=ежедневная рассылка *Мысли
о вере и Церкви*=
Милость вам и мир от Бога, нашего Отца, и Господа Иисуса Христа! (Флп.1:2) * 27 сентября 2006 г. ст.ст., вт 18-ой седмицы по Пятидесятнице. литургические чтения: Еф.5:20-26 или Флп.1:8-14; Лк.5:12-16 (19-й седм.). * 28 сентября 2006 г. ст.ст., ср 18-ой седмицы по Пятидесятнице. литургические чтения: Еф.5:25-33 или Флп.1:12-20; Лк.5:33-39 (19-й седм.). > <...> Если вы откроете знаменитое руководство по догматическому > богословию митрополита Макария, прошлого столетия, то вы найдёте там > определение таинства брака как такого священнодействия, которым > даётся благодать, благословение на рождение детей. Между тем, такое > понимание не находит настоящей опоры в Священном Писании. В первых > же главах Книги Бытия тайна брака, тайна единения двух раскрывается > в ясных и знаменательных словах: "да будут двое плоть едина". > И эти слова повторяет Господь, когда говорит о значении брака. > Он говорит о нём как о чём-то настолько высоком и прекрасном, что > не все могут это вместить. "Немногие, - говорит Он, - могут > это вместить." > В своё время известный наш богослов Троицкий, автор книги > "Христианская философия брака", показал, на основании Священного > Писания и на основании изучения отцов Церкви, что христианское > понимание разделяет деторождение и брак; это совершенно различные > вещи. Владимир Соловьёв даже подчёркивал, не ссылаясь ни на какие > священные книги, а на просто биологический факт, что чем > интенсивнее размножение в мире живых существ, тем меньше там > каких бы то ни было психических отношений между ними, между > индивидами двух полов. А там, где размножение идёт с крайней > быстротой, там вообще нету даже полов как таковых. А на высоких > ступенях, там, где душевная жизнь живых существ уже сложная, там > мы находим удивительные проявления заботы, нежности, эмоциональной > привязанности друг к другу. Следовательно, человеческая любовь имела > уже в предках человека некий прообраз или какой-то прототип. > Раз уж мы говорим о живых существах, следовательно, мы должны > задуматься над тем, для чего вот это единство,.. половое единство > возникает в процессе миротворения. Я думаю, что здесь можно > его связать с общим смыслом всего мироздания. Смысл - это то, > что стоит за явлениями, за частными проявлениями целого. Если > мы возьмём листок отдельно от дерева, часть тела или фрагмент > картины, - они теряют смысл. Смысл только в гармонии, в сочетании, > единстве. Бог созидает и Бог соединяет - в соединении происходит > созидание. И сам Он есть предвечное единство внутри тайны Святой > Троицы. И эта тайна отражена во всём творении. От облачка, которое > кружится вокруг атомного ядра, до человеческого общества царит > этот закон - гармонии, соединения, притяжения. То, что производит > изоляцию, распад, отчуждение, - враждебно Богу. И вот самыми > разнообразными способами во всём мире, живом и неживом, совершается > это соединение. Оно действует и в молекулах, оно связывает клетки > тела многоклеточного существа; а когда организмы многоклеточные > получают самостоятельную жизнь, закон соединения продолжает > действовать в их сообществах и в половой любви (в данном случае > "любовь" я употребляю условно), в половом тяготении, в половом > инстинкте. > Мир создан так, что вот эти индивидуумы нуждаются друг в друге. > Властный призыв - в данном случае он служит размножению, но тем > не менее перед нами именно тяготение друг к другу отдельных > существ; этот властный призыв действует как самая сильная энергия > в мире, как бы особый вид атомной энергии в мире животных, и в мире > человеческом. > Если это так, то мы должны с вами посмотреть на человека как > на существо, увенчивающее этот поток, восходящий вверх. В нём есть > и этот инстинкт, но в нём есть и другое. Поскольку человек является > личностью, он уже создаёт единство совсем иное. Он создаёт единство, > в котором раскрывается тайна постижения одним индивидуумом, духовным > индивидуумом, бесконечной ценности другого. Человек как бы выходит > за пределы самого себя! Человек разбивает эту скорлупу, и любовь его > поэтому является видом самоотвержения. Самоотвержения священного, > которое создаёт крепчайшие узы. Это та мелодия, которая волнует > почти все сердца. > И вот, если мы обратимся к встрече двух людей, мужчины и женщины, то > мы увидим, что не напрасно Бог создал их разными, не напрасно они > и по душевным своим качествам, и по всему остальному как бы являются > гармоническим дополнениям друг другу. Это есть залог того, что они > не могут существовать друг без друга, залог того, что они могут > стать "плотью единой". И в этом совершается, раскрывается и сияет > Божественный замысел единства. Бог есть любовь. Символ любви избран > христианством как самый прекрасный для отношения двух любящих > сердец. Ещё в Ветхом Завете любовь между мужчиной и женщиной > символизировала отношение к Богу, к людям. А апостол Павел > сравнивает эту любовь с любовью Христа к Своей Церкви. Значит, самое > драгоценное, самое пламенное, самое вожделенное, является здесь. > Естественно спросить, откуда же в человеческой любви так много > злого, тёмного, извращённого,.. исполненного насилия, даже душевной > отчуждённости и враждебности? Ответ на это - тот же самый, который > будет на вопрос: откуда у человека столько зла, в его мыслях, в его > действиях, в его поступках? Первородный грех, который отравил > человеческое бытие, отравляет и все проявления человеческой жизни: > и разум, и волю, и сердце. Тем не менее, в самом своём замысле, > в самой своей глубине любовь есть величайшая и прекрасная, и именно > поэтому Церковь называет её таинством. > Но, спросят меня, что называет таинством: то, что совершается > в храме? Да, конечно, потому что здесь полнота двух завершается > присутствием третьего - благословляющего Творца. Если люди, которые > верят Ему, отворачиваются от этого присутствия, не хотят принять > это благословение, - естественно, в их взаимоотношения вкрадывается > тьма. Могут спросить: но ведь бывает очень страстная любовь - > +свободная+ любовь. Я бы боялся её назвать свободной, потому что > она скорее является рабством. Человек, если он любит,.. > если мужчина любит, он должен иметь в себе силы, найти в себе силы > (даже если он слабый человек) взять на себя ответственность, > быть человеком, который подставляет плечо - в этом > его мужественность. Пускай в минувшие века это проявлялось в том, > что он с оружием в руках защищал женщину, добывал ей пищу. > Но всегда, во все века находятся формы и способы вот этого > мужественного служения женщине. И в то же время женщина отдаёт своё: > отдаёт свою нежность, отдаёт своё сердце, отдаёт свою верность > и преданность. Так они дополняют друг друга. > У Платона был миф, над которым часто подтрунивают циники, миф о том, > что некогда Божество разделило андрогинного человека на две > половинки, эти половинки ищут друг друга. Напрасно смеются они. > В этом мифе есть глубокая правда. Именно замысел Божий заключается > в том, что мы разделены, что мы только вместе чувствуем себя хорошо. > И этим самым Бог учит нас любви, учит нас соединению, учит нас > ломать перегородки, которые сковывают, окружают наше сердце. Любовь > есть великая школа открытости. Даже для чёрствых сердец > она оказывается всемогущей. Только надо уметь это сокровище хранить; > мало того что хранить - раскрывать, развивать его возможности. > Оно может лежать мёртвым грузом. > Иные люди говорят, что любовь быстро проходит. На самом деле > они принимают за любовь влюблённость, то есть тот эмоциональный > душевный накал. который сопровождал первую встречу. Но ни в коем > случае не нужно считать, что любовь ... слабее влюблённости, что она > менее интенсивна и горяча. Она может не проявляться > так темпераментно, она может казаться внешне более сдержанной, но > на самом деле она более глубокая, она похожа на корни дерева, > которые пошли вглубь, в землю, вросли. Человек не может восхищаться > всегда своей рукой или ногой, но ему трудно расстаться с частью > своего тела, - так двое, которые любят. Они связаны, связаны > незримыми узами. > И вот здесь-то перед нами встаёт любовь как высочайший идеал. > Я сейчас говорю именно о идеале, и Евангелие говорит нам об идеале; > именно потому Христос говорит: не всякий может вместить. Да, "двое - > плоть едина", они неразлучны. Бог это соединил, и никто не может > разлучить. Что из того, что по жестокосердию нашему мы разрушаем это > единство, что из того, что мы делаем ошибки, что у нас происходят > дурные встречи, что человек, оказывается, не находит в себе сил > из зачатка вырастить дерево и цветок, - что из этого? Если мы > не будем ориентироваться на идеал, то в таком случае мы не достигнем > даже и самого малого. Здесь должен быть определённый максимализм, > только он поможет нам раскрыть то, что нам Господь дал как залог. > Поэтому моногамная любовь, которую проповедует нам Библия, - > она является ... чем-то необычайно важным в душевной жизни > человека - когда человек открывает другого, когда человек срастается > с другим. Полигамия, которая была у многих народов, особенно > в древности, всегда говорит о поверхностности отношений, о сведении > любви к поверхностным эмоциям и чувственности. А между тем, > в подлинной встрече двух должно естественно, полнокровно > и гармонически сочетаться всё, все стороны человеческого существа. > Это не только платоническое обожание, и не только телесная близость, > но всё вместе, что составляет человека, ибо человек един. Дух, душа > и тело - в любви участвует всё. > Вот эта любовь двух является для нас школой - школой любви более > широкой, которая уже распространяется из этого круга двух > на окружающих нас людей, это зачаток того, что мы называем любовью > духовной, любовью христианской. Она не есть естественное чувство, > она есть цветок, который раскрылся, вырастая из недр чувств > естественных, а она выходит ввысь; христианская любовь это есть > величайший дар Божий. > Итак, если мы с вами вернёмся к пониманию любви как к спаянности > двух существ, то мы увидим, как много может сделать здесь человек > в течение своей жизни. Как он много должен сделать, какие он должен > вложить туда силы! Чем больше он вложит, тем больше он получит > отдачи. > И я думаю, что даже разрушение нашего тела не может разрушить > прочной любви. Хотя Христос говорит нам, что в Царстве Божием > не женятся и не выходят замуж, мы знаем, что Он имел в виду > лишь простое земное. Но подлинная любовь, я уверен, не знает границ. > Она бессмертна! "Любовь, - говорит апостол Павел, - никогда > не перестаёт." И те души, которые навсегда связали себя друг > с другом, ни в каких мирах не могут разлучиться. Они ещё более > сойдутся друг с другом, они ещё более сольются в единстве, в том > единстве, о котором здесь даже они не помышляли. Я уверен в этом. > И именно поэтому Библия так высоко ставит символ человеческой любви. > Именно поэтому мистики всех времён обращались к прекрасной Песне > Песней, когда говорили словами древнего поэта: "Ты прекрасна, > единственная моя, голубица и возлюбленная". Именно поэтому святой > Хуан де ла Крус, "Иоанн Христа" в своих мистических песнопениях > подражал словам Песни Песней, имея в виду душу, которая ищет > возлюбленного Господа. И именно поэтому любовь является для нас > призывом Божьим. "Бог есть любовь", говорит апостол, но это > не значит, что любовь, обращённая только к миру. Бог есть любовь > внутри. Тот пылающий горн, где переливаются радуги, которые видел > некогда Данте; тот молчаливый круг, неразделимый круг, который > увидел иконописец Андрей Рублёв; та сила, которая связывает > всё мироздание, та сила, которая, начиная от частиц вещества, > до разумных людей, отражающих в себе образ и подобие Божие; та сила, > которая, по словам Данте, движет солнце и светила. Вот что такое > любовь с христианской точки зрения. [ свящ. Александр Мень. 'Послание о любви' www.alexandrmen.ru/lectures/abtlove2.html ] к Еф.5 + + + Cергей Аверинцев: брак земной и брак небесный www.messia.ru/rasylka/004/933.htm#0 + + + Библия о браке - ст. на с. "Б-Ц" www.bible-center.ru/topic/marriage + + + тема "Брак" на с. "ХП" www.messia.ru/temy/b.htm#brak + + + Х.Яннарас - Вариации на тему "Песни Песней" http://pagez.ru/olb/046.php + + + Свящ. Александр Мень о браке www.messia.ru/rasylka/rzerv/brak-men.htm к еванг. чтению вторника: + + + прп. Симеон Новый Богослов: исцеление болезни человеческой природы www.messia.ru/rasylka/004/939.htm#0 к еванг. чтению среды: + + + Яков Кротов: почему мы хуже хороших людей? www.messia.ru/rasylka/003/576.htm#0 + + + Он же: о заплатках www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/09_16.htm + + + прот. Александр Мень: старое и новое вино www.messia.ru/rasylka/004/940.htm#0 (+ другие ссылки) Чтения вторника в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20061010/orth?cont=rv_ru Эти дни в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=10-10-2006 www.canto.ru/calendar/day.php?date=11-10-2006 # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Так следите внимательно за своим поведением! Ведите себя не как люди у которых нет ума, а как люди разумные. Старайтесь хорошо использовать свое время, потому что дни теперь окаянные. Поэтому не будьте бестолковыми, но умейте понимать, в чём воля Господа. В частности, не напивайтесь вином, от него только распущенность, но наполняйтесь духом! Беседуйте друг с другом словами псалмов, гимнов и духовных песнопений. Пойте и воспевайте Господа от всего сердца. Всегда и за всё благодарите Бога Отца во имя Господа нашего Иисуса Христа. *Подчиняйтесь друг другу - из благоговения перед Христом - жёны своим мужьям, как Господу, потому что муж - глава жены, точно так же как Христос - Глава Церкви, Своего Тела, и Он его Спаситель. И как Церковь подчиняется Христу, точно так и жены должны во всём подчиняться мужьям. *Мужья, любите жен, как Христос полюбил Церковь. Он отдал Свою жизнь ради нее, чтобы посвятить ее Богу Своим словом; Он очистил ее, омыв водой в купальне, чтобы она предстала перед Ним во всей красе - ни пятна, ни морщины, ни другого изъяна, - то есть святой и непорочной. Так и мужья обязаны любить своих жен - как свое собственное тело. Кто любит жену, тот любит себя. Еще не было человека, который ненавидел бы свою плоть. Наоборот, он питает ее и лелеет, как Христос - Церковь, потому что мы - части Его тела. 'Вот почему оставит человек отца и мать и привяжется к жене, и станут двое одной плотью'. Здесь есть великая тайна, но я так понимаю, что слова эти относятся к Христу и Церкви. И вы тоже, каждый из вас, должны любить своих жен, как самих себя. И жена пусть почитает мужа.* (Еф.5:15-33) * * * *Христианская жизнь не приходит сама по себе и требует вновь и вновь и начинать, и учиться.* (Ж.-Р.Буше) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/006/1642.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * Форум /гостевая книга сайта: messia.ru/razd/forum.htm Проект "Христианское просвещение" нyждается в жертвователях/спонсорах... www.messia.ru/pomoch.htm#0 |
|||||
|