=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

ХРИСТОС ВОСКРЕС!

*  1 октября  2007 г. ст.ст., воскресенье 20-е по Пятидесятнице.
  Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
  (празднуется только в церквях российской традиции)

  литургические чтения: Гал.1:11-19; Лк.6:31-36 * (19-го воскр.);
           (праздника:) Евр.9:1-7;   Лк.10:38-42; 11:27-28.
  {Память прп. Романа Сладкопевца, + ок. 556}.


*  2 октября   2007 г. ст.ст., понедельник 21-й седмицы по Пятидесятнице.
  литургические чтения: Флп.4:10-23; Лк.6:24-30 (20-й седм.).

 
+ + + свящ. Александр Шмеман: Покров Богородицы
       www.messia.ru/rasylka/006/1645.htm (+ссылки!)

 + + + Прп. Роман Сладкопевец
        krotov.info/spravki/persons/06person/0555roma.html

к апостольскому чтению воскресенья:
 + + + В.Н.Кузнецова: ...но Бог решил... (Гал.1:11-15)
                 www.messia.ru/rasylka/003/587.htm#0
 + + + Она же: Сын Божий. Призвание ап. Павла (:16-17)
                 www.messia.ru/rasylka/004/951.htm#0
 + + + Мартин Лютер: вопрос об ОПРАВДАНИИ...
                www.messia.ru/rasylka/005/1313.htm#0



///*********************************************************\\\
 |       ССЫЛКИ по темам чтения из Флп.4                      :
 |                                                            :
 || > Прп. Амвросий Оптинский:                                :
 |||   +Начало радости - быть довольным своим положением      :
 ||||      www.messia.ru/rasylka/002/226.htm#0              :
 || > Cаймон Тагуэлл:                                         :
 |||   +Цепляться за частичные блага попросту мелко           :
 ||||      www.messia.ru/rasylka/002/089.htm#0              :
 |||   +Господь просит нас быть готовыми отдать то, что имеем :
 ||||      www.messia.ru/rasylka/002/153.htm#0              /
 || > Свящ. Александр Мень:                                  /
 |||   +надо быть готовым к отказу...                       /
 ||||      www.messia.ru/rasylka/002/191.htm#0           /
 || > В.Н.Кузнецова:                                      /
 |||   +Бедные ради Госпсода                             /
 ||||      www.messia.ru/rasylka/003/465.htm#0        /
 || > Свящ. Александр Мень:                            /
 |||   +Сила Божьего слова                           //
 ||||      www.messia.ru/rasylka/002/283.htm#0   //
  ================================================/                

к евангельскому чтению понедельника (Лк.6:24-30):
  +++ св. Марк Подвижник: Горе богатым!
       www.messia.ru/rasylka/006/1647.htm#0
  +++ свящ. Александр Мень: Горе вам, пресыщенные ныне!..
                    www.messia.ru/rasylka/005/1294.htm#0
  +++ Фрагменты из разных авторов о Лк.6:24-26 (возглашения "горя")
                        www.messia.ru/rasylka/rzerv/lu6_24-26.txt
  +++ Яков Кротов: ХРИСТИАНСТВО И ПАЦИФИЗМ (2)
            www.messia.ru/rasylka/004/945.htm#0
  +++ Саймон Тагуэлл: Почему Христос должен был пострадать?
                      www.messia.ru/rasylka/003/581.htm#0
  +++ Митр. Антоний Блум: нет врагов!
       www.messia.ru/rasylka/002/220a.htm#0
  +++ Д.Бонхёффер о любви к врагам + еще ссылки по теме
                  www.messia.ru/rasylka/003/580.htm#0


 -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --

 Этот выпуск посвящен евангельскому чтению Лк.6:31-36
 и фрагменту из Ев. от Матфея, 22:34 - 23:12.
     
 

        34 Фарисеи, узнав, что Иисус вынудил умолкнуть саддукеев,
        собрались все вместе. (35) Один из них, учитель Закона, решив
        поймать Его на слове, спросил:

        36  - Учитель, какая заповедь в Законе самая великая?

        37  - "Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем, всей душой
        и всеми своими помыслами", - ответил Иисус. - (38)Вот первая
        и величайшая заповедь. (39) И вторая такая же: "Люби
        ближнего, как самого себя". (40) Весь Закон и Пророки стоят
        на этих двух заповедях.

        41 Иисус спросил фарисеев, которые собрались вокруг Него:

        42  - Что вы думаете о Помазаннике? Чей Он потомок?

            -  Давида,  -  отвечают они.

        43  - Так почему же Давид, движимый Духом Божьим, называет Его
        Господином?

                44 "Сказал Господь моему Господину:
                "Сиди по правую руку Мою,
                пока не повергну Твоих врагов к Твоим ногам"".

        45 Так вот, раз Давид называет Его Господином, какой же Он ему
        потомок?

        46 И никто не смог ничего возразить Ему на это. С тех пор
        ни один человек не решался задавать Ему вопросы.

                                           (перевод "Радостная Весть")

                   

> <... известная историю о богатом юноше (Мф.19:16-22)> многих смущает
> тем, что Иисус потребовал от богатого юноши чего-то такого, чего тот
> не смог сделать, и мало  кто  смог бы. Ведь  вы помните, что,  когда
> Он   встречает Закхея  -  богатого  человека, который объявляет, что
> он  отдаст  половину  всего  состояния  неимущим,  - то Иисус вполне
> удовлетворяется  этим.  Этот  человек  явно  получает  благословение
> Иисуса,   как  праведник (Лк.10:8-9).   А почему Иисус столько хотел
> от богатого юноши? Давайте читать внимательно: 'И вот, некто подошед
> сказал  Ему:  Учитель  Благий!  Что сделать мне доброго, чтобы иметь
> жизнь  вечную? Он же сказал ему: что ты называешь меня Благим? Никто
> не  благ,  как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную,
> соблюди  заповеди.  Говорит  Ему:  какие?' Иисус указывает заповеди,
> т.е.  Иисус  не  требует  от него ничего большего, чем требует Закон
> Ветхого  Завета, ведь даже заповедь любви тоже есть в Ветхом Завете.
> Иисус  только  объединил,   поставил  рядом  заповедь   любви к Богу
> и  к  ближнему,  а  значит,  казалось  бы,  Он  не потребовал ничего
> большего, чем тот юноша должен был выполнять независимо от того, что
> ему  скажет  Иисус.  Ничего  больше  Иисус не требует. Но тому мало.
> Юноша  говорит:  'Всё  это  я  сохранил  от  юности  моей;  чего еще
> недостает  мне?'  Он  хочет  гарантии.  Обратите внимание: он  хочет
> от  Иисуса  того,  чего  человек  не  имеет права хотеть, - гарантии
> вечной  жизни. <...>  Некий человек <...>  спросил у меня: 'А как же
> с  воображением? Как же отличить прелесть от подлинного воображения,
> когда  мы  воображением  познаем? <...>' И я мог ему ответить только
> одно:  'Если  бы  я знал правило, как отличить прелесть от истинного
> знания,  тогда бы многие проблемы были решены'. В том-то и дело, что
> каждый раз мы обязаны отвечать здесь и сейчас, что это: прелесть или
> мы  что-то  видим  реальное в своем воображении. Это каждый раз надо
> решать  здесь  и  теперь.    А  юноша  захотел  решить  проблему раз
> и  навсегда  вперед.   Вот  почему  Иисус  говорит:  тогда отдай всё
> и следуй за Мною, у тебя другого пути нет уже. Если хочешь гарантий,
> не отходи  от Меня:  вот  ты  идешь рядом с Богом - уже не удаляйся.
> Бог    здесь,    с тобой,  так  не уходи же!    Отдай всё имущество.
> На максимализм запросов  Иисус отвечает   максимализмом  требований.
> Но  именно  это  оказалось невозможным для юноши. Обратите внимание,
> здесь  не жесткость Иисуса, а абсолютная практичность. Либо ты готов
> поверить,   что,  исполняя   заповеди,  ты идешь по этому пути, либо
> ты  хочешь гарантии, чтобы тебе сейчас сказали, получишь ты или нет,
> но   тогда  уже  тебе  придется  сделать то,   что тебе не по силам.
> Даже  ученикам  путь  за  Иисусом  не  всегда был по силам (мы знаем
> соблазны  учеников  - это было, и это ничему не помешало). У доктора
> Гааза  есть  замечательный  пассаж, написанный в 1811 году в книжке,
> которая  была  посвящена  кавказским  минеральным  водам  (он изучал
> свойства  кавказских  минеральных вод). Смотрите, какой богословский
> пассаж он написал: 'Признавать зависимость человека от обстоятельств
> не  значит  отрицать  в  нём  способность  правильно  судить о вещах
> сообразно их существу  или  считать за ничто вообще  волю  человека.
> Эта  зависимость  требует  снисходительного отношения к человеческим
> заблуждениям  и слабостям'. Далее он пишет о том, что это не говорит
> хорошо  о  человеческой  природе, но надо понимать, что человеческая
> природа  такова;   надо понимать,   что у   человека  есть слабости,
> и соответственно  вести  себя по отношению к нему.   То, что  у него
> есть    слабости,  не лишает   его  действия  закона  любви.  Любовь
> и сострадание должны быть несмотря ни на что.

> На пути ко Христу есть еще одно существенное препятствие: как только
> мы  говорим,  что  главная  заповедь - заповедь любви, то, по-моему,
> почти  каждый из нас впадает в фрустрацию, либо находит очень легкое
> утешение,  поставив простой, но очевидный вопрос: как можно полюбить
> по  своей  воле?  Ведь заповедать можно только то, что человек может
> сделать   по  своей   воле.   Нельзя  мне    заповедать  вырасти еще
> на полметра. Господь от меня этого и не требует, слава Богу, - этого
> я  не  могу.  А  как  же  можно  по собственной воле любить другого?
> Объясните  мне,  пожалуйста. Вот мне некий человек неприятен, он мне
> досадил,  он  сделал мне какие-то нехорошие вещи, и я ожидаю от него
> чего-то  подобного.  Ну, я могу его простить, сказав себе: 'Ну ладно
> уж,  я  не буду к нему иметь претензий', - такое возможно. А вот как
> его  полюбить?  Что  это значит? Это же чувство! Я не могу по своему
> желанию испытывать жажду или ощущение, что я ее утолил. Казалось бы,
> невозможная   заповедь,  особенно,    когда    от меня    требуется:
> 'люби  врагов  своих'.  Казалось  бы,  нереалистично.  Неправда, это
> совершенно  реалистично, только надо понимать, что такое любовь: что
> это  не эмоция,  а добродетель.  В данном случае я цитирую слышанное
> на проповеди    православного     священника   о. Дмитрия  Смирнова.
> Он  говорил  так:   'Вот я  вас прошу, запишите на бумажке, повесьте
> у  себя  дома  и  читайте  каждый  день  по нескольку  раз: любовь -
> не  эмоция, а добродетель'. Это глубоко верные слова, это правильные
> слова, но тут можно дальше кое-что пояснить.

> У <Виктора> Франкла в книжке о смысле жизни есть замечательные слова
> о   том, что  такое  любовь.  Он говорит:  'Любовь - это  стремление
> и  способность понять другого'. Заметьте, способность понять другого
> нам  дана,  как  дары нашего разума. Итак, в разуме есть необходимые
> предпосылки. Достаточно быть только внимательным к другому. Включить
> наше   внимание   -   это   в   наших  силах.  Это  значит  не  быть
> сконцентрированным  на себе,  но уметь  смотреть   на других.  Этому
> учат  актеров. Станиславский учил актерскому  общению:  чтобы  актер
> не  был замкнут на себе, а смотрел на партнера, понимал, что партнер
> сейчас  чувствует.  Это   простая техника:    смотреть  на   другого
> и  понимать,   что он сейчас думает.  Способность понять  другого  -
> это    просто    способность    быть    внимательным,    способность
> сосредоточиться.  Стремление понять другого - это почти то же самое,
> но  рассмотренное  с  другой  стороны:  это  готовность 'включиться'
> на   другого,  включить  какие-то  свои  'валентности',  способности
> понимать,   что, собственно говоря,  человеку сейчас  нужно от меня,
> не  делаю  ли  я  чего-то, что ему крайне неприятно, неудобно. И вот
> эти-то  вещи  в  наших силах. Т.е. заповедь любви в действительности
> оказывается  не  невозможной,  а  наоборот, практически необходимой,
> потому  что  если  мы  невнимательны к другому и не стремимся понять
> человека,  с  которым  имеем  дело,  мы  же ничего не сумеем в жизни
> сделать.  Это  практически  полезная заповедь для того, чтобы решать
> какие-то  совместные дела, для того, чтобы жить в этом сложном мире,
> где  люди  разные,    где   люди  ориентируются  на разные ценности.
> Ее исполнение  помогает  разобраться,  в чём часто состоит конфликт:
> мы по-разному понимаем, что такое хорошо.

> <...> По-моему, у Геродота описано, какие разные люди персы и греки.
> Персы  тела  умерших  родителей  выставляют  на скалу или на дерево,
> чтобы   их  склевали птицы.   Для грека, эллина,  оставить тело отца
> или  близкого  человека на съедение диким зверям - это самое худшее,
> что можно сделать. Тело  нужно сжечь.  Но  для перса  сжечь  мертвое
> тело  - это ужасно, это надругательство над ним. Казалось бы, нельзя
> понять   друг друга,  и  действительно, если понимать так буквально,
> то  греки  и персы должны смотреть друг на друга как на чужаков или,
> вообще,  сумасшедших   - как  на людей,  которые  живут неправильно.
> Но  ведь  на  самом  деле  под  этими  обычаями кроется общий смысл:
> умерший  человек должен быть похоронен, смерть должна быть отмечена,
> смерть - это событие, может быть, важнейшее в жизни человека, наряду
> с   его   рождением.   В   осознании   этого  кроется  нечто  именно
> человеческое.   Звери   не   хоронят   тела   своих  собратьев,  это
> человеческая особенность.   И  вот  она-то  и оказывается общностью,
> и надо только присмотреться, чтобы  понять,  что эта общность  есть,
> но  проявляется она различно,  так,  что  люди  кажутся  чужеродными
> друг другу.

> У  нас  сейчас  общество  разделенное,  потому что в нём люди разных
> слоев,  разных культур, религий живут бок о бок. Когда люди делились
> так:  вот  деревня таких-то, вот - таких-то,  - они общались  как бы
> в монолитной культуре, в монокультуре. Но сейчас этого нет, общество
> устроено  не так, и каждый раз оказывается, что люди другой культуры
> ведут  себя    'не так',  т.е. не так, как хорошо по нашим правилам.
> И  требуется  некоторое  внимание к ним, любовь к ним, чтобы понять,
> что  под  этим  'не  так'   кроется   глубинное  'так'. Из того, что
> я  сказал,  следует,  что  решать конфликты в сложном обществе можно
> только   на  основе любви.  Это  единственный  практический  способ.
> Не   на   основе   терпимости,  потому  что  терпимость  может  быть
> безразличием. 'Ну не всё ли мне равно, как действуют вот эти дураки,
> которых  я вообще и за людей-то не считаю? Что с того, что они ведут
> себя  как-то  не  так? Плевать мне на это!' - вот к чему очень часто
> сводится  позиция  терпимого  человека.  Позиция  христианина совсем
> другая,  ее можно выразить как:  'я должен понять, что делает другой
> и почему'. <....>

> Отсюда видно, что заповедь любви - это не просто идеальная заповедь,
> мол,  вот  любите друг друга - и вы будете духовно выше, чище и сами
> станете   такими      возвышенными,   прекрасными,   что    крылышки
> сразу  вырастут.  Заповедь  любви в нашей обычной действительности -
> это заповедь практического поведения. Я прошу прощения, что я как бы
> немножко снижаю христианство, я пытаюсь перевести это в практический
> план,  и  я  думаю, что так очень стоит читать Евангелие: видеть там
> практические  рецепты    (причем практические рецепты   там  никогда
> не  даются  в  виде  формул на все случаи жизни). Формулу можно дать
> только   очень   предельную,   максималистичную,   поэтому  Нагорная
> проповедь   такая   максималистская.  Наше  поведение  в  конкретной
> ситуации  должно  быть подчинено  этому  максималистскому  принципу,
> но  учитывать   реальные,    конкретные    обстоятельства.  И здесь,
> может  быть,  не надо залетать слишком высоко и пытаться делать вещи
> непосильные,  поднимать  камень,  который  мы просто сейчас не можем
> поднять.  От  этого  только  хуже  бывает. Мне кажется, такой способ
> очень  хорош,    но   надо  только  не забывать при этом  одну вещь:
> что моральное практическое поведение возможно только при абсолютизме
> оценок,     при  понимании    того,   что    наши   оценки  основаны
> не  на  человеческих     правилах,      не  на человеческом   опыте,
> а  на  существовании  Бога  как  Абсолюта. Поэтому абсолютизм оценок
> нельзя  никак  ослабить.  Нельзя никак уменьшить ригоризм требований
> к себе.    Но   дальше  в практической жизни надо не себя возвышать,
> а  реализовывать   в  действиях  то, что  заповедано, и  так,  чтобы
> эти  действия для других выглядели  бы  не соблазном, но побуждением
> к  следованию  тем  же  заповедям. А для этого полезно еще и еще раз
> обращаться  к  евангельским  эпизодам  как  ориентирам практического
> поведения.
        [ Юлий Анатольевич Шрейдер.
          Евангелие - учебник реалистического отношения к жизни
          www.bible-center.ru/article/gospel ]



к евангельскому чтению воскресенья:
 * Яков Кротов: любить врагов
    www.messia.ru/rasylka/006/1646.htm#0
                               (+ ссылки!)

                               
        -------------------------------------
        * параллели к еванг. чтению: Мф.5:44-48;
          эпизод N50 по "Брюссельскому согласованию"
          ( www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#50 )  




        23 1 Потом Иисус обратился к народу и к Своим ученикам:

        2 -  Учителя Закона и фарисеи по праву сели на Моисеево место.
        (3) Поэтому слушайтесь их и во всем поступайте так, как они
        вам велят, но делам их не подражайте, потому что сами они
        не исполняют того, чему учат.= (4) Они громоздят ношу на ношу
        и взваливают их на плечи людей, а сами и палец о палец
        не ударят. (5) А если что и делают, то лишь для того, чтобы
        это видели люди. Потому-то они, когда молятся, надевают на лоб
        и на руку коробочки шире, чем у других, и кисти на одежде
        у них длиннее. (6) Они любят на пиру сидеть на почетных местах
        и в первом ряду в синагогах (7) и чтобы их почтительно
        приветствовали на площадях, а люди звали их: "Учитель".

                8 А вас пусть не зовут "учитель",
                   потому что вы все братья друг другу
                   и у вас один лишь Учитель.
                9 И "отцом" никого на земле не зовите  -
                   у вас лишь один Небесный Отец.
                10 И пусть не зовут вас "наставниками",
                   потому что у вас один лишь Наставник  -
                   Помазанник Божий.
                11 А кто из вас самый главный,
                   пусть будет слугой вам.
                12 Всякий, кто возвышает себя,
                   будет унижен,
                а кто принижает себя,
                   тот возвысится.

                                           (перевод "Радостная Весть")

к Мф.23:1-12
 * Яков Кротов: Магическое отношение к именам
    www.messia.ru/rasylka/006/1618.htm (+ссылки!)
 * подробный разбор темы о понимании слов
    "Не называйте никого 'учителем' и 'отцом'!"
      www.messia.ru/r2/2/128.htm#0 & www.messia.ru/r2/2/130.htm




# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Я научился довольствоваться тем, что есть,
 умею жить и в нужде и в достатке.
 Я всё прошел и ко всему готов:
 к сытости и к голоду, к достатку и к нужде.
 Всё могу благодаря Тому, кто дает мне силы.
 И всё же вы хорошо сделали, что разделили мои невзгоды.* (Флп.4:11-14)
                                * * *
*Иисус, устремив глаза на учеников, заговорил:
"Как счастливы бедные! / Царство Бога ваше.
 Как счастливы те, кто голоден теперь! / Бог вас насытит.
 Как счастливы те, кто плачет теперь! / Вы будете смеяться.
 Так будьте же счастливы, / когда ненавидят вас люди
 и когда изгоняют вас, оскорбляют / и чернят ваше имя -
 и всё это из-за Сына человеческого.
 Радуйтесь в тот день, прыгайте от радости!
  Вас ждет на небесах великая награда!
 Ведь точно так же поступали с пророками / отцы этих людей.
 И, напротив, г`оре вам, богатые! / Вы уже натешились вдоволь.
 Г`оре вам, кто сыт теперь! / Вы будете голодать.
 Г`оре вам, кто смеется теперь! / Вы будете рыдать и плакать.
 Г`оре вам, когда хвалят вас все люди!
  Ведь точно так же хвалили лжепророков отцы этих людей.
 Но вам, тем, кто слушает Меня, говорю Я:
 люб`ите своих врагов, / делайте добро тем, кто вас ненавидит,
 благословляйте тех, кто вас проклинает,
  мол`итесь за тех, кто вас оскорбляет.
 Тому, кто ударит тебя по щеке, / подставь другую
 и, если кто отнимает плащ, / не препятствуй забрать и рубашку.
 Всем, кто просит у тебя,
  дай и, если отнимает твое, не требуй обратно.
 Всё, что хотите, чтобы делали для вас люди, / делайте для них и вы.
 Если вы л`юбите тех, кто любит вас, / в чём тут ваша заслуга?
  Ведь и грешники любят тех, кто их любит.
 И если вы помогаете только тем, кто помогает вам,
  в чём тут ваша заслуга? / И грешники делают то же.
 И если вы даете взаймы только тем,
 от кого надеетесь получить обратно, / в чём тут ваша заслуга?
 И грешники грешникам дают взаймы,
  чтобы потом получить долг обратно.
 А вы поступайте не так! / Люб`ите своих врагов,
 помогайте и давайте взаймы, / ни на что не надеясь в ответ.
 Тогда вас ждет великая награда: / вы будете сынами Всевышнего,
  который добр даже к неблагодарным и злым.
 Будьте милосердны, / как милосерден ваш Отец.
 Всё, что хотите, чтобы делали для вас люди, / делайте для них и вы.
 Если вы любите тех, кто любит вас, / в чём тут ваша заслуга?
  Ведь и грешники любят тех, кто их любит.
 И если вы помогаете только тем, кто помогает вам,
  в чём тут ваша заслуга? / И грешники делают то же.
 И если вы даете взаймы только тем,
  от кого надеетесь получить обратно, / в чём тут ваша заслуга?
 И грешники грешникам дают взаймы, /чтобы потом получить долг обратно.
 А вы поступайте не так! / Люб`ите своих врагов,
 помогайте и давайте взаймы, / ни на что не надеясь в ответ.
 Тогда вас ждет великая награда: / вы будете сынами Всевышнего, /
 который добр даже к неблагодарным и злым.
 Будьте милосердны, / как милосерден ваш Отец". (Лк.6:20-36)
                                * * *
'Болтовня может ранить, как  меч, * а слова мудрецов - исцеляют'.
                                                            (Пр.12:18)
             *********************************************

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/007/1991.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * *  Форум /гостевая книга сайта:    www.messia.ru/razd/forum.htm


Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
          www.messia.ru/pomoch.htm#0

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»