=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
                  и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

* 05 января   2008 г. ст.ст., пятница.
  {Навечерие Богоявления.}
  литургические чтения: 1Кор.9:19-27; Лк.3:1-18 *.
  {Память пророка Михея (IX в. до Р.Х.).}



        3 1 В пятнадцатый год правления императора Тиберия, когда
        Иудеей управлял Понтий Пилат, и Ирод был тетрархом Галилеи,
        а его брат Филипп - тетрархом областей Итурея и Трахонитида,
        Лисаний - тетрархом Абилены, 2 при первосвященнике Анне
        и Кайафе, Бог в пустыне обратил Свое слово к Иоанну,
        сыну Захарии. 3 И тот стал обходить земли вдоль Иордана,
        призывая людей обратиться к Богу и в знак этого омыться,
        чтобы получить прощение грехов. 4 В книге пророка Исайи
        написано так:

                "Голос глашатая в пустыне:
                'Проложите путь Господу,
                    прямыми сделайте Его тропы:
                5 пусть засыплют ущелье,
                    а холм и гору сровняют с землей,
                пусть выпрямят повороты,
                    пусть сгладят ухабы -
                6 тогда увидят все живущие спасение от Бога'".

                                              (перевод В.Н.Кузнецовой)
                            www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/lu1.htm#3:1



>                             ПРЯМЫЕ СТЕЗИ

> Первоначально  "прямые  пути"    было   сказано  об исходе  из Плена
> в  538  г. - имелся в виду путь из Вавилона в Иерусалим, проходивший
> через  пустыню. Идти прямо, идти кратчайшим путём не для того, чтобы
> скорее  очутиться  на родине, а чтобы идти в Духе Божием, чтобы идти
> не  ради  себя,  а  ради  Высшего,  чтобы и после   возвращения жить
> не по-мещански, а религиозно.

> Слова  Евангелия о прямых стезях не представляют особых затруднений,
> пока  мы  думаем  лишь  о  себе.   Да,   мы плохие, мы  испорченные,
> мы  кривые.  Мы  должны  исправиться - распрямиться, чтобы сделаться
> достойными откровения.

> Затруднения  начинаются,  когда  мы  отрываем  взгляд от собственной
> персоны,  хотя  это  тяжело и непривычно, и обращаемся к Откровению.
> Даже  те  из  нас,  кто вырос вне Церкви, вне культа, через культуру
> впитал  дух  и  образ  этого Откровения, его высочайшие нравственные
> нормы,  еще  до обращение к Богу знает, что Он милосерден и истинен.
> Но,  странным  образом,  именно  то,  что  дано  Богом в Откровении,
> побуждает  нас  предъявлять  Откровению  -  и, следовательно, Богу -
> претензии.

> Что   будет  с  тем,   кто   не  исправился,   кто    не выпрямился?
> Они  пострадают,  а может быть и вообще погибнут при встрече с Богом
> Откровения, как погибнет шатающийся по мостовой пьяный под колеса<ми> 
> стрелой  мчащегося  автомобиля.  Выходит,  откровение  - нечто вроде
> прокрустова   ложа из античной мифологии, и чем откровение  полнее -
> а  в  Новом  Завете  оно,  безусловно,  дает  более  полный  и более
> привлекательный  образ  Бога  -   тем оно более жестоко по отношению
> к  противящимся ему? Жестокость ветхозаветных воителей в этом смысле
> куда  простодушнее  и  простительнее,  ибо это жестокость жестоких -
> самой  же  ужасной оказывается жестокость кроткого Иисуса. С Иисусом
> Навином  еще  можно было договориться о перемирии, с Иисусом Христом
> зло помириться не сможет ни на секунду, даже если бы захотело.

> Нужно  очень  пристально  вглядеться  в  Откровение  и  себя,  чтобы
> свыкнуться с тем, что прямизна - Божья, а кривизна - наша, и "вместе
> им  не  сойтись".  Именно  свыкнуться,  не  понять,  ибо понять грех
> невозможно,  особенно свой.  Свыкнуться, чтобы от осмысления перейти
> к исправлению,  переведя  проблему из теории  в практику. Свыкнуться
> с  тем,  что  Бог  есть  Бог, а человек есть человек, и единственная
> возможность человеку быть прямым - приготовить в себе дорогу Богу.

> Когда же  мы  свыкаемся   с этим и  научаемся  покаянию -  а   часто
> и  до  наступления  такой  замечательной  поры,  иногда  же и раньше
> первого  искушения  -  приходит вторая, прямо противоположная первой
> претензия к Откровению. От нас требуется прямизна - но прямо ли само
> Откровение?    Весь   Ветхий  Завет,  начиная со сказания  о Потопе,
> есть  Откровение о Боге  карающем,  убивающем, постоянно  спасающем,
> но  спасающем постоянно лишь меньшинство. Бог дает обетованную землю
> не  на  блюдечке  с голубой каемочкой, а на поле сражений, где гниют
> трупы  и  коричневеет  кровь человеческая. Бог через пророка Самуила
> приказывает Саулу истребить племя,   мешавшее иудеям войти в Ханаан,
> и сам пророк отрубает голову вражескому царю, которого пощадил Саул.
> Бог более жесток, чем Саул? Самуил ошибился в понимании воли Божией?
> Ведь  именно  в  рассказе  об  этой "священной войне" впервые звучат
> замечательные  духовные слова о том,   что  послушание воле   Божией
> выше  жертвы  Ему - только воля-то Божия оказывается не в том, чтобы
> накормить  голодного,  а  в том,  чтобы убить иноплеменника.  Такова
> Его "прямизна"?

> Конечно,  Откровение  далеко  не  всегда воспринималось и понималось
> точно.   Достаточно  прочесть  "мессианские"  места  Ветхого Завета,
> чтобы  поразиться  тому,   насколько все же пророки плохо  понимали,
> что   говорит    им  Дух,   кто такой  будет  Спаситель.    Из суммы
> этих   мессианских  мест  не  составить  Евангелия.  Но  жестокость,
> бескомпромиссность, кровавость составляют не случайный, человеческий
> элемент Ветхого Завета, не могут быть списаны лишь на искажение Духа
> в восприятии  людей  -   ими  осуществляются самые  главные  события
> в  жизни  богоизбранного  народа.  И  слабым утешением (и уж никаким
> оправданием)  является  то,  что сама способность ужаснуться Ветхому
> Завету  дана  нам не собственным благородством, а откровением Завета
> Нового.  Ведь   Заветы эти -  с одним Богом,  ведь откровения ветхое
> и новое (как и личное откровение каждого христианина) - одно, одного
> Духа  Божия,  ведь  слова  о  "прямых стезях" есть цитата из Ветхого
> Завета.

> Да,   пути Божии прямы лишь издалека.  Когда мы приглядываемся к ним
> в  Библии,  поражает  их  кривизна - аморальность, жестокость. Более
> того,   когда  Бог  движется в нашей  собственной жизни, мы мучаемся
> и   страдаем, и  понимаем,  что  страдания   наши -  крест, но крест
> от Бога. Объяснить жестокость Бога Ветхого Завета - значит объяснить
> жестокость  Бога  моего.  Понять,  почему  Бог  повелевал истреблять
> амаликитян  -  значит  понять, почему Бог в моей жизни слишком часто
> проявляется  как начало истребляющее, а не творящее, не милосердное,
> ревнивое, бойцовское.

> Кровавая  бойня  амаликитян  -  трагедия.  Сказать,  что путь  Божий
> был прям и праведен здесь - значит солгать.  Бог шел  кривыми путями
> и  по сей день часто ходит ими. Откровение жестоко и мрачно не реже,
> чем  милосердно  и светло, а в эпоху ветхозаветную оно почти никогда
> не было   милосердным    к  людям.  Мы     пьяницы,   мы   шатаемся,
> но  и  автомобиль  мчится по  улице   не прямо,    а делая    резкие
> и угрожающие нам повороты, а то и сбивая пешеходов.

> Только  опустившись  до  этого   дна,    только   посмотрев  в глаза
> этой  истине,   только избавившись  от лести откровению, мы понимаем
> всю  глубину и весь смысл призыва: "Прямыми сделайте стези Господу".
> Господь идет в мир спасти нас, идет по тем путям, которые существуют
> в  мире.  Если  бы  Он  хотел нас уничтожить и установить Свои пути,
> проблем  не было бы - но Он идет спасти. Именно ради нас Он вынужден
> двигаться  по  кривым  дорогам,  не  дожидаясь, когда Ему приготовят
> прямой  путь.   Моё личное  покаяние,  оказывается,  нужно не только
> для  спасения  меня  -    и  не столько для моего личного спасения -
> я  выпрямляю дорогу Бога ко всем людям. У Бога нет выбора: Он знает,
> что  амаликитяне  так  или  иначе погибнут, что кровь и жестокость -
> единственные  реалии падшего мира, которые упразднить в силах только
> сами люди. И Он строит спасение из того кровавого материала, который
> есть.   Он  обещает  землю,   утверждает   династию Давида,  спасает
> из  плена  - и все это с кровью, с насилием, с жестокостью. Без Бога
> была  бы  та  же  и  большая кровь,  насилие,   жестокость -  только
> для гибели, не для спасения человеков.

> Это  не  означает,  что цель оправдывает  средства.  Не оправдывает!
> Но  цель  - Божья, а средства - человеческие. Бог бессилен. Он имеет
> только  Слово.  И оправдывать нужно не Его, а нас - мы виноваты, что
> не распрямили путь откровению. Бог же не нуждается в оправдании хотя
> бы   потому,   что  и    гибель   в водах    потопа,   и  завоевание
> Земли  обетованной,  и  военные  триумфы царей Давидидов, - всё было
> путем  к  явлению Самого Бога, к Рождеству Спасителя. Виноват ли Он,
> что  Рождество фактически было  самоубийством?  Виноват ли  Он,  что
> был распят? Виноват ли Он, что принес в мир разделение между истиной
> и ложью? Нет, нет и нет. Мы виноваты - а Он сделал то, что не сделал
> ни  один  человек:  умер,  хотя  мог не умереть. Он стал тем Светом,
> благодаря   которому   мы  различаем  жестокость  в  Ветхом  Завете,
> благодаря   которому   предъявляем   мы  счет  Ему  Самому,  Светом,
> распространяющимся только  всюду,  где есть в Нём нужда - а где  нет
> в Нём нужды?   И надо войти в состояние непрерывного общения с Богом
> и  смирения   перед  ним, чтобы   распрямить  не только  свои  пути,
> но  и  Его,  чтобы понять,  до какой степени нет  у Бога Своих путей
> в этом  мире,    до какой  степени  мы ответственны  за Распятие Его
> и  за  гибель  грешников  в  потопе  и аде, за жестокость и кривизну
> Откровения.  Бог идет по нашим путям, и всякая претензия, обращаемая
> к  Богу,  есть  претензия к собственной кривизне и к Его милосердию,
> ступающему по ней, чтобы спасти всех.

> В  эссе   "Борозды"   Честертон  дает,   думаю, отличный комментарий
> на  призыв  Предтечи   "сделать   прямыми пути  Господу":  "Во всём,
> что  изогнулось,   должна  быть  тяга к прямизне; всё, что стремится
> к  прямизне,  должно  изогнуться.  Потому и восхищают нас тугой лук,
> серебряная  лента  шпаги,  ствол  дерева.  В  живой  природе едва ли
> найдется  пример  поникшей  слабости.  Вся  красота мира - в немного
> поникшей   силе,   которая   подобна  правде,  смягченной  милостью.
> Мироздание  жаждет  прямоты  и,  к  счастью, ее не достигает. Четкая
> цель,   твердый  идеал   изогнутся в борьбе с фактами.  Но это никак
> не значит, что начинать надо с размытой цели или шаткого идеала. ...
> Не  старайтесь сдаться, старайтесь устоять, и положитесь в остальном
> на жизнь.   Стремитесь вверх,  словно  дерево;  жизнь изогнет  вас".
> Так  что  выпрямить  -  означает   выстрелить, и   заботиться   надо
> не столько   о  примязне как таковой,  сколько  о цели -  о Господе.
> Да  это  и  туристам  известно: чтобы идти по прямой линии в пустыне
> нужно  прежде  всего найти ориентир все себя. Идеальна триангуляция,
> определение  точки  по  трем  замерам:  с точки зрения Бога, с точки
> зрения себя, с точки зрения ближнего.
                [ Яков Кротов. К ЕВАНГЕЛИЮ
                  www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/03_03.htm ]

                 
        -------------------------------------
        * параллели к еванг. чтению:
          Мф.3:1-12; Мк.1:3-8; Ин.1:23-27;
          эпизод N20 по "Брюссельскому согласованию"
         (www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#20)
                           



+++ свящ. Александр Мень: Предтеча. Крещение Иоанново
     www.messia.ru/rasylka/007/1740.htm#0 (+ссылки!)
         


Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20080118/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=18-01-2008
      www.rop.ru/kalend/index.php?page=8&20080105




***************************************************************** * *
  Завтра, 19/6 января, -
  Богоявление - Крещение Господа Иисуса Христа.

  к еванг. чтению этого праздника (Мф.3:13-17)
   www.messia.ru/rasylka/007/1741.htm#0
   (свящ. Александр Мень;
    ссылки на тексты Якова Кротова, свт. Иоанна Златоуста,
    В.Н.Кузнецовой, митрополита Антония и др.)
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *



# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Иоанн говорил людям, которые толпами приходили к нему для омовения:
 - Змеиное отродье!
   Кто внушил вам мысль, что вы избежите грядущего возмездия?
   Докажите на деле, чего ст`оит ваше обращение!
   Только не вздумайте говорить в душе: 'Наш отец - Авраам'!
   Говорю вам, Бог из этих камней может сделать детей Аврааму.
   Уже лежит наготове топор у ствола деревьев:
   дерево, которое не приносит хороших плодов,
   срубают и бросают в огонь.
 - Что же нам делать? - спрашивал его народ.
 - Тот, у кого есть две рубашки, - отвечал Иоанн, -
   пусть поделится с тем, у кого нет.
   И у кого есть пища, пусть поступает так же.
 Пришли омыться и сборщики податей. Они спросили его:
 - Учитель, что делать нам?
 - Не требуйте больше того, что вам положено, - ответил он.
 - А что делать нам? - спрашивали его воины.
 - Не грабьте и не вымогайте. Довольствуйтесь своим жалованьем.
 Народ напряженно ждал Помазанника,
 и все гадали в душе, не Помазанник ли Иоанн.
 Но Иоанн заявил перед всеми:
 - Я вас омываю водой.
   Но идет Тот, кто сильнее меня,
   я недостоин развязать у Него ремни сандалий.
   Он омоет вас Духом Святым и огнем.
   В руках у Него лопата, чтобы веять зерно на току,
   и пшеницу Он соберет в закрома,
   а мякину сожжет в огне неугасимом.
 Этими и многими другими словами
 Иоанн увещевал народ в своей проповеди.* (Лк.3:7-18)
                                * * *
                                * * *
*Хотя я свободен и никому не раб, я сделался рабом всех,
 чтобы приобрести всех, кого смогу.
 С евреями я вел себя как еврей, чтобы приобрести евреев,
 то есть с людьми, исполняющими Закон,
 я вел себя как человек, исполняющий Закон
 (хотя я и не подвластен Закону),
 чтобы приобрести исполняющих Закон.
 С теми, кто не знает Закона,
 я вел себя как человек, не знающий Закона
 (хотя знаю закон Бога, будучи подвластен Христу),
 чтобы приобрести людей, не знающих Закона.
 Для слабых я стал слабым, чтобы приобрести слабых.
 Я становился всем для всех,
 чтобы любыми способами спасти хотя бы некоторых.
 Всё это я делаю ради Радостной Вести,
 чтобы и самому стать сопричастным ей.
 Вы что, не знаете, что на стадионе бегут все участники забега,
 а приз получает один?
 Бегите же и вы, чтобы получить его!
 Все атлеты упорно тренируются,
 но они поступают так, чтобы получить венок, который увянет,
 а мы - чтобы получить венок неувядаемый.
 Так и я бегу - не бесцельно!
 И я тоже, как кулачный боец, не колочу воздух впустую!
 Нет, я закаляю тело и подчиняю его своей воле,
 чтобы не получилось так, что, провозгласив Весть для других,
 сам не буду допущен к состязаниям.* (1Кор.9:19-27)
                                * * *
                      "Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы". (1Ин)
             *********************************************

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2080.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * *  Форум /гостевая книга сайта:    www.messia.ru/razd/forum.htm


Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
          www.messia.ru/pomoch.htm#0
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»