=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

ХРИСТОС ВОСКРЕС!

* 24 апреля  2007 г. ст.ст., понедельник  5-й седмицы по Пасхе.
  литургические чтения: Деян.12:12-17; Ин.8:42-51.

* 25 апреля  2007 г. ст.ст., вторник  5-й седмицы по Пасхе.
  литургические чтения:  Деян.12:25-13:12; Ин.8:51-59.
  память апостола и евангелиста Марка (+ 63 г.).

(этот выпуск рассылки за 2 дня.)


        + + + к евангельскому чтению понедельника: + +
       **>> еп. Кассиан (Безобразов): дети диавола...
                www.messia.ru/rasylka/004/790.htm#0
       **>> свящ. Александр Мень о бессмертии
             www.messia.ru/rasylka/002/087.htm#0

  + + + к евангельскому чтению вторника: + + + + + + + + + +
 **>> свящ. Александр Мень: Иисус на празднике Кущей
              www.messia.ru/rasylka/005/1160.htm#0
 **>> Еп. Кассиан (Безобразов): "Неужели Ты больше Авраама?"
                       www.messia.ru/rasylka/004/791.htm#0
 **>> Яков Кротов: вера, неверие, предательство
       www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_io/io_08_59.html
 **>> Доминик Бартелеми: Авраам
       www.messia.ru/rasylka/002/088.htm#0

           

> Зарождение веры в душе человеческой есть тайна. И, однако, сама вера
> во Христа   приводит  человека  к Церкви,  к общине тех,  кто  верит
> во  Христа.  Сама  вера  ищет  и  требует единства верующих, которые
> именно  этим  своим единством, любовью друг ко другу свидетельствуют
> перед миром, что они ученики и последователи Христа. "По тому узнАют
> все,  что  вы  Мои  ученики,  -  сказал Христос, - если будете иметь
> любовь  между  собою".  Любовь  и единство веры, про которое апостол
> Павел  говорит,    что оно  составляет  главную   радость  христиан:
> "Я  весьма  желаю увидеть  вас, -  пишет   он  христианской   Церкви
> в Риме, - чтобы утешиться с вами общей верой, вашей и моей...
                [ свящ. Александр Шмеман.
                  Беседы о СИМВОЛЕ ВЕРЫ. (1. Введение)
                  оп.: Воскресные беседы // М.: "Паломник", 2002.
                  www.messia.ru/r2/2/087.htm ]

                 
                                * * *

> В  современном  чине  Литургии  возглас  "Возлюбим  друг  друга...!"
> занимает  так  мало  времени,  что  <почти невозможно> по-настоящему
> услышать  его,  услышать  не только внешним, но и внутренним слухом.
> Для  нас теперь это только один из возгласов, предшествующих Символу
> Веры.  Но  не  так  было раньше. Из литургических памятников древней
> Церкви мы узнаём, что после этого возгласа действительно совершалось
> =целование  мира=,  в котором участвовала вся Церковь, всё собрание.
> "Когда  наступает время преподания взаимного приятия мира, - говорит
> Св.  Иоанн  Златоуст, - мы все друг друга лобызаем". И "приветствуют
> клирики  епископа,  миряне-мужчины -  мужчин,  женщины -  женщин..."
> Этот обряд до сих пор сохранился в литургической практике несториан,
> коптов,   армян,  -  практике,  не  подвергшейся  поздневизантийским
> влияниям    и   потому   часто   отражающей   более   раннюю   форму
> евхаристического священнодействия.   И не  только  евхаристического,
> ибо   целование   мира    составляло    важную и неотъемлемую  часть
> всего    христианского     богослужения.    Так,  оно    совершалось
> после крещения: епископ целовал миропомазанного со словами: "Господь
> с  тобой". При посвящении нового епископа всё собрание, как клирики,
> так  и  миряне,  также приветствовало его "целованием святым", после
> чего он в первый раз возглавлял евхаристическое приношение.

> <Итак>, из истории этого момента литургии мы видим, что он претерпел
>  существенное  изменение, а именно: из =действия=, и притом действия
> общего,  он  превратился  в  =возглас=.  А  в связи с этой переменой
> изменилось  отчасти  и  содержание  призыва.  Современный  возглас -
> "возлюбим  друг  друга..."  -   есть  призыв   к  некоему состоянию,
> в  древнейших  же  его формах он призывает к определенному действию:
> "приветствуйте   друг   друга..."   И,  по  свидетельству  некоторых
> памятников,  действие  это  совершалось  даже  без всякого возгласа.
> Таким  образом,  очевидно,  что,  как это не раз случалось в истории
> богослужения,  возглас,  выросши  сам  из действия, затем постепенно
> вытеснил  его,  или,  вернее,   сузил его  до одного алтаря, где оно
> и доныне совершается между сослужащими священниками и дьяконами.

> <На первый взгляд>, эта постепенная замена общего действия возгласом
> и   все  эти  технические  подробности  не  представляют  особенного
> интереса.  Не  требует  как будто пояснения и сам возглас, поскольку
> все  знают,  что  любовь  есть   главнейшая  христианская  заповедь,
> а  потому  и  напоминание  о  ней  уместно  перед  важнейшим из всех
> церковных священнодействий.    А  если  так,   то не всё ли равно  -
> в  призыве  любви  или же в "символе" любви состоит это напоминание?
> Можно к тому же предположить, что исчезновение действия связано было
> с  ростом  церкви,  с  появлением  многолюдных  собраний  в огромных
> храмах,  где  никто  не  знает  друг  друга  и где обряд этот был бы
> простой формальностью.

> Но  всё  это так только  <"на первый взгляд">,  до тех пор, пока  мы
> не вдумаемся  в подлинный литургический смысл  этих слов и действий.
> И прежде всего, в смысл самого словосочетания "христианская любовь".

> Действительно,  мы  так  привыкли к этому словосочетанию, мы столько
> раз слышали проповеди о любви и призывы к ней, что нам трудно бывает
> пробиться  к вечной =новизне= этих слов. Но на новизну эту указывает
> сам   Христос:   "Заповедь  =новую=  даю  вам:  любите  друг  друга"
> (Ин.13,34). Но  ведь  о  любви,   о ценности и высоте любви мир знал
> и до Христа, и разве не в Ветхом Завете находим мы те две заповеди -
> о  любви   к Богу  (Втор.6,5)  и   о  любви  к ближнему (Лев.19,18),
> про  которые  Христос  сказал,  что  в  них  весь  закон  и  пророки
> (Мф.22,40)?  И  в чём же тогда новизна этой заповеди, притом новизна
> не  только в момент произнесения этих слов Спасителем, но и для всех
> времен,   всех  людей,   новизна,   которая   никогда не  перестанет
> быть новизной?

> Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно вспомнить один из основных
> признаков  христианской  любви,  как он указан в Евангелии: ="Любите
> врагов  ваших".=  <В  этих  словах>  -  не что иное, как неслыханное
> требование  любви  к тем  как раз,  кого мы =не любим=. И потому они
> не перестают потрясать, пугать  и, главное,  =судить=  нас,  пока мы
> не  окончательно еще  оглохли  к Евангелию. Правда,  именно  потому,
> что  заповедь  эта  неслыханно  нова, мы большей частью подменяем ее
> нашим  лукавым,   человеческим   истолкованием  ее.   Вот уже веками
> не только  отдельные христиане, но  и целые  Церкви  утверждают, что
> на  самом деле христианская любовь должна быть направленной на свое,
> на то, что любить - естественно и самоочевидно: на близких и родных,
> на  свой  народ, на свою страну, на всех тех и на всё то, что обычно
> любим  и   без  Христа  и  Евангелия.   Мы  уже  не  замечаем,   что
> в  православии,           например,            религиозно-окрашенный
> и   религиозно-оправданный  национализм  давно  уже  стал  настоящей
> ересью,   калечащей   церковное   сознание,  безнадежно  разделившей
> православный  Восток и    делающей  все    наши  разглагольствования
> о  вселенской  истине  православия лицемерной ложью.  Мы забыли, что
> про  эту -  только  "природную" - любовь в Евангелии сказаны другие,
> не менее  странные и   страшные  слова:   "Кто любит  отца  или мать
> или сына или дочь более,  нежели  Меня, не достоин Меня" (Мф.10,37),
> и "Кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери и жены
> и  детей  и  братьев... тот не может быть Моим учеником" (Лк.14,26).
> Если  же  прийти  ко Христу и означает исполнение Его заповедей, то,
> очевидно,  христианская  любовь  не только не есть простое усиление,
> "увенчание"  и  религиозная  санкция  любви  природной,  но коренным
> образом  от  нее  отличается и даже противопоставляется ей. Она есть
> действительно  =новая=  любовь, на которую наша падшая природа и наш
> падший мир не способны и которая потому невозможна в нём.

> Но  как  же  тогда исполнить эту заповедь? Как  полюбить  тех,  кого
> не   любишь?  Разве  не  в том тайна всякой любви,   что она никогда
> не может стать плодом одной только воли, самовоспитания, упражнения,
> даже  аскезы?  Упражнением  воли  и  самовоспитанием  можно  достичь
> "благожелательства",  терпимости, ровности в отношениях с людьми, но
> не  любви,  о  которой преп. Исаак Сирии сказал, что она даже "бесов
> милует".  И  что  же  тогда  может означать эта невозможная заповедь
> любви?

> Ответить  на  это  можно  только  одно:  да,  заповедь  эта  была бы
> действительно  невозможной  и,  следовательно,  чудовищной,  если бы
> христианство  состояло  только  в  заповеди о любви. Но христианство
> есть не только заповедь, а =откровение= и дар любви. И только потому
> любовь  и    заповедана,  что            она -        до  заповеди -
>  открыта и дарована нам. 

> Только  "Бог =есть= Любовь". Только Бог любит той любовью, о которой
> говорится  в Евангелии. И только в Боговоплощении, в соединении Бога
> и  человека,  т.е. в Иисусе Христе, Сыне Божием и Сыне Человеческом,
> Любовь  самого  Бога,  лучше  же  сказать,   сам Бог-Любовь,  явлены
> и  дарованы людям. Потрясающая новизна христианской любви в том, что
> в  Новом Завете человек призван любить Божественной любовью, ставшей
> любовью  Богочеловеческой,  любовью Христовой. Не в заповеди новизна
> христианства,  а  в  том, что исполнение  заповеди стало  возможным.
> В соединении со Христом  мы получаем  Его  любовь и можем  ею любить
> и  в  ней  возрастать.  "Любовь  Божия  излилась в сердца наши Духом
> Святым,  данным  нам" (Рим.5,5),  и Христом заповедано нам пребывать
> в Нём и в Его любви: "Пребудьте во Мне и Я в вас. Как ветвь не может
> приносить  плода сама собою,  если  не будет на лозе: так и вы, если
> не  будете  во  Мне...  Кто пребывает во Мне и Я в нём, тот приносит
> много  плода,  ибо  без  Меня не может  делать  ничего... =Пребудьте
> в любви Моей= " (Ин.15,4-5,9).

> Пребыть  во  Христе  значит быть и жить в Церкви, которая есть Жизнь
> Христова,   дарованная   людям,   и  которая  потому  живет  любовью
> Христовой,  пребывает  в  Его  любви.  Любовь  Христова есть начало,
> содержание  и  цель  жизни  Церкви,  и  любовь  есть,  по  существу,
> единственный,  =признак= Церкви, <объемлющий все остальные>: "Посему
> узнают  все,  что  вы  Мои  ученики,  если будете иметь любовь между
> собою"  (Ин.13,35).  Любовь есть сущность =святости= Церкви, ибо она
> "излилась  в  сердца наши Духом Святым"; сущность =единства= Церкви,
> которая   "созидает   себя в  любви" (Еф.4,16),  сущность,  наконец,
> и =апостольства= и =соборности=, ибо Церковь всегда и всюду есть тот
> же  и  единый  апостольский союз - "союзом любви связуемый". Потому,
> "если   я  говорю  языками человеческими  и ангельскими,  если  имею
> дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру,
> так  что  могу   и горы переставлять, а не имею  любви: то  я ничто.
> И если  я  раздам всё  имение  мое,  и отдам тело   мое на сожжение,
> а   любви   не  имею,   нет мне в том никакой пользы" (1Кор.13,1-3).
> Ибо  только  любовь  всем  "признакам"  Церкви - единству, святости,
> апостольству   и   соборности  -    дает    всю их    значительность
> и действенность.

> Но Церковь есть союз   любви - или, по выражению Хомякова,   "любовь
> как  организм",  не  только  в  том  смысле,  что члены ее соединены
> любовью,   но  в  том,  прежде всего, что через эту любовь всех друг
> к другу, любовь как саму жизнь, она являет миру Христа и Его любовь,
> свидетельствует  о  Нём  и  любит  и  спасает мир любовью Христовой.
> Назначение Церкви - в <=падшем= мире> являть, как его спасение, мир,
> =возрожденный=  Христом.  Сущность  падшего  мира  в  том, что в нём
> воцарилось    разделение,   отделение    всех    от всех,   которого
> не  преодолевает "природная" любовь некоторых к некоторым, и которое
> торжествует  и  исполняется  в  последнем  "отделении" - в смерти...
> Сущность же Церкви -  явление и  присутствие в мире любви как жизни,
> и  жизни  как  любви.  Исполняясь  сама  в  любви, она об этой любви
> свидетельствует  в  мире  и  ее  несет  в  мир и ею "врачует тварь",
> подчинившуюся  закону  разделения и смерти. В ней каждый таинственно
> получает  силу  "любить  любовью  Иисуса  Христа"  (Фил.1,8)  и быть
> свидетелем и носителем этой любви в мире.

> Но  тогда =собрание в Церковь= есть,  прежде всего,  таинство любви.
> В  церковь мы идем =за любовью=, за той <вечно> новой любовью Самого
> Христа,  которая  даруется  нам в нашем единстве. В церковь мы идем,
> чтобы  эта  Божественная  любовь  снова  и  снова "излилась в сердца
> наши",  чтобы  снова  и снова "облечься в любовь" (Кол.3,14), чтобы,
> =составляя=  Тело  Христово,   мы могли  пребывать в любви Христовой
> и  ее  являть  в  мире.  Но  потому   так горестно, так противоречит
> исконному   опыту       Церкви       наше      теперешнее  предельно
> индивидуализированное  благочестие, которым мы эгоистически отделяем
> себя  от  собрания,  так  что даже стоя в церкви, продолжаем ощущать
> одних  "близкими",    а   других  -  "далекими",  безличной  массой,
> "не  имеющей  отношения"  к  нам  и  к  нашей молитве и мешающей нам
> "духовно   сосредоточиться".  <.....>
        [ по книге: протопресв. Александр Шмеман
          "Евхаристия: Таинство Царства", гл. 7
          www.messia.ru/r2/2/004.htm
        (выделение  подчеркиванием  выполненно редактором рассылки.) ]



Чтения понедельника в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20070507/orth?cont=rv_ru


Эти дни в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=07-05-2007
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=08-05-2007
 



# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*<Иисус сказал:>
 - Говорю вам истинную правду:
    кто исполнит Слово Мое,
     смерти вовек не увидит.
 - Вот теперь мы точно знаем, что в Тебе бес, -
    сказали они Ему. -
   Авраам умер, умерли и пророки.
   А Ты говоришь:
   "Кто исполнит Мое Слово, вовеки не испытает смерти"!
   Неужели Ты больше нашего отца Авраама, который умер?
   Или пророков, которые умерли? Кем Ты себя выставляешь?
 - Если Я сам себя прославляю, слава Моя - ничто, -
   ответил Иисус. -
   Но Меня прославляет Отец Мой. Вы зовете Его нашим Богом!
   Вы Его никогда не знали, а Я Его знаю.
   Если бы Я сказал, что не знаю Его,
   Я был бы лжецом, как и вы.
   Но Я знаю Его и исполняю Его Слово.
   Авраам, ваш отец, ликовал, что день Мой увидит.
   Он увидел его - и был счастлив!
 - Тебе нет и пятидесяти, и Ты видел Авраама?! -
   возмутились они.
 Иисус ответил:
 - Говорю вам истинную правду:
   Авраам еще не родился,
   а Я уже БЫЛ И ЕСТЬ.
   Тогда они схватили камни, чтобы побить Его.
   Но Иисус скрылся и ушел из Храма.* (Ин.8:51-59)
             *********************************************

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/007/1841.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * *  Форум /гостевая книга сайта:    www.messia.ru/razd/forum.htm

Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
          www.messia.ru/pomoch.htm#0