=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Богаи Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2) * 29 мая 2007 г. ст.ст., понедельник 3-й седмицы по Пятидесятнице. литургические чтения: Рим.7:1-13; Мф.9:36-10:8. * 30 мая 2007 г. ст.ст., вторник 3-й седмицы по Пятидесятнице. литургические чтения: Рим.7:14-8:2; Мф.10:9-15. + + + по теме евангельского чтения понедельника: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ` ++ иг. Евмений Перистый: Призвание : ` www.messia.ru/rasylka/003/476.htm#0 : ` ++ митр. Антоний: : ` Поля побелели... Бог верит в человека... : ` www.messia.ru/rasylka/005/1193.htm#0 : ` ++ свящ. Александр Мень: : ` велика жатва... не будем же терять время! : ` www.messia.ru/rasylka/002/122.htm#0 : ` ++ Н.Т.Райт: Святость и Закон : ` www.messia.ru/rasylka/004/825.htm#0 : ` ` ` ` ` ` ` ` ` ` ` ` ` ` ` ` ` ` ` ` ` ` ` = ================================= = = К апостольскому чтению вторника: = = = = = = = = = = * Ориген, св. Августин и др.: * ...не я это делаю, а грех, живущий во мне... * www.messia.ru/rasylka/005/1194.htm#0 * Свящ. Александр Мень: ап. Павел и учение о первородном грехе * www.messia.ru/rasylka/004/826.htm#0 * Р.Гвардини: грех и Христос во мне * www.messia.ru/rasylka/002/123.htm#0 * авва Феона (в кн. прп. Иоанна Кассиана) комментирует * ап. Павла: * www.krotov.info/acts/05/marsel/kass658.html (см. конец) * и www.krotov.info/acts/05/marsel/kass713.html (вся беседа) * * Рим 7:14-25: www.bible-center.ru/note/20050705/orth * Рим 7:18-25: www.bible-center.ru/note/20011026/cath * Рим 8:2: www.bible-center.ru/note/20020710/main * Рим 8:1-2: www.bible-center.ru/note/20010619/main * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * Этот выпуск завершает серию выпусков, посвященных Нагорной проповеди. 6:7 Когда молитесь, не бубните, как язычники. Они думают, чем больше слов в молитве, тем скорее их услышит Бог. (8) Не уподобляйтесь им. Ведь ваш Отец знает, что вам нужно, прежде чем вы Его попросите. 7: Разве собирают с терновника виноград, а с колючек инжир? 17 Так вот, хорошее дерево приносит хорошие плоды, а дерево с гнилью - плохие плоды. 18 Хорошее дерево не приносит плохих плодов, а дерево с гнилью - хороших плодов. 19 Всякое дерево, не приносящее хороших плодов, срубают и бросают в огонь. 20 Итак, по плодам их дел вы узнаете их. 21 Не всякий, кто говорит Мне: "Господь! Господь!" - войдет в Царство Небес, = а только тот, кто исполняет то, что велит Мой Небесный Отец. 22 Многие будут говорить Мне в тот День: "Господь! Господь! Разве не во имя Твое мы проповедовали? Разве не именем Твоим изгоняли бесов? Разве не именем Твоим совершали множество чудес?" 23 Но Я им тогда отвечу: "Я никогда вас не знал. Уходите от Меня, творящие зло!" > <...> есть кризис, относящийся к форме богослужения. В богослужении > есть два аспекта. С одной стороны, богослужение должно быть > выражением веры, любви, надежды, живого отношения между Богом > и человеком. С другой стороны, богослужение должно быть больше > человека и больше самой общины: богослужение должно открыть целый > мир не только понятий, но и опыта, который нам дает Сам Бог. > Так вот, кризис охватывает обе эти стороны богослужения. > Прежде всего, те богослужебные формы, которые у нас есть, > были созданы в древности и в последующие века. Они выражали > с большой яркостью религиозный опыт и религиозные переживания > тех людей, которые их создавали. Но прошли столетия. Не только > сознание, но и мироощущение людей глубоко изменилось. И теперь очень > многие чувствуют, что они не могут влить вино новое в мехи ветхие, > что они не способны больше выражать себя до конца, полностью, > со всей значительностью в тех формах, которые когда-то > в совершенстве выражали их предков. > Здесь играет большую роль, во-первых, язык. Язык, на котором > написаны, составлены молитвы и богослужебные чины, - это язык > той эпохи, в которую они создавались. У нас это язык славянский, > у греков - это уже недопонимаемый византийский язык. Поэтому > очень многие трудности встречаются на пути того, кто хочет до конца > пережить молитвенные слова, молитвенные образы, выражения. > Существует очень много слов, которые потеряли свое значение; они уже > не значат того, что значили в то время, когда эти молитвы были > составлены. И поэтому очень часто молящийся не может пережить то, > что перед ним лежит, потому что он не понимает, о чём идет речь. > Если бы это были слова просто непонятные, он мог бы навести справку, > узнать, что они значат. Когда же это слова, которые сохранились > в русском, например, языке, но изменили свой смысл иногда почти > до неузнаваемости, тогда человек не ставит себе вопроса, - и это > еще хуже, так как он не понимает настоящего смысла молитвенных слов, > молитвенных выражений и придает им иногда совершенно изуродованный > смысл. > Но язык - это не только слова, это тоже образы, картины, > переживания, которые связаны со словами и которые в одну эпоху могут > быть очень живыми, а в другую эпоху почти что вымереть. Есть слова, > которые принадлежат определенному времени, но потом тускнеют > и вымирают; есть слова, которые рождаются и делаются крылатыми > словами одного только поколения, и потом уходят в забытье. > Это проблема очень острая и очень важная, потому что слова-то люди > часто и понимают, но то, что они значат, то переживание, которое > вложено было в них изначально написавшими эти слова, ускользает > от людей, и молитвенные чины тускнеют. Влить в них новую жизнь > можно: личной молитвой, созерцательным, молчаливым углублением > в себя - =мимо= слов, но не =благодаря= тем словам, которые потеряли > свой смысл. > В этом отношении для нас, для Русской Церкви употребление > славянского языка является проблемой, - и не только за границей, но > и в России. И странным кажется нам, живущим за границей, что на все > языки мира можно переводить наши богослужебные чины, нашу дивную > литургию, вечерню, утреню, часы, пасхальные и великопостные службы - > кроме как на родной русский язык. Иным кажется, что славянский язык > настолько близок к русскому, что не надо, =не стоит= этого делать. > А некоторым кажется, что славянский язык по отношению к русскому > является как бы поэзией по отношению к прозе. Но это справедливо > только для тех, кто знает славянский, то есть далеко не для всех, > далеко не для большинства. Это привилегия небольшого и всё тающего > меньшинства людей. И поэтому перед нами встает вопрос двоякий: > с одной стороны, об употреблении живого языка вместо языка древнего, > и, с другой стороны, о поновлении самого текста, ибо есть образы, > картины, выражения, которые больше не вызывают умиления, которые > в лучшем случае оставляют нас безразличными, а в худшем случае > вызывают чувство недоумения, - делается как-то не по себе, > 'неудобно'. Это относится не к существу богослужения, а только к его > форме, к его выражению. Если же говорить о существе отдельных > молитв, то, конечно, многие из них, написанные в древней Византии, > не находят никакого отзвука в славянской душе. Некоторые образы, > которые принадлежат Ветхому Завету, не находят никакого отзвука > вообще в современном человеке. Иносказательно те или другие > выражения мы готовы употреблять, но в прямом, живом смысле, с живым > переживанием мы не в силах этого сделать. И об этом нам надо > задумываться, потому что молитва должна быть =правдивой=; она > не может быть условностью, она должна быть прямым, непосредственным > выражением человеческого опыта, личного и сверхличного, человеческой > души, соборности церковной, и не смеет быть археологическим > воспроизведением того, что когда-то имело свой смысл, а теперь > потеряло его. > В связи с этим, может быть, следует упомянуть и о символике > богослужения. Богослужение наше имеет целью передать религиозный > опыт, а этот опыт просто в умственных категориях передать нельзя. > Он передается не только картинно, притчами, он передается > символически, то есть через употребление, сочетание и движения, > и слова, и музыки, и драматического как бы представления событий, > которые таким образом доходят до сознания лучше, чем их можно > довести только умственным изложением. Это относится не только > к Церкви; символика существует и в литературе, особенно в поэзии, > и в науке; она существует также и в политической жизни. Нет такой > области, где бы не употреблялся тот или иной символизм, то есть где > бы не употреблялись те или другие движения, выражения, > формы выражения, которые несут смысл, которые доводят до сознания > людей смысл, не заключенный просто в тексте или в предмете. > Возьмите, например, флаг. Он значит для нас Родину. Это символ. > То же самое - само слово 'Родина'. Это не только определение > географическое, общественное. В этом слове содержится целый > мир переживаний, вся история, вся общность судьбы, все общие > надежды, не только прошлое, но и всё будущее. Такое слово является > символом. > В Церкви тоже есть символы, и употребляются они по тому же самому > принципу, как все символы; только и они иногда тускнеют. Символы, > которые имели полное, яркое значение в определенную эпоху, - потому > что символ ведь не выдумывают, а берут из опыта, - потеряли > свое значение, потухли, посерели. Их, конечно, можно обновить, - > прежде всего чуткостью, потому что в основе всякого символического > выражения лежит опыт, а этот опыт принадлежит всем людям; но > с другой стороны, часто можно найти другой символ, современный, > осмысленный, не на злобу дня, а имеющий пребывающее значение, > который выражает в точности то же самое, что и прежний, но понятнее, > который прозрачен, который сияет смыслом. - - - > Если бы у нас не было проблемы языка, то есть непонятных слов > и переставших быть понятными мыслей, образов, если бы наша > богослужебная символика стала прозрачней и понятней, то не было бы > вопроса о длительности богослужений. В России вообще длительность > богослужений не переживается так, как она переживается западным > миром. У нас еще сохранилась радость, счастье о том, что нам дано > быть перед Божиим лицом, ликовать, петь, плакать, каяться, > исповедовать, жить с Богом; не только перед Божиим лицом, как я > только что сказал, но именно =с Ним=. Нам дано быть одним живым > телом и обществом, не направленным к Богу, но живущим в Нём, > с Ним, - с Тем Богом, Который сказал, что мы будем Его сыны и дети, > а Он будет нашим Богом, - с Тем Богом, Который нам сказал > через апостола Павла, что мы больше Ему не чужие, а свои, родные, > Его семья, - с Тем Богом, Который нам позволяет называть Его Отцом > в полном смысле этого слова. И тогда радость наша была бы прозрачная > и чистая; не было бы этого сознания дурмана, в котором нас упрекают. > Действительно, если богослужение делается темным, непрозрачным, > непонятным, то неверующий имеет право поставить вопрос о том, что же > оно значит: не является ли оно своеобразным опьянением; не порождает > ли оно искусственно переживания, не относящиеся к Богу, к людям, > а относящиеся только к самому себе, переживания, которые продлятся > ровно столько, сколько продлится действие богослужения, переживания, > которые имеют целью только усладить человека и не имеют никаких > последствий. > Не таково истинное богослужение. Истинное богослужение, истинная > молитва не порождают чувств как бы извне. Они дают свободу > самым глубинным, самым подлинным чувствам подняться изнутри > на поверхность. И эти чувства, раз уж они родились, никогда > не угаснут. Они вошли в сознание, стали частью опыта, они > не померкнут оттого, что потухнут лампады, замолкнет хор. Это целый > мир внутренней жизни, который пришел в движение. И не наслаждение > только они приносят, - они приносят покаяние, обращение к Богу и, > главным образом, чувство глубокой, мужественной ответственности. > Центр их не в себе, не в человеке, который молится, а в Боге > и в ближнем, и плоды такого опыта должны быть явны. Кто-то говорил > на собрании здесь, повторяя слова давно сказанные, что проба молитвы > не в том, чтo вы пережили в субботний или воскресный день > на богослужении, а в том, как вы живете между двумя богослужениями, > от воскресного до субботнего дня. > Если действительно религиозный опыт подлинный, то цель его не в нас, > а в Боге, в ближнем, и плоды его - любовь, служение, > ответственность, жертва. И тогда можно говорить об обновляющей силе > богослужения. Богослужение тогда делается не мертвым повторением, - > оно делается тогда творчеством. В древности это сказывалось > сотворением богослужебных чинов. И сейчас эта возможность не умерла. > Дух Святой Тот же и веет в Церкви, Христос Тот же и пребывает > в Церкви, и наша жизнь, как говорит апостол Павел, сокрыта > со Христом в Боге. Поэтому мы можем не только повторять то, что отцы > древности написали, создали, мы можем научиться чему-то > более важному от них: тому горению и той смелости, которые позволили > им на основании опыта всей Церкви создать молитвенные чины, > выражающие всецерковный опыт. И это продолжается и сейчас; напрасно > думать, что этого нет. Из столетия в столетие в Церкви - > православной и в инославных Церквах - составлялись молитвы, > целые богослужебные формы; творчество это и сейчас не прекратилось. > 'Журнал Московской Патриархии' несколько раз печатал > новые богослужебные тексты в восполнение того, чего не было до сих > пор. Поэтому мы должны научиться, с одной стороны, соборной верности > истине и опыту церковному, а с другой стороны, смелости пламенного > духа, который никогда не удовлетворится простым повторением, который > сумеет или обновить изнутри существующие молитвы, или создать новые > молитвы, так же соответствующие, как и прежние, духу и опыту Церкви. > Я сказал уже, что по плодам судится молитва, не по переживаниям. > Это слова Феофана Затворника. Но, с другой стороны, наличие > такого отношения должно породить целый новый строй христианской > жизни. Новый не в том смысле, что он должен быть глубоко непохожим > на древность, а в том смысле, что перед новыми проблемами христианин > должен занять новое положение. В древности так и было; отцы Церкви > отзывались =на всё= случавшееся в жизни. Тертуллиан говорил, > что ничто человеческое нам не чуждо. И теперь ничто человеческое нам > не чуждо - ни в какой области, ни в какой мере, ни в каком смысле. > Этим на Ассамблее занималась группа под названием 'О стиле > христианской жизни'. Она изучала вопрос, какова должна быть > христианская жизнь, именно как =жизнь= - не как размышление, не как > переживание, не как отношение к жизни, а именно сама =жизнь= - > в наше время, в двадцатом веке, перед лицом всей трагедии, которую > сейчас переживает человечество. Здесь было осуждено то удаление - > ленивое, пугливое - христиан от мира, которое можно определить > обратно тому, что говорил Христос. Он заповедал нам быть в миру, но > не от мира сего, а мы поступаем наоборот: мы, по существу, от мира > сего, но - бежим. Должна быть отрешенность от мира, то есть свобода, > беспристрастие, но не должно быть отчужденности, трусости, > забывчивости, холодности. > В центре современного сознания жизни христианина стоят слова > 'солидарность' и 'ответственность'. Если мы претендуем на то, что > мы - Христово стадо, что мы люди Христовы, то мы должны уметь занять > то положение, которое занял бы Христос. Это дерзновенно, но это так, > от этого не уйдешь. И поэтому современная жизнь христианина > не отрицает монашеского ухода и отрешенности, так же, как она > не может отрицать особых путей великого художника, композитора; > но в целом наше теперешнее христианское общество проникнуто > сознанием, что весь мир стал единым, что есть в нём верующие > и неверующие, но проблемы человека, проблемы земли принадлежат равно > и тем и другим, и что мы должны стать вместе со всеми людьми доброй > воли перед лицом этих проблем и внести в них то богатство понимания, > которое не человеческое, а =Божие=, какое нам дано - не только > в Священном Писании, но в опыте Церкви, в мысли церковной, > и в сердце Церкви. И вот таким образом наше Бого-почитание, > наше поклонение Богу, Который есть любовь, расцветает в любовь > к человеку. И когда мы, христиане, это поймем, =только= тогда станем > мы поистине и Христовыми и членами большого, сложного, > порой трагического, но полного будущего, полного надежды > человеческого общества, к которому мы принадлежим. [ митрополит Сурожский Антоний О БОГОСЛУЖЕНИИ И СТИЛЕ ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ www.mitras.ru/sretenie/sret_bogosluz.htm ] Чтения понедельник в русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20070611/orth?cont=rv_ru Эти дни в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=11-06-2007 www.canto.ru/calendar/day.php?date=12-06-2007 # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Когда Иисус увидел т`олпы людей, Ему стало жалко их: они были изнурены и беспомощны, как овцы без пастуха. Тогда говорит Иисус своим ученикам: "Велика жатва, а работников мало. Так прос`ите Хозяина жатвы, пусть пришлет еще работников на жатву". Иисус, созвав к себе двенадцать Своих учеников, дал им власть над нечистыми духами, чтобы они могли изгонять их и исцелять всякую болезнь и всякий недуг.* (Мф.9:36-10:1) * * * "Лучше черствая корка, да с миром, * чем дом, где пиры да раздоры". (Пр.17:1) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/007/1872.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ! апост. чтение в перев. В.Н.Кузнецовой -> www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/ro.htm#7:1 ! еванг. чтение в перев. В.Н.Кузнецовой -> www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/mt1.htm#9:36 ****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm Проект "Христианское просвещение" НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ... www.messia.ru/pomoch.htm#0 ----------------------------------------------------- | другие мои рассылки: | |** "СЛОВО БОЖИЕ ДЕНЬ ЗА ДНЕМ" | | Прочитать описание и подписаться можно здесь: | | www.messia.ru/r3/#0 | |** | |"ХРИСТИАНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: ДОСТУПНО О ХРИСТИАНСТВЕ"| | Прочитать ее описание и подписаться можно здесь: | | www.messia.ru/r2/#0 | ----------------------------------------------------- |
|||||
|