=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
                  и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)



* 22 мая     2007 г. ст.ст., понедельник  2-й седмицы по Пятидесятнице.
  литургические чтения: Рим.2:28-3:18; Мф.6:31-34;7:9-11*.


к евангельскому чтению:
 + + + прп. Максим Исповедник:
        Прошение о "хлебе насущном" и заповедь "Не заботьтесь..."
                           www.messia.ru/rasylka/006/1530.htm#0
 + + + митр. Сурожский Антоний: как можно ни о чём не заботиться?
        www.messia.ru/rasylka/005/1328.htm#0 + ссылки
 + + + Фраменты из текстов свтт. Василия Великого, Иоанна Златоуста,
        Климента Александрийского
         www.messia.ru/rasylka/rzerv/mt6_25-34.txt  


        -------------------------------------
        * Параллели к еванг. чтению: Лк.12:29-31; 11:11-13; 6:31;
          эпизод N50 по "Брюссельскому согласованию"
         ( www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#50 )



         

Этот выпуск посвящен фрагменту из Нагорной проповеди - Мф.5:38-39:

        38 Вы знаете, что было сказано: "Око за око и зуб за зуб".

                39 А Я говорю вам:
                   не мсти тому, кто причинил тебе зло.
                Если ударят тебя по правой щеке,
                   подставь и левую.

         

> Предписание  подставить  щёку  вовсе  не  "частное"  и в этом смысле
> безобидное.  Это  гром  среди ясного неба. Щека у всего человечества
> одна,   и  всякая  война  оправдывается  желанием защитить свою щеку
> в лице   ближнего.    Если мы не признаём общей щеки у человечества,
> у   Адама старенького,    то   мы не  можем признать общего спасения
> в  Иисусе  -  новом  Адаме.  "Подставить щёку" есть отрицание всякой
> войны,  даже  "справедливой",  "самообороны".  Изгнание же торгующих
> есть  война,   более  того  - высшая  и   последняя   война   Христа
> с антихристом,   и вести такую войну может лишь  Господь.  Эта война
> в   Его исполнении  есть  юродство,   спектакль,  игра. Вместо танца
> с  саблями  -  танец  с  верёвочками.  Понимать это нужно буквально:
> человек  может воевать не с врагами, но лишь с друзьями (ибо в Храме
> все  -  ближние,   все  -  друзья), воевать со  своими -  за правду,
> и  единственное оружие такой войны - чудо, бестелесное и бесплотное,
> а не меч.   Единственную  лазейку   агрессивности -  или силе,  если
> угодно  - оставляет Иисус, но в этой лазейке стоит Он сам и без Него
> ни  одна война не  может  быть начата,    а с  Ним может быть начата
> лишь война Духом, в Духе и против духов, а не людей.

                                * * *

> Комментарии  к  этим  словам  Христа поразительно часто комментируют
> совсем  другие  слова, комментируют возможные комментарии. Например,
> св.  Августин писал: "Необходимо быть уверенным, что такое поведение
> может   послужить   на   пользу   бьющему",  а  Иван  Ильин  защищал
> сопротивление   злу   насилием,  утверждая,  что  "злодей"  обладает
> свободой  воли    и  поэтому    "духовная   сила праведника    имеет
> свой  предел".  Но  ведь Иисус отнюдь не сказал, что "не противиться
> злому" - практично, что это обезоруживает злодея. Он бросил заповедь
> как горячую картофелину - и был таков.

> В   2001  г.  в  Киевской  духовной  академии  защитил  кандидатскую
> диссертацию  свящ.  Роман  Матюшенко,  который  собрал  эти и другие
> изречения,  пытающиеся  доказать,  что  слова  "Не  противься злому"
> следует  понимать как "Противься злому". Иногда эти "доказательства"
> сами  опровергают  друг  друга.  Так,  если  митр.  Филарет  Дроздов
> указывает,  что  Иисус  лишь  советовал терпеть оскорбления и утрату
> имущества (отдавать и нижнюю одежду советует Он далее), то у Василия
> Великого  Матюшенко  нашел  прямо  противоположный совет: не терпеть
> утраты  имущества  и   обращаться к  властям  за поимкой  грабителя.
> То  есть,  не противься злу - пусть злу противятся власти. Но другие
> богословы  -  например,  некто К.Григорьев - утверждают, что человек
> должен  сам противиться   злу именно  тогда,    когда  зло  нападает
> на  другого, быть, так сказать, добровольным дружинником: "Спаситель
> ясно  говорит:  уступай   злому,  когда он  +тебя+ обидит, и  ничего
> не   говорит   о   том,  как  поступать  при  виде  зла,  наносимого
> +ближнему+".

> Патр.  Сергий  Страгородский  комментировал изречение: "Не противься
> злому  в  сердце  своем":  "Господь  никогда  не  учил  нас внешнему
> благоповедению, как конечной цели". Верностью Христу провозглашается
> способность  контролировать   свои   эмоции  и  убивать  с кротостью
> в сердце:   Иисус-де   "имел   в  виду   настроение.  Если например,
> Он заповедал... подставлять другую щеку ударившему,  то  это  совсем
> не  значит,    что христианину  предписываются  именно эти действия.
> Для  христианина  обязательно  то  настроение, которое при известных
> условиях  может  выразиться  в  указанных  действиях;  эти последние
> служат  только,  так  сказать, наглядным примером к учению, а не его
> содержанием".

> Примечательно,    что аналогичным образом  откомметировать  заповедь
> "не  глядеть  - не прелюбодействовать" никто не решался: мол, нельзя
> прелюбодействовать  в сердце, а в постели - пожалуйста. Хотя  именно
> в  Евангелии  для  такого  эмоционального толкования есть основания:
> ведь Спаситель говорит как раз о "невзирании".

> Матюшенко,   продолжая  аргументацию   Страгородского,   договорился
> до того,  что если кто-то  подставляет щеку,  не имея  веры  в Бога,
> то  ему  же  хуже:  "Где  же  нет истинной веры в Бога, законодателя
> подобных  отношений,  там  все подвиги самоотвержения будут мертвыми
> делами,  не  возвышающими  и  укрепляющими  делателя,  а,  напротив,
> угнетающими   его".   Выходит,   верующий  в  Христа  попадет в рай,
> даже  изрубив  тысячу  злодеев, а неверующий попадет в ад, даже если
> падет под ударами злодея?

> На этом фоне сравнительно прилично выглядит Николай Лосский, который
> хотя  и  был  сомнительным  христианином,  в  отличие от своего сына
> Владимира,   но  признал,  что  "не  противиться  злому"  -  признак
> совершенства,  только "земной человек, за исключением редких случаев
> высокой   святости, способен     двигаться  вперед   по  пути  добра
> лишь   медленно   и  постепенно.  Поэтому  суровая  требовательность
> допустима лишь в отношении к самому себе , что же касается отношения
> к другим людям, здесь необходима снисходительность и защита свободы,
> вплоть  до  относительной  свободы  во  зле,  так как насильственное
> водворение добродетели ведет к ухудшению положения".

> Кто  же  это такой нехороший, сурово требовательный к другим? Да сам
> Иисус!  Это  ведь Он проповедовал +другим+, Он требовал +от других+,
> Он  призывал  проповедовать  +другим+,  отнюдь  не считая, что слово
> об истине - это "насильственное водворение добродетели".

> Лосский,   правда,   в отличие  от многих,   признавал хотя бы,  что
> "не  противься  злому"  означает именно "не противься злому", и даже
> признавал,  что  лучший  комментарий к этому месту дал Златоуст: 'Он
> не сказал: если кто ударит тебя в  правую щеку,  перенеси равнодушно
> и успокойся,  но   присовокупил,    что ты  должен   подставить  ему
> и  другую,  _  говорит:   +обрати  ему и другую+ (Мф.5:39).   В этом
> и состоит блестящая победа, чтобы +предоставить ему больше того, что
> он   желает,    и  пределы его злого  желания  превзойти  богатством
> своего  долготерпения+'.  Вот это комментарий - вполне пацифистский,
> толстовский,   тут  нет  ни слова  про защиту другого, про обращение
> к  властям,  про  то,   что  важно только настроение, а не поступок.
> И если Иван Ильин, защищая сопротивление злу силой от Льва Толстого,
> провозглашал:  верить,  что  непротивление  злу  изменит  злодея   -
> "благородная,   но  наивная  мечта",  то  Златоуст  был  на  стороне
> Толстого:  "Таким  образом  ты  укротишь  его  бешенство, из второго
> поступка  получишь     награду   за первый и    укротишь  гнев его".
> Как  хорошо, что в православии за богослужением, а не в библиотеках,
> пользуются  всё-таки молитвами Иоанна Златоуста, а не Иоанна Ильина!
> И  вера  Златоуста  в то, что непротивление злу может победить зло -
> есть  именно   вера  в  высшем смысле слова:  нечто, что не записано
> в  Евангелии, что умолчано Иисусом, добровольное (в точнейшем смысле
> слова - с волей к добру) восхождение к абсурду любви.
                [ Яков Кротов. К ЕВАНГЕЛИЮ
                  www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/05_39.htm ]


ссылки к Мф.5:33-41:
  •>>> свящ. Яков Кротов: подставить щёку: слабость и сила
        www.messia.ru/rasylka/006/1527.htm + ссылки
  •>>> другие размышления свящ. Якова Кротова
        www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/05_33.htm
         www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/05_34.htm
          www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/05_35.htm
           www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/05_38.htm
     www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/05_40.htm
      ("Человек склонен противопоставлять личное и общественное. ...")
     www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/05_41.htm
      ("Просьба о помощи может быть не так страшна как помощь. ...")


ссылки к Мф.5:20-26:
  ->>> архимандрит Софроний (Сахаров): энергия благословенного отчаяния
        www.messia.ru/rasylka/006/1525.htm + ссылки
  ->>> Яков Кротов. ЛЮБОВНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК: КРЕДИТОР, ДЕБИТОР, СУДЬЯ
                             www.messia.ru/rasylka/003/464.htm#0
  ->>> Его же - комм. к Мф.5:21 ("не убивай")
        www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/05_21.htm
  ->>> другие его комм.:
        www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/05_22.htm
         www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/05_23.htm
          www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/05_24.htm
           www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/05_26.htm

       
ссылки к Мф.5:27-32:
 >>> В.Н.Кузнецова: об измене взглядом (Мф.5.27-30)
              www.messia.ru/rasylka/004/814.htm#0
 >>> она же: отношение Иисуса Христа к разводу
      www.messia.ru/rasylka/006/1526.htm#0 + ссылки
  >>> размышления свящ. Якова Кротова
       www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/05_27.htm
         www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/05_28.htm
           www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/05_29.htm
             www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/05_30.htm
               www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/05_31.htm
                www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/05_32.htm



Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20070604/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=04-06-2007
 



***************************************************************** * *
  к апост. чтению вторника 2-й седмицы по Пятидесятнице (Рим.4:4-12)
   www.messia.ru/rasylka/002/116.htm#0   (свящ. Александр Мень)

  к еванг. чтению вторника 2-й седмицы по Пятидесятнице (Мф.7:15-21)
   www.messia.ru/rasylka/006/1531.htm#0
   (митр. Антоний; ссылки на тексты Д.Бонхёффера, В.Н.Кузнецовой)
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *



# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
Иисус сказал:
- Итак, не твердите озабоченно:
   'Что нам есть?', 'Что нам пить?', 'Во что одеться?' -
    это главная забота язычников.
  А ваш Небесный Отец знает,
   что вам всё это нужно.
  Стремитесь прежде всего к Царству Бога
   и к исполненью того, что Он велит,
    а всё остальное Он даст вам в придачу.
  Так не заботьтесь о завтрашнем дне!
   Завтра само о себе позаботится.
    Каждому дню своих довольно тревог.* (Мф.6:31-34)
                                * * *
*Вера в Бога - это доверие,
 почти невероятное доверие тому,
 что, в высшей степени отдавая себя в любви,
 мы будем не постыжены, а 'приняты',
 что Любовь есть основа нашего бытия,
 к которой мы в конце концов возвращаемся, как в свой дом.*
                                                (Дж.Робинсон)
             *********************************************

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/007/1866.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * *  Форум /гостевая книга сайта:    www.messia.ru/razd/forum.htm

Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
          www.messia.ru/pomoch.htm#0