=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
                  и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)


* 28 февраля  2008 г. ст.ст., среда {1-ой седмицы Великого Поста}.
церковные чтения (паремии): Ис.2:3-11; Быт.1:24-2:3; Притч.2.



Чтения этого дня в различных переводах
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20080312/orth

Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=12-03-2008


 -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --

     

> "Человек   есть  то,  что  он  ест"  -  провозгласив  это,  немецкий
> философ-материалист  Фейербах   был убежден,   что этим утверждением
> он  положил  конец  всем  "идеалистическим"  рассуждениям  о природе
> человека.  На самом деле, однако, сам того не подозревая, он выразил
> самую  что  ни  на есть  религиозную   идею  человека.  Ибо  задолго
> до  Фейербаха  такое  же  определение человека было  дано  в Библии.
> В  библейском рассказе о сотворении мира человек представлен, прежде
> всего,  как  существо  алчущее,  а весь мир - как его пища. Согласно
> автору   первой  книги  Бытия,    сразу  же  за  приказом  плодиться
> и владычествовать над землею, человеку предписывается есть от плодов
> земли:  "...  вот,  Я  дал вам всякую траву, сеющую семя... И всякое
> древо, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу"
> (Быт.1,29).  Для  того,  чтобы  жить, человек должен есть; он должен
> принять  мир  в  свое  тело  и превратить  его в себя,  в свои плоть
> и  кровь.  Человек,  действительно,  есть то, что он ест, а весь мир
> явлен   как  праздничная  трапеза.  Этот  образ  праздничного  пира,
> пронизывающий  всю  Библию,  и  есть  центральный образ жизни. Образ
> жизни   при  ее    сотворении,   а также образ   жизни   в ее  конце
> и  исполнении:  "...  да  ядите и пиете за трапезою Моею, в царствии
> Моем" (Лук.22,30).

<.....>

> Как  пища  человека,  мир не есть нечто +материальное+, ограниченное
> "физическими"  потребностями человека, и, тем самым, противоположное
> потребностям    его     "духовным".   В  Библии   всё  существующее,
> всё творение, есть дар Божий человеку, оно существует, чтобы человек
> мог  познать Бога, чтобы его жизнь стала причастием Богом созданной.
> Богом дарованной жизни. Мир - это Божественная любовь, ради человека
> соделанная  его   пищей, его жизнью.  Бог +благословляет+  всё,  что
> Он  творит,   и  на  языке  Библии это  означает,  что  всё творение
> есть   знамение   и   орудие  Его   присутствия,  мудрости,    любви
> и откровения - "вкусите и видите, яко благ Господь!" (Пс.33:9).

> Человек  -  существо  алчущее.  Но  алчет он Бога. Всякое "алкание",
> всякая  жажда,  суть  алкание  и жажда Бога. Разумеется, в этом мире
> алчет   не  только  человек.  Всё  существующее,  вся  тварь,  живет
> "питанием"   и   зависимостью  от него. Но  единственность  человека
> во  Вселенной в том, что ему одному дано благодарить и благословлять
> Бога  за  дарованные  Им   пищу   и  жизнь.  Только человек способен
> и  призван  на Божие благословление ответить  своим благословлением,
> и в этом - царское достоинство человека, призвание и назначение быть
> царем Божьего творения...

> Сотворив животных в помощь человеку, Бог приводит их к Адаму, "чтобы
> видеть, как он назовет их, и, чтобы, как наречет человек всякую душу
> живую,   так  и  было    имя ей"  (Бытие  2,19).  А в Библии  имя  -
> это  неизмеримо больше,   нежели средство для отличения одной "вещи"
> от  другой.  В  библейском  миропонимании,  имя являет саму сущность
> вещи,  или  - вернее - сущность ее, как дара Божьего. Назвать вещь -
> это  значит в Библии - принять, опознать вложенные в нее Богом смысл
> и ценность,  принять как дар Божий,  познать место  и назначение  ее
> в  Божьем  мироздании.  Назвать  вещь,  таким  образом,  означает  -
> благословить  Бога за нее и ею.   И в Библии это не "культовый" акт,
> а  сама  сущность жизни, как постоянно даруемой Богом. Бог всё сущее
> наполнил  Своей  любовью,  Своей  благодатью,  всё сотворил "хорошим
> весьма".  И потому "естественным", а не "сверхъестественным" ответом
> на этот дар и является ответное благословление.

> Благословлять  Бога,  благодарить Его, видеть мир таким, каким видит
> его   Бог,  быть   "соработником"   Бога -  и  в этом   благодарении
> и  приятии - познавать мир, называть его, распознавать сущность его,
> как  "алкания и жажды"  Бога - таковы те свойства человека,  которые
> и  отличают  его от всей прочей твари. Homo sapiens - да, homo faber
> <("человек  производящий")>  -  да,  но, прежде всего - Homo Adorans
> <(букв.  "человек поклоняющийся")>,   человек способный благодарить,
> славословить и понимать...

> Но  не только царем твари создан человек, а и +священником+ - будучи
> средоточием  мироздания, человек объединяет его в акте благословения
> получая  мир  и,   одновременно,   принося   его Богу.  И,  совершая
> это  благодарение,  эту  евхаристию,  он претворяет свою жизнь - ту,
> которую  в  "пище"  принимает от мира - в жизнь в Боге, в причащение
> Божественному   бытию.   Мир   был  сотворен,  как  +материя+  одной
> всеобъемлющей Евхаристии,  а человек  -  как священник,  совершающий
> это космическое таинство...

> И  люди,  если  не  разумом,  то  инстинктом,  знают и понимают это.
> Столетия "секуляризма", отпадения от Бога, не смогли превратить пищу
> и  питание в нечто всего лишь "материальное" и утилитарное. Принятие
> пищи  по-прежнему сохраняет черты обряда - последнего "естественного
> таинства",  совершаемого в кругу семьи или друзей, +таинства жизни+,
> которое  есть  нечто  большее,  нежели   просто   "еда"  и  "питье",
> чем  простое  удовлетворение  телесных  нужд. И вот, даже не отдавая
> себе  отчета -   в чём это "нечто большее", люди всё равно стремятся
> к нему. Сами того не зная, они алчут и жаждут жизни как +таинства+.
                [ свящ. Александр Шмеман. За жизнь мира (гл. 1)
                  www.sfi.ru/lib.asp?rubr_id=906&art_id=7438
                  www.geocities.com/Athens/Sparta/6701/life_2.htm ]

                                * * *

> В  начале Ветхого Завета первая строчка книги  Бытия  говорит,   что
> Бог  сотворил  небо  и  землю.   В этих   коротких словах содержится
> всё благовестие о том, что мы Богом сотворены, что всё Им сотворено,
> всё  вызвано из небытия державным, чудодейственным Божиим словом. Но
> не  словом  власти,  не словом, которое принуждает нас к нежеланному
> бытию,  а  словом  любви.  Господь,  когда творит мир, как бы каждой
> твари говорит: "Приди и раздели со Мной радость бытия! Приди, потому
> что  ты  Мне дорога; приди: вся Моя любовь раскрыта перед тобой, вся
> Моя любовь тебе предложена и дана..." Творение - это чудо, когда Бог
> по Своей любви зовет нас на праздник, на пир взаимной любви. Если бы
> мы  могли  себе представить, что случилось в этот момент: как каждая
> тварь,   от  самой  малой  крупинки песка, от самой  нежной  былинки
> до  человека  -  самого   сложного,  что есть на свете, -  возникала
> из   небытия   и    вдруг  воспринимала   бытие,  вдруг   познавала:
> "Я  существую!  Я  есть!  И  я  есть,  потому что передо мной - Бог,
> Который меня возлюбил и меня призвал к взаимной радости, к взаимному
> празднику  любви..."  Какое  чудо это должно было быть, когда каждая
> тварь,   возникая  из  небытия,  вдруг  оказывалась  лицом   к  лицу
> с  Божественной  любовью!  И  какое  чудо, какая радость, какое диво
> каждой твари взглянуть в Божественную любовь и, оглянувшись, увидеть
> себя  окруженной  другими  тварями,  которые  так  же  Богом любимы,
> которые  так  же Богу дороги и которые в этом девственном, первичном
> своем  совершенстве  отвечают  на  Божию любовь любовью совершенной,
> ликующей,   торжествующей. Это  была  первая  встреча  Бога с тварью
> и  каждой  твари  с  Богом  и  со  всем возникающим миром. Какая это
> красота  и  какая  это  радость  -  быть  так  любимыми,  чтобы быть
> призванными  к  бытию.   И   не только к бытию, а к жизни; не только
> к  тому,  чтобы  "быть",  а к тому, чтобы разделить с Богом это чудо
> жизни,   которая  из Него потоком изливается и бежит по нашим жилам,
> и  проникает  всю  тварь,  и  всё превращает  в движение, в дыхание,
> в радость, в красоту. Это - первая встреча.

> Но  потом  произошло  падение;  человек  потерял  Бога, потерял себя
> самого  и потерял видение красоты твари, видение гармонии, и потерял
> вИдение  своего  пути.  И вместе с ним - потому что он был поставлен
> путеводителем всей твари в полноту жизни и бытия - заблудилась и вся
> тварь,  и  мир  стал  тем  порой  страшным миром, горьким, холодным,
> жестоким  миром  греха,  смерти,  который мы знаем. Но и в этом мире
> остался  свет;  как  говорит  Евангелие  от  Иоанна,  свет и во тьме
> светит,   и   тьма  его   не объяла  (Ин.1,5) - то есть не заглушила
> и  не восприняла. Тьма остается, но она вся пронизана светом, Божиим
> светом и тем,  что осталось светлого,  дивного в каждой  твари. Свет
> во  тьме  светит; и хотя порой жизнь наша проходит в потемках, порой
> мы  воспринимаем ее, как сумерки, однако она никогда не превращается
> до конца в кромешную тьму, в ту тьму, куда свет не может проникнуть.

> И  вот,  в  той  полутьме  и  полусвете,  в которых мы живем, бывают
> моменты  просветления.  Бывают  моменты,  когда Бог вдруг с какой-то
> неотразимой   силой   проявляет   Свое   присутствие;   Он  является
> патриархам, пророкам,  судьям, праведникам Ветхого Завета,  мужчинам
> и   женщинам,   детям и  взрослым.   Это  были  какие-то   проблески
> или   моменты  ослепляющего   света,   когда вдруг или  Божие  слово
> звучало  -  могущественно,  властно, спасительно, или Божие действие
> вдруг   проявлялось  чудом,  спасающим  народ,  исцеляющим  болезнь,
> воскрешающим мертвых.
                [ митрополит Сурожский Антоний.
                  О ВСТРЕЧАХ И О ПОСЛЕДНИХ СВЕРШЕНИЯХ
                  www.mitras.ru/pered2/pb_211.htm ]



Этот выпуск посвящен чтениям из книги Бытия,
предусмотренным православным календарем
для первой седмицы Великого Поста (1:1 - 3:20)



                      о первых главах кн. Бытия
 + + + о. Александр Мень в кн. "Исагогика"
        www.bible-center.ru/book/isagogika/001/002
 + + + В.Сорокин в кн. "Историко-культурный контекст Ветхого Завета"
                          www.bible-center.ru/book/context/beginning

                           сотворение мира
 + + + о. Александр Мень www.alexandrmen.ru/books/tom1/1_gl_05.html
 + + + его же лекция "Шестоднев"
        www.alexandrmen.ru/lectures/shstdnev.html


                         сотворение человека
 + + + о. Александр Мень
        www.alexandrmen.ru/books/tom1/1_gl_06.html
         www.alexandrmen.ru/books/tom1/1_gl_09.html
 + + + Человек в Библии www.bible-center.ru/topic/human

                              к Быт.2:3
 + + + Шмеман о связи с субботами Великого Поста
         www.kiev-orthodox.org/site/worship/959/

                             ГРЕХОПАДЕНИЕ
+ + + из "Словаря" священника Александра Меня + ссылки
           www.krotov.info/spravki/temy/g/grehopa.html
+ + + Б.П.Вышеславцев. Миф о грехопадении
       #krotov.info/library/p/put/34_03.html
+ + + повествование о грехопадении Адама в кн. Бытия.
       перевод и комментарии: М.Г.Селезнев
        www.messia.ru/rasylka/007/1775.htm#0


                о чтении Ветхого Завета в Великий Пост
+ + + Шмеман
www.azbyka.ru/tserkov/o_postah/velikiy_post/velikij_post_02-all.shtml#3




# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
             Душа моя, душа моя, восстань, что ты спишь?
                Конец приближается, и тогда смутишься.
              Воспрянь же, да пощадит тебя Христос Бог,
                    вездесущий и всё наполняющий!
                                *   *
*Время жизни моей кратко   и преисполнено страданий и порока,
 но в покаянии меня прими   и к познанию истины призови,
 чтобы не стать мне добычей и пищей врага,
 Спаситель, Сам надо мною сжалься.
*Царским достоинством, венцом и багряницею облеченный,
 человек владеющий имением многим и праведный,
 богатством изобилующий и стадами,
 внезапно богатства, славы, царства,   (Иов) обнищав, лишился.
*Праведен был он и непорочен более всех,
 но не избежал козней и уловок Обманщика,
 то ты, несчастная грехолюбивая душа, что сотворишь,
 если случится, что нечто нежданное   постигнет тебя?
*Высокомерен я ныне в словах,
 дерзок также и сердцем   без причины и во вред себе;
 вместе с фарисеем не осуди меня,   но смирение мытаря мне даруй,
 единый Милостивый и Правосудный,   с ним и меня сопричисли.
*Согрешил я, надругавшись над сосудом плоти моей,
 знаю, Милосердный;
 но в покаянии меня прими   и к познанию истины призови,
 дабы не стать мне добычей и пищей врага,
 Ты Сам, Спаситель, надо мною сжалься.
*Самого себя я в идола превратил,
 страстями душу свою осквернив, о Милосердный;
 но в покаянии меня прими   и к познанию истины призови,
 чтобы не стать мне добычей и пищей врага,
 Ты Сам, Спаситель, надо мною сжалься.
*Не слушал я голоса Твоего,
 не послушался Писания Твоего, Законодатель;
 но в покаянии меня прими  и к познанию истины призови,
 чтобы не стать мне добычей и пищей врага,
 Ты Сам, Спаситель, надо мною сжалься.*
                        (Великий канон прп. Андрея Критского)
                                * * *
*Проблема не в том, как построить мост,
                         а в том, как понять, что нет берегов.* (Я.К.)
             *********************************************

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2133.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * *  Форум /гостевая книга сайта:    www.messia.ru/razd/forum.htm


Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
          www.messia.ru/pomoch.htm#0
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»