=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=


    Милость вам и мир от Бога, нашего Отца, и Господа Иисуса Христа!
                                (Флп.1:2)


* 05 января  2006 г. ст.ст., четверг.
  литургические чтения: 1Кор.9:19-27; Лк.3:1-18 *.
  /Навечерие Богоявления. Память пророка Михея (IX в. до Р.Х.)./




> Однажды  группа  людей, состоявшая из духовенства и книжников, вышла
> за  ворота  Иерусалима  и  отправилась  по дороге, ведущей к берегам
> Иордана.   Предпринять   путешествие   их  побудил  слух  о  молодом
> пустыннике +Иоанне+. За  короткое время о нём стало известно по всей
> стране.   Посольству    было поручено    выяснить, каковы притязания
> этого   человека,   чему  он  учит  и  не  является  ли  он  опасным
> возмутителем народа.

> Иоанн  называл себя  'гласом вопиющего'*,  что само по себе говорило
> о многом.
                      ------------------------------------------------
>                                   * Т.е. голосом глашатая, вестника.

> Пять  веков  назад,  когда  кончились  дни  изгнания  и иудеи смогли
> вернуться из Вавилона, великий учитель веры Исайя Второй сложил гимн
> о  Богоявлении.  В  нём  описано пасхальное шествие через бесплодную
> пустыню,   которая   расцветает перед лицом  Господним,  превращаясь
> в сад. Впереди - глашатай. Он призывает расчистить путь Идущему/1/.
                      ------------------------------------------------
>                                                         /1/ Ис 40,3.

> С  тех пор мессианские надежды связывались с этим видением. Ожидали,
> что предтечей Избавителя станет сам пророк Илия, который вновь будет
> послан на землю.

> Жившие  у Мертвого моря ессейские монахи уверяли, что роль глашатаев
> выпадет именно на их долю.{} Но им казалось, что мир слишком глубоко
> погряз  в  беззакониях  и  только  'Сыны  света'  достойны встретить
> Мессию.  Обитатели  Кумрана  смотрели  на  себя  как на единственных
> избранников.  История  мира,  по  мнению  ессеев, не удалась, и все,
> кроме  них, обречены. Они жили за стенами своих поселков пунктуально
> соблюдая  обряды  и  веря,  что  только  с ними будет заключен Новый
> Завет, предсказанный пророком Иеремией.{}

> Конечно,  и  среди сектантов попадались люди, которых заботил жребий
> 'сынов  тьмы'.    Не  каждый  из  них  мог  радоваться  гибели  мира
> или спокойно примириться с ней. Один из кумранских богословов писал:
> 'Разве  не  все  народы  ненавидят  Кривду?..  Разве  не из уст всех
> народов раздается голос Истины?'{} Но тут же он с горечью признавал,
> что  на  деле  никто  не  следует правде   Божией.    А  если   так,
> то  рассчитывать грешникам    не на  что. Святые  должны  оставаться
> на страже. Что им за дело, если нечестивцы получат по заслугам?..

> Проповедь Иоанна,  вероятно,  привела ессеев  в  замешательство.  Им
> не  в  чем  было  упрекнуть его, и тем более не могли они причислить
> отшельника  к  'сынам  тьмы'.  Иоанн  вел  жизнь  аскета,  еще более
> строгую,  чем кумранцы.   Он одевался в грубую пастушескую власяницу
> из  верблюжьей  шерсти,  хранил  назорейские обеты, то есть не стриг
> волос  и не пил вина. Его пищу составляли сушенная на солнце саранча
> и   дикий  мед/4/.  Однако  этот  пустынник  не  разделял  холодного
> самодовольства  ессеев,  не отвернулся от мира, а стал проповедовать
> 'всему народу израильскому'.
                      ------------------------------------------------
>                     /4/ Мф 3,4; Мк 1,6; св. Иустин. Диалог
>                     с Трифоном Иудеем, 88; св. Епифаний.
>                     Панарион, 30. См. также славянскую версию
>                     'Иудейской войны' Иосифа Флавия, II,2.
>                     Назореями, или назиритами, назывались
>                     в древности лица, которые посвящали себя Богу
>                     и давали обет воздерживаться от вина
>                     и не стричь волос. (См.Числ 6,1-21; Суд 13.)
>                     С названием г.Назарета (евр. Ноцерат) слово
>                     'назорей' (назирит) не имеет ничего общего.


> Иоанн  происходил  из  священнического  сословия.  Он  рано  потерял
> родителей,  и  его вырастили чужие люди. Весьма вероятно, что он был
> усыновлен  не кем иным,  как  ессеями,  которые  нередко брали сирот
> на  воспитание.{}     Но  когда   Иоанну исполнилось   тридцать лет,
> Бог  призвал  его  покинуть  пустыню.  Ему было открыто, что на него
> возложена   миссия   стать   'гласом   вопиющего',  предшественником
> Избавителя.

> Из пустыни Иоанн пришел в соседнюю с ней долину Иордана, где и начал
> свою  проповедь.  'Покайтесь, - говорил пророк, - ибо близко Царство
> Небесное!'  Его слова упали на подготовленную почву и сразу же нашли
> широкий  отклик. К реке толпами шли люди из окрестных городов и сел.
> Шли  книжники и солдаты, чиновники и крестьяне. Впечатление от речей
> и  самого облика пророка было огромным. Он говорил о Суде над миром,
> и, казалось, всё вокруг Иоанна дышало предчувствием близости великих
> событий.

> Символом  вступления в мессианскую эру Иоанн избрал обряд погружения
> в  воды  Иордана,   реки,    которая  издревле   считалась   рубежом
> Святой  земли.  Подобно  тому  как вода омывает тело, так и покаяние
> очищает  душу.  Когда  язычник присоединялся к ветхозаветной церкви,
> над  ним  совершали  тевилу,  омовение.{}   Пророк же требовал этого
> от  самих  иудеев  в  знак  того,  что они родились для новой жизни.
> Поэтому Иоанна называли 'Хаматвилом', +Крестителем+*.
              --------------------------------------------------------
>             * Слово 'тевила', - <по-еврейски> означает погружение,
>             омовение; по-русски оно обычно переводится как крещение.

> Многих израильтян задевало, что им предлагают пройти через омовение,
> словно  они - новообращенные иноверцы. Разве принадлежность к народу
> Божиему  не  освящает  сама  по  себе?  Но Креститель, не колеблясь,
> объявил  подобный  взгляд  заблуждением.  Когда  он увидел на берегу
> книжников, он заговорил с ними резко  и  сурово:  'Отродье  змеиное!
> Кто  указал вам бежать от  будущего гнева?   И  не  думайте говорить
> сами  себе:   'Отец  у  нас Авраам',  ибо говорю вам,  что может Бог
> из  камней  этих  воздвигнуть  Себе  детей  Авраама'/7/. Не рождение
> делает сынами Завета, а верность заповедям Господним.
              --------------------------------------------------------
>                               /7/ Мф 3,7-9. Здесь игра слов 'банайя'
>                               и 'абнайя' - сыновья и камни.

> Иоанн  упрекал  в  легкомыслии  и  тех,  кто рассчитывал, что одного
> обряда  тевилы  уже  достаточно  для  прощения  грехов.  Он требовал
> переоценки  всей  жизни,  искреннего раскаяния. Перед крещением люди
> 'исповедовали  грехи  свои'/8/.  Но  и  этого  было мало. Нужны были
> реальные  результаты  внутренней  перемены.  'Сотворите,  -  говорил
> пророк,  -  достойный  +плод  покаяния+!.. Уже топор лежит при корне
> деревьев;   итак,   всякое  дерево,  не  приносящее  доброго  плода,
> срубается и бросается в огонь'/9/.
              --------------------------------------------------------
>                                                          /8/ Мф 3,6.
>                                                       /9/ Мф 3,8,10.

> Чего  же  хотел  Иоанн?    Призывал  ли  он  народ  бежать  от  мира
> и   запереться   в   монастырских  стенах?  Это  звучало  бы  вполне
> естественно  в  устах  аскета.  Но  Креститель хотел большего: чтобы
> люди, оставаясь там, где живут, сохраняли верность слову Божию.

> По свидетельству Иосифа Флавия, Иоанн учил народ 'вести чистый образ
> жизни,     быть   справедливыми  друг  к  другу   и   благоговейными
> к   Предвечному'.{}  Подчеркивая  важность  этических  норм  Закона,
> Креститель тем самым следовал традиции древних пророков. Мало говоря
> о ритуалах,   он ставил на первое место нравственный  долг человека:
> 'У  кого  две рубашки, пусть поделится с неимущим, у кого есть пища,
> пусть  так  же  поступает'/11/. Пророк не предлагал солдатам бросать
> свою  службу  и  говорил,   что  для  них   важнее  избегать насилия
> и наушничества. Ко всеобщему изумлению он не осудил даже презираемое
> ремесло  сборщиков  налогов - мытарей, но требовал только, чтобы они
> не вымогали больше положенного*.
                   ---------------------------------------------------
>                            /11/ Лк 3,10 сл.
>                            * Собирая имперскую подать, мытари обычно
>                            наживались за счет населения.

> В  то  же  время  по  отношению  к  сильным мира сего Иоанн вел себя
> настолько  независимо,  что  скоро вызвал недовольство. По преданию,
> Креститель  однажды  посетил  Иерусалим и там выступил против членов
> Совета.   Когда   его  спросили,  кто  он  и откуда,  Иоанн  сказал:
> 'Я  человек,  и  жил  там,  где  водил  меня  Дух  Божий, питая меня
> кореньями и древесными побегами'. На угрозу расправиться с ним, если
> он  не  перестанет  смущать  толпу,  Иоанн  ответил:  'Это  вам надо
> перестать  творить  ваши  низкие  дела  и прилепиться к Господу Богу
> своему'.   Тогда   оказавшийся  в  собрании  ессей  по  имени  Симон
> презрительно  заметил:   'Мы   ежедневно   читаем  священные  книги,
> а  ты ныне вышел из леса, как зверь, и смеешь учить нас и соблазнять
> людей  своими  мятежными  речами'.{}  После  этого Креститель больше
> никогда не приходил в столицу.
                        [ свящ. Александр Мень. Сын Человеческий (3)
                          www.messia.ru/bibliotk/m/men/sch/son_03.htm ]

                         
        -------------------------------------
        * параллели к еванг. чтению:
          Мф.3:1-12; Мк.1:3-8; Ин.1:23-27;
          эпизод N20 по "Брюссельскому согласованию"
         (www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#20)



+ + + свящ. Александр Мень о празднике Богоявления (Крещения)
                       www.messia.ru/rasylka/005/1036.htm#0
+ + + свящ. Александр Шмеман о крещении Иоанновом
             www.messia.ru/rasylka/006/1384.htm#0
+ + + свящ. Яков Кротов: ПРЕДТЕЧА - ПЕРВЫЙ КАТЕХИЗАТОР
       (+ ссылки) www.messia.ru/rasylka/005/1033.htm#0
+ + + он же: Прямые пути и... претензии к Откровению
                 www.messia.ru/rasylka/003/315.htm#0
+ + + его же - др. размышления
       www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/03_01.html
       www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/03_03.htm


Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20070118/orth?cont=rv_ru

ВСЕ чтения этого дня в синодальном переводе:
      www.bonifatiy.narod.ru/biblio/180107.htm

Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=18-01-2007
 

***************************************************************** * *
  завтра (19/6 января) - Богоявление - Крещение Господа Иисуса Христа
  к еванг. чтению:
   www.messia.ru/rasylka/006/1385.htm#0
   (митрополит  Антоний;  ссылки  на  тексты:  свт.  Иоанна Златоуста;
   В.Н.Кузнецовой, Я.Кротова, из православного богослужения)
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *



# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*В пятнадцатый год правления императора Тиберия,
 когда Иудеей управлял Понтий Пилат и Ирод был тетрархом Галилеи,
 а его брат Филипп - тетрархом областей Итурея и Трахонитида,
 Лисаний - тетрархом Абилены,
 при первосвященнике Анне и Кайафе,
 в пустыне было слово Бога к Иоанну, сыну Захарии.
 И тот стал обходить земли вдоль Иордана,
 призывая людей обратиться к Богу и в знак этого омыться,
 чтобы получить прощение грехов.
 В книге пророка Исайи написано так:
 'Голос глашатая в пустыне:
  "Проложите путь Господу, прямыми сделайте Его тропы:
   пусть засыплют ущелье, а холм и гору сровняют с землей,
   пусть выпрямят повороты, пусть сгладят ухабы -
   тогда увидят все живущие спасение от Бога"'
 Иоанн говорил людям, которые толпами приходили к нему для омовения:
 - Змеиное отродье!
   Кто внушил вам мысль, что вы избежите грядущего возмездия?
   Докажите на деле, чего ст`оит ваше обращение!
   Только не вздумайте говорить в душе: 'Наш отец - Авраам'!
   Говорю вам, Бог из этих камней может сделать детей Аврааму.
   Уже лежит наготове топор у ствола деревьев:
   дерево, которое не приносит хороших плодов,
   срубают и бросают в огонь.
 - Что же нам делать? - спрашивал его народ.
 - Тот, у кого есть две рубашки, - отвечал Иоанн, -
   пусть поделится с тем, у кого нет.
   И у кого есть пища, пусть поступает так же.
 Пришли омыться и сборщики податей. Они спросили его:
 - Учитель, что делать нам?
 - Не требуйте больше того, что вам положено, - ответил он.
 - А что делать нам? - спрашивали его воины.
 - Не грабьте и не вымогайте. Довольствуйтесь своим жалованьем.
 Народ напряженно ждал Помазанника,
 и все гадали в душе, не Помазанник ли Иоанн.
 Но Иоанн заявил перед всеми:
 - Я вас омываю водой.
   Но идет Тот, кто сильнее меня,
   я недостоин развязать у Него ремни сандалий.
   Он омоет вас Духом Святым и огнем.
   В руках у Него лопата, чтобы веять зерно на току,
   и пшеницу Он соберет в закрома,
   а мякину сожжет в огне неугасимом.
 Этими и многими другими словами
 Иоанн увещевал народ в своей проповеди.* (Лк.3:1-18)
                                * * *
*Хотя я свободен и никому не раб, я сделался рабом всех,
 чтобы приобрести всех, кого смогу.
 С евреями я вел себя как еврей, чтобы приобрести евреев,
 то есть с людьми, исполняющими Закон,
 я вел себя как человек, исполняющий Закон
 (хотя я и не подвластен Закону),
 чтобы приобрести исполняющих Закон.
 С теми, кто не знает Закона,
 я вел себя как человек, не знающий Закона
 (хотя знаю закон Бога, будучи подвластен Христу),
 чтобы приобрести людей, не знающих Закона.
 Для слабых я стал слабым, чтобы приобрести слабых.
 Я становился всем для всех,
 чтобы любыми способами спасти хотя бы некоторых.
 Всё это я делаю ради Радостной Вести,
 чтобы и самому стать сопричастным ей.
 Вы что, не знаете, что на стадионе бегут все участники забега,
 а приз получает один?
 Бегите же и вы, чтобы получить его!
 Все атлеты упорно тренируются,
 но они поступают так, чтобы получить венок, который увянет,
 а мы - чтобы получить венок неувядаемый.
 Так и я бегу - не бесцельно!
 И я тоже, как кулачный боец, не колочу воздух впустую!
 Нет, я закаляю тело и подчиняю его своей воле,
 чтобы не получилось так, что, провозгласив Весть для других,
 сам не буду допущен к состязаниям.* (1Кор.9:19-27)
                                * * *
*Мы не знаем, что есть любовь, и мы не знаем, что есть свобода,
 но знаем что БОГ есть и БОГ есть свобода.
 О том, что такое свобода и что такое любовь,
 нам надлежит узнать от Него.* (К.Барт)
             *********************************************

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/007/1740.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * *  Форум /гостевая книга сайта:    www.messia.ru/razd/forum.htm


Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
          www.messia.ru/pomoch.htm#0