ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! * 10 мая 2006 г. ст.ст., вт 5-ой седмицы по Пасхе. литургические чтения: Деян.12:25-13:12; Ин.8:51-59. Память Апостола Симона Зилота (I). (см. начало в предыдущем выпуске) > Истины бывают разные. Я уже указывал, что истины являются выражением > той реальности, которую мы исследуем, причем выражение > этой реальности бывает статическое, бывает динамическое, но всегда > реальность выражается по отношению к каким-то координатам, > которые заложены в нас или в окружающей нас жизни. > Статически мы выражаем очень много. Мы в какой-то момент > обнаруживаем факт и его фиксируем. Некоторые факты > можно фиксировать: можно говорить об утесе; можно, в географии, > например, описывать неизменные факты. Но явления выразить можно > только динамически; явления всегда находятся в каком-то процессе, > и большей частью мы говорим о явлениях, а не о таких предметах, > которые стоят перед нами, как утес - да и то даже утес постепенно > меняет свою форму. Когда мы применяем чисто статические приемы > к предметам нестатическим, мы, с одной стороны, говорим что-то, > что соответствует реальности, а с другой стороны, эту реальность > безнадежно извращаем. Это я хочу изъяснить на одном примере. > Есть картина французского художника Жерико 'Скачки в Эпсоме'. > Как указывает название, мы видим несущихся через поле лошадей; > мы видим их в движении; мы как-то переживаем их галоп; но если > мы сделаем попытку сравнить картину Жерико с фотографией, > мы обнаружим, что никогда никакие лошади так галопом не несутся. > В чём дело? А вот в чём: Жерико хотел передать нам чувство галопа, > и он сумел это сделать, но в ущерб анатомической правде. С другой > стороны, движение можно зафиксировать - например, сфотографировать - > и из самого умилительного момента сделать момент комический > (как можно человека в самый значительный момент его жизни сделать > только смешным). Движение замороженное - ложь; движение, которое > мы выражаем как движение, не соответствует в точности тому, как > оно происходит. > И поэтому, каждый раз, как мы говорим об истине, будь то > философской, будь то религиозной, будь то научной, мы должны сделать > поправку на то, что мы или замораживаем движение, или неточно > выражаем как бы анатомическую, структурную, неподвижную > действительность. И притом делаем это всегда с той или иной точки > зрения: во-первых, в пределах категорий нашего ума; во-вторых, > в пределах нашего языка, а в-третьих, иногда (но не так редко) > в пределах наших обычных представлений. > Это я вам могу изъяснить примером, который может показаться смешным, > но имеет некоторую человеческую глубину. Один миссионер > мне рассказывал, как священник-негр представлял его перед проповедью > своему приходу, собравшимся верующим. Миссионер был белым, верующие > были черными. И священник им сказал: 'Не смущайтесь тем, что он бел, > как бес, - его душа такая же черная, как наша'. Мы сказали бы > наоборот; он выразил некую истину со своей точки зрения. Это же > мы делаем и в науке, и в философии постоянно; мы не можем говорить > без предвзятой точки зрения; мы не можем говорить иначе как > с какой-то точки зрения. Но эта точка зрения тоже должна стать > в какой-то момент предметом сомнения, она должна быть поставлена > под вопрос, потому что иначе истина, которую мы выражаем, > с определенной точки зрения уже станет ложью. > <Может показаться странным утверждение права человека на сомнение - > с таким вдохновением, с такой уверенностью - из уст верующего>; > на самом деле, это только другой способ выразить известную и всеми > принимаемую мысль о том, что человек должен быть честным до конца, > честным безусловно, с готовностью самого себя поставить под вопрос, > свои убеждения поставить под вопрос. Это можно сделать, если > мы верим, что есть нечто незыблемое, являющееся предметом нашего > изыскания. Человек боится сомнения только тогда, когда ему кажется, > что если поколеблется уже созданное им мировоззрение, то колеблется > вся реальность, колеблется все, и ему уже не на чем стоять. Человек > должен иметь добросовестность и смелость постоянно ставить > под вопрос все свои точки зрения, всё свое мировоззрение, всё, что > он уже обнаружил в жизни, - во имя своего искания того, что на самом > деле есть, а не успокоенности и 'уверенности'. > Это чрезвычайно важно в научном исследовании; это чрезвычайно важно > в философском мышлении; и это не менее важно в религиозном опыте. Мы > не можем перерасти ограниченность нынешнего дня, если боимся > поставить под вопрос его содержание. В плане религиозном: один > из писателей IV века, святой Григорий Нисский, говорил, что если > мы создадим полную, цельную картину всего, что узнали о Боге > из Священного Писания, из Божественного Откровения, из опыта святых, > и вообразим, что эта картина дает нам представление о Боге, - > мы создали идола и уже не способны дознаться до настоящего, Живого > Бога, который весь - динамика и жизнь. И то же самое можно сказать > о философских мировоззрениях: как только философское мировоззрение > делается абсолютной истиной, не может быть поставлено под вопрос, > это значит, что человек уже не верит ни в прогресс, ни в возможность > углубления, а живет как бы оборотясь назад, глядя на то, > что когда-то было сказано, обнаружено, объявлено незыблемой истиной, > будто смотреть вперед незачем, опасно! Будто надо смотреть только > назад, чтобы не потерять из виду то, что когда-то было сказано > кем-то, коллективом или отдельным лицом. Это трусость перед жизнью, > это страх перед истиной, это отрицание многогранности и глубины > самой реальности. И то, что я говорю сейчас о науке, о философии, > можно сказать также и о религиозных мировоззрениях - не в том > смысле, что Бог меняется, а в том, что мы можем с громадной радостью > и вдохновением проходить мимо наших детских, юношеских > представлений, представлений еще не зрелых для того, чтобы вырастать > в новую меру познания Живого Бога, не выразимого до конца никакими > картинами, никакими определениями. [ митрополит Сурожский Антоний О ВЕРЕ. Серия бесед в русской религиозной программе Би-би-си (1972) www.mitras.ru/pered/pb_112.htm ] + + + к евангельскому чтению: **>> свящ. Александр Мень: Иисус на празднике Кущей www.messia.ru/rasylka/005/1160.htm#0 **>> Еп. Кассиан (Безобразов): "Неужели Ты больше Авраама?" www.messia.ru/rasylka/004/791.htm#0 **>> Яков Кротов: вера, неверие, предательство www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_io/io_08_59.html **>> Доминик Бартелеми: Авраам www.messia.ru/rasylka/002/088.htm#0 Этот день в календаре РПЦ: www.days.ru/day.php?date=20060510&key=days -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *<Иисус сказал:> - Говорю вам истинную правду: кто исполнит Слово Мое, смерти вовек не увидит. - Вот теперь мы точно знаем, что в Тебе бес, - сказали они Ему. - Авраам умер, умерли и пророки. А Ты говоришь: "Кто исполнит Мое Слово, вовеки не испытает смерти"! Неужели Ты больше нашего отца Авраама, который умер? Или пророков, которые умерли? Кем Ты себя выставляешь? - Если Я сам себя прославляю, слава Моя - ничто, - ответил Иисус. - Но Меня прославляет Отец Мой. Вы зовете Его нашим Богом! Вы Его никогда не знали, а Я Его знаю. Если бы Я сказал, что не знаю Его, Я был бы лжецом, как и вы. Но Я знаю Его и исполняю Его Слово. Авраам, ваш отец, ликовал, что день Мой увидит. Он увидел его - и был счастлив! - Тебе нет и пятидесяти, и Ты видел Авраама?! - возмутились они. Иисус ответил: - Говорю вам истинную правду: Авраам еще не родился, а Я уже БЫЛ И ЕСТЬ. Тогда они схватили камни, чтобы побить Его. Но Иисус скрылся и ушел из Храма.* (Ин.8:51-59) * * * "Трудно говорить о Боге в третьем лице. Бог не "Он", а безмерное ТЫ". (Иоанн Шаховской) |
|||||
-* В цитатах из Нового
Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
|||||
|
|||||