=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= ХРИСТОС ВОСКРЕС! * 02 мая 2007 г. ст.ст., вторник 6-й седмицы по Пасхе.литургические чтения: Деян.17:19-28; Ин.12:19-26. * 03 мая 2007 г. ст.ст., среда 6-й седмицы по Пасхе. литургические чтения: Деян.18:22-28; Ин.12:36-47. Отдание праздника Пасхи, предпразднство Вознесения Господня. (это выпуск рассылки за 2 дня.) +++ к апостольскому и евангельскому чтениям вторника: **>> Яков Кротов - к Ио.12:25 ("Любящий душу свою погубит ее...") www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/10_39.htm **>> он же: "мы хотим видеть Иисуса" www.messia.ru/rasylka/006/1511.htm **>> cвящ. Александр Мень: Эллины и Евангелие www.messia.ru/rasylka/004/798.htm#0 ...романтический образ Греции... www.messia.ru/rasylka/004/799.htm#0 **>> К.С.Льюис: Где найти Бога? www.messia.ru/rasylka/002/095.htm#0 **>> cвящ. Александр Борисов: Естественная религиозность и Откровение. Ап. Павел в Ареопаге www.messia.ru/rasylka/003/449.htm#0 **>> Общество друзей Священного Писания: ...Им мы живем и движемся и существуем... www.messia.ru/rasylka/005/1167.htm#0 +++ к евангельскому чтению среды: + + + Э.Малашкин: Слава Христа www.messia.ru/rasylka/003/450.htm + + + К.С.Льюис: встретиться с собой, чтобы встретить Бога www.messia.ru/rasylka/002/096.htm + + + митр. Антоний (Блум): верьте в свет! www.messia.ru/rasylka/rzerv/in12_36.htm#ma > Спор о законе. 'Апостол народов' > /Сирия - Иудея - Малая Азия, 49 год/ > Начало спора > Радость, воцарившаяся в Антиохийской церкви, была, однако, вскоре > омрачена. На одном из молитвенных собраний появились братья из Иудеи > и привели всех в замешательство своими речами. Выступая > как блюстители чистоты правоверия, они заявили крещенным > из язычников: 'Если вы не обрежетесь по обычаю Моисея, вы не можете > спастись'. Другими словами, каждый, кто хочет стать полноценным > христианином, должен прежде войти в лоно иудейства. > Это не было голословным мнением или простым предрассудком: > из Писания, казалось бы, ясно вытекало, что обряды ветхозаветной > Церкви заповеданы свыше и притом - 'на вечные времена'. > {'Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий > младенец мужского пола, рожденный в доме и купленный за серебро > у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени... > и будет Завет Мой на теле вашем Заветом вечным' (Быт.17:12-13); > См. также: Исх.12:14; 27:21; 28:43; Лев.7:36; 16:34; Числ.18:19.} > Ведь и Сам Господь Иисус выполнял их, уча, что каждая йота Закона > имеет смысл, что приход Его не упраздняет Торы... > Возражать против таких веских аргументов было трудно. Но поколебать > св. Павла они не могли. Миссионеру было ведомо нечто большее, > чем буква Закона. Формальной правоте ортодоксов он смело > противопоставил +Откровение+, внутренняя достоверность которого была > для апостола бесспорной. Оно говорило, что единение с Богом > во Христе уже не требует как обязательного условия старых знаков > причастности к народу Божию, тем более - для неевреев. Древние > уставы Господни отслужили свою службу; теперь Давший их творит > всё новое. Разумеется, Павел не имел в виду замену одной сложной > системы обрядов - другой, вроде того, что возникло в Средневековье; > Евангелие открывалось апостолу как вера, проникнутая духом любви > и свободы, вера, которая нуждается лишь в немногих внешних символах. > Закон Мессии не может повторять, копировать отживший Закон: > в противном случае он стал бы излишним. > Павлу было необычайно важно, как отнесется к его словам Варнава, > поскольку его друг принадлежал к числу самых уважаемых членов > церкви-матери. И Иосиф, видимо, не без колебаний, поддержал его. > Как левит он знал, что по традиции учитель-книжник имеет право > истолковывать Писание достаточно свободно. А следовательно, и Савл, > ученик Гамалиила, может дополнять Слово Божие тем, что открыто > ему самому. {В некоторых случаях слово раввина считалось не менее > авторитетным, чем слово Библии. См.: А. Мень. На пороге Нового > Завета, гл. XXXI.} Однако прочие иерусалимцы продолжали настаивать > на своем; дискуссия неизбежно превращалась в распрю. Верующие > были растеряны и обескуражены: с одной стороны, слово Иерусалима > имело в их глазах высокий авторитет, а с другой - успехи миссионеров > в Галатии доказывали, что Бог благословил их начинания. > Ни старейшины, ни новообращенные Антиохии не считали себя способными > разобраться в сложном богословском споре. Естественно, возникла > мысль отправить в Иудею посланцев церкви, чтобы там они получили > окончательное разъяснение. > Всем, конечно, хотелось включить в делегацию Варнаву и Павла, > но Тарсянин, видимо, не знал, стоит ли ему принимать участие в этом > щекотливом деле. Впоследствии он сам подчеркивал, что дал согласие > только 'по откровению'. {Гал.2:2. ... мы исходим из того > предположения, что свидетельство Павла в Гал.2 относится к тем же > событиям, которые описаны в Деян.15.} В качестве представителя > от крещенных 'эллинов' был взят некий Тит, ставший потом помощником > апостола. > Отправившись на юг, они по дороге посетили общины в Финикии > и Самарии, основанные эллинистами четырнадцать лет назад; повсюду > их встречали с почетом. > Но что ждало посланцев в Иерусалиме? Едва ли они надеялись найти там > такой же прием. А Павлу и Варнаве тем более нетрудно было > догадаться, с каким отпором они столкнутся в столице Иудеи. > - - - > Иерусалимская церковь. Св. Иаков Праведный > За годы, истекшие с памятной Пятидесятницы, у общины Иерусалима > сложились собственные прочные традиции. Две волны преследований > не сломили ее; к тому же после смерти царя Агриппы I положение > назарян намного улучшилось. Во главе фарисеев находился тогда > либеральный учитель Иоханан бен Заккай. Он славился широкой > терпимостью и считал, что даже язычники могут быть спасены > своими добрыми делами. Иоханан сторонился экстремистов, призывавших > к войне с Римом; своей главной задачей он считал укрепление веры > и благочестия. Девизом его были слова: 'Служи Всевышнему > не из страха, а из любви'.{} Влияние Иоханана отчасти объясняет, > почему многие фарисеи сблизились с назарянами, а некоторые приняли > крещение. > Этому также немало способствовал Иаков Брат Господень. С тех пор, > как в начале сороковых годов Петр и другие апостолы покинули > Иерусалим, престиж назаретской семьи возрос еще больше. Члены ее, > особенно Иаков, были настоящими образцами древнего отеческого > благочестия. Его считали чуть ли не тринадцатым апостолом, которому > Христос открыл некие тайны наравне с Кифой и сыновьями Зеведеевыми. > Брата Господня называли +цадиком+ (праведным), и +облиамом+, > что значит оплот народа. Уже при жизни он превратился в легендарную > фигуру. Говорили, что этот почтенный старец - живое олицетворение > Закона, ради которого созданы небо и земля. Он был 'назиритом', > посвященным Богу от рождения: не пил вина, не стриг волос, > воздерживался от мяса. Когда Иаков проходил по улицам, > его приветствовали, словно первосвященника; он якобы и одевался, как > архиерей, в льняной эфод и имел право входить в Святое Святых. > Последняя подробность легенды - явный вымысел, но сама по себе она > интересна как показатель отношения к главе иерусалимских христиан. > {Сведения о св. Иакове приводит еврейский христианин Егизипп цитаты > из книги которого сохранены у Евсевия (Церк. Ист.,II,1,23); > см. также: Климент. Строматы, VII; Епифаний. 70, 14.} > Св. Иаков не разделял взглядов Стефана на храмовое служение, > его постоянно видели в Доме Господнем, где он денно и нощно молился > за народ. Такого человека фарисеи не могли упрекнуть ни в чём. > Он поистине 'превзошел их в праведности'. Его строгое соблюдение > Торы было в глазах ревнителей серьезным аргументом в пользу учения > назарян. > - - - > Следуя примеру Иакова Праведного, евреи-христиане, сплотившиеся > вокруг него, по-прежнему пунктуально выполняли все обряды, > по-прежнему называли дома своих молитвенных собраний синагогами, > по-прежнему хранили субботу и ограничивались лишь дозволенной > Законом пищей. Как и в первые дни, они рассчитывали на скорое > обращение всего народа, который из грешного Израиля должен будет > превратиться в 'Израиль Божий'. > Огромным преимуществом церкви св. Иакова было то, что она хранила > подлинные предания о евангельских событиях. В этой среде хорошо > помнили причти и изречения Иисусовы; именно отсюда впоследствии > выйдут в мир первые записи, которые составят основу Евангелий. > Дух Иерусалимской церкви запечатлелся и в послании, носящем имя > св. Иакова. Правда, оно написано на хорошем греческом языке > и поэтому вряд ли принадлежит непосредственно самому Брату Господню. > Но в Иудее, как мы знаем, слова наставников запоминали наизусть. > По-видимому, это послание, обращенное к евреям-христианам стран > рассеяния, есть посмертная запись поучений Иакова Праведного.{} Они > очень близки к Нагорной проповеди и в то же время перекликаются > с произведениями ветхозаветной мудрости. Некоторые места послания > напоминают книги пророков: > +Вы, богатые, плачьте и рыдайте > о надвигающихся на вас бедствиях: > +Богатство ваше сгнило, > и одежды изъедены молью; > Золото и серебро ваше проржавели, > и ржавчина их будет свидетельствовать против вас, > и съест вашу плоть, как огонь... > Вот удержанная вами плата работников, > собравших хлеб с полей ваших, вопиет, > и крики жнецов дошли до слуха Господа Саваофа.+ > {Иак.5,1-4; ср. сходные изречения в апокалиптической Книге Еноха > (94,7 сл.).} > Если богатство изображено в послании как великий соблазн для души > человека, то бедность превозносится. Иерусалимские христиане > сознавали себя преемниками древних нестяжателей. > Тем не менее приверженность к обрядовому благочестию невольно > отдаляла церковь св. Иакова от духа Христовой свободы. Можно > сказать, что, сохранив бесценное евангельское богатство, > иерусалимляне куда меньше проникли в его сущность, чем апостол > Павел. Они слишком дорожили культовой оболочкой веры, формой, > в которой крылась опасность застоя. > Легко вообразить, как огорчило этих набожных людей известие > из Антиохии. У них в сознании не укладывалось, что есть где-то целая > община их собратьев по вере, которые пренебрегают Законом Божиим. > Кроме христиан из фарисеев, больше всех, вероятно, негодовали те, > что называли себя эбионитами, бедняками. В то время они еще > не откололись от новозаветной Церкви и выражали в ней тенденцию > крайнего законничества. Эбиониты хотели удержать порядки > первоначальных дней общины: отказывались от частной собственности, > жили на подаяние. > Ядро эбионитов образовалось, видимо, из обращенных в христианство > ессеев, которые принесли с собой склонность к суровому аскетизму. > По некоторым сообщениям, эбиониты, как и ессеи, отвергали храмовые > жертвы. Но это диктовалось отнюдь не желанием сократить число > священных церемоний, а просто Храм казался им оскверненным > из-за грехов клира. Сами эбиониты ставили обряды высоко > и к прежним - добавляли новые, в частности, ежедневные омовения. > {Согласно свт. Епифанию (I,30), секта иудео-христиан, отколовшаяся > от Иерусалимской церкви после ее исхода из Иудеи, разделялась на две > ветви. Одна удержала самоназвание назарян, а другая - эбионитов. > Вторые в большей степени отошли от основ христианства, и поэтому их > можно считать наследниками ультра-законнической партии Иерусалимской > церкви. По-видимому, сборы в пользу 'бедных' этой церкви имели > в виду не просто нищих, а также эбионитов. Взгляды эбионитов > во многом перекликаются с ессейскими, откуда и наше предположение, > что они в основном были обращенными ессеями. См.: J.Danielou. > The Dead Sea Scrolls and Primitive Christianity. Baltimore, 1958.} > Естественно, что антиохийцы, отказавшиеся от обрезания, были > для ревнителей Закона вольнодумцами и вероотступниками. > Обо всём этом вероятно думал с тревогой Павел, когда за холмами > показались стены Иерусалима. > - - - > 'Апостольский собор' > Прибыв в город, посланцы решили сначала повидаться с наиболее > влиятельными братьями, с теми, кого почитали 'столпами' Церкви. > К их счастью в Иерусалим как раз приехали Петр и Иоанн Зеведеев. > Итак, Павел второй раз встретился с Кифой, но теперь уже > не как вчерашний враг и новичок, а как проповедник и пастырь, немало > потрудившийся для дела Божия. В беседе также приняли участие апостол > Иоанн и Иаков Праведный. > Тарсянин рассказал им о чудесных явлениях благодати в Сирии > и Галатийской провинции, о том, как они с Варнавой открыли дверь > веры иноплеменникам, под конец же, употребив свое любимое спортивное > выражение, спросил, не бежал ли он впустую? > Отчет его произвел сильное впечатление. Однако этой частной беседой, > которую Павел считал решающей, ограничиться не удалось. > Поборники традиции не желали соглашаться с тем, что считали вредным > новшеством. Кто хочет войти в Церковь Нового Завета, твердили они, > обязан сначала принять знак Завета первого - Моисеева. Они, > в частности, потребовали обрезания и от Тита. > Павел сопротивлялся всеми силами. В Послании к галатам апостол > позднее писал, что они с Варнавой 'не уступили и не подчинились > ни на час' этим 'вкравшимся лжебратьям', как он с горечью называл > своих бывших сотоварищей по фарисейству. 'Они проникли выследить > нашу свободу, - писал он, - которую мы имеем во Христе Иисусе'. > {Гал. 2:5. Из этого места послания нельзя ясно понять - был ли Тит > в конце концов обрезан. Есть основания думать, что ап. Павлу > в данном случае пришлось сделать уступку. См.: Э.Ренан. Святой > Павел. СПб., 1907, с.87.} Всегда готовый идти навстречу в том, что > считал второстепенным, Павел в данном случае проявил непреклонность. > Чтобы дело не зашло в тупик, пришлось созвать общий совет старейшин > Иерусалимской церкви во главе с тремя 'столпами'. Вероятно, число > собравшихся было невелико, так что они могли разместиться в одном > доме. Это совещание и вошло в историю под названием 'Апостольского > собора'. > Начался он острой полемикой. Лука упоминает о ней вскользь, говоря > лишь о 'многих прениях', но мы уже знаем, какие доводы могли > приводить оппоненты антиохийцев, и опровергнуть их было непросто: > за ними стояла буква Библии и ссылка на Самого Христа. Правоверные, > возможно, указывали и на пример месопотамского царя из Адиабены, > мать которого недавно посетила Иерусалим: уверовав в единого Бога, > он принял и обрезание, несмотря на то, что либеральные иудеи > его отговаривали. Разве не будет этот человек служить живым укором > для язычников, принявших христианство?.. [ Свящ. Александр Мень. ПЕРВЫЕ АПОСТОЛЫ www.bible-center.ru/book/apostles/007 ] * - * - * - * - * - - * * - - * - - * к Деян.14:20-27: *->> Питер Крифт: Многими скорбями... www.messia.ru/rasylka/002/090.htm#0 *->> Филип Янси: Страдания: за что? www.messia.ru/rasylka/005/1149.htm#0 если бы мир был справедлив... www.messia.ru/rasylka/005/1156.htm#0 Страдания: для чего? www.messia.ru/rasylka/005/1162.htm#0 блаженство несчастных www.messia.ru/rasylka/006/1506.htm#0 * * * к Деян.15:5-34: * * * * * * * * \ *-> Общество друзей Священного Писания: \ Иерусалимский собор апостолов \ www.messia.ru/rasylka/005/1163.htm#0 \ *-> У.Фикк: Богочеловеческая Книга / www.messia.ru/rasylka/002/091.htm#0 / *-> Где говорится в Библии, / что Святой Дух - личность? (БЦ) / www.bible-center.ru/faq/stspirit / *-> В Ветхом Завете существует запрет / на употребление свинины. / Но фактически, никто не следует / этому запрету. Почему? (БЦ) / www.bible-center.ru/faq/pig / Чтения вторника в русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20070515/orth?cont=rv_ru Эти дни в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=15-05-2007 www.canto.ru/calendar/day.php?date=16-05-2007 # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- * *Фарисеи говорили друг другу: - Видите, мы бессильны что-либо предпринять. Весь народ пошел за Ним! Среди пришедших на праздник поклониться Богу были и греки. Они подошли к Филиппу, который был родом из Вифсаиды, что в Галилее, и обратились к нему с просьбой: - Господин наш, мы хотим увидеть Иисуса. Филипп идет и говорит об этом Андрею, а затем они оба, и Андрей, и Филипп, приходят и говорят Иисусу. Иисус отвечает: - Час настал - Сын Человеческий облекается в славу Божью! Говорю вам истинную правду: ПОКА ПШЕНИЧНОЕ ЗЕРНО НЕ УМРЕТ, УПАВ В ЗЕМЛЮ, ОНО ТАК И ОСТАНЕТСЯ - ОДИНОКИМ ЗЕРНЫШКОМ, А УМРЕТ - ПРИНЕСЕТ БОЛЬШОЙ УРОЖАЙ. Тот, кому дорога своя жизнь, ее губит, а кому в этом мире жизнь своя ненавистна, тот для вечной жизни ее сохранит. Тот, кто Мне служит, пусть идет за Мной следом! И где Я, будет там и слуга Мой. И тому, кто Мне служит, честь воздаст Мой Отец. ... Иисус сказал: - Совсем недолго свету осталось быть с вами. Так ходите, пока светло, чтобы тьма не объяла вас. Ведь тот, кто ходит во тьме, не знает, куда направляется. А пока еще светит вам свет, верьте в свет - и станете сынами света! И, сказав это, Иисус ушел и скрылся от них. Но, несмотря на то, что Он столько знаков явил перед ними, в Него не верили. Ибо должны были исполниться слова пророка Исайи, который сказал: "Господь, кто поверил тому, что услышал от нас? Кому открылось могущество Господа?" И они потому были неспособны поверить, что, как говорит тот же Исайя: "Бог ослепил их глаза / и отупил их ум, так что глазами не видят, / не понимают умом. А иначе ко Мне обратились бы - / и Я бы их исцелил". Исайя сказал так потому, что видел славу Иисуса; он говорил о Нём. Но даже среди влиятельных людей было немало поверивших в Иисуса, только они не говорили об этом открыто из-за фарисеев, чтобы те не отлучили их от синагоги. Славе от Бога они предпочли славу среди людей. Иисус громко воскликнул: - Тот, кто верит в Меня, не в Меня, а в Того, кто послал Меня, верит. Тот, кто видит Меня, видит Того, кто послал Меня. Я - свет, и в мир Я пришел, чтобы всякий, кто верит в Меня, не оставался во тьме. А кто слова Мои слушает, но не исполняет, не Я тому буду судьей; ведь пришел Я не для того, чтобы мир осудить, - Я пришел для спасения мира.* (Ин.12:19-26,35-47) * * * *Павел, представ перед Ареопагом, заговорил: "Афиняне, я вижу по всему, что вы люди в высшей степени почитающие богов. Когда я ходил и осматривал ваши святыни, я обнаружил алтарь, на котором написано: "НЕИЗВЕСТНОМУ БОГУ". Именно этого Бога, которого вы, не зная, уже почитаете, я возвещаю вам. Бог, создавший мир и всё, что в мире, Господин неба и земли, не живет в храмах, построенных для Него руками людей. Он не нуждается ни в чём из того, что могли бы предоставить Ему человеческие руки. Наоборот, это Он дал всем всё, в том числе жизнь и дыхание. От одного-единственного человека Он произвел все народы, чтобы они населили всю землю, заранее определив для них и точные времена, и границы их обитания. Он сделал это, чтобы люди искали Бога, чувствуя, что Он совсем недалеко от каждого из нас, и могли Его найти. "Ведь в Нём мы живем, и движемся, и существуем". То же самое сказали и некоторые из ваших поэтов: "Ибо мы все Его род". И раз мы Божий род, не пристало нам думать, что Бог таков, каким Его изображают - в золоте, в серебре или в камне - человеческое искусство по человеческим представлениям. Бог всё это прощал в те времена, когда о Нём не знали. Но теперь Он повелевает всем людям везде, где бы они ни жили, раскаяться, потому что Он уже определил день, когда будет судить вселенную праведным судом, и уже назначил Человека, который будет судьей. Он дал всем людям доказательство этого, воскресив Его из мертвых".* (Деян.17:22-31) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/007/1848.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ! апост. чтение в перев. В.Н.Кузнецовой -> www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/ac2.htm#17:19 ! еванг. чтение в перев. В.Н.Кузнецовой -> www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/joh1.htm#12:19 ****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm Проект "Христианское просвещение" НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ... www.messia.ru/pomoch.htm#0 ----------------------------------------------------- | другие мои рассылки: | |** "СЛОВО БОЖИЕ ДЕНЬ ЗА ДНЕМ" | | Прочитать описание и подписаться можно здесь: | | www.messia.ru/r3/#0 | |** | |"ХРИСТИАНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: ДОСТУПНО О ХРИСТИАНСТВЕ"| | Прочитать ее описание и подписаться можно здесь: | | www.messia.ru/r2/#0 | ----------------------------------------------------- |
|||||
|