=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
                  и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)


* 29 марта 2008 г. ст.ст., пятница {5-ой седмицы Великого Поста}.
церковные чтения (паремии):
                           Ис.45:11-17; Быт.22:1-18; Притч.17:17-18:5.


Чтения этого дня в различных переводах и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20080411/orth


Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=11-04-2008


к чтению из Бытия:
 -> свящ. Александр Мень:
    "Бог усмотрит Себе ягненка для всесожжения"
          www.messia.ru/rasylka/003/398.htm#0
 -> Клайв Стейплз Льюис о страдании по воле Божьей
      и ответе на вопрос "Если Господь всеведущ, Он знал,
          что сделает Авраам; так зачем же Он его мучил?"
                    www.messia.ru/rasylka/003/341.htm#0
 -> Антоний Блум: 'Дело Авраама - безграничное доверие Богу'
                       www.messia.ru/rasylka/002/117.htm#0
 -> Доминик Бартелеми об Аврааме
         www.messia.ru/rasylka/002/088.htm#0          


 -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --

Этот выпуск посвящен чтениям из книги пророка Исаии,
предусмотренным православным календарем
для 5-ой седмицы Великого Поста.



        33 Поэтому так говорит ГОСПОДЬ о царе ассирийском:

                    - Не войдет он в этот город
                           и стрелу в него не пустит,
                    не появится перед ним со щитом,
                           не воздвигнет осадного вала.
                    34 Уйдет он по той же дороге,
                    по которой пришел,
                    он не войдет в этот город!
                                  - говорит ГОСПОДЬ. -
                    35 Я защищу этот город и спасу,
                    ради Себя и ради Давида, раба Моего.

        36 Появился ангел ГОСПОДА и умертвил в стане ассирийцев сто
        восемьдесят пять тысяч человек. Настало утро - и вот, кругом
        одни мертвые тела.

        38 1 В ту пору  Езекия заболел и был при смерти. Пророк Исайя,
        сын Амоца, пришел к нему и сказал:

        - Так говорит ГОСПОДЬ: Распорядись своими делами. Ты умираешь,
        кончилась твоя жизнь.

        2 Езекия отвернулся к стене и взмолился к ГОСПОДУ:

        3 - Вспомни, о ГОСПОДЬ! Я вел пред Тобою жизнь честную
        и безупречную, делал то, что Тебе угодно!

        И Езекия горько заплакал.

        4 И было Исайе слово от ГОСПОДА:

        5 - Иди и скажи Езекии: Так говорит ГОСПОДЬ, Бог твоего предка
        Давида: Я услышал твою мольбу, увидел твои слезы -
        и Я продлеваю тебе жизнь на пятнадцать лет. 6 А от царя
        ассирийского Я спасу и тебя, и город этот - Я встану на защиту
        этого города! 7 И вот тебе знак от ГОСПОДА, знак, что ГОСПОДЬ
        исполнит слово, которое изрек. 8 Ту тень, что опустилась
        по ступеням лестницы Ахаза, Я верну назад, на десять ступеней
        вверх.

        И солнце вернулось назад: тень поднялась на десять ступеней,
        по тем же ступеням, по которым она спускалась.

                                                          (глл. 37,38)


> <...> Болезнь, посылаемая Богом. Болезнь, как знак, посланный свыше.
> Болезнь как наказание,  попускаемое Богом.  Ведь и то, что произошло
> в  ассирийском  лагере,  было,  если  подойти к этому вопросу сугубо
> по-земному,  так, как это сделали авторы соответствующих ассирийских
> летописей, всего лишь  эпидемией   -    эпидемией чумы,  заставившей
> ассирийцев  снять осаду с Иерусалима и отправиться восвояси. А рядом
> с  этим  - описание чудесного исцеления Езекии. Конечно, проще всего
> здесь  увидеть  нехитрую  схему  'грех  -  болезнь  -  раскаяние   -
> исцеление'. Только вот Бог при таком подходе окажется очень похож на
> детсадовского  воспитателя,  раздающего  награды  и наказания. Между
> тем, вопрос о болезни как знамении, как знаке, напоминающем о чём-то
> очень серьёзном в нашей духовной жизни,   отходит  при таком подходе
> на  второй  план.  А  ведь болезнь - всегда знак. Конечно, здесь всё
> далеко  не  однозначно.  Так  же  не  однозначно,  как не однозначна
> ситуация  с камнем, о который мы спотыкаемся, идя по дороге. Бывают,
> конечно,  и  такие  дороги,  на  которых  не спотыкаться практически
> невозможно,    по  которым    пройти, не сломав ногу,   -  настоящее
> чудо  Божие.  Но  бывает  и так, что спотыкаемся мы на ровном месте,
> просто  по невнимательности. А бывает,  что  и очень мы внимательны,
> и дело ответственное, и место вроде ровное, а вот поди ж ты...  Нет,
> не  всякая,  конечно,  болезнь  знак  вмешательства  Божия. Из наших
> случаев  первый  был бы очевидным чудом, последний - недвусмысленным
> предупреждением. А что посередине?
                                                             
                                * * *



                12 Кто горстью вымерил воды,
                небеса измерил ладонью,
                мерой - всю пыль земную,
                на весах взвесил горы,
                         холмы - на чаше весов?
                13 Кто направлял дух ГОСПОДА
                         и советы Ему давал?
                14 У кого Он спрашивал совета,
                         кто вразумлял Его,
                кто обучал Его путям правды
                и знаниям обучал,
                         кто Ему указал разумения путь?
                15 Народы - словно капля из ведра,
                они - всё равно что пыль на чаше весов!
                Для Него поднять острова - что пылинку поднять!
                16 Не хватит лесов ливанских и животных, что там
                                                              обитают,
                чтобы разжечь огонь и жертву всесожженья Ему принести.
                17 Все народы пред Ним - ничто,
                         для Него они - всё равно что пустота!
                18 С кем вы сравните Бога,
                         какое подобие Ему подберете?

        19 А идол - ремесленником он отлит; мастер покрыл его
        листовым золотом, оковал серебром.

        20 Знающий, как делать приношения, подыскивает негниющую
        древесину, находит умелого ремесленника - и тот делает ему
        идола, который стоит не шатаясь...

                21 Неужели вы не знаете? Неужели не слыхали?
                Разве не было вам поведано от начала?
                Разве не понимаете вы, на чем земля зиждется?*
                22 Восседает Он над кругом земным,
                а жители земли - словно кузнечики!
                Он простер небеса, как тонкую ткань,
                         натянул их, как шатер для жилья!
                23 Владык обращает Он в ничто,
                         правителей земли - в пустое место!
                24 Едва лишь посажены, посеяны они,
                едва лишь разрастется вглубь их корень,
                иссушает Он их дуновеньем Своим,
                и буря уносит их прочь, как солому.

                25 "Кому вы уподобите Меня, кто равен Мне?"
                                  - говорит Святой.
                26 Ввысь поднимите взор, взгляните:
                кто сотворил все это?
                Тот, кто выводит по счету это небесное воинство,
                всех их по имени призывает.
                Они выходят - все до одного -
                таковы Его сила и могущество!

                27 Зачем же ты, Иаков, говоришь,
                         зачем же говоришь, Израиль,
                что судьба твоя от ГОСПОДА сокрыта,
                         что тяжба твоя забыта твоим Богом?
                28 Неужели ты не знаешь, неужели не слыхал?
                ГОСПОДЬ - это вечный Бог,
                Творец всех концов земли;
                не устает, не изнемогает Он,
                Его мудрость непостижима!
                29 Дает Он уставшему силу,
                         обессилевших укрепляет.
                30 Даже юноши устают, изнемогают,
                         молодые спотыкаются и падают,
                31 а те, чья надежда - ГОСПОДЬ, обретают новые силы:
                как орел, взмахнут крылами,
                и от бега не изнемогут,
                         и от ходьбы не устанут.
                               
                                                              (гл. 40)

> О  том,  как делают статуи языческих богов, говорили многие пророки.
> На  первый  взгляд, описания эти сродни обличительной публицистике -
> уж  больно наглядной становится разница между Богом, Который творит,
> и богами, которых  творят.  Но,  кроме обличительного  пафоса,  есть
> в  этих описаниях и более глубокий смысл. В конце концов, находились
> же  почему-то  люди, для которых эти, человеческими руками сделанные
> изображения,  напоминали о чём-то куда более близком и понятном, чем
> Бог  пророков!   Так что  же привлекает людей в их богах?  Близость?
> Но  ведь  и Бог пророков бесконечно к ним близок! Доступность? А Бог
> пророков разве так уж совсем недоступен? А, может быть, дело как раз
> именно  в  том,  что  эти боги сделаны человеческими руками? В конце
> концов,  религиозная потребность, потребность иметь богов у человека
> была  во  все  времена,   и человек  во все времена находил  способы
> эту потребность  удовлетворить.    Это   нормально   и   естественно
> для  человека - делать себе богов (и вовсе не обязательно это должны
> быть  деревянные  или   медные  статуи,   тут  всё зависит  от места
> и  от  времени). Условие лишь одно - это должны быть боги, сделанные
> для  человека,  скроенные  по  человеческой мерке. А вот тут с Богом
> пророков ничего  общего быть не может.  Этот Бог Сам сотворил и мир,
> и    человека.     Сделать  Его  ручным  и  домашним   не получится.
> Он не для того открывает Себя человеку, чтобы человек нашёл ещё один
> способ   удовлетворить   одну  из своих многочисленных потребностей.
> В известном смысле, Бог - максималист. Он даёт всё или ничего. А нам
> бы хотелось чего-нибудь поменьше. Может быть, язычество и начинается
> тогда, когда Бог предлагает нам всё, а нам хотелось бы поменьше?

                                * * *

                5 Так говорит Бог, ГОСПОДЬ,
                Тот, кто сотворил и распростер небеса,
                         создал землю и все порожденья ее,
                людям на земле дыхание дал -
                         дал дыхание всем, кто ходит по ней:
                6 - Я, ГОСПОДЬ, призвал тебя, чтобы свершить избавление,
                Я держу тебя за руку,
                Я тебя храню!
                Ты - Мой договор с народом
                и свет для всех племен;
                7 пусть откроются глаза слепых
                и выйдут узники из темницы,
                        пусть сидящие во мраке выйдут из своей тюрьмы!
                8 Я - ГОСПОДЬ, вот имя Мое!
                Никому не отдам Свою славу,
                        хвалу, что подобает Мне, идолам не отдам!
                9 Прежнее уже свершилось,
                и Я возвещаю новое,
                        говорю вам о том, что еще не произошло.

                10 Пойте ГОСПОДУ новую песнь,
                        хвалите Его от конца земли -
                и вы, мореходы, и все, что есть в море,
                        и вы, острова, и все обитатели островов!
                11 Пусть восклицает пустыня
                и ее селенья, где обитают кедарцы,
                пусть обитатели скал ликуют,
                        кричат с горных вершин!
                12 Пусть воздадут ГОСПОДУ славу,
                        восхвалят Его на островах!

                                                              (гл. 42)
         
> Как  часто  появляется в пророческой проповеди 'новое'! Новая песнь.
> Новый  мир.  'Новое',   которое  творит    Господь. Иногда  кажется,
> что  пророки  преувеличивают.  В  конце  концов,  мир  из века в век
> остаётся прежним, и, казалось бы, ничего нового в нём не происходит,
> а  всё  новое   - это всего  лишь  хорошо забытое  старое. Да и сама
> эта  мудрость  тоже  стара, как мир. И как же соотнести эту древнюю,
> как сам  мир,    истину   с  тем,   что  говорит пророк?   Наверное,
> если  смотреть  на  мир  так,  как обычно смотрим на него мы, ничего
> нового  нам  в нём действительно найти  не удастся. Секрет,  видимо,
> в том, что  пророк смотрит на него как-то иначе,  так, как  мы этого
> не  умеем. Ведь и в Иерусалимском Храме не каждому дано было увидеть
> Престол Божий! Нам приходилось уже сталкиваться с этим замечательным
> явлением  -  явлением  пророческого  видения. Похоже, и здесь пророк
> видит  ситуацию  иначе,   чем  мы.    Для  нас  мир стар.  Он  стоит
> уже   миллионы  лет. Он незыблем и неизменен. Не то  -  для пророка.
> Для  него мир, наоборот, вечно молод. Так же молод, как молод он был
> в  первые   мгновения  после сотворения.   Он  всё время обновляется
> Богом - и только поэтому простоял те миллионы лет, которые простоял.
> Он  не  стар  -  он всегда нов. Так же нов, как он будет нов для нас
> всех  тогда,  когда  Царство Божие раскроется во всей своей полноте.
> Для  нас  это - будущее. Для пророка - настоящее. И поэтому он готов
> петь новую песнь новому миру. Уже сегодня.
                                                             
                                * * *

                9 Горе тому, кто, черепок из черепков, глина,
                Создателя своего упрекает!
                Разве скажет глиняный сосуд гончару:
                "Что ты делаешь!"?
                          Или работа твоя - о тебе:
                          "Вот безрукий!"?
                10 Горе тому, кто говорит отцу:
                "Кого ты на свет производишь?"
                          Или - женщине говорит:
                          "Кого ты рожаешь?"

                11 Так говорит ГОСПОДЬ,
                          Святой Бог Израиля, Создатель его:
                 - Неужели вы будете Мне задавать вопросы*  о детях Моих,
                          давать Мне указанья о творении Моих рук?
                12 Я создал землю, на земле сотворил людей!
                Это Мои руки распростерли небо,
                и воинству небесному Я отдаю приказы.

                13 ...Я привел его как избавителя,
                и все дороги Я выровняю перед ним.
                Он отстроит Мой город, освободит Моих изгнанников,
                без всякого выкупа, без всякой платы,
                                     - говорит ГОСПОДЬ Воинств.

                14 Так говорит ГОСПОДЬ:
                 - То, что нажито Египтом, приобретено Кушем,
                и жители Сев`ы, рослые люди, -
                все достанется тебе, твоим будет!
                Пойдут они за тобой, в оковах пойдут,
                будут тебе поклоняться, взывать к тебе:
                "Только с тобою Бог, и другого нет,
                нет иных богов!"
                15 Поистине, Ты - Бог Сокровенный,
                Бог Израиля, Избавитель.
                16 Их всех постигает бесчестие и позор -
                идут, позором покрыты, все те, кто делает идолов.
                17 А Израиль ГОСПОДОМ спасен, спасен навеки!
                Впредь никогда не узнаете вы бесчестия и позора.

                                                              (гл. 45)

> <...> 'Да, мой народ грешен', - говорит Бог устами Своего пророка. -
> 'Но это не ваше дело.  У меня  Свои планы относительно Моего народа,
> и  не  вам  их менять'. На первый взгляд, такая позиция больше всего
> похожа  на  произвол.  Но  это только на первый взгляд. При более же
> внимательном  взгляде   здесь становится  заметно другое.  Бог вовсе
> не  милует  грешников  по  Своему  произволу. Наоборот, Он позволяет
> именно   Своему   народу   вкусить   полной  мерой  все  последствия
> совершённого этим народом греха. И меру тут действительно определять
> не  человеку. Но, как бы не грешил народ Божий, как бы ни изменял он
> своему  Богу  и  завету  с  Ним,  Бог  всё  же остаётся верен. И эта
> верность  в конце  концов торжествует.  При таком взгляде всё встаёт
> на  свои места, и становится понятно, что иначе и не могло бы быть -
> не может  же,    в  самом  деле,  греховность  человека  возобладать
> над  праведностью  Божией!  Но тогда становится ясно и другое. Народ
> Божий  не  потому  становится народом Божиим, что он лучше, духовнее
> или  праведнее  других. Дело тут, похоже,  вообще  не в народе. Дело
> в  Боге.  Это Он решил поставить грандиозный эксперимент - воспитать
> народ,    который    станет    Его   народом.   Конечно,   рассуждая
> по-человечески,   эксперимент  уже  давно  можно  было  бы  признать
> неудачным  и  прекратить. Но у Бога Своя логика. Завет с Его народом
> был  частью    эксперимента.  И Бог  не нарушает  его. Он продолжает
> Своё  дело,  несмотря  ни на что, несмотря даже на то, что Его в Его
> собственном    народе  принимает    не просто меньшинство - единицы.
> И в этом, может быть, главная Его тайна. Тайна Его любви к нам.

        [ В.В.Сорокин.
          Книга пророка Исаии (в помощь изучающим Священное Писание)
          www.bible-center.ru/book/isaiah/004/000;
          www.bible-center.ru/book/isaiah/004/001;
          www.bible-center.ru/book/isaiah/004/003;
          www.bible-center.ru/book/isaiah/004/004 ]

Книга пророка Исайи перед главками - в переводе А.Э.Графова.


+ + + Луи Буйе: Завет Божий. Пророки
       www.messia.ru/rasylka/004/742.htm#0

 + + + Ис.40:18 - 42:16, перевод и комментарии А.Э.Графова
               www.messia.ru/rasylka/007/1799.htm#0


Чтобы за время Великого поста прочитать (перечитать) весь Новый Завет,
можно следовать предлагаемому здесь плану (составленному Я.К.).
В этот день:
        Чтение из Евангелий: от Иоанна, глл. 8-9
        www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/joh1.htm#8:1.
        Чтение из Деяний, Посланий или Откровения: 2 Тимофею
        www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/2ti.htm#1:1.


Кроме того предлагаю желающим план последовательного чтения
за дни Великого поста трех книг Ветхого Завета:
Бытие, Притчи, Исаийя -
с их текстами в современных переводах,
осуществленных Российским Библейским Обществом:
Исаийя, 28:1-30:26: www.messia.ru/r3/is/28-30.htm



***************************************************************** * *
  к еванг. чтению субботы 5-ой седмицы Великого Поста (Мк.8:27-31)
   www.messia.ru/rasylka/007/1802.htm#0
   (Яков Кротов; ссылки на тексты В.Н.Кузнецовой)
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *



# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Спустя некоторое время после этих событий
 Бог подверг Авраама испытанию.
 - Авраам! - сказал ему Бог.
 - Да! - отозвался Авраам.
 И Бог сказал:
 - Возьми своего сына - единственного, любимого - Исаака,
   и иди с ним в землю Мориа.
   Там, на гор`е, которую Я укажу тебе,
   ты принесешь его в жертву всесожжения.
 Наутро Авраам оседлал осла, взял с собой двух слуг, взял Исаака,
 нарубил для всесожжения дров и отправился в путь -
 к тому месту, о котором говорил ему Бог.
 На третий день пути он увидел вдали это место.
 - Побудьте здесь, постерегите осла, - сказал он слугам. -
   А мы с мальчиком пойдем, поклонимся Богу и вернемся к вам.
 Он взял дрова для всесожжения и положил их на плечи Исааку.
 Потом взял огниво, взял нож и пошел дальше - вдвоем с Исааком.
 Исаак окликнул Авраама:
 - Отец!
 - Да, сынок? - отозвался Авраам.
 Тот спросил:
 - У нас есть и огниво, и дрова, но где ягненок для всесожжения?
 - Сынок, - сказал ему Авраам, -
 Бог видит, где ягненок для всесожжения!
 И они шли дальше, вдвоем.
 Дойдя до места, о котором говорил ему Бог,
 Авраам устроил жертвенник и разложил на нём дрова.
 Он связал Исаака, положил его поверх дров на жертвенник,
 достал нож и занес над сыном.
 И тогда воззвал к нему с неба ангел Господень:
 - Авраам, Авраам!
 - Да! - отозвался тот.
 - Не поднимай на него руки, - сказал ангел, -
   ничего ему не делай!
   Теперь Я знаю, что ты боишься Бога -
   ты не пожалел отдать Мне своего единственного сына!
 И Авраам увидел барана, запутавшегося рогами в зарослях.
 Он подошел, взял барана
 и принес его в жертву всесожжения вместо сына.
 Место, где всё это было, Авраам назвал Яхв`е-Ирэ.
 (Отсюда и поговорка: 'На горе Господней будет видно.')
 И вновь ангел Господень воззвал к Аврааму с неба:
 - Самим Собою клянусь, - говорит Господь:
   за то, что ты это сделал - не пожалел отдать единственного сына -
    Я тебя благословлю! / Я дарую тебе потомков,
    числом - как звезды на небе, / как песок на морском берегу.
   И падут пред твоими детьми вражеские врата!
   Благословеньем будут дети твои для всех народов земли -
   за то, что ты Меня послушался.* (Быт.22:1-18, новый перевод РБО)
                                * * *
*Свобода не там, где выбор, а там, где творчество.
 Свобода не в том, чтобы взять гвоздь или пилу,
 а в том, чтобы иметь доску, знание о том, что из доски можно сделать,
 и вдохновение сделать из доски то, что неизвестно можно ли сделать.* (Я.К.)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2162.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * *  Форум /гостевая книга сайта:    www.messia.ru/razd/forum.htm


Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
          www.messia.ru/pomoch.htm#0

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»