=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
                  и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)


* 12 марта 2008 г. ст.ст., вторник {3-ьей седмицы Великого Поста}.
церковные чтения (паремии): Ис.9:9-10:4; Быт.7:1-5; Притч.8:32-9:11.



Чтения этого дня в различных переводах и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20080325/orth


Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=25-03-2008


+ + + www.messia.ru/rasylka/007/1786.htm
 (Здесь - пособие к проведению Великого поста, день 16;
  постовой план чтения Библии.)
     

 -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --



> Рационально  нельзя  понять  тайны  искупления,  как  нельзя  понять
> никакой   тайны божественной   жизни.  Юридическое, судебное  учение
> об  искуплении,  которое,  начиная со cв. Ансельма Кентерберийского,
> играет  такую роль в католическом богословии и от которого не вполне
> свободно    и    богословие   православное,   есть    рационализация
> тайны  искупления, уподобление ее тем отношениям, которые существуют
> в  природном  мире. Это судебное понимание было лишь приспособлением
> небесной  истины  к  уровню  природного  человека. Это - не духовное
> понимание.  Не  достойно  понимать  мировую  трагедию  как  судебный
> процесс  между  Богом  и человеком, возбужденный Богом за формальное
> нарушение  Его  воли человеком. Это есть перенесение на божественную
> жизнь,   всегда   бездонно-таинственную,   языческих   представлений
> о  родовой  жизни  и  родовой  мести.  Бог  в языческо-ветхозаветном
> сознании  представляется страшным властителем,   карающим  и мстящим
> за  непослушание, требующим выкупа, заместительной жертвы и пролития
> крови.  Бог  представляется  по  образу  и подобию ветхой, языческой
> человеческой  природы.  Для  этой  природы  особенно понятна ярость,
> месть,  выкуп,  жестокое наказание. На юридическую теорию искупления
> положили   неизгладимую   печать   римские  и  феодальные    понятия
> о  восстановлении  чести.{}   За  формальное  нарушение  Божьей воли
> начинается  судебный  процесс,  и  Богу нужна уплата; нужно дать ему
> удовлетворение   такого  размера,    которое   в силах  умилостивить
> гнев    Божий.     Никакая    человеческая   жертва     недостаточна
> для  удовлетворения  и  умилостивления  гнева Божьего. Только жертва
> Сына  Божьего   соответствует    размерам  содеянного   преступления
> и  вызванного  им  оскорбления Божьего. Всё это совершенно языческие
> представления,  перенесенные в христианство. <...> Языческий мир шел
> к искуплению, явленному в христианстве, в нём было великое ожидание.
> Но   в   языческих   религиях   было   не   духовное,  а  природное,
> натуралистическое  понимание искупления. Предчувствие замутнено было
> ограниченностью    природного   мира.   Язычество   уже   признавало
> искупительный   характер  кровавой  жертвы.  Бог  требовал  кровавых
> жертвоприношений.  Кровавые  жертвоприношения умилостивляли и питали
> богов.  Божество  как  бы  хотело  человеческой крови и человеческих
> страданий.  В  таком понимании кровавых жертвоприношений сказывалась
> вся     ограниченность     натуралистических    религий.    Божество
> воспринималось  через  природу и на него ложилась  печать  отношений
> и  свойств  природного  мира.   Через Сына Отец Небесный открывается
> не  как  судья  и  властелин, как бесконечная любовь. "Не послал Бог
> Сына  Своего  в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через
> Него". "Ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир". {Ин.3:17; 12:47}
> Искупление, совершенное Сыном Божьим, не есть суд, но есть спасение.
> Спасение  не  есть  суд, а есть преображение и просветление природы,
> облагодатствование   и обожение  ее.    Спасение не есть оправдание,
> а  есть достижение совершенства.  Идея Бога, как судьи,  не духовна,
> а   душевна.    Судебное  понимание искупления   имеет  смысл   лишь
> для  природного   человека.     Для  духовного человека  открывается
> иной   аспект   Бога.  Нельзя  приписывать  Богу  свойства,  которые
> считаются   предосудительными  и  для  людей,  -  гордость,  эгоизм,
> самодурство,   злопамятство,  мстительность,  жестокость.  Природный
> человек  сделал  образ  Бога  чудовищным.  Для  судебного  понимания
> искупления религия Христа есть все еще религия закона, и в ней самая
> благодать понимается законнически, а не онтологически.

> В   христианстве   искупление   есть   дело  любви,  а  не  судебной
> справедливости,        жертва      бесконечной      любви    Божьей,
> а  не  умилостивление,  не  уплата. "Так возлюбил Бог мир, что отдал
> Сына Своего Единородного,  дабы  всякий, верующий  в него, не погиб,
> но  имел жизнь вечную". {Ин.3:16} Бухарев исходит из того, что агнец
> заклан  от  начала  мира,   и   высказывает   замечательную   мысль,
> что   вольная  жертва  Сына  Божьего  изначально  входит  в  замысел
> миротворения.  Сам  Бог  изначально хочет страдать с миром. Судебное
> понимание  мирового  процесса  превращает искупление в дело судебной
> справедливости.  Бог требует, чтобы Ему была воздана справедливость,
> требует  уплаты  за понесенный урон, требует жертвы, соответствующей
> размерам     содеянного      преступления.   В   таком     понимании
> не  преодолевается  языческое представление о жертве. Жертва Христа,
> тайна искупления с трудом вмещается в человеческое сознание. Крест -
> для  иудеев  соблазн  и  для эллинов безумие - и в христианском мире
> продолжает   смущать,   и  понимание  его  преломляется  в  сознании
> ветхозаветно-языческом.  Особенно  на  католической  теологии  лежит
> печать   римского   язычества   с   его  юридическим  формализмом.{}
> Законническое сознание с трудом преодолевается внутри христианства.

> Человек  нуждается  в  законе  и  естественно  склонен  всё понимать
> законнически.  Христос  совсем  не отвергает и не отрицает закон, но
> Он   открывает   духовный  мир,  в  котором  действительно,  реально
> преодолевается    закон,    преодолевается    благодатной    любовью
> и  благодатной свободой.  Свобода же  неблагодатная,  низшая свобода
> не  может  отрицать закона, она подчинена его действию. Христианство
> не  есть  религия  закона,  но  эта  истина не значит, что мы должны
> исповедовать  аномизм.  Сфера действия ветхозаветного закона и сфера
> действия  новозаветной  благодати  -  разные сферы. Но именно потому
> нельзя  ветхозаветно-законнически  понимать  новозаветную благодать.
> Закон   и  судебная  справедливость  не  понимают  внутренней  тайны
> отношений  между  Богом и человеком. В Новом Завете открывается, что
> Бог  ждет  не  формального  исполнения  закона, а ответной свободной
> любви  человека.  Закон  есть изобличение греха, он есть преломление
> воли  Божьей  в  греховной  природе,  а не выражение первичной тайны
> отношений  Бога  к  человеку.  В  искуплении  открывается эта тайна.
> Судебное  понимание  искупления полагает, что грех может быть прощен
> человеку,   гнев   Божий   может утихнуть   от жертвы,   принесенной
> Сыном  Божьим.    В таком понимании искупления отношения между Богом
> и  человеческой  природой  остаются внешними, в человеческой природе
> ничто  существенно  не  меняется.  Но грех не может и не должен быть
> прощен.  Не Бог не может простить человеку греха, а человек не может
> сам  себе  простить  греха  и  отступничества  от Бога и Его великою
> замысла.  Бог  не  знает  гнева,  и  всепрощению Его  нет   предела.
> Но  у  человека  остается  его высшая духовная природа, богоподобная
> природа,  и  она  не  мирится  с низостью и падением, она оскорблена
> изменой   Богу,   предательством  древнего  человека,  предпочтением
> темного  ничто   божественному   свету.    Человек   жаждет искупить
> свой  грех,  чувствует  свое  бессилие, ждет искупителя и Спасителя,
> который  вернет  его  к  Богу.    Духовная  природа человека требует
> не прощения греха, а реального преодоления и уничтожения греха, т.е.
> преображения  человеческой  природы,  внутреннего  ее  просветления.
> Смысл   искупления  -  в  явлении  Нового  Адама,  нового  Духовного
> человека,   явлении  любви, неведомой старому Адаму до грехопадения,
> в  преображении  низшей  природы  в  высшую,  а  не в урегулировании
> внешнесудебных  отношений  между старым Адамом, его ветхой греховной
> природой  и  Богом,  не  в  прощении и не в удовлетворении, даваемом
> одной  стороной для другой. Смысл явления Христа в мире - в реальном
> преображении человеческой природы, в основании нового рода духовного
> человека, а совсем не в установлении  закона, за исполнение которого
> даруется   духовная  жизнь.  Через  явление  Христа  в  мир  реально
> достигается  духовная жизнь. Тут нет места для внешних, <формальных>
> отношений  <...>.  Человек  жаждет  новой,  высшей, вечной по своему
> достоинству  жизни, жаждет жизни в Боге, а не урегулирования внешних
> отношений  и  счетов  с  Богом.  Это  и  есть  стадия  новозаветного
> откровения.  Центральна  в  христианстве  не идея оправдания, а идея
> преображения.    Идея  оправдания  слишком  много   места   занимала
> в западном   христианстве,     в  католичестве   и   протестантизме.
> В  христианстве восточном, в греческой патристике была в центре идея
> преображения, теозиса <(обОжения)>.
        [ Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ СВОБОДНОГО ДУХА (V)
          www.krotov.info/library/02_b/berdyaev/1927_23_05.html ]




# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
Господи, крестом убивый льстиваго,
От прелести его избави мя, согрешающаго и прельщаема,
И постом очистив мя, даждь ми Твоя хотения совершити,
Яко да вижду, Владыко, радуяся, честныя страсти Твоя.
                                                   (из Постной Триоди)
                                * * *
*... чтобы стать святым, нужно просто захотеть.
 Бог может сделать тебя таким, каким задумал,
 если ты сам на это согласишься.
 От тебя требуется только сильное желание.* ("Семиярусная гора")
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2145.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * *  Форум /гостевая книга сайта:    www.messia.ru/razd/forum.htm
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»