=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=


    Милость вам и мир от Бога, нашего Отца, и Господа Иисуса Христа!
                                (Флп.1:2)


* 15 июля     2006 г. ст.ст., пт 7-ой седмицы по Пятидесятнице.
  литургические чтения: 1Кор.7:35-8:7; Мф.15:29-31.
  /Память равноап. вел. кн. Владимира (1015);
   мчч. Кирика и Иулитты (ок. 305)/



> Святоотеческая    традиция   не   создала   развитого   и   детально
> разработанного богословия брака. Это связано прежде всего с тем, что
> в  ранней  Церкви  необходима  была  защита  девства: институт брака
> как  таковой  не  оспаривался,  и,  поскольку  он  относился к сфере
> гражданского права, богословы не считали нужным специально обсуждать
> его.  Девство,  напротив,  было  явлением новым для языческого мира:
> идея  девства  как  добровольного  воздержания  от полового общения,
> известная   уже   в   ветхозаветной   традиции,{}  была  разработана
> христианством    в   качестве      едва  ли   не  нормативной   идеи
> {ср. Мф.19,10-12; 1Кор.7,7; 7,24-25; Откр.14,4.} и потому  требовала
> специальной  апологии. Многие Отцы ранней Церкви восхавляли девство:
> достаточно вспомнить имена Климента Римского, Игнатия Антиохийского,
> Афинагора  (II в.), Оригена, Климента Александрийского, Тертуллиана,
> Мефодия  Олимпийского (III в.). В IV в. отдельные трактаты о девстве
> пишут  Афанасий  Великий, Василий Анкирский, Григорий Нисский, Иоанн
> Златоуст,  Ефрем  Сирин на Востоке, Амвросий Медиоланский и Августин
> на  Западе.  При  этом  в IV в. не появилось ни одного значительного
> произведения, которое бы осмыслило брак с богословской точки зрения:
> тема   брака     затрагивалась       или     в  связи   с  девством,
> или  в  дисциплинарно-каноническом  аспекте.  В частности, Гангрский
> Собор  (ок.  340 г.){} издал серию правил против тех, кто, практикуя
> девство, гнушается браком или унижает брак.{См. прав. 1, 9, 10 и 14.
> О   недопустимости   гнушения   браком  говорил  во  II в.   Климент
> Александрийский (см. Строматы 3,18).} Сам факт появления этих правил
> указывает  на  то,  что  отношение к браку в христианской среде было
> неоднозначным и что многие христиане отдавали предпочтение девству.

> Если  говорить  о  более  поздней  эпохе,  то  в  латинской традиции
> отсутствие  интереса  к  богословию  брака  связано  с преобладающим
> влиянием  Тертуллиана  и  Августина, которые оба имели отрицательное
> отношение  к  браку:  Тертуллиан  по  причине  своего  нравственного
> ригоризма,  который  в  конце  концов увел его из Церкви; Августин -
> поскольку    унаследовал    неприязнь   к  браку    от  манихейства,
> через  которое   он   прошел.    Общим  местом  в западной  традиции
> стало  утверждение  о  том,  что  единственной  целью и единственным
> оправданием  брака  является деторождение. Что же касается восточной
> традиции,   то в ней теме брака не уделяли  достаточного  внимания -
> не  в  последнюю  очередь потому, что большинство крупных богословов
> этой традиции были монахами и писали в расчете на читателей-монахов.

> В  этом  смысле  трактат св. Мефодия Патарского (III в.) "Пир десяти
> дев"   стоит  несколько  особняком.  В  нём  содержится  пространная
> апология  девства  как  подражания  образу  жизни   Христа;   однако
> мы   находим   там   несколько  страниц,  посвященных  богословскому
> обоснованию брачного общения между мужчиной и женщиной. В частности,
> там  проводится  мысль о том, что это общение  является   "действием
> по образу Божию",{} поскольку через это сам Бог-Творец создает новые
> человеческие  существа,  когда  мужское  семя становится "причастным
> Божественной творческой силы".{} Библейский рассказ о сне (ekstasis,
> по переводу Семидесяти), который был наведен Богом на Адама в момент
> сотворения   Евы  из его ребра,{Быт.2:21}   аллегорически  толкуется
> св.  Мефодием как прообраз "наслаждения мужчины при половом общении,
> когда  он,   возжаждав  (произвести  на  свет)  потомство,  приходит
> в  экстаз,  расслабляясь  наслаждениями  деторождения  (в часы) сна,
> чтобы   нечто,   отделившееся   от   костей   и   плоти  его,  снова
> образовалось...  в другого человека". В момент полового акта мужчина
> "делается   участником   плодотворения,  предоставляя  Божественному
> Создателю взять у него ребро, чтобы из сына сделаться самому отцом".
> Поэтому  "не  дерзко  ли презирать чадотворение, которое не стыдится
> совершать сам Вседержитель Своими чистыми руками?"{}

> Среди  произведений  <свт.  Григория  Богослова>, посвященных той же
> теме,   главным является стихотворная "Похвала девству",  написанная
> в  форме  диалога  между  Браком  (gamos)  и  Девством  (parthenie):
> апология супружества, конечно же, влагается в уста Брака, а апология
> безбрачия  -  в  уста Девства. Говоря о браке, Григорий обращается
> к тому же библейскому тексту, что и Мефодий:

>       Когда божественная тварь явилась на земле,
>       и земля - на долинах вечно-цветущего рая,
>       то не было еще у человека помощника в жизни, подобного ему,
>       тогда премудрое Слово совершило величайшее чудо:
>       смертного, которого Он создал быть зрителем мира -
>       мой корень и семя многообразной жизни -
>       разделив на две части, великой животворящей рукой
>       взяло из бока одно ребро, чтобы создать жену,
>       и в чресла обоих влив любовь (philtron - любовный напиток),
>       побудило их стремиться друг к другу.{}

> В этом отрывке мы не находим аллегории "экстаза" Адама, содержащуюся
> в  "Пире"  Мефодия Патарского, однако созвучную Мефодию мысль о том,
> что  влечение  мужчины  и  женщины  друг к другу  влито  в их чресла
> самим  Богом  в  тот  момент,  когда  Он  создал Еву из ребра Адама.
> Поэтому  Брак  в  своем  споре  с Девством ссылается на божественный
> "закон", установленный в момент сотворения женщины из ребра мужчины:
> согласно  этому  закону, каждый родившийся на земле человек является
> плодом  брака.{}    Все  ветхозаветные праведники были плодами брака
> и  сами   состояли  в  браке;{}   даже   Христос  "хотя и  в чистой,
> но в человеческой утробе зачат был, и родился от женщины обрученной,
> половину человеческого супружества смешав с Божеством".{}

> Брак, согласно Григорию,   есть прежде всего преодоление одиночества
> и  замкнутости  человека, обретение его второй половины, без которой
> жизнь  человека  неполноценна.  В  браке мужчина и женщина скреплены
> союзом  любви  и  становятся  "одной  плотью".{ср. Быт.2:24} Любовь,
> соединяющая  супругов,    способствует  их возрастанию в благочестии
> и любви к Богу:

>       Связанные супружеством, мы (служим) друг для друга и руками,
>                                                  и слухом, и ногами.
>       Брак и бессильного делает вдвое сильнее...
>       Общие (для супругов) заботы облегчают (им) скорби,
>       и общие радости для обоих еще слаще...
>       Соединившись телами, они единодушны, и к благочестию
>       усердие друг в друге возбуждают одинаковой любовью (pothw).
>       Ибо брак не оставляет вдали от Бога,
>       но, напротив, еще больше (приближает),
>                              потому что больше понуждает (любить)...
>       Таков брак; а жизнь без любви неполноценна,
>       жестока, неприглядна, бездомна...{}

> Отвечая   на  доводы  Брака  в  пользу  супружеской  жизни,  Девство
> указывает  на то,   что смыслом  и  оправданием  безбрачия  является
> также любовь - только не к человеку, а к самому Богу. Цель девства -
> "пропитавшись любовью, идти отсюда к высокоцарственному светоносному
> Богу".{}  Вступая  в  общение  с  Богом,  человек  "оставляет любовь
> к персти (choos apeleipon erwta)".{} Супругом девы является Христос,
> "Который   особенно   приветствует   безбрачных,   хотя  и  за  всех
> пригвожден,  за всех поднял крест".{} Таким образом, девство не есть
> нечто   совешенно  чуждое  браку:    оно  есть тоже брачный союз, но
> не  между  двумя людьми, а между человеком и Христом.{} Когда любовь
> ко  Христу  становится  стержнем  всей жизни человека, он не находит
> возможным  разделить   свою   любовь   между  Христом  и   еще  кем-
> или  чем-либо. Любовь ко Христу - это интегральное и всеохватывающее
> чувство:

>       ...Любовь слаба, если разделена
>       между миром и Христом, тверда же, когда устремлена к Единому.
>       или обладая всецело Христом, человек нерадит о жене,
>       или, дав в себе место любви к праху, забывает о Христе.{}

> Любовь  есть  чувство,  сконцентрированное в одной точке, постоянное
> всматривание в лик любимого,   нежелание оторвать взор от этого лика
> и обратить на что-либо другое:

>       Любовь (pothos), сосредоточенная на одном, приближает нас
>                                                           ко Христу,
>       Который любит любящего и видит взирающего (на Него),
>       видит взирающего (на Него) и выходит навстречу приближающемуся
>                                                            (к Нему).
>       Чем больше кто любит, (тем больше) взирает;
>       и чем больше взирает, тем больше любит...{}

                [ игумен Иларион (Алфеев).
                  Жизнь и учение св. Григория Богослова (II.3)
                  www.krotov.info/libr_min/a/alfeev1/2_07.html ]



по теме:
 + Cергей Фудель: Основать брак можно только на дружбе
                www.messia.ru/rasylka/005/1224.htm#0
 + свт. Феодорит Киррский (V в.) о браке
   www.krotov.info/acts/05/antolog/page14.htm
 + тема "Брак" в "Библиотеке свящ. Якова Кротова"
   www.krotov.info/spravki/temy/b/brak.html

 + + + тексты литургич. чтений:
                    www.messia.ru/spravki/kalendar/lkciopr/075.htm#0


 +++ о св. мучениках Кирике и Иулитте
              www.krotov.info/yakov/6_bios/10_iv/304_kirik_iulitta.htm



Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20050805/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=28-7-2006


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Если кто считает,
 что по отношению к своей невесте поступает неподобающим образом
 и если не в силах совладать со своей страстью
 и считает, что должен жениться,
 пусть делает то, к чему его влечет.
 Греха не будет, пусть поженятся.
 Но если он твердо стоит на своем, никем не понуждаем,
 полностью владеет своими чувствами
 и твердо решился в душе хранить ее девственность,
 он тоже поступит хорошо.
 Что из этого следует?
 Что и тот, кто вступает в брак с невестой, поступает хорошо,
 и тот, кто не женится, поступит еще лучше.
*Жена связана браком, пока жив муж.
 А если муж умрет, она вольна выйти замуж за кого хочет,
 но только за христианина.
 Но если останется одна, будет счастливее, по моему мнению,
 а я полагаю, что и во мне есть Дух Божий.* (1Кор.7:36-40)
             *********************************************

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/006/1569.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * *  Форум /гостевая книга сайта: messia.ru/razd/forum.htm


Проект "Христианское просвещение" нyждается в жертвователях/спонсорах...
          www.messia.ru/pomoch.htm#0


# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»