=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
                  и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)


* 29 мая     2007 г. ст.ст., понедельник  3-й седмицы по Пятидесятнице.
  литургические чтения: Рим.7:1-13; Мф.9:36-10:8.

* 30 мая     2007 г. ст.ст., вторник  3-й седмицы по Пятидесятнице.
  литургические чтения: Рим.7:14-8:2; Мф.10:9-15.


      + + + по теме евангельского чтения понедельника:
       . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
      ` ++ иг. Евмений Перистый: Призвание           :
      `       www.messia.ru/rasylka/003/476.htm#0   :
      ` ++ митр. Антоний:                             :
      `     Поля побелели... Бог верит в человека...  :
      `       www.messia.ru/rasylka/005/1193.htm#0  :
      ` ++ свящ. Александр Мень:                      :
      `     велика жатва... не будем же терять время! :
      `        www.messia.ru/rasylka/002/122.htm#0  :
      ` ++ Н.Т.Райт: Святость и Закон                 :
       `        www.messia.ru/rasylka/004/825.htm#0 :
         ` ` ` ` ` ` ` ` ` ` ` ` ` ` ` ` ` ` ` ` ` ` `
 
= ================================= =
= К апостольскому чтению вторника:   = = =   = = =    = =     = =
  * Ориген, св. Августин и др.:
  *  ...не я это делаю, а грех, живущий во мне...
  *      www.messia.ru/rasylka/005/1194.htm#0
  * Свящ. Александр Мень: ап. Павел и учение о первородном грехе
  *      www.messia.ru/rasylka/004/826.htm#0
  * Р.Гвардини: грех и Христос во мне
  *      www.messia.ru/rasylka/002/123.htm#0
  * авва Феона (в кн. прп. Иоанна Кассиана) комментирует
  *  ап. Павла:
  * www.krotov.info/acts/05/marsel/kass658.html (см. конец)
  * и www.krotov.info/acts/05/marsel/kass713.html (вся беседа)
  *
  * Рим 7:14-25:    www.bible-center.ru/note/20050705/orth
  * Рим 7:18-25:    www.bible-center.ru/note/20011026/cath
  * Рим 8:2:        www.bible-center.ru/note/20020710/main
  * Рим 8:1-2:      www.bible-center.ru/note/20010619/main
  *      * * * * * * * * * *   * * * * * * * * * *    




Этот выпуск завершает серию выпусков, посвященных Нагорной проповеди.


       6:7 Когда молитесь, не бубните, как язычники. Они думают,
        чем больше слов в молитве, тем скорее их услышит Бог.
        (8) Не уподобляйтесь им. Ведь ваш Отец знает, что вам нужно,
        прежде чем вы Его попросите.

       
       7:
        Разве собирают с терновника виноград,
           а с колючек инжир?
        17 Так вот, хорошее дерево приносит хорошие плоды,
           а дерево с гнилью - плохие плоды.
        18 Хорошее дерево не приносит плохих плодов,
           а дерево с гнилью - хороших плодов.
        19 Всякое дерево, не приносящее хороших плодов,
           срубают и бросают в огонь.
        20 Итак, по плодам их дел вы узнаете их.
        21 Не всякий, кто говорит Мне:   "Господь! Господь!" -
           войдет в Царство Небес, =
        а только тот, кто исполняет
           то, что велит Мой Небесный Отец.
        22 Многие будут говорить Мне в тот День:
           "Господь! Господь!
           Разве не во имя Твое мы проповедовали?
           Разве не именем Твоим изгоняли бесов?
           Разве не именем Твоим совершали   множество чудес?"
        23 Но Я им тогда отвечу:
           "Я никогда вас не знал.
        Уходите от Меня, творящие зло!"



> <...>  есть кризис, относящийся к форме богослужения. В богослужении
> есть   два  аспекта.  С  одной  стороны,  богослужение  должно  быть
> выражением веры, любви,    надежды,   живого   отношения между Богом
> и  человеком.  С  другой  стороны,  богослужение  должно быть больше
> человека  и  больше  самой общины: богослужение должно открыть целый
> мир  не только   понятий,   но  и опыта,  который нам дает Сам  Бог.
> Так вот, кризис охватывает обе эти стороны богослужения.

> Прежде  всего,   те   богослужебные    формы, которые у нас    есть,
> были  созданы  в  древности  и  в последующие  века.   Они  выражали
> с  большой  яркостью   религиозный  опыт и  религиозные  переживания
> тех  людей,  которые  их  создавали.  Но  прошли столетия. Не только
> сознание, но и мироощущение людей глубоко изменилось. И теперь очень
> многие  чувствуют,  что они не могут влить вино новое в мехи ветхие,
> что  они   не  способны  больше выражать себя до конца,   полностью,
> со  всей  значительностью     в  тех   формах,    которые   когда-то
> в совершенстве выражали их предков.

> Здесь  играет  большую  роль,  во-первых,  язык.  Язык,  на  котором
> написаны,   составлены   молитвы  и богослужебные  чины,  - это язык
> той  эпохи,  в которую они создавались.  У нас это  язык славянский,
> у  греков   -  это  уже  недопонимаемый византийский язык.   Поэтому
> очень  многие трудности встречаются на пути того, кто хочет до конца
> пережить   молитвенные   слова,   молитвенные   образы,   выражения.
> Существует очень много слов, которые потеряли свое значение; они уже
> не  значат  того,  что  значили  в  то время, когда эти молитвы были
> составлены.  И  поэтому  очень часто молящийся не может пережить то,
> что  перед  ним  лежит,  потому что он не понимает, о чём идет речь.
> Если бы это были слова просто непонятные, он мог бы навести справку,
> узнать,  что  они  значат.  Когда же это слова, которые  сохранились
> в русском,  например,  языке,  но  изменили свой смысл иногда  почти
> до неузнаваемости,  тогда человек не ставит  себе вопроса,  -  и это
> еще хуже, так как он не понимает настоящего смысла молитвенных слов,
> молитвенных  выражений  и придает им иногда совершенно изуродованный
> смысл.

> Но   язык   -  это  не  только  слова,  это  тоже  образы,  картины,
> переживания, которые связаны со словами и которые в одну эпоху могут
> быть  очень живыми, а в другую эпоху почти что вымереть. Есть слова,
> которые  принадлежат определенному  времени,     но  потом  тускнеют
> и  вымирают;  есть  слова,  которые  рождаются  и делаются крылатыми
> словами  одного  только  поколения,    и   потом уходят   в забытье.
> Это  проблема  очень острая и очень важная, потому что слова-то люди
> часто  и  понимают,  но  то, что они значат, то переживание, которое
> вложено  было   в них изначально написавшими  эти слова,  ускользает
> от  людей,  и  молитвенные  чины  тускнеют.  Влить в них новую жизнь
> можно:  личной   молитвой, созерцательным,    молчаливым углублением
> в себя - =мимо= слов, но не =благодаря= тем словам, которые потеряли
> свой смысл.

> В   этом   отношении   для  нас,  для  Русской  Церкви  употребление
> славянского  языка является проблемой, - и не только за границей, но
> и  в России. И странным кажется нам, живущим за границей, что на все
> языки  мира  можно  переводить  наши богослужебные чины, нашу дивную
> литургию, вечерню, утреню, часы, пасхальные и великопостные службы -
> кроме  как на родной русский язык. Иным кажется, что славянский язык
> настолько близок к русскому,  что не надо, =не стоит=  этого делать.
> А  некоторым  кажется,  что  славянский язык по отношению к русскому
> является  как  бы  поэзией  по отношению к прозе. Но это справедливо
> только  для  тех,  кто знает славянский, то есть далеко не для всех,
> далеко  не  для большинства. Это привилегия небольшого и всё тающего
> меньшинства  людей.    И  поэтому  перед нами встает вопрос двоякий:
> с одной стороны, об употреблении живого языка вместо языка древнего,
> и,  с  другой  стороны, о поновлении самого текста, ибо есть образы,
> картины,  выражения,   которые больше не вызывают умиления,  которые
> в  лучшем  случае  оставляют  нас  безразличными,  а в худшем случае
> вызывают   чувство   недоумения,  -  делается  как-то  не  по  себе,
> 'неудобно'. Это относится не к существу богослужения, а только к его
> форме,  к  его  выражению.  Если  же  говорить  о существе отдельных
> молитв,  то,  конечно, многие из них, написанные в древней Византии,
> не  находят  никакого  отзвука  в славянской душе. Некоторые образы,
> которые  принадлежат  Ветхому  Завету,  не  находят никакого отзвука
> вообще   в   современном  человеке.  Иносказательно  те  или  другие
> выражения  мы готовы употреблять, но в прямом, живом смысле, с живым
> переживанием  мы  не  в  силах  этого  сделать.  И  об этом нам надо
> задумываться,   потому  что  молитва  должна быть  =правдивой=;  она
> не  может быть условностью, она должна быть прямым, непосредственным
> выражением человеческого опыта, личного и сверхличного, человеческой
> души,   соборности   церковной,  и  не  смеет  быть  археологическим
> воспроизведением  того,  что  когда-то  имело  свой  смысл, а теперь
> потеряло его.

> В  связи  с  этим,  может  быть,  следует  упомянуть  и  о символике
> богослужения.  Богослужение  наше  имеет  целью передать религиозный
> опыт,   а этот  опыт просто в умственных категориях передать нельзя.
> Он   передается   не   только   картинно,  притчами,  он  передается
> символически,   то  есть  через  употребление, сочетание и движения,
> и  слова,  и  музыки, и драматического как бы представления событий,
> которые  таким  образом  доходят  до  сознания  лучше,  чем их можно
> довести только умственным  изложением.     Это относится   не только
> к Церкви;  символика существует  и  в литературе, особенно в поэзии,
> и  в  науке;  она существует также и в политической жизни. Нет такой
> области,  где бы не употреблялся тот или иной символизм, то есть где
> бы   не  употреблялись   те  или    другие   движения,    выражения,
> формы  выражения,  которые  несут смысл, которые доводят до сознания
> людей  смысл,  не  заключенный  просто  в  тексте  или  в  предмете.
> Возьмите,  например,   флаг.  Он значит  для нас Родину. Это символ.
> То  же  самое  -  само  слово  'Родина'.  Это  не только определение
> географическое,  общественное.   В  этом   слове    содержится целый
> мир  переживаний,  вся  история,  вся  общность  судьбы,  все  общие
> надежды,  не  только прошлое, но и всё будущее. Такое слово является
> символом.

> В  Церкви  тоже  есть символы, и употребляются они по тому же самому
> принципу,  как  все  символы; только и они иногда тускнеют. Символы,
> которые  имели полное, яркое значение в определенную эпоху, - потому
> что  символ  ведь   не  выдумывают, а  берут из опыта,  -   потеряли
> свое  значение,  потухли,  посерели.  Их, конечно, можно обновить, -
> прежде  всего  чуткостью, потому что в основе всякого символического
> выражения    лежит  опыт,  а этот опыт  принадлежит  всем людям;  но
> с  другой  стороны,  часто  можно  найти другой символ, современный,
> осмысленный,  не  на  злобу  дня,  а  имеющий  пребывающее значение,
> который выражает в точности то же самое, что и прежний, но понятнее,
> который прозрачен, который сияет смыслом.
                                - - -
> Если  бы  у  нас не  было проблемы  языка,   то есть непонятных слов
> и   переставших   быть  понятными  мыслей,  образов,  если  бы  наша
> богослужебная  символика  стала прозрачней и понятней, то не было бы
> вопроса  о  длительности  богослужений. В России вообще длительность
> богослужений  не  переживается  так,  как  она переживается западным
> миром.  У  нас  еще сохранилась радость, счастье о том, что нам дано
> быть   перед   Божиим   лицом,  ликовать,  петь,  плакать,  каяться,
> исповедовать,  жить  с  Богом;  не  только перед Божиим лицом, как я
> только  что  сказал,  но  именно  =с Ним=. Нам дано быть одним живым
> телом  и обществом,  не направленным  к Богу,    но  живущим  в Нём,
> с  Ним, - с Тем Богом, Который сказал, что мы будем Его сыны и дети,
> а   Он   будет нашим  Богом,  -  с Тем  Богом,  Который  нам  сказал
> через  апостола  Павла,  что мы больше Ему не чужие, а свои, родные,
> Его семья, -  с Тем Богом,  Который нам позволяет называть Его Отцом
> в полном смысле этого слова. И тогда радость наша была бы прозрачная
> и чистая; не было бы этого сознания дурмана, в котором нас упрекают.

> Действительно,  если  богослужение  делается  темным,  непрозрачным,
> непонятным, то неверующий имеет право поставить вопрос о том, что же
> оно значит: не является ли оно своеобразным опьянением; не порождает
> ли   оно  искусственно переживания,  не относящиеся к Богу, к людям,
> а  относящиеся  только к самому себе, переживания, которые продлятся
> ровно столько, сколько продлится действие богослужения, переживания,
> которые  имеют  целью  только  усладить  человека и не имеют никаких
> последствий.

> Не  таково  истинное  богослужение.  Истинное богослужение, истинная
> молитва  не  порождают  чувств  как бы  извне.    Они   дают свободу
> самым  глубинным,   самым  подлинным   чувствам  подняться   изнутри
> на поверхность.  И   эти чувства,   раз  уж  они  родились,  никогда
> не   угаснут.   Они вошли  в  сознание,   стали  частью  опыта,  они
> не  померкнут оттого, что потухнут лампады, замолкнет хор. Это целый
> мир  внутренней  жизни,  который пришел в движение. И не наслаждение
> только  они  приносят,  - они приносят покаяние, обращение к Богу и,
> главным  образом,  чувство  глубокой,  мужественной ответственности.
> Центр  их  не в себе,   не в человеке,  который  молится,  а  в Боге
> и  в  ближнем, и плоды такого опыта должны быть явны. Кто-то говорил
> на собрании здесь, повторяя слова давно сказанные, что проба молитвы
> не   в  том,    чтo  вы  пережили  в  субботний  или воскресный день
> на  богослужении, а в том, как вы живете между двумя богослужениями,
> от воскресного до субботнего дня.

> Если действительно религиозный опыт подлинный, то цель его не в нас,
> а   в   Боге,   в   ближнем,   и   плоды  его  -  любовь,  служение,
> ответственность,  жертва. И тогда можно говорить об обновляющей силе
> богослужения.  Богослужение тогда делается не мертвым повторением, -
> оно   делается   тогда  творчеством.  В  древности  это  сказывалось
> сотворением богослужебных чинов. И сейчас эта возможность не умерла.
> Дух  Святой  Тот  же  и  веет в Церкви,  Христос Тот же и  пребывает
> в Церкви,   и   наша жизнь,  как  говорит    апостол  Павел, сокрыта
> со Христом в Боге. Поэтому мы можем не только повторять то, что отцы
> древности   написали,     создали,  мы  можем   научиться    чему-то
> более важному от них: тому горению и той смелости, которые позволили
> им   на  основании  опыта  всей  Церкви  создать  молитвенные  чины,
> выражающие  всецерковный опыт. И это продолжается и сейчас; напрасно
> думать,  что  этого  нет.  Из  столетия  в  столетие  в  Церкви    -
> православной    и   в инославных   Церквах   - составлялись молитвы,
> целые  богослужебные формы; творчество это и сейчас не прекратилось.
> 'Журнал    Московской     Патриархии'    несколько    раз    печатал
> новые  богослужебные  тексты в восполнение того, чего не было до сих
> пор. Поэтому мы должны научиться, с одной стороны, соборной верности
> истине  и  опыту церковному, а с другой стороны, смелости пламенного
> духа, который никогда не удовлетворится простым повторением, который
> сумеет  или обновить изнутри существующие молитвы, или создать новые
> молитвы, так же соответствующие, как и прежние, духу и опыту Церкви.

> Я сказал уже, что  по плодам  судится  молитва,  не по переживаниям.
> Это   слова    Феофана  Затворника.   Но, с другой стороны,  наличие
> такого  отношения  должно  породить  целый  новый строй христианской
> жизни.  Новый  не в том смысле, что он должен быть глубоко непохожим
> на древность, а в том смысле, что перед новыми проблемами христианин
> должен  занять  новое положение. В древности так и было; отцы Церкви
> отзывались   =на  всё=   случавшееся  в жизни.  Тертуллиан  говорил,
> что ничто человеческое нам не чуждо. И теперь ничто человеческое нам
> не  чуждо  - ни в какой области, ни в какой мере, ни в каком смысле.
> Этим   на   Ассамблее  занималась  группа  под  названием  'О  стиле
> христианской   жизни'.   Она  изучала  вопрос,  какова  должна  быть
> христианская  жизнь, именно как =жизнь= - не как размышление, не как
> переживание, не  как  отношение  к жизни,  а  именно сама =жизнь=  -
> в  наше  время, в двадцатом веке, перед лицом всей трагедии, которую
> сейчас  переживает  человечество.  Здесь было осуждено то удаление -
> ленивое,  пугливое  -  христиан  от  мира,  которое можно определить
> обратно  тому, что говорил Христос. Он заповедал нам быть в миру, но
> не  от  мира сего, а мы поступаем наоборот: мы, по существу, от мира
> сего, но - бежим. Должна быть отрешенность от мира, то есть свобода,
> беспристрастие,   но   не   должно   быть  отчужденности,  трусости,
> забывчивости, холодности.

> В   центре  современного  сознания  жизни  христианина  стоят  слова
> 'солидарность' и  'ответственность'.  Если  мы претендуем на то, что
> мы - Христово стадо, что мы люди Христовы, то мы должны уметь занять
> то положение, которое занял бы Христос. Это дерзновенно, но это так,
> от   этого  не  уйдешь.  И   поэтому  современная  жизнь христианина
> не  отрицает  монашеского  ухода  и  отрешенности,  так же, как  она
> не может  отрицать особых путей  великого  художника,   композитора;
> но   в   целом  наше  теперешнее  христианское  общество  проникнуто
> сознанием,   что  весь  мир  стал  единым,  что  есть в нём верующие
> и неверующие, но проблемы человека, проблемы земли принадлежат равно
> и  тем и другим, и что мы должны стать вместе со всеми людьми доброй
> воли перед лицом этих проблем и внести в них то богатство понимания,
> которое  не  человеческое, а   =Божие=, какое  нам дано  - не только
> в Священном Писании,  но  в опыте      Церкви,  в мысли   церковной,
> и  в сердце   Церкви.   И  вот  таким образом наше   Бого-почитание,
> наше  поклонение  Богу,   Который есть  любовь,  расцветает в любовь
> к человеку. И когда мы, христиане, это поймем, =только= тогда станем
> мы  поистине  и   Христовыми    и   членами   большого,    сложного,
> порой   трагического,   но   полного   будущего,   полного   надежды
> человеческого общества, к которому мы принадлежим.
        [ митрополит Сурожский Антоний
          О БОГОСЛУЖЕНИИ И СТИЛЕ ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ
          www.mitras.ru/sretenie/sret_bogosluz.htm ]



Чтения понедельник в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20070611/orth?cont=rv_ru

Эти дни в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=11-06-2007
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=12-06-2007



# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Когда Иисус увидел т`олпы людей, Ему стало жалко их:
 они были изнурены и беспомощны, как овцы без пастуха.
 Тогда говорит Иисус своим ученикам:
 "Велика жатва, а работников мало.
  Так прос`ите Хозяина жатвы,
  пусть пришлет еще работников на жатву".
 Иисус, созвав к себе двенадцать Своих учеников,
 дал им власть над нечистыми духами,
 чтобы они могли изгонять их
 и исцелять всякую болезнь и всякий недуг.* (Мф.9:36-10:1)
                                * * *
"Лучше черствая корка, да с миром, * чем дом, где пиры да раздоры".
                                                        (Пр.17:1)
             *********************************************

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/007/1872.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0
                ! апост. чтение в перев. В.Н.Кузнецовой
                  -> www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/ro.htm#7:1
                ! еванг. чтение в перев. В.Н.Кузнецовой
                  -> www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/mt1.htm#9:36

****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * *  Форум /гостевая книга сайта:    www.messia.ru/razd/forum.htm

Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
          www.messia.ru/pomoch.htm#0



 -----------------------------------------------------
 | другие мои рассылки:                              |
 |** "СЛОВО БОЖИЕ ДЕНЬ ЗА ДНЕМ"                      |
 | Прочитать описание и подписаться можно здесь:     |
 |                             www.messia.ru/r3/#0 |
 |**                                                 |
 |"ХРИСТИАНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: ДОСТУПНО О ХРИСТИАНСТВЕ"|
 | Прочитать ее описание и подписаться можно здесь:  |
 |                             www.messia.ru/r2/#0 |
 -----------------------------------------------------