешь, / душа моя несчастная?
 Что не вовремя мечтаешь в заботах о бесполезном?
 Что занимаешься бесследно утекающим?
 Последний час отныне наступил,
 и предстоит нам со всем здешним разлучиться.
 Доколе имеешь время, отрезвись, взывая:
 "Согрешила я пред Тобою, Спаситель мой,
 не сруби меня как бесплодную смоковницу,
 но как милосердный, Господи, / пожалей со страхом восклицающую:
 Да не останемся мы вне брачного чертога Христова!"*
*"Бодрствуйте", - сказал Ты, Благой, ученикам, -
 "ибо не знаете, в который час придет Господь - / воздать каждому!"
  При втором Твоем страшном пришествии, Владыка,
  сопричти меня к овцам, справа от Тебя стоящим,
  презрев множество моих согрешений.*
*Чертог Твой вижу я, Спаситель мой, украшенным,
 но одежды не имею, чтобы войти в него.
 Сделай светлым одеяние души моей, / Податель света, и спаси меня.*
*В светлый сонм святых Твоих / как войду я, недостойный?
 Ведь если осмелюсь войти с ними в брачный чертог, -
 одежда меня обличает, ибо не в такой идут на брак,
 и, связанный, изгнан буду Ангелами.
 Очисти, Господи, скверну души моей / и спаси меня, как Человеколюбец.*
*От душевного нерадения задремав,
 не приобрел я, Жених мой, Христе,
 светильника, горящего добродетелями,
 и уподобился девицам неразумным, / во время работы мечтая.
 Сострадательного сердца Твоего не затвори от меня, Владыка,
 но стряхнув с меня мрачный сон, воздвигни,
 и с разумными девами введи в Твой брачный чертог,
 где чистый глас празднующих и взывающих непрестанно:
 "Господи, слава Тебе!"*
*Об осуждении сокрывшего талант услышав, душа,
 не скрывай слова Божия,
 возвещай чудеса Его, / чтобы, умножив благодатный дар,
 войти тебе в радость Господа Твоего.*
*Придите, верные, / потрудимся усердно для Владыки,
 ибо Он подает рабам Своим богатство;
 и каждый соразмерно да преумножит благодати талант:
 один мудрость да употребляет на добрые дела,
 а другой служение просвещения да совершает.
 Да приобщает же верный / к слову Божию непосвященного,
 и да раздает богатство бедным иной:
 ведь так мы взаймы нам данное преумножим,
 и как верные распорядители благодати
 радости со своим Владыкой удостоимся.
 Ее и нас сподоби, Христе Боже, / как Человеколюбец.*
*Жених, цветущий красотою более всех людей,
 призвавший нас на пиршество духовное / брачного чертога Твоего!
 Безобразный облик мой в одежде согрешений совлеки
 участием в Твоих страданиях
 и, славы одеянием украсив,
 красоты Твоей сотрапезником сияющим меня яви
 в Твоем Царстве, как Милосердный!*
*Вот, душа моя, Владыка вверяет тебе талант.
 Со страхом дар прими, / отдай в рост для Давшего тебе,
 раздай нищим и приобрети этим друга в Господе,
 чтобы стать справа от Него, когда Он придет во славе,
 и услышать блаженный глас:
 "Войди, раб, в радость Господа Твоего!"
 Удостой ее, Спаситель, и меня, заблудшего,
 по великой Твоей милости.*
        (Из богослужения Великого Вторника,
         перевод: А.Тимрот, azbyka.ru/bogosluzhenie/triod/post7vt.htm)
                                * * *
*Бог плачет вместе с нами, 
 чтобы мы потом смогли радоваться вместе с Ним.* (Ю.Мольтман)
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-

Этот выпуск в архиве: ../../rasylka/006/1472.htm
Сайт "Христианское просвещение" -> http://messia.ru
>Форум сайта< 
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы...

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»