=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=


Христос рождается - славьте!
          Христос с Небес - встречайте!
                    Христос на Земле - воспряньте!
                              Пойте Господу по всей Земле!


* 26 декабря 2006 г. ст.ст.,
  понедельник 31-ой седмицы по Пятидесятнице.
  литургические чтения: Евр.11:17-23,27-31 или Иак.2:14-26;
                        Мк.10:46-52 * (32-ой седм.).
  {Попразднство Рождества. Память родителей Богородицы Иоакима и Анны,
  прав. Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня}


(окончание текста из предыдущего выпуска)
                       
> Рождество,  пожалуй,  самое  видимое,  телесно ощутимое из церковных
> празднеств.  Его  тотчас  узнают  по рождественской елке,  явившейся
> из  каких-то  давних  северных языческих культов и спокойно, ласково
> вписавшейся  в  христианский быт, но, более всего, по зримому образу
> Рождества - вертепу. 'Пойдем и посмотрим', - сказали пастухи в ответ
> на  благовестие  Ангелов,  и  множество  поколений  вослед пастухам.
> Вертеп  -  домашний,  интимный  образ тайны спасения. Здесь ее можно
> увидеть воочию: вот грот, где родился Спаситель, вот хлев, вот Мария
> с  Иосифом,  солома  в  яслях,  волы,   овцы,   чуть поодаль пастухи
> и  волхвы,  пришедшие  поклониться  Младенцу. И над ними изображение
> распахнутого  звездного  неба  с  одной  особенной  звездой, некогда
> послужившей  вести  о рождении Сына Божия и остановившейся над самой
> Его  колыбелью.    И   как будто ниточка чудного света протягивается
> от  взгляда  новорожденного  Бога-Слова  к этой звезде. Космос здесь
> перестает  быть  пугающим  ('дальность  этих  звезд ужасает меня', -
> писал  когда-то  Паскаль),  над  Вифлеемской  пещерой  он становится
> близким, мудрым и добрым.

> Вертеп  -  пластическая  икона  и  одновременно  застывшее  действо,
> которое  словно  творится заново в каждом храме, у каждого семейного
> очага.   Это   малая  христианская  модель  вселенной,  где  незримо
> присутствует молитвенная община или семья, которая вместе с волхвами
> и  пастухами по-своему соучаствует в таинстве воплощения Бога-Слова.
> На   Западе существует  особое ремесло устроения вертепов,  но порой
> из  ремесла  вырастает   настоящее искусство,  вбирающее в себя 'быт
> и нравы'  и весь мир людей,  мастерящих эти очаги памяти  и теплоты.
> И  все  они  разные,  эти  пластические  иконы.  Знатоки легко могут
> отличить    итальянский  вертеп    от   немецкого,    а   перуанский
> от  мексиканского. Потому что каждый народ и даже каждая семья может
> выразить эту интимность тайны по-своему.

> Самым первым вертепом была когда-то пещера в Вифлееме. Святая Елена,
> мать  Константина  -  императора,  даровавшего  Церкви  свободу,   -
> воздвигла  над  этой пещерой базилику, которая после ряда перестроек
> сохранилась  до  сих  пор.  Первый рукотворный  вертеп  был  устроен
> в VI веке в знаменитой церкви  Санта  Мария Маджоре  в Риме, которая
> до сих пор остается одним из главных его соборов.   Однако ни пещера
> в Вифлееме, ни вертеп в Санта Мария Маджоре не могли придти в каждый
> дом  и  освятить собою каждый семейный очаг. Считается, что традиция
> устроения  своего   малого   домашнего  вертепа на  Западе  восходит
> к  святому  Франциску Ассизскому.   Она началась с вертепа в Греччо,
> в 1223 году, о чем рассказывает Фома из Челано в своем жизнеописании
> святого.

> 'Смирение, которое Христос явил в Воплощении, и любовь, явленная Его
> Страстями,  столь глубоко врезались в память блаженного Франциска, -
> пишет Фома, - что он почти не мог и думать о чем-либо ином. И потому
> достойно  памяти  то,  что  святой  сотворил  за три года до славной
> кончины своей в Греччо в день Рождества Господня.

> Был  в  том городке  человек  по имени Джованни,   доброй  репутации
> и прекрасной жизни, и был он дорог блаженному Франциску, ибо, будучи
> знатен  и  весьма  почитаем  в своих краях, предпочитал благородство
> духа  благородству  плоти.  За  две  недели  до  Рождества блаженный
> Франциск  позвал  его по обыкновению  к себе и сказал: "Если хочешь,
> чтобы  мы  отпраздновали в Греччо  Рождество  Иисуса, сделай то, что
> я скажу тебе". И Франциск рассказал ему, что хочет устроить все так,
> чтобы  Вифлеемский  вертеп  пришел  в  Греччо,   и когда настал день
> радости  и  ликования, - как пишет Фома, - монахи и миряне того края
> принесли   множество зажженных  свечей,   дабы   осветить эту  ночь,
> в которую зажглась на небе великолепная звезда Рождества, осветившая
> все  дни   и века,  Франциск же привел быка и осла, положил им сено,
> а сам, облачившись в дьяконские одеяния, ибо он был дьяконом, пропел
> рождественскую службу'.

> Открытый в святом простодушии,  в забвении всех условностей,  вертеп
> с той поры  утвердился среди западных народов,    внося в каждый дом
> или  храм  изваянную память о Вифлееме. Не думаю я, что нам надлежит
> ставить предел ремеслам или искусствам, которые, как умеют, пытаются
> донести  до  Бога   нашу   любовь    к   Нему.  Вертеп,  возвещающий
> о  невместимом  чуде  Воплощения Бога-Слова на свой детский, наивный
> лад  (но  разве  Господь  не  заповедал  нам  быть  детьми на пороге
> Царства?),  помогает  встретить  Его той любовью, ищущей форм, с той
> нежностью,  изъясняющейся  в скульптуре, на которые мы способны. То,
> что на православном Востоке достигается с помощью иконописи, умеющей
> передать   невыразимую    ласку,  смешанную    с печалью,    на лице
> Богоматери,  -  вспомним хотя бы образ Богородицы Владимирской, - то
> на  католическом  Западе  запечатлевается образом 'нового Вифлеема',
> созидаемого во всякой верующей семье, у каждого алтаря.

> На  Рождество нельзя обойтись без подарков,   потому что хотя бы раз
> в году люди хотят доставить друг другу радость. Иные умеют доставать
> ее с неба, мы же можем лишь  вложить  крупицу  ее в наши приношения.
> По  секрету  друг  от друга все ждут чудес, и дети, и взрослые, хотя
> последние  и  не любят признаваться в этом. И потому к первым чудеса
> приходят   в   котомке  Санта  Клауса,  брата  нашего  Деда  Мороза,
> симпатичного,  но  скорее уже языческого приемыша святителя Николая,
> оставившего  по  себе славу  чудотворца и  покровителя   странников,
> чьи дары прибывали всегда неожиданно и всегда вовремя.

> Рождество  началось  с одной истории, случившейся однажды, и сколько
> самых  разных  историй  вокруг него придумано на земле! - стоило бы,
> наверное,   сделать  из  них  многотомное  'собрание  рождественских
> сочинений'.  И  сколько  традиций  сложилось  на земле вокруг только
> одного  этого  праздника! Во Франции на Рождество любили петь старые
> народные песни, чем-то напоминающие украинские колядки, и крестьяне,
> если у них в домах есть печь, сжигали в ней большую корягу, оставляя
> тлеющую  головешку для того, чтобы зажечь ею огонь первого дня года,
> дабы  провести его под знаком Рождества. В доброй старой Англии дети
> ходили  по  туманным  улицам с фонарем, повешенным на шест, распевая
> рождественские  песенки.  В  Австрии дети, кажется, до сих пор пишут
> письма  Младенцу  Иисусу   и  оставляют  их  на подоконнике.   Когда
> на  следующее  утро  на  месте   писем  они  находят  еловую  ветвь,
> они  знают,  что письма дошли по  назначению. В протестантской Дании
> с  Рождеством связано любопытное поверие: считается, что в этот день
> неодушевленные  предметы, которые стоят в наших домах, разговаривают
> друг   с   другом,  обсуждая  действия  хозяев.  В  Норвегии  рыбаки
> расстилают  сети  на  берегу  моря,  дабы Младенец Иисус наполнил их
> рыбой.  А те,   кто  в  море,   украшают  елку  на  своих суденышках
> и зажигают рождественские огоньки. Как будто видишь: ночное студеное
> море  и  плавающие  в  нём  очаги света и праздника. Если в Германии
> Рождество  отмечают  в тесном кругу семьи,  то в Испании в этот день
> и  взрослые  и дети танцуют на улицах под звуки гитары или старинной
> волынки...  В  этот  день  всем не только хочется стать детьми, но -
> хоть на мгновение  -  пробудить в себе ребенка Иисуса, который укрыт
> и спрятан во всяком человеческом сердце.


> 'Рождество  Иисуса Христа  было   так...',   -   говорит   Евангелие
> от  Матфея.  Каким  же  было  оно?  Каждый народ, каждый дом пробует
> рассказать  о  нём   по-своему.   Но все соединяются в общей памяти,
> в  общей  радости  перед  даром  и  чудом, о котором посланные Богом
> Ангелы однажды возвестили вифлеемским пастухам.
                [ священник Владимир Зелинский.
                  Опубликовано в ж-ле "Дорога вместе" N4 за 2005 г.
                  www.dorvmeste.narod.ru/2005/2005_4_rojdestvo.html ]


        -------------------------------------
        * Параллели к еванг. чтению: Мф.20:29-34; Лк.18:35-43;
          эпизод N124 по "Брюссельскому согласованию"
         (www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#124)



 + по теме евангельского чтения смотри:
+ + + Яков Кротов: бывший человек, будущий человек
              www.messia.ru/rasylka/006/1376.htm#0


Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20070108/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=08-01-2007



# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Благодаря вере Авраам,
 когда его испытывал Бог, принес в жертву Исаака.
 Он готов был пожертвовать единственным сыном,
 тем, который был ему обещан,
 о котором было ему сказано: "Потомство у тебя будет от Исаака".
 Он считал, что Бог способен поднимать даже из мертвых,
 и он и получил его из мертвых. ...
 Благодаря вере родители Моисея, когда он родился,
 прятали его целых три месяца,
 потому что видели, какой это чудесный ребенок,
 и не побоялись царского приказа. ...
 Благодаря вере Моисей покинул Египет, не убоявшись царского гнева -
 он был стоек, как человек, видящий Невидимого.
 Благодаря вере он установил Пасху и окропление кровью,
 чтобы Ангел-Губитель не тронул первенцев израильтян.
 Благодаря вере они перешли Красное море, как посуху,
 в то время как египтяне, попытавшись сделать то же самое, утонули.
 Благодаря вере стены Иерихона рухнули
 после того, как израильтяне обошли их семь раз.*

                                        (Евр.11:17-19,23,27-30)
                                * * *
*Они приходят в Иерихон.
 Когда Он выходил из Иерихона с учениками и с большой толпой,
 у дороги сидел Бар-Тимай (то есть сын Тимая), слепой нищий.
 Услышав, что здесь Иисус Назарянин, он закричал:
    - Сын Давида! Иисус! Сжалься надо мной!
 Многие требовали, чтобы он замолчал, но слепой кричал еще громче:
    - Сын Давида! Сжалься надо мной!
 Иисус остановился и сказал:
    - Позовите его.
 Слепого зовут:
    - Ну, вставай, Он тебя зовет!
 Бар-Тимай, скинув плащ, вскочил и подбежал к Иисусу.
    - Что для тебя сделать? - спросил его Иисус. - Чего ты хочешь?
    - Раббуни, видеть! - ответил слепой.
    - Ступай, тебя спасла твоя вера, - сказал Иисус.
 Он сразу стал видеть и пошел за Ним.*
(Мк.10:46-52)
             *********************************************

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/007/1730.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * *  Форум /гостевая книга сайта:    www.messia.ru/razd/forum.htm


Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
          www.messia.ru/pomoch.htm#0