=ежедневная рассылка *Мысли
о вере и Церкви*=
Милость вам и мир от Бога, нашего Отца, и Господа Иисуса Христа! (Флп.1:2) * 01 февраля 2007 г. ст.ст., среда седмицы 3-ьей предуготовительной. церковные чтения: Иоиль 2:12-26; 3:12-21. /Предпразднство Сретения Господня/ Сегодня православная Церковь в чтении из Ветхого Завета (а литургия в этот день по традиции не совершается, поэтому чтений из Нового Завета нет) напоминает нам в преддверии Великого Поста о призыве ко всенародному покаянию, который провозглашал пророк Иоиль. Великий Пост дан нам в том числе и для того, чтобы мы деятельно вспомнили о некоторых основополагающих для духовной жизни истинах, большинство из которых были открыту человечеству еще в эпоху Ветхого Завета (поэтому в будние дни Поста за богослужением читаются книги Ветхого Завета). Итак, призыв пророка Иоиля к покаянию всего народа готовит нас к Посту - времени, когда нас особенно призывают к покаянию. Но хочется сказать в связи с этим об идее всеобщего, "национального" покаяния, призывы к которому сегодня порой раздаются... > НАЦИОНАЛЬНОЕ ПОКАЯНИЕ > На первый взгляд сама мысль о национальном покаянии так отличается > от пресловутого английского самодовольства, что христиан, > естественно, влечет к ней. Особенно привлекает она множество > старшекурсников и молодых священников, охотно верящих, что наша > страна разделяет с другими странами бремя вины за военные беды, > а сами они разделяют это бремя с ней. Как и в чём они его разделяют, > мне не совсем понятно. Почти все они были детьми в ту пору, когда > Англия принимала решения, ставшие причиной в нынешних > наших несчастий. Наверное, они каются в том, чего не совершали. > Что ж, если это и так, вреда тут вроде бы нет: люди редко каются > в содеянном, пускай уж хоть в чём-нибудь покаются. Но на самом деле, > как я убедился, всё обстоит несколько сложнее. Англия - не сила > природы, а сообщество людей. Когда мы говорим о ее грехах, мы имеем > в виду грехи ее правителей. Молодые каются за ближних - чем > не ближний, скажем, министр иностранных дел! Покаяние же непременно > предполагает осуждение. Главная прелесть национального покаяния > в том, что оно дает возможность не каяться в собственных грехах, > что тяжко и накладно, а ругать других. Если бы молодые поняли, что > они делают, они вспомнили бы, надеюсь, заповедь любви и милосердия. > Но они понять не могут, потому что называют английских правителей > не "они", а "мы". Кающемуся не положено миловать свой грех, > и правители тем самым оказываются за пределами не только милости, но > и обычной справедливости. О них можно говорить всё что захочешь. > Можно поносить их без зазрения совести и еще умиляться своему > покаянию. > Убежать от личного покаяния туда, где "бушуют страсти, не знающие > собственных имен",{} приятно всякому, но приятнее всего это молодому > интеллектуалу. Когда человек на пятом десятке кается в грехах > своей страны и старается простить ее врагов, он делает нелегкое > дело, ибо он воспитан в патриотических традициях и ему трудно > искоренить их. Нынешним молодым искоренять нечего. Сколько они себя > помнят, они и в искусстве, и в литературе, и в политике принадлежат > к разгневанному меньшинству. Они взросли на недоверии к английским > властям и сызмальства презирали повадки, идеалы и радости своих > менее ученых соотечественников. Все христиане знают, что надо > прощать врагов. Но "враг" - это тот, кто действительно вызывает > у нас злые чувства. Если вы послушаете хоть недолго разговоры > христиан - высоколобых, вы узнаете, кто их настоящий враг. У него > два имени: "обыватель" и "деляга". Очень может быть, что это - > синонимы слов "мой отец"; но здесь я лишь строю домыслы. А вот одно > - совершенно точно: когда вы проповедуете таким людям простить > немцев и обратить взор на грехи Англии, вы советуете им, в сущности, > не убить, а раскормить их главную страсть. Я не говорю, что каяться > Англии не надо или не надо прощать врагов. Суд без милости > не оказавшему милости./2/ Но нынешним молодым нужно бы покаяться > в нынешнем отсутствии милости, в грехах их возраста и круга - > в презрении к необразованным, в недобром взгляде на жизнь, > в злоречии, в самодовольстве, в нарушении пятой заповеди. О таких > грехах я от них ничего не слышал и, пока не услышу, буду считать, > что милость их к врагам Англии стоит немногого. Ибо не милующий > обывателя, которого видит, как может миловать диктатора, которого > не видел?/3/ > Что же. Церковь не должна призывать к национальному покаянию? Нет, > должна. Но дело это - как и многие другие - под силу лишь тем, кому > оно нелегко. Мы знаем, что человек призван во имя Бога возненавидеть > мать. Когда христианин предпочитает Бога собственной матери, > это ужасно, но возвышенно - однако только в том случае, если > он хороший сын и духовное рвение возобладало в нём над сильным > естественным чувством. Если же он хоть в какой-то степени рад с ней > поссориться, если он думает, что возвысился над естественным, > в то время как он опустился до противоестественного, - это гнусно, > и больше ничего. Трудные повеления Господни - для тех, кому > они трудны. У Мориака/4/ в "Жизни Иисуса" есть страшная сцена: > Христос говорит о том, что Он пришел разделить человека с отцом его > и дочь с матерью, и все апостолы - в ужасе, кроме Иуды. "Чего > они пугаются? - думал он. Ему нравился в Иисусе именно этот простой > взгляд на вещи. Ему нравилось, что Тот видит насквозь человеческую > низость". Лишь два состояния духа дают возможность бестрепетно > принять парадоксы Христа. Спаси нас, Господи, от одного из них! > --------------------------------------------------------- > 2) См. Иак. 2:3. > 3) Льюис перефразирует слова евангелиста Иоанна - ".. ибо > не любящий брата своего, которого видит, как может любить > Бога, Которого не видит?" (1 Ин. 4:20). > 4) Мориак Франсуа (1885-1970) - французский католический > писатель, лауреат Нобелевской премии 1952 года. Слова - > из книги "Жизнь Христа" (1936), гл IX. [ К.С.Льюис. НАЦИОНАЛЬНОЕ ПОКАЯНИЕ www.gumer.info/bogoslov_Buks/Life_church/Lewis_NacPokajan.php www.krotov.info/library/l/lewis/006natio.html ] Смотри также: * Книга Иоиля в переводе А.Графова 2:1-27 www.messia.ru/rasylka/004/708.htm#0 2:28-3:21 www.messia.ru/rasylka/005/1085.htm#0 * свящ. Александр Мень о книге Иоиля www.messia.ru/rasylka/006/1424.htm#0 * Хосе Пепс М. Кьюненен: пророк Иоиль: экологическое прочтение www.messia.ru/rasylka/003/361.htm#0 Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20070214/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=14-02-2007 ***************************************************************** * * Завтра, 15/2 февраля - Сретение Господа нашего Иисуса Христа. К евангельскому чтению (Лк.2:22-40) - www.messia.ru/rasylka/006/1411.htm#0 (свящ. Александр Мень; ссылки на тексты митр. Антония, свящщ. Георгия Кочеткова, Якова Кротова, из Минеи) * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Но Господь снова говорит: "Вернитесь ко Мне всем сердцем, поститесь, плачьте, рыдайте!" Разорвите свои сердца, а не одежды, вернитесь к Господу, Богу вашему! Ведь Он милостив и милосерден, терпелив, Своей любви верен, и о зле сожалеет Он. Как знать: может, Он и пожалеет, оставит после Себя благословение - хлебные приношения и возлияния Господу, Богу вашему? Трубите в рог на Сионе и объявите пост, запретите всякую работу! Соберите народ, назначьте священное собрание: созовите стариков, соберите детей, младенцев! Пусть приходит жених, оставив комнату свою, пусть невеста скорее покинет брачный чертог. Пусть священники плачут между Храмом и жертвенником. Пусть они, служители Господа, взывают: "О Господь! Смилуйся над Своим народом! Тех, кто принадлежит Тебе, не отдавай на поругание, другим племенам во власть! Не то иноплеменники скажут: "Ну и где же их Бог?" И разгорелась у Господа любовь к Его стране, и Он сжалился над Своим народом. И Господь сказал народу: "Вот, посылаю вам зерно, молодое вино, посылаю масло олив - вы получите всё в избытке. И уже не отдам вас на поругание другим племенам. (Иоиль 2:12-19, перевод А.Графова) * * * "Кто пресытился, и медовые соты растопчет, а голодному и горькое покажется сладким". (Пр.27:7) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/007/1766.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm Проект "Христианское просвещение" НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ... www.messia.ru/pomoch.htm#0 |
|||||
|