=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=


    Милость вам и мир от Бога, нашего Отца, и Господа Иисуса Христа!
                                (Флп.1:2)


* 01 марта   2007 г. ст.ст., среда 4-ой седмицы Великого поста.

церковные чтения (паремии):
# Ис.26:21-27:9    [Пророчество о судьбе Иудеи и соседних царств:
                   Господь накажет за беззаконие жителей Земли,
                   а Иудею - возлюбленный виноградник Свой - сохранит;
                   Израиль расцветет, а поражавшие его будут наказаны;
                   загладятся беззакония Иакова, его грех будет снят
                   с него, когда он искоренит у себя идолопоклонство]
# Быт.9:18-10:1    [Сыновья Ноя; преступление Хама;
                    проклятие Ноем Хама и благословение им Сима
                    и Иафета; смерть Ноя, рождение его внуков]
# Притч.12:23-13:9 [Продолжение сопоставления праведных
                    и нечестивых...]


* 02 марта   2007 г. ст.ст., четверг 4-ой седмицы Великого поста.

церковные чтения (паремии):
# Ис.28:14-22      [Пророк обращается к правителям Иерусалима,
                    которые думали, что бедствия не коснутся их,
                    поскольку они "заключили союз с преисподней"
                    (с языч. народами); они оставили надежду на Бога,
                    Который один только и есть надежная опора и защита
                    ото всех бедствий; Господь разрушит их замыслы,
                    буря постигнет нечестивых, Господь встанет
                    и разгневается; тогда не будет места радости,
                    ибо близко время решительного и скорого
                    суда Божьего над Иудеей]
# Быт.10:32-11:9   [Строительство Вавилонской башни,
                    Господь "сходит" и "смешивает языки" народов
                    и рассеивает их по Земле]
# Притч.13:20-14:6 [Продолжение сопоставления праведных с нечестивыми:
                    желания праведника приятны для души,
                    общение с мудрыми дает мудрость (20-21);
                    праведнику воздается добром, он живет в богатстве,
                    оставляет наследство и внукам (22-24,26);
                    любя сына, он с детства наказывает его (25);
                    он боится Господа,
                    его уста всегда являют правду и охраняют его (2-5);
                    у злого не найдешь мудрости (6)]


                   
>                       ХРИСТИАНСКОЕ САМОМНЕНИЕ

> Нередко  от  нецерковных людей слышишь упреки - что вы за христиане,
> когда  у  вас  в  семьях  одни  раздоры?  Почему вы, призывая любить
> ближнего,  всех  ненавидите?  Действительно,  почему те, кто считает
> себя  христианами,  зачастую  становятся  соблазном для мира? Почему
> нередко   человек,   открыв  для  себя  Церковь,  становится  просто
> невыносим   для   окружающих?  Причина  этого  явления  в  гордости,
> поразившей  душу  человека.  Гордость рождает в человеке самомнение,
> самолюбование,  уверенность  в  правильности  своего понимания мира,
> жизни. И это самомнение он переносит и на себя в церкви.

> Обычно  гордецы  переступают  порог  храма,  прочитав  две-три книги
> духовного  содержания, и вообразив о себе, что они 'познали истину'.
> Придя  в  восторг  от самих себя и проникнувшись презрением ко всем,
> кто   'живет  без Бога',   которое   они  истолковывают как жалость,
> они  готовы  немедленно  'проповедовать Христа' каждому встречному -
> баптисту,  атеисту, друзьям, родственникам и соседям. Не устроив ещё
> себя  как  христианина,  они  стремятся  переустроить  всех,  с  кем
> сталкивает их жизнь. Их самомнение определяется как 'Я - христианин'
> (cвт.  Феофан  Затворник  пишет  об  этом виде мнения о себе в книге
> 'Путь   ко   спасению').   Они   изводят   всех   призывами   'пойти
> причаститься',   нередко   давая   нецерковным   людям   извращенное
> представление  о  Таинствах  Церкви как о некой панацее 'ото всего'.
> Церковь они проповедуют  так,   как  они её понимают и понимание это
> как  правило  сводится  к  примитиву  вроде:  'Вот  поставила свечку
> чудотворцу  -  и  рубль  нашла'. Универсальный рецепт  'надо сходить
> в церковь'   дается   ими  без разбора во всех  жизненных ситуациях.
> В  своих  фантазиях  они  видят  себя великими старцами и старицами,
> спасающими  мир  своими  молитвами.    В любом житии им прежде всего
> в  глаза  бросается  что  сей  подвижник 'вел жизнь святую' и тут же
> начинают  отождествлять  себя  с  ним.  Гордыня  помогает  им  легко
> соблюдать  Устав во всех мелочах, вычитывать огромное правило (утром
> и  вечером,  акафист на каждый день седмицы, канон, глава Евангелия,
> глава  Деяний,  глава  Посланий  и  сто  'Богородиц'),  они  дотошно
> выискивают  в  своих  тарелках  -  не  подкинули  ли  им чего такого
> скоромного  непросвещенные родственники (диавол - то, он ведь только
> и  ждет!), силою гордыни они могут быть  и смиренны,   и послушливы,
> но  делают  это только для удовлетворения самомнения.   Они приходят
> в храм со сложившимся о себе мнением, уже отведя в своих мыслях себе
> роль  учителей  и проповедников.  Поэтому они смело берутся помогать
> в  храме  'во  славу  Божию',  отказываясь  и от денег, и от обедов.
> Поэтому  они  решительно     направляют   свои  стопы  в   монастыри
> и  семинарии,   поскольку  желают  поучать  и  наставлять, но  никак
> не   смиряться   и  послушаться.  Попробуйте  вы  такого  смиренника
> попросить  сделать  чуть  более  того, чем было условлено. Он, может
> быть,  и  сделает,  может  быть  и без прекословия, но в душе у него
> поднимется  ропот,    и  чем  больше  он   будет  выполнять  работы,
> не  соответствующей  его  представлению о себе, тем этот ропот будет
> расти  и расти. И вот он уже не хочет  трудиться  'во славу  Божию',
> а требует вполне конкретной компенсации за свои труды, а потом еще -
> прибавку. Наконец, он покинет храм и устроится на высокооплачиваемую
> 'мирскую'  работу,  да  еще и будет причитать, что вот, использовали
> его  'на  всю  катушку',  а  платить  не  платили,  и  пришлось  вот
> православному идти в 'мир'.

> Они,  безусловно,  лучше  всех  знают,  что  им  нужно и как Господь
> повелел  людям  жить,  поэтому каждый из них, выбрав для себя в вере
> то,  что  ему  больше  всего понравилось,  будет  'двигать' эту идею
> в  жизнь.  По  самомнению  они  сосредоточат свою жизнь на различных
> 'деланиях',  имеющих  церковную  окраску.   Один    будет  соблюдать
> все  мыслимые и немыслимые посты, исключит из рациона мясо или вовсе
> перейдет  на  'сухоядение'.  Другой  будет  неукоснительно ежедневно
> посещать  утреннюю и вечернюю службы, и при этом он спокойно оставит
> на  произвол  судьбы  и  больную  жену  и  немощную  мать,  и  будет
> чувствовать  себя  'отрешившимся  всего  мирского'.  Третий всё свое
> время посвятит чтению различных правил, молитв, акафистов и канонов.
> Четвертый   возомнит себя  'монашески  устроенным'  и   с презрением
> и  сожалением  будет   смотреть   на  семейных.  Пятый,  перелопатив
> всю доступную православную литературу, возгорится желанием ПИСАТЬ и,
> забросив  все  насущные  дела, будет переводить тонны бумаги на свои
> измышления.   Шестой,   не   обладая   даром   слова,  будет  годами
> переписывать  понравившиеся  цитаты  из  святых  отцов,  при  всяком
> удобном  и  неудобном   случае    извлекая  на свет  свои  рукописи,
> чтобы  поучить  ближних.  При  этом  они  как  бы  присваивают  себе
> авторство  этих  высказываний и имеют возможность почувствовать себя
> учителем   и   наставником,   седьмой  отправится  на  улицы  искать
> 'ближних',   нуждающихся   в  их  помощи,  будет  обихаживать  любую
> встречную  бабушку,  не  заботя  себя  мыслями  о  своих собственных
> родственниках, нередко бросаемых без попечения.

> Внутри  семьи   такой    'праведник'  становится  настоящим извергом
> по отношению к близким. Любоначалие делает их черствыми по отношению
> к  людским переживаниям, недостаткам, слабостям. Они начинают душить
> ближних суровыми и жестокими обличениями, превращая их жизнь в сущий
> ад.   Страсть  осуждения  побуждает  их  к  тому,    что  они спешат
> не  оправдать,  а  обвинить  ближнего. Каждое движение родственников
> сопровождается    беспощадной      критикой.   Цитаты   из  поучений
> и  наставлений  ледяным  водопадом  обрушиваются  на  головы  детей,
> супругов,  родителей  и  вообще  всех,  кто  входит с ним в общение.
> Сколько   упреков,   оскорблений,   обвинений,  обличений  на  языке
> 'христолюбца',    которым  он  немилосердно   жалит   своих  ближних
> и  вызывает  их на ответное негодование, твердо уверенный в том, что
> 'Евангелие  исполняется',  и  что  домашние  его стали ему заклятыми
> врагами!   Всех,   кто  не  разделяет  его  взглядов,  он  объявляет
> бесноватыми   и   нередко,     гонимый  злобой      и     ненавистью
> к родственникам_'язычникам', бежит прочь из дома, мотается по стране
> из  монастыря  в монастырь, повсюду жалуясь на 'гонения и унижения',
> которые  он  вынужден  претерпевать от жестоковыйной родни - 'Христа
> тоже  гнали'.  Из-за  их  неправильного внутреннего устроения, из-за
> того,  что  не  научившись  жить  по-христиански, они начинают учить
> этому  ближних,  происходит  ужасная  вещь  -  свет  Христовой веры,
> который  должен  нести мир и успокоение, преломившись в их сознании,
> становится   причиной   раздоров,   скандалов,   разводов.   Каждому
> священнику  не  раз  приходилось  сталкиваться  с  мужьями,  которые
> добиваются  благословения  на  развод по той причине, что неверующая
> супруга  никак соглашается отказаться от телевизора, или с матерями,
> заявляющими, что проклянут своих детей, если они не будут поститься.
> От  таких жен-'христианок' уходят мужья, от таких 'верующих' матерей
> уходят  взрослые  дети,  с  такими  'просвещенными'  людьми не хотят
> общаться  прежние друзья. Таких людей объединяет одно - не сожаление
> о родственниках, еще не познавших  радость жизни  в Боге, а  желание
> во  что  бы то ни стало сломать, раздавить, покорить, одним словом -
> настоять  на  своем.  И  это  свое - превыше Божьего. Делают они это
> совсем  не  от  любви,  гордыня запрещает в человеке любовь, которая
> никогда   не  ищет   своего,   а  вот гордыня кроме как своего нигде
> ни в чём не мыслит. А если вдруг под одной крышей окажутся несколько
> таких   'сынов Церкви',  то мир надолго покинет их  дом.  Непременно
> они  схлестнутся  в  вопросах благочестия,     обвиняя   друг  друга
> во  всевозможных прегрешениях,   тыча пальцем в святоотеческие книги
> и до скандала выясняя,   чей  батюшка   'благодатней'.   Собственно,
> и  для  самих  'учителей' радость церковной жизни недоступна, потому
> что   смысл   их  существования  -   борьба  с окружающими,  которых
> они  желают  переустроить по своему разуму, выдавая собственную волю
> за  волю  Божию. Ежедневно произнося 'да будет воля Твоя', они имеют
> ввиду  'да  будет  воля  Твоя  на исполнение моей воли'. Собственные
> желания  они  преподносят как 'Господь на сердце положил'. Они ловко
> толкуют  Священное  Писание  и  поучения святых отцов, когда им надо
> оправдать  собственную слабость,  их любимая цитата -  'С язычниками
> я   -   язычник,   с  иудеями  - иудей', поскольку она  очень удобна
> для  оправдания.  Особенно,  если  не  хотят  расстаться  с обычаями
> и  привычками светской жизни. Скорее всего, фраза 'вообще-то нельзя,
> но  если очень хочется, то можно'  рождена ими. <.....>  Ради 'любви
> к ближнему' они готовы на всё  -  лишь бы желание ближнего совпадало
> с  их  личным  желанием.  Одновременно, оправдывая любовью к ближним
> свои грехи, они не способны проявить малую каплю этой любви к тем же
> ближним.  В  большей  степени  это  касается  самовлюбленных  гордых
> мужчин,  которые,  обнаружив  апостольское  'жена  да  убоится  мужа
> своего',   приходят  в  такой  восторг,  что не утруждаются дочитать
> эту  фразу  до  конца  -  'а муж да возлюбит жену свою', и предаются
> греху  любоначалия  во  всей  полноте.  Они превращаются в капризных
> деспотов  по  отношению  к  своим  женам,  воображая,  что те должны
> немедленно  исполнять  любой бред, который вступит им в голову. Муж,
> вообразив  себя 'христианином', понимает эту заповедь как разрешение
> на  вседозволенность  и  безнаказанность - 'я - муж, мне можно всё',
> полагая, что только на том основании, что он - мужчина, его действия
> не должны  подвергаться   ничьему    сомнению,   и в первую  очередь
> со  стороны   жены.     На малейшее   сомнение  жены  в правильности
> своих  действий они отвечают оскорблениями, унижениями. В результате
> жены таких мужей испытывают постоянный психологический прессинг, что
> неизменно отрицательно повлияет на внутрисемейные отношения. Женщины
> же,  напротив,  от  неразумной  ревности  к собственному благочестию
> начинают    'смиряться'     против  своего  внутреннего   устроения,
> против  совести  и  даже против Евангелия. В итоге муж может запить,
> загулять,  бросить  работу  -  жена  не  вовремя  промолчит  и таким
> неразумным  смирением  поощрит  мужа  на  грех.  А дальше - настанет
> момент, когда ей уже будет невмоготу 'смиряться', потому что она ещё
> не  готова  к абсолютному истинному смирению,   начнет  высказывать,
> а потом пойдут скандалы и вполне может дойти и до развода.

> Гордыня  может  так  глубоко запрятаться  в человеческой  душе,  что
> за  внешним  благочестием  порою  невозможно  увидеть её в человеке,
> и  предположить  трудно,  что  этот  христианин, или эта христианка,
> которая  много  лет  ходит в храм, слова лишнего  не  скажет  и глаз
> не  поднимет,  настолько  поражены  гордыней,  что  не могут понести
> малейшего   замечания.  И     всё тихо-мирно     до  того   момента,
> пока  однажды  на исповеди  священник не скажет: 'Нет, дорогой  мой,
> вот  здесь  ты  не  прав'. Вот тут и взовьется необузданная гордыня,
> привыкшая  к тому, что она 'во всём права'. Как?! Это я-то не прав?!
> Да  что  вы   все   тут  понимаете?!    И  скандал   на весь   храм.
> И пойдет-поедет. Первый удар всегда на священника - он и не опытный,
> и  не  образованный,  и  не православный...  Нередко, да  что там  -
> чаще  всего  после  такого эпизода уязвленный гордостью 'христианин'
> покидает  храм,  а то и вовсе отходит от всего церковного и запросто
> может стать гонителем и ненавистником церкви.

> Гордого  человека,  прикрывающегося  именем  христианина,  иначе как
> лжецом  нельзя  назвать,  ибо  он  лжет всей своей жизнью и в первую
> очередь  тем,  что,   именуя  себя  священным именем,  учению Христа
> не следует, а превращает его в удобное для себя оправдание.
[ Элла.
  www.chayka.org.ru/forum/viewtopic.php?t=2257&sid=d08ea29bb290614f4f727ce2fc1ce56e
  www.kid.ru/forum/index.php?showtopic=3047&st=15 ]

 

 + + + www.messia.ru/rasylka/006/1453.htm#0
 + + + www.messia.ru/rasylka/004/737.htm#0

 
 + + + к чтениям четверга:
* Свящ. Александр Мень о значении рассказа о вавилонской башне
                  www.messia.ru/trstrb/men/vz/ge1101-9.htm#0
* Митр. Сурожский Антоний:
  к чему призван человек? башня от земли до неба
           www.messia.ru/rasylka/003/390.htm#0



Чтения этих дней в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20070314/orth?cont=rv_ru
www.bible-center.ru/biblereadings/20070315/orth?cont=rv_ru

Эти дни в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=14-03-2007
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=15-03-2007
 

Чтобы за время Великого поста прочитать (перечитать) весь Новый Завет,
можно следовать предлагаемому здесь плану (составленному Я.К.).
В среду:
        Чтение из Евангелий: от Луки, глл. 12-13
        www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/lu2.htm#12:1.
        Чтение из Деяний, Посланий или Откровения:  2 Коринфянам, 1-6
        www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/2co.htm#1:1.

В четверг:
        Чтение из Евангелий: от Луки, глл. 14-16
        www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/lu2.htm#14:1.
        Чтение из Деяний, Посланий или Откровения: 2 Коринфянам, 7-13
        www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/2co.htm#7:1.


Кроме того предлагаю желающим план последовательного чтения
за дни Великого поста трех книг Ветхого Завета:
Бытие, Притчи, Исаийя -
с их текстами в современных переводах,
осуществленных Российским Библейским Обществом:
в среду:
        Притчи, гл. 29-31: www.messia.ru/r3/pr/29-31.htm
в четверг:
        Исаийя, гл. 1-2:   www.messia.ru/r3/is/01-02.htm



# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*С мудрецами общаясь, станешь мудрее, /
                            а повелся с глупцами - не минуешь беды.
За грешником ходит беда,    /        а праведнику воздается добром.
Богатство достойного детям и внукам достанется, /
                           а что нажил грешник - праведнику пойдет.
Пусть и обилен урожай бедняка,    /         беззаконие его похитит.
Кому жалко розгу, не жалко сына, /
                            а кто сына любит, не забудет вразумить.
Праведник ест досыта,     /          а в животе у нечестивых пусто.
Женская мудрость возводит дом, /
                               а женская глупость - сама его рушит.
Кто боится ГОСПОДА, ступает прямо, / а кто Его презирает - петляет.
Болтовня гордеца - это плеть для него, /
                              а речи мудрецов - это стража для них.
Нет волов - и пусты закрома, /   а при могучих быках урожай обилен.
Верный свидетель не обманет, /   а нечестный свидетель дышит ложью.
Ищет наглец мудрости, да не сыщет, /
                                  а сметливому легко дается знание.*
                                (Пр.13:20-14:6, нов.пер., РБО, 2000г.)
             *********************************************

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/007/1793.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * *  Форум /гостевая книга сайта:    www.messia.ru/razd/forum.htm

Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
          www.messia.ru/pomoch.htm#0