=ежедневная рассылка *Мысли
о вере и Церкви*=
Христос рождается - славьте!
Христос с Небес - встречайте!
Христос на Земле - воспряньте!
Пойте Господу по всей Земле!
* 20 декабря 2006 г. ст.ст., вторник 30-ой седмицы по Пятидесятнице.
литургические чтения: Евр.9:8-10,15-23
или Евр.12:25-26;
13:22-25;
Мк.10:2-12
* (31-ой седм.).
{Рождественский пост.
Память сщмч. Игнатия Богоносца (107);
прав. Иоанна Кронштадского, чудотворца (1908)}
см. предыдущие части в выпусках
www.messia.ru/rasylka/006/1568.htm#0
и
www.messia.ru/rasylka/006/1597.htm#0
> Хотя <свт.> Григорий
<Богослов> никогда не говорит о браке
> как нечистоте, в некоторых
текстах безбрачие противопоставляется
> браку как +чистота+ (agneia): "Допускаю
брак, но избираю чистоту", -
> говорит он о себе.{} В стихотворении
"К девам" Григорий пишет:
-> Похвален для тебя
брак, но нерастленность выше;
-> брак - извинение
страсти; чистота же есть светлость;
-> брак - отец святых,
а чистота - служение (Богу);
-> ее и прежде, в установленные
времена, уважали
-> Адам в раю, Моисей
на горе Синай,
-> Захария, отец Предтечи,
когда священнодействовал...
-> Когда был закон,
и тени, и временные служения,
-> тогда и брак имел
первенство, как всё еще младенчество;
-> когда же буква отступила,
и ее место занял дух,
-> когда Христос пострадал
плотью, произойдя от Девы,
-> тогда воссияла и
чистота, отсекающая мир,
-> из которого мы должны
вместе со Христом перейти в горнее".{}
> В цитированном тексте
развивается мысль о постепенном раскрытии
> идеала девства
в ходе человеческой истории: эта
мысль
> была высказана, в частности,
св. Мефодием Олимпийским. Согласно
> последнему, когда человечество
находилось в своем младенческом
> возрасте, Бог попускал
людям вступать в супружество даже со своими
> сестрами, однако по
мере его возрастания Бог через пророков
> и законодателей постепенно
вводил запреты на кровосмешение
> и многоженство. Идеал
единобрачия проповедовался пророками, однако
> это был лишь переходный
этап, на котором человечество готовилось
> к восприятию тайны девства и целомудрия,
раскрывшейся в жизни Иисуса
> Христа.{} Именно Христос является
родоначальником девства как образа
> жизни совершенных:
-> Ибо надлежало Архиерею,
Архипророку и Архангелу называться также
-> и Архидевственником. В
древности человек еще не был совершенным
-> и потому не был в
состоянии вместить то совершенство, каким
-> является девство. Он, сотворенный "по
образу" Божию, имел еще нужду
-> в том, чтобы стать "по
подобию". Для исполнения этого посланное
-> в мир Слово сначала приняло наш образ,
запятнанный многими грехами,
-> чтобы мы... могли опять
получить образ Божественный... Для этого
-> Он, будучи Богом, и захотел
облечься в человеческую плоть, чтобы
-> и мы, взирая как бы на картине
на божественный образ жизни, могли
-> подражать Тому, Кто нарисовал ее.{}
> Григорий Богослов повторяет
мысли св. Мефодия, говоря о том,
> как тайна девства, прообразованная
в Ветхом Завете, была полностью
> явлена в Новом Завете,
когда Христос родился от Девы и избрал
> образ жизни девственника.
Григорий тоже сравнивает Бога
> с Живописцем, начертавшим для людей
образ девственной жизни:
-> Как человек, который
на картине изображает бездушные подобия,
-> сначала легкими
и неясными чертами
-> оттеняет образ (eidos),
а потом
-> разными красками
выводит полное изображение (morphen);
-> так и девство, достояние
всегда существуюшего Христа,
-> прежде являлось
в немногих (людях), и, словно тень -
-> пока еще царствовал
закон - живописуемое слабыми красками,
-> в немногих (чертах)
возгоралось сокровенным светом.
-> Но когда Христос
пришел через Матерь чистую,
-> девственную, незамужнюю,
богобоязненную, нескверную...
-> тогда светлое девство
воссияло для людей,
-> отрешенное от мира
и отрешающее (от себя) немощный мир,
-> столь же предпочтительное
браку и житейским узам,
-> сколь душа предпочтительнее
плоти...
->
и Бог совершеннее человека.
-> И вокруг светозарного
Царя предстоит сонм непорочный,
-> небесный, от земли
убегающий, чтобы быть богом,
-> христоносный, служитель
Креста, презритель мира,
-> умерший для земного,
заботящийся о небесном.
-> Это - светильники
миру, светлейшие зеркала света:
-> они видят Бога,
а Бог - их, и они - Божии.{}
> Здесь девство
представлено как путь к боговидению и обожению.
> Если брак свойствен земному
человеку, то девство является одной
> из характеристик человека
обоженного: и Божия Матерь была Девой,
> и Христос был девственником.
Более того, девство и чистота присущи
> самой природе Божества. В этом
смысле Григорий говорит, что "первая
> дева есть чистая Троица".{}
В Троице есть и любовь, и чадородие:
> три Лица Святой Троицы
объединены любовью Друг к Другу, и Отец
> превечно рождает Сына;
однако природе Божества чужда страстность,
> являющаяся неизбежной принадлежностью
человеческого брака. Любовь
> царствует также между
ангелами, однако и у них нет "ни брака,
> ни скорбей, ни забот,
ни страстей..."{} Любовь, наконец, объединит
> всех, кто после всеобщего воскресения
войдет в Небесное Царство, где
> "не будут ни жениться,
ни замуж выходить, но будут, как ангелы
> на небесах".{Мр.12:24}
> Таким образом, и в
браке, и в безбрачии Григорий видит путь
> к богообщению, необходимым
условием которого является возрастание
> человека в любви.
Смысл брака не ограничивается деторождением:
> его сущность - во взаимной любви
супругов, перерастающей в любовь
> к Богу. Точно так
же и безрачие не есть только воздержание
> от полового общения, но
прежде всего стяжание любви к Богу, союз
> со Христом. Григорий ставит девство
выше брака, однако делает акцент
> на целомудрии, необходимом
и в браке, и в девстве. Только полная
> и интегральная любовь - к Богу,
к другому человеку +и+ к Богу,
> или к Богу +через+ другого
человека - может привести христианина
> к обожению и сделать его душу невестой
Христа.
[ игумен
Иларион (Алфеев).
Жизнь
и учение св. Григория Богослова (II.3)
www.krotov.info/libr_min/a/alfeev1/2_07.html
]
-------------------------------------
* Параллели к еванг. чтению:
Мф. 19:3-12; Лк.16:18; 1Кор.7:10;
эпизод N118 по "Брюссельскому согласованию"
(www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#118)
+ + +
• Иоанн Мейендорф: Брак по учению Христа
www.messia.ru/rasylka/006/1370.htm#0
• см. тж. его же работу БРАК В ПРАВОСЛАВИИ
www.krotov.info/library/m/meyendrf/brak.html
• ПОСЛЕДОВАНИЕ ВЕНЧАНИЯ
в переводе на русский иером. Амвросия (Тимрота)
www.azbyka.ru/bogosluzhenie/trebnik/treb08.htm
• свящ. Александр Мень: брак в христианстве
www.messia.ru/rasylka/005/1022.htm#0
• Клайв Стейплз Льюис: Изобретатель человека сказал...
www.messia.ru/rasylka/002/297.htm#0
• Он же: Брак. Влюбленность. Верность
www.messia.ru/rasylka/003/659.htm#0
• Яков Кротов: жестокосердие, одиночество, развод,
Другой
www.messia.ru/rasylka/002/183.htm#0
• Дж.А.Т.Робинсон:
нет ничего, что было бы "порочным" само
по себе...
www.messia.ru/rasylka/002/151.htm#5
• Свт. Иоанн Златоуст: запрет развода
www.messia.ru/rasylka/005/1339.htm#0
• Альфонсо Лопес Кинтас о смысле и ценности супружеской
любви
www.messia.ru/r2/1/326.htm#0
(и продолжения - по ссылке "продолж. темы"
внизу страницы,
до вып. N 339)
• Николай Бердяев: евангельский радикальный переворот
www.messia.ru/rasylka/002/248.htm#0
+++ к апостольскому чтению (об искуплении):
+ + + К.С.Льюис: Христово искупление - покаяние за нас
www.messia.ru/rasylka/006/1377.htm#0
+ + + статья "Искупление" в СЛОВАРЕ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ
www.messia.ru/rasylka/iskuplenie-sbb.txt
+ + + свящ. Александр Мень: искупление - выкуп
www.messia.ru/rasylka/004/1015.htm#0
(полностью "беседа об искуплении":
www.alexandrmen.ru/books/mdc/mdc5_08.html)
+ + + Он же - главка ИСКУПИТЕЛЬ в кн. "СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ"
www.alexandrmen.ru/books/son_max/son_10.html#bm1003
+ + + в его книге "ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ", т.1 гл. 5,
www.alexandrmen.ru/books/histrel/hr_1_05.html,
см. главку
'Ветхозаветный евангелист'
+ + + о том же в кн. ВЕСТНИКИ ЦАРСТВА БОЖИЯ
www.alexandrmen.ru/books/tom5/5_gl_17.html
+ + + иг. Иларион Алфеев: Искупление - выкуп. Кому?
www.messia.ru/rasylka/003/652.htm#0
+ + + Яков Кротов: Жертва Христова
www.messia.ru/r2/0/16.htm#0
+ + + теме "Искупления" посвящена 1-я сказка "Хроник Нарнии"
К.С.Льюиса - "Лев, Колдунья и ..."
на lib.aldebaran.ru/ (с оглавлением)
http://lib.ru/LEWISCL/narn2.txt
(txt, одним файлом)
Чтения этого дня в трех русских переводах,
на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20070102/orth?cont=rv_ru
Этот день в календаре РПЦ:
www.canto.ru/calendar/day.php?date=02-01-2007
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах
-
в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы...
#
--
Желаю всяческих успехов!
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru
Александр Поляков, священник
ICQ # 112678438
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
---------------------------------------------
*Пришли к Иисусу фарисеи и задали вопрос, желая испытать Его:
"Может ли по Закону мужчина развестись с женой?"
Иисус спросил: "А что вам заповедал Моисей?"
Они ответили:
"Моисей позволил развестись с женою, дав ей разводное свидетельство".
Иисус возразил:
'Моисей написал вам такую заповедь,
потому что сердц`а у вас черствы и упрямы.
Но с самого начала, со времен сотворения мира,
Бог "создал мужчину и женщину.
Поэтому оставит человек отца и мать и привяжется к жене,
и станут двое одной плотью".
Итак, их уже не два человека, а одно существо.
То, что соединил Бог, пусть человек не разлучает'.
А в доме ученики спросили Его о том же.
Иисус ответил:
"Кто разведется с женой и женится на другой,
тот согрешит, нарушив супружескую верность.
И если женщина разведется с мужем и выйдет за другого,
то она совершит тот же грех".* (Мк.10:2-12)
* * *
*Христос - посредник в Новом Договоре с Богом.
Смерть Христа стала выкупом, освобождающим от грехов,
совершенных во время действия первого договора,
чтобы призванные могли получить вечное наследие, обещанное Богом.*
(Евр.9:15)
*********************************************
* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/007/1724.htm#0
Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm
Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
www.messia.ru/pomoch.htm#0
|