=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
                  и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

*  1 апреля 2008 г. ст.ст., понедельник {6-ой седмицы Великого Поста}.
церковные чтения (паремии):
                           Ис.48:17-49:4; Быт.27:1-41; Притч.19:16-25.



Чтения этого дня в различных переводах и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20080414/orth


Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=14-04-2008


 -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --




> Нынешним  христианам, несомненно, стоило бы задуматься над ценностью
> мученичества  <...>.  В  течение двух межвоенных десятилетий за веру
> пострадало  несравнимо больше христиан, чем за первые три века после
> Воскресения  Христова.  По  сравнению  с  теми  испытаниями, которые
> выпали  на  долю  верующих  в  XX веке, взять хотя бы Советский Союз
> (1917-1988  гг.)  и  Эфиопию  (1974-1991), римские гонения на раннюю
> Церковь кажутся довольно безобидными и даже гуманными.


>                         Опыт Юлии де Бособр

> Но   кто  такой мученик? Что превращает страдание  из разрушительной
> в   созидательную  силу?  Что  делает  насильствунную  смерть  актом
> мученичества, жертву несправедливости - искупительной жертвой?

> Ответ  можно   найти  в  опыте русской христианки   Юлии  де Бособр.
> Это случилось в Москве, в конце 20-х годов. В тот день Юлия собирала
> продуктовую  посылку  для  арестованного ГПУ мужа (передачи в тюрьме
> принимали  раз  в  неделю). Ее душила безысходность. Страдание мужа,
> сотен  других  людей,  собственное  страдание  -  всё  это  казалось
> бессмысленным  и  напрасным  "К  чему?  Ради чего?" - спрашивала она
> себя.    Она  потерянно слонялась по комнатам и вдруг  почувствовала
> за  спиной как будто легкое веяние ветра и услышала, как сама писала
> потом,  "неизреченные  слова  Другого".  С  этого момента в ее жизни
> забрезжил рассвет.

> "Конечно,  в  твоих  бедах  нет  никакой  видимой пользы. Они только
> ломают тело и корежат душу. Но Я разделю с тобой всякое бремя, каким
> бы  тяжким  оно  ни казалось. В испепеляющем огне страдания Я познаю
> весь  ужас  отвержения.  Я познаю всю тяжесть твоей ноши, потому что
> разделю  ее  с  тобой,  но   познаю ее  глубже,   чем  ты.   Я  хочу
> ее  разделить. Мне нужно ее познать. После Моего воплощения и твоего
> крещения другого пути у нас нет - +если ты, конечно, согласна+..."{}

> Для  нас  здесь  особенно  важны  две мысли - ценность добровольного
> принятия и сопричастность.

> "+Если    ты,   конечно,   согласна...+"   Христос,   "протомученик"
> добровольно  идет  на  смерть,  и всякий мученик - +alter Christus+,
> "наследующий  Христа",  призван  к  тому  же.  Само по себе невинное
> страдание  еще  не  делает  человека  мучеником;  нужно,  что  бы он
> добровольно  принял  это страдание, даже если его не выбирал. Только
> "отвержение   себя"     превращает     невиннноубиенного  страдальца
> в  свидетеля.  Ничто и никто не в силах возложить на нас крест, пока
> мы  не  +возьмем+   его   сами.  Страдание становится созидательным,
> а  смерть  -  жертвенной,  только если их добровольно принимает тот,
> кому предстоит пострадать и умереть.

> "+Я  разделю  с тобой всякое бремя+..." - обещает Христос. Страдание
> становится  созидательным,  а  смерть  -   жертвенной,  только  если
> мы   осознаем,   что   Христос,  Господь  страдает  с  нами,  и  Его
> Божественным  состраданием мы делаемся  способны  страдать в других,
> с  другими  и  ради других. "+После Моего воплощения+..." В Вифлееме
> Христос вошел в человеческую жизнь во всей ее полноте,   разделил ее
> с нами целиком и  без остатка.  В Гефсимании и на Голгофе Он целиком
> и  без  остатка  разделил  нашу  смерть.  Единожды взяв на себя наши
> "болезни"  и  печали, Он делит нашу отверженность, наше одиночество,
> несет  наши  бремена  "+После...  твоего крещения другого пути у нас
> нет...+" Крещенный в смерть Христову, а значит, и в Его Воскресение,
> призван  в  единстве  со  Спасителем  нести тяготы и скорби ближних.
> "Носите бремена друг друга... " (Гал.6,2).

> Задумаемся над этими словами.


>                        Добровольное принятие

> Первое,   что  отличает   мученичество от убийства или  злодеяния  -
> это момент добровольного принятия. "+Если ты, конечно, согласна...+"
> Здесь   требуется  согласие  свободной,  ничем  не  скованной  воли.
> Мученичество  -  не просто страдание, но акт самоотвержения. Мученик
> отдает  себя,   и  только   так   его  смерть становится жертвенной,
> ибо "жертвовать"  означает "освящать нечто, отдавая это Богу", то ли
> в  смерти, то ли еще как-то иначе. Иными словами, мученик - тот, кто
> в "роковые   минуты" отважится   сказать: "Вот  я" (Ис.6,8).  "Тогда
> Я  сказал: "вот, иду, как в начале книги написано обо Мне, исполнить
> волю  твою,  Боже"  (Евр.7,10).  Настоящий мученик  не  "нарывается"
> на страдание, но и не кривит душой и не спасается бегством.

> Убедительней  всего  это показал Сам Христос, "... жизнь Мою полагаю
> за овец, - говорит Он. - Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю
> ее"  (Ин.10,15,18).  Он был  "послушным даже  до смерти" (Фил.2,8) -
> но  Его  никто не принуждал к послушанию. По словам Фомы Аквинского,
> "когда же Он соделал всё, что определил Себе, тогда настал Его час -
> не  по  неизбежности, но по Его воле;  не по стечению обстоятельств,
> а по Его всемогуществу".{} На добровольный характер христовой смерти
> указывает, прежде всего, происходящее в Гефсиманском саду. Как пишет
> Паскаль,  "в  своих страстях Христос претерпевает   муки  от других;
> но  в  своем предсмертном томлении Он страдает от мук, которые берет
> на  себя  сам".  {Б.Паскаль.  Мысли.}  Христос  свободен - и в Своей
> свободе  Он  избирает и борение, и "смертельную" скорбь до кровавого
> пота.  По человеческим меркам, Он вовсе не обязан идти на смерть; Он
> вполне  мог  бы  убежать  и скрыться. Но свободно, добровольно, хотя
> ценой  неимоверных  усилий,  Он  подчиняет  Свою  человеческую  волю
> Божественной:  "...  не  как  Я  хочу,  а  как  Ты"  (Мф.26,39). Так
> свободный   выбор,   сделанный  в  одиночестве  Гефсиманского  сада,
> преобразует  страдание  в самоотвержение, а смерть - в искупительную
> жертву.

> Подобный  момент  выбора  обязательно  присутствует  во всех сюжетах
> о  мучениках.  Собственно,  вокруг  него  строится  пьеса Т.С.Элиота
> "Убийство в соборе".  Вот четверо рыцарей  приближаются к собору, но
> у   Фомы   Беккета   всё    еще  есть   время   бежать.    "Владыко,
> они  приближаются.  Они  вот-вот  будут  здесь,  - предупреждают его
> священники.   -   Тебя  убьют.  Поспеши,  владыко."  Но  архиепископ
> отказывается  бежать:  "Отоприте  все  двери!  -  приказывает  он, -
> распахните  врата!...  Я +отдаю+ жизнь... Я здесь... я готов пролить
> кровь".{}  Здесь  явственно  слышны  отголоски  Писания:  "Ибо я уже
> становлюсь  жертвою..."  (2Тим.4,6){}  Можно  вспомнить много других
> примеров. Св. Поликарп Смирнский (+ ок. 155 г.), который "мог бежать
> в   другое   место,   но   отказался,  говоря:  "Да  свершится  воля
> Господня"{};  новомученик Илия Барбер, убитый в Каламате в 1686 г. -
> он  мог  укрыться  на Афоне,    но  предпочел  вернуться  туда,  где
> его   знали,   чтобы   искупить   грех  отступничества  добровольной
> смертью{}  <...>;  наконец,  Мать   Мария   (Скобцова),      которая
> в  пасхальную  ночь 1945 года выдала себя за соузницу и пошла вместо
> нее  в газовую  камеру  Равенсбрюка.{}  Каждый из них мог бы сказать
> со  Христом:  "Никто  не отнимает у меня жизнь, но я сам полагаю  ее
> за братьев".

> Тот же добровольный выбор требуется и в монашестве, которое в мирные
> времена,   когда   нет   внешних   гонений  на  Церковь,  становится
> "субститутом"   мученичества;   недаром св.   Петр Дамиани   говорит
> о   "добровольной    смерти"     монаха.{}   Во время   пострига   -
> это  кульминация   принесения  обетов  -    игумен  кладет   ножницы
> на  Евангелие  и  просит  послушника:  "Сам  дай  их мне". Послушник
> передает  игумену  ножницы,    но  тот  снова кладет их на Евангелие
> и повторяет просьбу, и только после того, как послушник в третий раз
> передаст   ножницы,   совершается  постриг.  Чтобы  прояснить  смысл
> троекратного  повторения,  игумен говорит: "Никто не заставляет тебя
> надевать   облачение. Ты сам    согласился  принять    его".{} Никто
> не  отнимает  свободы  у  монаха,  напротив,  он сам, по своей воле,
> отдает ее Христу. Итак, снова, вопреки всем расхожим представлениям,
> становится  очевидно,    что  мученичество   невозможно   навязать -
> оно избирается добровольно.

> Сказанное  о  Христе,  мучениках  и монашествующих, в некоторой мере
> относится  ко всем без исключения христианам. Каждому из нас суждено
> хотя  бы  раз  пережить  разочарование,  потерю  любимого  человека,
> физическую  или  душевную боль. В падшем мире страданий не избежать.
> Но  весь вопрос в том, как мы их встречаем. Ибо страдание становится
> созидательным,  только  если  мы  выходим  навстречу  ему с открытым
> забралом  и принимаем его всей своей волей. Само по себе страдание -
> зло.  Оно  не входило    в изначальный  замысел о твари; мы  созданы
> не для скорбей, а для радости, или, по слову св. Иоанна Лествичника,
> "не  для  оплакивания,  но для ликования". {Лествица, 7} Есть немало
> людей,   на  которых   страдание  действует  поистине  разрушительно
> и  не  приносит   ничего,  кроме скорби   и отчаяния.    Мы    вовсе
> не собираемся  здесь   утверждать, будто  страдание - благословенный
> дар Божий. И всё же то, что само по себе есть зло, по Божией милости
> может  быть     обращено   во  благо.   Как убедительно     показала
> в  "Созидательном  страдании" () Юлия де Бособр, страдание не бывает
> напрасным. Что-нибудь из него да выйдет.

> Всё зависит только от внутреннего состояния самого страдающего и его
> близких.  Мы можем роптать и гневаться на страдание, и в этом случае
> оно  будет разрушительным.  Или же мы можем пассивно  отторгать его,
> и тогда  оно,  как  кислота,  начнет разъедать  душу,  превращая нас
> в  нелюдей,  в  этаких  нравственных  зомби. Наконец, мы можем выйти
> навстречу  ему в духе любви -    то есть   принять его,  отдать Богу
> и  тем самым преобразить. Конечно, это трудно, но таков путь Христа.
> Он  сказал  Юлии: "Если ты согласна... " Всё дело в том, согласны ли
> мы.
                [ Каллист (Уэр), епископ Диоклийский.
                  СЕМЯ ЦЕРКВИ: МУЧЕНИЧЕСТВО КАК ВСЕОБЩЕЕ ПРИЗВАНИЕ
                  в книге "ВНУТРЕННЕЕ ЦАРСТВО"
                  // Киев: Дух i лiтера", 2004
                  www.messia.ru/r2/1/282.htm#0 ]




+ + + Пособие к проведению Великого поста, день 36:
www.krotov.info/yakov/3_vera/5_gr_lent/065_gl36.html



Чтобы за время Великого поста прочитать (перечитать) весь Новый Завет,
можно следовать предлагаемому здесь плану (составленному Я.К.).
В этот день:
        Чтение из Евангелий: от Иоанна, глл. 14
        www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/joh2.htm#14:1.
        Чтение из Деяний, Посланий или Откровения: Евреям, 1-8
        www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/heb.htm#1:1.

Кроме того предлагаю желающим план последовательного чтения
за дни Великого поста трех книг Ветхого Завета:
Бытие, Притчи, Исаийя -
с их текстами в современных переводах,
осуществленных Российским Библейским Обществом:
Исаийя, гл. 40-42: www.messia.ru/r3/is/40-42.htm





# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Слушай советы, принимай наставления, / и станешь со временем мудрее.
 Много замыслов в человеческом сердце,
                                 но исполнится то, что решил ГОСПОДЬ.
 В людях ценится верность, / и бедняк милей лжеца.
 Люди живы страхом ГОСПОДНИМ - / кто исполнен им, спит спокойно,
                                              и беда его не постигнет.
 Запустит лодырь руку в блюдо, / а до рта не донесет.*
                                (Пр.19:20-24, новый перевод РБО)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2165.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * *  Форум /гостевая книга сайта:    www.messia.ru/razd/forum.htm


Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
          www.messia.ru/pomoch.htm#0