=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

ХРИСТОС ВОСКРЕС!

* 25 июня    2007 г. ст.ст., воскресенье 6-е по Пятидесятнице.
  литургические чтения: Рим.12:6-14; Мф.9:1-8*.
  {Память блгв. кн. Петра и кн. Февронии (1228)}

к евангельскому чтению:
  +++ какую власть Бог дал людям! (В.Н.Кузнецова; митр. Антоний)
                          www.messia.ru/rasylka/006/1563.htm#0
  +++ Я.Кротов - размышления над Мф.9:2
        www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/09_02.html
  +++ митрополит Антоний: расслабленный и четыре друга
                www.messia.ru/rasylka/007/1890.htm#B
  +++ другие проповеди митр. Антония (Блума):
        www.messia.ru/rasylka/rzerv/r067-blum.txt


к апост. чтению:
   +++ Яков Кротов о любви к врагам
       www.messia.ru/rasylka/006/1555.htm#0
       (+ ссылки по теме и по др. темам апост. чт-я)  

        -------------------------------------
        * параллели к еванг. чтению:  Мк.2:1-12; 2:1; Лк.5:17-26;
         эпизод N43 по "Брюссельскому согласованию"
         ( www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#43 )


 -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --

Мы продолжаем путешествие по Евангелию от Матфея...


                             Мф.11:11-14
>
>       7 ... Иисус стал говорить народу об Иоанне:
>       <...>
>       – 11 Говорю вам: не было никого во всём роде человеческом, кто
>       был бы выше Иоанна. Но даже тот, кто всех меньше в Царстве
>       Небес, больше, чем он. (12) Со дней Иоанна Омывающего
>       и поныне против Царства Небес ведется борьба и его разоряют
>       насильники. (13) Все пророки и Закон до Иоанна говорили
>       о Царстве Небес. (14) Он, если знать хотите, и есть сам Илья,
>       который должен вернуться. (15)  У кого есть уши, пусть услышит!

> Ст.  11  _  =Во всём роде человеческом= – дословно: 'среди рожденных
> женщинами';   таков   привычный  семитический  оборот,  обозначающий
> человека  (см.  Гал 4.4).  =Иоанн= – выше всех,  и это самая большая
> похвала.

> И  вслед  за  этим  Иисус  добавляет  слова,  которые,  казалось бы,
> утверждают  противоположное.  Иоанн =меньше= самого малого в Царстве
> Небес.  Существуют  споры  о  том,  как  понимать эти парадоксальные
> слова.  Одно  древнее  толкование,  например,  относит  слова 'самый
> малый'  к  Иисусу,  умалившему себя до образа раба (20.28; Флп 2.7).
> Кроме  того,    Иисус   младше  Иоанна   и  вышел на служение позже,
> а в древности тот, кто старше, считался более важным и значительным.
> Таково мнение Иоанна Златоуста и Феофилакта. Но идея умаления Иисуса
> чужда евангелисту Матфею.

> Другое  толкование  тоже восходит к древним временам: Иоанн остается
> за  порогом Царства, как Моисей, которому тоже не было дано вступить
> в обещанную землю. Иоанн выше всех, рожденных женщиной, но христиане
> рождены  Богом  (Ин 1.12-13), поэтому самый малый из них (см. 10.42)
> больше  Иоанна (Кирилл Иерусалимский).   Но  те,   кто не  принимает
> такое  толкование,  напоминают  о  8.11,  где  говорится  о праотцах
> Израиля,    возлежащих     на мессианском  пиру.  Иоанн же,   будучи
> самым  великим  среди  людей,   должен превосходить Авраама,  Исаака
> и Иакова.

> Следовательно,   вернее    будет  предположить,   что   Иоанн  здесь
> не  сравнивается  ни  с кем – ни с теми, кто жил до него, ни с теми,
> кому  еще  предстоит  родиться.  'Противопоставляется  его  нынешний
> статус   величайшего из  людей  будущему   статусу   самого   малого
> в   грядущем   Царстве'.{}   Не  только  Царство  Бога,  но  и  всё,
> принадлежащее  Царству,  включая  даже самое малое и незначительное,
> неизмеримо  превосходит  самое  великое в этом мире. В словах Иисуса
> нет  принижения  Иоанна,  а  есть лишь указание на высочайший статус
> Царства.

> Ст. 12  _  =Со дней  Иоанна Омывающего и поныне= –  эти слова  также
> недвусмысленно  свидетельствуют  о том, что Иоанн включен в Царство.
> 'Время  пророчеств  простирается  лишь до прихода Крестителя. С него
> начинается  уже  их  исполнение.  В пользу такого толкования говорит
> также  текст  Мф  11.9  пар.  Лк 7.26, где Иисус называет Крестителя
> пророком...   Обладание   Духом,   которое   является  отличительным
> признаком   пророка,  сигнализирует  о  наступлении  эры  спасения'.
> {И.Иеремиас, Богословие Нового Завета, с. 66}   Он  возвестил  новый
> период истории спасения, следующий за периодом Закона и Пророков.

> =Против Царства Небес ведется борьба и его разоряют насильники.= Это
> один   из   наиболее   трудных   текстов  Нового  Завета.  Трудность
> заключается   в  том, что   мы  не  знаем,   в  положительном    или
> в отрицательном смысле  употреблен греческий  глагол    'би`адзомай'
> и  однокоренное  существительное  'биаст`ай'. Обычно эти слова имеют
> негативную  окраску,  так  как  связаны с понятием 'применение силы,
> насилие',  и  глагол переводится   как 'применять силу,    насилие',
> а  существительное  как  'насильники'.  =Разоряют=  _  здесь  та  же
> проблема  с  еще  одним  греческим  глаголом  _  'харп`адзо' ('алчно
> хватать,  захватывать  силой').  Конечно,  теоретически  можно  себе
> представить,   что   все  эти  слова  могут  выступать  в  не  очень
> свойственном  им  положительном  значении.  Второй  вопрос  не менее
> труден:  идут  споры  по поводу залога глагола 'биадзомай'. Он может
> быть  пассивным   (страдательным) или медиальным.  Если понимать его
> как  пассивный,  а  смысл  глагола   как отрицательный,  то  перевод
> будет  следующим:    'с  Царством  ведется   ожесточенная   борьба'.
> Это  значит,  что против Царства выступают  враги:  Сатана с  бесами
> или люди, такие  как Ирод, саддукеи и фарисеи.  Но глагол может быть
> и  медиальным,  и  если глагол выступает в  положительном  значении,
> то  смысл  будет  примерно таким: 'Царство стремительно прокладывает
> себе  путь'  или  'Царства  добиваются всеми силами'. =Насильники= –
> перевод   слова   'биастай'   будет  зависеть  от  того,  как  понят
> однокоренной  глагол: это Ирод и его приспешники, злые духи, фарисеи
> и  другие враги Иисуса,  зелоты, желавшие  силой установить  Царство
> на  земле.  Если  оно  выступает  в положительном значении, то будет
> переводиться  как  'люди, устремляющиеся к Царству, не жалеющие сил,
> чтобы получить Царство'.

> Некоторые  толкователи не исключают также возможности, что эти слова
> имеют ироническое звучание: Иисус мог употребить лексику оппонентов,
> как,  например,  Он  сделал это в 10.25. Тогда примерный смысл будет
> таков:  'Люди  наглые  (то  есть  грешники, сборщики податей и т.д.)
> врываются  в  Царство',  то  есть под наглецами понимаются грешники,
> которых благочестивые люди исключали из спасения. Иисус подхватывает
> слова    Своих    врагов,     но    меняет    отрицательный    смысл
> на противоположный. См. также ст. 19 <('Пришел Сын человеческий, ест
> и  пьет.  И  они  говорят: "Смотрите, вот обжора и пьяница, приятель
> сборщиков  податей  и  прочих  грешников!"  Но Божья мудрость своими
> делами оправдана.')>.

> И всё же в данном контексте,  вероятнее всего,  идет  речь об аресте
> и  последующей смерти Иоанна от рук Ирода, а затем о такой же судьбе
> самого   Иисуса.     Ростки   Царства на земле еще  кажутся хрупкими
> и слабыми, враги ополчаются на него, и оно терпит ущерб.

> Параллельный  текст  у  Луки,  при  некотором  сходстве, имеет
> очень  большие  различия, и его невозможно привлекать для толкования
> речения у Матфея. Текст Луки проще и находится в другом контексте.

> Ст. 13 –  Дословно этот стих звучит так:  'Ведь все пророки и  Закон
> до    Иоанна   пророчествовали'.   <...>     О   чём    или   о  ком
> они  пророчествовали?  Всё  Священное  Писание <(=Пророки и Закон=)>
> пророчески  предвозвещало  наступление  Царства.  Этот стих возносит
> Иоанна  на  невиданную  высоту:  хотя  Иоанн  _  фигура  переходного
> времени,  включенная  в  оба  измерения,  он всё же выведен из сферы
> действия   Закона  и Пророков,   он  уже  за  пределами старого века
> и  принадлежит  новому  измерению бытия. С его приходом Закон Моисея
> перестает  быть  главным  орудием  спасения.  Вот  почему все четыре
> Евангелия,  понимая  это высочайшее значение Иоанна, с него начинают
> свое повествование.

> Здесь  необычен  порядок  слов:  как  правило, Закон стоит на первом
> месте, а за ним следуют Пророки, здесь же порядок обратный, возможно
> потому,  что  евангелист хотел этим подчеркнуть пророческий характер
> всего  Священного  Писания,   а  не  только  собственно  пророческих
> его книг.

> Ст. 14 – Уже из ст. 10 понятно, что Иоанну предназначено стать новым
> =Ильей=.   Здесь  же  он  прямо  назван  им (см. также 17.10-13; ср.
> Лк 1.17). =Если  знать  хотите= (дословно: 'если хотите принять')  _
> вероятно,   многим  из   тех, кто знал о заключении Иоанна в тюрьму,
> и  особенно его врагам было трудно принять то, что он и есть великий
> Илья,  предвестник  Конца. Но они не смогут принять и то, что Иисус,
> казненный   как  преступник    на  кресте,    является Помазанником,
> Сыном Божьим,  грядущим  Судьей мира.  О  том,  что в конце  времен,
> перед  наступлением Дня Господня,  должен  вернуться Илья, говорится
> у  пророка  Малахии  (4.5).  Иногда  в  этих  словах  ошибочно видят
> доказательство  реальности  реинкарнации.    Но  Библии чуждо учение
> о  множестве   жизней    человека,    постоянно   перевоплощающегося
> после  смерти и становящегося либо другим живым существом (человеком
> или  животным),  либо растением или камнем. Библия постоянно говорит
> об  уникальности    и      неповторимости    человеческой  личности,
> об   ответственности     человека   здесь  и   теперь,    во   время
> своей  единственной  жизни на земле, потому что она является залогом
> его будущей вечной участи.  Иоанн –   это не перевоплотившийся Илья,
> но  человек,  на которого была возложена та же миссия, что и на Илью
> (см. Лк 1.17).

> Ст. 15  _  Эти слова указывают и  на важность только что сказанного,
> и  на трудности, связанные с его пониманием (ср. 13.9,43; Мк 4.9,23;
> Лк 8.8; 14.35; Откр 2.7,11,17). =Услышать= значит в данном контексте
> понять и принять.
                 [ В.Н.Кузнецова
                   Евангелие от Матфея. Комментарий
                   М.: Общедоступный правосл. университет,
                   основанный прот. Александром Менем, 2002;
                   стр. 237-41
                   www.messia.ru/trstrb/kuzn/mt/1111-5.htm#0 ]


к Мф.11:2-20:
 + + + митр. Сурожский Антоний:
        Как часто бывает, что колеблется наша душа...
                 www.messia.ru/rasylka/005/1200.htm
 + + + Свящ. Александр Мень: пророк Илия снова родился?
                  www.messia.ru/rasylka/002/129.htm#0

к Мф.10:32-36:
 + + + В.Н.Кузнецова: Не мир, а меч?
        www.messia.ru/rasylka/003/480.htm



Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20070708/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=08-07-2007
 


***************************************************************** * *
  к апост. чтению понедельника 7-й седмицы по Пятидесятнице (1Кор.5:9-6:11)
   www.messia.ru/rasylka/005/1220.htm#0
   (Яков Кротов; ссылки на тексты Х.Кокса, Дж.А.Т.Робинсона, В.Цыпина)

  к еванг. чтению понедельника 7-й седмицы по Пятидесятнице (Мф.13:54-58)
   www.messia.ru/rasylka/006/1564.htm#0   (Яков Кротов)
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *



# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:alr_pol0@mtu-net.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*В соответствии с разными дарованиями, которые дал нам Бог,
 у каждого свое назначение:
 кому дано возвещать Божью Весть,
 пусть делает это так, как внушает ему вера;
 кому служить братьям - пусть служит;
 кому учить - пусть учит;
 кому ободрять - пусть ободряет;
 кто дает, пусть дает от чистого сердца;
 кто руководит, пусть руководит с усердием;
 кто делает добрые дела, пусть делает их с весельем.
 Пусть любовь ваша будет искренна.
 Ненавидьте зло, будьте преданы добру.
 Люб`ите друг друга как братья, всем сердцем;
 относ`итесь друг к другу с уважением;
 с неослабным рвением, с горением духа труд`итесь для Господа;
 пусть надежда приносит вам радость;
 будьте стойкими в беде; неустанно мол`итесь;
 дел`итесь с братьями по вере, если они в нужде;
 будьте гостеприимны.
 Благословляйте тех, кто вас преследует,
 благословляйте, а не проклинайте.
 Радуйтесь с теми, кто радуется, плачьте с теми, кто плачет.
 Живите в полном согласии друг с другом.
 Не будьте заносчивы, будьте в дружбе со всеми -
 и с простыми и малыми.
 Не будьте самодовольны.
 Никому не воздавайте злом за зло.
 Старайтесь делать только то, что все люди считают добром.*
                                                (Рим.12:6-17)
                                * * *
*Если мы неверны,   Он остается верным...* (2Тим.2:13)
             *********************************************

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/007/1897.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * *  Форум /гостевая книга сайта:    www.messia.ru/razd/forum.htm


Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
          www.messia.ru/pomoch.htm#0

Читатель! Здесь Вы можете оценить этот выпуск рассылки и оставить свой комментарий:

Голосовать онлайн (при подключении к интернету)

Оцените выпуск:
Хотелось бы, чтобы выпуски были короче:

Я не возражаю против публикации в рассылке моего комментария/отзыва (без адреса эл. почты):

Комментарий:
(не обязательно)
Ваше имя/ник, e-mail:
(не обязательно)

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»