=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=


    Милость вам и мир от Бога, нашего Отца, и Господа Иисуса Христа!
                                (Флп.1:2)


* 20 сентября 2006 г. ст.ст., вт 17-ой седмицы по Пятидесятнице.
  литургические чтения: Еф.2:19-3:7 или Еф.5:20-26;
                        Лк.3:23-4:1 (18-й седм.).




> C  тех  пор  как  причастие  мiрян  за  каждой  Литургией,  как акт,
> вытекающий  из  их  участия в Литургии, перестало быть нормой и было
> заменено  практикой   редкого,   обычно    ежегодного,   причащения,
> это  последнее естественно стало   предваряться таинством  Покаяния,
> т.е.  исповедью  и  воссоединением  с  Церковью через отпустительную
> молитву.  Но  практика эта, <> естественная и самоочевидная в случае
> редкого,    ежегодного,    причастия,    привела    к  возникновению
> внутри Церкви  теории,  согласно которой причастие мiрян,  в отличие
> от  духовенства,  и вообще невозможно без таинства Покаяния, так что
> исповедь  является  обязательным  всегда  и во всех случаях условием
> причащения.  Я  дерзаю  утверждать,  что  теория  эта (утвердившаяся
> преимущественно  в  Русской  церкви)  не  только  не  имеет для себя
> основания  в  Предании  Церкви,  но  открыто противоречит церковному
> учению о самой Церкви, о таинстве Причащения и о таинстве Покаяния.

> Чтобы  убедиться  в  этом,  достаточно  хотя  бы в нескольких словах
> напомнить  о  сущности  таинства  Покаяния. Это таинство с первых же
> веков  было  в  сознании  и  учении  Церкви таинством  Воссоединения
> с  Церковью отлученных, что первоначальная, очень строгая дисциплина
> допускала  только  одно  такое  воссоединение,  на  что в дальнейшем
> развитии    церковной    жизни,    особенно  после наплыва в Церковь
> всей  народной   массы,   дисциплина  была  отчасти   смягчена.  Так
> или иначе,   в  основе   своей,   по  существу,  таинство  Покаяния,
> как  таинство  Воссоединения  с Церковью, совершалось лишь над теми,
> кто    был   отлучен  от Церкви  за определенные  грехи и проступки,
> точно перечисленные в каноническом Предании Церкви. Об этом и сейчас
> еще  свидетельствует   подлинная  разрешительная   молитва:  примири
> и  соедини  его  со  святой  Твоей Церковью во Христе Иисусе Господе
> нашем...   (в  отличие   от  второй,   латинской   по  происхождению
> и    неведомой   Востоку:     и  аз,  недостойный   иерей,   властью
> мне данной...).

> Это  совсем  не  значит,  однако,  что  неотлученных, верных Церковь
> считала   безгрешными.   Во-первых,   Церковь   никого    из  людей,
> кроме  Пресвятой  Богородицы,    никогда  не  считала   безгрешными.
> А  во-вторых,  соборное,  литургическое исповедание грехов и  мольба
> об их прощении  входит и в молитву Трисвятого,  и  в молитвы  верных
> на  литургии.  И  наконец,  само  причащение Св. Тайн Церковь всегда
> воспринимала  как  совершающееся  во оставление грехов. Поэтому дело
> тут не в безгрешности, которую не дарует и никакое отпущение грехов,
> а  в различии, которое всегда делала Церковь между грехами и актами,
> отлучающими  человека  от благодати жизни Церкви, и той греховности,
> которой неизбежно подвержен каждый человек плоть нося и в мiре живя,
> но  которая  как  бы  растворяется  в  собрании  Церкви и о прощении
> которой   и    молится  Церковь   в  молитвах   верных,     читаемых
> перед  преложением  Св. Даров. Ведь и перед самой Св. Чашей, в самую
> минуту  причащения   просим  мы  о  прощении   прегрешений   вольных
> и  невольных,  яже  словом,   яже  делом,  яже ведением и неведением
> и верим, что в меру нашего раскаяния получаем его.

> Всё  это  означает,   конечно,   да    этого   по-настоящему   никто
> и  не оспаривает,   что единственным настоящим  условием  причащения
> Св.  Тайн  является  членство  в  Церкви,   и обратно,  что членство
> в  Церкви осуществляется и исполняется в причащении Таинству Церкви.
> Причащение  даруется во оставление грехов и во исцеление души и тела
> и    потому     предполагает      раскаяние,   осознание   человеком
> своего  совершенного  недостоинства  и причастия как небесного дара,
> который  никогда  не может быть заслужен никем из земнородных. И вся
> суть установленного Св. Церковью приуготовления к причастию (правило
> ко  св. Причащению) состоит, конечно, не в том, чтобы человек ощутил
> себя  достойным  и заслуживающим причастия, напротив, в том как раз,
> чтобы  раскрылась  ему  бездна милосердия и любви Божией: верую, яко
> сие  сотвориши...  Перед трапезой Господней единственное достоинство
> причастника     в   том,     что    +он    понял   и   узрел  бездну
> своего недостоинства+. В этом состоит начало спасения.

> Но потому-то так и важно понять, что превращение исповеди и таинства
> Покаяния  в  обязательное  условие причащения не только противоречит
> Преданию,   но  его  действительно  искажает.   Оно  искажает учение
> о  Церкви, создавая в нем две категории членов, из коих одна мiряне,
> в сущности   отлучаются   от  Евхаристии,   как  самого   содержания
> и  исполнения  своего  членства,    как   его духовного   источника.
> Не  удивительно  тогда,  что  члены  Церкви,  которых Апостол назвал
> согражданами  святым и  своими   Богу превращаются   именно в мiрян,
> т.е.  секуляризуются,  и  их  членство  в Церкви начинает измеряться
> деньгами (членские взносы) и правами... Искажается учение о таинстве
> Причащения,    которое    начинает    восприниматься   как  таинство
> для   немногих  достойных  и  чистых,  а  не  как  Таинство  Церкви:
> грешников,  безмерной  любовью  Божией  всегда  претворяемых  в Тело
> Христово.   И   искажается,  наконец,  само  христианское  понимание
> покаяния:  превращается  в некое  формальное условие  для причастия,
> и  на  деле  всё  очевиднее   заменяет  собою   настоящую подготовку
> к причащению, то подлинное внутреннее раскаяние, которым вдохновлены
> все  молитвы   перед  причащением.     После  трехминутной  исповеди
> и   разрешительной молитвы человек чувствует себя вправе  приступить
> к  Чаше,  достойным  и даже безгрешным, т.е. чувствует, по существу,
> обратное тому, к чему ведет подлинное приготовление к причастию.

> Как  же  могла  возникнуть  такая  практика  и претвориться в норму,
> защищаемую     многими     как   истинно     православное    учение?
> Этому  способствовало три фактора. <Один из них> - та теплохладность
> христианского  общества в вере и благочестии, что привела постепенно
> к  редкому, а затем и лишь к ежегодному причащению. Совершенно ясно,
> что человек, приступающий к Св. Чаше раз в год, должен действительно
> быть  воссоединен  с  Церковью,   через проверку его жизни и совести
> в  таинстве  Покаяния.   Вторым  фактором следует  признать  влияние
> на  церковное  общество,  в  целом бесспорно, конечно, благотворное,
> монашества.  В  данном  случае  это  монашеская  практика  духовного
> руководства,  открытия  помыслов, постоянной духовной проверки более
> опытным   менее   опытного.   Только   в   монастырях  это  духовное
> руководство,  эта  постоянная  исповедь  совсем  не обязательно была
> связана  с таинством Покаяния. Духовный отец, старец, могли не быть,
> и  на  деле  очень  часто  не были даже и священниками, ибо этот тип
> духовного  руководства  связан  с  духовным опытом, а не с таинством
> священства как таковым. В византийских монашеских типиконах XII_XIII
> веков монаху запрещается как приступать к Чаше, так и воздерживаться
> от  нее самовольно без разрешения духовного отца, ибо исключать себя
> самовольно  от  причастия  это  поступать  по  своей воле. В женских
> монастырях   та же  власть  присваивается игумении.   Таким образом,
> мы   имеем  дело  с исповедью не сакраментального типа,   основанной
> на  духовном опыте и постоянном регулярном руководстве. Эта исповедь
> оказала,    однако,    сильное    влияние   на   развитие   исповеди
> сакраментальной.  В  эпоху духовного упадка (глубину которого хорошо
> показывают постановления, например, т.н. Трулльского Собора, который
> сказался  в первую очередь на белом духовенстве) монастыри оказались
> почти  единственными  центрами  духовного окормления  и  руководства
> и  для  мирян.  В  Греции даже и сейчас исповедовать может не каждый
> священник,  а  только  особо  на  это  уполномоченный и поставленный
> архиереем. Для мiрян, однако, эта исповедь руководство и наставление
> в духовной    жизни     совершенно        естественно    соединились
> с  сакраментальной.  Но  следует  признать,  что  на  такое духовное
> руководство,  предполагающее  большой личный духовный опыт, способен
> совсем  не  каждый  приходской  священник,    и  это   очень   часто
> при  духовной неопытности; попытки все же осуществлять его, приводят
> к  подлинным  духовным  катастрофам.  Так  или иначе, но в церковном
> сознании   таинство   Покаяния   соединилось   с   идеей   духовного
> руководства,   разрешения  духовных  трудностей  и   проблем,    что
> в  условиях  нашей  приходской  жизни,  наших массовых, на несколько
> вечеров  Великого поста сосредоточенных и потому минутных исповедей,
> вряд  ли  осуществим,    и это ведет к полной номинализации исповеди
> и   очень   часто   приносит  больше  вреда,  чем  пользы.  Духовное
> руководство, особенно в наш век глубочайшей духовной искалеченности,
> необходимо;  но чтобы быть подлинным, глубоким, полезным, оно должно
> быть  отделено   от  исповеди  сакраментальной,    хотя,    конечно,
> эта последняя и составляет его конечную цель.

> Третьим  же решающим фактором оказалось, конечно, влияние западного,
> схоластического и юридического понимания таинства. <.....>
                [ Протопресвитер Александр Шмеман.
                  Исповедь и причастие (4)
                  www.agnuz.info/reading_room/shmeman_ispoved/ ]



по теме выпуска и к чтению Еф.2:19-3:7:
 + + + протопр. Александр Шмеман: евхаристия и исповедь
        (из очерка "СВЯТАЯ СВЯТЫМ")
         www.messia.ru/rasylka/005/1288.htm#0
 + + + Прп. Симеон Новый Богослов: кто может прощать грехи?
                     www.messia.ru/rasylka/005/1256.htm#0
 + + + свящ. Александр Мень: Храм Божий. Церковь. Божьи домочадцы
                            www.messia.ru/rasylka/004/917.htm#0




Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20061003/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=03-10-2006



# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*помните, что вы, язычники по рождению,
 люди, которых называли "необрезанными"
 так называемые обрезанные с их телесным обрезанием,  -
 помните, что в то время вы жили без Христа.
 Вы были чужестранцами, а не входили в число народа Божьего Израиля.
 Обещания, которые Бог дал Своему народу, к вам не относились.
 Вы жили в этом мире без надежды и без Бога!
*А теперь  -  в единении с Христом Иисусом  -
 вы, некогда далекие,
 стали близкими благодаря жертвенной смерти Христа.
*Ведь это Он  -  наш мир,
 Он, соединивший евреев и язычников в один народ;
 Своим телом разрушивший стену вражды, которая разъединяла нас;
 отменивший Закон с его уставами и правилами,
 чтобы, установив мир,
 создать в единении с собой из двух человек одного нового
 и обоих, в едином теле,
 примирить с Богом через смерть на кресте, уничтожив собою вражду.
 И Он, придя, принес Радостную Весть о мире вам, жившим вдали от Бога,
 и тем, кто рядом с Ним.
 Так что благодаря Ему мы оба  -  и евреи, и язычники  -
 имеем доступ к Отцу, соединенные одним Духом.
*Итак, вы больше не чужестранцы и не пришельцы,
 вы равноправные члены Божьего народа и Божьи домочадцы.
 Вы тоже воздвигнуты на фундаменте, заложенном апостолами и пророками,
 краеугольный камень которого  -  Христос Иисус.
 Он скрепляет Собой всё здание и воздвигает его,
 превращая в храм, посвященный Господу.
 В единении с Ним и вы созидаетесь,
 чтобы стать благодаря Духу жилищем Бога.
*... Мне в откровении дано было узнать Его тайну,
 как я вкратце писал выше. ...
 В прежних поколениях человечеству не дано было знать этой тайны,
 но теперь Дух открыл ее святым Божьим апостолам и пророкам.
 Она в том, что и язычники получают то же наследие,
 и они  -  часть единого тела,
 и им тоже даны обещания Бога через Христа Иисуса в Радостной Вести,
 служителем которой я стал
 благодаря великой Божьей доброте ко мне, через действие Его силы.
 Мне, самому ничтожнейшему из всего народа Божьего, был дан этот дар:
 возвестить язычникам Радостную Весть о непостижимом богатстве Христа,
 а также просветить всех,
 какой Божественный замысел спасения заключен в этой тайне,
 от века сокрытой Богом, Творцом всего,
 чтобы только теперь всем Началам и Властям на небесах  -
 через Церковь  - стала ведома мудрость Бога во всём ее многообразии.
 Бог воплотил Свой извечный замысел в Христе Иисусе, нашем Господе.
 В единении с Ним, через веру в Него
 мы смело и уверенно приближаемся к Богу.*
(Еф.2:11-22; 3:3,5-12)
             *********************************************

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/006/1635.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0
                ! апост. чтение в перев. В.Н.Кузнецовой
                  -> www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/eph.htm#2:19
                ! еванг. чтение в перев. В.Н.Кузнецовой
                  -> www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/lu1.htm#6:37

****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * *  Форум /гостевая книга сайта: messia.ru/razd/forum.htm


Проект "Христианское просвещение"
нyждается в жертвователях/спонсорах...
          www.messia.ru/pomoch.htm#0