=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

ХРИСТОС ВОСКРЕС!!!


* 21 апреля   2006 г. ст.ст., чт 2-ой седмицы по Пасхе.
  литургические чтения: Деян.4:23-31; Ин.5:24-30.


  К евангельскому чтению смотри:
  * свящ. Александр Мень: все мы  оживем...
     www.messia.ru/rasylka/005/1143.htm#0
  * "что делает Отец, то же делает Сын" - по кн. еп. Кассиана
                        www.messia.ru/rasylka/004/772.htm#0
  * митр. Сурожский Антоний:
     ...Господь может всё простить... Две преграды...
                www.messia.ru/rasylka/003/424.htm#0
  * Клайв Стейплз Льюис: амбивалентность смерти
          www.messia.ru/rasylka/002/069.htm#0
  


В этом выпуске -
        продолжение очерка "Первая евхаристия на последней вечере"
                            www.messia.ru/rasylka/006/1474.htm#0

  
> <....> Начало   общей   трапезы   отмечалось  торжественным обрядом:
> <перед  председательствующим> клали хлеб. Он брал его в руки и <...>
> произносил над ним следующее благословение: 'Благословен Ты, Господи
> Боже  наш,  Царь вечный, дающий земле производить хлеб'. Несомненно,
> Господь  тогда и добавил: 'Примите, ядите, сие есть тело Мое, за вас
> ломимое; сие творите в Мое воспоминание'. {Лк.22.18. ...}

> <....>  библейская  критика  утверждала не раз,   что Господь не мог
> в  этих   выражениях   ('Сие  творите'...)   установить   Евхаристию
> в  качестве  такого  священнодействия,  которое  должно беспрестанно
> повторяться  после Него. Как на причину этой невозможности указывали
> на  убеждение  первоначальной  христианской общины в непосредственно
> предстоявшем  пришествии  Царствия  Божия:    если даже Сам  Христос
> не  разделял этого убеждения, то по меньшей мере для учеников, в тот
> момент,  было  бы  непонятным  установление такого священнодействия,
> которое должно было повторяться после Его смерти.

> <... Однако,> слова 'Сие творите в Мое воспоминание' не предписывают
> никакого  в  прямом  смысле  нового обряда:   Христос не изобретает,
> а  только применяет уже существующее священнодействие. Эти Его слова
> предполагают  обряд,   который уже существует и должен  продолжаться
> в  дальнейшем <...>. Но в этот неизменяемый обряд Христос вкладывает
> новый  и окончательный смысл. Отныне, каждый раз когда ученики будут
> его  совершать    (а они, независимо от всякого нового установления,
> в  силу  уже  одних  только еврейских уставов, обязаны его совершать
> каждый  раз,  когда  они  собираются вместе),   они будут это делать
> в воспоминание о Христе.

> Иначе говоря, в тексте ап. Павла об установлении Евхаристии ударение
> надо  делать  на словах 'в Мое воспоминание', которые тут составляют
> собственно христианское нововведение. <...>

> Трапеза продолжается, при чём Христос ритуально благословляет каждое
> приносимое  блюдо,  точно так, как в христианской древности епископ,
> после  освящения  евхаристического  хлеба,  благословлял  все другие
> приносившиеся   яства,    в  частности   елей и плоды. Несколько чаш
> тем  временем  передаются  из  рук  в  руки.  И как в начале, каждый
> благословляет   их   в   свою  очередь.  Но  перед  последней  чашей
> прибавляются некоторые обряды.

> Прежде  всего,  так  как  уже  стемнело,  Христу  приносят зажженный
> светильник и с ним ладан, который должен очистить воздух в помещении
> и  тем  подготовить  завершающее трапезу важнейшее священнодействие.
> Торжественное  благословение светильника составляло один из основных
> обрядов вечери, особенно в канун субботы или праздника.{} И до наших
> дней  во  всех  благочестивых  еврейских семьях, зажигать 'субботние
> светочи' осталось привилегией матери. Можно думать, что в тот вечер,
> как  и  во  многие   другие    вечера,  это  вновь  совершила Мария.
> Затем Христос сказал: 'Благословен Ты Господи Боже наш, Царь вечный,
> Ты,  создавший  огненные  светочи!'  -  формула,  которая  и  поныне
> применяется в  Хабдалле  вечера под субботу.

> Уже  после  этого  обряда  вышел  Иуда  (),  - раз автора четвертого
> Евангелия  поразил  контраст  с  темнотой наружи.{Ин.13:30} Ладан ()
> благословлялся  обычно  сразу  после  светильника:  'Благословен Ты,
> Господи Боже наш, Царь вечный, Ты, создавший благовония!'{}

> Затем,   перед   'Великим   Благодарением',   которым   должна  была
> заканчиваться  трапеза, происходило вторичное омовение рук. Совершал
> его не всегда какой-либо слуга, а часто самый молодой из участников.
> Если самым молодым был ап. Иоанн - что вероятно, - то он должно быть
> приготовился  к  этому  обряду,  когда  Христос  взял  у него из рук
> кувшин,  умывальницу  и  полотенце.  Отсюда  понятно,  что  из  всех
> евангелистов  именно  он,  любимый ученик, отметил этот факт. Теперь
> Христос  проводит  последнюю  черту подо всеми спорами о первенстве,
> разделявшими  Его  учеников.    Он это еще более  подчеркивает  тем,
> что  умывает  присутствующим  не руки, а ноги. Согласно предписаниям
> ритуала  на  тот  случай,    когда  имеется  более пяти  участников,
> он  кончает  старшим,  то  есть  Петром.  Отсюда объяснение, которое
> Христос  дает  только  что  введенному  им  отклонению  от обычая, -
> объяснение, возникающее в ответ на протесты Петра.{}

> Христос  возвращается  на  Свое  место  за  столом. Тогда, уже после
> окончания  вечери, как прямо говорит ап. Павел,{1Кор.11.25} Он берет
> в   руки   принесенную   тем  временем   последнюю   чашу   и  снова
> во всеуслышание воздает благодарение. Действительно, последняя чаша,
> в  отличие от предыдущих,   благословляется не каждым в отдельности,
> а  одним  только  председательствующим.  И  с  этим  благословением,
> заключавшим  всю  трапезу,  был  связан многозначащий обряд, который
> Мишна описывает подробно так:

> Сначала  к  вину  примешивали  воды.{}  Этот  обычай  был установлен
> настолько  твердо, что Равви Элиезер бен Гиркан, около 90 года нашей
> эры,   утверждал,   что   без   этого   вообще   нельзя  произносить
> 'благодарение'.  После этого председательствующий говорил: 'Принесем
> благодарение',  и  добавлял:   'Господу Богу нашему',  если собрание
> было   многочисленным.{}    Ему  отвечали:   'Да будет благословенно
> имя Господне, ныне и вовек'. 'С вашим согласием (тут все склонялись)
> мы  благословим   Того,     Кто  дал  нам участвовать в Его благах'.
> 'Да  будет  благословен Тот, Кто дал нам участвовать в Его благах' -
> отвечали присутствующие  и  добавляли:   'Его  благостью мы  живем'.
> Тогда  председательствующий  произносил,  или,  вернее,  пел великое
> Благодарение по следующему тексту:

=> 'Благословен Ты, Господи Боже наш, Царь вечный, Ты, питающий весь
=> мир Твоею благостью, Твоею благодатью, Твоим милосердием
=> и благоутробием Твоим. Ты даруешь всякой плоти ее пищу, ибо Твое
=> милосердие пребывает вовек. Твоею великою благостью, нам никогда
=> не было недостатка в пище; да не будет у нас никогда недостатка
=> в ней, ради любви к великому Имени Твоему, ибо Ты хранишь
=> и поддерживаешь всё живущее, творишь добро всем и посылаешь пищу
=> всему, что Ты создал. Благословен Ты, Господи, дающий всем их пищу!

=> Благодарим Тебя, Господи, за то, что Ты дал отцам нашим в наследие
=> землю обширную, добрую и вожделенную, и за то, что Ты вывел нас,
=> Господи, Боже наш, из земли Египетской, из дома рабства, а равно
=> и за завет Твоей, который Ты запечатлел в нашей плоти, за закон
=> Твой, которому Ты научил нас, уставы Твои, которые Ты дал нам
=> познать, жизнь, благодать и милосердие, которые Ты излил на нас,
=> и за пищу, которою Ты питаешь нас и поддерживаешь нас непрестанно,
=> во всякий день, во всякое время и во всякий час. За всё это,
=> Господи Боже наш, возносим Тебе благодарение и благословляем Тебя.
=> Да будет благословенно Имя Твое устами всех живущих, постоянно
=> и  навеки,  как  написано: 'будешь есть и насытишься и благословишь
=> Господа  Бога  твоего  за  добрую  землю,  которую  Он  дал  тебе'.
=> Благословен, Ты Господи, за пищу и за страну.

=> Умилосердись, Господи, Боже наш, над Израилем, народом Твоим,
=> над Иерусалимом, градом Твоим, над Сионом, жилищем славы Твоей,
=> над царством Дома Давида, помазанника Твоего, и над великим
=> и святым домом, который Ты назвал именем Твоим. О Боже, Отец наш,
=> питай нас, храни нас, укрепляй нас, поддерживай нас, восстанови нас
=> и скоро ниспошли нам, Господи Боже наш, помощь во всех наших
=> несчастьях. Молим Тебя, Господи Боже наш, чтобы нам не нуждаться
=> в дарах человеческих и в их подаяниях, но лишь в Твоей источающей
=> помощь руке, которая полна, открыта, свята и щедра,
=> да не постыдимся и не посрамимся вовек'...{}

> <...  критики>  единогласно  считают,    что  первые  два абзаца уже
> с  начала  I  века,  а  по  всей  вероятности  уже и гораздо раньше,
> существовали   в  основном,   а  может быть и буквально, в том виде,
> в каком  мы  их находим в трактате  =Беракот=.  После этого понятно,
> как  легко  было  Христу  сразу   с  конца   второго абзаца  перейти
> от  первого  Завета  к 'новому Завету в крови Моей' и затем, передав
> дальше  круговую  'чашу  благословения',  как  называет ее ап. Павел
> {1Кор.10.16}  согласно  общепринятому  еврейскому ритуалу, объявить,
> что отныне она есть 'приобщение Его Крови'.
                                [ Л.Буйе. О Библии и Евангелии.
                                  // Брюссель, 1988
                                  (Добавление III. стр. 225-8) ]
(продолжение следует)



Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20060504/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
      www.days.ru/day.php?date=20060421&key=days
 


***************************************************************** * *
  к еванг. чтению пятницы 2-й седмицы по Пасхе (Ин.5:30-6:2)
   www.messia.ru/rasylka/005/1144.htm#0
   (Яков Кротов; Еп. Григорий Лебедев; ссылки на тексты еп. Кассиана,
    свт. Кирилла Иерусалимского, свящ. Александра Меня, Питера Крифта)
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
Иисус сказал:
"Говорю вам истинную правду:
 тот, кто слышит Слово Мое / и верит Тому, кто послал Меня,
  обрел вечную жизнь.
 Не предстанет он перед Судом - / он уже перешел от смерти к жизни.
 Говорю вам истинную правду:
 час наступает - / он уже наступил! -
 когда мертвые услышат голос Божьего Сына
  и кто услышит Его, те будут жить.
 Как Отец есть источник жизни,
  так и Сына Он сделал источником жизни.
 И Он дал Сыну власть судить, / потому что Он - Сын человеческий.
 Не удивляйтесь тому.
 Ведь час наступает,
  когда все, кто в могилах, / услышат голос Его и покинут могилы -
 те, что творили добро, встанут для Жизни,
  а те, что творили зло - для Суда.
 Я ничего не могу делать собственной властью.
 Я сужу, как велит Мне Отец, / и Суд Мой - праведный суд,
 ибо Я не того, чего хочется Мне, добиваюсь,
  а того, чего хочет Пославший Меня." (Ин.5:24-30)
                                * * *
"Железо оттачивается железом, / а человек - другими людьми".
                                                        (Пр.27:17)
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-

Этот выпуск в архиве: ../../rasylka/006/1486.htm
Сайт "Христианское просвещение" -> http://messia.ru
>Форум сайта< 
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме,в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы...

В последних выпусках:
+ ответы на вопросы: "Не называйте никого 'учителем' и 'отцом'!" (1-2)
+ окончание

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»