=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
                  и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

* 26 августа 2007 г. ст.ст., суббота 15-й седмицы по Пятидесятнице.
  литургические чтения: 1Кор.4:17-5:5; Мф.24:1-13.


Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20070908/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=08-09-2007


 -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --

 Этот выпуск посвящен фрагменту из Ев. от Матфея, 19:1-26.


        3 К Нему пришли фарисеи и, желая испытать Его, спросили:

           - Может ли по Закону мужчина развестись с женой по любой
        причине?

        4  - А разве вы не читали, что Творец в самом начале "создал
        мужчину и женщину? - ответил Иисус. - (5) Поэтому оставит
        человек отца и мать и привяжется к жене, и станут двое одной
        плотью". (6) Итак, их уже не два человека, а одно существо.
        То, что соединил Бог, пусть человек не разлучает.

        7  - А как же тогда Моисей велел, "разводясь с женой, дать ей
        разводное свидетельство?" - говорят они.

        8 - Моисей позволил вам разводиться с женами из-за вашей
        тупости и упрямства, - говорит им Иисус. - А вначале было
        не так. (9) Я говорю вам: тот, кто разведется с женой по любой
        причине, кроме ее измены, и женится на другой, согрешит,
        нарушив верность.

        10 - Если мужчина должен так относиться к женитьбе, тогда
        лучше не жениться! - говорят Ему ученики.

        11 - Не все могут принять то, что Я сказал, а только те, кому
        это дано, - ответил Он. - (12) Есть разные причины, по которым
        люди не могут жениться: одни такими родились, других, как,
        например, евнухов, такими сделали люди, а есть и такие,
        которые не женятся ради Царства Небес. Тот, кто может принять,
        пусть примет!

        /.../

        16 Пришел однажды к Нему человек и спросил:

           - Учитель, что я должен сделать доброго, чтобы получить
        вечную жизнь?

        17 - Что ты спрашиваешь Меня о добром? Один Бог добр, -
        ответил ему Иисус. - А если хочешь войти в Жизнь, соблюдай
        заповеди.

        18 - Какие?  -  спрашивает тот.

           - "Не убивай, не нарушай супружескую верность, не кради,
        не давай ложных показаний", (19) "почитай отца и мать" и "люби
        ближнего, как самого себя".

        20 - Я все их исполняю, - отвечает юноша. - Чего мне
        еще недостает?

        21 - Если хочешь быть совершенным, ступай, продай всё свое
        имущество и раздай бедным. Тогда богатство будет у тебя
        на небе. А потом приходи и следуй за Мной, - сказал Иисус.

        22 Юноша, услышав эти слова, ушел опечаленный: он был очень богат.

        23 А Иисус сказал Своим ученикам:

           - Верно вам говорю, трудно богатому войти в Царство Небес.
         (24) Повторяю,

                легче верблюду пройти сквозь игольное ушко,
                   чем в Царство Бога войти богачу.

        25 Ученики, услышав это, страшно удивились.

           -  Кто же тогда может спастись?  -  спросили они.

        26 Иисус, пристально посмотрев на них, сказал:

           -  Для человека это невозможно, но для Бога всё возможно.

                                           (перевод "Радостная Весть")




> <...>  Ответ  Христа   фарисеям,    на  основании которого   позднее
> был сделан такой далеко идущий практический вывод, как необходимость
> введения более строгого, по сравнению с Моисеевым, закона о разводе,
> предваряет  известный  разговор с учениками о скопцах. Этот разговор
> также  остался не без последствий: именно на нём всегда утверждалось
> представление  о  преимуществе  девства  над  браком.  Вместе с тем,
> разговор  этот  был  не  только  глубоко  загадочным, но и как будто
> нарочито двусмысленным.

> 'Он говорит им...  'Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние
> и    женится    на  другой,   тот прелюбодействует;    и  женившийся
> на  разведенной  прелюбодействует'. Говорят  Ему  ученики Его: 'Если
> такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться'.

> Он  же  сказал им: 'Не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть
> скопцы,  которые  из  чрева  матернего  родились так; и есть скопцы,
> которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя
> скопцами  для  Царства  Небесного.  Кто может вместить, да вместит''
> (Мф.19.8-12).

> О  том,  что  выражение  'не  все  вмещают'  можно  понимать двояко,
> высказывались  некоторые  видные  богословы,  в  том  числе  архиеп.
> Иларион  () и Павел Флоренский (). По свидетельству последнего, были
> и те, кто без колебания относил эти слова, вопреки господствовавшему
> толкованию   (Иоанна   Златоустого,   Иеронима, Феофилакта   и др.),
> не  к девству, а к браку - в частности, проф. М.Д.Муретов и духовник
> самого  Флоренского  еп.  Антоний  Флоренсов.  Этой  же точки зрения
> придерживался    С.Булгаков:      'Сомнение      учеников  относится
> к  выполнимости...  нормы  брака.  "Он  же сказал им: не все вмещают
> слово  сие,  но  кому  дано".  Слово сие и есть, согласно контексту,
> определение Божие о том,  что в браке  бывают  "двое одной  плотью",
> причем   "вместить   это слово"    дано не всем' ().  Действительно,
> такое понимание более логично. Если 'кто может вместить, да вместит'
> означает   благословение на девство,  или  точнее -    на скопчество
> ради  Царства  Небесного  (), как обычно понимается это место, тогда
> следует  с  неизбежностью,  что под словом, которое 'не все вмещают'
> (19.11), имеется в виду сентенция учеников: 'Если такова обязанность
> человека  к  жене,  то  лучше  не жениться' (19.10). Однако вмещение
> сознанием  слова,  как  некоторое  расширение  вмещающего  сознания,
> связанное   с   усилием,   подразумевает   емкость,  значительность,
> превосходящую   человеческое  понимание  мудрость  этого  вмещаемого
> слова,   и  очень трудно предположить,  что в качестве такого  слова
> в  данном  случае  выступает  признание  учениками своего малодушия.
> Гораздо  логичнее  предположить,  что  под  словом,  которое не всем
> дается   вместить,  Спаситель  имеет  в  виду  Свое  же  собственное
> категорическое  суждение    о разводе, от которого  взвыли  ученики,
> тем  более,    что в таком именно смысле Он употребляет  эту формулу
> в  других  местах:  '...ищите  убить  Меня,   потому что  слово  Мое
> не  вмещается  в  вас' (Ин.8.37; ср. Ин.16.12). Тогда смысловая нить
> разговора   выстраивается вполне    отчетливо. Объяснив    фарисеям,
> что  развод  противоречит  божественному  замыслу о любви, Спаситель
> дает строгое назидание слушающим, в котором законный, с точки зрения
> иудеев,    развод   приравнивает   к   прелюбодеянию,    как   ранее
> Он   приравнивал  уже  к  прелюбодеянию  любое  страстное  воззрение
> на  женщину.  Этим  Он приводит в ужас учеников, которые решают, что
> при  такой строгой заповеди лучше вообще не жениться. Он соглашается
> с  ними,  что заповедь может показаться слишком тяжелой, но при этом
> оговаривается,  что  есть  люди,  у которых эта заповедь не вызывает
> такого  внутреннего    протеста, как  у учеников,  -   те,   которым
> 'дано  вместить'.  Для  тех  же  кому  не  дано,  Он открывает новую
> возможность   уклониться   от ее   выполнения.   У иудеев  внебрачие
> было   предосудительно,   и  от  брака  освобождались  лишь  скопцы:
> врожденные или оскопленные насильно. Он открывает ученикам, что они,
> как  люди в полной мере свободные, освобожденные Им от закона и всех
> условностей этого мира, имеют право самих себя сделать скопцами, или
> как бы скопцами. Всех же, кто чувствует в себе способность исполнить
> во  всей  высоте новую заповедь о браке, избранных, Он благословляет
> дерзать: кто же может вместить, да вместит!

> С   другой   стороны,   есть   немаловажный   аргумент  и  в  пользу
> традиционного толкования, {Современная 'официальная' точка зрения
> на толкование этого места отражена в социальной концепции РПЦ ().
> Она, по всей видимости, несколько мягче 'традиционной', считавшей
> вполне 'вмещающими' лишь девственников (). В концепции (п. 12.3)
> говорится со ссылкой на Мф.19.11 о христианских супругах, способных
> 'вместить высокие требования воздержания' в браке, т.е. 'вмещающими'
> считаются уже не девственники, а супруги, ведущие 'достойный',
> полускопческий   образ   жизни.}   обнаруживаемый  в  более  широком
> контексте  речи Христа,    а именно  при принятии в расчет разговора
> с богатым юношей, включенного двумя евангелистами, Матфеем и Марком,
> в  повествование сразу вслед за разбираемым диалогом. Этот разговор,
> на  самом  деле,  имеет  не  меньшее  право  считаться  богословским
> фундаментом  христианского  отношения  к  браку, ибо если из первого
> разговора  при  любом  его  толковании никак не следует, что в браке
> недостижимо    совершенство    (скорее,    что    совершенный   брак
> труднодостижим),  то   во втором    прямо     определяется     'путь
> совершенных' - как путь нестяжателей и скитальцев, каковое состояние
> практически  исключает   брак.    Если  разговор  с  богатым  юношей
> с вытекающими из него последствиями взять как дополнение к разговору
> о  разводе  и  скопцах,  тогда, действительно, создается впечатление
> вполне  последовательного отвержения брака. Для усиления впечатления
> апологеты  девства  присовокупляют сюда еще  один разговор  Христа -
> с  саддукеями  (Мф.22.23-32),  в  котором  земной брачной жизни с ее
> интересами  продления  рода (левират) противопоставляется ангельское
> житие.     'Ибо   в воскресении   ни женятся,    ни  выходят  замуж;
> но  пребывают, как Ангелы Божий на небесах'. Конечно, можно отрицать
> всякую  связь  этой  фразы  с  учением  о  браке  и истолковывать ее
> исключительно     как   эсхатологическую    метафору,    примененную
> для  отведения   сомнения   саддукеев    в возможности   воскресения
> (так  толкует,  к  примеру,  И.Мейендорф), но всё же понятен соблазн
> увидеть  в ней особое откровение о равноангельском образе монашеской
> жизни.
                [ Ф.Н.Козырев. ЦЕРКОВЬ И ПОЛ.
                  Четыре размышления о христианской этике пола. /
                  Размышление второе: О СЕДЬМОЙ ЗАПОВЕДИ
                  www.reshma.nov.ru/psycology/family/cerkov_pol_2.htm
                  www.kiev-orthodox.org/site/family/1341/ ]



к Мф.19:3-12:
 + + + В.Н.Кузнецова: каверзный вопрос о разводе. лучше не жениться?
                                www.messia.ru/rasylka/005/1253.htm
   +++ митр. Сурожский Антоний о разводе
            www.messia.ru/rasylka/004/879.htm#0
   +++ игумен Иларион (Алфеев):
        свт. Григорий Богослов о браке и девстве
         www.messia.ru/rasylka/006/1568.htm#0
          www.messia.ru/rasylka/006/1597.htm#0
   +++ "Брак" в тематич. указателе www.krotov.info :
          www.krotov.info/spravki/temy/b/brak.html
   +++ свящ. Александр Мень: брак в христианстве
            www.messia.ru/rasylka/005/1022.htm#0
   +++ он же: новое отношение к браку
            www.messia.ru/rasylka/005/1050.htm#0
   +++ его же - другие фрагменты о браке
            www.messia.ru/rasylka/rzerv/brak-men.htm#0
   +++ Яков Кротов: жестокосердие, одиночество, развод, Другой
            www.messia.ru/rasylka/002/183.htm#0
   +++ он же: 'Бог сотворил мужчину и женщину,
       а не то скотство, которое часто называют браком,
       когда на поллюбви приходится
       1,5 трусости, жадности, похоти или чего похуже. ...
       лучше почаще заглядывать в себя,
       обнаруживая там неполноту - "пол"'
              www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/19_04.htm
   +++ Н.Бердяев: крамольные мысли о браке
       www.krotov.info/library/02_b/berdyaev/1931_026_10.html
   +++ Клайв Стейплз Льюис: Изобретатель человека сказал...
                      www.messia.ru/rasylka/002/297.htm#0
   +++ он же: Брак. Влюбленность. Верность
            www.messia.ru/rasylka/003/659.htm#0
   +++ Дж.А.Т.Робинсон:
       нет ничего, что было бы "порочным" само по себе...
                    www.messia.ru/rasylka/002/151.htm#5
   +++ статья "Брак" в Словаре библейского богословия
       www.krotov.info/library/bible/comm/02b.htm#b21
       www.agnuz.info/library/books/slovar_bib/b.htm#b21
   +++ Брак в Библии  www.bible-center.ru/topic/marriage  


к Мф.19:16-26:
      +> митр. Сурожский Антоний:
          мы живем Божьей милостью... чем я богат?..
                   www.messia.ru/rasylka/004/888.htm#0
      +> он же: Богатый юноша
          www.mitras.ru/archive/060902.htm
      +> Яков Кротов: недоноски
          www.messia.ru/rasylka/005/1260.htm
      +> он же: любовь как вечная недостача
          www.messia.ru/rasylka/003/545.htm#0
      +> он же: "жизнь вечная" (Мф.19:16)
         www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/19_16.htm
      +> он же: "Благ один Бог"? (Мф.19:17)
         www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/19_17.htm
      +> он же о разнице между следованием за Христом
          и следованием за голосом совести (к Мф.19:21)
           www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/19_21.htm
      +> Его же - другие размышления
         www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/19_22.htm
         www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/19_23.htm
         www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/19_24.htm
         www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/19_26.htm
      +> он же - о бескорыстии как пороке
         www.krotov.info/yakov/dnevnik/2001/001798.html
      +> С.Тагуэлл: "карту поставлено Царство Божие;
           и ради него мы должны разжать пальцы"
            www.messia.ru/rasylka/002/089.htm#0
      +> свящ. Александр Мень: ученики испугались, т.к. поняли:
            надо быть готовым - готовым к отречению, отказу...
                         www.messia.ru/rasylka/002/191.htm#0
      +> Томас Мёртон: отдать всё. праведность
          www.messia.ru/rasylka/006/1605.htm#0




***************************************************************** * *
  к апост. чтению воскресенья 15-го по Пятидесятнице (2Кор.4:6-15)
   www.messia.ru/rasylka/006/1626.htm#0
   (Владимир Зелинский; ссылка на текст ОДСП)

   Завтра память - день память свящ. Александра Меня
   www.messia.ru/rasylka/006/1611.htm#0
   (митрополит Сурожский Антоний;
    ссылки на тексты М.Завалова, Л.Василенко, Я.Кротова, А.Кремлева,
    О.Степурко, В.Леви, Г.Зобина)
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *



# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Иисус уже покидал Храм, когда Его ученики подошли к Нему,
 чтобы показать Ему храмовые строения.
 -  Вы видите всё это?  -  спросил их Иисус.  -
   Так знайте, здесь не останется камня на камне. Всё будет разрушено!

 Когда Он сидел на Масличной горе один,
 подошли к Нему ученики и спросили:
 - Скажи нам, когда это будет?
  И каким будет знак,
  по которому мы узнаем о Твоем возвращении и о конце этого мира?

 Иисус сказал:
 - Смотрите, чтобы вас не ввели в обман!
  Многие будут приходить под Моим именем
   и говорить:
  "Я  -  Помазанник Божий!"  -
   и многих введут в обман.
  Вы услышите о ближних и дальних войнах -
   смотрите, не пугайтесь!
   Так и должно быть,
      но это еще не конец.
  Восстанет народ на народ
   и царство на царство,
   будет голод и землетрясения во многих местах,
  но всё это только родовые схватки.
  Будут тогда вас мучить и убивать,
   и все народы из-за Меня вас будут ненавидеть.
  Многие тогда откажутся от веры
   и будут друг друга предавать и ненавидеть.
  Много лжепророков явятся в те времена
   и многих введут в обман.
  Из-за того что умножится зло,
   у многих остынет любовь.
  Но кто выдержит до конца,
   будет спасен.* (Мф.24:1-13)
             *********************************************

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/007/19##.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * *  Форум /гостевая книга сайта:    www.messia.ru/razd/forum.htm


Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
          www.messia.ru/pomoch.htm#0

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»