=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Богаи Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2) * 22 мая 2007 г. ст.ст., понедельник 2-й седмицы по Пятидесятнице. литургические чтения: Рим.2:28-3:18; Мф.6:31-34;7:9-11*. к евангельскому чтению: + + + прп. Максим Исповедник: Прошение о "хлебе насущном" и заповедь "Не заботьтесь..." www.messia.ru/rasylka/006/1530.htm#0 + + + митр. Сурожский Антоний: как можно ни о чём не заботиться? www.messia.ru/rasylka/005/1328.htm#0 + ссылки + + + Фраменты из текстов свтт. Василия Великого, Иоанна Златоуста, Климента Александрийского www.messia.ru/rasylka/rzerv/mt6_25-34.txt ------------------------------------- * Параллели к еванг. чтению: Лк.12:29-31; 11:11-13; 6:31; эпизод N50 по "Брюссельскому согласованию" ( www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#50 ) Этот выпуск посвящен фрагменту из Нагорной проповеди - Мф.5:38-39: 38 Вы знаете, что было сказано: "Око за око и зуб за зуб". 39 А Я говорю вам: не мсти тому, кто причинил тебе зло. Если ударят тебя по правой щеке, подставь и левую. > Предписание подставить щёку вовсе не "частное" и в этом смысле > безобидное. Это гром среди ясного неба. Щека у всего человечества > одна, и всякая война оправдывается желанием защитить свою щеку > в лице ближнего. Если мы не признаём общей щеки у человечества, > у Адама старенького, то мы не можем признать общего спасения > в Иисусе - новом Адаме. "Подставить щёку" есть отрицание всякой > войны, даже "справедливой", "самообороны". Изгнание же торгующих > есть война, более того - высшая и последняя война Христа > с антихристом, и вести такую войну может лишь Господь. Эта война > в Его исполнении есть юродство, спектакль, игра. Вместо танца > с саблями - танец с верёвочками. Понимать это нужно буквально: > человек может воевать не с врагами, но лишь с друзьями (ибо в Храме > все - ближние, все - друзья), воевать со своими - за правду, > и единственное оружие такой войны - чудо, бестелесное и бесплотное, > а не меч. Единственную лазейку агрессивности - или силе, если > угодно - оставляет Иисус, но в этой лазейке стоит Он сам и без Него > ни одна война не может быть начата, а с Ним может быть начата > лишь война Духом, в Духе и против духов, а не людей. * * * > Комментарии к этим словам Христа поразительно часто комментируют > совсем другие слова, комментируют возможные комментарии. Например, > св. Августин писал: "Необходимо быть уверенным, что такое поведение > может послужить на пользу бьющему", а Иван Ильин защищал > сопротивление злу насилием, утверждая, что "злодей" обладает > свободой воли и поэтому "духовная сила праведника имеет > свой предел". Но ведь Иисус отнюдь не сказал, что "не противиться > злому" - практично, что это обезоруживает злодея. Он бросил заповедь > как горячую картофелину - и был таков. > В 2001 г. в Киевской духовной академии защитил кандидатскую > диссертацию свящ. Роман Матюшенко, который собрал эти и другие > изречения, пытающиеся доказать, что слова "Не противься злому" > следует понимать как "Противься злому". Иногда эти "доказательства" > сами опровергают друг друга. Так, если митр. Филарет Дроздов > указывает, что Иисус лишь советовал терпеть оскорбления и утрату > имущества (отдавать и нижнюю одежду советует Он далее), то у Василия > Великого Матюшенко нашел прямо противоположный совет: не терпеть > утраты имущества и обращаться к властям за поимкой грабителя. > То есть, не противься злу - пусть злу противятся власти. Но другие > богословы - например, некто К.Григорьев - утверждают, что человек > должен сам противиться злу именно тогда, когда зло нападает > на другого, быть, так сказать, добровольным дружинником: "Спаситель > ясно говорит: уступай злому, когда он +тебя+ обидит, и ничего > не говорит о том, как поступать при виде зла, наносимого > +ближнему+". > Патр. Сергий Страгородский комментировал изречение: "Не противься > злому в сердце своем": "Господь никогда не учил нас внешнему > благоповедению, как конечной цели". Верностью Христу провозглашается > способность контролировать свои эмоции и убивать с кротостью > в сердце: Иисус-де "имел в виду настроение. Если например, > Он заповедал... подставлять другую щеку ударившему, то это совсем > не значит, что христианину предписываются именно эти действия. > Для христианина обязательно то настроение, которое при известных > условиях может выразиться в указанных действиях; эти последние > служат только, так сказать, наглядным примером к учению, а не его > содержанием". > Примечательно, что аналогичным образом откомметировать заповедь > "не глядеть - не прелюбодействовать" никто не решался: мол, нельзя > прелюбодействовать в сердце, а в постели - пожалуйста. Хотя именно > в Евангелии для такого эмоционального толкования есть основания: > ведь Спаситель говорит как раз о "невзирании". > Матюшенко, продолжая аргументацию Страгородского, договорился > до того, что если кто-то подставляет щеку, не имея веры в Бога, > то ему же хуже: "Где же нет истинной веры в Бога, законодателя > подобных отношений, там все подвиги самоотвержения будут мертвыми > делами, не возвышающими и укрепляющими делателя, а, напротив, > угнетающими его". Выходит, верующий в Христа попадет в рай, > даже изрубив тысячу злодеев, а неверующий попадет в ад, даже если > падет под ударами злодея? > На этом фоне сравнительно прилично выглядит Николай Лосский, который > хотя и был сомнительным христианином, в отличие от своего сына > Владимира, но признал, что "не противиться злому" - признак > совершенства, только "земной человек, за исключением редких случаев > высокой святости, способен двигаться вперед по пути добра > лишь медленно и постепенно. Поэтому суровая требовательность > допустима лишь в отношении к самому себе , что же касается отношения > к другим людям, здесь необходима снисходительность и защита свободы, > вплоть до относительной свободы во зле, так как насильственное > водворение добродетели ведет к ухудшению положения". > Кто же это такой нехороший, сурово требовательный к другим? Да сам > Иисус! Это ведь Он проповедовал +другим+, Он требовал +от других+, > Он призывал проповедовать +другим+, отнюдь не считая, что слово > об истине - это "насильственное водворение добродетели". > Лосский, правда, в отличие от многих, признавал хотя бы, что > "не противься злому" означает именно "не противься злому", и даже > признавал, что лучший комментарий к этому месту дал Златоуст: 'Он > не сказал: если кто ударит тебя в правую щеку, перенеси равнодушно > и успокойся, но присовокупил, что ты должен подставить ему > и другую, _ говорит: +обрати ему и другую+ (Мф.5:39). В этом > и состоит блестящая победа, чтобы +предоставить ему больше того, что > он желает, и пределы его злого желания превзойти богатством > своего долготерпения+'. Вот это комментарий - вполне пацифистский, > толстовский, тут нет ни слова про защиту другого, про обращение > к властям, про то, что важно только настроение, а не поступок. > И если Иван Ильин, защищая сопротивление злу силой от Льва Толстого, > провозглашал: верить, что непротивление злу изменит злодея - > "благородная, но наивная мечта", то Златоуст был на стороне > Толстого: "Таким образом ты укротишь его бешенство, из второго > поступка получишь награду за первый и укротишь гнев его". > Как хорошо, что в православии за богослужением, а не в библиотеках, > пользуются всё-таки молитвами Иоанна Златоуста, а не Иоанна Ильина! > И вера Златоуста в то, что непротивление злу может победить зло - > есть именно вера в высшем смысле слова: нечто, что не записано > в Евангелии, что умолчано Иисусом, добровольное (в точнейшем смысле > слова - с волей к добру) восхождение к абсурду любви. [ Яков Кротов. К ЕВАНГЕЛИЮ www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/05_39.htm ] ссылки к Мф.5:33-41: •>>> свящ. Яков Кротов: подставить щёку: слабость и сила www.messia.ru/rasylka/006/1527.htm + ссылки •>>> другие размышления свящ. Якова Кротова www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/05_33.htm www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/05_34.htm www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/05_35.htm www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/05_38.htm www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/05_40.htm ("Человек склонен противопоставлять личное и общественное. ...") www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/05_41.htm ("Просьба о помощи может быть не так страшна как помощь. ...") ссылки к Мф.5:20-26: ->>> архимандрит Софроний (Сахаров): энергия благословенного отчаяния www.messia.ru/rasylka/006/1525.htm + ссылки ->>> Яков Кротов. ЛЮБОВНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК: КРЕДИТОР, ДЕБИТОР, СУДЬЯ www.messia.ru/rasylka/003/464.htm#0 ->>> Его же - комм. к Мф.5:21 ("не убивай") www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/05_21.htm ->>> другие его комм.: www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/05_22.htm www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/05_23.htm www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/05_24.htm www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/05_26.htm ссылки к Мф.5:27-32: >>> В.Н.Кузнецова: об измене взглядом (Мф.5.27-30) www.messia.ru/rasylka/004/814.htm#0 >>> она же: отношение Иисуса Христа к разводу www.messia.ru/rasylka/006/1526.htm#0 + ссылки >>> размышления свящ. Якова Кротова www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/05_27.htm www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/05_28.htm www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/05_29.htm www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/05_30.htm www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/05_31.htm www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/05_32.htm Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20070604/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=04-06-2007 ***************************************************************** * * к апост. чтению вторника 2-й седмицы по Пятидесятнице (Рим.4:4-12) www.messia.ru/rasylka/002/116.htm#0 (свящ. Александр Мень) к еванг. чтению вторника 2-й седмицы по Пятидесятнице (Мф.7:15-21) www.messia.ru/rasylka/006/1531.htm#0 (митр. Антоний; ссылки на тексты Д.Бонхёффера, В.Н.Кузнецовой) * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- Иисус сказал: - Итак, не твердите озабоченно: 'Что нам есть?', 'Что нам пить?', 'Во что одеться?' - это главная забота язычников. А ваш Небесный Отец знает, что вам всё это нужно. Стремитесь прежде всего к Царству Бога и к исполненью того, что Он велит, а всё остальное Он даст вам в придачу. Так не заботьтесь о завтрашнем дне! Завтра само о себе позаботится. Каждому дню своих довольно тревог.* (Мф.6:31-34) * * * *Вера в Бога - это доверие, почти невероятное доверие тому, что, в высшей степени отдавая себя в любви, мы будем не постыжены, а 'приняты', что Любовь есть основа нашего бытия, к которой мы в конце концов возвращаемся, как в свой дом.* (Дж.Робинсон) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/007/1866.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm Проект "Христианское просвещение" НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ... www.messia.ru/pomoch.htm#0 |
|||||
|