=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Милость и мир
да будут с вами полной мерой - через познание Бога
и Иисуса,
Господа нашего! (2Пет.1:2)
* 26 августа 2007 г. ст.ст., суббота
15-й седмицы по Пятидесятнице.
литургические чтения: 1Кор.4:17-5:5;
Мф.24:1-13.
Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском
и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20070908/orth?cont=rv_ru
Этот день в календаре РПЦ:
www.canto.ru/calendar/day.php?date=08-09-2007
-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --
-- --
Этот выпуск посвящен фрагменту из Ев. от Матфея, 19:1-26.
3 К Нему пришли фарисеи
и, желая испытать Его, спросили:
- Может ли по Закону мужчина
развестись с женой по любой
причине?
4 - А разве вы не читали, что Творец
в самом начале "создал
мужчину и женщину? - ответил Иисус. - (5)
Поэтому оставит
человек отца и мать и привяжется к жене,
и станут двое одной
плотью". (6) Итак, их уже не два человека,
а одно существо.
То, что соединил Бог, пусть человек не разлучает.
7 - А как же тогда Моисей велел, "разводясь
с женой, дать ей
разводное свидетельство?" - говорят они.
8 - Моисей позволил вам разводиться с женами
из-за вашей
тупости и упрямства, - говорит им Иисус.
- А вначале было
не так. (9) Я говорю вам: тот, кто разведется
с женой по любой
причине, кроме ее измены, и женится на другой,
согрешит,
нарушив верность.
10 - Если мужчина должен так относиться
к женитьбе, тогда
лучше не жениться! - говорят Ему ученики.
11 - Не все могут принять то, что Я сказал,
а только те, кому
это дано, - ответил Он. - (12) Есть разные
причины, по которым
люди не могут жениться: одни такими родились,
других, как,
например, евнухов, такими сделали люди,
а есть и такие,
которые не женятся ради Царства Небес. Тот,
кто может принять,
пусть примет!
/.../
16 Пришел однажды к Нему человек и спросил:
- Учитель, что я должен сделать
доброго, чтобы получить
вечную жизнь?
17 - Что ты спрашиваешь Меня о добром? Один
Бог добр, -
ответил ему Иисус. - А если хочешь войти
в Жизнь, соблюдай
заповеди.
18 - Какие? - спрашивает тот.
- "Не убивай, не нарушай супружескую
верность, не кради,
не давай ложных показаний", (19) "почитай
отца и мать" и "люби
ближнего, как самого себя".
20 - Я все их исполняю, - отвечает юноша.
- Чего мне
еще недостает?
21 - Если хочешь быть совершенным, ступай,
продай всё свое
имущество и раздай бедным. Тогда богатство
будет у тебя
на небе. А потом приходи и следуй за Мной,
- сказал Иисус.
22 Юноша, услышав эти слова, ушел опечаленный:
он был очень богат.
23 А Иисус сказал Своим ученикам:
- Верно вам говорю, трудно
богатому войти в Царство Небес.
(24) Повторяю,
легче верблюду
пройти сквозь игольное ушко,
чем
в Царство Бога войти богачу.
25 Ученики, услышав это, страшно удивились.
- Кто же тогда может
спастись? - спросили они.
26 Иисус, пристально посмотрев на них, сказал:
- Для человека это невозможно,
но для Бога всё возможно.
(перевод "Радостная Весть")
> <...> Ответ Христа
фарисеям, на основании которого позднее
> был сделан такой далеко идущий практический
вывод, как необходимость
> введения более строгого, по сравнению
с Моисеевым, закона о разводе,
> предваряет известный разговор
с учениками о скопцах. Этот разговор
> также остался не без последствий:
именно на нём всегда утверждалось
> представление о преимуществе
девства над браком. Вместе с тем,
> разговор этот был не
только глубоко загадочным, но и как будто
> нарочито двусмысленным.
> 'Он говорит им... 'Кто разведется
с женою своею не за прелюбодеяние
> и женится на
другой, тот прелюбодействует; и женившийся
> на разведенной прелюбодействует'.
Говорят Ему ученики Его: 'Если
> такова обязанность человека к жене,
то лучше не жениться'.
> Он же сказал им: 'Не все
вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть
> скопцы, которые из чрева
матернего родились так; и есть скопцы,
> которые оскоплены от людей; и есть
скопцы, которые сделали сами себя
> скопцами для Царства Небесного.
Кто может вместить, да вместит''
> (Мф.19.8-12).
> О том, что выражение
'не все вмещают' можно понимать двояко,
> высказывались некоторые видные
богословы, в том числе архиеп.
> Иларион () и Павел Флоренский
(). По свидетельству последнего, были
> и те, кто без колебания относил эти
слова, вопреки господствовавшему
> толкованию (Иоанна Златоустого,
Иеронима, Феофилакта и др.),
> не к девству, а к браку - в
частности, проф. М.Д.Муретов и духовник
> самого Флоренского еп.
Антоний Флоренсов. Этой же точки зрения
> придерживался С.Булгаков:
'Сомнение учеников относится
> к выполнимости... нормы
брака. "Он же сказал им: не все вмещают
> слово сие, но кому
дано". Слово сие и есть, согласно контексту,
> определение Божие о том, что
в браке бывают "двое одной плотью",
> причем "вместить это
слово" дано не всем' (). Действительно,
> такое понимание более логично. Если
'кто может вместить, да вместит'
> означает благословение на девство,
или точнее - на скопчество
> ради Царства Небесного
(), как обычно понимается это место, тогда
> следует с неизбежностью,
что под словом, которое 'не все вмещают'
> (19.11), имеется в виду сентенция
учеников: 'Если такова обязанность
> человека к жене, то
лучше не жениться' (19.10). Однако вмещение
> сознанием слова, как некоторое
расширение вмещающего сознания,
> связанное с усилием,
подразумевает емкость, значительность,
> превосходящую человеческое
понимание мудрость этого вмещаемого
> слова, и очень трудно
предположить, что в качестве такого слова
> в данном случае выступает
признание учениками своего малодушия.
> Гораздо логичнее предположить,
что под словом, которое не всем
> дается вместить, Спаситель
имеет в виду Свое же собственное
> категорическое суждение
о разводе, от которого взвыли ученики,
> тем более, что
в таком именно смысле Он употребляет эту формулу
> в других местах: '...ищите
убить Меня, потому что слово Мое
> не вмещается в вас'
(Ин.8.37; ср. Ин.16.12). Тогда смысловая нить
> разговора выстраивается вполне
отчетливо. Объяснив фарисеям,
> что развод противоречит
божественному замыслу о любви, Спаситель
> дает строгое назидание слушающим,
в котором законный, с точки зрения
> иудеев, развод
приравнивает к прелюбодеянию, как
ранее
> Он приравнивал уже к
прелюбодеянию любое страстное воззрение
> на женщину. Этим Он
приводит в ужас учеников, которые решают, что
> при такой строгой заповеди лучше
вообще не жениться. Он соглашается
> с ними, что заповедь может
показаться слишком тяжелой, но при этом
> оговаривается, что есть
люди, у которых эта заповедь не вызывает
> такого внутреннего протеста,
как у учеников, - те, которым
> 'дано вместить'. Для тех
же кому не дано, Он открывает новую
> возможность уклониться
от ее выполнения. У иудеев внебрачие
> было предосудительно,
и от брака освобождались лишь скопцы:
> врожденные или оскопленные насильно.
Он открывает ученикам, что они,
> как люди в полной мере свободные,
освобожденные Им от закона и всех
> условностей этого мира, имеют право
самих себя сделать скопцами, или
> как бы скопцами. Всех же, кто чувствует
в себе способность исполнить
> во всей высоте новую заповедь
о браке, избранных, Он благословляет
> дерзать: кто же может вместить, да
вместит!
> С другой стороны,
есть немаловажный аргумент и в пользу
> традиционного толкования, {Современная
'официальная' точка зрения
> на толкование этого места отражена
в социальной концепции РПЦ ().
> Она, по всей видимости, несколько
мягче 'традиционной', считавшей
> вполне 'вмещающими' лишь девственников
(). В концепции (п. 12.3)
> говорится со ссылкой на Мф.19.11 о
христианских супругах, способных
> 'вместить высокие требования воздержания'
в браке, т.е. 'вмещающими'
> считаются уже не девственники, а супруги,
ведущие 'достойный',
> полускопческий образ
жизни.} обнаруживаемый в более широком
> контексте речи Христа,
а именно при принятии в расчет разговора
> с богатым юношей, включенного двумя
евангелистами, Матфеем и Марком,
> в повествование сразу вслед
за разбираемым диалогом. Этот разговор,
> на самом деле, имеет
не меньшее право считаться богословским
> фундаментом христианского отношения
к браку, ибо если из первого
> разговора при любом его
толковании никак не следует, что в браке
> недостижимо совершенство
(скорее, что совершенный
брак
> труднодостижим), то во
втором прямо определяется 'путь
> совершенных' - как путь нестяжателей
и скитальцев, каковое состояние
> практически исключает
брак. Если разговор с богатым юношей
> с вытекающими из него последствиями
взять как дополнение к разговору
> о разводе и скопцах,
тогда, действительно, создается впечатление
> вполне последовательного отвержения
брака. Для усиления впечатления
> апологеты девства присовокупляют
сюда еще один разговор Христа -
> с саддукеями (Мф.22.23-32),
в котором земной брачной жизни с ее
> интересами продления рода
(левират) противопоставляется ангельское
> житие. 'Ибо в
воскресении ни женятся, ни выходят замуж;
> но пребывают, как Ангелы Божий
на небесах'. Конечно, можно отрицать
> всякую связь этой фразы
с учением о браке и истолковывать ее
> исключительно как
эсхатологическую метафору, примененную
> для отведения сомнения
саддукеев в возможности воскресения
> (так толкует, к примеру,
И.Мейендорф), но всё же понятен соблазн
> увидеть в ней особое откровение
о равноангельском образе монашеской
> жизни.
[ Ф.Н.Козырев.
ЦЕРКОВЬ И ПОЛ.
Четыре
размышления о христианской этике пола. /
Размышление
второе: О СЕДЬМОЙ ЗАПОВЕДИ
www.reshma.nov.ru/psycology/family/cerkov_pol_2.htm
www.kiev-orthodox.org/site/family/1341/
]
к Мф.19:3-12:
+ + + В.Н.Кузнецова: каверзный вопрос о разводе. лучше не жениться?
www.messia.ru/rasylka/005/1253.htm
+++ митр. Сурожский Антоний о разводе
www.messia.ru/rasylka/004/879.htm#0
+++ игумен Иларион (Алфеев):
свт. Григорий Богослов о браке и девстве
www.messia.ru/rasylka/006/1568.htm#0
www.messia.ru/rasylka/006/1597.htm#0
+++ "Брак" в тематич. указателе www.krotov.info
:
www.krotov.info/spravki/temy/b/brak.html
+++ свящ. Александр Мень: брак в христианстве
www.messia.ru/rasylka/005/1022.htm#0
+++ он же: новое отношение к браку
www.messia.ru/rasylka/005/1050.htm#0
+++ его же - другие фрагменты о браке
www.messia.ru/rasylka/rzerv/brak-men.htm#0
+++ Яков Кротов: жестокосердие, одиночество, развод, Другой
www.messia.ru/rasylka/002/183.htm#0
+++ он же: 'Бог сотворил мужчину и женщину,
а не то скотство, которое часто называют
браком,
когда на поллюбви приходится
1,5 трусости, жадности, похоти или чего похуже.
...
лучше почаще заглядывать в себя,
обнаруживая там неполноту - "пол"'
www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/19_04.htm
+++ Н.Бердяев: крамольные мысли о браке
www.krotov.info/library/02_b/berdyaev/1931_026_10.html
+++ Клайв Стейплз Льюис: Изобретатель человека сказал...
www.messia.ru/rasylka/002/297.htm#0
+++ он же: Брак. Влюбленность. Верность
www.messia.ru/rasylka/003/659.htm#0
+++ Дж.А.Т.Робинсон:
нет ничего, что было бы "порочным" само по
себе...
www.messia.ru/rasylka/002/151.htm#5
+++ статья "Брак" в Словаре библейского богословия
www.krotov.info/library/bible/comm/02b.htm#b21
www.agnuz.info/library/books/slovar_bib/b.htm#b21
+++ Брак в Библии www.bible-center.ru/topic/marriage
к Мф.19:16-26:
+> митр. Сурожский Антоний:
мы живем Божьей милостью... чем я
богат?..
www.messia.ru/rasylka/004/888.htm#0
+> он же: Богатый юноша
www.mitras.ru/archive/060902.htm
+> Яков Кротов: недоноски
www.messia.ru/rasylka/005/1260.htm
+> он же: любовь как вечная недостача
www.messia.ru/rasylka/003/545.htm#0
+> он же: "жизнь вечная" (Мф.19:16)
www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/19_16.htm
+> он же: "Благ один Бог"? (Мф.19:17)
www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/19_17.htm
+> он же о разнице между следованием за Христом
и следованием за голосом совести
(к Мф.19:21)
www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/19_21.htm
+> Его же - другие размышления
www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/19_22.htm
www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/19_23.htm
www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/19_24.htm
www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/19_26.htm
+> он же - о бескорыстии как пороке
www.krotov.info/yakov/dnevnik/2001/001798.html
+> С.Тагуэлл: "карту поставлено Царство Божие;
и ради него мы должны разжать
пальцы"
www.messia.ru/rasylka/002/089.htm#0
+> свящ. Александр Мень: ученики испугались,
т.к. поняли:
надо быть готовым - готовым
к отречению, отказу...
www.messia.ru/rasylka/002/191.htm#0
+> Томас Мёртон: отдать всё. праведность
www.messia.ru/rasylka/006/1605.htm#0
*****************************************************************
* *
к апост. чтению воскресенья 15-го по Пятидесятнице (2Кор.4:6-15)
www.messia.ru/rasylka/006/1626.htm#0
(Владимир Зелинский; ссылка на текст ОДСП)
Завтра память - день память свящ. Александра Меня
www.messia.ru/rasylka/006/1611.htm#0
(митрополит Сурожский Антоний;
ссылки на тексты М.Завалова, Л.Василенко, Я.Кротова, А.Кремлева,
О.Степурко, В.Леви, Г.Зобина)
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
*
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах
-
в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы...
#
--
Желаю всяческих успехов!
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru
Александр Поляков, священник
ICQ # 112678438
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
---------------------------------------------
*Иисус уже покидал Храм, когда Его ученики подошли к Нему,
чтобы показать Ему храмовые строения.
- Вы видите всё это? - спросил их Иисус. -
Так знайте, здесь не останется камня на камне. Всё будет
разрушено!
Когда Он сидел на Масличной горе один,
подошли к Нему ученики и спросили:
- Скажи нам, когда это будет?
И каким будет знак,
по которому мы узнаем о Твоем возвращении и о конце этого мира?
Иисус сказал:
- Смотрите, чтобы вас не ввели в обман!
Многие будут приходить под Моим именем
и говорить:
"Я - Помазанник Божий!" -
и многих введут в обман.
Вы услышите о ближних и дальних войнах -
смотрите, не пугайтесь!
Так и должно быть,
но это еще не конец.
Восстанет народ на народ
и царство на царство,
будет голод и землетрясения во многих местах,
но всё это только родовые схватки.
Будут тогда вас мучить и убивать,
и все народы из-за Меня вас будут ненавидеть.
Многие тогда откажутся от веры
и будут друг друга предавать и ненавидеть.
Много лжепророков явятся в те времена
и многих введут в обман.
Из-за того что умножится зло,
у многих остынет любовь.
Но кто выдержит до конца,
будет спасен.* (Мф.24:1-13)
*********************************************
* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/007/19##.htm#0
Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm
Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
www.messia.ru/pomoch.htm#0
|