=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

ХРИСТОС ВОСКРЕС!!!


*  9 мая      2006 г. ст.ст., пн 5-ой седмицы по Пасхе.
  литургические чтения: Деян.12:12-17; Ин.8:42-51.
  Память прор. Исаии (VIII в. до Р.Х.).
  Любимый праздник российских православных: Перенесение мощей
  святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари (1087)



> <...> Я <...> хочу поговорить о вере ученого в науку.

> Это  кажется  странным; однако ученый не мог бы ничего создать, если
> бы  не было у него веры, как ее определяет Священное Писание (как бы
> это  ни  было  неожиданно  для неверующего): как уверенность в вещах
> невидимых  (Евр.11,1).  Всё  научное исследование, вся настроенность
> ученого  направлены именно на вещи невидимые. Вокруг нас - целый мир
> еще для нас таинственный; многое в нём известно, еще больше подлежит
> открытию.  И  вот  то,  что подлежит открытию,  и есть то невидимое,
> в  котором  ученый уверен; он уверен, что оно существует, что где-то
> есть  нечто,  что  надо  и  можно  открыть. И поэтому всякая научная
> работа,  всякое исследование основано на вере, на уверенности в том,
> что невидимое, еще не постигнутое - постижимо и раскроется.

> А  сверх  того,    научное исследование основано тоже и  на надежде,
> то  есть    на  предвкушении,    радостном,    напряженном  ожидании
> того   открытия,   которое будет сделано,  при уверенности, что есть
> что  открыть;  и  таким  образом  и надежда ученого, его вдохновение
> указывает на веру. Это очень важно себе ясно представить, потому что
> вера  не относится только к Богу. <...> она относится тоже и ко всей
> творческой  работе  ученого:   без веры ученый  не стал бы пускаться
> в исследование, нечего было бы, с его точки зрения, исследовать.

> Но вот тут, мне кажется, надо сделать различие, которое очень важно,
> между    реальностью    и   истиной,   между   сомнением   и   тупой
> самоуверенностью.  Дело  в  том, что вокруг нас целый мир, как я уже
> сказал,  таинственный, глубокий, многогранный, в котором многое было
> уже  обнаружено  и  еще  больше,  может  быть, подлежит обнаружению,
> открытию.    Это  реальность.  Для верующего эта реальность включает
> в   себя   также  Бога.  Для  неверующего  это  только  материальная
> реальность,  но  она  всё  равно, так же как для верующего - предмет
> изыскания. Каждый раз, когда мы делаем какое-нибудь открытие, мы его
> прибавляем  к  сокровищнице  того,   что  мы  знаем;  но (так же как
> в жизни) нельзя просто обладать бесконечным количеством разрозненных
> фактов  -  их надо соединить между собой какой-то логической связью,
> собрать  в какие-то теории,  гипотезы, как говорят сейчас на Западе,
> в  'модели',  то  есть  в  структуры, которые позволяют как бы сразу
> видеть  целокупность  какого-нибудь предмета. Каждый раз, как мы это
> делаем,    мы  выражаем какую-то  истину,  относящуюся к реальности;
> и  мы   говорим,    что  поскольку  реальность  известна - она есть.
> Но  ученый-то  знает, что истина,  то есть то,  что он может сказать
> о  реальности,   всегда  приблизительна;   она  никогда не совпадает
> с  самой  реальностью;  это  временная  попытка реальность выразить.
> Причем  ученый  знает,  что  все факты, которые собраны в одну целую
> картину, как факты принадлежат реальности; а то, как они между собой
> собраны,  подлежит  какой-то  доле  сомнения.  И  настоящий, хороший
> ученый  в  тот  момент,  когда  он  создал  или  теорию, или картину
> мироздания,  или мировоззрение, сразу же подходит к нему критически,
> то  есть  систематически  ставит  его под вопрос, в конечном итоге -
> сомневается.  Но  предмет  его  сомнений, разумеется, не реальность,
> которая  от  его сомнений не меняется. Под вопрос он ставит не самую
> реальность,    а   свое  представление   о  ней  и  то, как он сумел
> его выразить.

> И  вот  это  сомнение, эта попытка, это желание, намерение поставить
> под  вопрос  ту  картину  мироздания, которую он на сегодняшний день
> создал,  как раз и движет вперед науку. Причем в ученом это сомнение
> систематично:   как только он создал сколь-нибудь  стройную  картину
> или  теорию,  он сразу ставит вопрос: какие в ней логические ошибки?
> Может  ли он сам в ней обнаружить нечто, что не позволяет эту теорию
> или  образ  мышления  принять?   А если он сам или другие не находят
> в  ней   логической,  структурной  ошибки,   он с радостью пускается
> в  дальнейшее исследование, которое непременно это его мировоззрение
> поставит  под  вопрос  в тот момент, когда он обнаружит в окружающей
> реальности  новый,  неожиданный,  не укладывающийся ни в какие рамки
> его   представлений   факт.   Но  вместо того, чтобы пугаться этого,
> он  оптимистически,  радостно  его приемлет. Сомнения ученого в этом
> смысле полны смелого оптимизма, потому что он не ратует за то, чтобы
> его  теория  оставалась  неприкосновенной или мировоззрение осталось
> неизменным.   Он  ратует   за  то,    чтобы  реальность  всё глубже,
> всё подлиннее, всё точнее нашла свое выражение.

> Таким  образом,  в представлении ученого есть творческое соотношение
> между,  с  одной  стороны,  реальностью  -  то  есть всем, что есть,
> известным   и  неизвестным  ему,   истиной или истинами;  всем,  что
> уже обнаружено и нашло свое интеллектуальное, техническое выражение,
> и,  с  другой  стороны,  сомнением;  потому  что  каждый  раз, когда
> сомнение  подрывает уверенность (вернее, самоуверенность, отсутствие
> критического  подхода  в  ученом),    каждый  раз,   как оно  ставит
> под  вопрос  то,  что  он  уже структурно выразил, оно открывает ему
> возможность  сделать  новые  открытия.  Это очень важно нам помнить,
> потому  что  вся  научная  работа  основана  на  вере, вдохновленной
> надеждой,   и,   вместе  с  тем,  она  движима  творческим,  смелым,
> оптимистическим,   систематическим,   радостным  сомнением.  Человек
> себя  перерастает для того, чтобы открыть более полно, более глубоко
> реальность, которая его окружает.
        [ митрополит Сурожский Антоний
          О ВЕРЕ.
          Серия бесед в русской религиозной программе Би-би-си (1972)
          www.mitras.ru/pered/pb_112.htm ]




        + + + к евангельскому чтению: + + + + + + + +
       **>> еп. Кассиан (Безобразов): дети диавола...
                www.messia.ru/rasylka/004/790.htm#0
       **>> свящ. Александр Мень о бессмертии
                 www.messia.ru/rasylka/002/087.htm#0



Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20060522/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
      www.days.ru/day.php?date=20060509&key=days
 


***************************************************************** * *
  к еванг. чтению вторника 5-й седмицы по Пасхе (Ин.8:51-59)
   www.messia.ru/rasylka/005/1160.htm#0
   (свящ. Александр Мень;
    ссылки на тексты еп. Кассиана, Я.Кротова, Д.Бартелеми)

   22 (9) мая память Апостола Симона Зилота (I)
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Иисус сказал:
 "Говорю вам истинную правду:
   кто исполнит Слово Мое,
   смерти вовек не увидит".* (Ин.8:51)
                                * * *
"Быть плохим - одно, совершать
 преступления - другое, это не всегда связано.
 Самые страшные преступники не совершают никаких преступлений".
                                                (патер Браун)
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-

Этот выпуск в архиве: http://messia.ru/rasylka/006/1503.htm
Сайт "Христианское просвещение" -> http://messia.ru
>Форум сайта< 
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме,в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы...

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»