=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость вам и мир от Бога, нашего Отца, и Господа Иисуса Христа! (Флп.1:2) * 01 марта 2007 г. ст.ст., среда 4-ой седмицы Великого поста. церковные чтения (паремии): # Ис.26:21-27:9 [Пророчество о судьбе Иудеи и соседних царств: Господь накажет за беззаконие жителей Земли, а Иудею - возлюбленный виноградник Свой - сохранит; Израиль расцветет, а поражавшие его будут наказаны; загладятся беззакония Иакова, его грех будет снят с него, когда он искоренит у себя идолопоклонство] # Быт.9:18-10:1 [Сыновья Ноя; преступление Хама; проклятие Ноем Хама и благословение им Сима и Иафета; смерть Ноя, рождение его внуков] # Притч.12:23-13:9 [Продолжение сопоставления праведных и нечестивых...] * 02 марта 2007 г. ст.ст., четверг 4-ой седмицы Великого поста. церковные чтения (паремии): # Ис.28:14-22 [Пророк обращается к правителям Иерусалима, которые думали, что бедствия не коснутся их, поскольку они "заключили союз с преисподней" (с языч. народами); они оставили надежду на Бога, Который один только и есть надежная опора и защита ото всех бедствий; Господь разрушит их замыслы, буря постигнет нечестивых, Господь встанет и разгневается; тогда не будет места радости, ибо близко время решительного и скорого суда Божьего над Иудеей] # Быт.10:32-11:9 [Строительство Вавилонской башни, Господь "сходит" и "смешивает языки" народов и рассеивает их по Земле] # Притч.13:20-14:6 [Продолжение сопоставления праведных с нечестивыми: желания праведника приятны для души, общение с мудрыми дает мудрость (20-21); праведнику воздается добром, он живет в богатстве, оставляет наследство и внукам (22-24,26); любя сына, он с детства наказывает его (25); он боится Господа, его уста всегда являют правду и охраняют его (2-5); у злого не найдешь мудрости (6)] > ХРИСТИАНСКОЕ САМОМНЕНИЕ > Нередко от нецерковных людей слышишь упреки - что вы за христиане, > когда у вас в семьях одни раздоры? Почему вы, призывая любить > ближнего, всех ненавидите? Действительно, почему те, кто считает > себя христианами, зачастую становятся соблазном для мира? Почему > нередко человек, открыв для себя Церковь, становится просто > невыносим для окружающих? Причина этого явления в гордости, > поразившей душу человека. Гордость рождает в человеке самомнение, > самолюбование, уверенность в правильности своего понимания мира, > жизни. И это самомнение он переносит и на себя в церкви. > Обычно гордецы переступают порог храма, прочитав две-три книги > духовного содержания, и вообразив о себе, что они 'познали истину'. > Придя в восторг от самих себя и проникнувшись презрением ко всем, > кто 'живет без Бога', которое они истолковывают как жалость, > они готовы немедленно 'проповедовать Христа' каждому встречному - > баптисту, атеисту, друзьям, родственникам и соседям. Не устроив ещё > себя как христианина, они стремятся переустроить всех, с кем > сталкивает их жизнь. Их самомнение определяется как 'Я - христианин' > (cвт. Феофан Затворник пишет об этом виде мнения о себе в книге > 'Путь ко спасению'). Они изводят всех призывами 'пойти > причаститься', нередко давая нецерковным людям извращенное > представление о Таинствах Церкви как о некой панацее 'ото всего'. > Церковь они проповедуют так, как они её понимают и понимание это > как правило сводится к примитиву вроде: 'Вот поставила свечку > чудотворцу - и рубль нашла'. Универсальный рецепт 'надо сходить > в церковь' дается ими без разбора во всех жизненных ситуациях. > В своих фантазиях они видят себя великими старцами и старицами, > спасающими мир своими молитвами. В любом житии им прежде всего > в глаза бросается что сей подвижник 'вел жизнь святую' и тут же > начинают отождествлять себя с ним. Гордыня помогает им легко > соблюдать Устав во всех мелочах, вычитывать огромное правило (утром > и вечером, акафист на каждый день седмицы, канон, глава Евангелия, > глава Деяний, глава Посланий и сто 'Богородиц'), они дотошно > выискивают в своих тарелках - не подкинули ли им чего такого > скоромного непросвещенные родственники (диавол - то, он ведь только > и ждет!), силою гордыни они могут быть и смиренны, и послушливы, > но делают это только для удовлетворения самомнения. Они приходят > в храм со сложившимся о себе мнением, уже отведя в своих мыслях себе > роль учителей и проповедников. Поэтому они смело берутся помогать > в храме 'во славу Божию', отказываясь и от денег, и от обедов. > Поэтому они решительно направляют свои стопы в монастыри > и семинарии, поскольку желают поучать и наставлять, но никак > не смиряться и послушаться. Попробуйте вы такого смиренника > попросить сделать чуть более того, чем было условлено. Он, может > быть, и сделает, может быть и без прекословия, но в душе у него > поднимется ропот, и чем больше он будет выполнять работы, > не соответствующей его представлению о себе, тем этот ропот будет > расти и расти. И вот он уже не хочет трудиться 'во славу Божию', > а требует вполне конкретной компенсации за свои труды, а потом еще - > прибавку. Наконец, он покинет храм и устроится на высокооплачиваемую > 'мирскую' работу, да еще и будет причитать, что вот, использовали > его 'на всю катушку', а платить не платили, и пришлось вот > православному идти в 'мир'. > Они, безусловно, лучше всех знают, что им нужно и как Господь > повелел людям жить, поэтому каждый из них, выбрав для себя в вере > то, что ему больше всего понравилось, будет 'двигать' эту идею > в жизнь. По самомнению они сосредоточат свою жизнь на различных > 'деланиях', имеющих церковную окраску. Один будет соблюдать > все мыслимые и немыслимые посты, исключит из рациона мясо или вовсе > перейдет на 'сухоядение'. Другой будет неукоснительно ежедневно > посещать утреннюю и вечернюю службы, и при этом он спокойно оставит > на произвол судьбы и больную жену и немощную мать, и будет > чувствовать себя 'отрешившимся всего мирского'. Третий всё свое > время посвятит чтению различных правил, молитв, акафистов и канонов. > Четвертый возомнит себя 'монашески устроенным' и с презрением > и сожалением будет смотреть на семейных. Пятый, перелопатив > всю доступную православную литературу, возгорится желанием ПИСАТЬ и, > забросив все насущные дела, будет переводить тонны бумаги на свои > измышления. Шестой, не обладая даром слова, будет годами > переписывать понравившиеся цитаты из святых отцов, при всяком > удобном и неудобном случае извлекая на свет свои рукописи, > чтобы поучить ближних. При этом они как бы присваивают себе > авторство этих высказываний и имеют возможность почувствовать себя > учителем и наставником, седьмой отправится на улицы искать > 'ближних', нуждающихся в их помощи, будет обихаживать любую > встречную бабушку, не заботя себя мыслями о своих собственных > родственниках, нередко бросаемых без попечения. > Внутри семьи такой 'праведник' становится настоящим извергом > по отношению к близким. Любоначалие делает их черствыми по отношению > к людским переживаниям, недостаткам, слабостям. Они начинают душить > ближних суровыми и жестокими обличениями, превращая их жизнь в сущий > ад. Страсть осуждения побуждает их к тому, что они спешат > не оправдать, а обвинить ближнего. Каждое движение родственников > сопровождается беспощадной критикой. Цитаты из поучений > и наставлений ледяным водопадом обрушиваются на головы детей, > супругов, родителей и вообще всех, кто входит с ним в общение. > Сколько упреков, оскорблений, обвинений, обличений на языке > 'христолюбца', которым он немилосердно жалит своих ближних > и вызывает их на ответное негодование, твердо уверенный в том, что > 'Евангелие исполняется', и что домашние его стали ему заклятыми > врагами! Всех, кто не разделяет его взглядов, он объявляет > бесноватыми и нередко, гонимый злобой и ненавистью > к родственникам_'язычникам', бежит прочь из дома, мотается по стране > из монастыря в монастырь, повсюду жалуясь на 'гонения и унижения', > которые он вынужден претерпевать от жестоковыйной родни - 'Христа > тоже гнали'. Из-за их неправильного внутреннего устроения, из-за > того, что не научившись жить по-христиански, они начинают учить > этому ближних, происходит ужасная вещь - свет Христовой веры, > который должен нести мир и успокоение, преломившись в их сознании, > становится причиной раздоров, скандалов, разводов. Каждому > священнику не раз приходилось сталкиваться с мужьями, которые > добиваются благословения на развод по той причине, что неверующая > супруга никак соглашается отказаться от телевизора, или с матерями, > заявляющими, что проклянут своих детей, если они не будут поститься. > От таких жен-'христианок' уходят мужья, от таких 'верующих' матерей > уходят взрослые дети, с такими 'просвещенными' людьми не хотят > общаться прежние друзья. Таких людей объединяет одно - не сожаление > о родственниках, еще не познавших радость жизни в Боге, а желание > во что бы то ни стало сломать, раздавить, покорить, одним словом - > настоять на своем. И это свое - превыше Божьего. Делают они это > совсем не от любви, гордыня запрещает в человеке любовь, которая > никогда не ищет своего, а вот гордыня кроме как своего нигде > ни в чём не мыслит. А если вдруг под одной крышей окажутся несколько > таких 'сынов Церкви', то мир надолго покинет их дом. Непременно > они схлестнутся в вопросах благочестия, обвиняя друг друга > во всевозможных прегрешениях, тыча пальцем в святоотеческие книги > и до скандала выясняя, чей батюшка 'благодатней'. Собственно, > и для самих 'учителей' радость церковной жизни недоступна, потому > что смысл их существования - борьба с окружающими, которых > они желают переустроить по своему разуму, выдавая собственную волю > за волю Божию. Ежедневно произнося 'да будет воля Твоя', они имеют > ввиду 'да будет воля Твоя на исполнение моей воли'. Собственные > желания они преподносят как 'Господь на сердце положил'. Они ловко > толкуют Священное Писание и поучения святых отцов, когда им надо > оправдать собственную слабость, их любимая цитата - 'С язычниками > я - язычник, с иудеями - иудей', поскольку она очень удобна > для оправдания. Особенно, если не хотят расстаться с обычаями > и привычками светской жизни. Скорее всего, фраза 'вообще-то нельзя, > но если очень хочется, то можно' рождена ими. <.....> Ради 'любви > к ближнему' они готовы на всё - лишь бы желание ближнего совпадало > с их личным желанием. Одновременно, оправдывая любовью к ближним > свои грехи, они не способны проявить малую каплю этой любви к тем же > ближним. В большей степени это касается самовлюбленных гордых > мужчин, которые, обнаружив апостольское 'жена да убоится мужа > своего', приходят в такой восторг, что не утруждаются дочитать > эту фразу до конца - 'а муж да возлюбит жену свою', и предаются > греху любоначалия во всей полноте. Они превращаются в капризных > деспотов по отношению к своим женам, воображая, что те должны > немедленно исполнять любой бред, который вступит им в голову. Муж, > вообразив себя 'христианином', понимает эту заповедь как разрешение > на вседозволенность и безнаказанность - 'я - муж, мне можно всё', > полагая, что только на том основании, что он - мужчина, его действия > не должны подвергаться ничьему сомнению, и в первую очередь > со стороны жены. На малейшее сомнение жены в правильности > своих действий они отвечают оскорблениями, унижениями. В результате > жены таких мужей испытывают постоянный психологический прессинг, что > неизменно отрицательно повлияет на внутрисемейные отношения. Женщины > же, напротив, от неразумной ревности к собственному благочестию > начинают 'смиряться' против своего внутреннего устроения, > против совести и даже против Евангелия. В итоге муж может запить, > загулять, бросить работу - жена не вовремя промолчит и таким > неразумным смирением поощрит мужа на грех. А дальше - настанет > момент, когда ей уже будет невмоготу 'смиряться', потому что она ещё > не готова к абсолютному истинному смирению, начнет высказывать, > а потом пойдут скандалы и вполне может дойти и до развода. > Гордыня может так глубоко запрятаться в человеческой душе, что > за внешним благочестием порою невозможно увидеть её в человеке, > и предположить трудно, что этот христианин, или эта христианка, > которая много лет ходит в храм, слова лишнего не скажет и глаз > не поднимет, настолько поражены гордыней, что не могут понести > малейшего замечания. И всё тихо-мирно до того момента, > пока однажды на исповеди священник не скажет: 'Нет, дорогой мой, > вот здесь ты не прав'. Вот тут и взовьется необузданная гордыня, > привыкшая к тому, что она 'во всём права'. Как?! Это я-то не прав?! > Да что вы все тут понимаете?! И скандал на весь храм. > И пойдет-поедет. Первый удар всегда на священника - он и не опытный, > и не образованный, и не православный... Нередко, да что там - > чаще всего после такого эпизода уязвленный гордостью 'христианин' > покидает храм, а то и вовсе отходит от всего церковного и запросто > может стать гонителем и ненавистником церкви. > Гордого человека, прикрывающегося именем христианина, иначе как > лжецом нельзя назвать, ибо он лжет всей своей жизнью и в первую > очередь тем, что, именуя себя священным именем, учению Христа > не следует, а превращает его в удобное для себя оправдание. [ Элла. www.chayka.org.ru/forum/viewtopic.php?t=2257&sid=d08ea29bb290614f4f727ce2fc1ce56e www.kid.ru/forum/index.php?showtopic=3047&st=15 ] + + + www.messia.ru/rasylka/006/1453.htm#0 + + + www.messia.ru/rasylka/004/737.htm#0 + + + к чтениям четверга: * Свящ. Александр Мень о значении рассказа о вавилонской башне www.messia.ru/trstrb/men/vz/ge1101-9.htm#0 * Митр. Сурожский Антоний: к чему призван человек? башня от земли до неба www.messia.ru/rasylka/003/390.htm#0 Чтения этих дней в русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20070314/orth?cont=rv_ru www.bible-center.ru/biblereadings/20070315/orth?cont=rv_ru Эти дни в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=14-03-2007 www.canto.ru/calendar/day.php?date=15-03-2007 Чтобы за время Великого поста прочитать (перечитать) весь Новый Завет, можно следовать предлагаемому здесь плану (составленному Я.К.). В среду: Чтение из Евангелий: от Луки, глл. 12-13 www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/lu2.htm#12:1. Чтение из Деяний, Посланий или Откровения: 2 Коринфянам, 1-6 www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/2co.htm#1:1. В четверг: Чтение из Евангелий: от Луки, глл. 14-16 www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/lu2.htm#14:1. Чтение из Деяний, Посланий или Откровения: 2 Коринфянам, 7-13 www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/2co.htm#7:1. Кроме того предлагаю желающим план последовательного чтения за дни Великого поста трех книг Ветхого Завета: Бытие, Притчи, Исаийя - с их текстами в современных переводах, осуществленных Российским Библейским Обществом: в среду: Притчи, гл. 29-31: www.messia.ru/r3/pr/29-31.htm в четверг: Исаийя, гл. 1-2: www.messia.ru/r3/is/01-02.htm # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *С мудрецами общаясь, станешь мудрее, / а повелся с глупцами - не минуешь беды. За грешником ходит беда, / а праведнику воздается добром. Богатство достойного детям и внукам достанется, / а что нажил грешник - праведнику пойдет. Пусть и обилен урожай бедняка, / беззаконие его похитит. Кому жалко розгу, не жалко сына, / а кто сына любит, не забудет вразумить. Праведник ест досыта, / а в животе у нечестивых пусто. Женская мудрость возводит дом, / а женская глупость - сама его рушит. Кто боится ГОСПОДА, ступает прямо, / а кто Его презирает - петляет. Болтовня гордеца - это плеть для него, / а речи мудрецов - это стража для них. Нет волов - и пусты закрома, / а при могучих быках урожай обилен. Верный свидетель не обманет, / а нечестный свидетель дышит ложью. Ищет наглец мудрости, да не сыщет, / а сметливому легко дается знание.* (Пр.13:20-14:6, нов.пер., РБО, 2000г.) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/007/1793.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm Проект "Христианское просвещение" НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ... www.messia.ru/pomoch.htm#0 |
|||||
|