=ежедневная рассылка *Мысли
о вере и Церкви*= Милость вам и мир от Бога, нашего Отца, и Господа Иисуса Христа! (Флп.1:2) * 06 декабря 2006 г. ст.ст., вторник 28-ой седмицы по Пятидесятнице. литургические чтения: 2Тим.3:16-4:4 или Евр.4:1-13; Лк.21:12-19 * (29-ой седм.). {Рождественский пост. Память свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских чудотворца (ок. 345)} > <...> Другой, не непосредственный подход к Живому Богу - это подход > к живому слову Божию, к Священному Писанию; при условии, что мы его > будем читать действительно, как мы читаем живое слово, > когда получаем письмо от человека, которого мы глубоко любим, каждое > слово которого для нас значительно, важно, каждое слово которого > мы будем потом носить в сердце, как песнь. Мы не разбираем > это письмо по словам да по слогам, мы не отмечаем, что здесь неясно > написана буква, а здесь должна быть запятая, а тут ошибка > в правописании. Мы слушаем, читаем это письмо, и слышим всю живую > человеческую душу. Каждое слово бедно по сравнению с тем, что > оно может нам дать. Это не означает, что мы читаем между строками; > это другого рода упражнение. Потому что между строками можно > вычитать то, чего человек в строку никогда не клал; а мы читаем > с таким открытым сердцем, с такой лаской, с такой любовью, > что сказанные слова звучат по-иному, причем звучат-то они, только > если мы любим. Если любви нет, мы их читаем с иным ударением. Помню > человека, который получил телеграмму от сына и пришел в уныние. > Показывает жене: Смотри, три недели отсутствовал, ни слова не писал, > а теперь прислал телеграмму: 'Папаша! Пришли мне денег!' Мать > посмотрела, говорит: Да нет, ты не так прочел; он пишет: 'Папаша, > пришли мне денег...' /На бумаге невозможно передать интонации: сухую > в первом чтении и нежную во втором (Примеч. ред.)/ > Мы можем так же бездарно или чутко читать Священное Писание. Можно > его разбирать, а можно его воспринять. И вот нам надо учиться > читать; надо читать, сознавая, что Сам Бог к нам обращается с этим > письмом. Что Он говорит мне в этом письме - моей душе, моему сердцу, > моему сознанию? К чему Он меня зовет? Причем не так: Вот, выделяю > заповеди и буду выполнять, принимаю к сведению и исполнению, - так > мы не читаем письма от любимых нами людей; а читать, как письмо, > где дышит человеческая жизнь, которую мы всю принимаем и на которую > отзываемся душой, телом - всем. > И еще нам нужно научиться созерцательно, то есть именно вдумчиво, > внимательно прислушиваясь, приглядываясь, относиться к жизни. Часто > жизнь нам представляется, как незаконченная ткань, и мы смотрим > на нее с изнанки, словно мышка, которая бежит, смотрит наверх > и видит: натянута ткань и какая-то нелепость; рисунка нет, всё > какие-то нитки висят в беспорядке. Мы порой смотрим на жизнь так, > и она нам кажется бессмысленной; мы с изнанки на нее глядим: > нет узора, нет цели, нет движения, только какие-то монотонные линии, > которые прерываются узлами, откуда висят неотрезанные нитки. Это > мы делаем просто потому, что жизнь видим на разных уровнях. Есть > Божий уровень, есть очень простой человеческий уровень, и есть > какой-то средний уровень, скажем, газетный. Жизнь по газете - > это выборка из всего, что может поразить человека. Если взять газету > и посмотреть, на что похож сегодняшний день в мире, то он состоит > из конфликтов разного рода. Личных конфликтов (украл, убил), > общественных конфликтов, военных конфликтов, конфликтов природы > (землетрясение, пожар и.т.д.). И все конфликты, - и без всякого > разрешения. Это в каком-то смысле видение ткани со стороны мыши. > Это видение, которое недостаточно большое и недостаточно маленькое. > Оно недостаточно большое, потому что нет ключа, который давал бы, > указывал бы перспективу и пропорцию вещей; все равно важно, лишь бы > было довольно жутко или поражало; и недостаточно мелко, потому что > это больше человеческого размера, но не на человеческий масштаб. > Есть другой подход; Библия, Священное Писание - это видение той же > истории человечества, но с совершенно странной точки зрения: > с Божией. Вот читаете Священное Писание. Царь такой-то правил сорок > шесть лет. 'А! - думает историк, - ну, тут-то можно что-нибудь > узнать, сорок шесть лет правил - что-нибудь да случилось'. Библия > нам говорит: в его время стали строить капища на верхушках гор, > и напали на Израиль соседи. И добрый историк пожимает плечами: > какой интерес в том, что строили капища на верхушках гор? Неужели > сорок шесть лет царствования сводились к тому, что это случилось? - > Именно, сводится к тому, ибо вся сущность его царствования в том, > что при нем люди отвернулись от Бога и начали строить капища. А всё > остальное - совершенно безразлично, потому что ничего не осталось > ни от царя, ни от его народа, ни от его городов, ни от того, > что было создано руками человеческими. Бог посмотрел - и это > действительно ужасно в каком-то отношении: сорок шесть лет жизни - > просто пустота. Лишь эти капища нам говорят: вот изменник; > отвернулся - и погиб. Тут совсем другое видение истории, > пророческое, священное видение истории. И в этом отношении Библия > не может заменить учебник истории, но она колоссально интересна, > потому что если взять параллельно это царствование в учебнике > истории и по Библии, вы видите: суд человеческий - и суд Божий, > масштаб человеческий - и Божий масштаб; что важно - что неважно, > что значительно - что незначительно. И это иногда заставляет > остановиться и крепко задуматься; потому что если вместо того, чтобы > сказать 'царь такой-то', вы скажете: 'Иван прожил шесть лет, и всё, > что в его жизни имеет какое-то значение, это то, что он построил > капище где-то у себя в душе', - это совершенно другое дело. Создал > себе идола: сводка целой человеческой жизни. > Есть и еще один масштаб, который нам очень хорошо известен, но > на который мы не обращаем достаточно внимания. Как бы мы ни смотрели > на историю, в самой широкой перспективе или в средней мышино - > газетной перспективе, есть еще более мелкая перспектива, где вещи > снова делаются реальными. Мне вспоминается эпизод из времен войны. > Ну, кто-то в нас стрелял, и мы как можно площе лежали - > это естественное дело. Сначала было неприятно, что стреляют, > но нельзя постоянно напрягаться, постепенно само напряжение > заставляет расслабиться. Я лежал на животе, был месяц май, стреляли > над головой, я делался как можно более плоским и смотрел перед собой > на единственное, что было: трава была. И вдруг меня поразило: какая > сочная, зеленая трава, и два муравья ползли в ней, тащили какое-то > зернышко. И я загляделся; и вот на этом уровне вдруг, оказывается, > есть жизнь, нормальная, цельная жизнь. Для муравьев не было > ни пулеметов, ни стрельбы, ни войны, ни немцев - ничего; > была крупица чего-то, что составляло всю жизнь этих двух муравьев > и их семейств. И вот если бы мы умели быть более внимательными, > то заметили бы, что при самых тяжелых обстоятельствах можно сойти > на уровень - даже не мыши, а муравья, посмотреть и увидеть, > что жизнь всё равно есть. Да, все трудности есть, но я дышу, я живу, > и тысячи вещей происходят, которые как бы вне досягаемости среднего > уровня жизни. Такое видение истории или моей личной жизни, > или семейной, или коллективной жизни на уровне Божием, > либо наоборот, на таком простом, скромном, человеческом уровне, куда > не достигает многое, - это тоже начало созерцательного настроения; > потому что это заставляет нас оторваться (или предполагает, что > мы оторвались) от напряжения и от суеты, от взволнованности, > от того, что вся проблема сводится ко мне: я - в центре. Вокруг > целый мир, бесконечно расширяющаяся вселенная, а я в центре - > крупица, малюсенькая крупица, но всё-таки центр. В момент, когда > мы оторвались, мы можем смотреть и видеть сначала муравьев и мураву, > а потом можно увидеть, что все-таки и небо есть, и не всё время > стреляют, и стреляли-то полчаса - и не попали; масса вещей вдруг, > оказывается, есть, живых, простых, - потому что мы не каждую минуту > умираем. И вот в этой созерцательной настроенности слушания, > видения, чувствования себя, вдумчивости всё сводится к тому, > чтобы научиться смотреть на ткань жизни, всматриваться в жизнь: > свою, чужую, нашу коллективную. И учиться действовать только > вовремя. > Это я опять-таки поясню образом. Вы, наверное, и участвовали, > и видели хороводы. Опоздав, юноша, девушка не кидаются в хоровод; > если сразу кинется - разлетится всё, разобьется ритм, прекратится > движение. Опоздавший останавливается, слушает пение; потом начинает > двигаться в гармонии с пением и с движением; и приходит момент, > когда весь ритм, вся песнь хоровода так вошла в человека, что > он может включиться в хоровод - и хоровод не дрогнет; он просто > влился, и хоровод идет дальше. Вот так мы должны научиться глядеть > на жизнь - свою, чужую, нашу: через Священное Писание, через такое > глубокое сочувствие, сострадание или сорадование с другими, чтобы > можно было вступить, не сорвав этого танца, хороводного танца. [ Митрополит Сурожский Антоний. СОЗЕРЦАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Беседа в Москве (1971) www.mitras.ru/pered/pb_132.htm ] ------------------------------------- * Параллели к еванг. чтению: Мф.24:1-3,6-8,15-21; Мк.13:1-4,7-8,14-19; эпизод N137 по "Брюссельскому согласованию" (www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#137) См. к чтению из 2Тим.: * А.Даниель-Ропс: Богодухновенность Библии www.messia.ru/rasylka/003/638.htm#0 * Кс.Леон-Дюфур: БИБЛИЯ И ЛИТУРГИЯ www.messia.ru/rasylka/002/276.htm#0 * А.Мень: БОГОВДОХНОВЕННОСТЬ (БОГОДУХНОВЕННОСТЬ) БИБЛИИ www.krotov.info/library/bible/comm2/bogovdoh.html ///~~~ смотри по теме евангельского чтения: * В.Н.Кузнецова: ученикам Мессии предстоят страдания... www.messia.ru/rasylka/005/1357.htm#0 * Яков Кротов: "Претерпевший до конца..." www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/10_22.htm * Прп. Исаак Сирин: Страдание и смирение www.messia.ru/rasylka/003/338.htm#0 * свящ. Александр Мень - СУД МЕССИИ www.alexandrmen.ru/books/son_max/son_14.html * Он же: Суд Божий - теперь www.messia.ru/rasylka/004/1008.htm#0 * митр. Сурожский Антоний: Встать перед судом совести www.messia.ru/rasylka/002/203.htm#0 + + + Из Словаря святых Якова Кротова - Николай Мирликийский www.messia.ru/rasylka/005/1356.htm#0 + + + свящ. Александр Мень: проповедь в день памяти свт. Николая www.krotov.info/library/13_m/myen/00139.html Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20061219/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=19-12-2006 # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *стой на том, чему научился и в чём удостоверился. Ты знаешь, кто твои учителя, еще в младенчестве узнал Святое Писание, а оно способно своей мудростью научить тебя спасению через веру в Христа Иисуса. Всякое Писание боговдохновенно и полезно: оно помогает учить, обличать, исправлять, наставлять, как жить честной жизнью, так что каждый человек у Бога всем снабжен и подготовлен к любому доброму делу. *Перед лицом Бога и Христа Иисуса, который скоро будет судить живых и мертвых, Его пришествием и Царством заклинаю: возвещай Весть, стой на посту в урочное и в неурочное время, исправляй, обличай, ободряй, никогда не теряя терпения, как добрый учитель. Ведь будет время, когда отступятся от подлинного учения и окружат себя целой кучей учителей, жаждая услышать то, что им не терпится услышать. Они заткнут свои уши для истины и отвернутся от нее, чтобы слушать небылицы.* (2тим.3:14-4:4) * * * Иисус сказал: "... будут хватать и преследовать вас, приводить на суд в синагоги и в тюрьмы бросать, будут приводить к царям и наместникам из-за Меня. Вот вам случай свидетельствовать обо Мне. Твердо помните: не обдумывайте заранее, как защищаться. Я вам дам такое красноречие и мудрость, что им не сможет ни противостоять, ни возразить никто из ваших противников. ... Будьте стойкими - и вы себя спасете". (Лк.21:12-19) * * * 'Нам обещано Царство, и ради него мы должны разжать пальцы!' (С.Тагуэлл) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/006/1710.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm Проект "Христианское просвещение" нyждается в жертвователях/спонсорах... www.messia.ru/pomoch.htm#0 |
|||||
|