=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость вам и мир от Бога, нашего Отца, и Господа Иисуса Христа! (Флп.1:2) * 16 марта 2007 г. ст.ст., четверг 6-ой седмицы Великого поста. церковные чтения (паремии): # Ис.65:8-16 [Устами пророка Господь изрекает Свою милость к верной части избранного народа и изрекает праведный суд на нечестивых, на тех, кто отступил от служения Богу истинному и не желает вернуться к Нему.] # Быт.46:1-7 [Повеление Божие Иакову переселиться в Египет. Переселение Иакова и Божье обетование об умножении его потомства.] # Притч.23:15-24:5 [Заповедуется направлять все желания и помыслы на путь, указанный мудростью (15-19), уклоняться от объядения и пьянства, которые ведут к гибели (20-35), избегать общения со злыми людьми и стремиться к достижению мудрости и разума (1-5).] > Слова о блаженстве кротких <(Мф.5:5)> почти точно повторяют стих > из псалма, и евангелист явственно хочет, чтобы мы это заметили. > Значит, первый ключ к этим словам надо искать в 37 (36) псалме. > Псалмопевец оказался в более чем обычном положении: глядя на жизнь, > он увидел, что плохие люди процветают, а те, кто следует закону > Господню, беспомощны перед их победоносным шествием. Это кажется ему > странным; и, стараясь утешиться, если не понять, он размышляет > о земной жизни, пытаясь проникнуть в тайну Божиих замыслов. > 'Не ревнуй злодеям, > не завидуй делающим беззаконие. > Ибо они, как трава, > скоро будут подкошены, > и, как зеленеющий злак, увянут. > Уповай на Господа, и делай добро; > живи на земле, и храни истину. > Утешайся Господом, > и Он исполнит желания сердца твоего. > Предай Господу путь твой, > и уповай на Него, и Он совершит, > и выведет, как свет, правду твою, > и справедливость твою, как полдень. > Покорись Господу и надейся на Него. > Не ревнуй успевающему в пути своем, > человеку лукавствующему. > Перестань гневаться, и оставь ярость; > не ревнуй до того, чтобы делать зло. > Ибо делающие зло истребятся, > уповающие же на Господа > наследуют землю. > Еще немного, и не станет нечестивого; > посмотришь на его место, и нет его. > А кроткие наследуют землю, > и насладятся множеством мира'. > (Пс 37(36),1-11). > Главная мысль проста: для плохих людей нет будущего. Поэтому нам > и не надо вмешиваться в их судьбы, как не надо торопить траву, > которая еще не завяла. Ярость и борьба - неверный ответ. Господь > поступает иначе - Он 'посмеивается' (там же, 13). В сущности, плохих > людей нелепо принимать всерьез. Как бы они ни тщились, сколько бы > о себе ни мнили, у них нет ничего впереди. Гневаясь на них > или борясь с ними, мы придаем им больше значения, чем следует. У зла > ровно столько реальности, сколько мы ему отпустим. Мы делаем его > реальней, откликаясь на него. > Конечно, не надо упрощать. Зло - неизбежная часть падшего мира > и в каждый настоящий момент сила его велика. Но оно не может > устоять; у него нет будущего. > Должно быть, 'кроткие' - не самый точный перевод греческого слова > из Евангелия, но греческое слово не так важно нам, как еврейское, > которое и употребил Спаситель, - слово из псалма, 'анавим'. Само > по себе это слово не обозначает нравственного свойства. 'Анавим' - > неудачники, т.е. те, кто подчиняется, а не владеет людьми > и обстоятельствами. Казалось бы, именно они никакой земли > не наследуют. > Тяжкая судьба иудеев вынудила их, в конце концов, переосмыслить > Господни обетования. После всех своих бед они уже не могли считать, > что благополучие, преуспеяние, власть автоматически связаны > с верностью Божиему закону. Жизнь показывала им, что меньше всех > процветает народ Господень. > Они искали свою вину, и благочестие их все больше окрашивалось > покаянием. Но этого было мало. Самые мудрые, из них догадались, что > полная покорность закону вполне совместима с бедностью и бессилием. > Об этом и говорит 37-й псалом. Псалмопевец уже знал, что главное - > утешиться Господом, предать Ему свой путь; остальное приложится > в свое, то есть - Божие время. Да, время, а не земная сила, > на стороне праведного. > Отсюда проистекает удивительное сочетание надежды и скорби. <.....> <....> > Христос отдал Себя в руки врагов, Он беззащитен перед их злобой, > они победили Его - но победил Он. Вот оно, предельное выражение > Божией 'тактики' в падшем мире. Только распятый может 'низложить > всех врагов под ноги Свои' (1Кор 15,25). Нам очень хочется > достигнуть Царствия методами мира сего. Но такие попытки, все > до единой, перечеркнуты Крестом. 'Не противься злому' (Мф 5,39). <.....> > <...> Нельзя составить путеводитель в Царство Божие, это вам > не Лондон и не Нью-Йорк. Мы можем полагать, что Лондон - на пути > к Царству, и стремиться туда, но нет никаких оснований считать, что > мы правы. Каков наш правильный путь, знает только Бог, и то, что > нам кажется ошибками, может оказаться необходимыми ступенями > промыслительного замысла. > Если мы это поистине поймем, наша жизнь очень упростится. > Разочарования приходят, потому что чего-то сильно хотели. Но стоит > ли этого сильно хотеть? Что бы мы ни делали, мы похожи на человека, > который сажает в саду семечки неизвестного растения. > Вспомним о том, как часто мы не понимаем событий и действий. > К примеру, мы думаем, беседуя с кем-то: 'Я с ним беседую'. Или: > 'Я даю ему ценный совет', или: 'Я ему помогаю', или: 'Я решаю > его неурядицы'. На самом же деле всё совсем не так. Быть может, > Бог попустил беседу по другим причинам: я должен вогнать собеседника > в сон, чтобы он отдохнул, или отвлечь его звуком голоса, или, > наконец, разозлить его так, чтобы он понял, какой соблазн испытывает > убийца. Нам настолько мало известен Божий замысел, что просто глупо > печься о нашей собственной цели. Зато действия наши, если > это понять, становятся гораздо проще. Раз от наших хлопот ничего > не зависит, мы можем стать много спокойнее. > Приятно понять, что 'ценный результат' зависит не от нас, а только > от Бога. Без Божией воли действительно не произойдет ничего. На этом > зиждется особое духовное делание - предание себя Промыслу, связанное > прежде всего с именем Терезы из Лизье, но на самом деле неотделимое > от христианской традиции. Всё, что бы ни случилось, воспринимается > как знак воли Божией. > Если принять это всерьез, для нас уже не будет несчастий, > ибо несчастье, как правило, противопоставлено какой-нибудь надежде > или какому-нибудь желанию. С другой стороны, для нас не будет > достижений и успехов. Цель Бога - спасти нас. Ни в коем случае > нельзя думать, что Он как бы подстегивает нас, стремясь наказать > за тот или иной проступок. Он трудится, создавая, а не уничтожая > нас. Поэтому с богословской точки зрения, правильней смотреть > на жизнь с надеждой, чем со страхом. Даже то, что удаляет нас > от спасения, Бог может и хочет использовать нам во благо. Самое > страшное зло - убийство Христа - сердцевина нашей надежды. Именно > так использует Господь наши грехи и страдания; так должны > воспринимать их и мы сами. > Иулиания Норичская смело учит, что у греха нет 'способа бытия', > и он может быть опознан лишь по сопутствующей ему боли. Грех входит > в реальность, в рисунок жизни только потому, что Христос страдает > всеми нашими страданиями. Вне этого грех бессмыслен. Его нельзя > принимать во внимание. Суетливые попытки от него оградиться придают > ему большую реальность, чем у него есть. > В начале II века тому же, хотя иначе, учил странный римский > духовидец Ерма. Ему было явлено, что надо меньше каяться, и больше > молиться о святости. > Конечно, зло играет немалую роль в нашем мире, но лишь потому, что > нашему миру сильно не хватает реальности. Мир реальности - воля > Божия. В Боге нет греха, и все, что можно описать как зло, > преобразуемо в славу. > Тут нас подстерегает два соблазна. Мы можем вообразить, что мир > уже стал раем, хотя мы этого не видим. Но рай не скрывает себя, > он приходит явно, его нельзя не увидеть. Можем мы вообразить > и другое то, что мы видим, и есть вся реальность. Это не так. > Глазами веры мы должны видеть невидимое, самую суть действительности > (см. Евр 11,27 и 11,3), > Теперь скажу снова: избегая этих двух ошибок, мы не можем всерьез > разделять нашу жизнь на 'успехи' и 'неудачи'. Наше дело - иное: > предавать себя творящей и спасающей силе Божией. [ Саймон Тагуэлл. БЕСЕДЫ О БЛАЖЕНСТВАХ (IV) // Красноярск, 1994; стр.47-50 www.messia.ru/bibliotk/t/taguell-bob.htm#g4 ] + + + Саймон Тагуэлл: тщетность беспокойств www.messia.ru/rasylka/002/115.htm#0 + + + прп. Андрей Критский: сердце мне даруй всегда сокрушенное и нищету духовную... www.messia.ru/rasylka/006/1467.htm#0 + + + Владимир Соловьёв - Образ Христа как проверка совести www.messia.ru/rasylka/005/1125.htm#0 + + + Пособие к проведению Великого поста, день 39: www.krotov.info/yakov/3_vera/5_gr_lent/068_gl39.html Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20070329/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=29-03-2007 Чтобы за время Великого поста прочитать (перечитать) весь Новый Завет, можно следовать предлагаемому здесь плану (составленному Я.К.). В этот день: Чтение из Евангелий: от Иоанна, глл. 18-19 www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/joh2.htm#18:1. Чтение из Деяний, Посланий или Откровения: Откровение, глл. 12-18 www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/re.htm#12:1. Кроме того предлагаю желающим план последовательного чтения за дни Великого поста трех книг Ветхого Завета: Бытие, Притчи, Исаийя - с их текстами в современных переводах, осуществленных Российским Библейским Обществом: Исаийя, 45:8 - 48:22: www.messia.ru/r3/is/45-48.htm # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *"Идем, - Своим друзьям сказал Ты, - друг Мой Лазарь уснул; но Я, его подняв, усыплю всепагубную злобу смерти на веки!"* *Мария с Марфой ныне рыдают, во гробнице лежащим видя Лазаря, и причитают: "Если бы был здесь Христос, брат наш не умер бы!"* *Добродетели, словно ветви пальмовые, для встречи приготовим, и Царю Христу, верные, воскликнем: благословляйте, воспевайте, и превозносите Его во веки!* *В гробнице лености живу я, Христе; смердят нарывы злобы моей. И потому к Тебе взываю: "Подними, спаси меня, дабы и я с ветвями добродетелей встречал Тебя, крича: "осанна Богу!"!"* *В гробнице Лазарь второй день сегодня, и над ним проливают слёзы Мария с Марфой, сёстры его родные; Христос же идет к нему со святыми апостолами, дабя явить великое чудо.* *На серафимах страшных в небесах, Христе, носимый, Бог и Творец всех, Ты Сам идешь на осленка воссесть, ведь живешь на земле подбно нам, людям. Вифания веселится, приняв Тебя, Спасе; Иерусалим радуется, ожидая Тебя принять; смерть умерла, предощутив возвращение Лазаря из мертвых. А мы с пальмовыми ветвями, встречая Тебя в радости, воспеваем могущество благости Твоей, Господи.* (из Постной Триоди, рус.пер.) * * * *Пусть не завидует сердце твое грешникам, пусть всегда боится Господа, ибо наступит будущее, / и твоя надежда не погибнет. ... Не будь с теми, кто упивается вином / да объедается мясом, ибо пьяница и обжора обнищают, / а лень тебя вырядит в лохмотья. ... Приобретай истину и не растеряй ни мудрости, ни воспитания, ни разума. ... Блудница - что глубокая яма, / чужая жена - что узкий колодец, она - что разбойник в засаде, / умножает число преступлений. У кого это охи да вздохи? / У кого это ссоры да жалобы? У кого синяки невесть откуда? / У кого муть в глазах? У тех, кто засиживается за вином, / всё выискивает в`ина пряные. Не гляди на вино, как оно алеет, как в чаше играет, как пьется легко; потом ведь укусит, как змея, / ужалит, как гадюка; засмотришься тогда на чужих женщих, и придут на ум превратные мысли; словно ты улегся среди моря, / на верхушку мачты улегся. "Били меня, - скажешь, - а мне нипочем; колотили - а я и не чувствовал; а уж как проснусь, / так примусь за старое". Не завидуй людям злым, / не стремись стать одним из них, жестокие затеи у них на уме, / их уста кому-то беду готовят. Мудростью возводится дом, / разумением он прочен, а знание наполняет покои / достатком драгоценным и желанным. Кто мудр, тот силен, / и кто обладает знанием, тот могуч.* (Пр.23:17-18,20-21,23,27-24:5, новый перевод РБО) * * * "Лишь в той мере, в какой мы забываем себя, отдаем себя, жертвуем себя миру, тем его задачам и требованиям, которыми пронизана наша жизнь, ... в какой нам есть дело до мира и предметов вне нас, а не только до нас самих и наших собственных потребностей, ... мы осуществляем и реализуем также самих себя". (В.Франкл) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/007/1807.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|