=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
ХРИСТОС
ВОСКРЕС!
* 1 октября 2007 г. ст.ст.,
воскресенье 20-е по Пятидесятнице.
Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
(празднуется только в церквях российской традиции)
литургические чтения: Гал.1:11-19;
Лк.6:31-36
* (19-го воскр.);
(праздника:) Евр.9:1-7;
Лк.10:38-42;
11:27-28.
{Память прп. Романа Сладкопевца, + ок. 556}.
* 2 октября 2007 г. ст.ст., понедельник 21-й седмицы по
Пятидесятнице.
литургические чтения: Флп.4:10-23;
Лк.6:24-30 (20-й седм.).
+ + + свящ. Александр Шмеман: Покров Богородицы
www.messia.ru/rasylka/006/1645.htm
(+ссылки!)
+
+ + Прп. Роман Сладкопевец
krotov.info/spravki/persons/06person/0555roma.html
к апостольскому чтению воскресенья:
+ + + В.Н.Кузнецова: ...но Бог решил... (Гал.1:11-15)
www.messia.ru/rasylka/003/587.htm#0
+ + + Она же: Сын Божий. Призвание ап. Павла (:16-17)
www.messia.ru/rasylka/004/951.htm#0
+ + + Мартин Лютер: вопрос об ОПРАВДАНИИ...
www.messia.ru/rasylka/005/1313.htm#0
///*********************************************************\\\
| ССЫЛКИ по темам чтения из Флп.4
:
|
:
|| > Прп. Амвросий Оптинский:
:
||| +Начало радости - быть довольным своим положением
:
|||| www.messia.ru/rasylka/002/226.htm#0
:
|| > Cаймон Тагуэлл:
:
||| +Цепляться за частичные блага попросту мелко
:
|||| www.messia.ru/rasylka/002/089.htm#0
:
||| +Господь просит нас быть готовыми отдать то, что имеем
:
|||| www.messia.ru/rasylka/002/153.htm#0
/
|| > Свящ. Александр Мень:
/
||| +надо быть готовым к отказу...
/
|||| www.messia.ru/rasylka/002/191.htm#0
/
|| > В.Н.Кузнецова:
/
||| +Бедные ради Госпсода
/
|||| www.messia.ru/rasylka/003/465.htm#0
/
|| > Свящ. Александр Мень:
/
||| +Сила Божьего слова
//
|||| www.messia.ru/rasylka/002/283.htm#0
//
================================================/
к евангельскому чтению понедельника (Лк.6:24-30):
+++ св. Марк Подвижник: Горе богатым!
www.messia.ru/rasylka/006/1647.htm#0
+++ свящ. Александр Мень: Горе вам, пресыщенные ныне!..
www.messia.ru/rasylka/005/1294.htm#0
+++ Фрагменты из разных авторов о Лк.6:24-26 (возглашения "горя")
www.messia.ru/rasylka/rzerv/lu6_24-26.txt
+++ Яков Кротов: ХРИСТИАНСТВО И ПАЦИФИЗМ (2)
www.messia.ru/rasylka/004/945.htm#0
+++ Саймон Тагуэлл: Почему Христос должен был пострадать?
www.messia.ru/rasylka/003/581.htm#0
+++ Митр. Антоний Блум: нет врагов!
www.messia.ru/rasylka/002/220a.htm#0
+++ Д.Бонхёффер о любви к врагам + еще ссылки по теме
www.messia.ru/rasylka/003/580.htm#0
-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --
-- --
Этот выпуск посвящен евангельскому чтению Лк.6:31-36
и фрагменту из Ев. от Матфея, 22:34 - 23:12.
34 Фарисеи, узнав,
что Иисус вынудил умолкнуть саддукеев,
собрались все вместе. (35) Один из них,
учитель Закона, решив
поймать Его на слове, спросил:
36 - Учитель, какая заповедь в Законе
самая великая?
37 - "Люби Господа, Бога твоего, всем
сердцем, всей душой
и всеми своими помыслами", - ответил Иисус.
- (38)Вот первая
и величайшая заповедь. (39) И вторая такая
же: "Люби
ближнего, как самого себя". (40) Весь Закон
и Пророки стоят
на этих двух заповедях.
41 Иисус спросил фарисеев, которые собрались
вокруг Него:
42 - Что вы думаете о Помазаннике?
Чей Он потомок?
- Давида, - отвечают
они.
43 - Так почему же Давид, движимый
Духом Божьим, называет Его
Господином?
44 "Сказал Господь
моему Господину:
"Сиди по правую
руку Мою,
пока не повергну
Твоих врагов к Твоим ногам"".
45 Так вот, раз Давид называет Его Господином,
какой же Он ему
потомок?
46 И никто не смог ничего возразить Ему
на это. С тех пор
ни один человек не решался задавать Ему
вопросы.
(перевод "Радостная Весть")
> <... известная историю о богатом
юноше (Мф.19:16-22)> многих смущает
> тем, что Иисус потребовал от богатого
юноши чего-то такого, чего тот
> не смог сделать, и мало кто
смог бы. Ведь вы помните, что, когда
> Он встречает Закхея -
богатого человека, который объявляет, что
> он отдаст половину всего
состояния неимущим, - то Иисус вполне
> удовлетворяется этим. Этот
человек явно получает благословение
> Иисуса, как праведник
(Лк.10:8-9). А почему Иисус столько хотел
> от богатого юноши? Давайте читать
внимательно: 'И вот, некто подошед
> сказал Ему: Учитель Благий!
Что сделать мне доброго, чтобы иметь
> жизнь вечную? Он же сказал ему:
что ты называешь меня Благим? Никто
> не благ, как только один
Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную,
> соблюди заповеди. Говорит
Ему: какие?' Иисус указывает заповеди,
> т.е. Иисус не требует
от него ничего большего, чем требует Закон
> Ветхого Завета, ведь даже заповедь
любви тоже есть в Ветхом Завете.
> Иисус только объединил,
поставил рядом заповедь любви к Богу
> и к ближнему, а
значит, казалось бы, Он не потребовал
ничего
> большего, чем тот юноша должен был
выполнять независимо от того, что
> ему скажет Иисус. Ничего
больше Иисус не требует. Но тому мало.
> Юноша говорит: 'Всё это
я сохранил от юности моей; чего
еще
> недостает мне?' Он хочет
гарантии. Обратите внимание: он хочет
> от Иисуса того, чего
человек не имеет права хотеть, - гарантии
> вечной жизни. <...> Некий
человек <...> спросил у меня: 'А как же
> с воображением? Как же отличить
прелесть от подлинного воображения,
> когда мы воображением
познаем? <...>' И я мог ему ответить только
> одно: 'Если бы я
знал правило, как отличить прелесть от истинного
> знания, тогда бы многие проблемы
были решены'. В том-то и дело, что
> каждый раз мы обязаны отвечать здесь
и сейчас, что это: прелесть или
> мы что-то видим реальное
в своем воображении. Это каждый раз надо
> решать здесь и теперь.
А юноша захотел решить проблему
раз
> и навсегда вперед.
Вот почему Иисус говорит: тогда отдай всё
> и следуй за Мною, у тебя другого пути
нет уже. Если хочешь гарантий,
> не отходи от Меня: вот
ты идешь рядом с Богом - уже не удаляйся.
> Бог здесь, с
тобой, так не уходи же! Отдай всё имущество.
> На максимализм запросов Иисус
отвечает максимализмом требований.
> Но именно это оказалось
невозможным для юноши. Обратите внимание,
> здесь не жесткость Иисуса, а
абсолютная практичность. Либо ты готов
> поверить, что, исполняя
заповеди, ты идешь по этому пути, либо
> ты хочешь гарантии, чтобы тебе
сейчас сказали, получишь ты или нет,
> но тогда уже тебе
придется сделать то, что тебе не по силам.
> Даже ученикам путь за
Иисусом не всегда был по силам (мы знаем
> соблазны учеников - это
было, и это ничему не помешало). У доктора
> Гааза есть замечательный
пассаж, написанный в 1811 году в книжке,
> которая была посвящена
кавказским минеральным водам (он изучал
> свойства кавказских минеральных
вод). Смотрите, какой богословский
> пассаж он написал: 'Признавать зависимость
человека от обстоятельств
> не значит отрицать в
нём способность правильно судить о вещах
> сообразно их существу или считать
за ничто вообще волю человека.
> Эта зависимость требует
снисходительного отношения к человеческим
> заблуждениям и слабостям'. Далее
он пишет о том, что это не говорит
> хорошо о человеческой
природе, но надо понимать, что человеческая
> природа такова; надо
понимать, что у человека есть слабости,
> и соответственно вести себя
по отношению к нему. То, что у него
> есть слабости, не
лишает его действия закона любви. Любовь
> и сострадание должны быть несмотря
ни на что.
> На пути ко Христу есть еще одно существенное
препятствие: как только
> мы говорим, что главная
заповедь - заповедь любви, то, по-моему,
> почти каждый из нас впадает
в фрустрацию, либо находит очень легкое
> утешение, поставив простой,
но очевидный вопрос: как можно полюбить
> по своей воле? Ведь
заповедать можно только то, что человек может
> сделать по своей
воле. Нельзя мне заповедать вырасти
еще
> на полметра. Господь от меня этого
и не требует, слава Богу, - этого
> я не могу. А как
же можно по собственной воле любить другого?
> Объясните мне, пожалуйста.
Вот мне некий человек неприятен, он мне
> досадил, он сделал мне
какие-то нехорошие вещи, и я ожидаю от него
> чего-то подобного. Ну,
я могу его простить, сказав себе: 'Ну ладно
> уж, я не буду к нему иметь
претензий', - такое возможно. А вот как
> его полюбить? Что это
значит? Это же чувство! Я не могу по своему
> желанию испытывать жажду или ощущение,
что я ее утолил. Казалось бы,
> невозможная заповедь, особенно,
когда от меня требуется:
> 'люби врагов своих'. Казалось
бы, нереалистично. Неправда, это
> совершенно реалистично, только
надо понимать, что такое любовь: что
> это не эмоция, а добродетель.
В данном случае я цитирую слышанное
> на проповеди православного
священника о. Дмитрия Смирнова.
> Он говорил так:
'Вот я вас прошу, запишите на бумажке, повесьте
> у себя дома и читайте
каждый день по нескольку раз: любовь -
> не эмоция, а добродетель'. Это
глубоко верные слова, это правильные
> слова, но тут можно дальше кое-что
пояснить.
> У <Виктора> Франкла в книжке
о смысле жизни есть замечательные слова
> о том, что такое любовь.
Он говорит: 'Любовь - это стремление
> и способность понять другого'.
Заметьте, способность понять другого
> нам дана, как дары
нашего разума. Итак, в разуме есть необходимые
> предпосылки. Достаточно быть только
внимательным к другому. Включить
> наше внимание -
это в наших силах. Это значит не
быть
> сконцентрированным на себе,
но уметь смотреть на других. Этому
> учат актеров. Станиславский
учил актерскому общению: чтобы актер
> не был замкнут на себе, а смотрел
на партнера, понимал, что партнер
> сейчас чувствует. Это
простая техника: смотреть на другого
> и понимать, что он сейчас
думает. Способность понять другого -
> это просто способность
быть внимательным, способность
> сосредоточиться. Стремление
понять другого - это почти то же самое,
> но рассмотренное с другой
стороны: это готовность 'включиться'
> на другого, включить
какие-то свои 'валентности', способности
> понимать, что, собственно говоря,
человеку сейчас нужно от меня,
> не делаю ли я чего-то,
что ему крайне неприятно, неудобно. И вот
> эти-то вещи в наших
силах. Т.е. заповедь любви в действительности
> оказывается не невозможной,
а наоборот, практически необходимой,
> потому что если мы
невнимательны к другому и не стремимся понять
> человека, с которым имеем
дело, мы же ничего не сумеем в жизни
> сделать. Это практически
полезная заповедь для того, чтобы решать
> какие-то совместные дела, для
того, чтобы жить в этом сложном мире,
> где люди разные,
где люди ориентируются на разные ценности.
> Ее исполнение помогает разобраться,
в чём часто состоит конфликт:
> мы по-разному понимаем, что такое
хорошо.
> <...> По-моему, у Геродота описано,
какие разные люди персы и греки.
> Персы тела умерших родителей
выставляют на скалу или на дерево,
> чтобы их склевали птицы.
Для грека, эллина, оставить тело отца
> или близкого человека
на съедение диким зверям - это самое худшее,
> что можно сделать. Тело нужно
сжечь. Но для перса сжечь мертвое
> тело - это ужасно, это надругательство
над ним. Казалось бы, нельзя
> понять друг друга, и
действительно, если понимать так буквально,
> то греки и персы должны
смотреть друг на друга как на чужаков или,
> вообще, сумасшедших -
как на людей, которые живут неправильно.
> Но ведь на самом
деле под этими обычаями кроется общий смысл:
> умерший человек должен быть
похоронен, смерть должна быть отмечена,
> смерть - это событие, может быть,
важнейшее в жизни человека, наряду
> с его рождением.
В осознании этого кроется нечто именно
> человеческое. Звери
не хоронят тела своих собратьев, это
> человеческая особенность. И
вот она-то и оказывается общностью,
> и надо только присмотреться, чтобы
понять, что эта общность есть,
> но проявляется она различно,
так, что люди кажутся чужеродными
> друг другу.
> У нас сейчас общество
разделенное, потому что в нём люди разных
> слоев, разных культур, религий
живут бок о бок. Когда люди делились
> так: вот деревня таких-то,
вот - таких-то, - они общались как бы
> в монолитной культуре, в монокультуре.
Но сейчас этого нет, общество
> устроено не так, и каждый раз
оказывается, что люди другой культуры
> ведут себя 'не
так', т.е. не так, как хорошо по нашим правилам.
> И требуется некоторое
внимание к ним, любовь к ним, чтобы понять,
> что под этим 'не
так' кроется глубинное 'так'. Из того, что
> я сказал, следует, что
решать конфликты в сложном обществе можно
> только на основе любви.
Это единственный практический способ.
> Не на основе
терпимости, потому что терпимость может быть
> безразличием. 'Ну не всё ли мне равно,
как действуют вот эти дураки,
> которых я вообще и за людей-то
не считаю? Что с того, что они ведут
> себя как-то не так?
Плевать мне на это!' - вот к чему очень часто
> сводится позиция терпимого
человека. Позиция христианина совсем
> другая, ее можно выразить как:
'я должен понять, что делает другой
> и почему'. <....>
> Отсюда видно, что заповедь любви -
это не просто идеальная заповедь,
> мол, вот любите друг друга
- и вы будете духовно выше, чище и сами
> станете такими
возвышенными, прекрасными, что крылышки
> сразу вырастут. Заповедь
любви в нашей обычной действительности -
> это заповедь практического поведения.
Я прошу прощения, что я как бы
> немножко снижаю христианство, я пытаюсь
перевести это в практический
> план, и я думаю,
что так очень стоит читать Евангелие: видеть там
> практические рецепты
(причем практические рецепты там никогда
> не даются в виде
формул на все случаи жизни). Формулу можно дать
> только очень предельную,
максималистичную, поэтому Нагорная
> проповедь такая максималистская.
Наше поведение в конкретной
> ситуации должно быть подчинено
этому максималистскому принципу,
> но учитывать реальные,
конкретные обстоятельства. И здесь,
> может быть, не надо залетать
слишком высоко и пытаться делать вещи
> непосильные, поднимать камень,
который мы просто сейчас не можем
> поднять. От этого только
хуже бывает. Мне кажется, такой способ
> очень хорош, но
надо только не забывать при этом одну вещь:
> что моральное практическое поведение
возможно только при абсолютизме
> оценок, при понимании
того, что наши оценки основаны
> не на человеческих
правилах, не на человеческом
опыте,
> а на существовании Бога
как Абсолюта. Поэтому абсолютизм оценок
> нельзя никак ослабить.
Нельзя никак уменьшить ригоризм требований
> к себе. Но дальше
в практической жизни надо не себя возвышать,
> а реализовывать в действиях
то, что заповедано, и так, чтобы
> эти действия для других выглядели
бы не соблазном, но побуждением
> к следованию тем же
заповедям. А для этого полезно еще и еще раз
> обращаться к евангельским
эпизодам как ориентирам практического
> поведения.
[ Юлий Анатольевич Шрейдер.
Евангелие - учебник реалистического
отношения к жизни
www.bible-center.ru/article/gospel
]
к евангельскому чтению воскресенья:
* Яков Кротов: любить врагов
www.messia.ru/rasylka/006/1646.htm#0
(+ ссылки!)
-------------------------------------
* параллели к еванг. чтению:
Мф.5:44-48;
эпизод N50 по "Брюссельскому согласованию"
( www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#50
)
23 1 Потом Иисус обратился
к народу и к Своим ученикам:
2 - Учителя Закона и фарисеи по праву
сели на Моисеево место.
(3) Поэтому слушайтесь их и во всем поступайте
так, как они
вам велят, но делам их не подражайте, потому
что сами они
не исполняют того, чему учат.= (4) Они громоздят
ношу на ношу
и взваливают их на плечи людей, а сами и
палец о палец
не ударят. (5) А если что и делают, то лишь
для того, чтобы
это видели люди. Потому-то они, когда молятся,
надевают на лоб
и на руку коробочки шире, чем у других,
и кисти на одежде
у них длиннее. (6) Они любят на пиру сидеть
на почетных местах
и в первом ряду в синагогах (7) и чтобы
их почтительно
приветствовали на площадях, а люди звали
их: "Учитель".
8 А вас пусть
не зовут "учитель",
потому
что вы все братья друг другу
и
у вас один лишь Учитель.
9 И "отцом"
никого на земле не зовите -
у
вас лишь один Небесный Отец.
10 И пусть не
зовут вас "наставниками",
потому
что у вас один лишь Наставник -
Помазанник
Божий.
11 А кто из
вас самый главный,
пусть
будет слугой вам.
12 Всякий, кто
возвышает себя,
будет
унижен,
а кто принижает
себя,
тот
возвысится.
(перевод "Радостная Весть")
к Мф.23:1-12
* Яков Кротов: Магическое отношение к именам
www.messia.ru/rasylka/006/1618.htm
(+ссылки!)
* подробный разбор темы о понимании слов
"Не называйте никого 'учителем' и 'отцом'!"
www.messia.ru/r2/2/128.htm#0
& www.messia.ru/r2/2/130.htm
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах
-
в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы...
#
--
Желаю всяческих успехов!
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru
Александр Поляков, священник
ICQ # 112678438
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
---------------------------------------------
*Я научился довольствоваться тем, что есть,
умею жить и в нужде и в достатке.
Я всё прошел и ко всему готов:
к сытости и к голоду, к достатку и к нужде.
Всё могу благодаря Тому, кто дает мне силы.
И всё же вы хорошо сделали, что разделили мои невзгоды.* (Флп.4:11-14)
* * *
*Иисус, устремив глаза на учеников, заговорил:
"Как счастливы бедные! / Царство Бога ваше.
Как счастливы те, кто голоден теперь! / Бог вас насытит.
Как счастливы те, кто плачет теперь! / Вы будете смеяться.
Так будьте же счастливы, / когда ненавидят вас люди
и когда изгоняют вас, оскорбляют / и чернят ваше имя -
и всё это из-за Сына человеческого.
Радуйтесь в тот день, прыгайте от радости!
Вас ждет на небесах великая награда!
Ведь точно так же поступали с пророками / отцы этих людей.
И, напротив, г`оре вам, богатые! / Вы уже натешились вдоволь.
Г`оре вам, кто сыт теперь! / Вы будете голодать.
Г`оре вам, кто смеется теперь! / Вы будете рыдать и плакать.
Г`оре вам, когда хвалят вас все люди!
Ведь точно так же хвалили лжепророков отцы этих людей.
Но вам, тем, кто слушает Меня, говорю Я:
люб`ите своих врагов, / делайте добро тем, кто вас ненавидит,
благословляйте тех, кто вас проклинает,
мол`итесь за тех, кто вас оскорбляет.
Тому, кто ударит тебя по щеке, / подставь другую
и, если кто отнимает плащ, / не препятствуй забрать и рубашку.
Всем, кто просит у тебя,
дай и, если отнимает твое, не требуй обратно.
Всё, что хотите, чтобы делали для вас люди, / делайте для них
и вы.
Если вы л`юбите тех, кто любит вас, / в чём тут ваша заслуга?
Ведь и грешники любят тех, кто их любит.
И если вы помогаете только тем, кто помогает вам,
в чём тут ваша заслуга? / И грешники делают то же.
И если вы даете взаймы только тем,
от кого надеетесь получить обратно, / в чём тут ваша заслуга?
И грешники грешникам дают взаймы,
чтобы потом получить долг обратно.
А вы поступайте не так! / Люб`ите своих врагов,
помогайте и давайте взаймы, / ни на что не надеясь в ответ.
Тогда вас ждет великая награда: / вы будете сынами Всевышнего,
который добр даже к неблагодарным и злым.
Будьте милосердны, / как милосерден ваш Отец.
Всё, что хотите, чтобы делали для вас люди, / делайте для них
и вы.
Если вы любите тех, кто любит вас, / в чём тут ваша заслуга?
Ведь и грешники любят тех, кто их любит.
И если вы помогаете только тем, кто помогает вам,
в чём тут ваша заслуга? / И грешники делают то же.
И если вы даете взаймы только тем,
от кого надеетесь получить обратно, / в чём тут ваша заслуга?
И грешники грешникам дают взаймы, /чтобы потом получить долг обратно.
А вы поступайте не так! / Люб`ите своих врагов,
помогайте и давайте взаймы, / ни на что не надеясь в ответ.
Тогда вас ждет великая награда: / вы будете сынами Всевышнего,
/
который добр даже к неблагодарным и злым.
Будьте милосердны, / как милосерден ваш Отец". (Лк.6:20-36)
* * *
'Болтовня может ранить, как меч, * а слова мудрецов - исцеляют'.
(Пр.12:18)
*********************************************
* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/007/1991.htm#0
Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm
Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
www.messia.ru/pomoch.htm#0
|