ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! * 15 мая 2006 г. ст.ст.,воскресенье 6-е по Пасхе, "о слепорожденном" литургические чтения: Деян.16:16-34; =Ин.9:1-38=. > В одной из своих проповедей на сегодняшнее Евангельское чтение, > Владыка Антоний (Блум) говорит, что начало этой истории, начало > этого рассказа, может быть, одно из самых недоуменных мест > в Евангелии. > Ученики Иисуса видят слепого, слепого от рождения человека уже > в совершенных летах, т.е. человека взрослого, и спрашивают ученики > Иисуса: 'Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?' > А Иисус говорит: "Нет, ни он, ни родители его". Недоумение вызывает > не вопрос учеников. Вопрос как раз понятен. Вопрос у нас не вызывает > никаких возражений, никакого протеста. И мы считаем, что люди болеют > за грехи свои и т.д. и т.п. Этот вопрос, вот такая постановка > вопроса, ни у кого не вызывает протеста. Даже, если это не так > на самом деле, по крайней мере, так, нам кажется, было бы > справедливо. Никто бы из нас против такой справедливости > не возражал. Хотя жизненный опыт, всё, что мы знаем, свидетельствует > об обратном. Грешники очень часто процветают и бывают здоровыми, > а праведники тяжело болеют и страдают. Недоумение вызывает > ответ Спасителя. Он говорит: "Ни он, ни родителя его не согрешили, > но это для того, чтобы на нём явились дела Божьи". > Первая часть ответа - это ответ на наш вопрос, скажем так. Даже > не на вопрос, а это как бы разрушение всех наших представлений > о Божьей справедливости, о соотношении болезни и греха. Господь > говорит: 'Нет, нет. Вот эта болезнь, эта слепота, это страдание - > они никак не связаны с грехом, ни его личным, ни его родителей'. > Т.е. вот этими словами Господь, по крайней мере, запрещает нам > говорить о том, что Бог кого-то наказывает болезнью, по крайней > мере, на это мы не имеем права. Мы не имеем права говорить кому-то, > что твой ребенок болеет, потому что ты грешная. Мы не имеем права > говорить, что ты болен сам, потому что ты согрешил, или ты страдаешь > за какие-то свои грехи. Мы не имеем на это права. <....> > Но, вот, вторая часть ответа Иисуса действительно вызывает > недоумение. Господь говорит: "Это для того, чтобы на нём явились > дела Божьи". Тогда получается, что человек страдал много лет, > что человек жил вот в этой слепоте, в страдании, в нищете, > побирался, собирал милостыню, (потому что не мог работать, > и родители его престарелые, может быть, тоже не могли работать), > для того, чтобы прокормиться самому и как-то прокормить родителей, > только для того, чтобы однажды Иисус, проходя мимо, исцелил его. > Не слишком ли жесткое и, может быть, даже жестокое заявление. Но, > может быть, именно вот в этой жесткости, вот в этой принципиальной > какой-то постановке этого вопроса - ответа и содержится разрешение > проблемы? Ведь, в конечном счете, этот мир создан Богом, и человек > создан не для того, чтобы быть просто зрячим, не для того, чтобы > быть просто сытым, не для того, чтобы быть просто здоровым > и довольным. > Человек создан для любви, человек создан для того, чтобы любить > Бога, человек создан для того, чтобы знать Бога, для того, чтобы > жить вот в этих отношениях любви и познания с Богом. Но, когда у нас > всё хорошо, когда у нас всё получается, когда у нас всё схвачено, > всё устроено, когда жизнь наша наполнена какими-то интересами > и вещами: компьютер, телевизор, футбол, хоккей, я не знаю, женщины, > вино - многое, многое другое и, когда нигде не жмет, нигде не болит, > Бог то нам зачем? Зачем Бог, и так всё получается, и так > всё прекрасно? Мы не ищем Бога, и мы не любим Его. Даже, если > мы понимаем, что это всё у нас от Бога, даже, если мы понимаем, что > это мы не сами всё заработали, мы в лучшем случае вежливо > поблагодарим Его. Но наше сердце никогда не наполнится подлинной > любовью к Нему, наше сердце никогда не будет жаждать познания Его, > наше сердце никогда не откроется Ему навстречу полностью. Только вот > через этот опыт, может быть, жестокий опыт, с нашей точки зрения, > только через этот опыт познания Бога, познания Его любви в болезни, > в страдании, в отвержении и достигается какая-то полнота, > полнота Богопознания, полнота отношений с Богом. > Но именно для этого человек и создан, именно для этого человек > и послан в этот мир. И когда Христос говорит, что 'всё это > для того, чтобы через него явились дела Божьи', Он совершенно прав. > Потому что без этого этот человек не познал бы Иисуса, не познал бы > Христа, не познал бы Бога. Вокруг этого слепого ходили тысячи, толпы > набожных иудеев, и они не познали Бога. Даже когда Христос - Бог, > воплощенный Бог, вошел в их жизнь, они сказали этому слепому, > бывшему слепому: "Воздай славу Богу - этот человек грешник. > Мы знаем, что этот человек - грешник". Вот - всё их познание Бога. > Вот - их отношение к Богу. И ведь это самые набожные, это самые > религиозные люди своего времени! > Но всё то же самое и сегодня. Поэтому и сегодня, когда, казалось бы, > Христос победил сатану, когда, казалось бы, Христос победил смерть, > но и сегодня еще - боль и страдания в этом мире. И, вот, этот опыт > познания Бога, Бога-Любви через боль и страдание... Казалось бы, > такой парадокс! Но и сегодня это необходимо, потому что и сегодня > всё было бы точно так же, и бывает точно так же, как было тогда. > Сытые, довольные, набожные, благочестивые, такие, религиозные - они > Бога не знают. Бог приходит через страдания, Бог открывается > и познается через вот такой путь. Именно об этом нам сегодня > говорит, на мой взгляд, Евангелие. Мне кажется, что именно это самое > главное в сегодняшнем Евангельском отрывке. [ Священник Владимир Лапшин. www.uspenie.ru/propoved.asp?PropovedID=37 ] * * * к евангельскому чтению: + + + Комментарий еп. Кассиана www.krotov.info/history/01/kern/page11.htm#02 + + + Он же - комм. беседы Иисуса с фарисеями после исцеления слепорожденного www.messia.ru/rasylka/004/793.htm#0 + + + Он же в кн. "ХРИСТОС И ПЕРВОЕ ХРИСТИАНСКОЕ ПОКОЛЕНИЕ" www.krotov.info/history/01/kern/bezo_1.html + + + Толкование блж. Феофилакта www.krotov.info/library/f/feofilkt/feo19.html + + + святитель Николай Сербский www.pagez.ru/olb/velemir/57.php + + + священник Игорь Преку: духовная слепота как порок www.baltwillinfo.com/mp7-01/mp-13p.htm + + + Романо Гвардини: видящие слепнут... www.messia.ru/rasylka/002/093.htm#0 + + + Яков Кротов: Чему учит исцеление слепорожденного? www.messia.ru/rasylka/003/447.htm#0 www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_io/io_09_01.html www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_io/io_09_05.html www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_io/io_09_31.html + + + 4 проповеди митр. Антония Блума на это еванг. чтение www.messia.ru/rasylka/rzerv/p6-blum.htm#0 + + + свящ. Александр Мень: "Одно знаю: я был слеп, а теперь вижу!" www.messia.ru/rasylka/003/448.htm полностью глава в "С.Ч.": www.messia.ru/bibliotk/m/men/sch/son_11.htm + + + К апостольскому чтению: www.bible-center.ru/book/acts/020 Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20060528/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.days.ru/day.php?date=20060515&key=days -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Иисус, проходя мимо, увидел человека, который был слеп от рождения. Ученики спросили Его: "Равви, почему он родился слепым? Кто согрешил: он сам или его родители?" Иисус ответил: "Не согрешил ни он, ни родители. Слепота его для того, чтобы благодаря ей стали явными дела Божьи. Пока длится день, мы должны исполнять / дела Того, кто послал Меня. Скоро ночь, / когда никто не сможет трудиться. Пока Я в мире, / Я - свет миру". ... Человека этого, который был раньше слепым, приводят к фарисеям. А день, в который Иисус это сделал, исцелив его от слепоты, был суббота. Фарисеи тоже стали спрашивать его, как он стал зрячим. Он ответил: "Он наложил мне на глаза слюну, смешанную с землей, я умылся и теперь вижу". Некоторые из фарисеев тогда заявили: "Этот человек не может быть от Бога, потому что Он не соблюдает субботу". Другие возражали: "Но разве грешный человек может совершать такие чудеса?" И между ними разгорелся спор. Слепого снова спрашивают: "Ты говоришь, что Он сделал тебя зрячим. Кто Он, по-твоему?" Тот ответил: "Пророк". Еврейские власти всё равно не верили, что человек был слепым и стал зрячим. Поэтому они позвали родителей прозревшего и спросили их: "Это ваш сын? Вы говорите, что он родился слепым. Как же он теперь видит?" Родители ответили: "Мы знаем, что это наш сын и что он родился слепым. А как он теперь видит и кто сделал его зрячим, этого мы не знаем. Спрос`ите его самого. Он взрослый, сам о себе скажет". Родители ответили так потому, что боялись еврейских властей, ведь те уже приняли решение отлучать от синагоги всякого, кто признает Иисуса Помазанником. Поэтому его родители и сказали: "Он уже взрослый, спросите его самого". И вот во второй раз позвали человека, который был слепым, и сказали ему: "Поклянись, что скажешь правду! Нам известно, что тот человек - грешник". Он ответил: "Грешник Он или нет, я не знаю. Знаю одно: я был слепым, а теперь вижу". Они снова спросили: "Что Он с тобою сделал? Как сделал тебя зрячим?" Он ответил: "Я вам уже говорил, а вы не слушали. Зачем вы хотите услышать это еще раз? Может, тоже хотите стать Его учениками?" Они закричали на него: "Это ты Его ученик! А мы ученики Моисея! Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог. А об этом человеке мы не знаем, откуда Он". Человек сказал в ответ: "Вот это и удивительно! Вы не знаете, откуда Он, а Он сделал меня зрячим. Но мы знаем, что Бог слушает не грешников, а только тех, кто чтит Его и исполняет Его волю. Испокон веку не слыхано, чтобы кто-нибудь сделал зрячим слепорожденного! Если бы Он был не от Бога, Он ничего не смог бы сделать!" Они закричали на него: "Ты весь родился в грехах, а еще учишь нас!" - и выгнали вон Иисус узнал о том, что его выгнали, и, найдя его, спросил: "Ты веришь в Сына человеческого?" Он ответил: "Господин мой, скажи мне, кто Он, и я в Него поверю". Иисус сказал: "Ты Его видел. Он тот, кто с тобой говорит". Он ответил: "Верю, Господь!" - и пал ниц перед Ним.* (Ин.9:1-5,13-38) |
|||||
-* В цитатах из Нового
Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
|||||
|
|||||