=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=


    Милость вам и мир от Бога, нашего Отца, и Господа Иисуса Христа!
                                (Флп.1:2)


* 01 февраля 2007 г. ст.ст., среда седмицы 3-ьей предуготовительной.
  церковные чтения: Иоиль 2:12-26; 3:12-21.
  /Предпразднство Сретения Господня/



Сегодня православная Церковь в чтении из Ветхого Завета (а литургия
в этот день по традиции не совершается, поэтому чтений из Нового
Завета нет) напоминает нам в преддверии Великого Поста о призыве
ко всенародному покаянию, который провозглашал пророк Иоиль. Великий
Пост дан нам в том числе и для того, чтобы мы деятельно вспомнили
о некоторых основополагающих для духовной жизни истинах, большинство
из которых были открыту человечеству еще в эпоху Ветхого Завета
(поэтому в будние дни Поста за богослужением читаются книги Ветхого
Завета).

Итак, призыв пророка Иоиля к покаянию всего народа готовит нас
к Посту - времени, когда нас особенно призывают к покаянию. Но хочется
сказать в связи с этим об идее всеобщего, "национального" покаяния,
призывы к которому сегодня порой раздаются...



 
>                        НАЦИОНАЛЬНОЕ ПОКАЯНИЕ

> На  первый  взгляд сама мысль о национальном покаянии так отличается
> от    пресловутого   английского   самодовольства,   что   христиан,
> естественно,   влечет  к  ней.  Особенно  привлекает  она  множество
> старшекурсников  и  молодых  священников,  охотно  верящих, что наша
> страна  разделяет  с  другими странами бремя вины  за военные  беды,
> а сами они разделяют это бремя с ней. Как и в чём они его разделяют,
> мне  не  совсем  понятно. Почти все они были детьми в ту пору, когда
> Англия     принимала     решения,    ставшие   причиной  в  нынешних
> наших несчастий. Наверное, они каются в том, чего не совершали.

> Что  ж,  если это и так, вреда тут вроде бы нет:  люди редко каются
> в содеянном, пускай уж хоть в чём-нибудь покаются. Но на самом деле,
> как  я  убедился,  всё  обстоит  несколько сложнее. Англия - не сила
> природы,  а сообщество людей. Когда мы говорим о ее грехах, мы имеем
> в  виду  грехи  ее  правителей.   Молодые  каются  за ближних -  чем
> не  ближний, скажем, министр иностранных дел! Покаяние же непременно
> предполагает  осуждение.    Главная  прелесть национального покаяния
> в том,   что оно дает возможность не  каяться  в собственных грехах,
> что  тяжко  и накладно, а ругать других. Если бы молодые поняли, что
> они  делают, они вспомнили бы, надеюсь, заповедь любви и милосердия.
> Но они понять не могут,   потому что  называют английских правителей
> не  "они",   а "мы".   Кающемуся   не  положено  миловать свой грех,
> и правители тем самым оказываются за пределами не только милости, но
> и  обычной  справедливости.  О  них можно говорить всё что захочешь.
> Можно  поносить  их  без  зазрения  совести  и  еще умиляться своему
> покаянию.

> Убежать  от  личного  покаяния туда, где "бушуют страсти, не знающие
> собственных имен",{} приятно всякому, но приятнее всего это молодому
> интеллектуалу.   Когда   человек   на пятом десятке  кается в грехах
> своей  страны  и  старается  простить  ее врагов, он делает нелегкое
> дело,  ибо  он  воспитан  в  патриотических  традициях  и ему трудно
> искоренить  их. Нынешним молодым искоренять нечего. Сколько они себя
> помнят,  они и в искусстве, и в литературе, и в политике принадлежат
> к  разгневанному  меньшинству. Они взросли на недоверии к английским
> властям  и  сызмальства  презирали  повадки,  идеалы и радости своих
> менее  ученых  соотечественников.  Все  христиане  знают,  что  надо
> прощать  врагов.  Но  "враг" -  это тот,  кто действительно вызывает
> у  нас  злые  чувства.  Если  вы  послушаете  хоть недолго разговоры
> христиан  -  высоколобых,  вы узнаете, кто их настоящий враг. У него
> два  имени:  "обыватель"  и  "деляга".  Очень  может быть, что это -
> синонимы  слов "мой отец"; но здесь я лишь строю домыслы. А вот одно
> -  совершенно  точно:  когда  вы  проповедуете  таким людям простить
> немцев и обратить взор на грехи Англии, вы советуете им, в сущности,
> не  убить, а раскормить их главную страсть. Я не говорю, что каяться
> Англии  не  надо  или  не  надо  прощать   врагов.   Суд без милости
> не  оказавшему  милости./2/   Но нынешним молодым нужно бы покаяться
> в нынешнем  отсутствии  милости,   в  грехах их  возраста  и круга -
> в презрении  к  необразованным,     в  недобром взгляде   на  жизнь,
> в  злоречии,  в  самодовольстве, в нарушении пятой заповеди. О таких
> грехах  я  от  них ничего не слышал и, пока не услышу, буду считать,
> что  милость  их  к  врагам  Англии стоит немногого. Ибо не милующий
> обывателя,  которого  видит,  как может миловать диктатора, которого
> не видел?/3/

> Что  же.  Церковь не должна призывать к национальному покаянию? Нет,
> должна.  Но дело это - как и многие другие - под силу лишь тем, кому
> оно нелегко. Мы знаем, что человек призван во имя Бога возненавидеть
> мать.    Когда   христианин  предпочитает   Бога собственной матери,
> это  ужасно,   но  возвышенно  -   однако только  в том случае, если
> он  хороший  сын  и  духовное  рвение  возобладало в нём над сильным
> естественным  чувством. Если же он хоть в какой-то степени рад с ней
> поссориться, если    он   думает, что  возвысился над  естественным,
> в то время  как он опустился  до противоестественного, - это гнусно,
> и  больше  ничего.   Трудные   повеления   Господни - для тех,  кому
> они  трудны.  У  Мориака/4/  в  "Жизни  Иисуса" есть страшная сцена:
> Христос  говорит о том, что Он пришел разделить человека с отцом его
> и  дочь   с  матерью, и  все апостолы -  в ужасе, кроме Иуды.  "Чего
> они  пугаются? - думал он. Ему нравился в Иисусе именно этот простой
> взгляд  на  вещи. Ему нравилось, что Тот видит насквозь человеческую
> низость".  Лишь  два  состояния  духа  дают  возможность бестрепетно
> принять парадоксы Христа. Спаси нас, Господи, от одного из них!

>            ---------------------------------------------------------
>            2) См. Иак. 2:3.
>            3) Льюис перефразирует слова евангелиста Иоанна - ".. ибо
>            не любящий брата своего, которого видит, как может любить
>            Бога, Которого не видит?" (1 Ин. 4:20).
>            4) Мориак Франсуа (1885-1970) - французский католический
>            писатель, лауреат Нобелевской премии 1952 года. Слова -
>            из книги "Жизнь Христа" (1936), гл IX.
       [ К.С.Льюис. НАЦИОНАЛЬНОЕ ПОКАЯНИЕ
         www.gumer.info/bogoslov_Buks/Life_church/Lewis_NacPokajan.php
         www.krotov.info/library/l/lewis/006natio.html ]



Смотри также:
 * Книга Иоиля в переводе А.Графова
   2:1-27    www.messia.ru/rasylka/004/708.htm#0
   2:28-3:21 www.messia.ru/rasylka/005/1085.htm#0
 * свящ. Александр Мень о книге Иоиля
   www.messia.ru/rasylka/006/1424.htm#0
 * Хосе Пепс М. Кьюненен:
    пророк Иоиль: экологическое прочтение
     www.messia.ru/rasylka/003/361.htm#0


Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20070214/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=14-02-2007
 

***************************************************************** * *
   Завтра, 15/2 февраля - Сретение Господа нашего Иисуса Христа.
   К евангельскому чтению (Лк.2:22-40) -
   www.messia.ru/rasylka/006/1411.htm#0
   (свящ. Александр Мень;
    ссылки на тексты митр. Антония,
    свящщ. Георгия Кочеткова, Якова Кротова, из Минеи)
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *



# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Но Господь снова говорит:
                "Вернитесь ко Мне всем сердцем,
                поститесь, плачьте, рыдайте!"
                       Разорвите свои сердца, а не одежды,
                       вернитесь к Господу, Богу вашему!
                Ведь Он милостив и милосерден,
                терпелив, Своей любви верен,
                и о зле сожалеет Он.
                       Как знать: может, Он и пожалеет,
                       оставит после Себя благословение -
                       хлебные приношения и возлияния
                       Господу, Богу вашему?
                Трубите в рог на Сионе
                и объявите пост,
                запретите всякую работу!
                       Соберите народ,
                       назначьте священное собрание:
                       созовите стариков,
                       соберите детей, младенцев!
                Пусть приходит жених,
                оставив комнату свою,
                пусть невеста скорее
                покинет брачный чертог.
                       Пусть священники плачут
                       между Храмом и жертвенником.
                       Пусть они, служители Господа,
                       взывают: "О Господь!
                       Смилуйся над Своим народом!
                       Тех, кто принадлежит Тебе,
                       не отдавай на поругание,
                       другим племенам во власть!
                       Не то иноплеменники скажут:
                       "Ну и где же их Бог?"
                И разгорелась у Господа
                любовь к Его стране,
                и Он сжалился над Своим народом.
                       И Господь сказал народу:
                       "Вот, посылаю вам
                       зерно, молодое вино,
                       посылаю масло олив -
                       вы получите всё в избытке.
                       И уже не отдам вас
                       на поругание другим племенам.
                                   (Иоиль 2:12-19, перевод А.Графова)
                                * * *
"Кто пресытился, и медовые соты растопчет,
 а голодному и горькое покажется сладким".
(Пр.27:7)
             *********************************************

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/007/1766.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * *  Форум /гостевая книга сайта:    www.messia.ru/razd/forum.htm

Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
          www.messia.ru/pomoch.htm#0