=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

ХРИСТОС ВОСКРЕС!!!


* 10 мая      2006 г. ст.ст., вт 5-ой седмицы по Пасхе.
  литургические чтения: Деян.12:25-13:12; Ин.8:51-59.
  Память Апостола Симона Зилота (I).



(см. начало в предыдущем выпуске)

> Истины бывают разные. Я уже указывал, что истины являются выражением
> той    реальности,     которую   мы  исследуем,    причем  выражение
> этой  реальности  бывает статическое, бывает динамическое, но всегда
> реальность      выражается  по отношению   к каким-то   координатам,
> которые заложены в нас или в окружающей нас жизни.

> Статически   мы   выражаем   очень   много.  Мы  в  какой-то  момент
> обнаруживаем   факт   и    его     фиксируем.      Некоторые   факты
> можно  фиксировать:  можно  говорить  об  утесе; можно, в географии,
> например,  описывать  неизменные  факты.  Но  явления выразить можно
> только  динамически;   явления всегда находятся в каком-то процессе,
> и  большей  частью  мы  говорим  о явлениях, а не о таких предметах,
> которые  стоят  перед  нами, как утес - да и то даже утес постепенно
> меняет  свою  форму.    Когда  мы применяем чисто статические приемы
> к  предметам нестатическим,  мы,  с одной стороны,  говорим  что-то,
> что  соответствует  реальности,  а  с другой стороны, эту реальность
> безнадежно извращаем. Это я хочу изъяснить на одном примере.

> Есть  картина  французского   художника  Жерико  'Скачки  в Эпсоме'.
> Как  указывает  название,   мы видим несущихся  через поле  лошадей;
> мы   видим  их  в движении;  мы как-то переживаем их галоп;  но если
> мы  сделаем  попытку   сравнить   картину   Жерико   с  фотографией,
> мы  обнаружим,    что никогда никакие лошади так галопом не несутся.
> В чём дело?  А вот в чём:  Жерико хотел передать нам чувство галопа,
> и  он  сумел  это сделать, но в ущерб анатомической правде. С другой
> стороны, движение можно зафиксировать - например, сфотографировать -
> и   из  самого   умилительного  момента  сделать  момент  комический
> (как  можно  человека  в самый значительный момент его жизни сделать
> только  смешным). Движение замороженное -  ложь;  движение,  которое
> мы   выражаем  как движение,  не соответствует в точности тому,  как
> оно происходит.

> И   поэтому,   каждый  раз,  как  мы  говорим  об  истине,  будь  то
> философской, будь то религиозной, будь то научной, мы должны сделать
> поправку  на  то,  что  мы  или  замораживаем  движение, или неточно
> выражаем    как    бы    анатомическую,   структурную,   неподвижную
> действительность.  И  притом  делаем это всегда с той или иной точки
> зрения:  во-первых,   в  пределах  категорий нашего ума;  во-вторых,
> в  пределах  нашего  языка,   а в-третьих, иногда  (но не так редко)
> в пределах наших обычных представлений.

> Это я вам могу изъяснить примером, который может показаться смешным,
> но   имеет    некоторую  человеческую   глубину.    Один   миссионер
> мне рассказывал, как священник-негр представлял его перед проповедью
> своему  приходу, собравшимся верующим. Миссионер был белым, верующие
> были черными. И священник им сказал: 'Не смущайтесь тем, что он бел,
> как  бес,  -  его  душа  такая  же  черная, как наша'. Мы сказали бы
> наоборот;    он   выразил некую истину со своей точки зрения. Это же
> мы  делаем  и в науке, и в философии постоянно; мы не можем говорить
> без  предвзятой  точки  зрения;    мы  не  можем  говорить иначе как
> с  какой-то  точки  зрения.    Но эта точка зрения тоже должна стать
> в какой-то момент предметом сомнения,   она  должна быть  поставлена
> под  вопрос,    потому  что  иначе  истина,   которую  мы  выражаем,
> с определенной точки зрения уже станет ложью.

> <Может  показаться странным утверждение права человека на сомнение -
> с  таким  вдохновением,   с такой уверенностью -  из уст верующего>;
> на  самом  деле, это только другой способ выразить известную и всеми
> принимаемую  мысль  о том, что человек должен быть честным до конца,
> честным  безусловно, с готовностью самого себя поставить под вопрос,
> свои   убеждения  поставить  под  вопрос.   Это можно сделать,  если
> мы  верим,  что  есть  нечто незыблемое, являющееся предметом нашего
> изыскания.  Человек боится сомнения только тогда, когда ему кажется,
> что  если поколеблется уже созданное им мировоззрение, то колеблется
> вся  реальность, колеблется все, и ему уже не на чем стоять. Человек
> должен  иметь  добросовестность   и   смелость   постоянно   ставить
> под  вопрос  все свои точки зрения, всё свое мировоззрение, всё, что
> он уже обнаружил в жизни, - во имя своего искания того, что на самом
> деле есть, а не успокоенности и 'уверенности'.

> Это  чрезвычайно важно в научном исследовании; это чрезвычайно важно
> в философском мышлении; и это не менее важно в религиозном опыте. Мы
> не   можем  перерасти  ограниченность  нынешнего  дня,  если  боимся
> поставить  под  вопрос   его содержание.  В плане религиозном:  один
> из  писателей IV века,  святой Григорий Нисский,  говорил,  что если
> мы   создадим  полную,   цельную  картину  всего,  что узнали о Боге
> из Священного Писания, из Божественного Откровения, из опыта святых,
> и  вообразим,    что  эта  картина дает нам  представление о Боге, -
> мы  создали  идола и уже не способны дознаться до настоящего, Живого
> Бога, который весь -  динамика и жизнь.  И то же самое можно сказать
> о  философских  мировоззрениях: как только философское мировоззрение
> делается  абсолютной  истиной,  не может быть поставлено под вопрос,
> это значит, что человек уже не верит ни в прогресс, ни в возможность
> углубления,    а   живет  как  бы   оборотясь  назад,  глядя  на то,
> что когда-то было сказано, обнаружено, объявлено незыблемой истиной,
> будто  смотреть  вперед  незачем, опасно! Будто надо смотреть только
> назад,  чтобы  не  потерять  из  виду  то, что когда-то было сказано
> кем-то,  коллективом или отдельным лицом. Это трусость перед жизнью,
> это  страх  перед  истиной,  это  отрицание многогранности и глубины
> самой  реальности.  И  то, что я говорю сейчас о науке, о философии,
> можно  сказать  также  и  о  религиозных  мировоззрениях  - не в том
> смысле, что Бог меняется, а в том, что мы можем с громадной радостью
> и    вдохновением    проходить   мимо   наших   детских,   юношеских
> представлений, представлений еще не зрелых для того, чтобы вырастать
> в  новую  меру познания Живого Бога, не выразимого до конца никакими
> картинами, никакими определениями.
        [ митрополит Сурожский Антоний
          О ВЕРЕ.
          Серия бесед в русской религиозной программе Би-би-си (1972)
          www.mitras.ru/pered/pb_112.htm ]


+ + + к евангельскому чтению:
 **>> свящ. Александр Мень: Иисус на празднике Кущей
              www.messia.ru/rasylka/005/1160.htm#0
 **>> Еп. Кассиан (Безобразов): "Неужели Ты больше Авраама?"
                       www.messia.ru/rasylka/004/791.htm#0
 **>> Яков Кротов: вера, неверие, предательство
      www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_io/io_08_59.html
 **>> Доминик Бартелеми: Авраам
           www.messia.ru/rasylka/002/088.htm#0


Этот день в календаре РПЦ:
      www.days.ru/day.php?date=20060510&key=days

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*<Иисус сказал:>
 - Говорю вам истинную правду:
    кто исполнит Слово Мое,
     смерти вовек не увидит.
 - Вот теперь мы точно знаем, что в Тебе бес, -
    сказали они Ему. -
   Авраам умер, умерли и пророки.
   А Ты говоришь:
   "Кто исполнит Мое Слово, вовеки не испытает смерти"!
   Неужели Ты больше нашего отца Авраама, который умер?
   Или пророков, которые умерли? Кем Ты себя выставляешь?
 - Если Я сам себя прославляю, слава Моя - ничто, -
   ответил Иисус. -
   Но Меня прославляет Отец Мой. Вы зовете Его нашим Богом!
   Вы Его никогда не знали, а Я Его знаю.
   Если бы Я сказал, что не знаю Его,
   Я был бы лжецом, как и вы.
   Но Я знаю Его и исполняю Его Слово.
   Авраам, ваш отец, ликовал, что день Мой увидит.
   Он увидел его - и был счастлив!
 - Тебе нет и пятидесяти, и Ты видел Авраама?! -
   возмутились они.
 Иисус ответил:
 - Говорю вам истинную правду:
   Авраам еще не родился,
   а Я уже БЫЛ И ЕСТЬ.
   Тогда они схватили камни, чтобы побить Его.
   Но Иисус скрылся и ушел из Храма.* (Ин.8:51-59)
                                * * *
"Трудно говорить о Боге в третьем лице.
 Бог не "Он", а безмерное ТЫ". (Иоанн Шаховской)
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-

Этот выпуск в архиве: http://messia.ru/rasylka/006/1504.htm
Сайт "Христианское просвещение" -> http://messia.ru
>Форум сайта< 
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме,в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы...

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»