=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=


    Милость вам и мир от Бога, нашего Отца, и Господа Иисуса Христа!
                                (Флп.1:2)


* 18 декабря 2006 г. ст.ст., понедельник 28-ой седмицы по Пятидесятн.
  литургические чтения: 2Тим.2:20-26 или Евр.3:5-11,17-19;
                        Лк.20:27-44 * (29-ой седм.).
  {Рождественский пост}



>                20.27-40 ВОПРОС О ВОСКРЕСЕНИИ МЕРТВЫХ
>                      (Мф 22.23-33; Мк 12.18-27)

> 27      К Нему подошли несколько саддукеев (они отрицают
>       воскресение) и задали Ему такой вопрос:
> 28      - Учитель, Моисей написал нам в законе: +если умрет
>       у кого-нибудь бездетным+ женатый +брат, пусть он возьмет его
> 29    жену себе, чтобы дать брату потомство.+ • Так вот, было семь
> 30    братьев. Первый, женившись, умер бездетным. • И второй,
> 31    и третий брали ее в жены, и так все семеро. И все умерли,
> 32,33 не оставив детей. Потом умерла и женщина. • Так чьей женой она
>       будет после воскресения? Ведь женаты на ней были все семеро!
> 34      - Люди этого века женятся и выходят замуж, - ответил
> 35    Иисус. • - Но те, что сочтены достойными воскресения
>       из мертвых  и  жизни в будущем Веке, не будут ни жениться,
> 36    ни выходить замуж. • И умереть они уже не смогут, а будут
>       подобны ангелам. Они дети Бога, ведь Бог воскресил их
> 37    из мертвых. • А что касается того, что мертвые воскресают,
>       то об этом говорит сам Моисей в рассказе о горящем терне,
> 38    когда называет +Господа Богом Авраама, Богом Исаака и Богом
>       Иакова+. • Но Бог - Он Бог не мертвых, а живых. Для Него все
>       живы.
> 39      И тогда некоторые учителя Закона сказали: - Хорошо сказано,
>       Учитель.
> 40      И уже никто не осмеливался ни о чем Его спрашивать.

>                                       ------------------------------
>                                                     *27 || Деян 23.8
>                                           *28 || Втор 25.5; Быт 38.8
>                                        *36 || Рим 8.15-16; Гал 4.5-7
>                                               *37 || Исх 3.2,6,15,16
>                                                    *38 || Рим 14.8-9

> Ст. 27  - <....>

<....>

> =Они  отрицают  воскресение=  -  действительно,  вера  в воскресение
> появилась  в  Израиле   довольно   поздно.   В Священном Писании нет
> ни одного места,  где бы четко   и недвусмысленно  излагалось учение
> о   воскресении.   Есть  лишь  несколько  довольно  поздних  текстов
> послепленного   периода,   которые   к   тому  же  допускают  разные
> толкования.  В  лучшем случае здесь еще не твердое убеждение, а лишь
> смутное  предчувствие   (Дан 12.2;  Ис 25.8; 26.19;  Пс 16(15).8-11;
> 73(72).24-25;  Иов 19.25-27).   Как  говорилось в Писании: 'Мы умрем
> и  будем  как вода,  вылитая на  землю,  которую невозможно собрать'
> (2Пар   14.14).   'Смерть   есть  окончательный  конец,  уничтожение
> человеческого  существования, и это не опровергается даже рассказами
> о  том,  что некоторым удалось вернуться к жизни после смерти (3Цар
> 17.17-22;  4Цар 4.18-37). Если  Енох (Быт 5.24)   и Илья (4Цар 2.11)
> не   умерли,   но   были   взяты  живыми  к  Богу,  это  лишний  раз
> свидетельствовало  о  силе смерти, разрушающей жизнь и об отсутствии
> надежды  за  ее  пределами'.*  Человек после смерти ведет призрачное
> существование,  которое   нельзя  назвать  жизнью, в некоем  мрачном
> и   безнадежном   месте  под  названием  Ше`ол,  очень  напоминавшем
> греческий  Аид.  Туда  попадали  все люди - вне зависимости от того,
> какую  жизнь  они  вели  на  земле.  Это существование можно было бы
> назвать  богооставленностью.   В  псалме   сказано:   'Ибо  в смерти
> нет  памяти  о  Тебе:  во  фобе кто будет славить Тебя?' (Пс 6.5(6).
> Единственное  бессмертие  для человека, как говорится в Книге Иисуса
> Сираха,   это  добрая  слава (39.11; 41.16; 44.8) и продолжение себя
> в  потомках  (11.28;  46.11-12).  Лишь  в более позднее время, в так
> называемый  междузаветный  период,  появляется  вера  в воскресение,
> обусловленная  не тем,   что  в  человеке  есть   нечто бессмертное,
> а  Божьей  силой,   побеждающей   смерть.   Но,  как  мы видим,  она
> еще разделяется не всеми. Например, только что процитированная книга
> Иисуса Сираха написана довольно поздно, во II веке до н.э.  К I веку
> н.э. эта вера  становится  практически всеобщей   в народе  Израиля,
> за исключением саддукеев.

> Ст.  28  -  Вопрос,  заданный  саддукеями, был издевательским и имел
> целью   высмеять  учение  Иисуса  и,   следовательно,      подорвать
> Его  авторитет  в  глазах  толпы.  Как  известно,  в  Законе  Моисея
> установлен  так называемый левиратный** брак: если один брат умирает
> бездетным,   его брат  обязан  жениться  на вдове и дети,  рожденные
> в  таком  браке,    считаются   законными  детьми   первого   брата.
> Это  установление  намного древнее Пятикнижия, оно известно у многих
> народов.  Человеку  нужны были законные наследники  для того,  чтобы
> они  похоронили  его   с   соблюдением   всех  необходимых   обрядов
> и  принесением  положенных  жертв для  умилостивления  его  духа.***
> Кроме  того,  благодаря  таким бракам имущество закреплялось в одной
> семье.

> Целью  саддукеев  была  доказать,  что  Писание  не  только не знает
> воскресения,  но  прямо  и  ясно его отрицает. По их мнению, Моисей,
> предписав левиратный брак (Втор 25.5-10; Быт 38.8), тем самым отверг
> веру в воскресение.

> Ст. 29-33   -    Саддукеи   рассказывают  Иисусу  историю,   имеющую
> фольклорные  черты:  женщина  по  очереди  выходит  замуж за семерых
> братьев,  но  ни  от  кого  не  имеет  потомства.  Если  воскресение
> существует,  то после смерти она встретится со всеми своими мужьями,
> и  тогда  встанет  вопрос,  чьей женой она будет в посмертном бытии.
> Ответ,  с  точки  зрения  саддукеев,  может быть  единственным: вера
> в воскресение   неизбежно  ведет   к признанию  многомужества,   что
> не допускалось Законом и рассматривалось как грех разврата.

> Ст. 34  -  Иисус  возражает им, говоря, что брак -  это установление
> земное,  касающееся  лишь  этого  века.  Но  в  Новом Веке все будет
> по-другому.

> Он  показывает,   что    их   представления   о  воскресении   грубы
> и материалистичны, они понимают его как оживление трупов, после чего
> жизнь  будет  продолжаться  в  том самом  виде,    в каком  она была
> до смерти.

> Ст. 35    -   Но   жизнь  будущего  Века   будет  качественно  иной,
> преображенной:  там  не  будет ни браков, ни деторождения. В Царстве
> 'никаких   браков   не  заключают,    так как с преодолением  смерти
> брак теряет  свой  смысл'.*# И здесь надо помнить о том, что древние
> браки  чрезвычайно редко заключались по любви. Главной их целью было
> продление  рода и рождение наследников, которым должно было остаться
> имущество  после  смерти  отца.  Но  в  новой  жизни  нет  смерти и,
> следовательно, нет наследства, нет имущественных интересов.

> =Те,   что  сочтены  достойными  воскресения  из  мертвых=  -  здесь
> воскресение из мертвых касается только праведных, которые будут жить
> в  Новом Веке. В Новом Завете есть также утверждение, что воскрешены
> будут  все,   но  на Суде одним будут вынесен обвинительный приговор
> и им предстоит вечная погибель, другие же будут вкушать вечную жизнь
> (см.  Мф 25.31-46; Деян 24.15). Но в этом отрывке не ставится вопрос
> о  судьбе  людей,  недостойных спасения. Здесь говорится лишь о том,
> что  те, что будут  оправданы и воскрешены,  будут  жить иной жизнью
> и прежние земные отношения, понятия и ценности канут в небытие.

> Ст. 36  -   Люди   =будут подобны ангелам=,  что означает бессмертие
> и  качественно  иную,  духовную  жизнь.  Возможно,  Иисус  упоминает
> ангелов  потому,   что  саддукеи  отрицали их  существование.  Люди,
> не  верящие  в  способность  Бога  победить  смерть и даровать жизнь
> мертвым, тем самым не верят в Божье могущество. Второе Благословение
> синагогальной  литургии прославляло Бога за Его могущественные дела,
> включающие воскресение мертвых.

> Но  они  обретут  не только бессмертие, но станут детьми (буквально:
> 'сынами')  Бога. Это может значить, что люди уподобятся ангелам, но,
> вероятно,  они  станут  детьми Бога благодаря воскресению. 'Ты - Мой
> Сын, сегодня Я родил Тебя', - эти слова из псалма (Пс 2.7) в Деяниях
> апостолов  отнесены  к  Иисусу. 'Так Божественное отцовство заменяет
> собой человеческое родство'.**#

> Конечно, люди, верившие в воскресение, представляли себе новую жизнь
> по-разному:  одни более духовно, как, например, Рав, учитель, живший
> в  III  веке: 'Будущий век не таков, как это   век.   В будущем веке
> не   будет  ни еды,  ни питья,  ни деторождения, ни торговых сделок,
> ни  зависти,  ни  ненависти,  ни ссор, но  праведные будут восседать
> с  венцами  на головах и будут насыщены славой присутствия Божьего'.
> Другие  представляли его себе полным наслаждений, пиршеств, изобилия
> удовольствий.

> Ст. 37  -  Во  второй части ответа Иисус говорит,  что о воскресении
> свидетельствуют  Писания.  Саддукеи знают букву Писаний, но их смысл
> остается для  них закрытым.   Иисус  цитирует отрывок  из Пятикнижия
> (Исх 3.2,6), то есть апеллирует к Закону Моисея, который пользовался
> у  саддукеев наибольшим авторитетом. Выше уже говорилось, что смерть
> понималась  как  богооставленность,   но Бог,   обращаясь  к Моисею,
> называет  себя Богом его предков - =Богом Авраама, Исаака и Иакова=,
> людей,  с которыми Он заключал договоры. Хотя они и умерли несколько
> столетий  тому назад, Бог по-прежнему верен Своему Завету с ними, и,
> следовательно,     связь между  ними   и  Богом  не была   разорвана
> их смертью. Для Бога они в каком-то смысле живы или будут воскрешены
> Им в  будущем. Конечно,   этот текст  можно было бы интерпретировать
> как  учение  не  о  воскресении, а о бессмертии души, но и еврейская
> дохристианская,    и    позднейшая  христианская  традиция   говорят
> о  телесном воскресении, без которого невозможна полнота новой жизни
> (1Кор 15.35-50).   Итак,    сам  Моисей  в  Писании  свидетельствует
> о воскресении и посмертном бытии.

> Ст.  38  - Читатели Евангелия тоже знают, что саддукеи заблуждались,
> потому что  на примере воскресения  Иисуса они удостоверились,   что
> Бог - Он =Бог не мертвых, а живых=.
                [ В.Н.Кузнецова. ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ. Комментарий
                   // М., 2004. Стр.436-442 ]

                   
        -------------------------------------
        * Параллели к еванг. чтению:
         Мф.22:23-33,41-46; Мк.12:18-27,35-37;
         эпизод N133 по "Брюссельскому согласованию"
         (www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#133)






~~~~~ к рядовому еванг. чтению понедельника смотри: ~~~~~~
/*** В.Н.Кузнецова о воскресении, браке и продолжении рода
        (комм. к Мф.22:23-32)
             www.messia.ru/rasylka/003/529.htm#0
/*** Прп. Макарий Египетский о воскресении умерших
             www.messia.ru/rasylka/002/282.htm#0
/*** свящ. Александр Мень: Перевоплощение или воскресение?
             www.messia.ru/rasylka/002/175.htm#0
/*** Он же: Бессмертие и воскресение
             www.messia.ru/rasylka/003/525.htm#0
/*** Он же: Земная жизнь и жизнь вечная. Воскресение
             www.messia.ru/rasylka/003/644.htm#0
/*** Яков Кротов: Моисей о воскресении мертвых,
                  или цинизм, обманувший сам себя
            www.messia.ru/rasylka/003/339.htm#0
/*** Л.Буйе: пророк, которому было открыто Имя
             www.messia.ru/rasylka/004/1007.htm#0
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~


Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20061218/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=18-12-2006



# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*В большом хозяйстве есть не только золотая и серебряная посуда,
 но и деревянная, и глиняная, есть и дорогой сосуд, и простой горшок.
 Тот, кто отчистил себя от всего дурного, будет почетным сосудом:
 он освящен, им пользуется Хозяин,
 он сто`ит наготове для всякого доброго дела.
 Избегай юношеских страстей и стремись к справедливости, вере, любви
 и миру со всеми, кто чистым сердцем призывает Господа.
 Сторонись глупых и невежественных споров,
 ты знаешь, что они кончаются ссорами.
 А слуге Господа не пристало махать кулаками.
 Ему полагается быть добрым и мягким со всеми,
 уметь учить, не помнить зла,
 с кротостью исправлять тех, кто ему противится.
 Ведь, может быть, Бог еще даст им раскаяться и узнать истину,
 и они опомнятся и вырвутся из западни дьявола,
 который держал их в плену, подчинив своей воле.*
(2Тим.2:20-26)
                                * * *
*Цельтесь в небо - попадете и в землю;
 цельтесь в землю - не попадете никуда!*  (CSL)
             *********************************************

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/006/1709.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * *  Форум /гостевая книга сайта:    www.messia.ru/razd/forum.htm


Проект "Христианское просвещение"
нyждается в жертвователях/спонсорах...
          www.messia.ru/pomoch.htm#0
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»