=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=


    Милость вам и мир от Бога, нашего Отца, и Господа Иисуса Христа!
                                (Флп.1:2)


* 12 марта   2007 г. ст.ст., воскресенье 5-е Великого поста.
  {память прп. Марии Египетской}
  литургические чтения: Евр.9:11-14; Мк.10:32-45 *.




> Когда   батюшка   говорил   с  кем-либо,   он   всецело  принадлежал
> этому    человеку,    служа  ему  своим  участием,  своей   любовью.
> Тот  открывал  ему свои душевные раны,  свои  грехи. Они не вызывали
> у  о.  Серафима  ужасания,   раздражения,    желания  наказать.   Он
> не  подыскивал  тут  же  для  согрешившего  епитимий и не пугал ими.
> Напротив     -    испытывал    жалость   и     сострадание:   любовь
> не сосредоточивает своего внимания на грехе. О. Серафим видел прежде
> всего   не  грех,  а муку  согрешившего.  Она его  глубоко  трогала,
> и  он  стремился  прежде  всего помочь ему, поддержать его, страдать
> вместе с ним.

> Батюшка  видел в каждом человеке образ Божий, что далеко не всем нам
> удается  при  общении с людьми. Если мы не увидим его, то и не знаем
> человека.  Ведь грехи - это не он сам, не его природа. Человек - это
> образ Божий. Важно суметь увидеть его в нашем ближнем.

> "Любовь выше устава", - говорил протоиерей Алексей Мечев. О. Серафим
> своей  жизнью  показал   это,    понимая,  что  человеческая совесть
> не  подчиняется званиям.   В духовном мире  титулы ничего не значат,
> "и царь, и воин, и убогий - все в равном достоинстве", Царство Божие
> есть  царство  свободы  и безвластия, главное в нём - любовь. Не сан
> делает  человека   святым,   не  иерархическая степень,   не   место
> у престола, но добродетельная жизнь, личная святость.

> О. Серафим   принимал   человека  таким,   каков  он  есть,   ничего
> не  требуя  <...>.   Он    был   к  нему  "милостив с рассмотрением"
> (Иуд 1:22).

<.....>

> В   проповедях   батюшки  не  было  никакого  привычного  церковного
> красноречия,  притворных  "возлюбленные  братья  и сестры", что есть
> голос  личины,  голос  небытия. Они были очень личными, наполненными
> любовью.  Каждым  словом он жил. Только тот, кто есть, может дерзать
> обратиться к Сущему.

> Поэтому,   по  слову святителя Григория Богослова, "он нуждался лишь
> в  немногих   словах,    потому что достаточно  было самой жизни его
> для назидания". Проповедь о. Серафима была "не в убедительных словах
> человеческой мудрости, но в явлении духа и силы" (1Кор 2:4).

> Эту  тайну  Любви  Божией,  которая  учит  без  слов, познало сердце
> старца,    и  через  него  все  приходящие  люди  приобщались к ней.
> Она   открылась  архимандриту  Зинону,    духовно  чуткому   к тому,
> что  происходило  в глубине души старца, ставшего его духовным отцом
> еще до монашеского пострига.

> "Я  познакомился  с  отцом  Серафимом  в  1975  году накануне своего
> поступления  в  монастырь.  Встреча с ним для меня была очень важным
> событием,   потому  что   я  увидел  человека совершенно необычного.
> Я  собирался  поступать  в  монастырь,    просил  его благословения.
> Он  сделал  это  с  радостью.    Так   завязалось  наше   знакомство
> и  продолжалось вплоть до его  смерти.  Потом, уже живя в монастыре,
> я к нему ездил в течение семи лет.

> Мне  всегда  вспоминается  эпизод  из жизни Антония Великого. К авве
> приходили  трое  монахов, двое о чём-нибудь   спрашивали, а   третий
> всё  время  молчал. Антоний, наконец, у него решил узнать, почему он
> ни  о  чём  не спрашивал. Тот ему ответил: "А мне достаточно на тебя
> смотреть".  Так было и со мной. Почти никаких вопросов я о. Серафиму
> не  задавал. Он всегда приглашал меня к службам, которые совершались
> у него в келье, и к обеденному столу; там были разные люди, задавали
> разные  вопросы.  Я  слушал  его  ответы, наблюдал за ним и для меня
> этого было достаточно. Я не слышал никаких сногсшибательных ответов,
> не видел каких-нибудь чудес. (Как-то я подарил своей крестной матери
> Анастасии  Ивановне Цветаевой одну из лучших фотографий о. Серафима,
> сделанную  Владимиром  Пархоменко, тогда еще малоизвестную. Взглянув
> на  нее,  она  сразу  же приняла в сердце старца, он стал ей духовно
> родным  своим  страданием и любовию, которые она увидела в его лице.
> Эта  фотография  всегда  находилась в ее  рукописном   молитвослове,
> а в Доме творчества писателей в Переделкино, куда Анастасия Ивановна
> иногда  уединялась  для  работы,  я увидел это фото на ее письменном
> столе.  В  жизни  они  не  встретились, Анастасии Ивановне оказалось
> достаточно смотреть на образ старца).

> Я  видел ту тихую святость, которая, кажется, и есть самая истинная.
> Я никогда не слышал, ни одного раза, чтобы он кого-нибудь осудил или
> о  ком-нибудь пренебрежительно отозвался, хотя он видел всяких людей
> и  много  натерпелся  от  них. К нему приезжали разные люди, которые
> после  выхода  из его кельи друг на друга иногда не хотели смотреть.
> Но  он относился ко всем с одинаковой любовью, всех умел объединять,
> они  рядом  с  ним  становились  едиными.  Это  тоже одно из свойств
> святости.

> Апостол  Павел  говорит,  что  для чистого всё чисто, и если человек
> видит  в других какие-то пороки, это обличает только его собственную
> нечистоту.  И  самое  важное,  что  я открыл (это заметил еще старец
> Силуан  Афонский): все святые похожи на Христа. Христа я представляю
> себе именно таким - кротким, тихим, жалостливым, участливым ко всем.

> Христос  в каждые эпохи открывается какими-то Своими новыми гранями.
> Человека  конца  ХХ  века  вдохновить,  привлечь к себе может только
> Христос  кроткий  и  любвеобильный,  а не праведный и грозный Судья,
> хотя Он таковым и остается.

> Вспоминая  отца Серафима, убежден, что лучшая форма проповеди в наше
> время  - это когда вы видите человека, который своей жизнью воплотил
> идеал  Евангелия. Для меня это было откровением: он нес в себе образ
> Христа.  Христа  я  себе  другим  представить  не могу. Не по плоти,
> конечно.

> Я  знал  очень многих священнослужителей, благочестивых, честных, но
> о.  Серафим - святой. Это - тайна. Объяснить ее, как и всякую тайну,
> невозможно. Да и самая духовная жизнь есть тайна. Отношения человека
> с  Богом  настолько  личные, что желание передать их другому словами
> всегда обречено на неудачу".

> Проповедь     собственной    жизнью    исключала    морализаторство,
> натаскивание, властвование, командование. Она давала каждому свободу
> выбора, вдохновение для внутреннего роста.

> Нам  порою  кажется,  что познать свои грехи можно только постоянной
> мыслью  о них. Некоторых это доводит до уныния и отчаяния. Но святые
> умели познавать свою греховность видением святости Божией.

> Авва  Зосима,  встретив  Марию  Египетскую в глубине пустыни, увидел
> себя лучше, чем за многие годы монастырской жизни. "Если бы возможно
> мне  было, - говорил он святой, - непрестанно ходить за тобой, чтобы
> лицезреть твою святость".

> Почему  так  притягивал к себе о. Серафим всех людей? Он открывал им
> то, что в них было сокрыто, - нетленную красоту.

> "Святой  влечет  к  себе  и  согревает,  -  писал  протоиерей Сергий
> Булгаков, - и наполняет, и спасает, и зовет - к подвигу, как журавли
> из выси небесной зовут нас  к себе в высь, говорят и нам, что  у нас
> в душе есть крылья.

> Не знаем мы сами,  что мы имеем  от Бога,  и вдруг святой  -   душой
> своей - являет нашу собственную силу и нашу собственную красоту чрез
> всю  нашу  немощь. И  душа, рванувшись,  поднимается в небесную высь
> и купается в свете и воздухе".

> Духовную  красоту,  Любовь, невозможно видеть безучастно. "Душа наша
> воспламеняется  любовью  и  в  ней  сама  уподобляется этой красоте,
> светит  ее  светом.   Так, словно свеча от свечи, загорается  любовь
> и светит святость в душах".

> В  большой любви не нужны слова, люди общаются сердцами, в молчании.
> Так умел говорить с ближними о. Серафим.
        [ Архим. Виктор (Мамонтов). СЕРДЦЕ ПУСТЫНИ.
          Жизнеописание архимандрита Серафима (Тяпочкина)
          www.krotov.info/spravki/persons/20person/1982tyap.html ]


        -------------------------------------
        * Параллели к еванг. чтению: Мф.20:17-28; Лк.18:31-34;
          эпизоды NN122-123 по "Брюссельскому согласованию"
         (www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#123)



 + + + из этой же книги:
        www.messia.ru/rasylka/007/1798.htm#0

к евангельскому чтению:
 *-> Яков Кротов: просьба сыновей Зеведеевых...
          www.messia.ru/rasylka/004/747.htm#0
 *-> Другие его размышления:
      www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/20_17.htm
      www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/20_20.htm
      www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/20_23.htm
      www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/20_25.htm
 *-> Комментарий В.Н.Кузнецовой на Мк.10:35-45
          www.messia.ru/rasylka/003/400.htm#0
 *-> Романо Гвардини: "Чашу Мою будете пить..."
           www.messia.ru/rasylka/006/1463.htm#0
 *-> митрополит Антоний
      www.mitras.ru/archive/070324.htm

о прп. Марии Египетской:
 *-> митр. Антоний (Блум): 2 проповеди:
     www.mitras.ru/inname/in_9.htm#01 (1977г.)
     www.mitras.ru/sermons/serm2.htm#15 (1990г.)



Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20070325/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=25-03-2007
 

Чтобы за время Великого поста прочитать (перечитать) весь Новый Завет,
можно следовать предлагаемому здесь плану (составленному Я.К.).
В этот день:
        Чтение из Евангелий: от Иоанна, глл. 12-13
        www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/joh1.htm#1:1.
        Чтение из Деяний, Посланий или Откровения: Филимону
        www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/phm.htm#1:1.


Кроме того предлагаю желающим план последовательного чтения
за дни Великого поста трех книг Ветхого Завета:
Бытие, Притчи, Исаийя -
с их текстами в современных переводах,
осуществленных Российским Библейским Обществом:
Исаийя, гл. 36-39: www.messia.ru/r3/is/36-39.htm



# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*... первый договор имел свои правила богослужения,
 а также земное святилище. Был изготовлен Шатер,
 в первом помещении которого находился светильник,
 стол и посвященные Богу хлебы, и место это называлось Святым.
 За второй завесой было помещение, которое называлось Святое Святых,
 и в нём золотой жертвенник для благовоний
 и ларец для Договора с Богом, со всех сторон обложенный золотом.
 В нём был золотой сосуд с манной и пустивший побеги жезл Аарона,
 а также каменные плиты с текстом Договора. Над ларцом были херувимы,
 означавшие присутствие здесь Божьей славы и осенявшие крылами место,
 где прощаются грехи. ...
 ... в первое помещение постоянно входили священники,
 исполнявшие службу, а во второе - один только первосвященник,
 раз в год, и всегда с кровью, которую он приносил в жертву
 за свои грехи и грехи народа, совершенные по неведению.
 Этим Святой Дух указывал на то, что пока существует первый Шатер,
 путь в святилище еще не открыт. Всё это символ настоящего времени,
 означающий, что ни дары, ни жертвы не в состоянии очистить совесть
 и привести к совершенству тех, кто поклоняется Богу.
 Они касаются только еды, питья, разных очистительных обрядов,
 а это внешние правила, имевшие силу лишь до установления
 нового порядка вещей. Но когда явился Христос как Первосвященник
 уже свершившихся благ, Он прошел через большее
 и еще более совершенное святилище, нерукотворное,
 то есть не относящееся к вещам сотворенным. И вошел в Святое Святых
 раз и навсегда, и не с жертвенной кровью козлов и телят,
 но с собственной кровью, снискав для нас вечное искупление.
 Если окропление кровью козлов и быков вместе с пеплом телки
 освящает осквернивших себя и дает им внешнюю чистоту,
 то насколько больше силы имеет кровь Христа,
 который с помощью вечного Духа принес себя Богу в непорочную жертву!
 Она очистит нашу совесть от дел, ведущих к смерти,
 чтобы мы могли служить Живому Богу.* (Евр.9)
                                * * *
*Подходят к Иисусу Иаков и Иоанн, сыновья Зеведея.
 Они говорят: "Учитель, сделай для нас то, что мы попросим".
 Он спросил: "Что для вас сделать?"
 Они ответили:
 "Сделай, чтобы мы, когда Ты будешь прославлен,
  сидели рядом с Тобой - один по правую руку, а другой по левую".
 Иисус сказал им:
 "Вы не знаете, чего пр`осите.
  Можете выпить чашу, которую Я пью,
  или погрузиться в пучину, в которой Я омываюсь?"
 Они ответили: "Можем".
 Но Иисус сказал им:
 "Чашу, которую Я пью, вы выпьете
  и в пучине, в которой Я омываюсь, омоетесь.
  А сесть по правую руку Мою или по левую -
  дать это не в Моей власти:
  там сядут те, кому предназначено Богом".
 Когда остальные десять услышали слова Иакова и Иоанна,
 они стали возмущаться.
 Но Иисус, подозвав их, сказал:
 "Вы знаете, что у язычников первые люди господствуют над ними
  и великие ими полностью распоряжаются.
  Но у вас пусть будет не так!
  Пусть тот, кто хочет быть у вас главным, будет вам слугой,
  и кто хочет быть среди вас первым, тот пусть будет для всех рабом.
  Ведь и Сын человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили,
  а чтобы служить и отдать Свою жизнь
  как выкуп за множество жизней".* (Мк.10:35-45)
             *********************************************

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/007/1803.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0
                ! апост. чтение в перев. В.Н.Кузнецовой
                  -> www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/heb.htm#9:11
                ! еванг. чтение в перев. В.Н.Кузнецовой
                  -> www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/mr1.htm#10:32

****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * *  Форум /гостевая книга сайта:    www.messia.ru/razd/forum.htm

Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
          www.messia.ru/pomoch.htm#0



 -----------------------------------------------------
 | другие мои рассылки:                              |
 |** "СЛОВО БОЖИЕ ДЕНЬ ЗА ДНЕМ"                      |
 | Прочитать описание и подписаться можно здесь:     |
 |                             www.messia.ru/r3/#0 |
 |**                                                 |
 |"ХРИСТИАНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: ДОСТУПНО О ХРИСТИАНСТВЕ"|
 | Прочитать ее описание и подписаться можно здесь:  |
 |                             www.messia.ru/r2/#0 |
 -----------------------------------------------------