=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость вам и мир от Бога, нашего Отца, и Господа Иисуса Христа! (Флп.1:2) * 12 марта 2007 г. ст.ст., воскресенье 5-е Великого поста. {память прп. Марии Египетской} литургические чтения: Евр.9:11-14; Мк.10:32-45 *. > Когда батюшка говорил с кем-либо, он всецело принадлежал > этому человеку, служа ему своим участием, своей любовью. > Тот открывал ему свои душевные раны, свои грехи. Они не вызывали > у о. Серафима ужасания, раздражения, желания наказать. Он > не подыскивал тут же для согрешившего епитимий и не пугал ими. > Напротив - испытывал жалость и сострадание: любовь > не сосредоточивает своего внимания на грехе. О. Серафим видел прежде > всего не грех, а муку согрешившего. Она его глубоко трогала, > и он стремился прежде всего помочь ему, поддержать его, страдать > вместе с ним. > Батюшка видел в каждом человеке образ Божий, что далеко не всем нам > удается при общении с людьми. Если мы не увидим его, то и не знаем > человека. Ведь грехи - это не он сам, не его природа. Человек - это > образ Божий. Важно суметь увидеть его в нашем ближнем. > "Любовь выше устава", - говорил протоиерей Алексей Мечев. О. Серафим > своей жизнью показал это, понимая, что человеческая совесть > не подчиняется званиям. В духовном мире титулы ничего не значат, > "и царь, и воин, и убогий - все в равном достоинстве", Царство Божие > есть царство свободы и безвластия, главное в нём - любовь. Не сан > делает человека святым, не иерархическая степень, не место > у престола, но добродетельная жизнь, личная святость. > О. Серафим принимал человека таким, каков он есть, ничего > не требуя <...>. Он был к нему "милостив с рассмотрением" > (Иуд 1:22). <.....> > В проповедях батюшки не было никакого привычного церковного > красноречия, притворных "возлюбленные братья и сестры", что есть > голос личины, голос небытия. Они были очень личными, наполненными > любовью. Каждым словом он жил. Только тот, кто есть, может дерзать > обратиться к Сущему. > Поэтому, по слову святителя Григория Богослова, "он нуждался лишь > в немногих словах, потому что достаточно было самой жизни его > для назидания". Проповедь о. Серафима была "не в убедительных словах > человеческой мудрости, но в явлении духа и силы" (1Кор 2:4). > Эту тайну Любви Божией, которая учит без слов, познало сердце > старца, и через него все приходящие люди приобщались к ней. > Она открылась архимандриту Зинону, духовно чуткому к тому, > что происходило в глубине души старца, ставшего его духовным отцом > еще до монашеского пострига. > "Я познакомился с отцом Серафимом в 1975 году накануне своего > поступления в монастырь. Встреча с ним для меня была очень важным > событием, потому что я увидел человека совершенно необычного. > Я собирался поступать в монастырь, просил его благословения. > Он сделал это с радостью. Так завязалось наше знакомство > и продолжалось вплоть до его смерти. Потом, уже живя в монастыре, > я к нему ездил в течение семи лет. > Мне всегда вспоминается эпизод из жизни Антония Великого. К авве > приходили трое монахов, двое о чём-нибудь спрашивали, а третий > всё время молчал. Антоний, наконец, у него решил узнать, почему он > ни о чём не спрашивал. Тот ему ответил: "А мне достаточно на тебя > смотреть". Так было и со мной. Почти никаких вопросов я о. Серафиму > не задавал. Он всегда приглашал меня к службам, которые совершались > у него в келье, и к обеденному столу; там были разные люди, задавали > разные вопросы. Я слушал его ответы, наблюдал за ним и для меня > этого было достаточно. Я не слышал никаких сногсшибательных ответов, > не видел каких-нибудь чудес. (Как-то я подарил своей крестной матери > Анастасии Ивановне Цветаевой одну из лучших фотографий о. Серафима, > сделанную Владимиром Пархоменко, тогда еще малоизвестную. Взглянув > на нее, она сразу же приняла в сердце старца, он стал ей духовно > родным своим страданием и любовию, которые она увидела в его лице. > Эта фотография всегда находилась в ее рукописном молитвослове, > а в Доме творчества писателей в Переделкино, куда Анастасия Ивановна > иногда уединялась для работы, я увидел это фото на ее письменном > столе. В жизни они не встретились, Анастасии Ивановне оказалось > достаточно смотреть на образ старца). > Я видел ту тихую святость, которая, кажется, и есть самая истинная. > Я никогда не слышал, ни одного раза, чтобы он кого-нибудь осудил или > о ком-нибудь пренебрежительно отозвался, хотя он видел всяких людей > и много натерпелся от них. К нему приезжали разные люди, которые > после выхода из его кельи друг на друга иногда не хотели смотреть. > Но он относился ко всем с одинаковой любовью, всех умел объединять, > они рядом с ним становились едиными. Это тоже одно из свойств > святости. > Апостол Павел говорит, что для чистого всё чисто, и если человек > видит в других какие-то пороки, это обличает только его собственную > нечистоту. И самое важное, что я открыл (это заметил еще старец > Силуан Афонский): все святые похожи на Христа. Христа я представляю > себе именно таким - кротким, тихим, жалостливым, участливым ко всем. > Христос в каждые эпохи открывается какими-то Своими новыми гранями. > Человека конца ХХ века вдохновить, привлечь к себе может только > Христос кроткий и любвеобильный, а не праведный и грозный Судья, > хотя Он таковым и остается. > Вспоминая отца Серафима, убежден, что лучшая форма проповеди в наше > время - это когда вы видите человека, который своей жизнью воплотил > идеал Евангелия. Для меня это было откровением: он нес в себе образ > Христа. Христа я себе другим представить не могу. Не по плоти, > конечно. > Я знал очень многих священнослужителей, благочестивых, честных, но > о. Серафим - святой. Это - тайна. Объяснить ее, как и всякую тайну, > невозможно. Да и самая духовная жизнь есть тайна. Отношения человека > с Богом настолько личные, что желание передать их другому словами > всегда обречено на неудачу". > Проповедь собственной жизнью исключала морализаторство, > натаскивание, властвование, командование. Она давала каждому свободу > выбора, вдохновение для внутреннего роста. > Нам порою кажется, что познать свои грехи можно только постоянной > мыслью о них. Некоторых это доводит до уныния и отчаяния. Но святые > умели познавать свою греховность видением святости Божией. > Авва Зосима, встретив Марию Египетскую в глубине пустыни, увидел > себя лучше, чем за многие годы монастырской жизни. "Если бы возможно > мне было, - говорил он святой, - непрестанно ходить за тобой, чтобы > лицезреть твою святость". > Почему так притягивал к себе о. Серафим всех людей? Он открывал им > то, что в них было сокрыто, - нетленную красоту. > "Святой влечет к себе и согревает, - писал протоиерей Сергий > Булгаков, - и наполняет, и спасает, и зовет - к подвигу, как журавли > из выси небесной зовут нас к себе в высь, говорят и нам, что у нас > в душе есть крылья. > Не знаем мы сами, что мы имеем от Бога, и вдруг святой - душой > своей - являет нашу собственную силу и нашу собственную красоту чрез > всю нашу немощь. И душа, рванувшись, поднимается в небесную высь > и купается в свете и воздухе". > Духовную красоту, Любовь, невозможно видеть безучастно. "Душа наша > воспламеняется любовью и в ней сама уподобляется этой красоте, > светит ее светом. Так, словно свеча от свечи, загорается любовь > и светит святость в душах". > В большой любви не нужны слова, люди общаются сердцами, в молчании. > Так умел говорить с ближними о. Серафим. [ Архим. Виктор (Мамонтов). СЕРДЦЕ ПУСТЫНИ. Жизнеописание архимандрита Серафима (Тяпочкина) www.krotov.info/spravki/persons/20person/1982tyap.html ] ------------------------------------- * Параллели к еванг. чтению: Мф.20:17-28; Лк.18:31-34; эпизоды NN122-123 по "Брюссельскому согласованию" (www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#123) + + + из этой же книги: www.messia.ru/rasylka/007/1798.htm#0 к евангельскому чтению: *-> Яков Кротов: просьба сыновей Зеведеевых... www.messia.ru/rasylka/004/747.htm#0 *-> Другие его размышления: www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/20_17.htm www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/20_20.htm www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/20_23.htm www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/20_25.htm *-> Комментарий В.Н.Кузнецовой на Мк.10:35-45 www.messia.ru/rasylka/003/400.htm#0 *-> Романо Гвардини: "Чашу Мою будете пить..." www.messia.ru/rasylka/006/1463.htm#0 *-> митрополит Антоний www.mitras.ru/archive/070324.htm о прп. Марии Египетской: *-> митр. Антоний (Блум): 2 проповеди: www.mitras.ru/inname/in_9.htm#01 (1977г.) www.mitras.ru/sermons/serm2.htm#15 (1990г.) Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20070325/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=25-03-2007 Чтобы за время Великого поста прочитать (перечитать) весь Новый Завет, можно следовать предлагаемому здесь плану (составленному Я.К.). В этот день: Чтение из Евангелий: от Иоанна, глл. 12-13 www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/joh1.htm#1:1. Чтение из Деяний, Посланий или Откровения: Филимону www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/phm.htm#1:1. Кроме того предлагаю желающим план последовательного чтения за дни Великого поста трех книг Ветхого Завета: Бытие, Притчи, Исаийя - с их текстами в современных переводах, осуществленных Российским Библейским Обществом: Исаийя, гл. 36-39: www.messia.ru/r3/is/36-39.htm # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *... первый договор имел свои правила богослужения, а также земное святилище. Был изготовлен Шатер, в первом помещении которого находился светильник, стол и посвященные Богу хлебы, и место это называлось Святым. За второй завесой было помещение, которое называлось Святое Святых, и в нём золотой жертвенник для благовоний и ларец для Договора с Богом, со всех сторон обложенный золотом. В нём был золотой сосуд с манной и пустивший побеги жезл Аарона, а также каменные плиты с текстом Договора. Над ларцом были херувимы, означавшие присутствие здесь Божьей славы и осенявшие крылами место, где прощаются грехи. ... ... в первое помещение постоянно входили священники, исполнявшие службу, а во второе - один только первосвященник, раз в год, и всегда с кровью, которую он приносил в жертву за свои грехи и грехи народа, совершенные по неведению. Этим Святой Дух указывал на то, что пока существует первый Шатер, путь в святилище еще не открыт. Всё это символ настоящего времени, означающий, что ни дары, ни жертвы не в состоянии очистить совесть и привести к совершенству тех, кто поклоняется Богу. Они касаются только еды, питья, разных очистительных обрядов, а это внешние правила, имевшие силу лишь до установления нового порядка вещей. Но когда явился Христос как Первосвященник уже свершившихся благ, Он прошел через большее и еще более совершенное святилище, нерукотворное, то есть не относящееся к вещам сотворенным. И вошел в Святое Святых раз и навсегда, и не с жертвенной кровью козлов и телят, но с собственной кровью, снискав для нас вечное искупление. Если окропление кровью козлов и быков вместе с пеплом телки освящает осквернивших себя и дает им внешнюю чистоту, то насколько больше силы имеет кровь Христа, который с помощью вечного Духа принес себя Богу в непорочную жертву! Она очистит нашу совесть от дел, ведущих к смерти, чтобы мы могли служить Живому Богу.* (Евр.9) * * * *Подходят к Иисусу Иаков и Иоанн, сыновья Зеведея. Они говорят: "Учитель, сделай для нас то, что мы попросим". Он спросил: "Что для вас сделать?" Они ответили: "Сделай, чтобы мы, когда Ты будешь прославлен, сидели рядом с Тобой - один по правую руку, а другой по левую". Иисус сказал им: "Вы не знаете, чего пр`осите. Можете выпить чашу, которую Я пью, или погрузиться в пучину, в которой Я омываюсь?" Они ответили: "Можем". Но Иисус сказал им: "Чашу, которую Я пью, вы выпьете и в пучине, в которой Я омываюсь, омоетесь. А сесть по правую руку Мою или по левую - дать это не в Моей власти: там сядут те, кому предназначено Богом". Когда остальные десять услышали слова Иакова и Иоанна, они стали возмущаться. Но Иисус, подозвав их, сказал: "Вы знаете, что у язычников первые люди господствуют над ними и великие ими полностью распоряжаются. Но у вас пусть будет не так! Пусть тот, кто хочет быть у вас главным, будет вам слугой, и кто хочет быть среди вас первым, тот пусть будет для всех рабом. Ведь и Сын человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, а чтобы служить и отдать Свою жизнь как выкуп за множество жизней".* (Мк.10:35-45) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/007/1803.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ! апост. чтение в перев. В.Н.Кузнецовой -> www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/heb.htm#9:11 ! еванг. чтение в перев. В.Н.Кузнецовой -> www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/mr1.htm#10:32 ****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm Проект "Христианское просвещение" НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ... www.messia.ru/pomoch.htm#0 ----------------------------------------------------- | другие мои рассылки: | |** "СЛОВО БОЖИЕ ДЕНЬ ЗА ДНЕМ" | | Прочитать описание и подписаться можно здесь: | | www.messia.ru/r3/#0 | |** | |"ХРИСТИАНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: ДОСТУПНО О ХРИСТИАНСТВЕ"| | Прочитать ее описание и подписаться можно здесь: | | www.messia.ru/r2/#0 | ----------------------------------------------------- |
|||||
|