=ежедневная рассылка *Мысли
о вере и Церкви*=
Христос рождается - славьте!
Христос с Небес - встречайте!
Христос на Земле - воспряньте!
Пойте Господу по всей Земле!
* 26 декабря 2006 г. ст.ст.,
понедельник 31-ой седмицы по Пятидесятнице.
литургические чтения: Евр.11:17-23,27-31
или Иак.2:14-26;
Мк.10:46-52
* (32-ой седм.).
{Попразднство Рождества. Память родителей Богородицы Иоакима
и Анны,
прав. Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня}
(окончание текста из предыдущего выпуска)
> Рождество, пожалуй, самое
видимое, телесно ощутимое из церковных
> празднеств. Его тотчас
узнают по рождественской елке, явившейся
> из каких-то давних северных
языческих культов и спокойно, ласково
> вписавшейся в христианский
быт, но, более всего, по зримому образу
> Рождества - вертепу. 'Пойдем и посмотрим',
- сказали пастухи в ответ
> на благовестие Ангелов,
и множество поколений вослед пастухам.
> Вертеп - домашний, интимный
образ тайны спасения. Здесь ее можно
> увидеть воочию: вот грот, где родился
Спаситель, вот хлев, вот Мария
> с Иосифом, солома в
яслях, волы, овцы, чуть поодаль пастухи
> и волхвы, пришедшие поклониться
Младенцу. И над ними изображение
> распахнутого звездного неба
с одной особенной звездой, некогда
> послужившей вести о рождении
Сына Божия и остановившейся над самой
> Его колыбелью. И
как будто ниточка чудного света протягивается
> от взгляда новорожденного
Бога-Слова к этой звезде. Космос здесь
> перестает быть пугающим
('дальность этих звезд ужасает меня', -
> писал когда-то Паскаль),
над Вифлеемской пещерой он становится
> близким, мудрым и добрым.
> Вертеп - пластическая
икона и одновременно застывшее действо,
> которое словно творится
заново в каждом храме, у каждого семейного
> очага. Это малая христианская
модель вселенной, где незримо
> присутствует молитвенная община или
семья, которая вместе с волхвами
> и пастухами по-своему соучаствует
в таинстве воплощения Бога-Слова.
> На Западе существует особое
ремесло устроения вертепов, но порой
> из ремесла вырастает
настоящее искусство, вбирающее в себя 'быт
> и нравы' и весь мир людей, мастерящих
эти очаги памяти и теплоты.
> И все они разные,
эти пластические иконы. Знатоки легко могут
> отличить итальянский
вертеп от немецкого, а
перуанский
> от мексиканского. Потому что
каждый народ и даже каждая семья может
> выразить эту интимность тайны по-своему.
> Самым первым вертепом была когда-то
пещера в Вифлееме. Святая Елена,
> мать Константина - императора,
даровавшего Церкви свободу, -
> воздвигла над этой пещерой
базилику, которая после ряда перестроек
> сохранилась до сих пор.
Первый рукотворный вертеп был устроен
> в VI веке в знаменитой церкви Санта
Мария Маджоре в Риме, которая
> до сих пор остается одним из главных
его соборов. Однако ни пещера
> в Вифлееме, ни вертеп в Санта Мария
Маджоре не могли придти в каждый
> дом и освятить собою каждый
семейный очаг. Считается, что традиция
> устроения своего малого
домашнего вертепа на Западе восходит
> к святому Франциску Ассизскому.
Она началась с вертепа в Греччо,
> в 1223 году, о чем рассказывает Фома
из Челано в своем жизнеописании
> святого.
> 'Смирение, которое Христос явил в
Воплощении, и любовь, явленная Его
> Страстями, столь глубоко врезались
в память блаженного Франциска, -
> пишет Фома, - что он почти не мог
и думать о чем-либо ином. И потому
> достойно памяти то, что
святой сотворил за три года до славной
> кончины своей в Греччо в день Рождества
Господня.
> Был в том городке человек
по имени Джованни, доброй репутации
> и прекрасной жизни, и был он дорог
блаженному Франциску, ибо, будучи
> знатен и весьма почитаем
в своих краях, предпочитал благородство
> духа благородству плоти.
За две недели до Рождества блаженный
> Франциск позвал его по
обыкновению к себе и сказал: "Если хочешь,
> чтобы мы отпраздновали
в Греччо Рождество Иисуса, сделай то, что
> я скажу тебе". И Франциск рассказал
ему, что хочет устроить все так,
> чтобы Вифлеемский вертеп
пришел в Греччо, и когда настал день
> радости и ликования, -
как пишет Фома, - монахи и миряне того края
> принесли множество зажженных
свечей, дабы осветить эту ночь,
> в которую зажглась на небе великолепная
звезда Рождества, осветившая
> все дни и века, Франциск
же привел быка и осла, положил им сено,
> а сам, облачившись в дьяконские одеяния,
ибо он был дьяконом, пропел
> рождественскую службу'.
> Открытый в святом простодушии, в
забвении всех условностей, вертеп
> с той поры утвердился среди
западных народов, внося в каждый дом
> или храм изваянную память
о Вифлееме. Не думаю я, что нам надлежит
> ставить предел ремеслам или искусствам,
которые, как умеют, пытаются
> донести до Бога
нашу любовь к Нему. Вертеп, возвещающий
> о невместимом чуде Воплощения
Бога-Слова на свой детский, наивный
> лад (но разве Господь
не заповедал нам быть детьми на пороге
> Царства?), помогает встретить
Его той любовью, ищущей форм, с той
> нежностью, изъясняющейся в
скульптуре, на которые мы способны. То,
> что на православном Востоке достигается
с помощью иконописи, умеющей
> передать невыразимую
ласку, смешанную с печалью, на
лице
> Богоматери, - вспомним
хотя бы образ Богородицы Владимирской, - то
> на католическом Западе
запечатлевается образом 'нового Вифлеема',
> созидаемого во всякой верующей семье,
у каждого алтаря.
> На Рождество нельзя обойтись
без подарков, потому что хотя бы раз
> в году люди хотят доставить друг другу
радость. Иные умеют доставать
> ее с неба, мы же можем лишь вложить
крупицу ее в наши приношения.
> По секрету друг от
друга все ждут чудес, и дети, и взрослые, хотя
> последние и не любят признаваться
в этом. И потому к первым чудеса
> приходят в котомке Санта
Клауса, брата нашего Деда Мороза,
> симпатичного, но скорее
уже языческого приемыша святителя Николая,
> оставившего по себе славу
чудотворца и покровителя странников,
> чьи дары прибывали всегда неожиданно
и всегда вовремя.
> Рождество началось с одной
истории, случившейся однажды, и сколько
> самых разных историй вокруг
него придумано на земле! - стоило бы,
> наверное, сделать из
них многотомное 'собрание рождественских
> сочинений'. И сколько
традиций сложилось на земле вокруг только
> одного этого праздника!
Во Франции на Рождество любили петь старые
> народные песни, чем-то напоминающие
украинские колядки, и крестьяне,
> если у них в домах есть печь, сжигали
в ней большую корягу, оставляя
> тлеющую головешку для того,
чтобы зажечь ею огонь первого дня года,
> дабы провести его под знаком
Рождества. В доброй старой Англии дети
> ходили по туманным улицам
с фонарем, повешенным на шест, распевая
> рождественские песенки. В
Австрии дети, кажется, до сих пор пишут
> письма Младенцу Иисусу
и оставляют их на подоконнике. Когда
> на следующее утро на
месте писем они находят еловую ветвь,
> они знают, что письма
дошли по назначению. В протестантской Дании
> с Рождеством связано любопытное
поверие: считается, что в этот день
> неодушевленные предметы, которые
стоят в наших домах, разговаривают
> друг с другом, обсуждая
действия хозяев. В Норвегии рыбаки
> расстилают сети на берегу
моря, дабы Младенец Иисус наполнил их
> рыбой. А те, кто в
море, украшают елку на своих суденышках
> и зажигают рождественские огоньки.
Как будто видишь: ночное студеное
> море и плавающие в
нём очаги света и праздника. Если в Германии
> Рождество отмечают в тесном
кругу семьи, то в Испании в этот день
> и взрослые и дети танцуют
на улицах под звуки гитары или старинной
> волынки... В этот день
всем не только хочется стать детьми, но -
> хоть на мгновение - пробудить
в себе ребенка Иисуса, который укрыт
> и спрятан во всяком человеческом сердце.
> 'Рождество Иисуса Христа было
так...', - говорит Евангелие
> от Матфея. Каким же
было оно? Каждый народ, каждый дом пробует
> рассказать о нём
по-своему. Но все соединяются в общей памяти,
> в общей радости перед
даром и чудом, о котором посланные Богом
> Ангелы однажды возвестили вифлеемским
пастухам.
[ священник
Владимир Зелинский.
Опубликовано
в ж-ле "Дорога вместе" N4 за 2005 г.
www.dorvmeste.narod.ru/2005/2005_4_rojdestvo.html
]
-------------------------------------
* Параллели к еванг. чтению:
Мф.20:29-34; Лк.18:35-43;
эпизод N124 по "Брюссельскому согласованию"
(www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#124)
+ по теме евангельского чтения смотри:
+ + + Яков Кротов: бывший человек, будущий человек
www.messia.ru/rasylka/006/1376.htm#0
Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20070108/orth?cont=rv_ru
Этот день в календаре РПЦ:
www.canto.ru/calendar/day.php?date=08-01-2007
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах
-
в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы...
#
--
Желаю всяческих успехов!
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru
Александр Поляков, священник
ICQ # 112678438
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
---------------------------------------------
*Благодаря вере Авраам,
когда его испытывал Бог, принес в жертву Исаака.
Он готов был пожертвовать единственным сыном,
тем, который был ему обещан,
о котором было ему сказано: "Потомство у тебя будет от Исаака".
Он считал, что Бог способен поднимать даже из мертвых,
и он и получил его из мертвых. ...
Благодаря вере родители Моисея, когда он родился,
прятали его целых три месяца,
потому что видели, какой это чудесный ребенок,
и не побоялись царского приказа. ...
Благодаря вере Моисей покинул Египет, не убоявшись царского гнева
-
он был стоек, как человек, видящий Невидимого.
Благодаря вере он установил Пасху и окропление кровью,
чтобы Ангел-Губитель не тронул первенцев израильтян.
Благодаря вере они перешли Красное море, как посуху,
в то время как египтяне, попытавшись сделать то же самое, утонули.
Благодаря вере стены Иерихона рухнули
после того, как израильтяне обошли их семь раз.*
(Евр.11:17-19,23,27-30)
* * *
*Они приходят в Иерихон.
Когда Он выходил из Иерихона с учениками и с большой толпой,
у дороги сидел Бар-Тимай (то есть сын Тимая), слепой нищий.
Услышав, что здесь Иисус Назарянин, он закричал:
- Сын Давида! Иисус! Сжалься надо мной!
Многие требовали, чтобы он замолчал, но слепой кричал еще громче:
- Сын Давида! Сжалься надо мной!
Иисус остановился и сказал:
- Позовите его.
Слепого зовут:
- Ну, вставай, Он тебя зовет!
Бар-Тимай, скинув плащ, вскочил и подбежал к Иисусу.
- Что для тебя сделать? - спросил его Иисус. - Чего ты
хочешь?
- Раббуни, видеть! - ответил слепой.
- Ступай, тебя спасла твоя вера, - сказал Иисус.
Он сразу стал видеть и пошел за Ним.* (Мк.10:46-52)
*********************************************
* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/007/1730.htm#0
Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm
Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
www.messia.ru/pomoch.htm#0
|