=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
                  и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

* 20 июля    2007 г. ст.ст., четверг.
  {Память пророка Илии (IX до Р.Х.)}
  литургические чтения: 2Кор.1:1-7;  Мф.21:43-46 (рядовое, перен. на пт);
                        Иак.5:10-20; Лк.4:22-30 (в честь пророка).

* 21 июля    2007 г. ст.ст., пятница.
  литургические чтения: 2Кор.1:12-20; Мф.22:23-33.
  {Память пророка Иезекииля (VI до Р.Х.)}

 10-я седмица по Пятидесятнице.




к рядовому апост. чтению четверга:
 +++ К.С.Льюис: перенесение страданий. Гефсиманская молитва Христа
                    www.messia.ru/rasylka/006/1588.htm (+ссылки)

к апост. чтению пятницы:
    + + + Во Христе - 'Да'
           www.bible-center.ru/book/corinthians/031

к евангельскому чтению пятницы:
   + + + свящ. Яков Кротов: бессмертие
          www.messia.ru/rasylka/005/1245.htm
          (+ 14 ссылок по теме!)




> В первом сказании Илия появляется перед Ахавом после расправы царицы
> над  пророками.  'Клянусь  Ягве,   Богом  Израилевым,  перед Которым
> я стою, в эти годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по слову
> моему!'  Произнеся  это   грозное   пророчество,   Илия   скрывается
> за Иорданом.

> Между  тем  бедствие  превзошло  все  ожидания. В условиях того края
> засуха  -  это  неизбежный  и  страшный  голод.  Зной  выжигает нивы
> Эфраима.  Выгорают  луга,  высыхают   источники,  гибнет  скот. Даже
> до  царского  дворца  добирается голод.   Ахав вынужден покинуть дом
> и  отправиться  со  своей  свитой  в  поисках  пропитания  для своей
> кавалерии.

> Илия  тем временем живет в пустыне, на берегу потока Хорафа, и ворон
> приносит   ему  пищу. Когда поток высыхает,  он удаляется  в Финикию
> и  там живет инкогнито у бедной вдовы. Пребывание в ее доме человека
> Божия   становится благословением  для финикиянки. Чудесным  образом
> не истощаются запасы в доме, а когда умирает ее сын, Ягве по молитве
> Илии возвращает ему жизнь...

> Наконец силы народа истощились, и все стали понимать, что над землей
> тяготеет  проклятье.  В  это  время  Ахаву  объявляют: 'Илия здесь'.
> Пророк и царь встречаются лицом к лицу.

> 'Ты ли это, губитель Израиля?' - мрачно спросил Ахав. 'Не я губитель
> Израиля,  - резко ответил пророк, - а ты и дом отца твоего, тем, что
> вы  презрели повеления Ягве и идете вслед ваалам'. В этом лаконичном
> ответе весь Илия со всей решимостью биться до конца. Он не колеблясь
> бросил  вызов Ахаву и предложил созвать прорицателей Ваала для того,
> чтобы    они   показали   силу своего  бога.    Будут    воздвигнуты
> два  жертвенника  -  один  Ваалу,  другой  -  Богу Израилеву. На чей
> жертвенник снизойдет огонь - тот истинный Бог.

> Великое состязание пророков совершилось на горных склонах Кармила.{}
> Толпы народа робко окружили Илию, прислушиваясь к каждому его слову.
> Прошли времена,   когда они беззаботно смотрели на нововведения царя
> и  сами курили фимиам перед изображениями чужеземных божеств. 'Долго
> ли  вы будете хромать  на оба колена? -  воскликнул Илия,  обращаясь
> к  народу. - Если Ягве  есть Бог, то последуйте Ему,  а если Ваал  -
> то  ему  последуйте'. Это было решительное и окончательное осуждение
> религиозного синкретизма, воцарившегося в Израиле.

> Все  в смущении хранили молчание, чувствуя свою вину. Страшный голод
> заронил  в  сердца  сомнение  относительно  всемогущего  Ваала и его
> жрецов.

> 'Я  один  остался  пророк Ягве, - продолжал говорить Илия, напоминая
> народу  о  том, что никто не вступился за преследуемых, - а пророков
> вааловых  четыреста пятьдесят человек. Пусть дадут нам двух тельцов,
> и  пусть   они выберут себе одного тельца и рассекут  его  и положат
> на  дрова,  но  огня  пусть  не подкладывают. А я приготовлю другого
> тельца  и  огня не подложу; и призовите имя бога вашего, а я призову
> имя Ягве - Бога моего. Тот бог, который даст ответ посредством огня,
> есть Бог'. 'Пусть будет так', - закричала толпа.

> Эта  картина  нарисована  в  Библии  широкими, смелыми мазками; Илия
> одиноко  стоит перед десятками ожесточенных языческих жрецов и перед
> полуязыческой   толпой,  жаждущей  чуда.  Внизу,  у  подножья  горы,
> расстилается сухая, раскаленная долина...

> И вот прорицатели Мелькарта начали свой священный танец. Они скакали
> и   кружились  вокруг  жертвенника  много  часов  подряд,  неустанно
> выкликая:  'Ваале,  Ваале,  услышь  нас!' Но по-прежнему неподвижное
> небо  оставалось  безоблачным,  по-прежнему неумолимо жгло солнце...
> 'Кричите   громче,   -    иронически   заметил   Илия,   наблюдавший
> их  заклинания, -  может быть,  он задумался и занят чем-нибудь, или
> в  дороге,  а может быть, он спит, так он проснется'. Но жрецам было
> не  до  шуток.  Нестерпимый жар палил их головы, они еле передвигали
> ногами  от  усталости,  чувствуя  на себе насмешливые и недоверчивые
> взгляды  толпы.  Наконец  в  исступлении  они  стали  прыгать вокруг
> жертвенника,  с громким криком поражая себя ножами. Их кровь стекала
> на  горячие  камни.  'Они  бесновались  до  самого времени вечернего
> жертвоприношения, но не было ни голоса, ни ответа, ни слуха'.

> И  тогда  пророк  Илия  приступил  к  жертвеннику.  Это был решающий
> момент.    Он  должен  был  показать   народу   силу   своего  Бога,
> Его  торжество  над  Ваалом.  Он  знал,  какая участь ждет его, если
> Господь  не услышит его молитвы. Народ был беспощаден к лжепророкам,
> считая,  что в них вселился демон. Но подобно св. Стефану Пермскому,
> бесстрашно привлекшему зырянского шамана в пылавший сруб, Илия готов
> был отдать жизнь для торжества истины.

> 'Господи  Боже  Авраамов, Исааков и Израилев! - воскликнул пророк. -
> Услышь  меня,  Господи,  услышь меня ныне   в огне.  Да познают ныне
> эти люди,  что  Ты один Бог  в Израиле и что я, раб Твой, сделал всё
> по слову Твоему. Услышь меня, Господи, услышь меня. Да познает народ
> сей, что Ты, Ягве - Бог, и Ты обратишь сердца их'.

> Он  призывал Бога 'в огне', ибо огонь был той стихией, через которую
> чаще  всего   проявлялось  присутствие  Ягве.    Он   явился  Моисею
> в неопалимой купине, Он шел перед станом Своего народа в виде Столпа
> огненного.  Он  давал  людям Своим заповеди на святой горе 'из среды
> огня'.  И теперь Он должен явить перед заблудшими силу и славу Свою,
> и  явить  через  знамение  огня. Сам служитель Его подобен огненному
> пламени,  глаза  его  сверкают,  как молнии, голос гремит, как гром.
> Седые  волосы  как  дым  развеваются вокруг головы. Народ со страхом
> ждет исхода. Явит ли Огненный Бог силу свою?..

> В  следующее  мгновение  блеск  молнии ослепил присутствующих, и все
> увидели,  как  черный дым поднялся над опаленной жертвой. Пораженные
> израильтяне  пали  ниц,  восклицая:   'Ягве   есть  Бог!'  А  с моря
> тем  временем  потянул  ветер,   и показалась  туча. 'Иди домой, ешь
> и  пей,   -   обратился  Илия  к  потрясенному  Ахаву, -  ибо слышен
> шум дождя'...

> Для   жрецов   Ваала   состязание  на  Кармиле  кончилось  плачевно.
> Вооруженная  толпа  стащила их вниз к берегу Кисеона, и там они были
> убиты.   В  расправе  принимал  участие и Илия,  сам подавший сигнал
> к  истреблению лжепророков. Здесь обнаружилось, насколько он был еще
> сыном жестокого древнего мира,   в котором царил суровый закон  'око
> за око, зуб за зуб'.

> Так  рассказывает  легенда,  в  основе  своей,  вероятно, передающая
> достоверное  событие.   Засуха много месяцев свирепствовала в Сирии,
> о  чём   свидетельствуют финикийские   источники.{}     Естественно,
> что каждый молился своему богу или покровителю. Несомненно, что Илия
> и  его  сторонники  говорили,  что бедствия - наказание свыше. Очень
> возможно, что сцена на вершине Кармила произошла в действительности.
> Древняя  и  средневековая  история  знает  немало  примеров подобных
> 'судов Божиих'.

>                                * * *

> Когда  Иезавель  узнала о побоище, она пришла в ярость. Конец засухи
> она,  конечно, приписала   молениям   своего отца   Ваалу,  а  никак
> не  Илии.{}   Но зато  она поклялась всеми богами отомстить пророку.
> И снова Илии пришлось скрываться. Он бежал на юг - в Иудею, а оттуда
> отправился  в  далекую  пустыню.  Ему хотелось своими глазами узреть
> Божию гору Синай и там узнать волю Неба.

> Путь  его  был  долог  и  утомителен. После торжества над язычниками
> Илия,  очевидно, почему-то не чувствовал удовлетворения. Быть может,
> жестокость  борьбы  внесла  горечь  в  его  душу, быть может, вообще
> наступил   закатный  час  жизни,  когда  усталость  и  разочарование
> стучатся  в  сердце.   Он  сетовал на свое одиночество  и  бессилие,
> и  не  раз  ему  казалось,  что  все его старания напрасны, а борьба
> бесполезна. 'Довольно уж, - восклицал он, - о Ягве! Возьми мою душу,
> ибо я не лучше отцов моих!'

> К концу второй недели перед пророком открылись вершины Синая.

> В  грозном молчании застыли голые скалы. С трепетом священного ужаса
> смотрел Илия на гранитные утесы,   где некогда Моисей  говорил лицом
> к лицу с Богом.

> Ночь  застала  его в пещере у подножья Хорива. Там, гласит сказание,
> совершилось   самое   значительное  событие  его  внутренней  жизни.
> Во   время   горьких   жалоб  и  молитв  пророк  вдруг  почувствовал
> приближение   Всемогущего.   Он закрыл лицо свое  плащом, ибо  знал,
> что  Ягве -  это палящий Огонь, и обратился  к Господу: 'Возревновал
> я  об  Ягве,  Боге  Воинств, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой,
> разрушили  жертвенники  Твои  и пророков Твоих убили мечом,  остался
> я  один,  но и моей души ищут, чтобы отнять ее'. И что же? Над Илией
> пронесся  ураган,  сокрушающий  горы, 'но не в вихре Господь', затем
> страшное   землетрясение заставило  вздрогнуть  горные уступы,   'но
> не в землетрясении Господь', после землетрясения палящий жар охватил
> пещеру  Илии.  Вот  она, священная стихия! 'Но и не в огне Господь'.
> Внезапно  жар  сменился  веянием  тихого  прохладного  ветра. 'И там
> Господь'.

> Что означают эти слова сказания?

> Нет  ли  здесь    первого    намека   на  какую-то   новую   сторону
> в Богопознании, неведомую доселе?..

> Во  всяком  случае  уже через столетие после Илии в Северном царстве
> выступит пророк Осия, который первый заговорит о Божественной Любви.
> С этого времени 'веяние прохладного ветра' будет постоянно ощущаться
> в  огненных богоявлениях Ветхого Завета. Оно, по словам Дармстетера,
> 'придает пророчеству тот   неповторимый характер  гнева  и нежности,
> под    влиянием   которого   растаяло   каменное   сердце   древнего
> человечества'.{}

> 'Не  в  громе  Господь, а в веянии прохладного  ветра'...  Это  одно
> из  потрясающих   мест   Ветхого  Завета.   В мировой литературе нет
> ему  подобных. С ним можно сравнить лишь финал 'Бранда', где суровый
> пастырь,  неумолимый  к  себе и к людям, погибая под лавиной, слышит
> последний   свой   приговор:     'Он    есть    Deus    Charitatis!'
> Бог милосердия...

> Легенда  связывает  Синайское  богоявление  Илии с концом его жизни.
> Ягве  в тот   день   велел пророку  назначить себе преемником Елисея
> и  помазать  на  царство  в Дамаск Азаила, а в Израиль Ииуя. Однако,
> очевидно,   здесь   отражены   замыслы   самих   Сынов  пророческих,
> сподвижников  Елисея.  Именно  они  имели  связи  с  Дамаском, и они
> подготовили  переворот  Ииую.  Им  хотелось  освятить  свои действия
> именем    Илии.    Единственное,    что,   вероятно,   соответствует
> действительности,  -  это  призвание  Елисея,  который стал учеником
> Илии.
                [ свящ. Александр Мень. МАГИЗМ И ЕДИНОБОЖИЕ (гл. 24)
                  (Из цикла "В поисках Пути, Истины и Жизни", том 2)
                  www.alexandrmen.ru/books/tom2/2_gl_24.html
                  www.krotov.info/library/13_m/myen/1_3_gl_24.html ]



 + + + Илия представляет собою второй великий идеальный образ
        еврейской мистики... www.messia.ru/r2/2/046.htm
 + + + свящ. Александр Мень
        о прор. Илии в курсе введения в Ветхий Завет
         www.krotov.info/library/13_m/myen/1_8_109.html
 + + + свящ. Яков Кротов о прор. Илии в Словаре святых
        www.krotov.info/yakov/6_bios/00_dohrist/ilia.htm
 + + + свящ. Александр Борисов: Знаем ли мы "какого мы духа"?
                          www.messia.ru/rasylka/003/509.htm
 + + + СЛОВАРЬ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ о прор. Илии:
        www.krotov.info/library/bible/comm/iliya.htm
 + + + Библия о прор. Илии:
        3 Царств, гл.17-19
         www.bible-center.ru/bibletext?cont=synnew&txt=3ki+17:1-19:21;
        4 Царств, гл.1-2
           www.bible-center.ru/bibletext?cont=synnew&txt=4ki+1:1-2:25
 + + + www.messia.ru/liudi/i-j.htm#ilia

           

Чтения этих дней в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20070802/orth?cont=rv_ru
www.bible-center.ru/biblereadings/20070803/orth?cont=rv_ru

Эти дни в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=02-08-2007
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=03-08-2007
 



***************************************************************** * *
 4 августа - годовщина кончины митрополита Сурожского Антония (Блума)
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *



# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Так запаситесь терпением, братья, до дня возвращения Господа!
 Смотрите, как терпеливо дожидается земледелец,
 когда земля принесет драгоценный урожай.
 Как терпеливо ждет он осенних и весенних дождей!
 Запаситесь терпением и вы, укрепляйте сердца,
 потому что день возвращения Господа уже близок.
 Братья, не жалуйтесь друг на друга, чтобы Бог не осудил вас.
 Смотрите, Судья уже стоит у дверей!
 Братья, пусть примером терпения и стойкости перед лицом страданий
 станут для вас пророки, говорившие от имени Господа.
 Вы знаете, мы называем счастливыми тех, кто был стойким до конца.
 Вы слышали о стойкости Иова
 и знаете, какой конец жизни дал ему Господь,
 потому что Господь милосерден и сострадателен.
 Прежде всего, братья мои, не клянитесь:
 ни небом, ни землей, ни какой иной клятвой.
 Пусть у вас будет только "да", если да, и "нет", если нет,
 чтобы вы не были осуждены.
 Попал кто-то из вас в беду, пусть молится,
 счастлив кто-то, пусть поет псалмы.
 Болен у вас кто-то, пусть позовет старейшин общины
 и пусть те помолятся над ним,
 помазав его оливковым маслом во имя Господа.
 Молитва, полная веры, спасет больного, и Господь поднимет его.
 И если он согрешил, то будет прощен.
 Поэтому сознавайтесь друг перед другом в своих грехах
 и молитесь друг за друга, чтобы Господь исцелил вас.
 Много может молитва праведника!
 Илья был такой же человек, как мы.
 Он горячо помолился, чтобы не было дождя,
 и дождь не шел на земле три с половиной года.
 Он снова помолился - и небеса дали дождь, и земля принесла урожай.*
                                         (Иак.5:7-18)
                                * * *
*Поскольку уже приближалось для Иисуса время,
 когда Бог возьмет Его на небо, Он решил идти в Иерусалим.
 Он выслал вперед Своих посланцев.
 Те пришли в самарянскую деревню,
 чтобы приготовить для Него всё необходимое.
 Но Иисуса там не приняли:
 по Нему было видно, что Он направляется в Иерусалим.
 Его ученики Иаков и Иоанн, увидев это, сказали:
 "Господь, хочешь, мы скажем,
  чтобы огонь сошел с неба и уничтожил их, /как сделал и Илья/?"
 Но Иисус, обернувшись, запретил им, /и сказал:
 "Вы не знаете, какому духу вы принадлежите.
  Ведь Сын человеческий пришел не погубить жизнь людей, а спасти"./
 И тогда они пошли в другую деревню.*
        (Лк.9:51-56; текст, заключенный здесь в //, присутствует лишь
                                       в некоторых древних рукописях.
)

             *********************************************

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/007/1921.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * *  Форум /гостевая книга сайта:    www.messia.ru/razd/forum.htm


Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
          www.messia.ru/pomoch.htm#0


 -----------------------------------------------------
 | другие мои рассылки:                              |
 |** "СЛОВО БОЖИЕ ДЕНЬ ЗА ДНЕМ"                      |
 | Прочитать описание и подписаться можно здесь:     |
 |                             www.messia.ru/r3/#0 |
 |**                                                 |
 |"ХРИСТИАНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: ДОСТУПНО О ХРИСТИАНСТВЕ"|
 | Прочитать ее описание и подписаться можно здесь:  |
 |                             www.messia.ru/r2/#0 |
 -----------------------------------------------------

.

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»
детские конкурсы фестивали