=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
                  и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)


* 18 марта 2008 г. ст.ст., понедельник {4-ой седмицы Великого Поста}.
церковные чтения (паремии):
                          Ис.14:24-32; Быт.8:21-9:7; Притч.11:19-12:6.



Чтения этого дня в различных переводах и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20080331/orth


Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=31-03-2008


 -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --


> Тема  следования  за Христом, возникающая в Евангелиях неоднократно,
> неразрывно  связана  с  темой Креста. Когда книжник говорит Учителю,
> что  готов  следовать  за  Ним, куда бы Он ни пошёл, Иисус отвечает:
> '..лисицы  имеют норы, и птицы небесные - гнёзда; а Сын Человеческий
> не  имеет,  где  +приклонить  голову+' (Мф.8:20). Такое место вскоре
> будет   найдено  -  Крест.  Евангелист  Иоанн,  повествуя  о  смерти
> Спасителя,   употребляет   то  же  выражение:  '...Иисус...  сказал:
> совершилось!  И,  +преклонив  главу+,  предал дух' (Ин 19:30). Таким
> образом,  следовать  за  Иисусом  -  значит быть готовым идти за Ним
> вплоть  до  Креста.  Фома  Кемпийский  в  своей  книге 'О подражании
> Христу'   очень  хорошо  говорит,    что много  есть любителей  идти
> за  Иисусом вплоть до Тайной Вечери и очень мало - вплоть до Креста.
> Мысль, лишь обозначенная в 20-м стихе 8-й главы Евангелия от Матфея,
> далее звучит  уже в полную силу:   '...и кто не берёт креста  своего
> и  следует   за  Мною,   тот  не достоин  Меня' (Мф.10:39); '...если
> кто  хочет идти за  Мною,  отвергнись  себя,  и  возьми крест  свой,
> и следуй за Мною' (Мф.16:24).

> Так  что  же такое +Крест+? В Евангелии пять раз говорится о несении
> креста,  на  которое  надо  решиться  каждому,  кто  хочет стать Его
> учеником  (Мф.10:38;  16:24;  Мк.8:34; Лк.9:23; 14: 27). Мы не можем
> быть  христианами и не нести креста, причём Спаситель подчёркивает -
> +своего+.  Как понять это  выражение? Есть пословица 'Христос терпел
> и  нам  велел'. Мы иногда о ней вспоминаем, когда пытаемся сами себя
> или  друг  друга  утешить в беде, переживая несчастья и горя. В духе
> этой  пословицы  размышляет  о  своей  жизни   и  Н.Гумилёв  в одном
> из  посмертно  опубликованных  стихотворений:
>       'Ничего  я в жизни не пойму,
>        Лишь твержу, пусть плохо мне приходится,
>        Хуже было Богу моему
>        И больнее было Богородице'.

> Конечно  же,  переносить беды надо твёрдо и не поддаваясь отчаянию -
> этому  учили  ещё  в древности, прежде всего философы-стоики, однако
> наша  собственная   боль  -   ещё  не крест.  Мы тогда лишь  берёмся
> за  крест,  как  любил  говорить о. Алексий Мечёв, когда 'разгружаем
> боль других'. В том, наверное, и состоит суть Креста, что Безгрешный
> умер  за  грешников,  взял на Себя то, к чему Сам не имел отношения.
> Поэтому-то  наш  собственный  крест  -  прежде  всего  в  том, чтобы
> разделить  боль  другого, а не в наших личных бедах. 'Носите бремена
> друг  друга  и  таким  образом  исполните  закон Христов', - говорит
> апостол Павел (Гал.6:2).

> Иисус  зовёт  нас  не  просто взять свой крест, но брать его и нести
> ежедневно.  Об  этом  прямо  говорится  в Евангелии (Лк.9:23),  хотя
> в  славянском тексте     в этом   стихе  слово  'ежедневно'   (греч.
> +каф  эмеран+  или  лат.  +cotidie+)  отсутствует;   не попало   оно
> и в русский перевод,  а  поэтому русский читатель, если он не знаком
> с  греческим  текстом,  ничего  не  знает    о  его   существовании.
> О.   Александр   Ельчанинов рассказывает в своих  'Записях', как уже
> во  Франции  он начал  читать Евангелие по-латыни   и  там обнаружил
> это  слово. Обнаружил и поразился, ибо прежде чувствовал, что в этом
> стихе по-русски чего-то не хватает, но только не знал, чего именно.

> Более  того,  Иисус  говорит  о  том,  что  следование за Ним нельзя
> отсрочить,  отложить  на  потом.  Когда  ученик просит разрешить ему
> прежде  пойти  и  похоронить отца, Иисус отвечает ему очень странно:
> 'Иди  за  Мною,  и  предоставь  мёртвым  погребать  своих мертвецов'
> (Мф.8:22).    Это  одно  из  трудных  для понимания  мест Евангелия.
> Из  книги  Бытие мы знаем, что когда умирает Иаков, то Иосиф хоронит
> отца.  Он  просит  передать  фараону: 'Отец мой заклял меня, сказав:
> "вот,  я  умираю;  во  гробе  моём,  который  я выкопал себе в земле
> Ханаанской,  там  похорони  меня"'  (Быт.50:5).  И  фараон отпускает
> Иосифа,  чтобы  он  выполнил  последнюю  волю  отца.  Так же и Товия
> выполняет  волю  своего отца и достойно погребает его. Для иудейской
> традиции  похороны  отца - очень важный момент. Поэтому ответ Иисуса
> звучит  парадоксально. Но мы знаем, что если в Евангелии встречается
> парадокс,  то  это  место  требует  к себе особого внимания. Христос
> пришёл  не  нарушить  закон,  а исполнить, а здесь Он почему-то идет
> вразрез с Традицией. Почему?

> Первый  заключённый  здесь смысл таков:   когда тебя  зовёт Господь,
> не  откладывай   следование  за Ним.   В те времена мёртвых хоронили
> в  день смерти, и тем не менее Иисус призывает не медлить, даже если
> речь идёт о нескольких часах. Французский библеист Мануэль Жимбасьян
> обнаружил  в  арабских  диалектах  такой оборот: 'Сначала я похороню
> отца'.  Это выражение вовсе не означает,  что у кого-то  умер  отец;
> его  употребляют,  когда  хотят  сказать,  что какое-то дело сделают
> потом,  в  отдалённом будущем. Однажды, возвращаясь из подмосковного
> храма  в  день  престольного  праздника,    в переполненном автобусе
> я  слышал,  как  старушки  спрашивают женщину лет сорока: 'Что ж ты,
> Полина,   не была в храме?'  А она  отвечает:  'Так я ещё не старая!
> Вот  состарюсь  -  тогда  пойду'.  Именно  таков смысл фразеологизма
> 'Сначала   я  похороню  отца',  которому  в  русском  языке  отчасти
> соответствует  выражение 'откладывать в долгий ящик', т.е., по сути,
> похоронить, положить дело в гроб.

> Второй  смысл  ответа  Иисуса -  не оглядывайся назад.  Очень  часто
> мы  думаем, что следование за Христом для нас непосильно, потому что
> для  этого  нужно отказаться от старого уклада жизни и от всего, что
> нам  дорого.  Наши  прежние  ценности и привычки оказываются мёртвым
> грузом,   который  не  позволяет   нам сделать  Христа   средоточием
> всей нашей жизни.

> И  здесь встаёт безмерно важный вопрос: что должен делать христианин
> в мире, каким он должен быть?

> Христианин не может не делать чего-то ради другого, то есть не может
> жить  только  для  себя. Великое искушение, наверное, состоит в том,
> что  каждому хочется каким-то образом 'устроить' свою жизнь - купить
> маленький   домик   с палисадником или просто двухкомнатную квартиру
> и  т.п.  А Иисус прямо говорит богатому юноше, что в жизни наступает
> день,  когда  +дом  надо  оставить+ (Мк.10:29): дом, работу, деньги,
> карьеру,  что-то другое, но главное - оставить. Не быть привязанным,
> чтобы,  когда  Бог  позовёт,  встать  и пойти дальше, как сделал это
> Альберт  Швейцер,  хотя  он  мог  бы  давать  концерты,  на  которые
> собиралась  чуть ли не вся Европа,   писать книги о Бахе и выступать
> с  лекциями  в самых престижных университетах мира. По этому же пути
> пошёл  кардинал Леже,  бывший архиепископом  Монреаля,   когда  снял
> свою  красную  сутану,    чтобы   уехать   в  Африку   и  поселиться
> среди прокажённых.

> Свой  крест  нести  нелегко,  но это оказывается нам по силам, когда
> человеку  есть  от чего   отказаться,    что  оставить позади  себя,
> чем  пожертвовать.   Когда  же  жертвовать  нечем  -    христианство
> не  получается.    Христос,    о Котором     апостол Павел  говорит,
> что   'полнота   Божества   пребывает   в  Нём  телесно'  (Кол.2:9),
> отказывается  от  того сияния,    которое Ему принадлежит  по праву,
> и  спускается  во  ад,  в  объятия  той  беспросветности,  где живёт
> человек.  Так  осуществляется Его кеносис - Его снисхождение к миру,
> отказ  от успеха, или уничижение. Иисус сознательно выбирает неуспех
> и  так реализует Свой путь. Через полный Свой провал, через неудачу,
> через поражение и позор приходит Он к победе.

> Поражёнными  и  опозоренными  умирают  св. апостолы, Златоуст больше
> времени   проводит  в  ссылке,  нежели  на  той  Константинопольской
> кафедре,  где  он  считался  архиепископом,  Максим  Грек  в течение
> двадцати лет сидит в сырой и тёмной яме, а св. Тихон Задонский, живя
> на покое  в провинциальном  монастыре,  не  раз получал пощёчины  то
> от  игумена,  то  от  помещика,  которого  он  упрекнул  за жестокое
> обращение  с  крестьянами.  +Crux+,  тот крест, на котором распинали
> рабов в древнем Риме, был орудием для позорной казни - на самом деле
> уже этим сказано всё о кресте каждого христианина.

> В современной   богословской литературе  довольно много говорится  -
> и  отчасти это навеяно словами апостола Павла (Гал.6:14) - о Кресте,
> которым  распят  мир, что Крест Христов, вознесённый над всем миром,
> стал  своего  рода осью, на которой  вращается  Земля.  Образ  этот,
> без  сомнения,  очень красив, но он уводит на задний план ту простую
> человеческую  боль,  о  которой  так  безыскусно  и  так  откровенно
> рассказывает нам  Евангелие.   'При кресте Иисуса стояли Матерь Его,
> и  сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина' (Ин.19:25).
> Вот  Его  смерть - простая, но добровольная. Простая, но сознательно
> избранная.  На  Кресте сознательно умирает Человек, сознательно, ибо
> Он  знает,  что  это смерть - за, что это смерть - +ради+, что через
> Его  смерть  люди  обретут свободу и откроют  дорогу,  которая ведёт
> в  жизнь.  Бог  одерживает  победу,  которая становится нашей общей,
> осуществимой  для  каждого победой, но через человеческий +кеносис+,
> через  то  уничижение, которое бесстрашно и просто выбирает как Свою
> дорогу Иисус.
        [ cвященник Георгий Чистяков. Над строками Нового Завета
          www.tapirr.com/ekklesia/chistyakov/nadstrokami31.htm#vozmi ]



Свящ. Александр Мень об этой неделе Поста:
        Начинается приготовление к четвертому воскресенью,
        посвященному преп. Иоанну Лествичнику.
        "На духовной лествице самое опасное - это
        оглядываться и проверять, далеко ли поднялся.
        Никакое "подведение итогов" здесь недопустимо.
        Ибо, если преуспел, то немедленно
        закрадывается самодовольство,
        которое тут же сводит на нет все усилия.
        Надо считать себя всегда на первой ступени.
        Бог в любой момент может перенести на десятую.
        Симптомами полной неудачи являются постоянно
        подавленное настроение
        или резкие колебания от экстазов к упадку".
        { www.krotov.info/yakov/3_vera/5_gr_lent/051_gl22.html;
          см. здесь же - Пособие к проведению Великого Поста, день 22.}

       
Чтобы за время Великого поста прочитать (перечитать) весь Новый Завет,
можно следовать предлагаемому здесь плану (составленному Я.К.).
В этот день:
        Чтение из Евангелий: от Луки, глл. 8-9
        www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/lu1.htm#8:1.
        Чтение из Деяний, Посланий или Откровения: 1 Коринфянам, 11-14
        www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/1co.htm#11:1.


Кроме того предлагаю желающим план последовательного чтения
за дни Великого поста трех книг Ветхого Завета:
Бытие, Притчи, Исаийя -
с их текстами в современных переводах,
осуществленных Российским Библейским Обществом:
Притчи, гл. 21-24: www.messia.ru/r3/pr/21-24.htm



***************************************************************** * *
  к чтениям вторника 4-ой седмицы Великого Поста:
   - Быт.9:8-17   www.messia.ru/rasylka/007/1792.htm#0
   (М.Г.Селезнев; ссылка на текст свящ. Александра Меня)
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *



# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Воистину, праведность - это жизнь,
                           а кто гонится за злом, стремится к смерти.
 Мерзки ГОСПОДУ люди криводушные
                                     и угодны те, чей путь непорочен.
 Будь уверен: злодею не оправдаться, / но род праведных спасется.
 Что золотое кольцо в свином рыле, / то и краса женщины безрассудной.
 Чаяния праведных обернутся добром,
                                а надежды нечестивых - гневом Божьим.
 Один раздает - и у него прибавляется,
                             а другой жадничает - и у него недостает.
 Кто щедр, тот будет в достатке,
                              кто дал другому пить, не будет жаждать.
 Кто припрячет зерно, того проклянут,
                                      но благословен будет продающий.
 Кто ищет добра, найдет благоволение,
                         а кто стремится к злу, на себя его накличет.
 Кто полагается на свое богатство - падет,
                            а праведники будут как зеленеющее дерево.
 Кто на свой дом навлекает беду, тому удел - ветер,
                                      и станет глупец слугой мудрому.
 От плода праведности вырастает древо жизни,
                                      и мудрец покоряет сердца людей.
 Если праведнику на земле воздастся,
                                 то нечестивцу, грешнику - и подавно.
 Кто любит познание - любит и наставление,
                                  а кто отвергает упреки - скудоумен.
 Добрый стяжает у ГОСПОДА благоволение,
                                   а коварного постигнет злая участь.
 Злодею на земле не устоять, / а праведники неискоренимы.
 Достойная жена - венец для супруга,
                                 а бесстыжая - словно гниль в костях.
 Праведник помышляет о справедливости,
                                     а нечестивец затевает коварство.
 За словами нечестивца - жажда крови, / а правдивые речи спасительны.*
                        (Пр.11:19-12:6, нов.пер., РБО, 2000г.)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2151.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * *  Форум /гостевая книга сайта:    www.messia.ru/razd/forum.htm


Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
          www.messia.ru/pomoch.htm#0


 -----------------------------------------------------
 | другие мои рассылки:                              |
 |** "СЛОВО БОЖИЕ ДЕНЬ ЗА ДНЕМ"                      |
 | Прочитать описание и подписаться можно здесь:     |
 |                        www.messia.ru/r3/#0        |
 |**                                                 |
 |"ХРИСТИАНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: ДОСТУПНО О ХРИСТИАНСТВЕ"|
 | Прочитать ее описание и подписаться можно здесь:  |
 |                        www.messia.ru/r2/#0        |
 -----------------------------------------------------