=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

ХРИСТОС ВОСКРЕС!

* 13 мая     2007 г. ст.ст., суббота  7-й седмицы по Пасхе.
  литургические чтения:  Деян.28:1-31; Ин.21:15-25.
  /Троицкая родительская суббота (поминовение усопших)/




>                         ИСТИННАЯ ПОТЕРЯ СЕБЯ

> Начало  и  конец  пути,  который  мы должны пройти в процессе нашего
> преображения  во  Христе,  отмечен  таинственными  словами  Господа:
> 'Сберегший  душу  свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня
> сбережет ее' (Мф.10,39). В этих словах звучит требование 'отказаться
> от  себя'  и  обещание  новой  жизни  во Христе. <...> В этих словах
> высвечивается  вся  святая  парадоксальность  смерти и воскресения -
> таинство умирания с Христом и воскресения с Ним. <...>

> Истинность  евангельских  слов  -  'потерявший  душу  свою ради Меня
> сбережет ее' - подтверждается уже на уровне естественного. Богатство
> личности  определяется  восприимчивостью  к  ценностям  и  масштабом
> адекватного  ценностного  ответа.  Чем  восприимчивей  человек и чем
> полнее  он  отвечает  на  любые  ценности, тем в большей мере он сам
> приобщается  к  миру  ценностей.  Во  всякой  преданности  подлинной
> ценности,   предполагающей   определенный  выход  за  свои  пределы,
> подчинение   и  самоотрицание,  заключается  своеобразное  сочетание
> нашего   духа   с   этой  ценностью.  Ценностноответная  преданность
> представляет  собой процесс нашего внутреннего роста, только на этом
> пути мы можем приобщиться к самой ценности. И уже в этой преданности
> заключается  что-то  вроде  'потери  своей души' - это, так сказать,
> естественный пример.

> Человек  по  своей  подлинной сущности сотворен для Бога. 'Ты сделал
> меня  для  Себя',  -   говорит  бл.  Августин  в  своей  'Исповеди'.
> Чем  глубже  человек  благоговеет  перед Господом, тем богаче и шире
> становится   его   личность,  тем  больше  она  украшается  высокими
> достоинствами.  Если  же  человек,  наоборот, печется о себе и своей
> репутации,  то он становится духовно  беднее,  ограниченнее. Поэтому
> мы  видим  -  св.  <кюре>  из  Арса  тому пример - что даже не очень
> одаренный  от  природы  человек может стать замечательной личностью,
> если только он будет без остатка предан Богу. В сравнении с ним даже
> и  высокоодаренный человек будет производить удручающее впечатление,
> если закроется от Бога.

> Хотя  мы  и получили без нашего содействия сверхъестественную жизнь,
> точно  так же  как и  естественную,   в качестве бескорыстного  дара
> из  рук  Бога,  но  преобразиться  во  Христе  мы можем только в том
> случае,   если,   так  сказать,  утонем во взгляде  Христа.   Только
> через  благоговейную  любовь ко Христу можем   мы  войти в Его  мир.
> Эта   сверхъестественная   жизнь не  раскрывается     сама  по себе,
> без  нашего  участия.  Она  может полностью раскрыться только тогда,
> когда  Христос  и  нашему  сознанию  является  как центральный пункт
> нашего  существования,    когда  вся  наша жизнь  устремлена  к Нему
> и   преисполнена   благоговейной   любви.   Также  и  для  раскрытия
> сверхъестественной     жизни     непременным    условием    является
> ценностноответная преданность Богу через Христа - Богу, который явил
> Себя в Христе.

> Но  'потеря  своей  души'  означает  здесь  больше, чем преданность,
> которая   заключается    в  любом  подлинном    ценностном   ответе.
> Мы  действительно   должны   умереть    для себя    и  опустошиться,
> чтобы  Христос   мог  раскрыть в нас свою сверхъестественную  жизнь.
> И  преданность  Христу  должна  превосходить  все  прочие ценностные
> ответы,   это   должна   быть  полная,  безоговорочная  преданность,
> возможная  и  уместная только  по отношению  к абсолютному  Господу,
> 'в   Ком  пребывает  полнота  Божественного'.  'Потеря  своей  души'
> приобретает здесь совершенно новый смысл.

> Но  мы   совершенно  не поймем 'потери  себя', 'умирания  для себя',
> если   увидим   в   этом   затухание   внутренней   жизни  в  смысле
> деперсонализации  и  нейтрализации.  Распространено мнение, особенно
> в наши  дни,    что   человек может выйти из собственных узких рамок
> и  занять истинно теоцентрическую позицию лишь тогда, когда не будет
> больше  делать  акцент  на  живой  связи  с  Христом. Можно услышать
> следующее:    'Что  такое я,  что такое  моя  личная тяга  и  любовь
> к  Христу?  Не слишком ли  всё это  незначительно, чтобы быть чем-то
> в глазах Бога? Напротив, важно, чтобы мы вошли в великий объективный
> ритм  святой  Церкви,  чтобы  мы, не обращая внимания на самих себя,
> думали  о  великом  союзе <мистического Тела Христа>, так как только
> это  имеет  значение  перед Богом, а не наше маленькое, жалкое "я"'.
> Думают,  что  если по возможности исключить всё личностное, то можно
> стать объективнее и теоцентричнее. <...>

> Такой взгляд является опасным заблуждением <...>. В его основе лежит
> идеал  ложной  объективности  и широты. В личности как таковой видят
> нечто субъективное, а в имперсональном - более объективное. При этом
> забывают,   что   Бог,  первопричина  всего  объективного,  является
> +Личностью+.   Субъективное   видят   в   характере,  в  сознательно
> переживаемом  бытии    как  таковом,   вместо того чтобы увидеть его
> в  особенности  +определенного  характера+.  Забывают,  что Бог есть
> +любовь+  и  мы  приобщаемся к Нему в той мере, в какой преисполнены
> сверхъестественной  любви.  Забывают,   что  человек   может   выйти
> из  собственных   узких   рамок    только   через  встречу  с Богом,
> через  +я-ты+-отношения  с  Христом, через благоговейную преданность
> Ему,  а  не через осознание себя простой частью грандиозного целого.
> Последняя  точка  зрения,  в  сущности,  заключает  в  себе элементы
> пантеизма.    Человек  всё  еще  применяет  количественные категории
> и  хочет преодолеть свою ограниченность путем простого 'расширения',
> а   не  личной  преданностью  вечному  божественному  'Ты'.  Человек
> забывает  потрясающее  величие  и  вечное  значение каждой отдельной
> бессмертной  души.  'Христос умер бы и за одну-единственную душу', -
> говорит св. Тереза.

> Если  ничего не  значит  отдельный  человек,    то ничего  не значит
> и  общество.  <....>    Доминирование  субъективного   характеризует
> не   отдельного  человека  в  противоположность  обществу,  а  такое
> состояние  и  того  и другого,   когда  они заняты  чем-то  частным,
> а  не  объективно  ценным,  внутренне  значимым.  Самый интимный акт
> отдельного человека теряет свой личный характер, если он нравственно
> ценен.   Напротив,  чисто  практический  интерес  общества  остается
> частным  делом.  Если  речь  идет  об  объективно  ценном, внутренне
> значимом,  то  оно  - независимо от того, связано ли оно с отдельной
> личностью    или   с обществом    в  целом,  -  выходит   за   рамки
> чисто  субъективного,  становится  большим, важным перед Богом делом
> и так или иначе соотносится с вечностью.

> Величайшая  ересь  антиперсонализма проникла сегодня и в религиозные
> круги:  например,  ее  можно  встретить  у  некоторых представителей
> литургического  движения. Эти последние испытывают сильное недоверие
> к  мистике  и аскезе. Они подозрительно относятся к любой интенсивно
> эмоциональной,   личностной  связи со Христом. В  +деперсонализации+
> ни видят религиозный прогресс. На самом же деле религиозный прогресс
> состоит в том, что мы всё больше и больше как личности преображаемся
> во  Христе и приобщаемся к Его  святой жизни.  Эта жизнь заключается
> в  безграничной,    не  имеющей  конца  любви   к Богу  и   ближним.
> Мы   преображаемся во  Христе в той мере,  в какой   +мы Его   любим
> и  приобщаемся  к  Его  любви  к  Богу  и к людям+. И нам не удастся
> преобразиться, если мы деперсонализированы и нейтральны.

> Чего требует от нас Бог прежде всего? Нашей любви. О чём настойчиво,
> трижды  спрашивает  Господь  у  Петра  в  ту  великую  минуту, когда
> доверяет  ему  Свое стадо? О его +любви+: 'Симон Ионин! любишь ли ты
> Меня?'

> Таким  образом,   настоящая  связь со Христом,  главой  мистического
> Тела  Христова,  заключается  в  личной  встрече  двух 'я'. Истинная
> потеря  себя  представляет  собой  полную,  благоговейно-молитвенную
> преданность   Христу,   полный   отказ   от   своей   независимости,
> освобождение   себя  от  всего остального.  Это означает,  что в нас
> не  остается ни одного укромного уголка, в котором бы господствовали
> мы сами и  так  или иначе самоутверждались.   Пока   в  нас остается
> такое место, о котором мы, пусть и бессознательно, могли бы сказать:
> вот  до  сих  пор,  но  не  дальше,  -  мы  еще  не предались Христу
> настолько,  чтобы  могла идти речь о истинной потере себя. Мы должны
> на самом деле оттолкнуть лодку от берега, сжечь позади себя корабли.
> Здесь   нужна безоговорочность.  'Очень  много',  когда  речь   идет
> о преданности, является 'ничем' -  здесь  необходимо  'всё'.  Только
> при безусловной преданности, в этом безвозвратном героическом прыжке
> во тьму 'теряем мы свою душу'.
        [ Дитрих фон Гильдебранд. СУЩНОСТЬ ХРИСТИАНСТВА (18)
 www.agnuz.info/library/books/gilderbrant_sustchnost_hristianstva/page19.htm ]



 + + +
к евангельскому чтению:
 + + + www.messia.ru/rasylka/005/1177.htm (+ ссылки)
 + + + www.bible-center.ru/note/20040714/odp5
 + + + www.bible-center.ru/note/20040529/orth
 + + + Р.Гвардини: Единство - в радости и доверии к Создателю
                         www.messia.ru/rasylka/006/1521.htm#0
 + + + Он же - МЕЖ ВРЕМЕНЕМ И ВЕЧНОСТЬЮ
       www.krotov.info/libr_min/g/guardini/gosp_6.html (3)
 

Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20070526/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=26-05-2007
 



***************************************************************** * *
  к апост. чтению Пятидесятницы (Деян.2:1-11)
   www.messia.ru/rasylka/006/1522.htm#0
   (митрополит Антоний; ссылки на тексты
    свящщ. Александра Меня, Якова Кротова и др.)
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *



# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Когда они позавтракали, Иисус говорит Симону Петру:
  - Симон, сын Иоанна, ты любишь Меня больше, чем они?
  - Да, Господь, ты знаешь, я люблю Тебя, - отвечает Петр.
  - Паси Моих ягнят, - говорит Иисус.
  И во второй раз спрашивает его:
  - Симон, сын Иоанна, ты любишь Меня?
  - Да, Господь, Ты знаешь, я люблю Тебя, - отвечает Петр.
  - Позаботься о Моих овцах.
 И в третий раз говорит ему Иисус:
  - Симон, сын Иоанна, ты любишь Меня?
 И больно стало Петру, что Он в третий раз спросил, любит ли он Его.
  - Господь, Тебе все известно, - сказал он Иисусу. -
    Ты знаешь, что я люблю Тебя.
  - Паси Моих овец, - говорит Иисус. -
    Говорю тебе истинную правду:
    когда ты был молод, ты сам одевался и шел, куда хотел.
    А когда состаришься, то раскинешь руки  свои
    и другой тебя оденет и поведет, куда не захочешь.
 Этими словами Он давал понять, какой смертью тот прославит Бога.
 И, сказав это, говорит Петру:
  - Следуй за Мной!* (Ин.21:15-19)
             *********************************************

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/007/1857.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0
                ! апост. чтение в перев. В.Н.Кузнецовой
                  -> www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/ac2.htm#0
                ! еванг. чтение в перев. В.Н.Кузнецовой
                  -> www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/joh2.htm#

****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * *  Форум /гостевая книга сайта:    www.messia.ru/razd/forum.htm
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»