=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=


Христос рождается - славьте!
          Христос с Небес - встречайте!
                    Христос на Земле - воспряньте!
                              Пойте Господу по всей Земле!



* 23 декабря 2006 г. ст.ст., пятница.
  /литургии в этот день не бывает/
  чтения на часах: Евр.1:1-12; Мф.1:18-25;
                   Гал.3:23-29; Лк.2:1-20;
                   Евр.1:10-14; 2:1-3; Мф.2:1-12;
                   Евр.2:11-18; Мф.2:13-23.
  {Рождественский пост}



>                     3.19-25 ЗАЧЕМ БЫЛ ДАН ЗАКОН?

> 19  Для чего же тогда Закон?  Он был добавлен в связи
>     с преступлениями. Он действовал до тех пор, пока не пришел
>     'Потомок', к которому относится обещание. Закон установлен
>     через ангелов и с помощью посредника. (20) Но посредник нужен
>     только там, где есть две договаривающиеся стороны. Бог же один!

> 21 Так значит, Закон противоречит обещаниям Бога? Ни в коем случае!
>    Ведь если бы люди получили Закон, способный давать жизнь,
>    их оправдание, конечно же, полностью зависело бы от исполнения
>    Закона. (22) Но Писание говорит, что все во власти греха, так что
>    обещание дается только через веру в Иисуса Христа и только тем,
>    кто верит.

> 23  Пока не настало время веры, мы были заключены под стражу Закона
>     до явления грядущей веры. (24) Итак, Закон был к нам приставлен,
>     как суровый воспитатель, до тех пор, пока не пришел Христос,
>     чтобы мы были оправданы за веру. (25) А когда настало время
>     веры, мы вышли из-под надзора воспитателя.

>             --------------------------------------------------------
>                *19 +добавлен+ - в некоторых рукописях: 'установлен'.
>             *21 +обещаниям Бога+ - во многих рукописях: 'обещаниям'.

>             --------------------------------------------------------
>                 *19 || Рим 5.20; Деян 7.38; Евр 2.2 *21 || Рим 8.2-4
>             *22 || Рим 3.11-19; 11.32 *23 || Гал 4.3 *24 || Рим 10.4


<.....>

> Ст.  21  - =Так значит, Закон противоречит обещаниям Бога? Ни в коем
> случае!=  -  Всё  то,  что  было сказано выше,  казалось,  подводило
> к  противоположному  выводу:   да,   Закон  противоречит  обещаниям.
> Но  мысль  Павла течет по иным, каким-то более сложным и прихотливым
> путям,    и     мы    вдруг получаем   неожиданный    ответ.   Павел
> своим   решительным  ='ни  в  коему  случае!'=   даже  такой   мысли
> не  допускает.  В Письме галатам и особенно в Письме римлянам видно,
> что  у  апостола  было неоднозначное отношение к Закону, может быть,
> еще до конца не сложившееся.

> =Ведь  если  бы   люди  получили  Закон,    способный  давать жизнь,
> их  оправдание,  конечно  же,  полностью  зависело  бы от исполнения
> Закона=  -   Снова повторен главный аргумент всей дискуссии.   Закон
> не является средством оправдания (см. коммент. на 3.11), он не может
> привести  людей к гармоническим отношениям с Богом, не может дать им
> жизнь - истинную, духовную жизнь. Ср. 2.21; 2Кор 3.6.

> Ст.  22  - =Но Писание говорит, что все во власти греха= - дословно:
> 'Но   Писание  всё  заключило  под  грех'.  Здесь  апостол  начинает
> объяснять, почему Закон всё же был нужен и почему он не противоречит
> обещаниям Бога.

> Что  Павел  имеет   в  виду,   говоря  о  =Писании=?  В Новом Завете
> и в других письмах Павла это слово выступает в разных значениях. Это
> может  быть  совокупность  книг  Священного  Писания Ветхого Завета,
> иногда  так  назван  Закон.  В некоторых случаях Писанием называется
> некий  конкретный  отрывок.   Большинство   комментаторов склоняется
> к  тому, что в данном случае Павел имеет в виду процитированный выше
> текст  Втор  27.26. Он объявляет, что все люди являются нарушителями
> Закона и поэтому находятся под властью греха. См. также Рим 3.9-18.

> =Все=  -  в  греческом тексте это слово среднего рода множественного
> числа.   У  среднего рода  б`ольшая  сила  обобщения: имеются в виду
> не  только люди, но и вся совокупность их дел; различия между людьми
> стираются,   так  что  слово 'все' можно было бы перевести как  'все
> без  исключения'.   Если Павел действительно имел в виду Втор 27.26,
> в таком случае =грех= является синонимом слова 'проклятие'.

> Итак,  апостол  утверждает,   что задачей Закона было привести  всех
> и  вся  под  власть  греха и проклятия. Это значит, что Закон как бы
> ставит  человека  перед зеркалом и показывает ему всю неприглядность
> его  поведения. У человека, узнавшего от Закона о своей греховности,
> уже не может быть  самооправданий.  Следовательно,   цель  Закона  -
> дать  человеку  знание  о  грехе  и  сообщить  ему о  том,   чем ему
> это  грозит.  Закон  диагностирует  грех,  но не лечит его. Это роль
> справедливого, но немилосердного судьи.

> Вот  почему  Закон  не вступает в противоречие с Божьими обещаниями.
> Ведь  у  него  другая    задача, он    действует  в  другой   сфере,
> не соприкасаясь и не пересекаясь  со сферой обещания   (см. ст. 19 -
> 'в связи с преступлениями').

> =Так  что обещание дается только через веру в Иисуса Христа и только
> тем,  кто верит= - Обещание Бога связано с верой в Иисуса Христа или
> с  Его  верностью  Богу  (см.  коммент.  на  2.16). Только через эту
> веру/верность  можно  получить  обещанное  Аврааму и  его  потомкам.
> А  истинные   'потомки  Авраама'  -   это    те,  кто верит (ст. 7),
> и их наследием будет вечная жизнь.

> В  греческом  языке это предложение вводится союзом 'х`ина', который
> обычно  вводил предложения цели, хотя в Новом Завете он неоднократно
> употребляется  для  указания  на  следствие  (так  он  понят  в этом
> переводе).  Но  если  его значение целевое, то перевод будет звучать
> следующим  образом: 'чтобы обещание было дано только через веру...'.
> В  таком случае смысл предложения немного меняется: 'Целью Бога было
> отдать  всех под осуждение Закона, потому что Он пожелал спасти всех
> иным способом - не через Закон, а через веру'.

> Ст.  23  - =Пока не настало время веры, мы были заключены под стражу
> Закона  до  явления грядущей веры= - Закон носит временный характер,
> о  чем уже говорилось в ст. 19. Его эпоха сменяется новой эрой веры,
> недаром это подчеркнуто двукратным повторением слова 'вера': им этот
> стих  начинается и им же заканчивается. Слово ='вера'= здесь значит:
> 'Радостная  Весть  о Христе'; ср. ст. 19: '[Закон] действовал до тех
> пор, пока не пришел -Потомок_'.

> Ст.  22  и  23  связаны  между  собой  тем,  что в обоих есть глагол
> 'заключать'.   Но   если раньше  говорилось о судебной роли  Закона,
> то  здесь  на первый план выходит другая его функция. =Под стражу= -
> Так   переведен  греческий  глагол  'брать  под  стражу,  сторожить;
> охранять'.  Глаголы  мало  отличаются  по  смыслу, но все же оттенок
> здесь иной: Закон не только судья, но он еще и охраняет, надзирает.

> Люди  под  властью  Закона  -  рабы,  вера же дает человеку истинную
> свободу. 'Где Дух Господа, там свобода' (2Кор 3.17).

> Ст. 24 - =Итак, Закон был к нам приставлен, как суровый воспитатель,
> до  тех  пор, пока не пришел Христос= - Образы тюремщика и охранника
> сменяются  другим  -  более положительным, но сохраняющим ту же идею
> подчинения   и  несвободы.   =Суровый  воспитатель=   -  в греческом
> это  слово  'пайдагог`ос',  в синодальном переводе - перевод-калька:
> 'детоводитель'.   В   богатых   семьях  к  детям  назначался  старый
> доверенный раб, в обязанность которого входило водить детей в школу,
> наблюдать   за тем,  как они учат  уроки,   как ведут  себя, иногда,
> по  приказу  учителя  или отца,   они наказывали их  за провинности.
> {В России такие обязанности некогда возлагались на дядьку (вспомните
> Савельича  из 'Капитанской  дочки' А.С.Пушкина).}          'Педагог'
> был   излюбленным    комическим   персонажем   греческих    комедий,
> он  изображался  грубым и невежественным человеком, дети боялись его
> и  ненавидели.  В  'Законах'  Платон утверждает,  что   как животные
> 'не могут  существовать  без  пастуха,   так и дети  не  могут  жить
> без  'педагогов',   а  рабы без господ'.  'Педагог' не был учителем,
> он  раб, и с ним надо было обращаться, как с рабом. Иногда это слово
> употреблялось и в переносном значении, с положительным смыслом: так,
> например,  в  Талмуде 'педагогами' Израиля назывались Моисей, Аарон,
> Мариам,  Давид, Иеремия и сам Закон. Но неважно, в отрицательном или
> в  положительном  свете  воспринимался 'педагог', - главное было то,
> что  с ним связаны понятия зависимости, несвободы, несовершеннолетия
> и  временности. Когда дети вырастут, им больше не нужен этот суровый
> воспитатель,  его время закончилось. Так и люди, поверившие в Иисуса
> Христа, обретут духовную зрелость, вырастут и освободятся от надзора
> Закона.

> =Пока  не  пришел  Христос=  -  В старых переводах греческий предлог
> 'эйс'  понимался как предлог, указывающий направление: 'детоводитель
> к   Христу'.   Если  бы  это  предложение  стояло  особняком,  смысл
> действительно  был  бы  таким.  Но  сейчас  почти  все  комментаторы
> предпочитают  видеть  в  этом  предлоге временн`ое  значение,    как
> и  в предыдущем стихе. Такое понимание значения предлога обусловлено
> контекстом:  Павел  здесь  говорит  о  сменяющих друг друга периодах
> истории  спасения, о том, что вместо эпохи Закона приходит эра веры,
> свободы, Духа, Христа.

> =Чтобы  мы  были  оправданы за веру= - В этом письме уже многократно
> говорилось  о  том, что оправдание дается только за веру. С приходом
> Христа исполняется обещание, данное Аврааму и его потомкам.

> Ст.  25  -  =А  когда  настало  время  веры, мы вышли из-под надзора
> воспитателя=  -  Наступление  эпохи  веры означало духовную зрелость
> верующих. Вот почему им уже не нужен воспитатель-'педагог'.
                [ В.Н.Кузнецова. КОММЕНТАРИЙ НА ПИСЬМО ЦЕРКВАМ ГАЛАТИИ
                  // М.: ОПУОПАМ, 2003. Стр.124-137 ]


+ + + Продолжение комментария: Во Христе все едины! (Гал.3:26-29)
                                www.messia.ru/rasylka/003/563.htm
 + + +  Мартин Лютер:
         духом - в единстве со Христом, плотью - под Законом
                           www.messia.ru/rasylka/002/208.htm
  + + + Яков Кротов: правота неверия
         www.messia.ru/rasylka/005/1278.htm


Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20070105/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=05-01-2007
 


***************************************************************** * *
  к чтениям навечерия Рождества Христова
   (завтра; Евр.1:1-12; Лк.2:1-20)
         www.messia.ru/rasylka/006/1373.htm#0
   (Митрополит Сурожский Антоний, Л.И.Болеславский;
    ссылки на тексты Г.К.Честертона; Мартина Лютера)
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *


# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Многократно и многообразно говоривший в прошлом
 с нашими отцами через пророков,
 Бог в эти последние дни говорил с нами через Сына.
 Ему Он отдал в наследие мир, с Его помощью сотворил всю вселенную.
 Сын есть сияние славы Бога и отпечаток самой Его сущности.
 Он управляет вселенной Своим могучим словом.
 Совершив очищение грехов,
 Он сел по правую руку Божественного величия в небесах,
 став настолько же выше ангелов,
 насколько имя, унаследованное Им, выше их имен.* (Евр.1:1-4)
                                * * *
*И когда Иосиф и Мариам были в Вифлееме, ей пришло время родить.
 Она родила сына-первенца, спеленала его и положила в ясли для скота,
 потому что в гостинице места им не нашлось.
 Неподалеку от тех мест были пастухи,
 они жили в поле и сторожили ночью на пастбище стадо.
 Перед ними предстал ангел Господень,
 и сияние славы Господней озарило их.
 Их охватил великий страх. Но ангел сказал им:
 "Не бойтесь!
  Я несу вам радостную весть - великую радость для всего народа.
  Сегодня в городе Давида родился ваш Спаситель - Помазанник, Господь!
  Вот вам знак: вы найдете ребенка, который лежит спеленутый в яслях".
 И вдруг рядом с ангелом предстало небесное воинство, восхвалявшее Бога:
 "Слава Богу в вышних небесах!
 Мир на земле людям, которых Он возлюбил!"
 Когда ангелы вернулись на небо, пастухи стали говорить друг другу:
 "Пойдемте в Вифлеем, посмотрим на то, что там случилось
  и о чём поведал нам Господь".
 Они поспешно отправились в путь
 и нашли Мариам с Иосифом и ребенка, лежащего в яслях.
 Увидев его, они рассказали то, что им было сказано об этом ребенке.
 Рассказ пастухов удивил всех, кто его слышал.
 Но Мариам всё запоминала и размышляла об этом.
 А пастухи вернулись назад, прославляя и восхваляя Бога
 за всё, что им довелось увидеть и услышать:
 всё было так, как сказал им ангел.* (Лк.2:6-20)
             *********************************************

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/007/1727.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * *  Форум /гостевая книга сайта:    www.messia.ru/razd/forum.htm


Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
          www.messia.ru/pomoch.htm#0



 -----------------------------------------------------
 | другие мои рассылки:                              |
 |** "СЛОВО БОЖИЕ ДЕНЬ ЗА ДНЕМ"                      |
 | Прочитать описание и подписаться можно здесь:     |
 |                             www.messia.ru/r3/#0 |
 |**                                                 |
 |"ХРИСТИАНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: ДОСТУПНО О ХРИСТИАНСТВЕ"|
 | Прочитать ее описание и подписаться можно здесь:  |
 |                             www.messia.ru/r2/#0 |
 -----------------------------------------------------

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»