=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=


    Милость вам и мир от Бога, нашего Отца, и Господа Иисуса Христа!
                                (Флп.1:2)


* 06 октября  2006 г. ст.ст., чт 19-ой седмицы по Пятидесятнице.
  литургические чтения: Флп.1:20-27 или  Флп.3:1-8;
                        Лк.7:17-30 * (20-ой седм.).


                       
комментарий на Лк.7.18-23 см. www.messia.ru/rasylka/005/1297.htm

 
>                  7.24-35 ИИСУС И ИОАНН (Мф 11.7-19)

> 24     Когда посланцы Иоанна ушли, Иисус стал говорить народу
>    об Иоанне:
>        - Зачем вы ходили в пустыню?
>          Посмотреть на тростник,
>            как он под ветром колышется?
> 25       Так зачем вы ходили в пустыню?
>          Думали увидеть человека в пышной одежде?
>          Но люди в пышных одеждах,
>          живущие в роскоши, те - во дворцах.
> 26       Кого же вы думали увидеть?
>            Пророка?
>          Да, вы видели пророка,
>            и, говорю вам, он больше, чем пророк.
> 27       Он тот, о ком говорится в Писании:
>            +"Вот, Я посылаю вестника Моего
>                перед Тобою, который впереди Тебя
>              проложит Тебе путь".+
> 28      Говорю вам, нет никого во всем роде человеческом, кто
>    был бы выше Иоанна.
>         Но даже тот, кто всех меньше в Царстве Бога, больше, чем он.
> 29      (Весь народ, слушавший Иоанна, - даже сборщики податей, -
>    признал правым замысел Божий и пришел к Иоанну омыться.
> 30 А фарисеи и учителя Закона отвергли волю Бога и отказались омыться
>    у Иоанна.)
> 31      Иисус продолжал:
>         - С кем сравнить Мне людей нашего времени? На кого они
>    похожи?
> 32         Они похожи на детей,
>              которые сидят на площади,
>            и одни кричат другим:
>              'Мы хотели играть с вами в свадьбу,
>                 а вы не плясали'.
>            - 'А мы хотели играть в похороны,
>                 а вы не плакали'.
> 33      Пришел Иоанн, не ест и не пьет вина - и вы говорите: 'В нём
> 34 бес!' • Пришел Сын человеческий, ест и пьет - и вы говорите:
>    'Смотрите, вот обжора и пьяница, приятель сборщиков податей
> 35 и прочих грешников'. • Но правоту Мудрости Божьей признали все
> ее дети.

>                         --------------------------------------------
>                         *28 +выше Иоанна+ - в рукописях разночтения:
>                     'выше Иоанна пророка', 'выше Иоанна Крестителя'.
>                                           *35 В некоторых рукописях:
>                            'Божья Мудрость своими делами оправдана'.

> *26 || Лк 1.76   *27 || Мал 3.1; Исх 23.20   *28 || Лк 1.15
> *29-30 || Лк 3.7,12; Мф 21.32   *34 ||Лк 15.2

> Ст. 24  -  Вероятно,   это  время было наиболее подходящим для того,
> чтобы  прояснить   вопрос    о  взаимоотношениях Иисуса  и   Иоанна.
> После долгого  молчания   Бога    в  Израиле   одновременно  явились
> два  великих  человека,  и  их  явление  вызвало  колоссальный взрыв
> религиозного  энтузиазма.  Они  были  во  многом похожи, но и сильно
> отличались  друг  от  друга. Вероятно, хотя бы часть учеников Иоанна
> считала,   что  их  учитель  и  есть  долгожданный  Мессия.  Недаром
> приверженцы  мандеизма,  религии  до  сих  пор существующей в Ираке,
> возводят  свое  движение  к  Иоанну,  полагая,  что  он был небесным
> посланцем-помазанником.  Люди  терялись  в догадках.  Поэтому  Иисус
> счел  необходимым рассказать людям о роли Иоанна в истории спасения.

> Иисус,   как  Он  часто   делает,  начинает с вопроса,  повторенного
> три  раза:  ='Зачем  вы  ходили в пустыню?'= Иоанн совершал омовение
> в  пустыне,  и  к  нему, как известно, приходило огромное количество
> народа  со  всех  областей  страны.  В  первых  двух вопросах Иисуса
> сквозит  неприкрытая  ирония.    Когда  люди  устремились  на Иордан
> к Иоанну, неужели ими двигало лишь праздное любопытство? Вряд ли они
> ходили   смотреть   на  =тростник=,  растущий  по  берегам  Иордана.
> Относительно  этих  слов  существуют разные предположения. Например,
> одни  полагают,  что  колышущийся  под ветром тростник символизирует
> нечто  самое  обычное, заурядное. Другие предлагают иное толкование:
> ветер клонит длинные слабые стебли тростника  в разные стороны,   но
> не таков Иоанн, он человек несгибаемый, стойкий, он не служил власть
> имущим. Некоторые толкователи указывали на то, что стебель тростника
> был  изображен  на  монете,  которую  чеканил  Ирод Антипа, виновник
> ареста,   а  затем и гибели Иоанна.  Не его же думали встретить люди
> в пустыне?

> Ст. 25  -  Но,   может  быть,  они шли туда,  надеясь увидеть богача
> в  роскошной  одежде?  Это бессмысленно,  ведь пустыня  не то место,
> где обитают  богачи. Богатые люди -   во дворцах.  Иоанн же был одет
> как  аскет  -  в  шкуру верблюда или в одежду из грубого верблюжьего
> волоса (Мф 3.4; Мк 1.6).

> Ст. 26 - Перечислив эти нелепые вероятности, Иисус предполагает, что
> у  них  была  действительно  серьезная  причина:  они хотели увидеть
> =пророка=. Наконец Иисус дает ответ 'да'. Иоанн действительно пророк
> (см. 1.76), причем =он больше, чем пророк=.

> Ст. 27  - Далее следует объяснение,  почему Иисус считает его таким:
> во-первых,   Иоанн  -    последний  пророк  уходящего  старого века,
> на  пороге  Нового Века возвестивший о приходе Мессии, он - предтеча
> Мессии.  Во-вторых,   о  нём  самом пророчествовали Писания.  Говоря
> о  величии  Иоанна,  Иисус  име-  ет  в виду не его интеллектуальные
> способности  или нравственные качества, но роль, которую повелел ему
> исполнить  Бог: ему предназначено приготовить путь Мессии. Как Ангел
> Господень  и Моисей вели Израиль из пустыни в обещанную землю,   так
> и  Иоанн направляет людей на путь, ведущий в Царство. Таким образом,
> его  роль уникальна,  ни у кого в истории ни до него,  ни после него
> не  было  и уже не может быть подобной. В пояснение Своих слов Иисус
> цитирует  пророка Малахию (3.1), пророчествовавшего о том, что перед
> наступлением Дня Господня Бог пошлет на землю Илью (см. 1.17).

> Ст.  28  -  =Говорю  вам= - торжественная формула, вводящая какое-то
> очень  важное  заявление.  =Во  всём  роде человеческом= - дословно:
> 'среди  рожденных  женщинами';  таков привычный семитический оборот,
> обозначающий человека (см. Гал 4.4). Это самая высшая похвала, какая
> только может быть.

> И  вслед  за  этим  Иисус  добавляет  слова,  которые,  казалось бы,
> утверждают  противоположное.  Иоанн  меньше  самого малого в Царстве
> Небес.

> Существуют  споры о том,   как понимать  эти  парадоксальные  слова.
> Одно  древнее  толкование,  например,   относит слова  'самый малый'
> к Иисусу, умалившему себя до образа раба (22.27; Мф 20.28; Флп 2.7).
> Кроме  того,    Иисус  младше  Иоанна  и  вышел  на служение  позже,
> а в  древности,     тот,    кто    старше,  считался   более  важным
> и  значительным.   Такое  мнение  высказывалось   Иоанном Златоустом
> и   Феофилактом.   Но  идея  умаления Иисуса чужда евангелистам Луке
> и Матфею.

> Другое  толкование  тоже восходит к древним временам: Иоанн остается
> за  порогом Царства, как Моисей, которому тоже не было дано вступить
> в  обещанную   землю.   Иоанн   выше  всех,   рожденных   женщинами,
> но  христиане рождены Богом (Ин 1.12-13), поэтому самый малый из них
> (см.  Мф 10.42)  больше Иоанна (Кирилл Иерусалимский).   Но  те, кто
> не  принимает  такое толкование, напоминают о 13.28,  где  говорится
> о праотцах Израиля, возлежащих на мессианском пиру. Иоанн же, будучи
> самым  великим  среди  людей,   должен превосходить Авраама,  Исаака
> и Иакова.

> Следовательно,   вернее    будет  предположить,   что   Иоанн  здесь
> не  сравнивается  ни  с кем - ни с теми, кто жил до него, ни с теми,
> кому  еще  предстоит  родиться.  'Противопоставляется  его  нынешний
> статус  величайшего  из  людей  с  будущим   статусом самого  малого
> в  грядущем  Царстве'.{}  Не  только  само  Царство  Бога,  но и всё
> принадлежащее  Царству,  включая  даже самое малое и незначительное,
> неизмеримо  превосходит  самое  великое в этом мире. В словах Иисуса
> нет  принижения  Иоанна,  а  есть лишь указание на высочайший статус
> Царства.

> Ст.  29-30  -  Эти  слова, по мнению большинства ученых, не являются
> словами  Иисуса, а представляют собой комментарий самого евангелиста
> (ср.  Мк 13.14). Это видно, во-первых, из того,  что здесь разорвана
> последовательность   мысли,   а   во-вторых,   греческий   синтаксис
> предложения довольно коряв. Вот почему во многих переводах эти стихи
> заключены в скобки.

> Ст. 29  -  =Весь народ,  слушавший Иоанна= -  они слушали его  весть
> о скором наступлении Божьего Суда и о том, что вслед ему придет Тот,
> кто  выше  его.  =Даже  сборщики  податей=  ()  -  это, так сказать,
> образцовые  или профессиональные грешники.   Но  и  они услышали то,
> что  говорил   Иоанн.     Они  поняли  серьезность своего положения,
> свою  слабость,  греховность  и  невозможность спасения собственными
> усилиями.  Они  приняли  Божье  прощение как великий и незаслуженный
> дар,  а  не как награду за заслуги. =Признал правым замысел Божий= -
> дословно:  'оправдал  Бога',  то  есть  признал, что Бог имеет право
> осуществить  Свой  план  спасения так, как Он его задумал, а не так,
> как его представляют люди.  То,  что они пришли к Иоанну  и  приняли
> его  омовение,  значило,   что  они  поняли,   что  он  послан Богом
> и   ответили  на  инициативу  Бога  смиренной  верой.  Поэтому  они,
> вероятно, отныне включены в число 'детей Мудрости' (см. ст. 35).

> Ст. 30  -  Но так ответили не все. Наиболее благочестивые, набожные
> люди  того  времени  -  =фарисеи и учителя Закона= () - так сказать,
> 'профессиональные  праведники'  отвергли Иоанна и тем самым отвергли
> Божью  волю и Его план спасения. Беда таких 'праведников' в том, что
> они  лучше  Бога  знают,  что  Он  должен  делать.  Если Иоанн начал
> собирать   'остаток'   открытый,   доступный  для  всех,  кто  хотел
> возвратиться  к  Богу,  то  эти  люди  считали  себя  и  только себя
> спасенным  остатком,  немногочисленным и закрытым. Они были уверены,
> что  их  спасение  гарантировано. Отказавшись омыться, они отвергли,
> 'не оправдали'   волю  Бога.   Этих  людей  Иисус иронически сравнит
> с  легкомысленными  детьми,  не  понимающими, что они играют на краю
> пропасти.{}
                                [ В.Н.Кузнецова.
                                  Евангелие от Луки. Комментарий.
                                  // М., 2004; стр.185-190 ]


                                 
        -------------------------------------
        * Параллели к еванг. чтению:  Мф.11:2-11; (Мф.21:32; Лк.3:12);
          эпизод N54 по "Брюссельскому согласованию"
          (www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#54)



 + + > митр. Сурожский Антоний: Ты ли Тот?..
             www.messia.ru/rasylka/003/584.htm#0
 + + > Ганс Урс фон Бальтазар -
        Образ Иоанна Крестителя в четырех Евангелиях
               www.messia.ru/rasylka/003/483.htm#0
 + + > митр. Антоний (Блум): глас вопиющего в пустыне
                 www.messia.ru/rasylka/005/1196.htm#0
                 (+ ссылки об Иоанне)

к чтению за чт из Флп.1
 +++ митр. Сурожский Антоний: "Для меня жизнь - Христос..."
                      www.messia.ru/rasylka/002/215.htm#0


Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20061019/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=19-10-2006



# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
Так желаю вам, братья, радости в единении с Христом!
 Мне вам повторять одно и то же не в тягость,
 а вас это оградит от многих бед. ...
 Мы в Христе Иисусе полагаем свою славу, а не полагаемся на внешнее.
 Хотя я-то мог бы положиться на внешнее!
 Если кому-то кажется, что у него есть для этого основания,
 у меня таких оснований больше!
 Обрезанный на восьмой день, родом израильтянин, из племени Вениамина,
 чистокровный еврей;
 по отношению к Закону - фарисей, по рвению - гонитель Церкви,
 по праведности, достигаемой исполнением Закона, -
 человек безупречный.
 Но всё то, в чём я раньше видел свое приобретение,
 я счел - из-за Христа - потерей.
 Более того, я вообще всё считаю потерей,
 потому что нет ничего, что превзошло бы
 познание Иисуса Христа, моего Господа.
 Ради Него я потерял всё - и это всё для меня не дороже, чем мусор! -
 лишь бы приобрести Христа и обрести себя в Нём.
 Я стремлюсь уже не к тому оправданию,
 которое приобретается собственными усилиями, исполнением Закона.
 Нет, я ищу оправдания через веру в Христа,
 оправдания, которое дается Богом через веру.
 Я хочу одного: знать Иисуса Христа,
 то есть познать силу Его воскресения и разделить Его страдания,
 уподобляясь Ему соучастием в смерти, -
 в надежде, не достигну ли как-то и я воскресения мертвых.*

                                                (Флп.3:1,3-11)
             *********************************************

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/006/1650.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * *  Форум /гостевая книга сайта: messia.ru/razd/forum.htm


Проект "Христианское просвещение"
нyждается в жертвователях/спонсорах...
          www.messia.ru/pomoch.htm#0