=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
                  и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

* 02 апреля 2008 г. ст.ст., вторник {6-ой седмицы Великого Поста}.
церковные чтения (паремии): Ис.49:6-9; Быт.31:3-16; Притч.21:3-21.



Чтения этого дня в различных переводах и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20080415/orth


Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=15-04-2008


 -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --



(продолжение текста из предыдущего выпуска)



>                            Сопричастность

> Другая  характерная  черта мученичества, коренным образом отличающая
> его  от  простого  насилия,  -  это  обязательное  присутствие в нём
> сопричастности   и  соучастия,  того,  что  Чарльз  Уильямс  называл
> "берущей  на себя любовью" (substituted love), "взаимозаменяемостью"
> (coinherence)    или   "путем   замены"  ("the way  of exchange").{}
> "Я  разделю  с тобой всякое бремя", - обещает Юлии Христос и говорит
> об  "испепеляющем  огне  сострадания".  Мы  соучаствуем в страданиях
> "Человека  для  других",  протомученика  Христа  всякий  раз,  когда
> соединяемся  в  любви  с  Его  страстями,  а  в  них - с болью всего
> человечества.  Ибо,  как  сказано  в  "Книге  нищих  духом",  любовь
> "переживает  страдания  других как собственное страдание, и не одно,
> а  все".{}  Страдание  становится  созидательным,  а  смерть       -
> мученической, только если всё это ради другого.

> Мотив  предстательства,  соучастия  в страдании  - один  из ключевых
> в  "Хасидских  преданиях" Мартина Бубера. В них мы читаем о том, что
> один из самых почитаемых цадиков,  равви Зуся,  "все  грехи, которые
> он  распознавал  в людях, считал своими собственными и обвинял в них
> самого  себя".  Столь  велико было его чувство слиянности с другими,
> что  однажды  в  сострадании к  нераскаянному грешнику,  он  "сложил
> со  своей  души все достигнутые  ею степени,  пока она не опустилась
> до уровня души просителя,  и сплел корень его  души с корнем своей".
> А  о  равви  Мойше  Лейбе,  которого  два  с  половиной года терзали
> невыносимые боли, рассказывали:  "Он всё больше и  больше  убеждался
> в том,   что  страдает   ради  Израиля, и  потому его   боль,   хоть
> и  не становилась слабее,   но  преображалась".
> {Мартин Бубер. Хасидские предания. М, 1997. С. 221, 225.}

> Принять  страдания   других   как собственные,   "сложить    с  души
> все  достигнутые  ею  степени",    чтобы сойти к последнему грешнику
> и   сплести  корни   его души с корнями своей, страдать ради Ветхого
> и  Нового  Израиля  -  именно  это делает Христос; мученики способны
> следовать этим путем лишь потому, что верят: с ними и в них страдает
> Спаситель. Воспользовавшись предложенным о. Александром Ельчаниновым
> "критерием  вселенской  церковности",  можно  сказать, что мученик -
> квинтэссенция  церковного  человека:  "...  болит  ли  один  член  -
> страдает  всё   тело   -  о  Церкви  (1Кор.12,26),  а если мы  этого
> не чувствуем,  значит,  мы не в Церкви".
> {о. Александр Ельчанинов. Записи. К, 1999, с. 221.}

> Воплощением  такой  сопричастности становится заступническая молитва
> мученика.  "Отче,  прости  им", - предстательствует распятый Христос
> (Лк.23,34).     Когда    римские воины   пришли,   чтобы  арестовать
> св.  Поликарпа,  он  попросил  разрешения  помолиться  и  "два  часа
> пребывал  в  непрестанной молитве, поминая по имени всех, когда-либо
> встреченных им,   старых и молодых,  знатных и  никому  не известных
> и   всю    Вселенскую   Церковь     во  всём  мире..." {Мученичество
> св.  Поликарпа, 8.1} Новомученик Иоанн Трапезундский, обезглавленный
> в  1650  году,   идя  к  месту  казни,   "просил   прощения  у всех,
> кого  встречал по пути, юных   и  старых";{}  другой   новомученик -
> Иаков  Артский  (он  был  повешен  в  1520-м)  перед казнью попросил
> сопровождавших  его  "преклонить колени и помолиться Христу обо всём
> мире  и  всей  Церкви".{}    Со смертью  мученика его заступничество
> не  прекращается, но в общении святых охватывает весь мир и обретает
> значительно большую силу.

> Иногда   солидарность  выражается в непосредственной  "замене",  как
> это  видно  на  примере  матери  Марии  Скобцовой. Подобную "замену"
> совершает живший в III веке мученик Никифор, о житии которого писала
> мать  Мария.  Длившаяся  почти  всю  жизнь его дружба со священником
> Саприкием  в одночасье распалась из-за пустяковой ссоры, и, несмотря
> на  все  усилия Никифора, Саприкий упорно отказывался от примирения.
> Когда  же  начались  очередные  гонения,  Саприкий отступил от веры;
> "Никифор  же,  отвергнутый  и поруганный другом, принял мученическую
> смерть  вместо него и ради него". {прот. Сергий Гаккель. Мать Мария.
> М.  1992,  с.  34}  Тем  же  "путем замены", хотя и несколько иначе,
> прошла   монахиня  Елена  Мантурова,  согласившаяся по благословению
> св.   Серафима  Саровского  умереть  вместо  своего  больного  брата
> Михаила,   который  еще  не  закончил  всех  дел  на  земле.  Михаил
> поправился, а Елена заболела и вскоре скончалась.{}

> Такая  солидарность,    взаимная  сопричастность   составляет   одну
> из главнейших черт добровольного мученичества монашеской жизни. Живя
> в  общине, братия делит друг с другом не только труды, молитвы и всё
> "имение",  но  призвана  к тому, чтобы явить общность бытия на более
> глубоком  уровне.   По  признанию  св. Симеона  Нового Богослова, он
> "с горючими  слезами  и   всей   душой" просил   Бога о том,   чтобы
> его братья были вместе с ним в раю - или пусть он будет в аду вместе
> с ними: "Духовно привязанный к ним чистейшей любовью во Святом Духе,
> он  не хотел  для себя Царства  Небесного, если бы это означало, что
> он будет отделен от своих братии".{}

> Соединенный  общим  путем со своими братьями, монашествующий (совсем
> как равви Зуся)   берет на себя их вину и соучаствует в их покаянии.
> В "Достопамятных сказаниях..." можно найти немало подобных сюжетов.

> "Два  брата,  монахи,  пришли  в  соседний  город, чтобы там продать
> работу  свою  целого  года,  и  остановились в гостинице. По продаже
> рукоделия  один пошел  закупить  нужное для них,   а  другой остался
> в гостинице и по наущению дьявола впал в любодеяние. Уходивший брат,
> возвратясь,  сказал  оставшемуся:  "Вот,  мы  запаслись всем нужным,
> возвратимся в келию". Другой брат отвечал: "Я не могу возвратиться".
> Когда  же брат  стал  упрашивать его,   чтобы  он возвратился /.../,
> этот  исповедал  ему грех свой. Я, сказал он, когда ты ушел от меня,
> впал  в  любодеяние,  и  потому  не  хочу  возвратиться. Брат, желая
> приобрести  и  спасти  душу  брата,  сказал  ему  с  клятвою:  "И я,
> отлучившись  от  тебя,  подобным  образом  впал в любодеяние; однако
> воротимся в келию и предадимся покаянию. Богу всё возможно: возможно
> Ему  даровать прощение за покаяние наше..." Они возвратились в келию
> свою...   Потом  пришли  ко  святым отцам, пали   к стопам их, стеня
> и воздыхая, проливая обильные слезы, исповедали им падение, которому
> подверглись.  Святые  старцы наставили их на делание покаяния и дали
> заповеди,   которые  они  исполнили  тщательно.  Несогрешивший  брат
> приносил  покаяние, как бы сам согрешил, за согрешившего, по великой
> любви,  которую имел к нему. Господь призрел на подвиг любви: открыл
> святым отцам тайну, и что за любовь того, кто не согрешил, а подверг
> себя  труду   покаяния   для  спасения  брата,    даровано  прощение
> и  согрешившему.  Вот  что означает "полагать душу свою за брата".{}
> Для  нас  особенно  значима  последняя  фраза,  поскольку именно она
> говорит о том, что мученичество немыслимо без сопричастности.

> Живший  в  IX  веке  св.  Иоанникий  Великий   идет   еще  дальше  -
> он  принимает  на  себя  не только покаяние, но и искушения ближних.
> Встретив   однажды  совсем  юную  монахиню,  обуреваемую  "плотскими
> похотями",  св. Иоанникий зазвал ее к себе и велел положить руку ему
> на  шею.   Когда  девушка   сделала  так,   как   он  просил, святой
> стал молиться  о том,  чтобы мучительное искушение оставило монахиню
> и  перешло на него. Так монахиня освободилась от терзавшей ее похоти
> и  вернулась  к  своей  обычной  жизни;  но ужасное искушение мучило
> теперь  святого.  Этот  сюжет  также  упоминается  в связи с матерью
> Марией.{}

> Мысль  о том, что христианин способен, в самом прямом и неискаженном
> смысле  этих  слов,  "нести  бремена"  искушений  и страхов другого,
> составляет  центральную  идею  романа Чарльза  Уильямса   "Сошествие
> во  ад".  Полина  Анструзер обретает свободу, только позволив Питеру
> Стенхоупу  взвалить на себя груз ее тайного гнева; с другой стороны,
> Лоуренс  Вентворт, отказавшись от "пути замены", опускается всё ниже
> и ниже, в полное одиночество ада.

> "Ношение  бремен" составляет существенную сторону духовничества, как
> оно  понимается  в  православной монашеской традиции. Для св. Иоанна
> Лествичника   или    св. Симеона    Нового   Богослова,  равно   как
> и  для русских  старцев XIX века,  духовник -  не просто  "советчик"
> или   "наставник",   изрекающий  отвлеченные  истины  с  безопасного
> расстояния,   и   не  тот, кто произносит формулу "отпущения грехов"
> в узко-юридическом смысле этого понятия, но также и главным образом,
> ходатай  или  anadochos,  который  предстоит  за своих духовных чад,
> соединяется с ними в любви, берет на себя всю тяжесть их вины, гнева
> и  ответствует  за  них  на  Страшном Суде.{} Недаром св. Варсануфий
> Газский уверял своих учеников: "Я забочусь о вас больше, чем вы сами
> заботитесь о себе... Господи, приведи моих чад вместе со мной в Твое
> Царство  - или вычеркни меня из Твоей книги... Я заслонил вас своими
> крылами  и  несу  ваши   бремена  и  ваши обиды...   Каждый  из вас,
> как  сидящий  под  сенью  древа...    Я  был  бы рад  положить жизнь
> за  вас".{}  Духовный  отец - икона Христа Доброго Пастыря - призван
> "полагать   жизнь       за овец"  (Ин.10,11). {Св. Иоанн Лестничник.
> К Пастырю, 5} Духовное отцовство - тоже мученичество.
                [ Каллист (Уэр), епископ Диоклийский.
                  СЕМЯ ЦЕРКВИ: МУЧЕНИЧЕСТВО КАК ВСЕОБЩЕЕ ПРИЗВАНИЕ
                  в книге "ВНУТРЕННЕЕ ЦАРСТВО"
                  // Киев: Дух i лiтера", 2004
                  www.messia.ru/r2/1/284.htm#0 ]




 + + + Пособие к проведению Великого поста, день 37:
        www.krotov.info/yakov/3_vera/5_gr_lent/066_gl37.html


Чтобы за время Великого поста прочитать (перечитать) весь Новый Завет,
можно следовать предлагаемому здесь плану (составленному Я.К.).
В этот день:
        Чтение из Евангелий: от Иоанна, глл. 15-16
        www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/joh2.htm#15:1.
        Чтение из Деяний, Посланий или Откровения: Евреям, 9-13
        www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/heb.htm#9:1.


Кроме того предлагаю желающим план последовательного чтения
за дни Великого поста трех книг Ветхого Завета:
Бытие, Притчи, Исаийя -
с их текстами в современных переводах,
осуществленных Российским Библейским Обществом:
Исаийя, гл. 42-45: www.messia.ru/r3/is/42-45.htm



***************************************************************** * *
  к чтению среды 6-ой седмицы Великого Поста:
   - Притч.21:23-22:4:
   www.messia.ru/rasylka/007/1806.htm#0   (перевод
   и комментарии А.С.Десницкого, Е.Б.Рашковского и Е.Б.Смагиной)
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *



# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*На свой взгляд человек всегда прав, / но ГОСПОДЬ испытывает сердца.
 Поступающий праведно и справедливо
                         угодней ГОСПОДУ, чем приносящий жертвы. ...
 Старания приводят человека к достатку, / а суета - лишь к нужде.
 Кто добивается богатства ложью -
                            гонится за пустотой, стремится к смерти.
 Злодеяния нечестивцев их же и погубят:
                      ведь они отказались поступать справедливо. ...
 Кто при жалобных криках затыкает уши,
                         сам однажды завопит, но ему не ответят. ...
 Кто сбился с пути разумения, / в царстве теней успокоится.
 Кто любит веселье, не знает достатка,
                    кто любит вино да умащения - не разбогатеет. ...
 Не переводятся у мудреца ценные запасы, / а глупец всё проедает.
 Кто стремится к праведности и верности,
                            найдет и жизнь, и праведность, и почет.*
          (Пр.21:2-3,5-7,13,16-17,20-21, новый перевод РБО)
                                * * *
*И теперь говорит Господь
 (Тот, кто создал меня в утробе, чтобы я был рабом Ему,
  чтобы вернул я к Нему Иакова
   и собрался бы к Нему весь Израиль;
  я славен в очах ГОСПОДА,
  мой Бог стал моей силой) -
 говорит Он: 'Сверх того, что ты - раб Мой,
 что ты возродишь племена Иакова,
  приведешь назад остаток Израиля, -
 Я также сделаю тебя светом для всех народов,
 чтобы спасенье, ниспосланное Мною, края земли достигло!'
*Так говорит Господь,
  Искупитель Израиля, Святой Бог его, тому, кто позором покрыт,
 кто в презрении у народов, рабу владык:
 - Увидев тебя, цари будут вставать,
    владыки будут падать ниц,
   ради ГОСПОДА (верен Он!),
    ради Святого Бога Израиля (Он тебя избрал!).
*Так говорит Господь:
 - Я ответил тебе в пору Моего благоволенья,
    в день спасенья помог Я тебе. Я тебя храню,
   ты - Мой договор с народом:
   ты возродишь землю,
    раздашь запустевшие владенья,
   скажешь узникам: 'Выходите!' -
    скажешь сидящим во мраке: 'Покажитесь!'
*Вдоль дорог они пастбища себе найдут,
  все голые холмы станут пажитями для них.*
              (Ис.49:5-9, нов.пер. РБО 2004г., А.Графов)
                                * * *
"Бог наш на небе и на земле творит всё, что хочет".
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2165.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * *  Форум /гостевая книга сайта:    www.messia.ru/razd/forum.htm


Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
          www.messia.ru/pomoch.htm#0