=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=


    Милость вам и мир от Бога, нашего Отца, и Господа Иисуса Христа!
                                (Флп.1:2)


* 10 сентября 2006 г. ст.ст., сб 15-ой седмицы по Пятидесятнице.
  литургические чтения:
        субботы пред Воздвижением: 1Кор.2:6-9;    Мф.10:37-11:1.
        рядовое:                   1Кор.4:17-5:5; Мф.24:1-13.



> Христос <исполняет> Свое  служение,  всецело  отдавая  Себя  другим.
> 'Хлеб  жизни'  умножается,  насыщая тех, кого питает собою. 'Когда Я
> пять  хлебов преломил для пяти тысяч, сколько полных коробов набрали
> вы  кусков? Говорят Ему: двенадцать. А когда семь для четырех тысяч,
> сколько корзин набрали вы оставшихся кусков? Сказали: семь. И сказал
> им:    как  же  вы  не разумеете?' (Мк 8,19-21). Слово -  чем больше
> его  'преломляют'  и  раздают,  тем более остается его в избытке,  -
> и  не  в  этом  ли  суть  Церкви?  Но  суть ее разгадывается многими
> способами.  Легко заметить, что у всех определений, которые она сама
> дает  себе  устами  своих богословов, никогда нет видимого единства;
> самый  упорный  из систематиков  не сумел бы  связать  друг с другом
> все   логические  их  нити.  Из  мозаики  многих  парадоксов  нельзя
> составить  законченного  изображения.    Церковь  обращена ко Христу
> и  выражает  верования  людей,  в нее входящих, но она же есть жизнь
> Христа   для  них.  Она  есть  Тело  Христово  и  собрание  кающихся
> грешников,   она  есть  Невеста  Агнца  и Супруга Господа,  Служанка
> и  Госпожа...    Но за всеми разбегающимися образами  и  умозрениями
> она  остается  в  конечном  счете  неопределимой.    Мы   лишь  идем
> за  указателями  ее  отточенных  символических  обозначений,  как бы
> окружающих котлован истины, внутри которой она, собственно, и живет.
> Подниматься  на  высоту того или иного из них стоит ради того, чтобы
> ее  преодолеть,   потому что  подлинная  жизнь Церкви познается лишь
> при  полном  в нее погружении.   Но коль  скоро  всякое  определение
> есть  ограничение,   последняя определяемая истина о ней  ускользает
> от наших глаз.

> Как  и  жизнь,    она   не вмещается ни в одно из своих ограничений,
> но  лишь  отсвечивает  в  них.  В  Церкви  всегда  содержится  нечто
> выходящее  за  границы  того,  что  мы  видим  в ней или можем о ней
> сказать.  Не  знаю,  как  можно  было соблазнить кого-то розановской
> философией  (чье  притяжение  легко  объяснить  лишь ее литературным
> колдовством),  что  Благая  Весть  обернулась в Православии 'темными
> ликами'  и  договорила  себя  до  конца лишь в полу могильных 'людях
> лунного света'.  В основе Евангелия,  если читать его обоими глазами
> и  сердцем  впридачу,  лежит скорее уж  'благоговение перед жизнью'.
> И   рассказать  об  этом  можно  даже  и на языке  самого  Розанова,
> ведь Церковь можно назвать матерью будущего века, она вынашивает его
> в  своем  лоне,  но  рожает  его в жизни здешней, теперешней и умеет
> благословить и ее.

> 'Женщина,   когда рожает, терпит скорбь,   потому что пришел час ее;
> но  когда  родит младенца, уже не помнит себя от радости, потому что
> родился  человек  в  мир'  (Ин.16,21).  Слово  рождается   в скорби,
> ибо  преодолевает  в  нас   тесноту  иных  слов,    коими с рожденья
> мы забиты, но оно входит в мир прежде всего в качестве нашего умения
> или  нашей  потребности  -  видеть  жизнь  в  первоначальном взгляде
> Божией.  Когда  мы  уподобляем Церковь матери, то, надеюсь, не тешим
> себя  риторической или ритуальной лестью, но прислушиваемся к истоку
> этой  жизни,    что  передается  от  нее к нам и тем приковывает нас
> и  заставляет себе поклониться. Если же искать имя, чтобы определить
> 'состав',  сердцевину, тайну, власть, напор, цветение, дух, развитие
> и  наследование  той  жизни,  которою Церковь наделяет нас, то таким
> именем  может  быть  только  имя  Христа,  коим  только и может быть
> оправдано ее существование.

> Христос  есть  то  Слово, что однажды было рождено Матерью (и в этом
> великая радость), и то, которое Церковь рождает в нас. Ей передается
> вечное  материнство  Марии.   Церковь всегда пребывает в родах;  или
> в  ином  смысле  она может быть названа длящимся Откровением - здесь
> Бог  отдает  Себя  людям  и  делится с ними жизнью Своей Здесь людям
> даровано   -   соединившись в слове о Боге и Боге-Слове  - притязать
> на  близкое  присутствие Бога, на Его участие, на Его жертвенность -
> т.е. черпать из того 'избытка жизни', который принес с Собою Христос
> Может  быть,  поэтому  в  Церкви   эта   жизнь так близко придвинута
> к смерти и как бы переливается через край ее. Всмотримся в таинства:
> литургия совершается рядом с гробами, хлеб и вино прелагаются в Тело
> и  Кровь   на  антиминсе  с  зашитыми  в нём  частицами мощей Смерть
> не  спрятана  как   в обычной жизни,  напротив,  она как бы вынесена
> на  первый  план.  И это было с самого начала: так, Христос, учредив
> Церковь  на  вере  Петра, тотчас говорит ему о Своем распятии. В Его
> смерть  Церковь  посвящает каждого, кто приходит к ней. Уже крещение
> несет  в  себе мысль, которую наш век считает одним из главных своих
> философских   открытий:     человеческое  существование обнаруживает
> свою  подлинность  только  перед  лицом  смерти.  Но  когда  Церковь
> добавляет   к   этому,  что  смерть  не  последняя  каменная  истина
> существования,  что смерть 'попирается' даром жизни, она исходит еще
> из того, что этот дар в каком-то смысле неделим.

> Та  жизнь,  что  предстоит за гробом (и о которой вера не предлагает
> нам  никакого  знания),  и  та,  что  дана нам, чтобы жить ею здесь,
> проистекает  из  общего источника. Я думаю, что допускающая крещение
> младенцев  Церковь невидимым крестным  знаменем осеняет  и  то,  что
> ему  предшествует и неотделимо от появления человека: зачатие, роды,
> явление  в  мир  растущей  плоти  и  нового человеческого лица. Ныне
> большинство   философий  утверждает  вслед  за  Шопенгауэром:  сила,
> вытолкнувшая  нас  в  жизнь,  непременно  - слепая. Церковь же полна
> сознания  зрячести  и  любящей  зрелости  этой силы, она научает нас
> обращаться  к  ней,  слышать  ее,  славить  ее  -  'ибо  Ты  устроил
> внутренности  мои  и  соткал меня во чреве матери моей' (Пс.138,13).
> (Когда  человек отмеряет в своей жизни начало и конец, когда впервые
> он   начинает   недоуменно  вглядываться   в  них,    он   уже стоит
> перед первичным опытом Слова. Когда он обращается к Тому, Кто сокрыт
> за  этим  началом  и  концом  -  само  Слово  говорит  в нем.) Силу,
> создавшую  нас,  Церковь называет священной, и, соединяя мужа и жену
> 'в плоть  едину',     она   переносит  на  них святость своего союза
> со  Христом.   Но этот мистический смысл благословения брака заложен
> в   другом,  непосредственном,  ощутимом:  через  один  из  ключевых
> моментов  человеческого    существования Церковь дает добро  многому
> из  того,  что  его наполняет: трудам и жатвам, дням и ночам, и даже
> 'скорбям  по  плоти',  от  этой  телесной,  обреченной  праху  жизни
> неотъемлемым.   Отсюда  расходится  круг  частных  освящений:  воды,
> плодов, жилищ, пищи, полей, самого воздуха - ибо и плоть, и материя,
> и дух этой жизни должны вместить в себя Того,   чье слово вызвало их
> к бытию.

> 'Темные    лики'    христианства    -    монашество,   постничество,
> подвижничество  -  начинаются  тогда,  когда  мы  ощущаем,  что  дар
> неизмеримо больше  того,  что мы в силах принять. Молитва о покаянии
> называет  Христа  Жизнедавцем,  потому  что  присутствие  Его  в нас
> обличает  скудость  и  запустение  нашей жизни. С вечным 'Ты' нельзя
> говорить  как с одним из 'ты' человеческих.   Первое условие диалога
> с  Ним  - наше 'я' должно стать предельно малым. Все, что до сих пор
> мы в себе носили и с чем носились (даже если это 'поиски Бога', даже
> и  религиозность  наша), должно отступить перед этим 'Ты', 'потерять
> душу свою'. Открытость Богу  начинается с принятия суда  Его;   тот,
> кто   хочет  играть  здесь  роль  равного  партнера  или  достойного
> собеседника,  просто  тешит  самого себя Первичное отношение к Богу,
> ситуация,  в  которой  человек  поистине  находит себя как человека,
> обозначена  словами  Псалма: 'Жертва Богу  -  дух сокрушен'.  Но кто
> не  знает,   хотя  бы  понаслышке,   что  за   'духом  сокрушенным',
> за   'темными  ликами'  живет  такое  молитвенное  'веселие',  такое
> напряжение  жизненных  сил,   глубинных   или   горних,  в человеке,
> что прозябанием видится с этой высоты та обычная игра плоти и крови,
> та  толкотня  мыслей, за коими вечно торопится и наша жизнь, и душа.
> Покаяние и крещение можно соединить в одном образе Христа, сошедшего
> душою  в ад, чтобы освободить там томящихся со дней Адама грешников.
> 'Аще  и  во  гроб  снисшел  еси,  Бессмертие,  но адову разрушил еси
> силу...'  Церковь  следует  здесь по Его стопам; покаяние - таинство
> освобождения  жизни,   скованной  изнутри тяжестью и  смертью.  Кому
> не  знаком этот плен, тот не знает и того, что есть свобода, которая
> может его в себе растопить.
                [ Владимир Зелинский. Открытие Слова.
                  // М.: Путь, 1993; стр.137-141 (О Слове Жизни) ]




Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20060923/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=23-9-2006



# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Да, для зрелых людей мы возвещаем мудрость,
 но не мудрость этого мира
 и не мудрость повелителей этого мира, которых Бог обращает в ничто.
 Мы возвещаем таинственную, сокровенную Божью мудрость,
 предначертанную Богом для нашей славы до начала времен.
 Ее не познал никто из повелителей этого мира,
 потому что, если бы они познали ее,
 они не казнили бы на кресте Господа славы.
 Но, как сказано в Писании:
        "Того не видел глаз и ухо не слыхало,
           того вообразить не может сердце человека,
             что приготовил Бог для любящих Его".*
(1Кор.2:6-9)
                                * * *
*Кто любит отца или мать больше Меня,
   тот не для Меня!
 Кто любит сына или дочь больше Меня,
   тот не для Меня!
 И кто свой крест не берет и не идет за Мною,
   тот не для Меня!
 Кто хочет жизнь свою обрести,
   тот погубит ее.
 А кто погубит свою жизнь ради Меня,
   тот ее обретет.*
(Мф.10:37-39)
             *********************************************

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/006/1625.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * *  Форум /гостевая книга сайта: messia.ru/razd/forum.htm


Проект "Христианское просвещение"
нyждается в жертвователях/спонсорах...
          www.messia.ru/pomoch.htm#0
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»