=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

ХРИСТОС ВОСКРЕС!!!


* 14 апреля   2006 г. ст.ст., четверг Светлой седмицы.
  литургические чтения: Деян.2:38-43; Ин.3:1-15.


   перевод "Радостная Весть"       | перевод п/ред. еп. Кассиана
---------------------------------- + ---------------------------------
+   Был один человек из еврейских  | Был человек из фарисеев, имя ему
   старейшин, фарисей по имени     |Никодим, начальник Иудейский.
 2 Никодим. • Он пришел ночью      |• Он пришел к Нему ночью и сказал
   к Иисусу и сказал Ему:          |Ему: Равви, мы внаем, что Ты
    - Рабби! Мы знаем, что Ты      |от Бога пришел учителем, ибо
   учитель, посланный Богом.       |никто не может творить те
   Никто не может совершить таких  |знамения, которые Ты
   знаков, какие Ты совершаешь,    |творишь, если Бог
   если Бог не с ним.              |не с ним.
 3•  Иисус сказал ему в ответ:     |• Ответил Иисус и сказал ему:
     - Говорю тебе истинную правду:|истинно, истинно говорю тебе:
   только тот, кто родится свыше,  |если кто не родится свыше,
   сможет увидеть Царство Бога!    |не может увидеть Царства Божия.
 4•  - Как может взрослый человек  |• Говорит Ему Никодим:
   вновь родиться? - говорит Ему   |как может человек родиться, будучи
   Никодим. - Ведь он не может     |стар? Может ли он вторично войти
   вернуться в материнскую утробу  |в утробу матери своей
   и родиться второй раз.          |и родиться?
 5•  Иисус ответил:                |• Ответил Иисус: истинно, истинно
    - Говорю тебе истинную правду: |говорю тебе: если кто не будет
   только тот, кто родится от воды |рожден от воды и Духа, не может
   и Духа, сможет войти в Царство  |войти в Царство Божие.
 6 Бога! • То, что родится         |•Рожденное от плоти есть плоть,
   от плоти, есть плоть; только    |и рожденное от Духа есть дух.
   от Духа рождается дух.          |•Не удивляйся тому, что Я сказал
 7•Не удивляйся тому, что тебе     |тебе: нужно, чтобы
   Я сказал: 'Вам надо родиться    |вы родились свыше.
 8 свыше'. • Ветер веет, где хочет.|•Ветер, где хочет, веет, и голос
   Ты слышишь, как он шумит, но    |его слышишь и не знаешь, откуда
   не знаешь, откуда он и куда     |приходит и куда уходит.
   направляется. Так и с теми, кто |Так - каждый рожденный
   родится от Духа.                |от Духа.
 9• - Разве такое может быть? -    |•Ответил Никодим и сказал Ему:
   спросил Никодим.                |как может это быть?
10• - Ты - учитель Израиля         |•Ответил Иисус и сказал ему:
   и не знаешь таких вещей? -      |ты - учитель Израильский,
   сказал ему в ответ Иисус. -     |и этого не знаешь?
11•Говорю тебе истинную правду:    |•Истинно, истинно говорю тебе:
   мы говорим о том, что знаем,    |что мы знаем, о том говорим,
   и свидетельствуем о том, что    |и что видели, о том
   видели, но вы отвергаете наше   |свидетельствуем, и свидетельства
12 свидетельство. • Если вы        |нашего вы не принимаете.
   не верите Мне, когда Я вам      |•Если Я о земном сказал вам,
   сказал о земном, как вы поверите|и вы не верите, - как поверите,
   Мне, когда Я вам скажу          |если скажу вам о небесном?
13 о небесном? • Ведь на Небо      |•И никто еще не восходил на небо,
   не поднимался никто, кроме Того,|только с неба Сошедший, Сын
   кто с Неба сошел, - это Сын     |Человеческий, сущий на небе.
14 человеческий. • Как Моисей      |•И как Моисей вознес змею
   поднял ввысь медного змея       |в пустыне, так должен вознесён
   в пустыне, так и Сын            |быть Сын Человеческий,
   человеческий должен быть поднят,|•чтобы каждый верующий имел
15•чтобы тот, кто верит, в Нём     | в Нём жизнь
   обрел вечную жизнь.             | вечную.
                                   |
16•Ведь Бог так полюбил мир, что   |•Ибо так возлюбил Бог мир, что дал
   отдал Своего единственного      |Сына Единородного, чтобы каждый
   Сына, чтобы тот, кто верит      |верующий в Него не погиб, но
   в Него, не погиб, но обрел      |имел жизнь вечную.
17 вечную жизнь. • Ведь Бог послал |•Ибо не послал Бог Сына в мир,
   Сына в мир не для того, чтобы   |чтобы судить мир, но чтобы мир
   Он мир осудил, но для того,     |спасён был чрез Него.
   чтобы мир через Него был спасен.|


> На  молчаливый  вопрос  Никодима  Господь  отвечает  ему требованием
> нового  рождения,   которое есть рождение свыше или рождение от воды
> и  Духа. Предложенные только что сопоставления должны были показать,
> что  это  требование  есть требование крещения. От человека зависит,
> принять  или  не принять крещение. Но действенность крещения зависит
> не  от  человека.   И  тут  от субъективного условия спасения,  или,
> в  терминологии   Ин.3,   участия  в  Царствие  Божием, мы переходим
> к  условиям объективным: на чем основана действенность христианского
> крещения?

> Как   все  Иоанновские  речи,  так  и  беседа  Господа  с  Никодимом
> развертывается  перед  читателем  как цепь  недоразумений.   Никодим
> не  понял,  что значит рождение свыше (ср. ст. 3-4),  не понимает он
> и   того,  что  есть  рождение  от  Духа  (ст.  6-10).  Как  учитель
> Израильский,  он  должен  был  бы понять, так как сказанное Господом
> касается  человека. Это - учение о земном. Теперь от учения о земном
> Иисус  переходит к тому, что Он Сам определил как учение о небесном.
> Он знает, что это учение о небесном Никодиму недоступно (ст. 12).

> Он говорит о Себе, снова в третьем лице, вместо первого; употребляет
> то  же  загадочное  именование  'Сын Человеческий', с которым мы уже
> встретились  в  словах Иисуса Нафанаилу (1.51).   Из контекста ясно,
> в этом  случае,   как и во многих других (ср., напр., Мк.8.38),  что
> Сын  Человека  есть  и  Единородный Сын Божий (ср. ст. 16-18), иначе
> говоря,   что   Сын   Человеческий   есть   Сын  Божий,  восприявший
> человеческое   естество:   Сын   Бога  по  естеству,  ставший  Сыном
> Человеческим по усыновлению.  Он сошел с неба,  но и восшел на небо,
> и  некоторые  рукописи  прибавляют{}  'пребывает  на небе' (ст. 13).
> И как Моисей вознес медного змея в пустыне, так должен быть вознесен
> и Он (ст. 14),   'чтобы каждый  верующий в Него имел  жизнь  вечную'
> (ст.  15).  Здесь  узел  догматического  учения: Христос есть начало
> жизни   для  верующих   в  Него.   Снова -  учение о Царстве Божием,
> но  в  аспекте  жизни  вечной. Во Христе, как начале жизни, крещение
> водою и Духом открывает верующему дверь Царства.

> Но  началом  жизни  для  верующих  в  Него  Христос является в своем
> Вознесении (ст. 14). Указание на ветхозаветный прообраз медного змея
> (ср.  Числ.21.9)  заставляет  понимать  Вознесение  в первую очередь
> как  Вознесение  на Крест.   До недавнего времени это понимание было
> и единственным. <...> Во всяком случае ударение на Страстях в словах
> Христовых не подлежит сомнению.

> Страсти Христовы мыслятся в беседе Иисуса с Никодимом как проявление
> любви  Божией  к  миру  (ст. 16-17). Отец отдает своего Единородного
> Сына для спасения мира.

> Многое поражает читателя в этих словах, кому бы они ни принадлежали,
> Самому  ли   Христу   в  передаче   евангелиста,    или  евангелисту
> как  толкователю слов Христовых. В наше время очень часто приходится
> слышать  предостережение  против  психологизма  в  религии,  то есть
> против  суждения  о  Божественном, которое отправлялось бы от данных
> человеческого  опыта.  Это  предостережение для Православия особенно
> требует ограничения. Можно сказать, что здесь, как всегда и во всём,
> встает вопрос  о мире.  Должен признаться,  что я,  во всяком случае
> вне  психологических категорий, не могу мыслить нашего православного
> почитания  Пресвятой  Богородицы.   Она  есть  Мать,   и мы Ее любим
> и  почитаем  как  Мать.  Так и в нашем случае, мы не можем составить
> себе  представление  о великой жертве Божией вне опыта человеческого
> Отцовства  и  человеческого Сыновства. Как велика должна быть любовь
> Бога  к  миру,    если  Он в жертву этой любви приносит Своего Сына,
> и  притом  Единородного.    Только  опыт  любви  человеческого  отца
> к единственному сыну может приблизить его, и даже не каждого из нас,
> к  познанию  или,  еще  лучше,  к переживанию всей меры этой жертвы.
> Недаром  для  апостола  Павла,  как  бы мы ни понимали трудный текст
> Ефес.3.14-15,  Божественное  Отцовство  есть  образ всякого тварного
> отечески-сыновнего отношения.

> Второе,  что   требует  нашего  внимания, есть вопрос о мире.  Нигде
> в  Новом  Завете  противоположение  Бога  и  мира не достигало такой
> остроты  и  напряженности,  как в Четвертом Евангелии и в I Послании
> Иоанна.{}    В  Евангелии  мы  его  слышим уже в Прологе (ср. 1.10).
> С  новою силою звучит   оно   в Прощальной   беседе   (ср. 15.18-25,
> ср.  еще  8.7),     в  Первосвященнической   молитве  (17.14-16,25),
> с  безоговорочным  осуждением  мира  мы  встречаемся и  в I Послании
> (ср.  2.15-17;  5.19).   И однако Бог не отвернулся от падшего мира.
> И  опять-таки  нигде  в Новом Завете любовь Божия к миру, даже в его
> теперешнем   состоянии   падения, не звучит с такой силой, как в Ин.
> В  нашем  отрывке,  в  ст.  16,  стяжание  жизни  вечной  как  будто
> ограничено  верующими  в  Сына  Божия.  Но  в ст. 17, который вводит
> обетование  (ср.  gar  -  'ибо')  ст. 16, этого ограничения уже нет:
> '...не послал Бог Сына в мир, чтобы судить мир, но  чтобы мир спасен
> был  чрез Него'.  Читатель не удовлетворен.  Он не успокоится,  пока
> не  получит  ответа  на  вопрос:  в каком объеме? Евангелист на этот
> вопрос  не  отвечает.  Но в своей общей форме ст. 17  как будто таит
> в себе мысль о спасении мира в полном составе его членов. <...>

> Для  спасения  мира Бог отдал Сына Своего на Страсти. Мы уже видели,
> что  ссылка на Медного Змия заставляет понимать Вознесение () ст. 14
> в  первую  очередь  как  Вознесение  на  Крест.  Но  только в первую
> очередь.   В  новозаветном  учении  Слава  неотделима  от  Страстей.
> Предсказывая  свои  Страсти  - Господь неизменно предсказывал и свое
> Воскресение.   В такой же неразрывной связи мыслил Христовы  Страсти
> и  Воскресение  и  апостол  Павел. Мы помним, что и в понятии Крови,
> поскольку   оно   прилагается   к   Страстям   Христовым,   мыслится
> одновременно  и  смерть и жизнь: Крест  и  Воскресение. Но со Славою
> Воскресения  связано  и Вознесение. По свидетельству Деян.1, Господь
> вознесся  во  Славе.  Это  та же Слава, которою обвеяно евангельское
> повествование    о  Пасхальных днях   (ср. Мф.28; Мк.16.1-8; Лк.24).
> Тем  большего  внимания  заслуживает  то  обстоятельство, что глагол
> hюпсwqэнай,   который  переведен в Ин. 3.14  'вознесен',   и который
> мы  отнесли  в  первую  очередь  к Вознесению на Крест, есть тот же,
> который   в  Деян.2.33;   5.31  обозначал Вознесение во Славе. В Ин.
> он  возвратился  в  том  же значении и в дальнейшем   (8.28, 12.32);
> в  свою  очередь  Вознесение во Славе выражено в ст. 13 тем глаголом
> анабайнw  (в перфектной форме!), который в этом смысле употребляется
> на  всем  протяжении  Ин.  (ср. 6.62; 20.17):  Вознесшийся пребывает
> в Славе на небе. В момент беседы Господа с Никодимом это будущее еще
> не  наступило,  как не наступило еще и вознесение Сына Человеческого
> на  Крест.  Речь идет, как и в слове о крещении (3.5), об осмыслении
> слов  Христовых  в свете последующего опыта. Из сказанного вытекает,
> что  Вознесение  Сына Человеческого в 3.14 есть в одно и то же время
> Его  вознесение  на  Крест и Его Вознесение во Славе. Это всё тот же
> путь крови,  в двояком значении слов,  которым идет Сын Человеческий
> и  который  был  предуказан  читателям  Ин. во второй части <Пролога
> Евангелия>. Предлагаемое понимание Вознесения 3.14 <...> в настоящее
> время  преобладает в богословской науке. На путях божественной любви
> Вознесение Сына Человеческого есть то объективное  условие,  которое
> в  Домостроительстве  Духа делает возможным рождение от воды и Духа,
> или, другими словами, Вознесение Сына Человеческого есть объективное
> условие   действенности   христианского   крещения.   Но  Вознесение
> Сына  Человеческого  в  Страстях   и   Славе   требует   и  от  нас,
> Его  учеников, пребывания с Ним и последования с Ним на этом же пути
> Страстей  и  Славы.  А это значит, как было уже сказано, что Павлова
> мысль  о  крещении  как нашем спогребении и совоскресении со Христом
> молчаливо  подразумевается  и  в  Ин.   Как  бы  то  ни было,  мысль
> о  предстоящих  Страстях  сквозит  уже в первой догматической беседе
> Ин.,  и  Никодим  приходит  к  Иисусу под покровом ночи (ср. ст. 1).
> Hoskyns{}  видит в этой  беседе  ночью  верность  обычаям  раввинов,
> но  в  контексте  Ин.  это есть прежде всего указание на назревающую
> опасность. Важный Никодим не хочет себя компрометировать.
        [ Епископ Кассиан (Безобразов)
          ВОДОЮ И КРОВИЮ И ДУХОМ. Толкование на Евангелие от Иоанна
          www.krotov.info/history/01/kern/page06.htm#01 ]



+---------------------- ссылки по теме  ---------------+
* Свящ. Александр Мень: обрести силу Духа Божия        :
          www.messia.ru/rasylka/004/765.htm#0        :
* Он же: ...если кто не родится свыше...               :
   www.messia.ru/rasylka/005/1137.htm#0              :
* Романо Гвардини: Рождение от Духа                    :
       www.messia.ru/rasylka/003/417.htm#0           :
* Яков Кротов:                                         :
  Что может мешать человеку увидеть Царство Божие?     :
      www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_io/io_03_02.html :
* Он же: Иисус решил всё совем запутать?               :
          Что означает "родиться свыше"?               :
        www.messia.ru/rasylka/002/080.htm#0          :
* Еп. Кассиан (Безобразов) - в комментарии к Ин.       :
  www.krotov.info/history/01/kern/page06.htm#01        :
+------------------------------------------------------+



Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20060427/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
      www.days.ru/day.php?date=20060414&key=days
 


***************************************************************** * *
  к еванг. чтению пятницы Светлой cедмицы (Ин.2:12-22)
   www.messia.ru/rasylka/005/1138.htm#0
   (Яков Кротов, еп. Кассиан;
    ссылка на текст свт. Феофилакта Болгарского)
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Тогда встал Пётр с остальными одиннадцатью
 и громким голосом обратился к ним:
 "..... Израильтяне! Выслушайте мои слова!
  Иисус Назарянин - это человек,
  о котором вам свидетельствовал Бог великими делами,
  чудесами и знаками, совершивший их через Него!
  Вы сами это знаете, потому что всё происходило у вас на глазах.
  Его, отданного в вашу власть по замыслу и предначертаниям Божьим,
  вы руками язычников пригвоздили к кресту и убили,
  но Бог воскресил Его и разорвал узы смерти,
  потому что ей не под силу было Его удержать. .....
  Это Его, Иисуса, воскресил Бог, чему мы все свидетели.
  .....
  Так знай же твердо, весь народ Израиля!
  И Господом, и Помазанником сделал Бог Иисуса -
  того самого Иисуса, которого вы распяли!"
 Когда люди услышали это, у них сжались сердца от горя,
 и они стали спрашивать Петра и остальных апостолов:
 "Что же нам делать, братья?"
 "Возвратитесь к Богу! - ответил Пётр. -
  И пусть каждый примет крещение во имя Иисуса Христа,
  чтобы Бог простил вам грехи.
  Тогда вы получите от Бога дар - Его Святой Дух.
  Ведь он был обещан вам, и детям вашим и тем, кто вдали.
  Всем, кого призывает Господь, наш Бог".
 И многими другими словами увещевал их Пётр. Он призывал их:
 "Спасайте себя от кары,
  которая постигнет это развращенное поколение!"
 Те, кто принял его Весть, крестились.
 В тот день прибавилось около трех тысяч верующих.
 Они неустанно внимали учению апостолов и жили в братском единстве,
 собираясь для преломления хлеба и для молитвы.
 И был страх и трепет в каждой душе,
 потому что много чудес и дивных знаков совершалось апостолами.
 А все верующие жили в полном согласии, всё у них было общее.
 Они продавали имения и веши и распределяли деньги между всеми,
 сколько кому было нужно.
 Ежедневно они все сходились в Храме,
 а в домах у себя собирались для преломления хлеба
 и принимали пищу с неподдельной радостью в сердце
 и прославляя Бога.
 Все в народе любили их,
 и каждый день Господь прибавлял к ним новых спасаемых.*
                                        (Деян.2:14,22-24,32,36-47)
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-

Этот выпуск в архиве: ../../rasylka/006/1480.htm
Сайт "Христианское просвещение" -> http://messia.ru
>Форум сайта< 
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме,в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы...

В последнем выпуске:
+ свящ. Анри Каффарель: молитва: взгляд любви, устремленный на нас

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»