=ежедневная рассылка
*Мысли о вере и Церкви*= Милость вам и мир от Бога, нашего Отца, и Господа Иисуса Христа! (Флп.1:2) * 22 сентября 2006 г. ст.ст., чт 17-ой седмицы по Пятидесятнице. литургические чтения: Еф.4:14-19 или Еф.5:33-6:9; Лк.4:16-22 (18-й седм.). (начало см. в предыдущем выпуске) > Пребыть во Христе - это значит быть и жить в Церкви, которая есть > Жизнь Христова, сообщенная и дарованная людям и которая потому живет > любовью Христовой, пребывает в Его любви. Любовь Христова есть > начало, содержание и цель жизни Церкви, и любовь есть по существу > единственный, <=признак= Церкви, объемлющий все остальные>: 'Посему > узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь > между собою' (Ин.13,35). Любовь есть сущность =святости= Церкви, ибо > она 'излилась в сердца наши Духом Святым'; сущность =единства= > Церкви, которая 'созидает себя в любви' (Еф.4,16), сущность, > наконец, и =апостольства= и =соборности=, ибо Церковь всегда и всюду > есть тот же и единый апостольский союз - 'союзом любви связуемый'. > Потому, 'если я говорю языками человеческими и ангельскими, если > имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю > веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви: то я ничто. > И если я раздам всё имение мое, и отдам тело мое на сожжение, > а любви не имею: нет мне в том никакой пользы' (1Кор.13,1-3). > Ибо только любовь всем 'признакам' Церкви - единству, святости, > апостольству и соборности - дает всю их значительность > и действенность. > Но Церковь есть союз любви - или, по выражению Хомякова, 'любовь > как организм', не только в том смысле, что члены ее соединены > любовью, но в том, прежде всего, что через эту любовь всех друг > к другу, любовь как саму жизнь, она являет мiру Христа и Его любовь, > свидетельствует о Нем и любит и спасает мiр любовью Христовой. > Назначение Церкви - в <=падшем= мiре> являть, как его спасение, мiр, > =возрожденный= Христом. Сущность падшего мiра в том, что в нём > воцарилось разделение, отделение всех от всех, которого > не преодолевает 'природная' любовь некоторых к некоторым и которое > торжествует и исполняется в последнем 'отделении' - в смерти... > Сущность же Церкви - явление и присутствие в мiре любви как жизни > и жизни как любви. Исполняясь сама в любви, она об этой любви > свидетельствует в мiре и ее несет в мiр и ею 'врачует тварь', > подчинившуюся закону разделения и смерти. В ней каждый таинственно > получает силу 'любить любовью Иисуса Христа' (Фил.1,8) и быть > свидетелем и носителем этой любви в мiре. > Но тогда =собрание в Церковь= есть прежде всего таинство любви. > В церковь мы идем =за любовью=, за той новой любовью Самого Христа, > которая даруется нам в нашем единстве. В церковь мы идем, чтобы эта > Божественная любовь снова и снова 'излилась в сердца наши', чтобы > снова и снова 'облечься в любовь' (Кол.3,14), чтобы, =составляя= > Тело Христово, мы могли пребывать в любви Христовой и ее являть > в мiре. _Но потому так горестно, _так противоречит исконному опыту > Церкви наше теперешнее предельно индивидуализированное благочестие, > _которым мы эгоистически отделяем себя от собрания, _так что даже > стоя в церкви продолжаем ощущать одних 'близкими', _а других - > 'далекими', _ безличной массой, _ 'не имеющей отношения' к нам > и к нашей молитве и мешающей нам 'духовно сосредоточиться'._ > Как часто как будто 'духовно' и 'молитвенно' настроенные люди > открыто заявляют о своей нелюбви к многолюдным собраниям, мешающим > им молиться, и ищут пустых и темных храмов, уединенных уголков, > отделения от 'толпы'... И действительно, такое индивидуальное > 'самоуглубление' вряд ли возможно в собрании церкви. В том-то, > однако, и всё дело, что оно не является целью собрания и нашего > участия в нём. О такой индивидуальной молитве разве не сказано > в Евангелии: 'Когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь > твою, помолись...' (Мф.6,6). Не значит ли это, что =собрание > в церковь= имеет другую цель, уже заключенную в самом слове > 'собрание'? Через него исполняется церковь, совершается > наше приобщение ко Христу и к Его любви, так что, участвуя в нём, > составляем 'мы многие - одно тело...'. > А тогда и =целование мира= раскрывается нам во всём своем значении. > <...> оно составляло неотъемлемую часть церковного собрания с первых > дней существования Церкви. И это так потому, что для древних > христиан оно было не просто символом любви и не только напоминанием > о ней, а священнодействием любви - тем видимым знаком и обрядом, > в котором и через который невидимо, но действенно совершается > излияние Божественной любви в сердца верных, облечение каждого > и всех вместе - в Любовь Христову. В нашем теперешнем предельно > индивидуализированном и эгоцентрическом подходе к Церкви обряд этот > неизбежно воспринят был бы как пустая 'форма'. Я ведь не знаю > человека, стоящего рядом со мною в церкви, я не могу ни любить, > ни не любить его, ибо он 'чужой' для меня, и потому - никто. А мы > так боимся пустой формы, так предельно 'искренни' в своем > индивидуализме и эгоцентризме, и вот забываем главное. Забываем, что > в призыве 'приветствовать друг друга целованием святым' речь идет > не о нашей личной, природной, человеческой любви, которой > действительно мы не можем любить 'чужого', пока он не станет > 'чем-то' или 'кем-то' для нас, а о =любви Христовой=, вечное чудо > которой в том, что она именно =чужого= (а каждый чужой, на глубине, > враг) претворяет в =брата=, безотносительно к тому, имеет ли он или > не имеет отношения ко мне и моей жизни, что само назначение Церкви > в преодолении страшного, диаволом в мир введенного и его погубившего > отчуждения. И что в церковь мы и приходим за этой любовью, всегда > подаваемой нам в собрании братьев. > Вот почему в древности собранные верные призывались не к словесному > ответу, а именно =к действию=. Ибо мы знаем, что сами по себе мы > не можем достичь этой любви, как не можем получить 'превосходящего > всякое разумение' мира Христова, прощения грехов, вечной жизни > и соединения с Богом. Всё это подается, даруется нам в Церкви > <=в священной тайне= {слав. "священнотайне", см. 1-й антифон 4-го > гласа}>, и вся Церковь есть одно великое таинство, священнодействие > Христа. В наших жестах, действиях, обрядах действует Христос, > всё видимое стало 'видимостью невидимого', всякий символ исполнился > в таинстве. Так в 'целовании святом' мы выражаем не свою любовь, > а объемлемся новой любовью Христовой. И не в том ли радость > этого общения, что эту любовь Христову я получаю от 'чужого', > стоящего рядом со мною, а он от меня. И в ней мы оба 'раскрываемся' > друг другу как причастники Христовой любви, и значит - =братья > во Христе=? > Мы можем только захотеть этой любви и приготовить себя к ее приятию. > В древности поссорившиеся должны были помириться и простить > друг друга до участия в собрании Церкви. Всё человеческое должно > быть исполнено, чтобы Бог мог воцариться в душе. Приготовить же > себя - это и значит спросить себя: идем ли мы к Литургии за этой > любовью Христовой, идем ли мы, как алчущие и жаждущие - не только > помощи и утешения - а огня, сжигающего все наши слабости, всю нашу > ограниченность и озаряющего нас новой любовью Христовой? Или же > боимся, что эта любовь ослабит нашу ненависть к врагам, все наши > 'принципиальные' осуждения, расхождения и разделения? _Не хотим ли > мы слишком часто от Церкви мира лишь с теми, _с кем мы уже в мире, > _любви к тем, _кого мы уже любим, _ <не жаждем ли> самоутверждения > и самооправдания? _ Но если так, _ то мы и не получаем этого дара, > _позволяющего действительно обновить и вечно обновлять нашу жизнь, > _мы не выходим за пределы собственного 'отчуждения' и не имеем > действительного участия в Церкви..._ > Вспомним и то, что это преподание мира и целование любви было > в древности начальными действиями литургии верных, то есть самого > евхаристического священнодействия. Ибо они не только начинают > Евхаристию, но в каком-то смысле делают ее возможной, ибо она есть > таинство Нового Завета, Царства Любви Божией. Поэтому, только > 'облекшись' в эту любовь, можем мы творить воспоминание Христа, > быть причастниками Его плоти и крови, чаять Царства Божьего и жизни > будущего века. > 'Достигайте любви', - говорит Апостол (1Кор.14,1). И где же достичь > ее, как не в том таинстве, в котором Сам Христос соединяет нас > в Своей любви? [ протопресв. Александр Шмеман "Евхаристия: Таинство Царства" (7.I) www.messia.rur2/2/004.htm#0 www.agnuz.info/book.php?id=414&url=page08.htm ] (_подчеркивание_ - редактора рассылки) к Еф.4:14-19: + + + Клайв С. Льюис: вера и одиночество. коллективим и соборность www.messia.ru/rasylka/004/920.htm#0 + + + "Б-Ц": о "бесчувствии" и облечении в нового человека www.bible-center.ru/note/20030715/odp3 к Еф.5:33-6:9: + + + "Библия-Центр": Родители и дети www.messia.ru/rasylka/004/934.htm#0 +++ РАБСТВО В БИБЛИИ - из "Библиологического словаря" А.Меня www.krotov.info/spravki/temy/r/rabstvo.html +++ РАБСТВО - передача р. "Свобода" "С христианской точки зрения" www.svoboda.org/programs/christ/2002/christ.022402.asp www.krotov.info/yakov/dnevnik/2002/rl_113.html Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20061005/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=05-10-2006 # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Мы больше не должны быть малыми детьми, которых любое учение уносит за собой, словно волна или порыв ветра, делая добычей ловких проходимцев, искушенных в науке обмана. И наоборот, если будем говорить правду с любовью, то будем расти, во всем приближаясь к Нему. Он же, Христос, есть Глава. Благодаря Ему сохраняет единство всё Тело, части которого связаны тесными узами: каждый его орган исполняет свое предназначение, и всё Тело растет и созидается любовью.* (Еф.4:14-16) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/006/1637.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ! апост. чтение в перев. В.Н.Кузнецовой -> www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/eph.htm#4:14 ! еванг. чтение в перев. В.Н.Кузнецовой -> www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/lu1.htm#4:16 ****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * Форум /гостевая книга сайта: messia.ru/razd/forum.htm Проект "Христианское просвещение" нyждается в жертвователях/спонсорах... www.messia.ru/pomoch.htm#0 | |||||
|