=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
                  и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

* 05 апреля 2008 г. ст.ст., пятница {6-ой седмицы Великого Поста}.
церковные чтения (паремии):
                          Ис.66:10-24; Быт.49:33-50:26; Притч.31:8-32.



Чтения этого дня в различных переводах и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20080418/orth


Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=18-04-2008


 + + + песнопения из богослужений этого дня
       (посл. дня Великого Поста) в русском переводе с ц.-славянского
       www.messia.ru/rasylka/005/1126.htm#0
 + + + Постная Триодь, день 40 Поста
        www.krotov.info/libr_min/worship/triodi/069.htm


*Исполняя предвозвещенное пророками,
 в пророкоубийственный город, Христе предобрый, Ты пришел,
 чтобы быть убитым добровольно,
 ради спасения меня, убитого тлением.*

*Душеполезную завершив Четыредесятницу,
 и святую седмицу страданий Твоих просим увидеть, Человеколюбче,
 чтобы прославить в ней величие Твое
 и неизреченное нас ради промышление Твое,
 единомудренно воспевая: Господи, слава Тебе!*
(Триодь)


 -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --

Этот выпуск посвящен чтениям из книги пророка Исаии,
предусмотренным православным календарем
для 6-ой седмицы Великого Поста.



        58 1 - Кричи во весь голос, не сдерживай крика,
                 пусть он будет громким, как звук трубы!
        Возвести Моему народу его грех,
                 возвести сынам Иакова их вину!

        2 Каждый день они взывают ко Мне,
                 хотят постичь Мои пути -
        словно народ, что поступает по правде,
                 не забывает законов Бога своего.
        Просят они у Меня справедливых решений,
                 хотят, чтобы Бог был ближе.
        3 "Мы постимся - а Ты и не смотришь,
                 мы смиряем себя - а Ты и знать не желаешь?!"

        Вы и в день поста творите, что хотите,
        угнетаете работников своих.
        4 Вы поститесь - и множатся раздоры и распри,
        вы жестоко бьете людей кулаками.
        Пока вы поститесь так,
        не будет голос ваш услышан на высотах!
        5 Разве таков пост, которого Я хочу,
                 день, когда человек смиряет себя?
        Склонять голову, словно тростник,
        лежать на дерюге, в пыли, -
        вы зовете это постом,
                 днем, что угоден ГОСПОДУ?

        6 Пост, которого Я хочу, таков:
        снимите узы несправедливости с человека,
                 с его шеи снимите ярмо!
        Порабощенным даруйте свободу,
                 всякое ярмо уничтожьте!
        7 С голодным поделись едой,
        бедняков бездомных к себе домой приведи.
        Увидишь нагого - одень его;
        не отворачивайся от своих родных.
        8 Тогда воссияет твой свет, как заря,
                 и быстро наступит твое исцеленье.
        Перед тобою пойдет избавленье твое,
                 а позади - слава ГОСПОДА, как защита.
        9 Тогда ты к ГОСПОДУ воззовешь - и Он ответит,
        позовешь на помощь - и Он скажет: "Я здесь!"

        Если всякое ярмо ты у себя уничтожишь,
        перестанешь показывать пальцем и клеветать,
        10 и ради голодного пожертвуешь всем,
                 и дашь угнетенным всё, что им нужно, -
        вот тогда вспыхнет во тьме твой свет
                 и твой мрак превратится в яркий полдень.
        11 Будет ГОСПОДЬ вести тебя всегда,
        даже на землях сухих Он даст тебе всё,
        укрепит Он тело твое.
        Ты станешь как орошенный сад,
                 как неиссякающий источник.


> Сегодняшнее чтение посвящено теме, во все времена весьма актуальной.
> Прежде  всего,  конечно же, речь идёт о посте. Но, при более близком
> рассмотрении, окажется, что речь, в сущности, идёт о внешней стороне
> религиозной жизни вообще. Нужна ли она,   и если  нужна, то для чего
> и  в  какой  мере?  Наверное,  не было в истории религиозных исканий
> человечества  вопроса  более спорного, чем этот. И ответы были прямо
> противоположными. Одни полагали в ритуальной стороне религии главный
> смысл  религиозной жизни вообще;   для других  внешняя религиозность
> во  всяком   её  проявлении  была   несомненным  злом,   от которого
> надо бежать без оглядки. Замечательно, что пророк не впадает в такие
> крайности.   Он   не говорит,  что пост плох или хорош  сам по себе.
> Для него,  похоже,  важнее всего  не внешняя  сторона, которая  сама
> по   себе     нейтральна,   а    внутреннее,   духовное   наполнение
> этого  религиозного  акта. И дело, по-видимому, не только в том, что
> без  любви  к  человеку  нет  и не может быть у верующего нормальных
> отношений  с  Богом,   к  каким  бы  приёмам он  ни прибегал.  Дело,
> быть  может, прежде всего  в открытости  - в  открытости к ближнему,
> без  которой  не  может быть и открытости к Богу, просто потому, что
> это две   стороны   одного и  того  же состояния. В сущности, пророк
> здесь  напоминает  нам  о том,   что невозможно  получить что-нибудь
> от  Бога  для  себя. 'Моим' ничто данное мне от Бога стать не может,
> если  только  оно  не  станет  'нашим',  если  это 'своё' я не отдам
> ближним,   а попытаюсь  оставить себе, не с кем им  не делясь. И это
> не  воспитательная  мера.  Просто,  наверное, всё, что Бог нам даёт,
> таково  по  своей природе - оно принадлежит или каждому, или никому.
> Потому,  наверное,  и  пост 'для себя' - не пост, и молитва, которой
> отгораживаешься  от  других,  - не молитва,  а заклинание.  И  снова
> всё  упирается  в  простую,  в  общем-то,  истину, которую старается
> донести  до  нас  пророк:   Бог  настолько  же открыт нам, насколько
> мы открыты ближним.


* * *

48      17 Так говорит ГОСПОДЬ, Избавитель твой,
                  Святой Бог Израиля:
         - Я - ГОСПОДЬ, Бог твой,
        Я наставляю тебя, чтобы тебе помочь,
                  направляю тебя на путь, по которому ты должен идти.
        18 О, если бы ты внимал повеленьям Моим!
        Тогда текло бы счастье твое, как поток,
                  твое благоденствие было бы как волны морские.
        19 Было бы потомство твое песку подобно,
                  стали бы дети твои многочисленны, словно песчинки!
        Не исчезло бы, не погибло их имя предо Мною.

        20 Уходите из Вавилона, бегите из Халдеи!
        Радостным криком возвещайте, провозглашайте,
        несите эту весть до края земли, говорите:
        "ГОСПОДЬ даровал избавленье рабу Своему, Иакову!"
        21 Не страдали они от жажды, когда Он их вел по пустыне.
        Он сделал так, что вода полилась для них из скалы:
                  скалу Он рассек, и хлынула вода.

        22 "Нет мира злодеям!" - говорит ГОСПОДЬ.

        49 1 - Слушайте меня, острова,
                  внимайте, дальние народы!
        От рожденья призвал меня ГОСПОДЬ,
                  позвал Он меня по имени, едва из утробы я вышел.
        2 Он уста мои сделал - как острый меч,
        укрыл меня тенью руки Своей,
        в стрелу заостренную меня превратил
        и спрятал в Свой колчан.

        3 Он сказал мне: "Ты - раб Мой, Израиль,
        в тебе Я прославлюсь!"
        4 А я-то думал, напрасно тружусь я,
                  попусту, тщетно силы трачу...
        Но есть для меня справедливость - у ГОСПОДА,
                  есть мне награда - от Бога моего!



> Сегодняшнее  чтение  вновь  возвращает   нас  к теме остатка,  хотя,
> на  первый  взгляд,   об остатке здесь вообще  речи не идёт.  А  вот
> об обещанном    прежде    возвращении   на землю  предков  говорится
> как о чём-то близком и почти уже состоявшемся. И всё же тема остатка
> здесь  присутствует,  что  и   не удивительно,  если  вспомнить, что
> из   вавилонского  плена  действительно  вернулось  меньшинство.  И,
> наверное,    многие  задумывались  в эти  дни о судьбах народа Божия
> и  о  том  нелёгком пути,  которым  пришлось пройти  евреям  прежде,
> чем  открылся  им  путь  из Вавилона в землю отцов. Так ли неизбежно
> было всё, что произошло? Конечно, в Палестину возвращался уже совсем
> другой  народ,  многое переживший и понявший, - и в этом смысле плен
> не  прошёл  даром.  Но в любом случае вавилонский разгром и плен был
> для  еврейского народа национальной катастрофой. Более того - он был
> ещё и катастрофой духовной. И, когда такая катастрофа позади, вполне
> естественно  задуматься  о  смысле всего происшедшего. А, между тем,
> произошло   именно  то,   о  чём  говорили пророки. Народ уменьшился
> в  числе,  речь  действительно  приходится  вести  скорее об остатке
> народа,   но  оставшимися  были   как раз те,  кто сохранил верность
> Богу  Израиля.  Остальные благополучно ассимилировались в в общем-то
> отнюдь  не  враждебном  Вавилоне.  А  могло  ли  вообще  быть иначе?
> Сегодняшний  отрывок  как  раз  и  отвечает  на этот вопрос. И ответ
> вполне  однозначный:  да,  могло  бы.  Всё  зависит только от самого
> народа.  От его выбора.   От того  'да' или  'нет',  который говорит
> народ  Божий  своему  Богу. Конечно, план Божий осуществится в любом
> случае.  Бог не меняет своих замыслов и, в отличие от Своего народа,
> остаётся  верен  однажды  заключённому  завету. Но сколько продлится
> плен,   произойдёт  ли  вообще   в истории  народа  такая катастрофа
> или нет, велик или мал окажется остаток - это зависит уже не столько
> от   Бога, сколько  от   человека.  Конечно, будет остаток, как  был
> и  народ  Божий  - ведь это провиденциально, это входит в Божий план
> спасения  человечества. А вот кто станет частью этого народа и этого
> остатка  -  это уже вопрос к человеку.  В конечном счёте,  к каждому
> из нас.


65      8 Так говорит ГОСПОДЬ:
        - О грозди, в которой есть сок,
        скажут: "Не губите ее, в ней - благословенье".
        Так и Я поступлю: погублю не всех - ради рабов Моих.
        9 Я дарую Иакову потомство,
                  Иуде потомка дарую - властителя Моих гор!
        На них будут властвовать избранные Мои,
                  рабы Мои будут там обитать.
        10 Для народа Моего, который ко Мне взывает,
        станет Сар`он*  пастбищем овечьим,
                  долина Ах`ор*  - местом, где коровы лежат.

        11 А вы, те, кто ГОСПОДА оставил
                  и забыл гору Мою святую,
        те, кто накрывает стол для Гада,*
                  наливает приправленное вино для Мен`и,*  -
        12 Я обреку вас на смерть от меча,
                  поставят вас всех на колени и зарубят!
        Ибо звал Я, но вы не отвечали,
                  Я говорил, но не слушали вы.
        Вы творили то, что Мне неугодно,
                  избрали то, чего Я не желаю.

        13 Поэтому так говорит Владыка ГОСПОДЬ:
        - Рабы Мои будут есть, а вы - голодать,
                  рабы Мои будут пить, а вы - страдать от жажды,
        возрадуются рабы Мои, а вас ждет позор!
        14 Станут рабы Мои ликовать, весельем наполнятся их сердца,
                  а вы завопите, сердца ваши мука пронзит,
                  заплачете вы - сокрушен будет ваш дух!
        15 Ваше имя останется у избранных Моих как проклятье.
        Владыка ГОСПОДЬ предаст вас смерти,
        а рабам Своим наречет другое имя.

        16 И всякий человек на земле,
        кто будет призывать на себя благословенье,
        воззовет к Богу Верному,
                  и всякий человек на земле,
                  кто будет давать клятву,
                  поклянется Богом Верным.
        Прежние скорби забыты,
                  больше нет их пред взором Моим.


> Сегодняшнее чтение вновь возвращает нас к теме Суда. В сущности, то,
> о чём      говорится    в сегодняшнем    отрывке,   имеет     прямое
> и  непосредственное отношение к этой теме, хотя на первый взгляд это
> не  очень  заметно.  Если, однако, вчитаться в текст, легко увидеть,
> что  тема  возвращения народа Божия на землю отцов приобретает здесь
> явно   эсхатологический  оттенок.  Это  не  случайно:  ведь  и  само
> возвращение  открывалось  пророку как преддверие мессианской  эпохи,
> с  наступлением  которой  и приходит час Страшного Суда. Естественно
> поэтому,    что   в  эсхатологической перспективе враги народа Божия
> (а  значит,  и  враги  Божии)  обречены  на  поражение. Историческая
> конкретика,  связанная  с  поражением  Вавилона,  оказывается  здесь
> скорее  иллюстрацией окончательного поражения всех, кто противостоит
> Богу,  в  конце  времён. Но замечательнее всего не это. Замечательно
> то, что пророк обращается к тем, кто оставляет Бога, предупреждая их
> о  последствиях  и  их  самих  обвиняя  в  том,  что они лишают себя
> возможности   войти   в   Царство   Божие.  Снова  тема  Суда  Божия
> поворачивается  к  нам  той  непривычной   стороной,    которую  нам
> уже  доводилось  видеть  прежде  в  пророческой  проповеди:  не  Бог
> осуждает  человека,  а человек отталкивает Бога - отталкивает не тем
> даже,   что грешит, а тем, что грех считает нормой  жизни,  ни в чём
> не  раскаиваясь  и  ничего  не  собираясь  менять. И ведь, что самое
> интересное,   речь  пророка  обращена не  к тем,  кто  был язычником
> с самого начала, а к тем, кто 'оставил Господа', т.е. к отступникам.
> Видимо,   страшно не  незнание Бога  само по себе -  в конце концов,
> для падшего человека это нормальное состояние. Страшно уйти от Бога,
> которого  узнал. И не в том, конечно же, дело, что Бог рассердится -
> Он  не  обидчив.  Просто  незнание  Бога  -  вещь  поправимая. А вот
> осознанное 'нет' Богу,  Которого знаешь,  с Которым встречался лицом
> к лицу, - это действительно стена. Непреодолимая. Даже для Бога.
        [ В.В.Сорокин.
          Книга пророка Исаии (в помощь изучающим Священное Писание)
          www.bible-center.ru/book/isaiah/005/002;
          www.bible-center.ru/book/isaiah/005/000;
          www.bible-center.ru/book/isaiah/005/003 ]

Тексты из Книги пророки Исайи перед главками - в переводе А.Э.Графова.




+ + + Пособие к проведению Великого поста, день 40:
        www.krotov.info/yakov/3_vera/5_gr_lent/069_gl40.html


Чтобы за время Великого поста прочитать (перечитать) весь Новый Завет,
можно следовать предлагаемому здесь плану (составленному Я.К.).
В этот день:
        Чтение из Евангелий: от Иоанна, глл. 20-21
        www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/joh2.htm#20:1.
        Чтение из Деяний, Посланий или Откровения: Откровение, 19-22
        www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/re.htm#19:1.


Кроме того предлагаю желающим план последовательного чтения
за дни Великого поста трех книг Ветхого Завета:
Бытие, Притчи, Исаийя -
с их текстами в современных переводах,
осуществленных Российским Библейским Обществом:
Исаийя, гл. 52-55: www.messia.ru/r3/is/52-55.htm



***************************************************************** * *
  к еванг. чтению Лазаревой субботы (Ин.11:1-45)
   www.messia.ru/rasylka/007/1809.htm#0
   (еп. Кассиан (Безобразов);
    ссылки на тексты К.Льюиса,  Р.Гвардини,
    cвящщ. Александра Меня, Александра Шмемана, митр. Антония и др.)
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *



# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Теперь, после смерти отца, братья Иосифа, задумались:
 "А что, если Иосиф по-прежнему зол на нас
  и захочет отплатить за горе, которое мы ему причинили?"
 И они велели передать Иосифу:
 "Перед смертью отец завещал, сказать тебе:
  'Прошу тебя, прости братьям их грех, их вину -
   то зло, которое они тебе причинили'.
  Так прости же нас, ведь мы рабы Бога отца твоего!"
 Иосиф плакал, слушая эти слова.
 Братья пришли, простерлись перед на земле,и сказали:
 "Отныне мы твои рабы!"
 Иосиф ответил:
 "Разве я Бог?
  ВОТ, ВЫ УМЫШЛЯЛИ ПРОТИВ МЕНЯ ЗЛО,
  А ПО БОЖЬЕМУ ПРОМЫСЛУ ОНО ОБЕРНУЛОСЬ ДОБРОМ:
  сколько людей спасено из-за этого!
  Не бойтесь. Я буду заботиться о вас и о ваших детях".
 Эти слова успокоили братьев и тронули их сердца.*
                  (Быт.50:15-21, новый перевод РБО)
                                * * *
*Ликуйте с дочерью Иерусалима, / веселитесь о ней, все, кто ее любит!
  Радуйтесь же с нею, все, кто оплакивал ее!
 И будете вы насыщаться из ее грудей, дарующих утешенье,
  будете кормиться с наслажденьем из грудей ее щедрых.
 Так говорит Господь:
 - Теперь Я пошлю ей благоденствие, словно реку,
    пошлю богатства народов, словно полноводный поток!
   И будет она кормить вас грудью, носить на руках,
    на коленях вас нянчить будет.
   Я утешу вас, как мать - своего сына,
    Иерусалим для вас утешением станет!
   Вы увидите - и возрадуются ваши сердца,
    и ваши тела наполнятся жизнью, как молодая трава.
   И явится сила ГОСПОДА на Его рабах, / а Его гнев - на врагах Его.
*Господь придет - как огонь, / колесницы Его - словно смерч!
 Яростным будет отмщенье Его, / Его грозный клич - как языки пламени!
 Огнем и мечом Своим Господь совершит суд над всеми живущими,
  и многие падут от Его руки. ...
*Я иду собирать все народы и племена.
 Они придут и увидят Мою славу, и сотворю Я среди них знаменье!
 Некоторых из тех, кто уцелел, Я отправлю к народам:
 в Таршиш, и в Ливию, и в Лидию, где лучники обитают,
 и в Тувал, и в Грецию - в далекие приморские земли,
 где не слыхали обо Мне и не видели Моей славы.
 И возвестят они народам славу Мою.
 Тогда ваших соплеменников, что живут среди всех народов,
 привезут на лошадях и на колесницах, в крытых повозках,
 на мулах и верблюдах -
 как дар Господу, в Иерусалим, на Мою святую гору, -
 говорит Господь. -
 Так сыны Израиля несут в чистых сосудах
 хлебное приношение в Храм ГОСПОДА.
 А некоторых из них Я сделаю жрецами и левитами, -
 говорит Господь.
* - Как новое небо и новая земля, творимые Мной,
    пребудут предо Мною, -
                            говорит Господь, -
    так пребудет ваше потомство и ваше имя.
    И каждое новолуние, / каждую субботу
    все живущие станут приходить и поклоняться Мне, -
                            говорит Господь. -
    А выходя, все будут видеть трупы людей, восставших против Меня:
    червь, поедающий их, не умрет,
     и огонь, сжигающий их, не погаснет,
    и с отвращеньем будут взирать на них все живущие.*
      (Ис.66:10-16,18-24, новый перевод РБО 2004г., А.Э.Графов)
                                * * *
*Говори за того, кто не может сказать, / за права тех, кто бессилен;
 говори в защиту справедливости, / ради прав нищего и несчастного.*
                                (Пр.31:8, новый перевод РБО)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2169.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * *  Форум /гостевая книга сайта:    www.messia.ru/razd/forum.htm


Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
          www.messia.ru/pomoch.htm#0

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»