=ежедневная рассылка *Мысли
о вере и Церкви*= Милость вам и мир от Бога, нашего Отца, и Господа Иисуса Христа! (Флп.1:2) * 05 января 2006 г. ст.ст., четверг. литургические чтения: 1Кор.9:19-27; Лк.3:1-18 *. /Навечерие Богоявления. Память пророка Михея (IX в. до Р.Х.)./ > Однажды группа людей, состоявшая из духовенства и книжников, вышла > за ворота Иерусалима и отправилась по дороге, ведущей к берегам > Иордана. Предпринять путешествие их побудил слух о молодом > пустыннике +Иоанне+. За короткое время о нём стало известно по всей > стране. Посольству было поручено выяснить, каковы притязания > этого человека, чему он учит и не является ли он опасным > возмутителем народа. > Иоанн называл себя 'гласом вопиющего'*, что само по себе говорило > о многом. ------------------------------------------------ > * Т.е. голосом глашатая, вестника. > Пять веков назад, когда кончились дни изгнания и иудеи смогли > вернуться из Вавилона, великий учитель веры Исайя Второй сложил гимн > о Богоявлении. В нём описано пасхальное шествие через бесплодную > пустыню, которая расцветает перед лицом Господним, превращаясь > в сад. Впереди - глашатай. Он призывает расчистить путь Идущему/1/. ------------------------------------------------ > /1/ Ис 40,3. > С тех пор мессианские надежды связывались с этим видением. Ожидали, > что предтечей Избавителя станет сам пророк Илия, который вновь будет > послан на землю. > Жившие у Мертвого моря ессейские монахи уверяли, что роль глашатаев > выпадет именно на их долю.{} Но им казалось, что мир слишком глубоко > погряз в беззакониях и только 'Сыны света' достойны встретить > Мессию. Обитатели Кумрана смотрели на себя как на единственных > избранников. История мира, по мнению ессеев, не удалась, и все, > кроме них, обречены. Они жили за стенами своих поселков пунктуально > соблюдая обряды и веря, что только с ними будет заключен Новый > Завет, предсказанный пророком Иеремией.{} > Конечно, и среди сектантов попадались люди, которых заботил жребий > 'сынов тьмы'. Не каждый из них мог радоваться гибели мира > или спокойно примириться с ней. Один из кумранских богословов писал: > 'Разве не все народы ненавидят Кривду?.. Разве не из уст всех > народов раздается голос Истины?'{} Но тут же он с горечью признавал, > что на деле никто не следует правде Божией. А если так, > то рассчитывать грешникам не на что. Святые должны оставаться > на страже. Что им за дело, если нечестивцы получат по заслугам?.. > Проповедь Иоанна, вероятно, привела ессеев в замешательство. Им > не в чем было упрекнуть его, и тем более не могли они причислить > отшельника к 'сынам тьмы'. Иоанн вел жизнь аскета, еще более > строгую, чем кумранцы. Он одевался в грубую пастушескую власяницу > из верблюжьей шерсти, хранил назорейские обеты, то есть не стриг > волос и не пил вина. Его пищу составляли сушенная на солнце саранча > и дикий мед/4/. Однако этот пустынник не разделял холодного > самодовольства ессеев, не отвернулся от мира, а стал проповедовать > 'всему народу израильскому'. ------------------------------------------------ > /4/ Мф 3,4; Мк 1,6; св. Иустин. Диалог > с Трифоном Иудеем, 88; св. Епифаний. > Панарион, 30. См. также славянскую версию > 'Иудейской войны' Иосифа Флавия, II,2. > Назореями, или назиритами, назывались > в древности лица, которые посвящали себя Богу > и давали обет воздерживаться от вина > и не стричь волос. (См.Числ 6,1-21; Суд 13.) > С названием г.Назарета (евр. Ноцерат) слово > 'назорей' (назирит) не имеет ничего общего. > Иоанн происходил из священнического сословия. Он рано потерял > родителей, и его вырастили чужие люди. Весьма вероятно, что он был > усыновлен не кем иным, как ессеями, которые нередко брали сирот > на воспитание.{} Но когда Иоанну исполнилось тридцать лет, > Бог призвал его покинуть пустыню. Ему было открыто, что на него > возложена миссия стать 'гласом вопиющего', предшественником > Избавителя. > Из пустыни Иоанн пришел в соседнюю с ней долину Иордана, где и начал > свою проповедь. 'Покайтесь, - говорил пророк, - ибо близко Царство > Небесное!' Его слова упали на подготовленную почву и сразу же нашли > широкий отклик. К реке толпами шли люди из окрестных городов и сел. > Шли книжники и солдаты, чиновники и крестьяне. Впечатление от речей > и самого облика пророка было огромным. Он говорил о Суде над миром, > и, казалось, всё вокруг Иоанна дышало предчувствием близости великих > событий. > Символом вступления в мессианскую эру Иоанн избрал обряд погружения > в воды Иордана, реки, которая издревле считалась рубежом > Святой земли. Подобно тому как вода омывает тело, так и покаяние > очищает душу. Когда язычник присоединялся к ветхозаветной церкви, > над ним совершали тевилу, омовение.{} Пророк же требовал этого > от самих иудеев в знак того, что они родились для новой жизни. > Поэтому Иоанна называли 'Хаматвилом', +Крестителем+*. -------------------------------------------------------- > * Слово 'тевила', - <по-еврейски> означает погружение, > омовение; по-русски оно обычно переводится как крещение. > Многих израильтян задевало, что им предлагают пройти через омовение, > словно они - новообращенные иноверцы. Разве принадлежность к народу > Божиему не освящает сама по себе? Но Креститель, не колеблясь, > объявил подобный взгляд заблуждением. Когда он увидел на берегу > книжников, он заговорил с ними резко и сурово: 'Отродье змеиное! > Кто указал вам бежать от будущего гнева? И не думайте говорить > сами себе: 'Отец у нас Авраам', ибо говорю вам, что может Бог > из камней этих воздвигнуть Себе детей Авраама'/7/. Не рождение > делает сынами Завета, а верность заповедям Господним. -------------------------------------------------------- > /7/ Мф 3,7-9. Здесь игра слов 'банайя' > и 'абнайя' - сыновья и камни. > Иоанн упрекал в легкомыслии и тех, кто рассчитывал, что одного > обряда тевилы уже достаточно для прощения грехов. Он требовал > переоценки всей жизни, искреннего раскаяния. Перед крещением люди > 'исповедовали грехи свои'/8/. Но и этого было мало. Нужны были > реальные результаты внутренней перемены. 'Сотворите, - говорил > пророк, - достойный +плод покаяния+!.. Уже топор лежит при корне > деревьев; итак, всякое дерево, не приносящее доброго плода, > срубается и бросается в огонь'/9/. -------------------------------------------------------- > /8/ Мф 3,6. > /9/ Мф 3,8,10. > Чего же хотел Иоанн? Призывал ли он народ бежать от мира > и запереться в монастырских стенах? Это звучало бы вполне > естественно в устах аскета. Но Креститель хотел большего: чтобы > люди, оставаясь там, где живут, сохраняли верность слову Божию. > По свидетельству Иосифа Флавия, Иоанн учил народ 'вести чистый образ > жизни, быть справедливыми друг к другу и благоговейными > к Предвечному'.{} Подчеркивая важность этических норм Закона, > Креститель тем самым следовал традиции древних пророков. Мало говоря > о ритуалах, он ставил на первое место нравственный долг человека: > 'У кого две рубашки, пусть поделится с неимущим, у кого есть пища, > пусть так же поступает'/11/. Пророк не предлагал солдатам бросать > свою службу и говорил, что для них важнее избегать насилия > и наушничества. Ко всеобщему изумлению он не осудил даже презираемое > ремесло сборщиков налогов - мытарей, но требовал только, чтобы они > не вымогали больше положенного*. --------------------------------------------------- > /11/ Лк 3,10 сл. > * Собирая имперскую подать, мытари обычно > наживались за счет населения. > В то же время по отношению к сильным мира сего Иоанн вел себя > настолько независимо, что скоро вызвал недовольство. По преданию, > Креститель однажды посетил Иерусалим и там выступил против членов > Совета. Когда его спросили, кто он и откуда, Иоанн сказал: > 'Я человек, и жил там, где водил меня Дух Божий, питая меня > кореньями и древесными побегами'. На угрозу расправиться с ним, если > он не перестанет смущать толпу, Иоанн ответил: 'Это вам надо > перестать творить ваши низкие дела и прилепиться к Господу Богу > своему'. Тогда оказавшийся в собрании ессей по имени Симон > презрительно заметил: 'Мы ежедневно читаем священные книги, > а ты ныне вышел из леса, как зверь, и смеешь учить нас и соблазнять > людей своими мятежными речами'.{} После этого Креститель больше > никогда не приходил в столицу. [ свящ. Александр Мень. Сын Человеческий (3) www.messia.ru/bibliotk/m/men/sch/son_03.htm ] ------------------------------------- * параллели к еванг. чтению: Мф.3:1-12; Мк.1:3-8; Ин.1:23-27; эпизод N20 по "Брюссельскому согласованию" (www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#20) + + + свящ. Александр Мень о празднике Богоявления (Крещения) www.messia.ru/rasylka/005/1036.htm#0 + + + свящ. Александр Шмеман о крещении Иоанновом www.messia.ru/rasylka/006/1384.htm#0 + + + свящ. Яков Кротов: ПРЕДТЕЧА - ПЕРВЫЙ КАТЕХИЗАТОР (+ ссылки) www.messia.ru/rasylka/005/1033.htm#0 + + + он же: Прямые пути и... претензии к Откровению www.messia.ru/rasylka/003/315.htm#0 + + + его же - др. размышления www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/03_01.html www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/03_03.htm Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20070118/orth?cont=rv_ru ВСЕ чтения этого дня в синодальном переводе: www.bonifatiy.narod.ru/biblio/180107.htm Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=18-01-2007 ***************************************************************** * * завтра (19/6 января) - Богоявление - Крещение Господа Иисуса Христа к еванг. чтению: www.messia.ru/rasylka/006/1385.htm#0 (митрополит Антоний; ссылки на тексты: свт. Иоанна Златоуста; В.Н.Кузнецовой, Я.Кротова, из православного богослужения) * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *В пятнадцатый год правления императора Тиберия, когда Иудеей управлял Понтий Пилат и Ирод был тетрархом Галилеи, а его брат Филипп - тетрархом областей Итурея и Трахонитида, Лисаний - тетрархом Абилены, при первосвященнике Анне и Кайафе, в пустыне было слово Бога к Иоанну, сыну Захарии. И тот стал обходить земли вдоль Иордана, призывая людей обратиться к Богу и в знак этого омыться, чтобы получить прощение грехов. В книге пророка Исайи написано так: 'Голос глашатая в пустыне: "Проложите путь Господу, прямыми сделайте Его тропы: пусть засыплют ущелье, а холм и гору сровняют с землей, пусть выпрямят повороты, пусть сгладят ухабы - тогда увидят все живущие спасение от Бога"' Иоанн говорил людям, которые толпами приходили к нему для омовения: - Змеиное отродье! Кто внушил вам мысль, что вы избежите грядущего возмездия? Докажите на деле, чего ст`оит ваше обращение! Только не вздумайте говорить в душе: 'Наш отец - Авраам'! Говорю вам, Бог из этих камней может сделать детей Аврааму. Уже лежит наготове топор у ствола деревьев: дерево, которое не приносит хороших плодов, срубают и бросают в огонь. - Что же нам делать? - спрашивал его народ. - Тот, у кого есть две рубашки, - отвечал Иоанн, - пусть поделится с тем, у кого нет. И у кого есть пища, пусть поступает так же. Пришли омыться и сборщики податей. Они спросили его: - Учитель, что делать нам? - Не требуйте больше того, что вам положено, - ответил он. - А что делать нам? - спрашивали его воины. - Не грабьте и не вымогайте. Довольствуйтесь своим жалованьем. Народ напряженно ждал Помазанника, и все гадали в душе, не Помазанник ли Иоанн. Но Иоанн заявил перед всеми: - Я вас омываю водой. Но идет Тот, кто сильнее меня, я недостоин развязать у Него ремни сандалий. Он омоет вас Духом Святым и огнем. В руках у Него лопата, чтобы веять зерно на току, и пшеницу Он соберет в закрома, а мякину сожжет в огне неугасимом. Этими и многими другими словами Иоанн увещевал народ в своей проповеди.* (Лк.3:1-18) * * * *Хотя я свободен и никому не раб, я сделался рабом всех, чтобы приобрести всех, кого смогу. С евреями я вел себя как еврей, чтобы приобрести евреев, то есть с людьми, исполняющими Закон, я вел себя как человек, исполняющий Закон (хотя я и не подвластен Закону), чтобы приобрести исполняющих Закон. С теми, кто не знает Закона, я вел себя как человек, не знающий Закона (хотя знаю закон Бога, будучи подвластен Христу), чтобы приобрести людей, не знающих Закона. Для слабых я стал слабым, чтобы приобрести слабых. Я становился всем для всех, чтобы любыми способами спасти хотя бы некоторых. Всё это я делаю ради Радостной Вести, чтобы и самому стать сопричастным ей. Вы что, не знаете, что на стадионе бегут все участники забега, а приз получает один? Бегите же и вы, чтобы получить его! Все атлеты упорно тренируются, но они поступают так, чтобы получить венок, который увянет, а мы - чтобы получить венок неувядаемый. Так и я бегу - не бесцельно! И я тоже, как кулачный боец, не колочу воздух впустую! Нет, я закаляю тело и подчиняю его своей воле, чтобы не получилось так, что, провозгласив Весть для других, сам не буду допущен к состязаниям.* (1Кор.9:19-27) * * * *Мы не знаем, что есть любовь, и мы не знаем, что есть свобода, но знаем что БОГ есть и БОГ есть свобода. О том, что такое свобода и что такое любовь, нам надлежит узнать от Него.* (К.Барт) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/007/1740.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm Проект "Христианское просвещение" НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ... www.messia.ru/pomoch.htm#0 |
|||||
|