=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=


    Милость вам и мир от Бога, нашего Отца, и Господа Иисуса Христа!
                                (Флп.1:2)


* 29 ноября 2006 г. ст.ст., вторник
  литургические чтения: 1Тим.5:11-21 или 2Тим.3:16-4:4; Лк.19:45-48.

* 30 ноября 2006 г. ст.ст., среда
  литургические чтения: 1Тим.5:22-6:11 или 2Тим.4:9-22; Лк.20:1-8.

  /27-ая седмица по Пятидесятнице. Ев. чтения 28-ой седмицы/
  {Рождественский пост}


  Этот выпуск не посвящен ниодному из литургических чтений.

  Три  повода  подвигли  меня  сделать  выпуск,  который  я  озаглавил
  "покорность  царю?":  спор  с  одной единоверицей, утверждавшей, что
  аполитичность,  равнодушие к политике - это признак духовности; День
  Конституции,  который  сегодня отмечается в России, хотя теперь и не
  является  выходным  днем  (и  то,  как  к этой Конституции относятся
  "слуги  народа"  во  главе с ее "гарантом" - стоит вспомнить хотя бы
  "запрещенный"  властями  "Марш несогласных", намеченный на ближайшую
  субботу);  и  третье - то,  что начало текста,  продолжение которого
  я  сегодня помещаю, было дано в рассылке больше года назад... и надо
  же, сказав "а", говорить и "б".


 
Начало этого текста:
www.messia.ru/rasylka/005/1232.htm#0


>               Христиане, власть, гражданское общество

<....>

> <...>  "Итак  будьте   покорны   всякому  человеческому  начальству,
> для  Господа:  царю  ли,  как верховной власти,  правителям ли,  как
> от  него  посылаемым  для  наказания  преступников  и  для поощрения
> делающих   добро, ...   как свободные,  не как употребляющие свободу
> для  прикрытия  зла,  но  как  рабы  Божии. Всех почитайте, братство
> любите, Бога бойтесь, царя чтите". (1Пет.2:13-17)? Кто сегодня царь,
> являющийся   верховной властью?  Кто "правитель,  посылаемый <царем>
> для воспрепятствования злым и для помощи добрым"? <...>

> <...>  ответ,  который сам приходит в голову: <"царю" при демократии
> соответствует  Президент>.  В  самом деле, царь - это самый главный,
> верховная   власть.    Кто   у  нас   самый   главный?    Президент!
> <....>  о  верховной  власти  написано  и  в  Конституции Российской
> Федерации  <....>: "Носителем суверенитета и единственным источником
> власти  в  Российской  Федерации является ее многонациональный народ
> (ОЙ!).    Народ  осуществляет  свою  власть  непосредственно (Ого!),
> а  также  через  органы  государственной  власти  и  органы местного
> самоуправления.  Высшим  непосредственным  выражением  власти народа
> являются  ()  референдум  и  свободные выборы (Упс!). Никто не может
> присваивать   власть   в  Российской   Федерации.    Захват   власти
> или  присвоение  властных  полномочий  преследуется  по федеральному
> закону (Да минует нас чаша сия!)" (ст.3).

<.....>

> Павел  написал:   "Ибо  начальствующие  страшны  не для добрых  дел,
> но  для  злых.  Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь
> похвалу  от  нее,  ибо  [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро.
> Если  же  делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий
> слуга,  отмститель  в наказание делающему злое" (Рим.13:3-4). Но что
> если начальник делает что-то противоречащее интересам высшей власти?
> Что  если он мстит добрым и поощряет зло? Что если его меч направлен
> против  собственного  владыки?  <...>  Должны ли мы мириться с этим?
> Имеем ли мы право вмешаться, если есть возможность?

> Совсем о другой, но по сути похожей ситуации, Павел написал однажды:
> "Рабом  ли  ты  призван,  не  смущайся;  но  если и можешь сделаться
> свободным,    то  лучшим   воспользуйся"  (1Кор.7:21).   Речь  здесь
> о  внешнем.  Для Бога не так важно - раб ты или свободный, внутренне
> Он  уже  освободил тебя.  Но  если  можешь законно  стать  свободным
> внешне  -  воспользуйся  лучшим. Так и в нашем случае. Если мы можем
> законно  освободиться  от  узурпатора  и  тирана - президент ли это,
> губернатор,  мэр  или  глава  администрации  района  - воспользуемся
> лучшим.

> Но  можем ли мы стать свободными? Есть ли у нас доступ к царю? Можем
> ли   мы  разбудить его от тяжелых  сновидений, освободить его  разум
> от пут?

> Да!  Демократия  предоставляет  нам  такие  механизмы.  Наш "царь" -
> народ.   Механизмы  же доступа к царю самые  разные.  От проповеди -
> до  митинга.  От  разговора  с  соседом  на  кухне  -   до  участия
> в общественных  движениях и объединениях.  Политика  - грязное дело?
> Даже  если  и  так  -  речь  сейчас не о политике. Вопреки расхожему
> мнению,  демократия  строится  не  на  борьбе различных политических
> партий  -  это лишь верхушка айсберга. Истинная же основа, фундамент
> любой демократии - гражданское общество.

> Многие из нас только слышали это выражение, но с трудом представляют
> себе  устройство  такого  общества. Поясню на примере. Три человека,
> собравшись  однажды  вечером  на кухне, обнаружили у себя одно общее
> свойство.  Все трое любили цветущие в лесу ландыши и просто зверели,
> когда  видели  людей,  продающих  эти  цветы,  занесенные в "Красную
> книгу".  Обнаружив  это,  они  решили  учредить  между  собой  некое
> неформальное  "Общество  по  защите  ландышей". Целью общества стало
> спасение  ландышей.  Средствами  -    убеждение  друзей  и  знакомых
> не  покупать  ландыши у торговцев и таким образом, отучить торговцев
> цветами  рвать  ландыши в лесу. Через некоторое время, одному из них
> пришла  в  голову мысль, что можно сделать акцию и раздать некоторое
> количество  корневищ   ландыша   населению,    чтобы   они  посадили
> эти  корневища у себя рядом с домом и таким образом не стремились бы
> купить сорванные цветы у продавцов. Однако для проведения этой акции
> было  необходимо  напечатать рекламное объявление  в газете и купить
> в   рассаднике   некоторое  количество  корневищ  ландыша.  Всё  это
> потребовало   средств   и   минимальной  организации.  Трое  друзей,
> посовещавшись,  решили  зарегистрировать  свое  общество и попросить
> денег у местной лесопилки. Предприятие удалось, а в стране появилась
> еще  одна  общественная организация. Ландыши были спасены, и сделано
> это   было   не   благодаря  государственным  программам  по  защите
> окружающей среды, а благодаря энтузиазму трех друзей.

> Когда  таких обществ набирается много,   они набирают серьезный  вес
> в  обществе.  Ведь один энтузиаст стоит десяти инертных сторонников.
> Когда  в  обществе  достаточно  людей, которым не всё равно, никакой
> тиран  не  сможет  усыпить  их  бдительность  и обманом или насилием
> захватить  власть  в стране. Более того, они начинают влиять на этих
> самых  правителей,  чтобы  те  принимали  законы, согласующиеся с их
> интересами,  а  поскольку таких обществ много, то проходят только те
> законы, которые соответствуют интересам всего народа.

> Да  и  вообще,  демократия,  в  лучшем своем проявлении - это власть
> закона.  Закон  же  представляет  записанное  на бумаге общественное
> соглашение.    То  есть    только  фиксирует   волю   всего   народа
> или  подавляющей его части. Люди же в Парламенте или Правительстве -
> только служители закона, слуги народа.

> Однако  у  нас  в стране ситуация несколько отличается от описанной.
> Законы  у  нас  пишутся  под  конкретную  ситуацию, и когда меняется
> политическая конъюнктура, происходит также и смена законодательства.
> Думаю американцы с удивлением и негодованием восприняли бы ситуацию,
> когда   победившая   на  выборах  Республиканская  партия  стала  бы
> проводить   законы,   прямо   противоположные  действующим,  вносить
> поправки  в  конституцию  с  единственной целью - упрочить положение
> своей партии у власти. У нас закон - слуга людей у власти. А народ -
> средство для прихода в эту власть.

> Другая часть проблемы -  в самом обществе.  В свое время,  пострадав
> от  пионерии,  комсомола,  ГТО,  ДОСААФ  и  прочих обществ по охране
> памятников,   российский   народ  ринулся  прочь  от  этих  монстров
> советского   общественного  строя. Слова  "энтузиазм",   "энтузиаст"
> стали   словами   насмешливыми,   поскольку   в  советском  обществе
> "энтузиазм"  превращался,  по  словам сатирика, в "энтузазим". С тех
> пор  на  члена  любой  общественной  организации  друзья  и знакомые
> смотрят как на чудака. Что, безусловно, не повышает престиж подобных
> организаций.  А  в  середине  90-х  произошел, по сути, крах реформы
> политической   системы   страны,   который   ознаменовался   казусом
> российской  демократии  -  формированием  "партии  власти".  То есть
> телега  и  лошадь,  в  очередной  раз  в  нашей  истории, поменялись
> местами:  не партии формировали власть, а власть формировала партию.
> И  с тех пор, обманутые политиками люди стали также косо поглядывать
> и   на людей,     состоящих   в политической   партии  по убеждению,
> а не по хозяйственным причинам.

> Всё это недоверие к общественно-политической жизни привело к апатии,
> равнодушному   мировоззрению,    слоганом  которого   стала   фраза:
> "Что  изменит мой голос?". В итоге к избирательным урнам по привычке
> потянулись  лишь  советские  граждане,  одни  из которых по привычке
> голосуют  за  коммунистов,  а другие,  тоже по привычке - за власть.
> У  тех  же,  чьи  голоса  в  самом  деле  могли  бы что-то изменить,
> находится  сотня  дел,  чтобы не ходить на выборы.  Даже  на выборы.
> Не говоря уже о какой-то другой общественной деятельности.

> Кроме  того,  сформировался  некий  стереотип:  либо  ты занимаешься
> общественной деятельностью, тратишь уйму свободного времени и вообще
> посвящаешь  этому  всю  свою  жизнь, возложив ее на алтарь общества,
> либо не занимаешься этим вообще.   И поскольку большинство не готовы
> к  таким жертвам ради ближних,   то остается  единственный вариант -
> не  делать ни-че-го. На самом деле это не так. Даже небольшие усилия
> множества людей могут в корне изменить ситуацию.

> Что  же  делать нам? Какова наша роль в этих процессах? Роль церкви,
> христиан.

> Сотни  лет  назад именно  христианская  идея   о всеобщем  равенстве
> дала  толчок  развитию  демократии.  Иисус говорил ученикам: "князья
> народа господствуют над ним, но у вас да не будет так". Но кто хочет
> быть  большим  -  будь  всем  слугою. Именно в этих словах коренится
> утверждение, что государственные чиновники - "слуги  народа". Уверен
> на 100%,   что построить Град Божий на земле  не удастся никому.  Но
> мы  можем приблизить условия своего существования к этим стандартам.
> Без  претензий  на  миллениум  -  просто улучшать жизнь свою и людей
> вокруг,  основывая   ее   на Его принципах.  А уж когда придет День,
> то  дело  каждого  из  нас  будет проверено -   на каком   основании
> и  из  чего мы строили. Основывали мы нашу общественную деятельность
> на  любви  к  ближним,  или  на  жажде  известности. Воплощали ли мы
> принципы  Христа  в  своей  деятельности  или  строили какое-то иное
> будущее, с какими-то иными законами.

> Когда-то  мы  дали  обществу  толчок  к развитию. И сейчас, кажется,
> Церкви  необходимо  вновь  открыться  к  обществу.  Мы слишком долго
> варились  в  собственном  соку.  Слишком  часто наши внутренние дела
> казались нам  много  важнее  внешних.   Слишком   усердно  порой  мы
> не пускали мир в Церковь.  Желание похвальное,  но так уж получается
> в этой  жизни,    что  если   человек     не  интересует тебя,    то
> и  ты  перестаешь  интересовать  его.  "Как в  воде лицо -   к лицу,
> так  сердце  человека  -  к  человеку"  (Прит.27:19).  Мы  перестали
> интересоваться    миром,      мир   перестал   интересоваться  нами.
> Мы  превратились в две непересекающиеся параллельные прямые, в своем
> желании  стать  по  отношению  к  миру  в  перпендикуляр. И от этого
> проиграл  мир,    лишившийся здравого  слова,   духовной  поддержки.
> И от этого проиграла Церковь, получившая недоверчивое отношение мира
> и  даже  потерявшая самокритичность, поскольку стала глуха к критике
> со  стороны мира. А ведь эта критика, часто неконструктивная, могла,
> как ни странно, оказаться полезной.

> Критика  Церкви  в  обществе,  как  можно заметить, зачастую гораздо
> жестче   и  непримиримей  критики,  скажем,  какого-то  философского
> течения.  Церковь сейчас ругают часто с той же остервенелостью,  что
> и  демократов. И хотя чаще всего эти стрелы критики обращены к тому,
> какие  мы  есть,  подспудно они упрекают нас в том, какими мы должны
> были  быть,  но  не  стали.  Церковь  упрекают за обманутые ожидания
> святости.  Демократов - за обманутые ожидания справедливости. Церкви
> вменяют в вину, что, претендуя на духовное лидерство в обществе, она
> не  являет  собой  образца  для подражания. Демократов - в том, что,
> претендуя  на самую передовую систему управления, они привели страну
> к  бардаку  и  развалу. И те и другие обвинения в чём-то обоснованы,
> а   в   чем-то   являются  отражением  обманутого  идеализированного
> представления о церкви, либо демократии.

> Факт  в  том, что если мы закрываемся от этой критики, предоставляем
> нашим  критикам  самим   решать насколько мы хороши или плохи,    мы
> по  сути  уклоняемся от проповеди. Более того, часто обвинения адрес
> Церкви   являются   лишь отражением   проблем  общества    в  целом,
> и  выработав адекватный ответ на эти обвинения, мы можем кардинально
> изменить как отношение к себе, так и ситуацию в обществе.

> С  другой стороны, критика церкви часто бывает справедлива. И в этом
> случае  общество  могло  бы  помочь  Церкви  отбросить хлам ненужных
> "заповедей     на  заповеди"  и   "правил  на правиле",    очистится
> от  фарисейства.  Железо  острит  железо, и взгляд человека изощряет
> взгляд  друга,  сказал Соломон. Пока наши убеждения не будут открыты
> для  критики  извне,  мы не сможем понять, насколько они обоснованы.
> Ведь и Иисус не скрывался и не пытался закрыться от критики фарисеев
> и  саддукеев, но всегда они уходили ни с чем. Ту же мудрость от Духа
> он  обещал нам как раз в такие моменты -   когда поведут вас к царям
> и  в  суды  - то есть когда надо будет отстаивать свою точку зрения.
> Тот,  Кто  в  нас, сильнее того, кто в мире, однозначно. Нам не надо
> бояться быть открытыми к миру.

> Я не призываю к соединению с миром, к симбиозу с ним. Но в условиях,
> когда    судьба   страны   подвешена   на   тонких   нитках   налета
> цивилизованности, когда маятник уже готов  качнуться,  в который раз
> в  истории  нашей  страны,  в сторону жестокой тирании и истребления
> неугодных,  когда  часы отсчитывают секунды, минуты, часы, неумолимо
> приближая  время, когда произойдет прорыв плотины, сдерживающей пока
> еще  животную  жестокость  маргинальной  части общества, в условиях,
> когда  каждый   из  нас  своим действием  или   бездействием  кладет
> свой маленький    камешек    на весы   истории,   мы  можем    стать
> либо  спасителями  общества,  либо  его  гробовщиками. И в последнем
> случае   волна    гонений  вновь   неизбежно   настигнет    Церковь,
> не пожелавшую взять на себя часть ответственности за страну.
                [ Олег Сальманов (http://okalman.livejournal.com)
                  www.jesuschrist.ru/news/2005/06/29/8662/ ]


                 
 //~~~ к 1Тим.5:18 смотри: * Яков Кротов: волы
        www.messia.ru/rasylka/005/1311.htm#0

       

к евангельскому чтению вторника - см. предыдущий выпуск
(www.messia.ru/rasylka/006/1703.htm#0)
                 


       
Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20061212/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=12-12-2006



# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Войдя в Храм, Иисус начал выгонять торговцев, говоря им:
 "В Писании сказано:
  'Дом Мой будет домом молитвы',
  а вы превратили его в разбойничий притон!"*
(Лк.19:45-46)
                                * * *
"я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть,
 но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю".
(В.Франкл)
             *********************************************

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/006/1704.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * *  Форум /гостевая книга сайта:    www.messia.ru/razd/forum.htm


Проект "Христианское просвещение"
нyждается в жертвователях/спонсорах...
          www.messia.ru/pomoch.htm#0
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»