=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

ХРИСТОС ВОСКРЕС!!!



*  9 апреля   2006 г. ст.ст., Великая Суббота.
  литургические чтения: Рим.6:3-11; Мф.28:1-20.

* 10 апреля   2006 г. ст.ст., ПАСХА, воскресение Христово!
  литургические чтения: Деян.1:1-8; Ин.1:1-17.




> Представим  случай  из  нашей повседневной действительности: умирает
> наш друг; мы остаемся рядом, наблюдаем, как он становится всё слабее
> и слабее, слышим его последние слова и просьбы, его завещание, видим
> уже  невразумительные движения губ,   получаем возможность со стыдом
> и  мукой   сопереживать   этой  таине  опустошения другого  человека
> до  последней  наготы  души  и  тела, слышать его бесконечные стоны,
> которые  оканчиваются  жутким  воплем,  когда  каменное  бремя бытия
> погребает  под  собой  его  обессилевшего  носителя,    мы заботимся
> о  холодном  теле,   обмываем  и   бальзамируем   его,  заворачиваем
> по  древнему  обычаю  в  платки и покрывала, опускаем гроб в могилу,
> бросаем  сверху  лопату  земли, засыпаем, приваливаем сверху камнем,
> запечатываем,  ставим  стражу, идем домой, копошимся как оглушенные,
> полумертвые   мухи,   как  существа, у которых всё настоящее утонуло
> в прошлом, а будущее дует сквозняком из пустой трубы.

> А  на  третий  день  умерший  снова с нами, приветствует нас, словно
> вернувшись  из путешествия, а мы не знаем, смеяться нам или плакать,
> потому   что   подобное   просто   не  предусмотрено  шкалой  чувств
> человеческого  опыта, внутри ограниченного спектра наших переживаний
> между границами выносимой боли и выносимой радости.

> В  то  время  как  это  событие  взрывает  нас  и   мы   оказываемся
> в состоянии, которому мы не доверяем, не верим, не можем довериться,
> потому  что  для  нас,  смертных, от него веет чем-то бесчеловечным,
> друг  показывает  нам  свои  руки  и ноги и свой бок, как показывают
> сувениры  из  путешествий,  чтобы доказать,  что    он действительно
> был  там,   а не прятался где-нибудь дома,  что он действительно был
> в  стране  мертвых  и теней, холода и безысходного плена, на который
> лишь намекает гробовая доска, в стране, где любая жизнь - в прошлом,
> и  всё,  что  казалось надеждой попавшей туда душе, было у этой души
> украдено,    будто часы,  которые вытащили из кармана так, что и сам
> не заметил, где и когда.

> Он  действительно  побывал  среди  теней  Гомера и Вергилия, в шеоле
> Псалмов, Иова и книг Премудрости, среди призраков, каким был Самуил,
> когда  Аэндорская  волшебница  вызвала его для обреченного на гибель
> Саула, который завтра превратится в такую же тень.

> Он  был  там, где нет надежды, где не видно ни малейшей возможности,
> помощи,    спасения  с  небес,   потому  что  небеса заперты крепче,
> чем  железный  занавес,    и  даже  жар  всего  мира или преисподней
> не  смогут  растопить  эту  завесу,  и кто знает вообще, что за этой
> завесой: кто-то или никого.

> Вот откуда он возвращается и показывает свои раны, отверстия которых
> словно  взгляд в то, что было, в прошлое, которое само, как таковое,
> прошло,  и одновременно взгляд в то, что было - ощутимо присутствует
> теперь  -  и  будет  всегда.

> А   теперь,    дорогие  слушатели,  предпримем мысленный эксперимент
> еще   более   трудный,    еще  более   фантастический.  Предположим,
> что  умерший,   о  котором  шла  речь,   был  тем,  что  религиозная
> и  философская мудрость поздней античности называла  Логосом.   Если
> мы  переведем  это как "Мировой разум", "Мировая душа", "Космический
> разум",   то   скажем   решительно  недостаточно;  следует  сказать:
> божественный  разум,  в  той  мере,  в какой он присутствует в мире,
> отражается и выражается в мироздании, божественный смысл мира, смысл
> бытия  всех  вещей, формальная и материальная логика, от подлинности
> которых     зависят    в  конечном   итоге  правда   и   подлинность
> всех    составляющих,      которые   образуют   хрупкую  целостность
> нашей  повседневной   жизни.   Предположим  это, в порядке игры ума,
> и   посмотрим,    что   тогда   выйдет?   Тогда  вместе  со  смертью
> этого  человека  всё,    что  составляет  смысл нашего личного бытия
> и  бытия всего мира вообще,  всей природы и истории,  ушло бы вместе
> с  ним в могилу. Причем совсем не в том смысле, в каком любая смерть
> является  концом  света,  необратимой утратой и таким образом ставит
> под  сомнение смысл жизни в целом. Это ни в коем случае не так. Ведь
> все  остальные  живут  дальше  и  продолжают верить в какой-то смысл
> бытия,  и  утверждают его, чтобы жить дальше. Но наша игра мысли еще
> не окончена.

> Мы  должны предположить, что после какого-то не вполне определенного
> перерыва, в знаменитый "третий день" Мировой разум вновь воскресает,
> и при этом приобретает смысл, логос, логику, которые уже не от этого
> мира,  уже  не  преходящие, но непосредственно божественные, вечные,
> исполненные  так  совершенно и всесторонне, что этот смысл не мог бы
> быть или стать полнее. Это и есть предположение христианской веры.

> В исторической судьбе человека Иисуса Христа заключена окончательная
> судьба  мира  -   как  природы и как истории человечества -  реально
> и   одновременно  символически.   Ecce  homo: вот Человек! Вот бытие
> к  смерти!    Туда  оно   уходит,   туда  нацелено,  туда стремится,
> туда низвергается: в бездну потерянности. Мертвящая и леденящая тень
> конца    ложится    на  всё   и   спутывает   все   доводы   разума.
> Но  с  воскресением  из  мертвых,  первенец которого - человек Иисус
> Христос, человек воскресает из Бога заново, навечно.

> По  ту  сторону  смерти  начинает  Он  свою бессмертную жизнь. И эта
> вечная  жизнь  воскресения  проливает  -  благодаря  крестной смерти
> одного  человека  - Иисуса Христа, который был Сыном Божиим и принес
> жертву за всю вину и смертность  человечества -  ослепительный  свет
> на  всё  смертное  существование.  "Смерть,  где твое жало, где твоя
> победа?"  Есть  смерть, и всё же она упразднилась. Есть крест, и всё
> же  наступает Пасха. Остались все вопросы, которые ставит перед нами
> наше   греховное  бытие,  и всё же:  "Если сердце наше осуждает нас,
> то  Бог  больше  сердца  нашего  и  знает  всё."

> Но здесь мы только приступаем к решающему вопросу: что же происходит
> в  Страстную  субботу?  Что  это за день, когда, как поется в старой
> церковной  песне,  которой  вторят  Гегель  и Ницше, Бог умер, смысл
> мира,  смысл  существования  рухнул  и разбился, предмет нашей веры,
> нашей надежды, нашей  любви похищен у нас,  так что мы проваливаемся
> в  несказанную   пустоту,   разочарование и оставленность:  "Неужели
> Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нём в эти
> дни?  Что было с Иисусом Назарянином. Мы надеялись было, что Он есть
> Тот,  Который  должен  избавить  Израиля; но со всем тем, уже третий
> день  ныне, как это произошло..." Посредине был день смерти, небытия
> жизни.

> Ни  в  коем  случае  не  просто  день ослабевшей жизни, помраченного
> смысла,  задремавшей надежды; ни в коем случае не просто день, когда
> пара  нитей Мирового разума перепутались между собой, в то время как
> вся  остальная  машина,  большая  часть  ее  колес исправно крутится
> дальше;  ни  в  коем случае не просто день, когда отдельные признаки
> здравого  смысла  исчезли,  в  то  время как основополагающие законы
> формальной  логики  остались  незыблемыми,    словно  ничего не зная
> о происшедшем в Иерусалиме.

> Напротив,    это   день,  когда Мировой разум был мертв и похоронен,
> без  всякой надежды, что он вновь приживется там, откуда был вырван,
> что вновь закроется бездна, которую он открыл своей смертью.

> Действительно:  воскресение,  которое  Бог  Отец совершил на мертвом
> Сыне,  есть  действие такой совершенной свободы и благодати, что оно
> не  липнет  ни  к  чему  мирскому,    но   уходит за пределы смерти,
> за  пределы  этого  зияния,  этого разрыва и провала,  этого падения
> и  конца  света,   и поднимается в недостижимые ни для какого разума
> и  твари  области.  Тотальный конец и тотальное начало, но что между
> ними?

> Может  быть,  смерть,  "мертвость"  создает своего рода нейтральный,
> временный  фон,    на  котором  разворачиваются   события   умирания
> и  воскресения?  И  если это невозможно, тогда что вообще происходит
> между  смертью  и воскресением? Что соединяет их так, что они всё же
> остаются   историей  одного  существа,   которое  умирает, и мертво,
> и  снова  воскресает?  Одного единственного Мирового разума, который
> проходит,    и   прошел,   и   в   Боге   обретает   новую,   вечную
> действительность, настоящее и будущее?

> Это   проблема   богословской  логики,  наверное,  вообще  Проблема,
> которая,    однако,   никогда   не  решалась теологами,  потому что,
> если   отнестись   к  ней   всерьез,   есть  риск  того,  что многие
> наши архимедовы рисунки на бумаге придут в большой беспорядок. И всё
> же  это  именно  то,  что Павел называет Logos tou staurou,  "словом
> о  кресте",  ради  которого  он  оставил  всю мирскую и божественную
> мудрость,    потому что сам Бог говорит: "Погублю мудрость мудрецов,
> и  разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник
> века  сего?    Не  обратил  ли Бог мудрость мира сего в безумие? ...
> я  рассудил  быть  у  вас  незнающим  ничего,   кроме Иисуса Христа,
> и  притом  распятого".   И  воскресшего,   естественно, -  "Первенца
> из мертвых". (1Кор.1:-2:)

> Да,  Он,   Он  есть  та  искомая  целостность.   Нить  между закатом
> и  восходом,  которая не рвется и в смерти. Он спустился в ад, туда,
> где  нет   путей   и   где   не остается следов,  и  прошел насквозь
> через  безвыходность, безвременность, безликость, чтобы чудом, свыше
> быть  спасенным  из  бездны глубокой могилы, и вместе с собой спасти
> братьев  в  Адаме.  И  теперь  над  этой  бездной  есть что-то вроде
> мостика:   по благодати воскресения  есть  вера Церкви,  вера Марии,
> есть  молитва  у могилы,  ожидание,  верность.  Мостик этот хрупкий,
> но он держит.

> Он  колеблется  не над Безразличием,   но над зиянием вечной смерти.
> И  берега,    которые  Он  соединяет,   не  сравнимы  друг с другом,
> их  невозможно  одновременно  охватить  взглядом  с  какой-то высшей
> точки,  найти  между  ними  разумную,  логичную  связь силой метода,
> мысли,  логики;  потому  что  один  из них это берег богооставленной
> смерти, а другой - берег вечной жизни.

> Поэтому нам не остается ничего, кроме как вручить себя Ему, и ступая
> по  этому  мосту,  знать,  что  его  построил Он, и что, хотя по Его
> благодати   мы избежали  этого абсолютного обрыва, но при этом,  идя
> по этому мосту, мы проходим как раз над этим обрывом, над этой самой
> страшной  пропастью,  которой  мы  не  замечаем, и в которую однажды
> сорвемся, чтобы самим превратиться из мертвых в воскресших.

> Пусть  же  печать  этого  превращения  ляжет на нашу янусову судьбу,
> которая  необъяснимо  началась, необъяснимо кончается, и необъяснимо
> по  благодати  воскресает;   оба лица которой никогда не встречаются
> и  не  могут  взглянуть  друг  на друга;   концы которой мы  никогда
> не  сможем свести, потому что веревка над пропастью слишком коротка,
> и потому мы должны отдать ее Богу, ибо только Его рука может собрать
> воедино наши разбитые части.
                [ Г.У. фон Бальтазар.
                  (Из сборника радиопроповедей
                  "Du Kroenst das Jahr mit deiner Huld";
                  русский текст был найден где-то в интернете) ]



 + + + www.messia.ru/rasylka/004/760.htm#0

 + + + www.messia.ru/rasylka/005/1134.htm#0



Эти дни в календаре РПЦ:
      www.days.ru/day.php?date=20060409&key=days
      www.days.ru/day.php?date=20060410&key=days
 

--
  С воскресением Христовым!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
+Великое молчание царит сегодня на земле,
        великое молчание и великое одиночество.
                Великое молчание, ибо Царь спит.
 Земля содрогнулась и затихла,
        ибо Бог почил во плоти
                и пошел пробудить тех, кто спал долгие века ...
 Он идет за Адамом, нашим праотцем, заблудившейся овцой.
        Он идет посетить всех, кто сидит во тьме и под сенью смерти.
 Он идет избавить от их скорби Адама в его узах
        и Еву, плененную с ним, -
                Он, их Бог и в то же время их Сын ...
 "Я Бог твой, и ради тебя я стал Твоим Сыном.
        Встань, ты, спящий,
 ибо Я создал тебя не для того,
        чтобы ты пребывал в аду, закованный в узы.
                Поднимись из мертвых, Я есмь жизнь мертвых!"+
                                 (Древняя проповедь на Святую Субботу)
                                * * *
*Кто благочестив и любит Бога, -
       да насладится этим прекрасным светлым торжеством!
 Кто раб благоразумный,
       пусть войдет радостно в радость Господа своего.
 Тот, кто потрудился, постясь,
       пусть получит ныне динарий.
 Тот, кто работал с первого часа,
       пусть сегодня примет справедливую плату.
 Тот, кто пришел после третьего часа, -
       пусть начнет с благодарностью праздновать.
 Тот, кто прибыл после шестого,
       пусть не имеет никакого сомнения, ибо он ничего не теряет.
 Тот, кто опоздал и к девятому,
       пусть подойдет без всякого колебания.
 Тот, кто успел только к одиннадцатому,
       пусть не побоится, что опоздал.
 Ибо Хозяин, будучи щедр,
       принимает последнего так же, как и первого:
 Он дает отдых пришедшему в одиннадцатом часу,
       как и поработавшему с первого;
 и последнего Он милует, и о первом печется;
       и тому дает, и этого одаряет;
 и дела принимает, и намерение приветствует;
       и действие ценит, и намерение хвалит.
 Так войдите же все в радость Господа нашего, -
       и первые и вторые получ`ите награду!
               Богатые и бедные, друг с другом ликуйте!
 Воздержники и нерадивые, этот день почтите!
       Постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь сегодня!
 Трапеза полна - насладитесь все!
       Телец велик - пусть никто не уйдет голодным!
 Все наслаждайтесь пиршеством веры!
       Все воспользуйтесь богатством благости Божией!
 Пусть никто не плачет о своем убожестве -
       ибо для всех явилось Царство!
 Пусть никто не скорбит о согрешениях -
       ибо прощение из гроба воссияло!
 Пусть никто не страшится смерти -
       ибо освободила нас смерть Спасителя!
 Уничтожил её Тот, Кого она держала в своей власти.
       Восторжествовал над Адом Сошедший во Ад.
 Он горечи исполнил того, кто вкусил плоти Его.
        И Исаия, предвосхитив это, воскликнул:
 'Аду, - сказал он, - горько пришлось,
       когда встретил он Тебя в Преисподней'.
 Горько, ибо был он упразднен;
       горько, ибо был он поруган;
               горько, ибо был он умерщвлен;
                       горько, ибо был он разрушен;
                               горько, ибо был он связан.
 Он принял тело - и вдруг обнаружил Бога;
       принял землю - а встретил Небо;
               принял то, чт`о видел - и пал от того, чего не видел.
 Смерть, где твоё жало?
       Ад, где твоя победа?
 Воскрес Христос - и ты повержен.
    Воскрес Христос - и пали демоны.
         Воскрес Христос - и радуются ангелы.
              Воскрес Христос - и жизнь торжествует.
                   Воскрес Христос - и ни одного мертвого в могиле.
 Ибо Христос, восстав из мертвых, стал начатком воскресения усопших.
               Ему слава и власть во веки веков! Аминь.*
("Огласительное Слово" свт. Иоанна Златоуста,
 по переводу иером. Амвросия (Тимрота):
 www.azbyka.ru/bogosluzhenie/triod/zvet01u.htm,
 с некоторыми изменениями)

Этот выпуск в архиве: ../../rasylka/006/1476.htm
Сайт "Христианское просвещение" -> http://messia.ru
>Форум сайта< 
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме,в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы...

В последнем выпуске:
+ свящ. Александр Шмеман: Символ веры: рожденный от Девы
+ Анри Каффарель: Молитва: зависимость от Бога

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»