ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! * 12 июня 2006 г. ст.ст., воскресенье 2-е по Пятидесятнице - память Всех святых в земле Российской просиявших. литургические чтения: Рим.2:10-16; Мф.4:18-23. > Подвижники духа всегда стоят на уровне реально возможного > максимального усилия, дабы открыть душу и сделать ее восприимчивой > и деятельной. Для них речь никогда не идет о доктринальных > абстракциях, поисках каких-то заслуг или фармацевтических дозировок > благодати и свободы. Оставляя это занятие богословам, > они изъясняются в терминах опыта: "Бог совершает всё в нас... нам > же принадлежит доброе расположение воли". {Прп. Максим Исповедник. > Вопросоответы к Фалассию I, 54 (16)} Если они говорят о "труде > и поте", это означает человеческое действие внутри действия > божественного. Можно было бы выразить это так: Бог "трудится", > а человек "потеет". > Аскетика не имеет ничего общего с морализмом. > Греху противопоставляется не добродетель, но вера святых. Морализм > развивает природные силы, <подчиняя волю человека нравственному > закону>. Однако известно, до какой степени хрупка и малоэффективна > всякая автономная и имманентная этическая система, не содержащая > никакой животворящей силы. Можно уважать закон, но его невозможно > любить как личность <...>. Христос - не принцип блага, > но воплощенное Благо. Вот почему в трагических экзистенциальных > конфликтах, на пределе глубочайшего страдания или одиночества, > нравственные и социологические "принципы" оказываются бессильны. > У них нет власти сказать расслабленному: "Встань и ходи!" Они > не могут ничего простить или отпустить грехи, сделать преступление > небывшим или воскресить мертвого. Возведенный в систему суровый > облик безличного и всеобщего скрывает фарисейство "гордыни > смиренных", и эта ее разновидность опаснее всего, ибо "гордыня, > принятая однажды за смирение, становится болезнью неизлечимой". > {Еп. Игнатий Брянчанинов} > Совсем иное звучание имеет "добродетель" аскетов, она есть > человеческий динамизм, приведенный в движение присутствием Божиим. > Здесь речь идет не о каком-то деле, "достойном награды": "Бог - > наш Творец и Спаситель, Он не тот, кто измеряет и взвешивает > цену дел". {Марк Подвижник} > Никакое юридическое понятие награды тут не применимо. "Сын мой! дай > сердце твое мне, <{Пр.23:19}> и остальное Я дам тебе > с избытком". <... {Автор ошибочно называет всю цитату "словами > Ветхого Завета". Переводчик сделал примечание: "Так в Септуагинте". > Но в Септ. Пр.23:19. (Ср. Втор., гл.30) Подобных слов нет! На самом > деле это цитата (пересказ цитаты?) из беседы прп. Серафима > Саровского "О цели христианской жизни": "Сыне, дай Мне сердце > твое!" - говорит Он, - "а всё прочее Я Сам приложу тебе", (Мф.6:33; > Лк.12:31) ибо в сердце человеческом может вмещаться Царство > Божие. - ред. рассылки}> > Ища единого на потребу, человек становится созвучен ему и приносит > свое сердце в дар. То, что от Бога, Царство, есть безвозмездный дар: > "Если бы Бог смотрел на заслуги, никто не вошел бы в Царствие > Божие". > Сердце духовного человека, ищущее спасения, никогда не бывает > осквернено своекорыстными расчетами духа, слишком заинтересованного > собственной участью. Смирение не позволяет чувствовать себя > "спасенным" - напротив, оно заставляет неотступно думать о спасении > других. Душа обеспокоена прежде всего судьбой Бога в мире, > тем ответом, которого Бог ждет от человека. В видении мистиков > Бог предстает как существо покинутое и страждущее в Своей раненой > любви. Если что и необходимо спасти в этом мире, то прежде всего > не человека, но любовь Божию, ибо Он возлюбил нас первым и Его сила > несет и поддерживает ожидаемый Им ответ. Во взаимодействии благодати > и греха, которое формулируют богословы, духовный человек видит > взаимодействие двух доверий, встречу нисходящей любви Бога > и восходящей любви человека. > Если "человек осужден и спасен одновременно" {св. Амвросий} и если > "вся Церковь есть Церковь погибающих", {св. Ефрем Сирин. Цит. по: > Г.В.Флоровский. Восточные отцы IV в. С.232.} то речь может идти > только о полном проявлении нашей веры. Это свободный выбор - > не "дел", но непреодолимого желания быть чадом Божиим. От меня > зависит открыть двери моей души, чтобы Он вошел. Я могу > лишь броситься к Его ногам и закрыть лицо, подобно ученикам на горе > Фавор, ослепленным блистанием Его пришествия. Насилие, о котором > говорит Евангелие (Мк.7:21), исходит из сердца человека, и поэтому: > "Бог будет судить сокровенное людей" (Рим.2:16), Он будет судить > его, потому что человек - хозяин своего сердца. [ Павел Евдокимов. ЭТАПЫ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ // М.: СФМВПХШ, 2003. Стр.141-3 ] / / = = = = = о совести = = = = \ \ +++ Митр. Сурожский Антоний: • благая весть о Суде. Совесть www.messia.ru/rasylka/004/824.htm#0 • Встать перед судом совести www.messia.ru/rasylka/002/203.htm#0 • О СОВЕСТИ www.mitras.ru/pered2/pb_241.htm & www.mitras.ru/pered2/pb_242.htm • о связи совести с богообщением (ДИАЛОГ ВЕРУЮЩЕГО С НЕВЕРУЮЩИМ) www.mitras.ru/besedy/besedy1.htm (см. ч. II и V) • убийство совести... отказ от Бога www.messia.ru/rasylka/003/335.htm#0 • "угрызения совести - это еще не покаяние" www.messia.ru/rasylka/002/221.htm#0 • О ПОКАЯНИИ www.mitras.ru/pokayanie/pokayanie2.htm • Совесть влечет нас на Суд www.messia.ru/rasylka/003/612.htm#0 +++ Прп. Исаак Сирин: • Нечистая совесть - причина наших страданий www.messia.ru/bibliotk/i/sirin/2/g27.htm#0 = www.messia.ru/rasylka/003/338.htm#0 • Постоянные выговоры со стороны совести - признак смирения www.messia.ru/rasylka/002/121.htm#0 = www.messia.ru/bibliotk/i/sirin/2/g38.htm#0 +++ Томас Мёртон: совесть. страх Господень www.messia.ru/rasylka/005/1192.htm#0 +++ Николай Бердяев: совесть; раскаяние www.messia.ru/rasylka/003/475.htm#0 +++ Эта тема в указателе "Б.Я.К." www.krotov.info/spravki/temy/s/sovest.html +++ в указателе сайта "Х.П." www.messia.ru/temy/s/sovest.htm#0 / / = = = = о евангельском чтении = = = = \ \ ++• Яков Кротов. БОЛЕЙТЕ НА ЗДОРОВЬЕ (Мф.4:23): www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/04_23.htm / / = = = = = а также смотри = = = = = \ \ • ДЕНЬ ВСЕХ СВЯТЫХ, В ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРОСИЯВШИХ проповеди митр. Антония Блума: www.mitras.ru/archive/050612.htm www.mitras.ru/archive/040613.htm www.mitras.ru/lubov/lub_vse_88.htm#11 Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20060625/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=25-6-2006 ***************************************************************** * * к еванг. чтению понедельника 3-ой седмицы по Пятидесятнице (Мф.9:36-10:8) www.messia.ru/rasylka/005/1193.htm#0 (митрополит Антоний; ссылки на тексты Н.Т.Райта, иг. Евмения; свящ. Александра Меня) * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Но и тебе нет извинения, друг, если судишь других - тем, что ты судишь другого, ты осуждаешь самого себя, потому что других судишь, а сам поступаешь так же, как они. А мы знаем, что суд Божий беспристрастно судит тех, кто так поступает. Не думаешь ли ты, друг, осуждая тех, кто так поступает, а сам делая то же, что избежишь Божьего приговора? А может, ты презираешь Его великую доброту, снисходительность и терпение? Разве ты не знаешь, что доброта Божья направляет тебя к раскаянию? Но ты упрям и не хочешь раскаяться, ты копишь себе сокровища гнева для дня Гнева, когда явится правый суд Бога, который каждому воздаст по делам его: тем, кто постоянством в добрых делах искал славы, чести и бессмертия, - вечную жизнь; себялюбцам, непослушным истине, а послушным злу, - гнев и ярость. Горе и страдание всякому человеку, делающему зло, во-первых еврею, потом и язычнику. Слава, честь и мир всем, делающим добро, во-первых еврею, потом и язычнику. Ведь Бог беспристрастен! Те, кому не было дано Закона, согрешили и погибнут вне Закона. Те, кто согрешил, имея Закон, будут осуждены по Закону. Ведь правы перед Богом не те, кто внимает Закону, а те, кто исполняет Закон. Когда язычники, у которых нет Закона, следуя природе, делают то, что велит Закон, они сами себе закон, хотя и нет у них Закона. Они тем самым доказывают, что Закон запечатлен у них в сердцах; о том же свидетельствует и их совесть, раз одни мысли их осуждают, а другие защищают.* (Рим.2:1-15) * * * *Нравственное сознание началось с Божьего вопроса: 'Каин, где брат твой Авель?' Оно кончится другим Божьим вопросом: 'Авель, где брат твой Каин?' (Бердяев) |
|||||
-* В цитатах из Нового
Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
|||||
|
|||||