=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=


    Милость вам и мир от Бога, нашего Отца, и Господа Иисуса Христа!
                                (Флп.1:2)


* 06 декабря 2006 г. ст.ст., вторник 28-ой седмицы по Пятидесятнице.
  литургические чтения: 2Тим.3:16-4:4 или Евр.4:1-13;
                        Лк.21:12-19 * (29-ой седм.).
  {Рождественский пост.
   Память свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских чудотворца (ок. 345)}



> <...>  Другой, не непосредственный подход к Живому Богу - это подход
> к  живому слову Божию, к Священному Писанию; при условии, что мы его
> будем   читать действительно,     как   мы    читаем    живое слово,
> когда получаем письмо от человека, которого мы глубоко любим, каждое
> слово  которого для нас значительно, важно,   каждое слово  которого
> мы  будем  потом  носить   в  сердце,  как  песнь. Мы  не  разбираем
> это  письмо по словам да по слогам, мы не отмечаем, что здесь неясно
> написана  буква,   а здесь   должна  быть  запятая,   а  тут  ошибка
> в  правописании.  Мы  слушаем, читаем это письмо, и слышим всю живую
> человеческую  душу.  Каждое   слово бедно по сравнению  с тем,   что
> оно  может  нам дать. Это не означает, что мы читаем между строками;
> это  другого  рода  упражнение.  Потому  что  между  строками  можно
> вычитать   то,   чего  человек в строку никогда не клал; а мы читаем
> с  таким  открытым   сердцем,   с  такой    лаской, с такой любовью,
> что  сказанные  слова  звучат по-иному, причем звучат-то они, только
> если  мы любим. Если любви нет, мы их читаем с иным ударением. Помню
> человека,  который  получил  телеграмму  от  сына и пришел в уныние.
> Показывает жене: Смотри, три недели отсутствовал, ни слова не писал,
> а  теперь  прислал  телеграмму:  'Папаша!  Пришли  мне  денег!' Мать
> посмотрела,  говорит:  Да  нет, ты не так прочел; он пишет: 'Папаша,
> пришли мне денег...' /На бумаге невозможно передать интонации: сухую
> в первом чтении и нежную во втором (Примеч. ред.)/

> Мы  можем  так же бездарно или чутко читать Священное Писание. Можно
> его  разбирать,  а  можно  его  воспринять.  И  вот нам надо учиться
> читать;  надо  читать, сознавая, что Сам Бог к нам обращается с этим
> письмом. Что Он говорит мне в этом письме - моей душе, моему сердцу,
> моему  сознанию?  К  чему Он меня зовет? Причем не так: Вот, выделяю
> заповеди  и  буду выполнять, принимаю к сведению и исполнению, - так
> мы не читаем  письма от любимых нами людей;   а читать,  как письмо,
> где  дышит человеческая жизнь, которую мы всю принимаем и на которую
> отзываемся душой, телом - всем.

> И  еще  нам  нужно научиться созерцательно, то есть именно вдумчиво,
> внимательно  прислушиваясь, приглядываясь, относиться к жизни. Часто
> жизнь  нам представляется,   как незаконченная ткань,  и мы  смотрим
> на  нее  с  изнанки,  словно  мышка,  которая бежит,  смотрит наверх
> и  видит:  натянута  ткань  и  какая-то  нелепость; рисунка нет, всё
> какие-то  нитки висят  в беспорядке.  Мы порой смотрим на жизнь так,
> и  она  нам  кажется  бессмысленной;   мы  с изнанки на нее  глядим:
> нет узора, нет цели, нет движения, только какие-то монотонные линии,
> которые  прерываются  узлами,  откуда висят неотрезанные нитки.  Это
> мы  делаем  просто  потому,  что жизнь видим на разных уровнях. Есть
> Божий  уровень,  есть  очень  простой  человеческий  уровень, и есть
> какой-то  средний  уровень,  скажем,  газетный.   Жизнь  по газете -
> это выборка из всего, что может поразить человека. Если взять газету
> и посмотреть, на что похож сегодняшний  день  в мире, то он  состоит
> из   конфликтов  разного  рода.  Личных  конфликтов  (украл,  убил),
> общественных  конфликтов,  военных  конфликтов,  конфликтов  природы
> (землетрясение,  пожар  и.т.д.).  И  все  конфликты, - и без всякого
> разрешения.  Это  в каком-то  смысле  видение ткани со стороны мыши.
> Это  видение, которое недостаточно большое и недостаточно маленькое.
> Оно  недостаточно  большое,  потому что нет ключа, который давал бы,
> указывал  бы перспективу и пропорцию вещей; все равно важно, лишь бы
> было  довольно  жутко или поражало; и недостаточно мелко, потому что
> это больше человеческого размера, но не на человеческий масштаб.

> Есть  другой  подход; Библия, Священное Писание - это видение той же
> истории  человечества,    но   с  совершенно странной  точки зрения:
> с  Божией. Вот читаете Священное Писание. Царь такой-то правил сорок
> шесть  лет.  'А!  -  думает  историк,  - ну, тут-то можно что-нибудь
> узнать,  сорок  шесть  лет правил - что-нибудь да случилось'. Библия
> нам  говорит:    в его  время стали строить капища на верхушках гор,
> и напали на Израиль соседи.   И  добрый  историк  пожимает  плечами:
> какой  интерес  в  том, что строили капища на верхушках гор? Неужели
> сорок  шесть лет царствования сводились к тому, что это случилось? -
> Именно,  сводится  к  тому, ибо вся сущность его царствования в том,
> что  при нем люди отвернулись от Бога и начали строить капища. А всё
> остальное - совершенно  безразлично, потому что  ничего  не осталось
> ни  от  царя,   ни от его  народа,  ни от его  городов, ни от  того,
> что  было  создано  руками  человеческими.  Бог  посмотрел  -  и это
> действительно  ужасно  в каком-то отношении: сорок шесть лет жизни -
> просто   пустота.   Лишь  эти  капища  нам  говорят:  вот  изменник;
> отвернулся   -   и   погиб.   Тут  совсем  другое  видение  истории,
> пророческое,  священное видение истории.  И в этом  отношении Библия
> не  может  заменить  учебник  истории, но она колоссально интересна,
> потому  что  если  взять  параллельно  это  царствование  в учебнике
> истории  и  по  Библии,  вы  видите: суд человеческий - и суд Божий,
> масштаб человеческий -  и  Божий масштаб;  что важно -  что неважно,
> что  значительно  -  что  незначительно.  И  это  иногда  заставляет
> остановиться и крепко задуматься; потому что если вместо того, чтобы
> сказать  'царь такой-то', вы скажете: 'Иван прожил шесть лет, и всё,
> что  в  его  жизни  имеет какое-то значение, это то, что он построил
> капище  где-то  у себя в душе', - это совершенно другое дело. Создал
> себе идола: сводка целой человеческой жизни.

> Есть  и  еще  один масштаб,  который  нам очень хорошо известен,  но
> на который мы не обращаем достаточно внимания. Как бы мы ни смотрели
> на  историю,  в  самой  широкой  перспективе  или в средней мышино -
> газетной  перспективе,  есть  еще более мелкая перспектива, где вещи
> снова  делаются  реальными. Мне вспоминается эпизод из времен войны.
> Ну,   кто-то  в нас   стрелял, и  мы   как  можно    площе  лежали -
> это естественное  дело.    Сначала  было  неприятно,  что  стреляют,
> но   нельзя   постоянно   напрягаться,  постепенно  само  напряжение
> заставляет  расслабиться. Я лежал на животе, был месяц май, стреляли
> над головой, я делался как можно более плоским и смотрел перед собой
> на  единственное, что было: трава была. И вдруг меня поразило: какая
> сочная,  зеленая  трава, и два муравья ползли в ней, тащили какое-то
> зернышко.  И  я загляделся; и вот на этом уровне вдруг, оказывается,
> есть  жизнь,   нормальная,   цельная  жизнь.   Для  муравьев не было
> ни  пулеметов,    ни  стрельбы,   ни  войны,   ни  немцев -  ничего;
> была  крупица чего-то,   что составляло всю жизнь этих двух муравьев
> и их семейств.   И вот если бы мы умели   быть  более внимательными,
> то заметили бы,   что при самых тяжелых обстоятельствах можно  сойти
> на   уровень  -    даже  не  мыши,  а муравья, посмотреть и увидеть,
> что жизнь всё равно есть. Да, все трудности есть, но я дышу, я живу,
> и  тысячи вещей происходят, которые как бы вне досягаемости среднего
> уровня  жизни.    Такое  видение  истории   или  моей личной  жизни,
> или    семейной,   или    коллективной    жизни на  уровне   Божием,
> либо наоборот, на таком простом, скромном, человеческом уровне, куда
> не  достигает  многое, - это тоже начало созерцательного настроения;
> потому  что  это заставляет нас оторваться   (или предполагает,  что
> мы  оторвались)    от  напряжения  и  от суеты,  от взволнованности,
> от  того,  что  вся  проблема  сводится ко мне: я - в центре. Вокруг
> целый  мир,  бесконечно  расширяющаяся  вселенная,  а  я  в центре -
> крупица,  малюсенькая крупица,  но всё-таки центр.  В момент,  когда
> мы оторвались, мы можем смотреть и видеть сначала муравьев и мураву,
> а  потом  можно  увидеть,  что  все-таки и небо есть, и не всё время
> стреляют,  и  стреляли-то  полчаса - и не попали; масса вещей вдруг,
> оказывается,  есть, живых, простых, - потому что мы не каждую минуту
> умираем.   И  вот  в  этой  созерцательной  настроенности  слушания,
> видения,  чувствования     себя,   вдумчивости всё  сводится к тому,
> чтобы  научиться  смотреть  на  ткань  жизни, всматриваться в жизнь:
> свою,   чужую,  нашу  коллективную.  И  учиться  действовать  только
> вовремя.

> Это  я  опять-таки  поясню  образом. Вы,   наверное,  и участвовали,
> и  видели  хороводы.  Опоздав, юноша, девушка не кидаются в хоровод;
> если  сразу  кинется  - разлетится всё, разобьется ритм, прекратится
> движение.  Опоздавший останавливается, слушает пение; потом начинает
> двигаться  в  гармонии  с  пением  и с движением; и приходит момент,
> когда  весь  ритм,   вся песнь  хоровода так вошла в человека,   что
> он  может  включиться  в  хоровод  - и хоровод не дрогнет; он просто
> влился,  и  хоровод идет дальше. Вот так мы должны научиться глядеть
> на  жизнь  - свою, чужую, нашу: через Священное Писание, через такое
> глубокое  сочувствие,  сострадание  или сорадование с другими, чтобы
> можно было вступить, не сорвав этого танца, хороводного танца.
                [ Митрополит Сурожский Антоний.
                  СОЗЕРЦАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Беседа в Москве (1971)
                  www.mitras.ru/pered/pb_132.htm ]



        -------------------------------------
        * Параллели к еванг. чтению:
          Мф.24:1-3,6-8,15-21; Мк.13:1-4,7-8,14-19;
          эпизод N137 по "Брюссельскому согласованию"
         (www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#137)





См. к чтению из 2Тим.:
        * А.Даниель-Ропс: Богодухновенность Библии
                     www.messia.ru/rasylka/003/638.htm#0
        * Кс.Леон-Дюфур: БИБЛИЯ И ЛИТУРГИЯ
                     www.messia.ru/rasylka/002/276.htm#0
        * А.Мень: БОГОВДОХНОВЕННОСТЬ (БОГОДУХНОВЕННОСТЬ) БИБЛИИ
              www.krotov.info/library/bible/comm2/bogovdoh.html
                       

///~~~ смотри по теме евангельского чтения:
  * В.Н.Кузнецова: ученикам Мессии предстоят страдания...
                   www.messia.ru/rasylka/005/1357.htm#0
  * Яков Кротов: "Претерпевший до конца..."
     www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/10_22.htm
  * Прп. Исаак Сирин: Страдание и смирение
          www.messia.ru/rasylka/003/338.htm#0
  * свящ. Александр Мень - СУД МЕССИИ
     www.alexandrmen.ru/books/son_max/son_14.html
  * Он же: Суд Божий - теперь
          www.messia.ru/rasylka/004/1008.htm#0
  * митр. Сурожский Антоний: Встать перед судом совести
          www.messia.ru/rasylka/002/203.htm#0


+ + + Из Словаря святых Якова Кротова - Николай Мирликийский
                      www.messia.ru/rasylka/005/1356.htm#0
+ + + свящ. Александр Мень: проповедь в день памяти свт. Николая
                    www.krotov.info/library/13_m/myen/00139.html
         

Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20061219/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=19-12-2006



# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*стой на том, чему научился и в чём удостоверился.
 Ты знаешь, кто твои учителя,
 еще в младенчестве узнал Святое Писание,
 а оно способно своей мудростью научить тебя
 спасению через веру в Христа Иисуса.
 Всякое Писание боговдохновенно и полезно:
 оно помогает учить, обличать, исправлять,
 наставлять, как жить честной жизнью,
 так что каждый человек у Бога всем снабжен
 и подготовлен к любому доброму делу.
*Перед лицом Бога и Христа Иисуса,
 который скоро будет судить живых и мертвых,
 Его пришествием и Царством заклинаю:
 возвещай Весть, стой на посту в урочное и в неурочное время,
 исправляй, обличай, ободряй,
 никогда не теряя терпения, как добрый учитель.
 Ведь будет время, когда отступятся от подлинного учения
 и окружат себя целой кучей учителей,
 жаждая услышать то, что им не терпится услышать.
 Они заткнут свои уши для истины
 и отвернутся от нее, чтобы слушать небылицы.*
(2тим.3:14-4:4)
                                * * *
Иисус сказал:
"... будут хватать и преследовать вас,
 приводить на суд в синагоги и в тюрьмы бросать,
 будут приводить к царям и наместникам из-за Меня.
 Вот вам случай свидетельствовать обо Мне.
 Твердо помните: не обдумывайте заранее, как защищаться.
 Я вам дам такое красноречие и мудрость,
 что им не сможет ни противостоять, ни возразить
 никто из ваших противников. ...
 Будьте стойкими - и вы себя спасете".
(Лк.21:12-19)
                                * * *
'Нам обещано Царство, и ради него мы должны разжать пальцы!' (С.Тагуэлл)
             *********************************************

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/006/1710.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * *  Форум /гостевая книга сайта:    www.messia.ru/razd/forum.htm


Проект "Христианское просвещение"
нyждается в жертвователях/спонсорах...
          www.messia.ru/pomoch.htm#0
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»