=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=


    Милость вам и мир от Бога, нашего Отца, и Господа Иисуса Христа!
                                (Флп.1:2)


* 22 сентября 2006 г. ст.ст., чт 17-ой седмицы по Пятидесятнице.
  литургические чтения: Еф.4:14-19 или Еф.5:33-6:9;
                        Лк.4:16-22 (18-й седм.).



(начало см. в предыдущем выпуске)

> Пребыть  во  Христе  - это значит быть и жить в Церкви, которая есть
> Жизнь Христова, сообщенная и дарованная людям и которая потому живет
> любовью  Христовой,  пребывает  в  Его  любви.  Любовь Христова есть
> начало,  содержание  и  цель жизни Церкви, и любовь есть по существу
> единственный,  <=признак= Церкви, объемлющий все остальные>: 'Посему
> узнают  все,  что   вы   Мои   ученики,   если будете  иметь  любовь
> между собою' (Ин.13,35). Любовь есть сущность =святости= Церкви, ибо
> она  'излилась  в  сердца  наши  Духом  Святым'; сущность =единства=
> Церкви,   которая  'созидает  себя  в  любви'  (Еф.4,16),  сущность,
> наконец, и =апостольства= и =соборности=, ибо Церковь всегда и всюду
> есть  тот  же и единый апостольский союз - 'союзом любви связуемый'.
> Потому,  'если  я  говорю  языками человеческими и ангельскими, если
> имею  дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю
> веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви: то я ничто.
> И  если  я  раздам  всё  имение мое,   и отдам тело мое на сожжение,
> а   любви  не имею:  нет мне  в том  никакой  пользы' (1Кор.13,1-3).
> Ибо  только  любовь  всем  'признакам'  Церкви - единству, святости,
> апостольству   и   соборности    -    дает   всю  их  значительность
> и действенность.

> Но Церковь есть союз любви  -  или,  по выражению Хомякова,  'любовь
> как  организм',  не  только  в  том  смысле,  что члены ее соединены
> любовью,  но  в  том,  прежде всего,  что через эту любовь всех друг
> к другу, любовь как саму жизнь, она являет мiру Христа и Его любовь,
> свидетельствует  о  Нем  и  любит  и  спасает мiр любовью Христовой.
> Назначение Церкви - в <=падшем= мiре> являть, как его спасение, мiр,
> =возрожденный=  Христом.  Сущность  падшего  мiра  в  том, что в нём
> воцарилось    разделение,    отделение    всех  от  всех,   которого
> не  преодолевает  'природная' любовь некоторых к некоторым и которое
> торжествует  и  исполняется  в  последнем  'отделении' - в смерти...
> Сущность же Церкви  - явление и  присутствие в мiре любви  как жизни
> и  жизни  как  любви.  Исполняясь  сама  в  любви, она об этой любви
> свидетельствует  в  мiре  и  ее  несет  в  мiр и ею 'врачует тварь',
> подчинившуюся  закону  разделения и смерти. В ней каждый таинственно
> получает  силу  'любить  любовью  Иисуса  Христа'  (Фил.1,8)  и быть
> свидетелем и носителем этой любви в мiре.

> Но  тогда   =собрание  в Церковь=  есть прежде всего таинство любви.
> В  церковь мы идем =за любовью=, за той новой любовью Самого Христа,
> которая  даруется нам в нашем единстве. В церковь мы идем, чтобы эта
> Божественная любовь снова и снова  'излилась в сердца  наши',  чтобы
> снова  и  снова  'облечься  в любовь' (Кол.3,14), чтобы, =составляя=
> Тело  Христово,    мы  могли пребывать в любви Христовой и ее являть
> в  мiре.  _Но потому так горестно, _так противоречит исконному опыту
> Церкви  наше теперешнее предельно индивидуализированное благочестие,
> _которым  мы  эгоистически  отделяем себя от собрания, _так что даже
> стоя  в  церкви  продолжаем  ощущать  одних  'близкими', _а других -
> 'далекими',  _ безличной  массой,  _ 'не  имеющей  отношения'  к нам
> и  к  нашей  молитве  и  мешающей нам   'духовно  сосредоточиться'._
> Как  часто  как  будто  'духовно'  и  'молитвенно'  настроенные люди
> открыто  заявляют  о своей нелюбви к многолюдным собраниям, мешающим
> им  молиться,  и  ищут  пустых  и темных храмов, уединенных уголков,
> отделения   от  'толпы'...  И  действительно,  такое  индивидуальное
> 'самоуглубление'  вряд  ли  возможно  в  собрании  церкви. В том-то,
> однако,  и  всё  дело,  что  оно не является целью собрания и нашего
> участия   в  нём.   О  такой индивидуальной молитве разве не сказано
> в Евангелии: 'Когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь
> твою,  помолись...'  (Мф.6,6).  Не  значит  ли  это,  что  =собрание
> в  церковь=  имеет  другую  цель,  уже  заключенную  в  самом  слове
> 'собрание'?     Через   него    исполняется   церковь,   совершается
> наше  приобщение  ко  Христу и к Его любви, так что, участвуя в нём,
> составляем 'мы многие - одно тело...'.

> А  тогда и =целование мира= раскрывается нам во всём своем значении.
> <...> оно составляло неотъемлемую часть церковного собрания с первых
> дней  существования  Церкви.  И  это  так  потому,  что  для древних
> христиан  оно было не просто символом любви и не только напоминанием
> о ней,  а  священнодействием  любви  - тем видимым знаком и обрядом,
> в  котором  и  через  который  невидимо,  но  действенно совершается
> излияние  Божественной  любви  в  сердца верных,   облечение каждого
> и  всех  вместе  -  в  Любовь Христову. В нашем теперешнем предельно
> индивидуализированном  и эгоцентрическом подходе к Церкви обряд этот
> неизбежно  воспринят  был  бы  как  пустая  'форма'.  Я ведь не знаю
> человека,   стоящего   рядом со мною в церкви, я не могу  ни любить,
> ни  не  любить  его, ибо он 'чужой' для меня, и потому - никто. А мы
> так   боимся   пустой   формы,  так  предельно  'искренни'  в  своем
> индивидуализме и эгоцентризме, и вот забываем главное. Забываем, что
> в призыве  'приветствовать  друг друга целованием святым'  речь идет
> не   о   нашей   личной,   природной,  человеческой  любви,  которой
> действительно  мы  не  можем  любить  'чужого',  пока  он  не станет
> 'чем-то'  или  'кем-то'  для нас, а о =любви Христовой=, вечное чудо
> которой  в том, что она именно =чужого= (а каждый чужой, на глубине,
> враг)  претворяет в =брата=, безотносительно к тому, имеет ли он или
> не имеет отношения ко мне и моей жизни,   что само назначение Церкви
> в преодолении страшного, диаволом в мир введенного и его погубившего
> отчуждения.  И  что  в церковь мы и приходим за этой любовью, всегда
> подаваемой нам в собрании братьев.

> Вот  почему в древности собранные верные призывались не к словесному
> ответу,   а именно =к действию=.  Ибо мы знаем,  что сами по себе мы
> не  можем  достичь этой любви, как не можем получить 'превосходящего
> всякое  разумение'   мира  Христова,  прощения грехов,  вечной жизни
> и  соединения  с  Богом.  Всё это подается,  даруется  нам  в Церкви
> <=в  священной  тайне=  {слав. "священнотайне", см. 1-й антифон 4-го
> гласа}>,  и вся Церковь есть одно великое таинство, священнодействие
> Христа.  В  наших   жестах,   действиях,  обрядах действует Христос,
> всё  видимое стало 'видимостью невидимого', всякий символ исполнился
> в  таинстве.  Так в  'целовании святом'  мы выражаем не свою любовь,
> а объемлемся    новой    любовью Христовой.   И  не в том ли радость
> этого  общения,  что  эту  любовь  Христову  я  получаю от 'чужого',
> стоящего  рядом со мною, а он от меня. И в ней мы оба 'раскрываемся'
> друг  другу  как  причастники Христовой любви,  и значит  -  =братья
> во Христе=?

> Мы можем только захотеть этой любви и приготовить себя к ее приятию.
> В древности    поссорившиеся  должны   были  помириться  и  простить
> друг  друга  до  участия  в собрании Церкви. Всё человеческое должно
> быть исполнено,   чтобы Бог  мог воцариться  в душе.  Приготовить же
> себя  -  это  и значит спросить себя:  идем ли мы к Литургии за этой
> любовью  Христовой,  идем  ли мы, как алчущие и жаждущие - не только
> помощи  и  утешения - а огня, сжигающего все наши слабости, всю нашу
> ограниченность  и  озаряющего  нас  новой  любовью Христовой? Или же
> боимся,  что  эта  любовь  ослабит нашу ненависть к врагам, все наши
> 'принципиальные'  осуждения,  расхождения и разделения? _Не хотим ли
> мы  слишком  часто от Церкви мира лишь с теми, _с кем мы уже в мире,
> _любви к тем,  _кого мы уже любим, _ <не жаждем  ли> самоутверждения
> и  самооправдания? _ Но  если так, _ то мы и не получаем этого дара,
> _позволяющего  действительно  обновить и вечно обновлять нашу жизнь,
> _мы  не  выходим  за  пределы  собственного  'отчуждения' и не имеем
> действительного участия в Церкви..._

> Вспомним  и  то,    что  это  преподание мира и целование любви было
> в  древности  начальными  действиями литургии верных, то есть самого
> евхаристического   священнодействия.  Ибо  они  не  только  начинают
> Евхаристию,  но  в каком-то смысле делают ее возможной, ибо она есть
> таинство  Нового  Завета,  Царства  Любви  Божией.  Поэтому,  только
> 'облекшись'  в эту любовь,  можем мы творить   воспоминание  Христа,
> быть  причастниками Его плоти и крови, чаять Царства Божьего и жизни
> будущего века.

> 'Достигайте  любви', - говорит Апостол (1Кор.14,1). И где же достичь
> ее,   как  не  в  том таинстве,  в котором Сам Христос соединяет нас
> в Своей любви?
                     [ протопресв. Александр Шмеман
                       "Евхаристия: Таинство Царства" (7.I)
                       www.messia.rur2/2/004.htm#0
                       www.agnuz.info/book.php?id=414&url=page08.htm ]

(_подчеркивание_ - редактора рассылки)



к Еф.4:14-19:
 + + + Клайв С. Льюис: вера и одиночество. коллективим и соборность
                              www.messia.ru/rasylka/004/920.htm#0
 + + + "Б-Ц": о "бесчувствии" и облечении в нового человека
                     www.bible-center.ru/note/20030715/odp3

к Еф.5:33-6:9:
 + + + "Библия-Центр": Родители и дети
        www.messia.ru/rasylka/004/934.htm#0
 +++ РАБСТВО В БИБЛИИ -
      из "Библиологического словаря" А.Меня
       www.krotov.info/spravki/temy/r/rabstvo.html
 +++ РАБСТВО - передача р. "Свобода" "С христианской точки зрения"
            www.svoboda.org/programs/christ/2002/christ.022402.asp
                    www.krotov.info/yakov/dnevnik/2002/rl_113.html



Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20061005/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=05-10-2006



# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Мы больше не должны быть малыми детьми,
 которых любое учение уносит за собой, словно волна или порыв ветра,
 делая добычей ловких проходимцев, искушенных в науке обмана.
 И наоборот, если будем говорить правду с любовью,
 то будем расти, во всем приближаясь к Нему.
 Он же, Христос, есть Глава.
 Благодаря Ему сохраняет единство всё Тело,
 части которого связаны тесными узами:
 каждый его орган исполняет свое предназначение,
 и всё Тело растет и созидается любовью.*
(Еф.4:14-16)
             *********************************************

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/006/1637.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0
                ! апост. чтение в перев. В.Н.Кузнецовой
                  -> www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/eph.htm#4:14
                ! еванг. чтение в перев. В.Н.Кузнецовой
                  -> www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/lu1.htm#4:16

****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * *  Форум /гостевая книга сайта: messia.ru/razd/forum.htm


Проект "Христианское просвещение"
нyждается в жертвователях/спонсорах...
          www.messia.ru/pomoch.htm#0